Система оценивания образовательных достижений

Сайт учителя музыки Ведерниковой Ольги Федоровны

         Введение ФГОС ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и формы оценивания планируемых результатов на уроках музыки

Слайд 2

Современный учитель должен обеспечить единство в управлении процессов усвоения УУД и контроля качества усвоения. Большое значение на уроке приобретает увлечённость ребят, их интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость, работа воображения, которые важны на всех этапах деятельности учащихся и свидетельствующих о влиянии музыки на внутренний мир ребёнка. При таком понимании учёта хорошо видна его не только обучающая, но и воспитывающая функция. -

Слайд 3

Термины и понятия Критерии оценки «5» - твёрдое знание терминов и понятий, умение применять это на практике. «4» - не точность в формулировках терминов и понятий, умение частично применять их на практике. «3» - слабое (фрагментарное) знание терминов и понятий, не умение использовать их на практике. «2» - не знание терминов и понятий, отсутствие навыков использования их на практике.

Слайд 4

Приёмы анализа музыкальных произведений 1. Ученик умеет различать «песню», «танец», «марш» по характерным признакам. 2. Ученик понимает подтекст музыкального произведения. 3. Ученик тембрально различает музыкальные инструменты.

Слайд 5

Критерии оценки «5» - соблюдает правила слушания музыки, свободно владеет приёмами анализа музыкальных произведений. «4» - знает правила слушания музыки, при анализе музыкальных произведений владеет не всеми приёмами. «3» - не внимательно слушает музыку, испытывает трудности при анализе музыкальных произведений. «2» - не умеет слушать музыку, не владеет приёмами анализа музыкальных произведений. «1» - отказывается слушать музыкальные произведения.

Слайд 6

Пение Критерии оценки «5» - соблюдает правила пения, пение вокальных произведений соответствует 1, 2, 3 уровню сложности. «4» - знает правила пения, иногда допускает ошибки 1, 2, 3 уровня сложности. «3 » - не всегда соблюдает правила пения, часто допускает ошибки 1, 2, 3 уровня сложности. «2» - не соблюдает правила пения, пение не соответствует 1, 2, 3 уровню сложности. «1» - отказывается исполнять любые музыкальные произведения.

Слайд 7

Примерные темы творческих заданий «Как ты понимаешь изобразительность в музыке» «Почему интонация – творец образа?» «Русский народный оркестр – каков он?» «Симфонический оркестр – каков он?» «Что значит электронная музыка?» «Музыкальные стихи» «Творчество композиторов» Коллаж «Любимые песни»

Слайд 8

Критерии оценки «5» - владеет УУД, знает задачи творческой деятельности и готов творить. «4» - владеет УУД, готов творить, но не всегда осмысленно решает задачи творческой деятельности. «3» - проблемы в УУД, готов творить, но испытывает трудности в решении задач творческой деятельности .

Слайд 9

Форм ы контроля Тесты Составление кроссвордов Музыкальные викторины Рисунки Презентации Письменные отзывы о музыкальном произведении Сочинения о музыке Нотные ребусы

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Методы и формы оценивания на уроках музыки  в рамках реализации ФГОС

 За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

 В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:

- оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

- оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;

- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.

 В своей работе на уроках музыки я  используем качественную оценку и традиционную количественную.

 Качественной оценкой я оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;

- знакомство с дополнительной литературой о музыке;

- слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);

- выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;

 Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:

- готовность ученика  к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;

- углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;

- творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.

 Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт. При оценивании успеваемости,  ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, а также  примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке  объектами контроля и оценивания являются  4 вида учебной музыкальной деятельности:

Слушание музыки.

Освоение и систематизация знаний.

Вокально-хоровая работа.

Творческая деятельность.

1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать  словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

2. Освоение и систематизация знаний.  В музыке, как и в  предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности  проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

 3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за  вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития  и успехи каждого отдельного ученика.

4. Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно,   изложение материала.

Критерии оценки текущего и итогового  контроля по предмету «Музыка»

(с учетом видов деятельности и программных требований)

1. Слушание музыки

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Музыкальная эмоциональность, активность, участие  в диалоге

При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке.

К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес

Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Суждения о музыке односложны.

Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя

Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами

Восприятие музыкального образа на уровне переживания.  Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм

Высказанное суждение обосновано.

 

Узнавание музыкального произведения,

(музыкальная викторина – устная или письменная)

Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание  автора или названия  произведения, музыкального жанра произведения

60-80%  правильных ответов.

