Методические разработки
Как хорошо, когда под рукой учителя есть необходимый материал для работы: шаблоны документов, сценарии, ну а для учителя музыки материал для прослушивания и исполнения. Приглашаю вас в раздел, где я разместила разработки своих уроков, внеклассных мероприятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Эдвард Григ сюита «Пер Гюнт»»
Цель: Познакомить учащихся с норвежской музыкой на примере выдающегося произведения Э. Грига «Пер Гюнт».
Задачи урока:
Образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение понятий «сюита», «драма», расширить знания о творчестве норвежского композитора Э. Грига; формировать умение исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки; формировать умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне музыке.
Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса; воспитывать любовь к музыке народов мира.
Развивающая: создать условия для развития памяти, внимания, воображения; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные: усвоение единства деятельности композитора, исполнителя, слушателя в процессе включения в различные виды музыкального творчества.
Метапредметные:
познавательные: выбор оснований для сравнений, классификации музыкальных произведений различных жанров;
регулятивные: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки;
коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и музицирования;
Предметные: научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
получат возможность научиться находить в аудио материалах основную мысль, выявлять характерные особенности в музыкальном произведении Э. Грига.
Оборудование:
музыкальный материал: «Утро» Э. Грига, «Танец Анитры» Э. Грига, «Песня Сольвейг» Э. Грига.
дополнительный материал: презентация к уроку, проектор, ноутбук.
Дать понятие: «сюита», «драма»
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
О каком музыкальном инструменте мы говорили на прошлом уроке. Что вы знаете о скрипке? Каких мастеров скрипичных дел вы можете назвать? (итальянские мастера скрипичных дел Страдивари, Гварнери). Как называется песня, которая рассказывает о чудодейственной силе скрипки? Почему она называется «волшебный» смычок?
Исполнение песни «Волшебный смычок»
Кто мне скажет, кто сочинил эту песню? (это норвежская народная песня), значит кто композитор? (народ)
3. Работа по новой теме
Для того чтобы определить тему нашего занятия, предлагаю послушать музыкальное произведение «Утро». Вслушайтесь в музыку и почувствуйте её настроение. Попробуйте догадаться, творчеству какого композитора будет посвящена наша встреча?
(слушают «Утро» Э. Грига)
- Понравилась ли вам музыка? (беседа-выяснение восхода солнца…)
- Как вы считаете, чего больше в такой музыке: маршевости, песенности или танцевальности?
Больше песенности - хочется подпеть, маршевости нет вообще, есть танцевальностъ, можно станцевать под такую мелодию, например, танец распускающегося цветка.
- Какие средства выразительности он для этого использует?
Мелодия – плавная. Ритм – ровный. Регистр – высокий, средний. Темп - медленный, спокойный.
Динамика - тихо, очень тихо начинается, затем усиливается, словно восход солнца.
А вы слышали про такую страну Норвегия?
Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в эту удивительную, северную страну - Норвегию. Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы. О красоте этой страны в своей музыке рассказал норвежский композитор Эдвард Григ.
- Композитором прослушанного музыкального фрагмента является Эдвард Григ (портрет на слайде).
- Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрих Ибсен (портрет Г. Ибсена на слайде).
- В 1874 году Григ получил письмо от Ибсена с предложением написать музыку к постановке драмы «Пер Гюнт». Это поучительная история о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Куда только не заносила его судьба!
- Что такое драма? Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене.
Слышно, как солнце встает, пробуждается спящая природа.
- Григ принял предложение Ибсена, и вскоре появилась музыка к драме, на основе которой композитор составил сюиту.
- Что такое сюита? Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) объединённых смыслом частей, но разных по характеру.
Главный герой – Пер Гюнт веселый, молодой парень (портрет Пера Гюнта на слайде).
- Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину.
- Эдвард Григ передал в своей музыке огромную любовь к суровой, северной природе Норвегии. И среди берегов с глубокими ущельями и скал, которые покрыты лесами, а берега изрезаны фиордами, жил крестьянин Пер Гюнт со своей матерью в небольшом домишке.
