Деятельность с воспитанниками
Материал по образовательной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МАДОУ д/с «Радуга»
Е. Н. Матвейчук
«15»февраля 2017г.
Вариативная программа
по обучению воспитанников старшего дошкольного возраста
правилам дорожного движения и
безопасному поведению на улицах города
«АЗБУКА ПЕШЕХОДА»
(для детей дошкольного возраста 5-7 лет)
Программу разработала:
Гурова Е.В., социальный педагог
г. Советский
2017г.
Содержание программы
Паспорт программы | 2 |
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка | 5 |
РАЗДЕЛ 2. Содержание работы с детьми по освоению правил дорожного движения | 11 |
РАЗДЕЛ 3. Содержание работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения | 20 |
РАЗДЕЛ 4. Содержание работы с педагогами по обучению детей правилам дорожного движения | 25 |
РАЗДЕЛ 5. Содержание работы с социальным партнером (сотрудниками ГИБДД) обучению детей правилам дорожного движения. | 26 |
Заключение | 27 |
Литература | 27 |
Безопасное поведение ребёнка на улице –
это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях
(Р.Б. Стёркина).
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Вариативная программа по обучению воспитанников старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному поведению на улицах города «АЗБУКА ПЕШЕХОДА» |
Исполнитель программы | МАДОУ д/с «Радуга»» |
Юридический адрес | 628240 Тюменская область, г.Советский, ул. Макаренко 9. |
Сроки реализации программы | Программа рассчитана на два года. |
На кого рассчитана программа | Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет (старших и подготовительных к школе групп). |
Цель Программы | Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, путем создания условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, и формирование у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города. |
Задачи Программы |
формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Ожидаемые результаты:
Родители:
Педагоги:
Сотрудники полиции:
|
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Азбука пешехода» разработана для обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города. Данная программа регулируется нормативными документами:
- Правилами дорожного движения РФ,
- Федеральным законом «Об образовании в РФ»,
- Конвенцией РФ,
- Федеральным государственным образовательным стандартом,
- Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Радуга»: /[С.Г. Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н. Доронова и др.; науч. руков. Е.В. Соловьева].- М. Просвещение, 2014.-232с.
- Методическим пособием для воспитателей «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет»/ Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. – М.: Просвещение, 2015. – 96с.
Обеспечение здоровья детей - основная цель и главная задача цивилизованного общества. Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости движения, пробки на дорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится и остается все более актуальной проблемой.
Почти каждый гражданин бывает и в роли пешехода, и в роли водителя. А наши дети осваивают эти роли через игровую деятельность. Поэтому все водители должны помнить, что в их руках жизнь и здоровье людей. А родители должны помнить, что от их воспитания и внимания зависит безопасность детей. Дети должны знать, что только знание и соблюдение правил дорожного движения сохранит им жизнь и здоровье.
Чтобы наши дети стали законопослушными пешеходами, необходимо познакомить их с правилами дорожного движения и научить их беспрекословно выполнять. Поэтому необходимо начать обучение правилам дорожного движения в дошкольном возрасте. Ведь все начинается в детстве. Эта задача будет успешно реализовываться при взаимодействии воспитателей и родителей, а также общественных организаций. Но основная роль отводится дошкольному учреждению, поскольку, большую часть времени ребенок проводит именно здесь.
Главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Необходимо помнить, что на поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей:
- дети не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части.
- дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет.
-дети не способны заметить приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.
-дети обладают другими, отличными от взрослых людей, особенностями слуха и зрения. Поэтому им сложно определить, откуда слышится звук.
-дети не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот.
-услышав сигнал автомобиля, дошкольники могут сделать шаг навстречу опасности.
- дети боятся больших грузовых машин, автобусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.
- у детей дошкольного возраста еще недостаточно хорошо сформирована координация движений, они не могут одновременно выполнять сразу несколько действий.
В экстремальной ситуации, когда нужно решить, как поступить, дошкольники теряются, впадают в состояние безысходности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе.
Дошкольников нельзя отпускать одних на улицу, при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку.
Программа «Азбука пешехода» создана с учетом возрастных особенностей детей, нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, адаптирована к условиям детского сада. Способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов, путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор возможной будущей профессии.
Педагогическая целесообразность:
Важное значение имеет то, что игра дает возможность ребенку включиться в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта поведения на дорогах и улицах города.
Цель программы:
Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, путем создания условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения, и формирование у них устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Основные задачи программы:
- Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий.
- Организация предметно-развивающей среды ДОУ.
- Разработка комплекса мероприятий по
формированию у детей навыков
безопасного поведения на дороге.
- Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге и улицах города.
- Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
Основные принципы реализации программы:
- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
- Системности – работа должна строится систематически.
- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
- Возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Принцип социальной безопасности – воспитанники должны понимать, они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
- Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей, которые могут стать активным участником педагогического процесса.
Основные направления деятельности программы:
- Непосредственно-образовательная деятельность
- Беседы, подвижные, дидактические игры
- Выставки рисунков
- Совместная работа с ГИБДД
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Расширение представлений об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения
- Сформированность устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.
- Отрицательное отношение к нарушениям правил дорожного движения.
- Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Родители:
- Понимание необходимости обучения детей правилам дорожного движения
- Повышение активности к обеспечению безопасности дорожного движения
- Готовность к сотрудничеству
Педагоги:
- Удовлетворенность от результатов своей деятельности
- Новые проекты
- Позитивная оценка родителями педагогической деятельности по обучению детей правилам дорожного движения
Сотрудники полиции:
- Удовлетворенность от проведения профилактических мероприятий по правилам дорожного движения с детьми
- Удовлетворенность от проведения профилактических мероприятий по правилам дорожного движения с родителями
Срок реализации программы: 2 года ( занятия проводятся один раз в месяц).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Мероприятия с детьми проводятся 1 раз в месяц,
с родителями – 2 раза в квартал,
с педагогами – 1 раз в квартал,
с сотрудниками ГИБДД – 1 раз в квартал.