Ошибки при определении автора  музыкального произведения, музыкального жанра

100-90%  правильных ответов на музыкальной викторине.

Правильное и полное определение названия, автора  музыкального произведения, музыкального жанра

2. Освоение  и систематизация знаний о музыке

Параметры

Критерии

«3»

«4»

«5»

Знание музыкальной литературы

Учащийся  слабо знает основной материал.  На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя

Учащийся знает основной материал и отвечает  с 1-2  наводящими вопросами  

Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы

Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты

Задание выполнено   менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы

Задание выполнено   на 60-70%, допущены незначительные ошибки

Задание выполнено   на 90-100% без ошибок, влияющих  на качество

3. Выполнение домашнего задания

Критерии

«3»

«4»

«5»

В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась

При выполнении работы использовалась дополнительная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе

 

4. Исполнение вокального репертуара

Параметры

Критерии  певческого развития

«3»

«4»

«5»

Исполнение вокального номера

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону

интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера

художественное исполнение вокального номера

Участие во внеклассных мероприятиях и концертах

художественное исполнение вокального номера на концерте

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет  качество усвоения  учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках я  использую  разные формы контроля:

наблюдение  (за развитием  музыкальной фактуры,  музыкальной формы, средств музыкальной

выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с

разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради, тестовые задания, творческие

задания, составление кроссвордов, устный опрос,  рисунки, защита презентации, проекта,

сочинение о музыке, нотные ребусы, хоровой зачёт, синквейн, взаимоопрос, самостоятельная

работа,  ритмический диктант, анализ музыкальных произведений, рефлексия, индивидуальное

пение.

Критерии оценки контроля  по предмету «Музыка»

Оценка «5» ставится:

- не менее 90 - 100 % правильных ответов на музыкальной викторине;

- не менее 8 правильных ответов в тесте;

- художественное исполнение вокального номера;

Оценка «4» ставится:

- 60 - 80%  правильных ответов на музыкальной викторине;

- 5 - 7 правильных ответов в тесте;

- интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;

Оценка «3» ставится:

- не более 50%  правильных ответов на музыкальной викторине;

- не более 4 правильных ответов в тесте;

- не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимумом требований, заложенных в тот или иной    учебный курс, только тогда они смогут   самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск  и выбор  вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценивания предметных результатов тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развитие  разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы,  композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

 Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Моя система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии   оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система оценивания на уроках музыки

Слайд 2

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий . Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

Слайд 3

Виды деятельности оцениваемые на уроках музыки: • слушание музыки • вокально-хоровая деятельность • освоение и систематизация знаний • творческая деятельность

Слайд 4

Формы проверки: Тесты Составление кроссвордов Музыкальные викторины Рисунки Презентации Письменные отзывы о музыкальном произведении Сочинения о музыке

Слайд 5

Слушание музыки . На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу. Освоение и систематизация знаний . В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений. Вокально-хоровая работа . При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика . основательность подхода, глубина погр Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность иужения в тему, предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.

Слайд 6

Параметры Критерии «3» «4» «5» Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выполненых самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано. Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная) Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения 80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра Слушание музыки

Слайд 7

Освоение и систематизация знаний о музыке: Параметры Критерии Базовый Повышенный Высокий Знание музыкальной литературы Учащийся знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты Задание выполнено не менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы Задание выполнено на 70-80%, допущены незначительные ошибки Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество

Слайд 8

Исполнение вокального репертуара: Параметры Критерии певческого развития Базовый Повышенный Высокий Исполнение вокального номера интонационно-ритмически и дикционно не всегда точное исполнение вокального номера интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера художественное исполнение вокального номера Участие во внеклассных мероприятиях и концертах художественное исполнение вокального номера на концерте

Слайд 9

Оценка «5» ставится: - не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине; - не менее 100-90 % правильных ответов в тесте; - художественное исполнение вокального номера; Оценка «4» ставится: - 70-80% правильных ответов на музыкальной викторине; - 70-80% правильных ответов в тесте; - интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера; Оценка «3» ставится: - не менее 50% правильных ответов на музыкальной викторине; - не менее 50% правильных ответов в тесте; - не всегда эмоциональное и точное исполнение вокального номера.