- Итак, главный герой сюиты Пер Гюнт, норвежский крестьянин покидает родную деревню и отправляется в путешествие в дальние страны в поисках счастья. Путешествуя по Аравийской пустыне, он попадает в плен к арабам. Дочь арабского царя, восточная красавица Анитра развлекает Пера (портрет Анитры на слайде).
- Предлагаю послушать «Танец Анитры» и постарайтесь почувствовать её характер, переданный в музыке Грига в исполнение симфонического оркестра (слушают «Танец Анитры»).
- Почему композитор для характеристики Анитры выбрал жанр танец? Потому что танцем, она увлекает Пер Гюнта.
- Какую интонацию вложил композитор в эту мелодию?
- Как вы думаете, какой характера у Анитры? Легкий, грациозный, танцевальный, восточный, кокетливый.
- Почему вы так думаете? Темп – быстрый. Ритм - неровный. Так как музыка очень капризная и изменчива.
- Какие инструменты симфонического оркестра исполнили мелодию? Струнные инструменты.
Вывод: Григу удалось музыкой передать характер Анитры – весёлый и капризный.
- Но в деревне, откуда был изгнан Пер Гюнт, оставалась девушка по имени Сольвейг, которая любила его и готова была ждать, а ждала она его 40 лет.
- Предлагаю познакомиться с музыкальным образом Сольвейг (портрет Сольвейг на слайде). После прослушивания музыки поделитесь своими впечатлениями о характере героини, настроении музыки (слушают «Песню Сольвейг»).
- Как вы думаете, о чём поет Сольвейг? Она поет о любви к Пер Гюнту.
- Какие интонации вы услышали? Протяжные, мелодичные, печальные, нежные.
- Какие чувства Сольвейг передала такая интонация? Страдание, печаль, волнение.
- А почему появилась контрастная, подвижная и светлая мелодия? Эта мелодия передает надежду на встречу.
- А теперь обратите внимание на иллюстрацию. Как вы думаете, о чём это изображение? (на слайде картина К.Васильева «Ожидание»).
О разлуке. Женщина ожидает кого- то. Она вглядывается в темноту.
- Рассмотрите следующую картину известного художника Николая Рериха «За морями земли великие». Что вы видите на этой картине?
В ее глазах, которые смотрят вдаль, теплится надежда.
- Образу Анитры или Сольвейг созвучны образы этих девушек и почему?
Образы этих девушек созвучны Сольвейг, ведь они тоже ждут, надеются и верят.
- Да. Образ верной, преданной, любящей женщины всегда был очень почитаемым в искусстве. И не только в музыке, но и в живописи.
- Какой музыкальный образ, какая героиня понравилась больше? Почему?
Вывод: Музыка Грига передаёт настроение и характер героев драмы Ибсена, картины норвежской природы…
4. Вокально – хоровая работа
5. Закрепление
6. Итог
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
1)С какими музыкальными образами мы познакомились сегодня?
2) Назовите произведение и композитора, написавшего эту удивительную музыку. Что такое сюита?
3)Какова цель композитора, создавшего такие разные музыкальные образы?
Он заглянул в душу и правдиво передал внутренний мир каждого героя.
4)С каким из прослушанных сегодня произведений вы познакомили бы своих близких?
Мне очень приятно, что музыка Эдварда Грига оставила след в вашей душе!
Сегодня мы познакомились с музыкальной картиной пробуждающегося «Утра», непохожими друг на друга женскими образами - восточной танцовщицей Анитрой и девушкой из норвежской деревни Сольвейг.
7. Рефлексия.
Дорогие ребята, наш урок подходит к концу. Скажите, что вам больше всего понравилось на уроке?
8. Домашнее задание. Нарисовать полюбившихся героев сюиты «Пер Гюнт». Спасибо вам за урок. До свидания!
Дети выходят под музыку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Познакомится с норвежской музыкой на примере выдающегося произведения Э.Грига «Пер Гюнт » Задачи: Образовательная - обеспечить в ходе урока усвоение понятий сюита, драма. Воспитательная - содействовать развитию эстетического вкуса. Развивающая - создать условия для развития памяти, внимания, воображения.