Способом проверки достигнутых результатов является проведение
открытых занятий в конце учебного года.
Для достижения ожидаемых результатов, работа выстраивается в разных направлениях:
- Взаимодействие с детьми
- Сотрудничество с педагогами
- Сотрудничество с родителями
- Сотрудничество с сотрудниками ГИБДД
- Взаимодействие с детьми.
В работе с детьми используются такие формы: индивидуальные, групповые.
Групповую форму работы проводится через непосредственно образовательную деятельность с детьми, в которую включаются подвижные игры, в основном, когда изучен материал.
Активно используются дидактические игры, на формирование основ безопасного поведения, чаще всего в подгрупповой форме взаимодействия.
В работе со старшими дошкольниками, чтобы образовательная деятельность была более интересной и разнообразной, организуются прогулки- экскурсии к светофору, где дети могут наглядно увидеть движение транспортного потока, закрепляют знания о предназначении светофора и его сигналах, движение пешеходов.
Для формирования познавательного интереса к профессии полицейского, к изучению правил дорожного движения для бесед с детьми приглашается сотрудник полиции.
Формы и методы, применяемые в работе с детьми:
- Игровой метод - создание игровой ситуации.
- Словесный метод - чтение художественной литературы, беседы, пояснения, объяснения, вопросы.
- Наглядный метод - демонстрация наглядных пособий, наблюдения на экскурсиях.
- Практический метод - упражнения, эстафеты, игровые ситуации, игровые действия на площадке ПДД.
Для реализации программы используются такие средства, как, детский транспорт: машинки, грузовики; игры-макеты; картинки и иллюстрации о работе сотрудников ГИБДД, о дорожных ситуациях, художественная литература; оборудование для проведения подвижных игр; технические средства – презентации, видео – диски.
Непосредственно-образовательная деятельность по обучению правил дорожного движения проводится на специально оборудованной площадке ПДД.
Теоритическая часть непосредственно-образовательной деятельности обычно проходится в группе, с использованием наглядного материала (иллюстрации, дидактические карточки), дидактических игр, презентаций, художественной литературы по теме.
- Сотрудничество с родителями
С родителями воспитанников проводятся индивидуальные и групповые консультации, организуется выступление на родительских собраниях сотрудников ГИБДД, проводятся совместные мероприятия детей и родителей, оформляются тематические папки «Безопасность» для приемной каждой возрастной группы.
Методы, применяемые в работе с родителями:
- Анкетирование
- Родительские собрания
- Консультации индивидуальные и групповые
- Показ открытых занятий
- Сотрудничество с педагогами
По всем направлениям деятельности ДОУ по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма с педагогами определены формы работы:
- Практические обучающие занятия
- Анкетирование
- Оформление стендов
- Выставки
- Обзор литературы
- Сотрудничество с ГИБДД
Огромную роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма играет взаимодействие с сотрудниками ГИБДД, которое реализуется в разнообразных формах работы – беседах с воспитанниками, проведении экскурсий к светофору, в участии на родительских собраниях, в предоставлении памяток для родителей, в участии в мероприятиях ДОУ.
РАЗДЕЛ 2. Содержание работы с детьми по освоению правил
дорожного движения
Занятия по обучению ПДД проводятся 1 раз в месяц в организованной деятельности с детьми в форме занятий, всего 9 занятий в год.
Основной формой педагогической работы с детьми является фронтальная, но может использоваться - и индивидуальная.
Данные занятия направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города.
Срок реализации программы: 2 года.
Способы проверки результатов освоения программы: итоговые мероприятия в конце учебного года.
Перспективные планы составлены в соответствии с ФГОС, с учетом возрастных особенностей, материально – технической базы ДОУ.
Перспективный план работы
по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному
поведению на дороге (старшая группа)
(продолжительность занятия 25 минут)
Задачи:
- Знакомить детей с улицами города и движением транспорта.
- Учить правилам поведения в общественном транспорте и в автомобиле.
- Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров.
- Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
- Наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира во время экскурсий.
- Знакомить детей с видами транспорта, специализированным транспортом.
- Закреплять полученные знания в практической ситуации.
Показатели развития:
- Дети знают, что переходить проезжую часть можно только в специально обозначенном для этого месте.
- Знают, как вести себя на остановке и в общественном транспорте, а также в автомобиле.
- Знают различные виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специализированный).
- Умеют ориентироваться в ситуации, приближенной к действительности, по дорожным знакам.
- Имеют представление о работе регулировщика.