Слайд 10

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКА

Практические диагностические тесты

1. Диагностика чувства темпа и метроритма

Тест-игра  «Играем знакомую мелодию».

Цель: определение уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции на фоне меняющегося темпа (тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания формируются в размере 4/4 в умеренном темпе (4 такта)).

Игра  вовлекает школьника в ситуацию исполнения на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон) простой мелодии. Если ребёнок не умеет играть на инструменте или отказывается, ему предлагается простучать метро-ритм по столу или прохлопать в ладоши.

Алгоритм:

1. Выбор знакомой для ребёнка простой песни.

2. Ребёнку предлагается сыграть или простучать метро-ритмический рисунок двумя руками, если на инструменте, то в двух октавах (например, соль 3 октавы и соль 4 октавы).

3. Проба ребёнком исполнения своей партии.

4. Эксперт играет песню по нотам до конца, несмотря на то закончил ребёнок свою партию или остановился.

5. Положительная оценка исполнения.

6. В случае верного исполнения, темп меняется на быстрый (90 ударов в минуту), а затем на медленный (60 ударов в минуту).

7. В случае успешного исполнения по ходу произведения используются замедления и ускорения.

Критерии оценки: верное исполнение в трёх темпах, с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метра; верное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствует среднему уровню развития темпо-метра; сбивчивое, но законченное исполнение песенки в умеренном темпе (ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень темпо-метра; сбивчивое и незаконченное исполнение – низкий уровень темпо-метра.

2. Изучение чувства ритма

Тест-игра  «Аплодисменты»

Цель: определение уровня развития метроритмической способности.

Эксперт предлагает школьнику спеть знакомую простую песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается прохлопать песню только в ладоши без использования голоса.

Критерии оценки: точное воспроизведение метрического рисунка ладошами на протяжении всех 8 тактов – высокий уровень; воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с помощью голоса  – средний уровень; верное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровеньметрическое исполнение с ошибками и при помощи голоса – низкий уровень.

3. Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха).

Тест-игра  «Тайна гармонии»

Цель: определить уровень развития гармонического слуха, т.е. способности слышать количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в созвучиях.

Эксперт исполняет интервал или аккорд и затем просит ребёнка определить количество звуков и лад созвучия: светлое или затемнённое звучание. Для работы достаточно 10 созвучий.

Критерии оценки: слабый уровень –  верно 1-3 созвучия; средний уровень – верно  4-7 созвучий; высокий уровень  – верно 8-10 созвучий.

4. Диагностика уровня развития слухо-моторных представлений.

Тест-игра  «Повторяем мелодию»

Цель: выявить уровень сформированности слухо-моторных представлений: при вокальном исполнении (управление голосовым аппаратом в соответствии с услышанным интонационным рядом), при инструментальном исполнении (подбор по слуху на инструменте избранного мелодического рисунка).

Алгоритм:

1.Эксперт предлагает вспомнить любую простую песенку и спеть её.

2.Повтор голосом мелодии, сыгранной экспертом на инструменте.

3.Подбор по слуху на инструменте предложенной мелодии.

Критерии оценки: слабый уровень – последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку (диапазон терции); средний уровень – опевание тоники и исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном диапазоне; высокий уровень – опевание, последовательное и скачкообразное (на интервальные скачки) исполнение мелодических направлений в диапазоне октавы и более.

5. Диагностика чувства тембра

Тест - игра «Чьи голоса звучат?»

Цель: определение уровня сформированности тембрового слуха по показателю верных ответов в определении инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал состоит из аудиозаписей фрагментов музыкальных произведений в исполнении: голосов разных тембров (детского, женского, мужского), разного вида хоров, народных инструментов, симфонических инструментов, одиночных сольных инструментов (фортепиано, гитара, орган и пр.), разных видов оркестра.

Алгоритм:

1.Многократное прослушивание аудиозаписи фрагмента музыкального произведения в различных исполнениях.

2.Определение тембра голосового и инструментального звучания.

Критерии оценки: низкий уровень развития тембрового чувства – верное определение только однородных тембров; средний уровень –  верное определение однородных тембров и смешанных тембров; высокий уровень –  верное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

6. Диагностика динамического чувства

Тест - игра «Играем громко-тихо»

Цель: выявление способностей адекватной аудиально-моторной реакции на динамические модификации (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Стимулирующим материалом можно использовать маршевые музыкальные произведения, а также ударные музыкальные инструменты (барабан, бубен).