Эдвард Григ Эдвард Хагеруп Григ (1843—1907) норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.
РОДИТЕЛИ Гесина Хагеруп — мать Эдварда Грига Александр Григ — отец Эдварда Грига
Первый из музыкантов, кто определил судьбу Грига —, знаменитый скрипач Оле Булл Эдвард Григ с супругой Ниной Хагеруп – знаменитой певицей
Эдвард Григ Григ является автором произведений разных жанров: сюит (наиболее известна "Пер Гюнт ", написанная по драме Ибсена), увертюр, небольших оркестровых произведений, фортепианного концерта, квартета, скрипичных сонат, виолончельной и фортепианной сонат, небольших фортепианных произведений и песен. Произведения Грига написаны в романтическом стиле. Григ создал норвежскую национальную школу в музыке.
Сюита «Пер Гюнт » Григ сочинил музыку к драме Генриха Ибсена. Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти свое счастье. Сюита состоит из нескольких отдельных музыкальных картин.
Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. а а п
Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) объединённых смыслом частей, но разных по характеру.
«Утро» Пер Гюнт встречает восход солнца в Египте, но перед глазами его — родная Норвегия). Звучит спокойная, прозрачная мелодия. Ее начало сродни пастушьим наигрышам. В среднем эпизоде она разрастается в насыщенном звучании струнных, а затем и всего оркестра, как будто лучи солнца торжествующе заливают все вокруг своим светом.
«В пещере горного короля» Пьеса «В пещере горного короля» полна фантастической таинственности.
Как один и тот же приём развития (повтор) помог композитору нарисовать такие контрастные картины? Что остаётся неизменным, а что меняется в каждой из частей?
«Танец Анитры » В своих странствиях Пер Гюнт встречает разных людей. Среди них восточная танцовщица Анитра .
«Смерть Озе » Вернувшись домой, Пер понимает, что здесь оставалось его счастье, всё самое дорогое, что у него есть: его родная земля и мать Озе .
«Песня Сольвейг » Еще один дорогой человек ждал его дома – его невеста Сольвейг . Она 40 долгих лет верила в его возвращение.
1. Какие переживания выражает музыка? Подбери слова, которые наиболее точно передают характер музыки и твои чувства. 2. Чем отличаются «Танец Анитры », «Смерть Озе » и «Песня Сольвейг »? Что их роднит? Какая интонация композитора их объединяет?
Вывод Эдвард Григ – один из самых значительных композиторов Норвегии, основатель ее национальной музыкальной школы. Сюита «Пер Гюнт » стала самым глубоким и художественно совершенным обобщением образа родины в творчестве Грига. Композитор создал лирико-эпическую поэму о Норвегии, воспел красоту ее природы, нарисовал причудливые сказочные образы.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по музыке и изобразительному искусству на тему
« Великая Отечественная война в творчестве великих композиторов и художников»
5-й класс
Ведерникова Ольга Фёдоровна учитель музыки
Вергиль Татьяна Николаевна учитель ИЗО
Цель: Формирование у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; знакомство с произведениями искусств военных лет, направленное на патриотическое воспитание школьников. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и народ, уважения и признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта.
Дидактическая цель урока: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.
Задачи урока:
Образовательные: актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?
Воспитательные: формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни; воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.
Развивающие: развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
совершенствовать вокально-хоровые навыки; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии; развитие слушательской культуры; расширение музыкального кругозора; развитие образного мышления; анализ музыкальных, литературных и живописных произведений.
Оборудование:
музыкальный материал: «Симфония №7» Д. Шостаковича, А. Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война», «В землянке» сл. А. Суркова, муз. К. Листова, М. Блантер, М. Исаковский «Катюша», Р. Шуман «Грезы», Ежи Петерсбурский, Яков Гольденберг «Синий платочек», «День Победы» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова, М. Ножкин «Последний бой», Ю. Привалов «9 Мая».
дополнительный материал: экран, ноутбук, проектор, презентация к уроку, репродукции картин о войне, фортепиано, выставка литературных источников о войне.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: музыкально-литературная композиция.
Ход урока.