Дата | № п/п | Форма занятия | Тема занятия | Программное содержание | Форма работы |
Сентябрь | 1 | НОД | «Знакомство с улицей» | Познакомить с особенностями улицы, строений, дорог, движением транспорта. | Фронтальная индивидуальная |
Октябрь | 2 | НОД | «Светофор» | Уточнить и закрепить представления детей о значениях светофора. Закрепить знания перехода проезжей части. | Фронтальная индивидуальная |
Ноябрь | 3 | Беседа | Экскурсия | Наглядно познакомить детей с работой светофора, движением транспорта, пешеходов. | Фронтальная |
Декабрь | 4 | НОД | «Я- пешеход» | Закрепить понятие «пешеход». Тренироваться в применении полученных знаний в практической ситуации. | Фронтальная индивидуальная |
Январь | 5 | НОД | «Транспорт» | Расширять представления детей о транспорте, о видах транспорта. | Фронтальная индивидуальная |
Февраль | 6 | НОД | «Специализированный транспорт» | Дополнить представления детей о транспорте. | Фронтальная индивидуальная |
Март | 7 | НОД | «Я - пассажир» | Познакомить детей с правилами поведения в автомобиле, общественном транспорте. | Фронтальная индивидуальная |
Апрель | 8 | НОД | «Правила уличного движения» | Повторить и закрепить изученные правила. | Фронтальная индивидуальная |
Май | 9 | Викторина | «Это знать ты должен» | Привлечение родителей к проблеме изучения детьми ПДД, закрепление изученного материала. | Фронтальная индивидуальная |
Перспективный план работы
по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному
поведению на дороге (подготовительная группа).
(продолжительность занятия 30 минут)
Задачи:
- Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков, знакомить с новыми.
- Познакомить с историей возникновения светофора, о древнем значении цветов «красный, желтый, зеленый».
- Познакомить с назначением дорожных знаков «Знаки сервиса».
- Познакомить с работой регулировщика движения.
- Продолжать наблюдение на экскурсии за движением транспортного потока, уметь анализировать дорожную ситуацию.
- Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.
- Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.
Показатели развития:
- Дети знают новую категорию дорожных знаков- «Знаки сервиса».
- Знают значения дорожных знаков, умеют определить их правильное расположение на улицах города.
- Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.
- Умеют вести себя в общественном транспорте и на остановке.
- Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.
- Умеют применять полученные знания на площадке ПДД в специально созданной дорожной ситуации.
Дата | № п/п | Форма занятия | Тема занятия | Программное содержание | Форма работы |
Сентябрь | 1 | НОД | «Улицы нашего города» | Познакомить с историей нашего города. | Фронтальная индивидуальная |
Октябрь | 2 | НОД | «Наши помощники» | Познакомить с историей возникновения светофора и дорожных знаков. Закрепить знания перехода проезжей части. | Фронтальная индивидуальная |
Ноябрь | 3 | Беседа | Экскурсия | Наблюдение за движением транспортного потока, знакомство с дорожными знаками нашей улицы. | Фронтальная |
Декабрь | 4 | НОД | «Знакомство с новыми знаками» | Продолжить знакомство детей с дорожными знаками – «Знаками сервиса». Продолжать тренироваться в применении полученных знаний в практической ситуации. | Фронтальная индивидуальная |
Январь | 5 | НОД | «Я – участник движения» | Закрепить понятия – пешеход и водитель. | Фронтальная индивидуальная |
Февраль | 6 | НОД | «Регулировщик» | Познакомить детей с работой регулировщика. Тренироваться в практической дорожной ситуации. | Фронтальная индивидуальная |
Март | 7 | НОД | «Азбука пешехода» | Закрепление знаний о правилах дорожного движения. Изготовление книжки-малышки «Азбука пешехода» | Фронтальная индивидуальная |
Апрель | 8 | НОД | «Велосипедист» | Познакомить с историей возникновения велосипеда. Познакомить и закрепить правила перемещения на велосипеде. | Фронтальная индивидуальная |
Май | 9 | Спортивное развлечение | «Автостоп» | Привлечение родителей к проблеме изучения детьми ПДД, совместная деятельность детей и родителей. акрепление изученного материала. | Фронтальная индивидуальная |
Перечень знаний, которыми должны владеть дети дошкольного возраста по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах к концу обучения.
1. Дети должны знать, что такое дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов; пешеход, водитель, пассажир.
2. Виды транспорта (грузовые и легковые автомобили, автобус, троллейбус, трамвай, поезд).
3. Пешеходный переход (наземный, подземный, надземный).
4. Правила перехода дороги (посмотреть налево, право и т.д.)
5. Опасные места на улицах и дорогах.
6. Проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожные знаки, светофор – транспортный, пешеходный.
7. Виды и назначение транспорта.
8. Опасные и безопасные действия.
9. На проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипеде, роликах, самокате.
Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:
Автобусная остановка - место остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров.
Водитель - человек, управляющий транспортным средством.
Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
Железнодорожный переезд - любое пересечение дороги железнодорожными путями.
Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
Островок безопасности - место между разделительными полосами на проезжей части дороги, может быть обозначено треугольником.
Пассажир - человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.
Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход - место обозначенное для перехода через улицу.
Посадочная площадка - место, где пассажиры ожидают общественный транспорт. Если посадочная площадка отсутствует, транспорт ожидают на тротуаре или обочине.
Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях), границы которых обозначены разделительными полосами.
Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.
Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.
РАЗДЕЛ 3. Содержание работы с родителями
по обучению детей правилам дорожного движения
Перед педагогам дошкольного учреждения стоит задача – донести информацию не только для детей, но и для их родителей, таким образом, чтобы у них выработалась устойчивая привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать также своих детей.
Недостаточный уровень культуры поведения взрослых на улице, в общественном транспорте, нарушение ими Правил дорожного движения приводит к таким же явлениям и у детей.
Перед родителями с информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, городе обязательно должны выступать сотрудники ГИБДД.
С целью оказания консультативной и обучающей помощи родителям ведется тематический раздел в «Уголке безопасности» - «Безопасность», где размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, наглядная информация).
На регулярной основе с родителями проводятся совместные собрания, мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Устраиваются открытые занятия по теме, инсценировки, родители вовлекаются в процесс воспитания грамотного пешехода. Такие совместные занятия помогают продемонстрировать знания дошкольников о Правилах дорожного движения, а родители могут поделиться опытом воспитания у детей культурного, грамотного поведения на улице, разбираются проблемные ситуации на дороге.
