Работа педагога - психолога с детьми с ОВЗ.
На сегодняшний день одной из самых тревожных тенденций в образовании является рост количества детей с ОВЗ. В связи с этим сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ должно занимать одно из основных направлений.
Раннее выявление и своевременная коррекционно - развивающая работа, а также психолого - педагогическое и медицинское сопровождение семьи позволит изменить траекторию дальнейшего развития ребенка. Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ осуществляется строго в соответствии с нормативно - правовыми документами.
Основные документы, которые оформляет педагог- психолог по работе с детьми с ОВЗ.
- Банк данных о детях с ОВЗ, детях - инвалидах;
- Журнал учета форм работы педагога - психолога с детьми с ОВЗ.
- Рабочие программы по работе с детьми с ОВЗ.
- Индивидуальные образовательные маршруты (ИОП).
- Адаптированные образовательные программы (АОП).
- Карта сопровождения ребенка с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальные направления работы педагога - психолога с детьми с ОВЗ. | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ
детский сад №1 «Аленушка»
Актуальные направления психолого- педагогической работы по подготовке детей с ОВЗ к школе.
Подготовила педагог- психолог Ершова Ирина Юрьевна
В системе образования есть принцип равных прав и возможностей в получении образования детьми с отклонением в развитии.
Воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья необходима особая методическая и дидактическая помощь, которую осуществляют педагоги-психологи, педагоги учреждений.
Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту – низкую познавательную активность, которая проявляется неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления детей с нарушением интеллекта.
Так же известно, что дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) отличаются незрелостью и нарушением эмоционально-волевой регуляции поведения и деятельности, что является серьезным фактором неготовности к школьному обучению по достижении возраста 7-8 лет.
Для того чтобы начало школьного обучения детей с отклонением в развитии стало стартовой точкой очередного этапа развития, чтобы этот процесс прошел безболезненно, ребенок должен быть готов к существующей системе образования. Образно психологическую готовность ребенка к школьному обучению можно сравнить с фундаментом – залог надежности и качества будущей постройки. А неготовность ребенка к школе влечет за собой неуспеваемость, расстройство нервно-психической сферы и в целом неблагополучно сказывается на здоровье ребенка.
Одной из актуальных проблем является подготовка ребенка к школе.
В настоящее время модель деятельности педагога-психолога в МБДОУ по сопровождению процесса подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению выглядит следующим образом:
I блок
Работа с детьми.
Этот блок содержит три направления.
1. Диагностика.
В начале учебного года специальное время отводится для обследования детей. Выявляются индивидуальные особенности детей с нарушением интеллекта, уровень их развития, усвоение программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу (как индивидуальную, так и подгрупповую).
Дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации, выбираются новые ориентиры в работе, проводится оптимизация работы подготовки ребенка к школе.
В январе месяце проводится динамическая диагностика готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь.
2. Развивающая работа с детьми.
С детьми, имеющими отклонения в развитии проводятся занятия, направленные на развитие познавательных психических процессов с использованием игрового комплекса. Также проводятся занятия по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.
3. Коррекционно-развивающая работа (групповая и индивидуальная) с детьми.
Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные подгруппы детей. Занятия в коррекционных группах направлены на развитие психических функций, создающих основу для успешного обучения, коррекцию имеющихся отклонений, формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом; коррекцию и развитие познавательных процессов
- восприятия
- внимания
- памяти
- элементов социологического мышления
- овладение способами и приемами познавательной деятельности
- зачатками учебной работы
- развитие перцептивно-моторных функций
- а также произвольности поведения и деятельности.
Работа строится на основе развивающих игр. Задания в одном занятии связаны общей темой, героями или сюжетом. Для активизации положительного результата в познавательной деятельности (например помощь сказочному герою или мотив выигрыша). Использование соревнований и игр по правилам с результативным выигрышем способствует развитию мотива учения в виде желания получить хорошую отметку.
Чтобы развивать способность ребенка и корригировать проблемы в его развитии применяется:
- кинезиология (развитие умственных способностей через двигательные упражнения), также каждое занятие включает в себя различные упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры (расширяющие кругозор и словарный запас, связную речь, элементы логического мышления); -гимнастика мозга (Упражнения «Фонарик», «Ножницы», «Собака», «Лодочка», физминутки «Ухо- нос», Кулак-ребро-ладонь»
- игры, развивающие внимание и память («Что слышно», «Будь внимателен», «Повтори за мной»;
- упражнения, развивающие и укрепляющие общие движения, и мелкую моторику («Волшебный мешочек», «Игры со шнурками», «Игры с прищепками»);
- психогимнастические, релаксационные упражнения («Замедленное движение», «Шалтай- болтай», «Видеотелефон», «Радио»; работу в тетрадях.
В практике нередки случаи, когда дети с отклонение в развитии здоровья испытывают серьезные трудности в учебе и адаптации к школе по причине различных нарушений в эмоционально-волевой сфере (страхи, тревожность, замкнутость, нерешительность, импульсивность, слабое развитие произвольности, демонстративность и другое).
Следовательно, в коррекционную работу по подготовке детей к школьному обучению следует включать специальные занятия, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы. («Путешествие в страну настроений», «Вместе весело шагать», «Эмоции удовольствия и радости»)
Помимо фронтальных занятий (подгрупповые) проводятся индивидуальные коррекционные занятия.
