Главные вкладки
Система оценивания образовательных достижений
Введение ФГОС ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_otsenivaniya_planiruemyh_rezultatov.pptx | 675.36 КБ |
metody_i_formy_otsenivaniya.docx | 28.52 КБ |
metody_i_formy_otsenivaniya.pdf | 364.58 КБ |
Система оценивания на уроках музыки | 1.25 МБ |
Практические диагностические тесты 2024 | 730.29 КБ |
2024_prakticheskie_diagnosticheskie_testy.docx | 22.63 КБ |
2024_sistema_otsenivaniya_na_urokah_muzyki.pptx | 728.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный учитель должен обеспечить единство в управлении процессов усвоения УУД и контроля качества усвоения. Большое значение на уроке приобретает увлечённость ребят, их интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые важны на всех этапах деятельности учащихся и свидетельствующих о влиянии музыки на внутренний мир ребёнка. При таком понимании учёта хорошо видна его не только обучающая, но и воспитывающая функция. -
Термины и понятия Критерии оценки «5» - твёрдое знание терминов и понятий, умение применять это на практике. «4» - не точность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике. «3» - слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, не умение использовать их на практике. «2» - не знание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике.
Приёмы анализа музыкальных произведений 1. Ученик умеет различать «песню», «танец», «марш» по характерным признакам. 2. Ученик понимает подтекст музыкального произведения. 3. Ученик тембрально различает музыкальные инструменты.
Критерии оценки «5» - соблюдает правила слушания музыки, свободно владеет приёмами анализа музыкальных произведений. «4» - знает правила слушания музыки, при анализе музыкальных произведений владеет не всеми приёмами. «3» - не внимательно слушает музыку, испытывает трудности при анализе музыкальных произведений. «2» - не умеет слушать музыку, не владеет приёмами анализа музыкальных произведений. «1» - отказывается слушать музыкальные произведения.
Пение Критерии оценки «5» - соблюдает правила пения, пение вокальных произведений соответствует 1, 2, 3 уровню сложности. «4» - знает правила пения, иногда допускает ошибки 1, 2, 3 уровня сложности. «3 » - не всегда соблюдает правила пения, часто допускает ошибки 1, 2, 3 уровня сложности. «2» - не соблюдает правила пения, пение не соответствует 1, 2, 3 уровню сложности. «1» - отказывается исполнять любые музыкальные произведения.
Примерные темы творческих заданий «Как ты понимаешь изобразительность в музыке» «Почему интонация – творец образа?» «Русский народный оркестр – каков он?» «Симфонический оркестр – каков он?» «Что значит электронная музыка?» «Музыкальные стихи» «Творчество композиторов» Коллаж «Любимые песни»
Критерии оценки «5» - владеет УУД, знает задачи творческой деятельности и готов творить. «4» - владеет УУД, готов творить, но не всегда осмысленно решает задачи творческой деятельности. «3» - проблемы в УУД, готов творить, но испытывает трудности в решении задач творческой деятельности .
Форм ы контроля Тесты Составление кроссвордов Музыкальные викторины Рисунки Презентации Письменные отзывы о музыкальном произведении Сочинения о музыке Нотные ребусы
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Методы и формы оценивания на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.
В своей работе на уроках музыки я используем качественную оценку и традиционную количественную.
Качественной оценкой я оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;
- знакомство с дополнительной литературой о музыке;
- слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
- выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;
Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:
- готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
- углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
- творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.
Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт. При оценивании успеваемости, ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, а также примерные нормы оценки знаний и умений.
При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:
Слушание музыки.
Освоение и систематизация знаний.
Вокально-хоровая работа.
Творческая деятельность.
1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.
2. Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.
3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.
4. Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
1. Слушание музыки
Параметры | Критерии | ||
«3» | «4» | «5» | |
Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге | При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. | К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес | Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. |
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм | Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя | Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами | Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано.
|
Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная) | Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения | 60-80% правильных ответов. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра | 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра |
2. Освоение и систематизация знаний о музыке
Параметры | Критерии | ||
«3» | «4» | «5» | |
Знание музыкальной литературы | Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя | Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами | Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы |
Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты | Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы | Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки | Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество |
3. Выполнение домашнего задания
Критерии | ||
«3» | «4» | «5» |
В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. | В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась | При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе |
4. Исполнение вокального репертуара
Параметры | Критерии певческого развития | ||
«3» | «4» | «5» | |
Исполнение вокального номера | Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону | интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера | художественное исполнение вокального номера |
Участие во внеклассных мероприятиях и концертах | художественное исполнение вокального номера на концерте |
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
На уроках я использую разные формы контроля:
наблюдение (за развитием музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной
выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с
разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради, тестовые задания, творческие
задания, составление кроссвордов, устный опрос, рисунки, защита презентации, проекта,
сочинение о музыке, нотные ребусы, хоровой зачёт, синквейн, взаимоопрос, самостоятельная
работа, ритмический диктант, анализ музыкальных произведений, рефлексия, индивидуальное
пение.
Критерии оценки контроля по предмету «Музыка»
Оценка «5» ставится:
- не менее 90 - 100 % правильных ответов на музыкальной викторине;
- не менее 8 правильных ответов в тесте;
- художественное исполнение вокального номера;
Оценка «4» ставится:
- 60 - 80% правильных ответов на музыкальной викторине;
- 5 - 7 правильных ответов в тесте;
- интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;
Оценка «3» ставится:
- не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;
- не более 4 правильных ответов в тесте;
- не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.
Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.
Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.
Критерии оценивания предметных результатов тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развитие разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.
Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.
Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Моя система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий . Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
Виды деятельности оцениваемые на уроках музыки: • слушание музыки • вокально-хоровая деятельность • освоение и систематизация знаний • творческая деятельность
Формы проверки: Тесты Составление кроссвордов Музыкальные викторины Рисунки Презентации Письменные отзывы о музыкальном произведении Сочинения о музыке
Слушание музыки . На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу. Освоение и систематизация знаний . В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений. Вокально-хоровая работа . При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика . основательность подхода, глубина погр Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность иужения в тему, предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.
Параметры Критерии «3» «4» «5» Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выполненых самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано. Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная) Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения 80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра Слушание музыки
Освоение и систематизация знаний о музыке: Параметры Критерии Базовый Повышенный Высокий Знание музыкальной литературы Учащийся знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты Задание выполнено не менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы Задание выполнено на 70-80%, допущены незначительные ошибки Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество
Исполнение вокального репертуара: Параметры Критерии певческого развития Базовый Повышенный Высокий Исполнение вокального номера интонационно-ритмически и дикционно не всегда точное исполнение вокального номера интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера художественное исполнение вокального номера Участие во внеклассных мероприятиях и концертах художественное исполнение вокального номера на концерте
Оценка «5» ставится: - не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине; - не менее 100-90 % правильных ответов в тесте; - художественное исполнение вокального номера; Оценка «4» ставится: - 70-80% правильных ответов на музыкальной викторине; - 70-80% правильных ответов в тесте; - интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера; Оценка «3» ставится: - не менее 50% правильных ответов на музыкальной викторине; - не менее 50% правильных ответов в тесте; - не всегда эмоциональное и точное исполнение вокального номера.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА
Практические диагностические тесты
1. Диагностика чувства темпа и метроритма
Тест-игра «Играем знакомую мелодию».
Цель: определение уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции на фоне меняющегося темпа (тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания формируются в размере 4/4 в умеренном темпе (4 такта)).
Игра вовлекает школьника в ситуацию исполнения на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон) простой мелодии. Если ребёнок не умеет играть на инструменте или отказывается, ему предлагается простучать метро-ритм по столу или прохлопать в ладоши.
Алгоритм:
1. Выбор знакомой для ребёнка простой песни.
2. Ребёнку предлагается сыграть или простучать метро-ритмический рисунок двумя руками, если на инструменте, то в двух октавах (например, соль 3 октавы и соль 4 октавы).
3. Проба ребёнком исполнения своей партии.
4. Эксперт играет песню по нотам до конца, несмотря на то закончил ребёнок свою партию или остановился.
5. Положительная оценка исполнения.