В детском саду систематически организовываются выставки детских поделок, аппликаций, рисунков по теме изучения дошкольниками Правил дорожного движения.
Воспитатели ориентируют родителей на то, чтобы они постоянно решали с ребенком проблемные ситуации на дороге, настойчиво и терпеливо разъясняли ему правила пешехода и пассажира и сами были в этом примером.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка, трудятся совместно с воспитателями, помогают в изготовлении атрибутов,
дидактических игр.
Таким образом, с целью формирования у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
Дата | № п/п мероприятия | Форма мероприятия | Название мероприятия | Группа, возрастная категория |
Старшая группа | ||||
Сентябрь | 1 | Консультация | «Схема безопасного маршрута домой» | Старшая |
Октябрь | 2 | Родительское собрание | «Детский дорожно-транспортный травматизм» | Старшая |
Ноябрь | - | - | - | - |
Декабрь | - | - | - | - |
Январь | 3 | Родительское собрание | «Обеспечение безопасности детей по дороге в д/с и домой» | Старшая |
Февраль | 4 | Домашнее задание- совместная деятельность с детьми – рисунок. | «Машины - помощники» | Старшая |
Март | 5 | Консультация | «Пристегни!» | Старшая |
Апрель | 6 | Родительское собрание | «Еще раз о правилах дорожного движения» | Старшая |
Май | Викторина | «Это знать ты должен» | Старшая | |
Дата | № п/п мероприятия | Форма мероприятия | Название мероприятия | Группа, возрастная категория |
Подготовительная к школе группа | ||||
Сентябрь | Консультация | «Изучаем ПДД вместе» | Подготовительная к школе группа | |
Октябрь | Родительское собрание | «Детский дорожно-транспортный травматизм» | Подготовительная к школе группа | |
Ноябрь | - | - | Подготовительная к школе группа | |
Декабрь | Совместная с детьми работа | «Знак сервиса» | Подготовительная к школе группа | |
Январь | Родительское собрание | «Обеспечение безопасности детей по дороге в д/с и домой» | Подготовительная к школе группа | |
Февраль | Домашнее задание- совместная деятельность с детьми – рисунок. | - | Подготовительная к школе группа | |
Март | Консультация | «Велосипед» | Подготовительная к школе группа | |
Апрель | Родительское собрание | «Еще раз о правилах дорожного движения» | Подготовительная к школе группа | |
Май | - | Подготовительная к школе группа |
РАЗДЕЛ 4. Содержание работы с педагогами
по обучению детей правилам дорожного движения
Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как такую серьезную и жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Конечно, в виде игры, но игры поучительной. С каждого игрового занятия и досуга дети обязательно должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в нужный момент и, конечно, поможет сохранить жизнь и здоровье.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно — образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя чёткого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, специально оборудованная площадка ПДД.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить систематически, постоянно.
Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:
- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах
и дорогах города, в общественном и личном транспорте
- научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;
- пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД;
- воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Чтобы повысить компетентность педагогов в вопросах обучения детей правилам дорожного движения, с ними организуются следующие формы профилактической работы:
Дата | № п/п мероприятия | Форма мероприятия | Название мероприятия |
Сентябрь | 1 | Консультация | «Важность обучения ПДД дошколят» |
Октябрь | - | - | - |
Ноябрь | - | - | - |
Декабрь | 2 | Деловая игра | «Знатоки ПДД» |
Январь | - | - | - |
Февраль | - | - | - |
Март | 3 | Беседа | «Рекомендуем родителям» |
Апрель | - | - | - |
Май | - | - | - |
РАЗДЕЛ 5. Содержание работы с социальным партнером
(сотрудниками ГИБДД) обучению детей правилам дорожного движения.
Для того чтобы, больше заинтересовать родителей проблемой обучения детей правилам дорожного движения взаимодействуем с сотрудниками ОГИБДД ОМВД РФ г.Советский, которые регулярно встречаются с родителями нашего сада.
Сотрудник ГИБДД строит свое выступление на статистических данных по нарушению правил дорожного движения водителями и пассажирами. Уделяет большое внимание детскому травматизму при ДТП. Рассказывает о профилактической работе среди детей и взрослых по сохранению их жизни на улицах города, еще раз уделяя внимание тому факту, что родители являются примером для своих детей.
Дата | № п/п мероприятия | Форма мероприятия | Название мероприятия |
Сентябрь | 1 | - | - |
Октябрь | - | Родительское собрание | «Детский дорожно-транспортный травматизм» |
Ноябрь | - | - | - |
Декабрь | 2 | - | - |
Январь | - | Родительское собрание | «Обеспечение безопасности детей по дороге в д/с и домой» |
Февраль | - | - | - |
Март | 3 | - | - |
Апрель | - | Родительское собрание | «Еще раз о правилах дорожного движения» |
Май | - | - | - |
Заключение.
Воспитание дисциплинированного, грамотного пешехода является составной частью воспитания общей культуры человека. Достичь желаемого результата поможет грамотная и совместная работа педагогов, родителей и сотрудников ГИБДД.
Любопытство, жажда знаний, познавательный интерес часто приводят детей к реальным опасностям. И только в тесном содружестве ДОУ и семьи, возможно выработать у детей устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Перспективы на будущее – в дальнейшем продолжать работу в данном направлении, разработать проект по данной теме, более активно привлекать к работе родителей воспитанников и педагогов ДОУ.
Литература
- Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
- Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
- Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
- Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
- Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.
- Старцева О.В. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. –М.: ТЦ Сфера, 2012г.- 64с.
- Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры.-Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.-168с.