1.Организационный момент
Дети под музыку входят в класс
2.Актуализация опорных знаний
3.Работа по теме урока
Учитель музыки:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы собрались сегодня для того, чтобы вспомнить, пройти по долгим дорогам войны, почтить память погибших, отдать дань уважения живущим, всем, кто совершил Великий подвиг Великой страны во имя Великой Победы. А это значит, чтобы гордиться великим подвигом советского народа, от гнетущей боли, не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого хоть как-то коснулась своим черным крылом Великая Отечественная война.
Учитель ИЗО:
Ребята, наша встреча посвящена мужественным и суровым дням Великой Отечественной войны, тем страшным годам, когда гитлеровские армии, охваченные диким стремлением поработить народы всего земного шара, решили превратить его в единое фашистское государство, в котором только фашисты получили бы право считаться полноценными людьми, учесть же остальных – быть их рабами.
Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив почти всю Европу, Гитлер вторгся в нашу страну…
От Москвы к Берлину путь был очень длинным
Был крутым, от неба до земли,
Несмотря на мины и на бомб лавины
До Берлина воины дошли.
Много песен спето про победу эту
И ещё немало пропоют,
Спасена планета, стало больше света,
Но фашисты всё ещё живут.
Заросли окопы, все исчезли тропы,
По которым шла тогда война,
Не забудь Европа, про ужасный опыт
Помни всех героев имена.
Учитель: Что для вас означает слово «Война и Победа»?
Вам предстоит ответить на этот вопрос, просмотрев следующий видеоряд
Видео «Все о той весне»
Ответы детей: Война – это смерть, разруха, горечь потерь, кровь, трагедия мирового масштаба….
Слайд 4
Учитель: Совершенно верно ребята, вы правы. И уже в конце 30-х годов, предчувствуя угрозу нападения и чтобы предотвратить ужасы войны, поднять патриотизм русского народа, был снят исторический фильм «Александр Невский» о древнерусском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года. Он относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, фильм «Александр Невский» вернулся на экраны с ещё более оглушительным успехом. В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков. Главным лейтмотивом произведения являются слова князя Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.
Слайд 5
Передовые художники и музыканты, творцы прекрасного всегда шли на шаг впереди предстоящих событий, были пророками своего времени.
Об ужасах войны, о варварстве гитлеровцев писали поэты (обращение к выставке), сочиняли музыку композиторы. Ярким примером этого служит «Симфония №7» Д. Шостаковича. До войны композитор жил в Ленинграде, свою симфонию он написал осенью 1941г., на партитуре сделал надпись: «Посвящается городу Ленинграду».
Ученик:
Знаменитая тема первой части симфонии - тема «нашествия» была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял. Когда летом 1941 года композитор начал писать всю симфонию, тема превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, а 27 декабря 1941 года и была закончена симфония. Знаменитая «тема сопротивления» - предвестник Великой Победы 1945года. И не случайно, критики сказали об этом произведении: «Народ, который создает такую музыку – победить невозможно» И это в 1941 году!!!
Ученик:
А вот высказывание одного очевидца, который присутствовал на концерте в декабре 1941г.:
«Музыка стала жизнью, стала огромным объединяющим всё человечество порывом, голосом скорби всего человечества, стала величественным и реальным оплакиванием трагически погибших миллионов жизней. И люди, защищавшие город, люди, жившие стиснув зубы и сжав кулаки, люди с напряженными глазами, люди, у которых, казалось, иссякла слеза, сидели в зале филармонии и многие из них плакали. Велика сила искусства, объединяющего миллионы и в радости и в скорби».
Слайд 6
Ученик:
В первый же день войны В. Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня было опубликовано одновременно в газетах «Известия» и «Красная Звезда». Композитор А. Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски советской армии, прочитав его, сочинил музыку. Вскоре три бригады ансамбля, выехавшие на фронт, исполнили ее перед воинами. Так с первых дней войны вместе с красной Армией в бой вступила и советская песня. С этой песней на вокзалах Москвы родные и близкие провожали солдат на смертный бой с фашизмом. Проникновенные слова и величавая мелодия песни звучали почти как воинская присяга. Не случайно песня «Священная война»- это песня - воин, пророк, победитель. Почему? Как вы думаете?