6. В случае верного исполнения, темп меняется на быстрый (90 ударов в минуту), а затем на медленный (60 ударов в минуту).
7. В случае успешного исполнения по ходу произведения используются замедления и ускорения.
Критерии оценки: верное исполнение в трёх темпах, с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метра; верное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему уровню развития темпо-метра; сбивчивое, но законченное исполнение песенки в умеренном темпе (ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень темпо-метра; сбивчивое и незаконченное исполнение – низкий уровень темпо-метра.
2. Изучение чувства ритма
Тест-игра «Аплодисменты»
Цель: определение уровня развития метроритмической способности.
Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.
Критерии оценки: точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень; воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса – средний уровень; верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень; метрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса – низкий уровень.
3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).
Тест-игра «Тайна гармонии»
Цель: определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.
Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий.
Критерии оценки: слабый уровень – верно 1-3 созвучия; средний уровень – верно 4-7 созвучий; высокий уровень – верно 8-10 созвучий.
4. Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений.
Тест-игра «Повторяем мелодию»
Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений: при вокальном исполнении (управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом), при инструментальном исполнении (подбор по слуху на инструменте избранного мелодического рисунка).
Алгоритм:
1.Эксперт предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.
2.Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.
3.Подбор по слуху на инструменте предложенной мелодии.
Критерии оценки: слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции); средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне; высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.
5. Диагностика чувства тембра
Тест - игра «Чьи голоса звучат?»
Цель: определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.
Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.
Алгоритм:
1.Многократное прослушивание аудиозаписи фрагмента музыкального произведения в различных исполнениях.
2.Определение тембра голосового и инструментального звучания.
Критерии оценки: низкий уровень развития тембрового чувства – верное определение только однородных тембров; средний уровень – верное определение однородных тембров и смешанных тембров; высокий уровень – верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.
6. Диагностика динамического чувства
Тест - игра «Играем громко-тихо»
Цель: выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).
Алгоритм:
1.Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно.
2.Школьник получает предложение поиграть в «громко-тихо» на барабане или бубне также, как играет эксперт.
3.Верное исполнение контрастной динамики - 1 балл.
4.Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением динамики.
5.Школьник должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное динамическое исполнение усиления звука (крещендо) и угасание звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла.
Критерии оценки: слабый уровень – 1 балл; средний уровень – 2-3 балла; высокий уровень – 4-5 баллов.
7. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра «Закончи мелодию»
Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.
Алгоритм:
1.Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий.
2.Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени.
Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:
1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;
2- ый фрагмент – звучит до конца;
3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;
4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);
5- ый фрагмент – звучит до конца.
Критерии оценки: слабый уровень – верно определены 1-2 пункты; средний уровень – верно определены 3-4 пункты; высокий уровень – верно определены все 5 пунктов.
8. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку
Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»
Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)
Алгоритм:
1.Эксперт предлагает прослушать школьнику музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.
2.1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.
3.2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.
4.3-й (невербально-двигательный) вариант задания: предлагается соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.
Критерии оценки: низкий уровень эмоционально-образного осмысления – отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки формы самовыражения ребёнка; средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки; высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.
Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал (по Торренсу).
9. Диагностика познавательного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических пристрастий детей.
Цель: определить уровень познавательного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Примерные вопросы анкеты. Любишь ли ты музыку?; Нравится ли тебе петь?; Где тебе нравится петь больше - в школе или дома? Поют ли твои родители?; Какие песни тебе нравится слушать?; Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома?; Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?; Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи?; Какие исполнители тебе особенно нравятся и почему?
Критерии оценки: низкий уровень развития познавательного компонента музыкальных предпочтений характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности; средний уровень выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные эталоны музыки; высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности разножанровой направленности.
Тест-игра «Музыкальный магазин»
Цель: исследование практико-ориентированного выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные пристрастия личности.
Стимулирующий материал: аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений различных жанров и направлений: народная вокальная, хоровая, инструментальная музыка, классическая вокальная, хоровая, инструментально-симфоническая, вокально-инструментальная музыка, современная музыка авангардного направления, современная развлекательная музыка, духовная музыка.