- Сорокина Л.А. Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения: Практическое пособие.-М.:АРКТИ, 2011.-64с.
- Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. – Изд.-2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.-173с.
Предварительный просмотр:
Картотека игр по правовому воспитанию дошкольников.
Вопрос защиты прав детей – один из самых актуальных. Дошкольный возраст — период, когда начинает складываться мировоззрение ребёнка, его самосознание, отношение к другим людям. И если сделать социальный мир для детей близким и понятным, это поможет сформировать у них активную жизненную позицию. Поэтому, в дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг другу, помогать друг другу.
Правовое воспитание в дошкольном учреждении направлено на решение следующих задач:
- дать детям представление о собственных правах и обязанностях;
- учить оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовым нормам;
- воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям, сопереживание.
Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра. Она помогает познать дошкольнику окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт.
Предлагаю небольшую подборку игр по правовому воспитанию дошкольников:
Казахская народная игра «Жмурки в кругу».
Цель: закрепляем знание права на имя.
Ход игры: для игры начертить на полу круг, водящему завязать глаза. Он старается поймать и узнать кого-нибудь из ребят. Если имя названо правильно, водящим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если водящий выходит за пределы круга, дети говорят ему об этом.
«Назови ласково»
Цель: Познакомить детей с ласковыми именами.
Ход игры: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка, В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.
«Как растёт имя».
Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Иришка — Ира — Ирина — Ирина Петровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.
«Назови полное имя»
Цель. Развивать коммуникативную компетентность.
(В игре можно использовать имена детей, которые присутствуют на занятии).
Первый вариант: Воспитатель называет неполную форму имени, а дети – полное имя:
Яшенька, Яша – Яков
Тема, Темочка – Артем
Коля, Николенька, Колечка – Николай
Настенька, Настюша – Анастасия
Леша, Алешенька – Алексей
Леня, Лёнечка – Леонид
Второй вариант: Воспитатель называет полную форму имени, а дети – неполную:
Екатерина – Катя, Катенька, катюша
Людмила – Люда, Людочка, Мила
Елена – Лена, Леночка и т.д.
Игра «Образуй отчество»
Цель: учить образовывать отчества от мужских имен; развивать речь.
Ход игры. Воспитатель называет мужское имя, а дети образуют от него отчество. (Например, Игорь – Игоревна, Игоревич). В игре можно использовать мяч.
«Четвертый лишний»
Цель: развивать внимание. Развивать коммуникативную компетентность.
Ход игры. Воспитатель называет четыре имени, а дети определяют лишнее в группе, давая свое объяснение.
Настя, Таня, Миша, Люба.
Коля, Толя, Ваня, Оля.
Иван, Анатолий, Петя, Фёдор.
Иванов, Петров, Семён, Соловьёв.
Ивановна, Аркадий, Васильевна, Мироновна.
«Назови имена сказочных героев»
Цель: развивать коммуникативную компетентность.
(Незнайка, Чебурашка, Золушка и т.д.) Порассуждать о том, как образовались эти имена.
«Назови одним словом»
Цель: развитие мышления, речи, памяти, умения классифицировать.
Ход игры: Воспитатель называет несколько слов, а дети классифицируют группу.
Лена, Наташа, Оля. Света – имена девочек.
Коля, Игорь, Миша, Олег – имена мальчиков.
Иванов, Петров, Кузнецов – фамилии.
Ивановна, Сергеевна, Васильевна – отчества.
Мама, папа, брат, сестра – семья.
«Найди себе пару».
Цель: закрепляем знания имён, учимся подбирать рифмующиеся имена.
Ход игры: воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества своих родителей.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
Чилийская игра «Кто это?»
Цель: познакомить с игрой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.
Ход игры: один ребёнок – отгадчик. Другие выстраиваются в цепочку позади него. Отгадчик не должен видеть, кто стоит сзади. Дети спрашивают отгадчика: «Кто стоит за тобой?». Отгадчик может задавать три вопроса. Например: «Это мальчик или девочка? Какие у него/ неё волосы?» и т. д. Если – неправильно, то отгадчиком становится другой ребёнок.
Игра «Вопрос – ответ».
Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, Дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». Воспитателю необходимо игнорировать сложившиеся пары, следить, чтобы все дети поучаствовали в игре.
По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».
«Круговая беседа»
Цель: учить детей оценивать себя и не занижать свою самооценку.
Дети садятся в круг вместе воспитателем. Воспитатель говорит следующие фразы:
Больше всего мне нравится в себе….
Я бы хотел быть…
Моя любимая игра…
Я думаю, что мое имя означает….
Я чувствую себя счастливым, когда….
Я чувствую печаль, когда….
Я хочу стать более…
Когда-нибудь я надеюсь….
Каждую фразу дети дополняют по очереди. Очень важно выслушать всех до конца (поэтому перебивать запрещено). Дети могут пропустить свою очередь, если пожелают; каждый остается на своем месте до конца.
«Руки вверх».
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит к какому-нибудь ребёнку. Водящий должен догадаться, кто перед ним, ощупывая руками его одежду, волосы, лицо. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.
Игра «Поводырь».
Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.
Дидактическая игра «Настоящий гражданин»
Воспитатель: Каждая команда должна собрать по образцу сюжетную картинку.
Команды подходят к столикам.
Задание 1 команде. Настоящий гражданин не будет птиц, животных обижать.
Задание 2 команде. Настоящий гражданин не будет дом и город обижать.
Задание 3 группе. Настоящий гражданин не будет правила движения нарушать.
«Я не должен …»
Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Развивать коммуникативную
компетентность.
Оборудование: серия сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир.
Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен …» (знак -) картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми. Между человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.