Алгоритм:

1.Эксперт играет на фортепиано маршевое произведение , меняя динамику с f на p и обратно.

2.Школьник получает предложение поиграть в «громко-тихо» на барабане или бубне также, как играет эксперт.

3.Верное исполнение контрастной динамики - 1 балл.

4.Затем эксперт исполняет музыкальный фрагмент с усилением и ослаблением динамики.

5.Школьник должен повторить динамический пассаж на ударном инструменте. Верное динамическое исполнение усиления звука (крещендо) и угасание звука (диминуэндо) – 2 балла; всего – 4 балла.

Критерии оценки:  слабый уровень  – 1 балл; средний уровень – 2-3 балла; высокий уровень – 4-5 баллов.

7. Диагностика чувства музыкальной формы

Тест-игра «Закончи мелодию»

Цель: определить уровень сформированности чувства целостности музыкальной мысли.

Алгоритм:

1.Эксперт предлагает школьнику прослушивание различных мелодий.

2.Задача школьника определить, какая из мелодий прозвучала полностью, а какая оборвалась раньше времени.

Стимулирующий материал подбирается экспертом самостоятельно и строится в следующем порядке:

1-ый фрагмент – не доигрывается последний такт;

2- ый фрагмент  – звучит до конца;

3- ый фрагмент – прекращается последняя фраза мелодии;

4- ый фрагмент – прекращается на середине второй фразы (из четырёх);

5- ый фрагмент – звучит до конца.

Критерии оценки: слабый уровень  – верно определены 1-2 пункты; средний уровень – верно определены 3-4 пункты; высокий уровень – верно определены все 5 пунктов.

8. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку

Тест-игра «Музыкальный калейдоскоп»

Цель: изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, способности к эмпатийному восприятию образа, созданного композитором. Стимулирующий материал выбирает эксперт (рекомендовано как разнообразный музыкальный материал использовать пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского)

Алгоритм:

1.Эксперт предлагает прослушать школьнику музыкальные пьесы и определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

2.1-й (вербальный) вариант задания: подобрать слова, подходящие для формулирования его переживания музыки.

3.2-й (невербально-художественный) вариант задания: предлагается нарисовать образы, которые ему представляются во время прослушивания музыки.

4.3-й  (невербально-двигательный) вариант задания:  предлагается  соответственно двигаться под музыку так, как ему это представляется.

Критерии оценки: низкий уровень эмоционально-образного осмысления – отказ школьника определить свои состояния, его неспособностью на простое выражение своих впечатлений, настроений в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме. К этому же уровню относятся и несоответствующие звучанию музыки  формы самовыражения ребёнка; средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к соответствующей форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и вербальной характеристикой ребёнком своих переживаний и образов основного содержания музыки; высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется соответствующей характеристикой осмысления эмоционально-образного содержания музыки.

Креативность самовыражения ребёнка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях формы самовыражения: оригинальность (необычность, новизна) отображения мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых, но адекватных музыкальному воздействию мыслеобразов; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один музыкальный материал (по Торренсу).

9. Диагностика познавательного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических пристрастий детей.

Цель: определить уровень познавательного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты. Любишь ли ты музыку?; Нравится ли тебе петь?; Где тебе нравится петь больше - в школе или дома? Поют ли твои родители?; Какие песни тебе нравится слушать?; Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома?; Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?; Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи?; Какие исполнители тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки: низкий уровень развития познавательного компонента музыкальных предпочтений характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности; средний уровень выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные эталоны музыки; высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности разножанровой направленности.

Тест-игра «Музыкальный магазин»

Цель: исследование практико-ориентированного выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные пристрастия личности.

Стимулирующий материал: аудиозаписи фрагментов музыкальных произведений различных жанров и направлений: народная вокальная, хоровая, инструментальная музыка, классическая вокальная, хоровая, инструментально-симфоническая,  вокально-инструментальная музыка, современная музыка авангардного направления, современная развлекательная музыка, духовная музыка.

Школьник должен отдать предпочтение в музыкальном магазине понравившейся музыке. Выбирать можно любое количество музыкальных записей.

Критерии оценки: низкий уровень музыкально-эстетических вкусов характеризуется выбором одних развлекательных образцов музыкального искусства; средний уровень – выбор двух образцов разных линий музыкального творчества; высокий уровень  – проявление интереса к трём различным музыкальным направлениям с предпочтением классических произведений.