Школьник должен отдать предпочтение в музыкальном магазине понравившейся музыке. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.
Критерии оценки: низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором одних развлекательных образцов музыкального искусства; средний уровень – выбор двух образцов разных линий музыкального творчества; высокий уровень – проявление интереса к трём различным музыкальным направлениям с предпочтением классических произведений.
10. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка
Тест-игра «Пусть музыка звучит».
Алгоритм:
1.Эксперт играет на инструменте фрагменты разнохарактерных музыкальных произведений и намеренно прерывает их.
2.Эксперт узнаёт у детей, хочется ли им, чтобы музыка звучала дальше?
Критерии оценки: проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как высокая мотивация школьника к развитию своих музыкальных способностей; равнодушное или отрицательное отношение трактуется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.
11. Диагностика склонности к сочинительству музыки.
Тест-игра «Сочини мелодию»
Цель: выявление креативных музыкальных способностей ребёнка.
Алгоритм:
1.Эксперт предлагает придумать простой мотив из двух-трёх-четырёх звуков, представленных слогами удобопроизносимых ребёнком слов (отображать в графике).
2.Эксперт предлагает прослушать короткие песенные мотивы, усваивать их и последовательно находить звуки этих мотивов на клавиатуре (спев их вслух или про себя), осознанно представляя графику смены звуков, предварительно зафиксировав её в тетради.
Критерии оценки: низкий уровень склонности к сочинительству определяется индифферентным или отрицательным отношением к данной деятельности; средний уровень – готовность воспроизвести мелодию, похожую на ранее услышанную; высокий уровень – оригинальность сочинённого произведения; разработанность идеи или образа; беглость порождения идей; гибкость, т.е. различность типов идей и мыслей, образов на один музыкальный материал [7].
Для занесения итоговых показателей структурных составляющих музыкальных способностей разработана индивидуальная карта, с помощью которой педагог может наглядно представить реальную картину сформированности музыкальности школьника.
Список литературы:
1.Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М.: «Мир»,1972. – 177 с.
2.Мясищев В. М., Готсдинер А. Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Готсдинер. – Л. : Музыка, 1980. С. 14-29.
3.Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Госмузиздательство, 1961. – 173 с.
4.Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М. ,1997. –384 с.
5.Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия Москва, 1998. – 240 с.
6. Симонов П.В. Синтезатор на занятиях с дошкольниками» в журнале «Музыка и электроника», 2005. – № 3, с. 43-45
7.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.
8.Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб: Питер, 2013. – 320 с.
9.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий . Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс.
Виды деятельности оцениваемые на уроках музыки: • слушание музыки • вокально-хоровая деятельность • освоение и систематизация знаний • творческая деятельность
Формы проверки: Тесты Составление кроссвордов Музыкальные викторины Рисунки Презентации Письменные отзывы о музыкальном произведении Сочинения о музыке
Слушание музыки . На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу. Освоение и систематизация знаний . В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений. Вокально-хоровая работа . При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика . основательность подхода, глубина погр Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность иужения в тему, предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.
Параметры Критерии «3» «4» «5» Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выполненых самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано. Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная) Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения 80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра Слушание музыки
Освоение и систематизация знаний о музыке: Параметры Критерии Базовый Повышенный Высокий Знание музыкальной литературы Учащийся знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты Задание выполнено не менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы Задание выполнено на 70-80%, допущены незначительные ошибки Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество
Исполнение вокального репертуара: Параметры Критерии певческого развития Базовый Повышенный Высокий Исполнение вокального номера интонационно-ритмически и дикционно не всегда точное исполнение вокального номера интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера художественное исполнение вокального номера Участие во внеклассных мероприятиях и концертах художественное исполнение вокального номера на концерте
Оценка «5» ставится: - не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине; - не менее 100-90 % правильных ответов в тесте; - художественное исполнение вокального номера; Оценка «4» ставится: - 70-80% правильных ответов на музыкальной викторине; - 70-80% правильных ответов в тесте; - интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера; Оценка «3» ставится: - не менее 50% правильных ответов на музыкальной викторине; - не менее 50% правильных ответов в тесте; - не всегда эмоциональное и точное исполнение вокального номера . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!