Корейская игра «Закройте уши».
Цель: познакомить с иргой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.
Ход игры: все садятся в круг. Один ребёнок выбирается ведущим и закрывает уши руками. Игрок слева от ведущего закрывает правой рукой свое правое ухо. Игрок справа должен закрыть левой рукой своё левое ухо. (Другими словами, нужно закрывать уши со стороны ведущего.) Ведущий снимает обе руки и указывает на другого игрока в круге. Новый ведущий и игроки, сидящие слева и справа от него, закрывают уши. Затем новый ведущий указывает на другого игрока, и игра стремительно продолжается. Тот, кто допустил ошибку выходит из круга.
«Загадывание желаний»
Цель: напомнить детям, что каждый человек имеет право на мечту.
Дети садятся в кружок. Скажите им, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это можно сделать небольшими группами или парами):
Если бы я мог быть птицей, то я бы. потому что…
Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы…потому что…
Если бы я мог быть насекомым, то я бы…потому что…
Если бы я мог быть цветком, то я бы… потому что…
Если бы я мог быть деревом, то я бы… потому что…
Если бы я мог быть автомобилем, то я бы… потому что…
Если бы я мог быть страной, то я бы… потому что….
И так далее (на усмотрение педагога)
«Дружба»
Цель: подвести детей к тому, что все дети разные, но у них и много общего; воспитывать доверительное отношение друг к другу, умение сближаться.
Дети подбирают себе пару, становятся напротив друг друга и говорят вместе:
Ты дрозд (показывая указательным пальцем друг на друга,
Я дрозд (указательным пальцем на себя).
У тебя нос (указательным пальцем на нос напарника,
У меня нос (указательным пальцем на свой нос).
У тебя гладкие (поглаживает ладонями щеки напарника,
У меня гладкие (поглаживает ладонями свои щеки).
У тебя сладкие (указательным пальцем на губы напарника,
У меня сладкие (указательным пальцем на свои губы).
Ты друг (указательным пальцем показывая на напарника,
Я друг (указательным пальцем показывает на себя).
Мы любим друг друга (обнялись).
Игровое упражнение «Все прекрасное планеты сохраним»
Цель: Напомнить правила настоящего гражданина, который не будет:
- людям досаждать;
- дом и город обижать;
- в квартире прыгать и скакать;
- громким голосом кричать;
- дверь ногою открывать;
- в лифте кнопками играть;
- и на стенах рисовать;
- сор на улицах бросать;
- правила движенья нарушать.
«Кто самый важный на Земле?»
Цель: формировать у ребенка позитивное отношение к своему «Я»,
дать понять, что каждый человек - личность и он должен любить и уважать себя.
Дети сидят полукругом. В руках у воспитателя коробочка, а в ней отверстие. Внутри коробочки, на дне лежит зеркало. Воспитатель говорит, что ему прислали коробочку, в которой можно увидеть изображение самого важного человека на Земле. Предлагает детям посмотреть на этого человека, но другим не рассказывать, пока все не посмотрят. В конце спрашивает, кто же самый важный человек на Земле?
«Я разный».
Цель: воспитывать умение детей выражать свои мысли.
Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, говорят:
Я радуюсь, когда…
Я печалюсь, когда…
Я смеюсь, когда…
Я плачу, когда…
Я прыгаю, когда…
Я тихо сижу, когда…
Я пою, когда…
«Передай улыбку»
Цель: формировать умение управлять своими эмоциями.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что они могут улучшить настроение каждого и свое, если научиться передавать друг другу улыбку. Все становятся в круг и, посмотрев на соседа, говорят ему хорошее слово, улыбаются. В конце игры уже все весело смеются.
«Кто позвал»
Цель: напомнить детям, что каждый человек индивидуален.
Один ребенок отворачивается, а кто-то его зовет по имени. Он должен отгадать, кто его позвал. Воспитатель поясняет детям, что нет одинаковых голосов, у каждого человека свой голос, только нужно внимательно вслушиваться в него и распознавать, даже если его позвали тихо или изменили тембр голоса.
Игровое упражнение «Покажи как»
Ход: Дети с помощью мимики показывают выражение лица по заданию воспитателя:
- нахмуриться, как - осенняя туча, злая волшебница
- улыбнуться, как - солнышко;
- разозлиться, как жадина
- испугаться, как трусливый заяц
- устать, как трудяга - муравей, как папа после работы.
«Кто, где живёт?»
Цель: закрепляем знания детей о странах, народах, которые живут в них.
Ход: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Америке – американцы, в Англии – англичане).
«Я живу на…».
Цель игры: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Ход: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».
Игра с мячом «Кому, какой дом».
Цель: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.
Ход: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.
Медведю – берлога
Белке – дупло
Волку – логово
Птице – гнездо
Пчеле – улей
Человеку – дом
И т. д.
«На одну букву».
Цель: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.
Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)
«Подбери рифму»
Цель: напомнить детям, что каждый человек имеет право на образование и выбор профессии.
Поезд водит …машинист
Пашет поле…. тракторист
Самолетом правит…. летчик
Клеит книги ….переплетчик
В школе учит нас …учитель
Строит здания ….строитель
Красит стены нам …маляр
Мебель делает …. столяр
Песни нам поет ….певец
Торговлей занят….продавец
На станке ткет ткани….ткач
От болезней лечит….врач
Лекарство выдает…аптекарь
Хлеб печет в пекарне…пекарь
Пишет красками…художник
Сапоги сошьет …. сапожник
В жаркой кузнице… ….кузнец
Кто всех знает…молодец! (А. Дорофеева)
«Прогулка по ручью».
Цель: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.
Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.
«Спасатели».