10. Изучение мотивационного компонента музыкальных вкусов ребёнка

Тест-игра «Пусть музыка звучит».

Алгоритм:

1.Эксперт играет на инструменте фрагменты разнохарактерных музыкальных произведений и намеренно прерывает их.

2.Эксперт узнаёт у детей, хочется ли им, чтобы музыка звучала дальше?

Критерии оценки: проявленная потребность в завершении музыкального фрагмента оценивается как высокая мотивация школьника к развитию своих музыкальных способностей; равнодушное или отрицательное отношение трактуется как несформированная мотивация музыкальной деятельности.

11. Диагностика склонности к сочинительству музыки.

Тест-игра «Сочини мелодию»

Цель: выявление креативных музыкальных способностей ребёнка.

Алгоритм:

1.Эксперт предлагает придумать простой мотив из двух-трёх-четырёх звуков, представленных слогами удобопроизносимых ребёнком слов (отображать в графике).

2.Эксперт предлагает прослушать короткие песенные мотивы, усваивать их и последовательно находить звуки этих мотивов на клавиатуре (спев их вслух или про себя), осознанно представляя графику смены звуков, предварительно зафиксировав её в тетради.

Критерии оценки: низкий уровень склонности к сочинительству определяется индифферентным или отрицательным отношением к  данной деятельности; средний уровень – готовность воспроизвести мелодию, похожую на ранее услышанную; высокий уровень – оригинальность сочинённого произведения; разработанность идеи или образа; беглость порождения идей; гибкость, т.е. различность типов идей и мыслей, образов на один музыкальный материал [7].

Для занесения итоговых показателей структурных составляющих музыкальных способностей разработана индивидуальная карта, с помощью которой педагог может наглядно представить реальную картину сформированности музыкальности школьника.

Список литературы:

1.Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М.: «Мир»,1972. – 177 с.

2.Мясищев В. М., Готсдинер А. Л. Проблемы музыкальных способностей и их социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Готсдинер. – Л. : Музыка, 1980. С. 14-29.

3.Нейгауз Г.Г.  «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Госмузиздательство, 1961. – 173 с.

4.Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М. ,1997. –384 с.

5.Радынова О.П., Катинене А.И.  Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия Москва, 1998. – 240 с.

6. Симонов П.В. Синтезатор на занятиях с дошкольниками» в журнале  «Музыка и электроника», 2005. – № 3, с. 43-45

7.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988. – 176 с.

8.Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. – СПб: Питер, 2013. – 320 с.

9.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система оценивания на уроках музыки

Слайд 2

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанные на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий . Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс.

Слайд 3

Виды деятельности оцениваемые на уроках музыки: • слушание музыки • вокально-хоровая деятельность • освоение и систематизация знаний • творческая деятельность

Слайд 4

Формы проверки: Тесты Составление кроссвордов Музыкальные викторины Рисунки Презентации Письменные отзывы о музыкальном произведении Сочинения о музыке

Слайд 5

Слушание музыки . На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу. Освоение и систематизация знаний . В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений. Вокально-хоровая работа . При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика . основательность подхода, глубина погр Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность иужения в тему, предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.

Слайд 6

Параметры Критерии «3» «4» «5» Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выполненых самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано. Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная) Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения 80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра Слушание музыки

Слайд 7

Освоение и систематизация знаний о музыке: Параметры Критерии Базовый Повышенный Высокий Знание музыкальной литературы Учащийся знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты Задание выполнено не менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы Задание выполнено на 70-80%, допущены незначительные ошибки Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество

Слайд 8

Исполнение вокального репертуара: Параметры Критерии певческого развития Базовый Повышенный Высокий Исполнение вокального номера интонационно-ритмически и дикционно не всегда точное исполнение вокального номера интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера художественное исполнение вокального номера Участие во внеклассных мероприятиях и концертах художественное исполнение вокального номера на концерте

Слайд 9

Оценка «5» ставится: - не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине; - не менее 100-90 % правильных ответов в тесте; - художественное исполнение вокального номера; Оценка «4» ставится: - 70-80% правильных ответов на музыкальной викторине; - 70-80% правильных ответов в тесте; - интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера; Оценка «3» ставится: - не менее 50% правильных ответов на музыкальной викторине; - не менее 50% правильных ответов в тесте; - не всегда эмоциональное и точное исполнение вокального номера . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!