Ответы детей.
Ученик:
“Это было в начале июля 1941г. в Москве, на Белорусском вокзале. Продымлённый махоркой вокзал… Эшелоны уходят на фронт… Заунывно перекликаются паровозные гудки.… В зале ожидания Краснознамённый ансамбль даёт концерт отбывающим воинским частям.
Солдаты и офицеры в походном снаряжении расположились на скамьях и чемоданах. Суровые лица. Сдвинутые брови. В глазах тревога за Родину, за покинутый любимый дом... Эта песня – как воинская присяга, как клятва воинов: драться до последнего дыхания... Все бойцы как один поднимаются с мест. Стоя слушает воинская часть эту песню”. (Из рассказов очевидцев).
Исполняется песня “Священная война” Видео
Учитель ИЗО: Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день на стенах домов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боёв, появились первые плакаты Кукрыниксов, Б. Е. Ефимова, И. М. Тоидзе.
Далее следует рассказ заранее подготовленных учащихся о живописных полотнах на военную тематику (с использованием репродукций).
Ученик: Одна из популярных работ этих лет “Родина – мать зовёт” (1941) И. М. Тоидзе, на которой изображена женщина, призывающая сыновей защитить Отечество. Ружейные штыки, выступающие из-за спины женщины, и лист с текстом воинской присяги в её руке усиливают впечатление обобщающей значительности образа. Без огромного, высотой в пять этажей, плаката И. М. Тоидзе, вывешенного на улице Горького, невозможно представить себе Москву военных лет.
Ученик: Плакат В. Б. Корецкого “Воин Красной Армии, спаси” (1942) получил всенародное признание и любовь. Плакат вызывал у каждого бойца на фронте и у любого патриота в тылу чувство сердечной боли и глубокого возмущения против страшного, подлого врага.
Вид женщины с ребёнком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал непреодолимое желание её спасти, разгромить врага, будил в зрителе волю к действию.
Для многих эта мать и чудесный испуганный мальчик напоминали собственных жён и детей, оставшихся за линией фронта.
На её лице гнева больше, чем страха, и она готова на всё, чтобы отстоять своё дитя, она не согнётся в неравной борьбе и скорее погибнет, чем станет рабой.
Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, внушал уверенность в победе, не пугал, а пробуждал отвагу в людях.
Ученик: Картина Александра Дейнеки “Оборона Севастополя” была написана в 1942г.
Несгибаемое мужество защитников Севастополя, их твёрдую решимость сражаться до последнего вздоха показал в этой картине художник. Композиция построена с резким приближением отдельных фигур к зрителю. Получилось как в кино, когда человек вначале виден в глубине, а потом следует крупный план, герой предстаёт в полный рост. Это даёт близко познакомиться с героями, с их выражением лица, глаз.
Краски художника суровы. В них преобладают серебристые тона, сдержанное синее, неяркое красное, рисующее дымные зарева, ржавый металл, запёкшуюся кровь.
(показ). Наших моряков безумно боялись фашисты, называли их “чёрной смертью”. Художник показывает характер советского человека, его духовное благородство, героизм во имя Великой Родины по контрасту с тупым фанатизмом фашистов.
Ученик: Аркадий Пластов “Фашист пролетел” (1942) – опушка небольшого осеннего леса. Грустные осинки теряют последние пожелтевшие листья. Небо подёрнуто лёгкими облачками, и в глубине его видна чёрная точка. А на земле, уткнувшись простреленной головой в побуревшую траву, лежит мёртвый пастушок. Совершенно жестокое, бессмысленное убийство, которое вместе с верной собакой мальчика, кажется, оплакивает сама земля, по-осеннему печальная природа.
Художник создал образ, потрясающий по силе своего воздействия, вскрывающий бесчеловечную сущность фашизма, пробуждающий чувство священной ненависти к злобному и беспощадному врагу. И всюду он способен сеять смерть, и поэтому его необходимо остановить, как будто говорит художник и требует от зрителя активного вмешательства в происходящее.