Цель: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.
Ход игры: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.
2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.
3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.
4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.
Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.
«Я умею».
Цель: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.
Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.
«Я и мои чувства»
Цель: формировать умение заботиться о своем здоровье
Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает ребенку мяч:
Слух помогает мне….
Зрение помогает мне…
Обоняние помогает мне….
Осязание помогает мне…
Пробуя пищу на вкус, я могу….
Можно перестроить вопросы, приспосабливая их к потребностями детей с деффектами. Например:
Я не могу видеть (совсем, очень хорошо, но все же это я и я могу….
«Назови виды спорта».
Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
Дидактическая игра «Кто для кого?»
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в увлекательную игру. Для этого вам нужно будет вспомнить родственные связи в семье и постараться ответить на мои вопросы.
Кто для папы и мамы мальчик, девочка? (Сын, дочь)
Кто для дедушки и бабушки мальчик, девочка? (Внук, внучка)
Кто для дедушки и бабушки папа? (Сын)
Кто для дедушки и бабушки мама? (Дочь)
Кто мальчик для девочки в семье? (Брат)
Кто девочка для мальчика в семье? (Сестра)
«Чудесный мешочек».
Воспитатель: На доске вы видите картинки. Кто на них изображены? (Дедушка, бабушка, папа, мама, брат, сестра).
Я из сундучка буду доставать различные предметы, а вы подумайте и скажите, кому из семьи этот предмет больше всего подходит.
Губная помада (Маме)
Лента (Сестре)
Очки (Бабушке, дедушке)
Кепка (Брату)
Галстук (Папе)
Мячик (Брату)
Кукла (Сестре)
Клубок шерсти со спицами (Бабушке)
Газета (Дедушке)
Фен (Маме)
Бритва (Папе).
Игра - пантомима «Помогаю взрослым».
Цель: закрепить с детьми понятие обязанности.
Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать «их товарищ.
«Я имею право …»
Цель: дать правовые знания.
Оборудование: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и т.д.)
Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право …» (шаблон выполнен в виде знака +). Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.
Подготовила социальный педагог Гурова Е.В.
Предварительный просмотр:
Воспитание детей из неблагополучных семей через игру.
“На свете – бездна родителей, множество, но мало отцов и матерей”.
В.Г. Белинский
Конституция РФ гласит - граждане РФ обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественному труду, растить достойными членами нашего общества. В идеале ребенок должен расти в семье, где его любят и ценят. Но не всем детям так везет. Некоторым приходится жить в условиях, о которых большинство предпочли бы не знать. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению отклонений в развитии детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. Характеристика социально - неблагополучных семей очень разнообразна. Категории неблагополучных семей:
Конфликтные.
Здесь родители с детьми постоянно ругаются, не умеют вести себя в обществе, не находят компромиссы. Дети воспитываются только при помощи ругательств и рукоприкладства.
Аморальные.
В этих семьях находятся алкоголики или наркоманы. Они не знают, что такое моральные и семейные ценности. Часто обижают и унижают детей. Родители не занимаются воспитанием и не обеспечивают необходимые условия для нормального развития.
Проблемные.
В таких семьях взрослые не умеют воспитывать ребёнка. Они потеряли авторитет или слишком сильно опекают своих детей. Всё это сказывается на дальнейшей неустроенности ребёнка в жизни.
Кризисные.
Здесь наблюдается неблагополучие из-за нескольких факторов: развод, смерть, дети-подростки, проблемы с финансами или с работой. Пережив кризис, семья восстанавливается и продолжает жить нормальной жизнью.
Антисоциальные.
Это такие случаи, когда родители, пользуясь своей силой, издеваются над детьми. Они забывают о моральных и нравственных ценностях, не умеют вести себя в общественных местах. Такие родители часто заставляют своих детей попрошайничать или воровать, так как не желают идти на работу. Для них нет никаких жизненных правил.
Любая из этих категорий заведомо формирует у детей разные виды отклонений. Итог плачевный: ребёнок не умеет себя вести с окружающими, он не знает, что такое любовь, разговор по душам с родными и близкими людьми. Это и есть неблагополучная семья, которой необходимо внимание.
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения.
Возможные признаки жестокого обращения с детьми:
- множественные специфические повреждения (отпечатки пальцев, ремня, ожоги, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые зубы и т.д.);
- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид);
- одежда не по сезону и не по размеру;
- социальные заболевания (педикулез и др.);
- ребенок имеет нелеченые заболевания.
- задержка физического развития;
- боязнь идти домой;
- болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
- псевдовзрослое поведение;
- заискивание, чрезмерная уступчивость; лживость, воровство;
- жестокое обращение с животными;
- беспокойство или тревожность, нарушение сна, нарушение аппетита;
- длительное подавленное состояние;
- склонность к уединению, агрессивность;
- чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
- неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, низкая самооценка;
- плохая успеваемость;
- отсутствие должной заботы о ребенке и контроля за удовлетворением его потребностей (в питании, одежде, средствах гигиены, жилье, образовании, медицинском обслуживании, досуге и пр.);
- отсутствие теплого эмоционального контакта с ребенком, в результате чего подрывается его психологическое состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности, неуверенности в себе. В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное развитие детей. Они не испытывают чувства любви к себе, у них не формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть нужным.
Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться (общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью), набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции.
Таким образом, можно сделать вывод, что негатив в семье порождает у ребенка развитие тревожности, возникновение страхов, как следствие, возникает неуверенность в себе, теряется ощущение собственной значимости. Ребенок чаще реагирует конфликтами и агрессией. Общение сводится к минимуму или становится эмоционально бедным. То есть нарушается социализация и коммуникация ребенка.
