Конспект по ФКЦМ во второй младшей группе на тему: " Насекомые"
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД Красносельского района г. Санкт-Петербурга « Бригантина»
Конспект по формированию целостной картины (ФКЦМ) во второй младшей группе мира на тему: «В гостях у насекомых».
Воспитатель: Епишенкова Надежда Викторовна
Цель: Обучение детей ориентироваться в природном окружении, опираясь на полученные знания.
Задачи:
– расширять представления детей о насекомых.
– учить находить сходства и различия.
– расширять у детей знания о том, чем питаются насекомые, где обитают.
– вызывать интерес к окружающему миру.
– воспитывать бережное отношение к природе.
– обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
– активизировать внимание и память детей.
– развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе и делать простейшие обобщения
– развивать зрительное восприятие
Оборудование: иллюстрации с изображением насекомых, магнитная доска, музыкальная композиция.
Ход занятия:
Воспитатель. – Ребята вы любите путешествовать?
Дети. – Да.
Воспитатель. – Тогда мы сегодня с вами отправимся в гости в мир насекомых.
Но для того, чтобы нам отправиться в путешествие, нам нужно послушать волшебную музыку.
Закрывайте глаза, и слушайте ... (Звучит музыка волшебная, воспитатель раскладывает на полу разные цветы, под которыми находятся изображения разных насекомых).
- Ребята, где мы с вами оказались?
Дети : на поляне.
Воспитатель: Да, ребята мы с вами на поляне, а поляна у нас на лугу. Луг – это место, где растет много разных цветов, летает и ползает разная живность. Ой, я слышу какие-то звуки (включаю аудиозапись: звуки насекомых). Как вы думаете, что это за звуки и кто их издает? (воспитатель достает из под цветов картинки с насекомыми и размещает их на магнитной доске).
- Кто же это ребята?
Дети: – Бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, шмель, комар, муха.
Воспитатель. – Молодцы. А теперь давайте всех этих обитателей назовем, одним словом.
Дети. – Насекомые.
Воспитатель. – Правильно. Посмотрите, как красиво вокруг! (демонстрируются различные иллюстрации с изображением цветущего луга и насекомых на нём).
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда – то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
- Ребята, давайте рассмотрим насекомых, что у них есть?
Дети. – У них есть голова, тело, крылья, глаза, усики, ножки.
Воспитатель. – Давайте посчитаем, сколько ножек у насекомых.
Дети. – 3 с одной стороны тела, 3 – с другой.
Воспитатель. – А сейчас, ребята, послушайте загадки и угадайте про каких они насекомых.
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее… (пчела)
– Куда прилетела пчела?
Дети. – На цветок.
Воспитатель. – Что она там делает?
Дети. – Собирает мед.
Воспитатель: Летом пчелки и шмели летают по лугам собирают нектар, затем этот нектар они закладывают в соты и получается мед. Зимой пчелы спят в улье.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка).
Воспитатель. – Правильно бабочка. Бабочка пьёт нектар при помощи хоботка. В среднем бабочки живут одно лето и проходят очень сложный процесс развития.
– А знаете, как появляются бабочки?
Дети. – Нет!
Воспитатель рисует на доске схему.
Сначала бабочка откладывает яички, потом появляются личинки – гусеницы, затем куколка, а из куколки – бабочка.
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки –
Черненькие точки. (Божья коровка).
– Посмотрите, ребята, кто это спрятался в траве?
(Воспитатель сажает божью коровку в траву).
Дети. – Божья коровка.
Воспитатель. – Как она выглядит?
Дети. – У нее красная спинка с черными точками.
Воспитатель. – А знаете, зачем нужна такая яркая окраска божьей коровке? Чтобы отпугивать своих врагов. Птицы знают, что насекомые с такой окраской несъедобные, поэтому не едят их. Еще божьи коровки выпускают в случае опасности едкую пахучую жидкость, что тоже спасает их от врагов. Божьи коровки – хищники. Питаются они личинками, тлями, клещиками.
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (Муравей).
Воспитатель. – Давайте посмотрим, кто спрятался в траве под деревом?
Дети. – Муравей.
Воспитатель. – Правильно. А где живут муравьи?
Дети. – В муравейнике.
Воспитатель. – Муравей – самый сильный на земле. Он, как и божья коровка, хищник. Муравей питается насекомыми и сладкими выделениями тлей.
Физкультминутка «Бабочки».
Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Дети бегают, летают, как бабочки, а потом садятся на цветок .
Воспитатель. – Молодцы.
Воспитатель: К сожалению, нам пора возвращаться в детский сад,
- Полетели в детский сад. ( Звучит мелодия «звуки природы» )
Итог занятия.
Воспитатель. – Дети, о чём мы сегодня говорили на занятии?
Дети. – О насекомых.
Воспитатель. – Все насекомые разные, но у всех есть голова, тело, глаза, крылья, ножки, усики. Про каких насекомых мы говорили? Как нужно относиться к насекомым
Воспитатель. – Ребятки, вы большие молодцы, сегодня мы побывали на лугу и узнали много нового .