Учитель ИЗО: Шли долгие тяжёлые годы войны, героизму и мужеству наших бойцов не было предела, поэтому победа над фашизмом была неизбежна…
Ученик:
Ещё горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступила тишина,
Как будто время здесь остановилось,
Не веря вдруг, что кончилась война.
Под арками обугленного свода,
В какой-то первозданной тишине,
Солдаты величайшего похода,
Расписывались прямо на стене.
Рейхстагова развалина дышала,
Всем перегаром битвы мировой,
И в ней звучнее всякого хорала,
Пел хор имён, растущих, как прибой.
Он пел, взлетая над огнём и кровью,
Перед войной поверженной лицом,
Как будто осеняя изголовье
Последних умирающих бойцов.
Открыто все своё писали имя,
Чтоб знали люди будущих времён,
Что подвиг сей, свершённый всеми ими,
Во имя человечества свершён!
«Надписи на стенах Рейхстага» Николай Тихонов
Слайд 7
Трудное, суровое время, и в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, женщине. Она жила в сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем. Эта любовь помогла нам выстоять, выжить и победить. Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Жанры фронтовых песен перед вами.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Слайд 8
Ученик:
Знали люди, что война - это пропасть, это гибель. Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.
Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность: «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни - все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан! Именем Катюша названа самая грозная установка Второй Отечественной войны.
Исполняется песня «Катюша»
Слайд 9 ("В землянке" сл. А. Сурков, муз. К. Листова)
Ученик:
А с одной произошла вообще невероятная история.
Писал поэт письмо жене на КП возле Волоколамского шоссе. Тревога. Артналет. Оставил письмо. Кто-то из офицеров штаба нашел листок, переписал текст и послал своей жене. И вдруг, Суриков слышит по радио на музыку К. Листова «Бьется в тесной печурке огонь». И не песня вовсе, а письмо домой. Да, да, друзья, стихи «Землянки» вовсе не песенные. Осенью 1941 года в селе Кашино они были написаны военным корреспондентом Алексеем Сурковым своей жене. Вот такие письма писали с фронта! Полк автора стихов пробивался из окружения, и после напряженного дня Сурков запишет в своем потрепанном блокнотике «Бьется в тесной печурке огонь». А позже - зимой 1942 композитор Константин Листов попросит военного корреспондента «что-нибудь, на что можно написать песню». «Стихи захватили меня своей эмоциональной силой, - вспоминал композитор, - забрали искренностью, отозвались в сердце. Время - бесконечно тревожное: немцы под Москвой, я - один, семья в эвакуации. Думаю, не было тогда человека, у которого душа не болела бы...». Уже через неделю Листов в редакции фронтовой газеты под гитару исполнил песню «В землянке» на стихи Суркова. Её слушали, затаив дыхание. На прощание Листов начертил на листе бумаги ноты и оставил их в редакции. Позднее стихи и записанную мелодию напечатают в «Комсомольской правде». «Я много написал во время войны песен, но ни одна из них не полюбилась слушателям, как эта» рассказывал Константин Яковлевич Листов.
Слайд 10 «Синий платочек» ВИДЕО
Ученик:
Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, как отмечал поэт А. Сурков, «уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова, в общем-то, не очень сильной песни «Синий платочек». Правда, жизнь внесла свои коррективы в содержание популярной песни.
Однажды весной 1942 года Фронтовой джаз-оркестр В. Коралли и К. Шульженко выступал в гвардейском подразделении генерала Н. А. Гагена, защищавшем легендарную «дорогу жизни» через Ладожское озеро. После концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с литературным сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта «В решающий бой!» лейтенантом Михаилом Александровичем Максимовым. Когда речь зашла о любимых песнях и, в частности, о «Синем платочке», артистка сказала: «Песня популярна в народе, у нее простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии».
Лейтенант М. А. Максимов не был поэтом, но слова К. И. Шульженко его очень взволновали, и он воспринял их как личное задание. Вернувшись с концерта певицы, он сразу же принялся работать над новым текстом песни. Было это 9 апреля 1942 года. К утру текст был готов. «Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, - вспоминала К. И. Шульженко. - В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна, родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу... И вскоре я уже пела фронтовой «Синий платочек» для своих слушателей. С тех пор песня эта навсегда осталась в моем репертуаре».