II блок
Работа с родителями.
Этот блок содержит три направления.
- Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.
В соответствии с законом Российской Федерации “Об образовании” и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детсадом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.
Родителей наших будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка с отклонением в развитии к школьному обучению.
У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.
Одной из основных задач является:
- вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащение воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке детей к школе.
Родителей наших детей важно, заинтересовать работой в детском саду, показать, что сможет детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
На родительских собраниях, семинарах проводить работу с родителями по таким вопросам как:
- психологические особенности детей с отклонением в развитии старшего школьного возраста;
- развитие определенных психологических функций, создающих основу для дальнейшего обучения;
- готовность детей с нарушением интеллекта к обучению в школе;
- готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации и т.д.,
- так же проводить тематические консультации,
- обновлять информацию в родительском уголке,
- ответы на вопросы родителей помещают в папку “Советы педагога-психолога”, разрабатывать памятки для родителей.
Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараться организовать компактной, но эффективной, рекомендации родителям должны быть конкретными, выполнимыми, легко укладывающимися в семейный стиль взаимодействия с ребенком.
2.Индивидуальное консультирование
Индивидуальные встречи с родителями наших будущих первоклассников назначаются и проводятся после предварительной диагностики готовности ребенка к школе. В ходе таких консультаций педагог освещает итоги диагностики конкретного ребенка; дает родителям рекомендации по оказанию реальной помощи в его развитии, если есть на то причины - советует обратиться к другим специалистам, готовит родителей к возможным проблемам адаптационного периода и совместно с ними намечает стратегию сопровождения ребенка с ярко выраженными особенностями развития. Сначала следует отметить позитивные моменты в развитии ребенка, а затем озвучить то, над чем необходимо поработать, и как это делать.
3.Нетрадиционная форма организации работы с родителями.
Для того, чтобы помочь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья достойно пройти период подготовки и начало школьного обучения педагогом-психологом был разработан тренинг для родителей будущих первоклассников «От дошкольника к школьнику», целью которого является подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе. Так же в ДОУ проводятся такие формы общения с родителями как:
- совместные досуги, праздники;
- участие родителей в выставках;
- игры с педагогическим содержанием;
- организация мини-библиотеки.
III блок – Работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе.
Этот блок содержит 4 направления работы.
1. Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.
Педагог-психологи и учителя-логопеды выступают на педагогических советах, семинарах, проводят тематические консультации по теоретическим вопросам, касающимся особенностей развития старших дошкольников с отклонением в развитии здоровья, освещают точки зрения различных ученых по подготовке к школе.
2. Индивидуальное консультирование педагогов.
В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные подходы и методы работы с отдельными детьми. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре возможна при условии совместного планирования работы: выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач. Важно, чтобы все педагоги одновременно каждый на своем занятии решали коррекционно-образовательные задачи, только в этом случае коррекция недостатков у детей с ОВЗ будет осуществляться системно.
3.Нетрадиционная форма организации.
К такой форме относится семинар-практикум в форме тренинга «Дети с отклонением в развитии здоровья на пороге школы», в ходе которого отрабатываются навыки работы по подготовке детей к школе, ведется поиск новых эффективных приемов и способов общения и обучения.
4.Связь со школой.
Проводятся встречи с учителями начальных классов, логопедами, педагогами-психологами, на которых обсуждаются индивидуальные особенности детей, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.
Каждый ребенок постепенно учится понимать самого себя и окружающих, а для детей с ОВЗ эти представления формируются только с помощью взрослых. Именно у этой категории детей преобладает дефицит знаний о предметах и явлениях окружающего мира, отмечается слабая речевая регуляция, ограниченность словарного запаса. Это мешает их полноценному процессу социализации.
Для успешной учебной деятельности будущего первоклассника очень важна его физическая подготовленность. Отклонения в физическом развитии отрицательно сказывается на поведении ребенка, тормозят его умственную деятельность.
Перед специалистами нашего учреждения стоит задача сформировать у детей с ОВЗ навыки и умения необходимые им в быту.
Формирование элементарных умений по самообслуживанию и культурно-гигиенических навыков включает в себя:
1. Формирование навыков еды: учим детей сидеть за столом, пользоваться ложкой, брать пищу понемногу, пользоваться салфеткой, есть аккуратно.
2. Формирование навыков умывания. При обучении используются совместные действия ребенка и взрослого, а так же их чередование.
3. Формирование навыков одевания. Предлагается определенная цепочка действий для овладения навыком. Педагоги применяют как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс.
4. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке. Привлекаем детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Дети с помощью воспитателей учатся убирать игрушки после игр.
5. Навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений. Мы учим детей здороваться и прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность; воспитываем заботливое отношение к людям и товарищеские взаимоотношения друг с другом. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.
К школьному возрасту дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками. Пред школьная подготовка детей будет успешной, если родители не будут иметь завышенные или заниженные ожидания от ребенка и предъявлять неадекватные требования к нему. При совместной работе родителей и педагогов детского сада дети достигают положительных результатов в обучении и формировании функциональных навыков, необходимых для социализации и адаптации в обществе.
Вывод. Актуальность работы по сопровождению процесса подготовки детей с ОВЗ к школе в современных условиях очевидна. Она дает положительные результаты, а главное, оказывает реальную действенную помощь детям с отклонением в развитии и их родителям.