Работа педагога - психолога с детьми с ОВЗ.

Ершова Ирина Юрьевна

           На сегодняшний день одной из  самых тревожных тенденций  в образовании является рост  количества детей с ОВЗ.  В связи с этим  сопровождение детей  с ОВЗ в ДОУ должно занимать одно  из основных направлений. 

         Раннее выявление  и своевременная коррекционно - развивающая работа, а также  психолого - педагогическое  и медицинское сопровождение семьи  позволит изменить  траекторию  дальнейшего развития ребенка. Сопровождение  детей  с ОВЗ в ДОУ  осуществляется  строго  в соответствии  с нормативно -  правовыми документами.

             Основные  документы, которые оформляет  педагог- психолог по работе с детьми с ОВЗ.

- Банк данных о детях с ОВЗ, детях - инвалидах;

- Журнал учета форм работы  педагога - психолога с детьми  с ОВЗ.

- Рабочие программы  по работе с детьми с ОВЗ.

- Индивидуальные образовательные маршруты (ИОП).

-  Адаптированные образовательные программы (АОП).

- Карта сопровождения ребенка с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение  МБДОУ

детский сад №1 «Аленушка»

Актуальные направления психолого- педагогической работы  по подготовке детей  с ОВЗ к школе.

        Подготовила педагог- психолог Ершова Ирина Юрьевна

        В системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.

       Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют педагоги-психологи, педагоги учреждений.

      Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.

Так же известно, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7-8 лет.

 Для того чтобы начало школьного обучения детей с отклонением в развитии стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Образно психологическую готовность ребенка к школьному обучению можно сравнить с фундаментом – залог надежности и качества будущей постройки. А неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.

Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.

     В настоящее время модель деятельности педагога-психолога в  МБДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению выглядит следующим образом:

I блок

Работа с детьми.

Этот блок содержит три направления.

1. Диагностика.

          В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу (как индивидуальную, так и подгрупповую).

         Дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации, выбираются новые ориентиры в работе, проводится  оптимизация работы подготовки ребенка к школе.

         В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь.

2. Развивающая работа с детьми.

С детьми, имеющими отклонения в развитии проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием игрового комплекса. Также проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

3. Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.

         Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в коррекционных группах направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом; коррекцию и развитие познавательных процессов

  • восприятия
  • внимания
  • памяти
  • элементов социологического мышления
  • овладение способами и приемами познавательной деятельности
  • зачатками учебной работы
  • развитие перцептивно-моторных функций
  • а также произвольности поведения и деятельности.

      Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом. Для активизации положительного результата в познавательной деятельности (например помощь сказочному герою или мотив выигрыша). Использование соревнований и игр по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.

Чтобы развивать способность ребенка и корригировать проблемы в его развитии применяется:

  • кинезиология (развитие умственных способностей через двигательные упражнения), также каждое занятие включает в себя различные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор и словарный запас, связную речь, элементы логического мышления); -гимнастика мозга (Упражнения «Фонарик», «Ножницы», «Собака», «Лодочка», физминутки «Ухо- нос», Кулак-ребро-ладонь»
  • игры, развивающие внимание и память («Что слышно», «Будь внимателен», «Повтори за мной»;
  • упражнения, развивающие и укрепляющие общие движения, и мелкую моторику («Волшебный мешочек», «Игры со шнурками», «Игры с прищепками»);
  • психогимнастические, релаксационные упражнения («Замедленное движение», «Шалтай- болтай», «Видеотелефон», «Радио»; работу в тетрадях.

     В практике нередки случаи, когда дети с отклонение в развитии здоровья испытывают серьезные трудности в учебе и адаптации к школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, нерешительность, импульсивность, слабое развитие произвольности, демонстративность и другое).

 Следовательно, в коррекционную работу по подготовке детей к школьному обучению следует включать специальные занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы. («Путешествие  в страну настроений», «Вместе весело шагать», «Эмоции удовольствия и радости»)

Помимо фронтальных занятий (подгрупповые) проводятся индивидуальные коррекционные занятия.

II блок

Работа с родителями.

Этот блок содержит три направления.

  1. Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.

             В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детсадом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”.

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

 Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению.

У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Одной из основных задач является:

  • вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.

  Родителей наших детей важно, заинтересовать работой в детском саду, показать, что сможет детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

На родительских собраниях, семинарах  проводить работу с родителями по таким вопросам как:

  • психологические особенности детей с отклонением в развитии старшего школьного возраста;
  • развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения;
  • готовность детей с нарушением интеллекта к обучению в школе;
  • готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации и т.д.,
  • так же проводить тематические консультации,
  • обновлять информацию в родительском уголке,
  • ответы на вопросы родителей помещают в папку “Советы педагога-психолога”, разрабатывать памятки для родителей.

     Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараться  организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям должны быть конкретными, выполнимыми, легко укладывающимися в семейный стиль взаимодействия с ребенком.

2.Индивидуальное консультирование

Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначаются и проводятся после предварительной диагностики готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций педагог освещает итоги диагностики конкретного ребенка; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины - советует обратиться к другим специалистам, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития. Сначала следует отметить позитивные моменты в развитии ребенка, а затем озвучить то, над чем необходимо поработать, и как это делать.

3.Нетрадиционная форма организации работы с родителями.

Для того, чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения педагогом-психологом был разработан тренинг для родителей будущих первоклассников «От дошкольника к школьнику», целью которого является подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Так же в ДОУ проводятся такие формы общения с родителями как:

  • совместные досуги, праздники;
  • участие родителей в выставках;
  • игры с педагогическим содержанием;
  • организация мини-библиотеки.

III блок – Работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе. 

Этот блок содержит 4 направления работы.

1. Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.

Педагог-психологи и учителя-логопеды  выступают на педагогических советах, семинарах, проводят тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития старших дошкольников с отклонением в развитии здоровья, освещают точки зрения различных ученых по подготовке к школе.

2. Индивидуальное консультирование педагогов.

В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи, только в этом случае коррекция недостатков у детей с ОВЗ будет осуществляться системно.

3.Нетрадиционная форма организации.

К такой форме относится семинар-практикум в форме тренинга «Дети с отклонением в развитии здоровья на пороге школы», в ходе которого отрабатываются навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск новых эффективных приемов и способов общения и обучения.

4.Связь со школой.

Проводятся встречи с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.

Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих, а для детей с ОВЗ эти представления формируются только с помощью взрослых. Именно у этой категории детей преобладает дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса. Это мешает их полноценному процессу социализации.

Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность. Отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность.

Перед специалистами нашего учреждения стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им в быту.

Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно-гигиенических навыков включает в себя:

1. Формирование навыков еды: учим детей сидеть за столом, пользоваться ложкой, брать пищу понемногу, пользоваться салфеткой, есть аккуратно.

2. Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные действия ребенка и взрослого, а так же их чередование.

3. Формирование навыков одевания. Предлагается определенная цепочка действий для овладения навыком. Педагоги применяют как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс.

4. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей учатся убирать игрушки после игр.

5. Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. Мы учим детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские взаимоотношения друг с другом. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.

К школьному возрасту дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками. Пред школьная подготовка детей будет успешной, если родители не будут иметь завышенные или заниженные ожидания от ребенка и предъявлять неадекватные требования к нему. При совместной работе родителей и педагогов детского сада дети достигают положительных результатов в обучении и формировании функциональных навыков, необходимых для социализации и адаптации в обществе.  

Вывод. Актуальность работы по сопровождению процесса подготовки детей с ОВЗ к школе в современных условиях очевидна. Она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям с отклонением в развитии и их родителям.