Исполнение песни «Синий платочек»
Слайд 11
1-й
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
2-й.
Нынче у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш, походный баян?
Слайд 11-12.
Самыми любимыми были на фронте, пожалуй, песни из народа - частушки. Искрометные, доступные, понятные, как говорится на « ходу». Ведь частушка - часть русской души, и ей уже 200 лет.
Так давайте же и мы с вами , представим, что оказались на передовой, в «минуту затишья», перед боем, где встретились две фронтовые концертные бригады и нам предстоит поднять боевой дух бойцов. Четные куплеты поют – девочки, нечетные – мальчики. И так, концерт –соревнование начинается.. Аплодисменты.
Исполнение частушек
Слайд13
Долгий и нелегкий путь пришлось пройти советским солдатам, чтобы завоевать победу. Они шли сквозь огонь и пургу, через ужас и смерть. Мертвые завещали живым свое право возмездия, свою веру в победу и незримые шли среди живых. Шли, чтобы отгремел тот решительный и последний бой.
Слайд 14 Исполнение песни «Последний бой»
звучит музыка Р. Шумана «Грезы»
Слайд 15- 17
Давно закончилась война….
Затекли и сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди помнят!
Ученик:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Пусть память верную о ней хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей, и наших внуков внуки.
Затем, чтоб этого забыть не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливыми быть,
А счастье – не в забвенье.
В канун Великой Победы статисты подсчитали, что если бы каждого погибшего в годы Отечественной войны почтить минутой молчания, то человечество замолчало бы на 50 лет!!!!
Слайд 18
Минута молчания
Слайд 19
Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!
Ученик:
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю,
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне,
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Поклонимся, поклонимся ему!
Слайд 20
Исполнение песни « 9 Мая»
Слайд 21
Сегодня Вам предстоит написать письмо- завещание для будуших поколений,
Используйте фразы:
Война- это….
Я не хочу….
Пусть всегда…
Слайд 22
Учитель музыки:
Слава героям! Слава! В праздник Победы мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага: терпение, мужество, величайшая стойкость, любовь к Отечеству! День 9 Мая стал для нас не только всенародным праздником, но и Днем Памяти. В канун Великой Победы в нашей школе прошло много патриотических акций, среди которых: акция «Народная память», классные часы, конкурс военно - патриотической песни, конкурс рисунков «Рисуют мальчики войну», акция «Георгиевская ленточка» и, конечно же, мы с вами примем активное участие в акции «Бессмертный полк».
Учитель ИЗО:
Ребята, мы предлагаем вам изготовить поздравительные стенгазеты и украсить ими наш актовый зал. Для этого вам нужно разделиться на две команды. Каждая команда получит конверт с заданием, а что из этого получится, мы узнаем в конечном результате.
Изготовление поздравительных газет
Слайд 23-24
Учитель музыки:
Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям он приносит следом,
Мы поздравляем вас великим днем,
С днем нашей Славы!
С Днем Победы!
Исполняется песня «День Победы» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова
Дети под музыку выходят из класса
Предварительный просмотр:
Уроки «Мужества и Памяти»
В течение апреля – мая месяца в нашей школе ежегодно проходит месячник патриотического воспитания. В рамках месячника проводятся различные мероприятия: тематические выставки, конкурс рисунков «Спасибо деду за Победу», «Рисуют мальчики войну», конкурс патриотической песни «Песни опаленные войной», конкурс чтецов «Светлой памяти дань отдавая», литературно – музыкальные композиции, интегрированные уроки, классные часы, и конечно же, проводятся Уроки «Мужества и памяти», которые проходят под девизом «Помнить – чтобы жить!»
Уроки «Мужества и памяти» давно в нашей школе стали традиционными. Они позволяют нам прикоснуться к славному героическому наследию наших предков. Уроки проводятся по одной тематике, о Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война – это было героическое, но страшное время, которое оставило глубокий след в истории нашего государства. Эта война болью отозвалась в судьбах миллионов людей, принесла каждому свое горе, свои беды и несчастья.