Что должны - предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку, - ведь он не виноват, что живет в неблагополучной семье. Наша задача, как педагогов помочь детям, попавшим в трудное социальное положение.
Вспоминаем, что именно ведущая деятельность на каждом возрастном этапе определяет формирование основных психологических образований, характерные особенности личности и является необходимой основой для позитивных сдвигов в развитии ребенка. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому применение в работе специалистов и педагогов разных видов игр является очень ценным, так как именно через игру происходит снятие психического напряжения и формируется способность восприятия новых впечатлений. Кроме того, игра помогает понизить уровень психоэмоционального напряжения, как в группе, так и у самого ребенка.
Игра помогает создать особого рода психологическую атмосферу, благоприятным образом сказывающейся на эмоциональном состоянии, настрое чувств и мыслей ребенка, и тем самым, на характере действий и поступков.
Представляю несколько вариантов игр (приложение 1).
Приложение 1
Подборка игр по коррекции поведения и эмоционального состояния ребенка.
Танцевальный этюд "Подари движение"
Цель. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.
Ход игры: Участники встают в круг. Звучит веселая музыка. Ведущий начинает танец, выполняя какие-то однотипные движения в течение 15-20 с. Остальные повторяют эти движения. Затем кивком головы ведущий дает знак кому-то из детей продолжить движения в такт музыке, тот в свою очередь передает это право следующему - и так по кругу.
«Лабиринт»
Цель: тренирует умение соотносить действия с партнером, формирует доверие и сплоченность.
Ход игры: из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель строит на полу запутанный «лабиринт» с узкими переходами. Затем говорит детям: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это не простой лабиринт: его можно пройти только вдвоем, повернувшись лицом друг к другу. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери лабиринта захлопнутся и игра остановится».
Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара пройдет лабиринт, начинает движение вторая. Дети вместе со взрослым наблюдают за ходом игры.
«Угадайте, что я делаю?»
Цель: Расширять у детей представление о трудовых действиях. Развивать чувство коллективизма.
Ход игры: воспитатель с детьми берутся за руки и встают по кругу. В центр круга входит ребенок. Все идут по кругу и говорят:
Что ты делаешь – мы знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передает звуками.
Например:
Чистит пылесосом пол
Забивает гвоздь
Пилит
Едет на машине
Стирает
Несет ведро с водой
Протирает зеркало
Трет на терке
и т. д.
Этическое упражнение «День добрых сюрпризов»
Цель: формирование гуманных взаимоотношений между воспитанниками, сплочение детского коллектива.
«День добрых сюрпризов» - это этическое упражнение в умении оказывать знаки внимания, пробуждение желания делать добро окружающим.
Предварительная работа: об этом дне сообщается заранее, чтобы у детей было время подготовиться, реализовать творческую задумку. Время от времени педагоги как бы мимоходом напоминают детям о приближении этого веселого праздника.
Инициативу утром этого дня берут на себя педагоги, чтобы открыть воспитанникам путь к добрым делам и продемонстрировать все разнообразие возможных сюрпризов: от красивой открытки до веселой песенки, от доброго слова до рисунка или какой-либо поделки.
В этот день оценивается сам акт доброго расположения, принимается все, что несет в себе пожелания добра другому, что сделано своими руками и сотворено собственной душой.
Не исключается и участие родителей в этом празднике.
Педагоги при подготовке к мероприятию должны предвидеть и возможные ситуации оставленных без внимания со стороны сверстников детей и сразу их корректировать, внося дополнительные проявления симпатий в новых сюрпризах.
Предотвращая нежелательные формы сюрпризов, педагог объявляет о главном законе этого дня: «Сюрприз – это доброе движение доброго сердца».
Социальная роль в этот день у всех единая – быть человеком, доставляющим радость другому человеку. Этическое упражнение «День добрых сюрпризов» укрепляет дружеские отношения между детьми всех возрастных групп, способствует развитию симпатий, создает позитивный настрой на дальнейшую совместную жизнь в детском коллективе.
Игра «Узнай по голосу».
Цель: развитие умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.
Ход игры: Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.
Игра «Связующая нить».
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.
Ход игры: Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку - бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагност имен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, - у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Игра «Мое имя».
Цели: Идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему "Я".
Ход игры: ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.
- Тебе нравится твое имя?
- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?
При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.
Ведущий говорит: "Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например: Ваня - Иван, Маша - Мария" и т.д.
Игра «Передай мяч».
Цель: Помощь в снятии излишней двигательной активности.
Ход игры: Сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч соседям. Можно передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.
Игра «Сиамские близнецы».
Цель: Игра учит детей гибкости в общении друг с другом, способствует возникновению доверия между ними.
Ход игры: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, правую ногу ставят рядом с левой ногой партнёра. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, 1 туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать.
Игра «Бумажные мячики».
Цель: Игра позволяет вернуть бодрость и активность, сбросить своё беспокойство, напряжение.
Ход игры: Возьмите каждый по большому листу старой газеты и сомните её в комок. Теперь, разделитесь на две команды, и пусть каждая из них, выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начнёте бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «стоп», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей.
Игра «Цветик-семицветик».
Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо
одного, более значимого; поощрять желание заботиться о других.
Оборудование: Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры:
Дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток и говорит:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным.
Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желания обязательно сбудутся.
Игра «Обзывалки».
Цель: Эта игра позволяет выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Ход игры: Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами. Заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов и т. д. Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты, морковка.» В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что – нибудь приятное, например: «А ты солнышко…».
Источники:
2. https://moluch.ru/archive/69/11808/
Подготовила социальный педагог Е.В. Гурова