Подвиг русского народа и вклад каждого человека, в том числе и жителей с. Сотниково Иволгинского района в Победу невозможно переоценить. Об этом мы должны помнить. О героизме, стойкости, самоотверженности, мужестве и патриотизме нашего народа, в том числе и сотниковцев, проявленные в годы Великой Отечественной войны всегда говорится на уроках «Мужества и Памяти». Очень важно, чтобы нынешняя молодежь знала, каким трудом, потом и кровью была завоёвана Великая Победа!
Ежегодно в школьном музее организовываются выставки «Нам дороги эти позабыть нельзя», «А значит, нам нужна Победа! Одна на всех мы за ценой не постоим…», «Биографии сотниковцев – ветеранов Вов» и т. д. посвящённые этой великой дате. Подобные выставки рассказывают о наших земляках, чья жизнь, самоотверженный труд дают яркое представление о героических трудовых подвигах, проявленных во время войны, работая в тылу.
В Великую Отечественную войну весь наш народ поднимается на защиту Родины, его чести, достоинства и свободы. Защищали Родину и дети, которые наравне с взрослыми совершали героические подвиги, воевали в партизанских отрядах, вели разведку, взрывали и поджигали фашистов, агитировали народ беспощадно бить врага. С особым вниманием экскурсоводы школьного музея рассказывают посетителям о храбрых юных героях Великой Отечественной войны.
Активными участниками уроков «Мужества и Памяти» являются ветераны, почетные граждане, старожилы села. Их рассказы и беседы очень важны для подрастающего поколения. Ведь они формируют в умах школьников духовно-нравственные ценности, которые заключаются в том, чтобы знать историю, ценить великие традиции российского народа, горячо любить родной край, Родину, трудиться и учиться во благо неё, как делали наши деды и прадеды.
Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"? Этот вопрос часто задается учащимся во время таких встреч. Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, Родине, во имя этого жертвует всем, даже ценой собственной жизни.
Становление ребёнка как патриота Родины происходит в его детстве. Патриотическое чувство, желание и готовность защищать Родину должно формироваться на конкретных примерах наших дедов и прадедов.
В тяжёлые периоды нашей истории наш народ не раз спасали мощные запасы её духовной силы, в основу которых положены такие ценности, как любовь к Родине, своему народу, его традициям, устоям.
Если в будущем мы хотим видеть Россию сильной, независимой державой, то позаботиться об этом мы обязаны уже сегодня, воспитывая на всех образовательных уровнях национальную гордость за своё государство и живущих в ней людей.
Уроки «Мужества и памяти» раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, учит уважать тех, кто защищал Родину от фашизма.
После проведенных уроков «Мужества и памяти» ученики пишут письма ветеранам Великой Отечественной войны, выражают им благодарность и поздравляют с Днем Победы.
В свою очередь, как учитель музыки, в свою рабочую программу я включила не только уроки мужества, уроки-концерты, уроки-плакаты, но и уроки-экскурсии.
Урок-экскурсия
Перед каждым учителем стоит вопрос: как заинтересовать учеников и сделать
урок интересным. Одной из форм, которая позволяет повышать познавательный интерес, и является урок-экскурсия. Уроки этого типа делают процесс обучения более интересным, заинтересовывают учеников, заставляют думать, размышлять, логически мыслить, развивают наблюдательность. Экскурсия конкретизирует учебный процесс, программный материал, расширяет кругозор и углубляет уже имеющиеся знания учащихся. Экскурсия позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью.
Актуальность темы обусловлена внедрением Федерального государственного
образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учеников, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.
Задачи: раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была освободительной, формировать устойчивое чувство патриотического долга, воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества, воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.
На таких уроках дети наиболее глубоко проникают интересующими их событиями.
Обсуждают начало войны. Как еще 21 июня 1941 года десятиклассники всех школ готовились к выпускному балу, строили планы на будущее, мамы и папы радовались за светлое и счастливое будущее своих детей. Многое из того, что было потом, учащиеся смогли рассказать сами. Какой бой был первым. Чем занимались во время войны дети, если им не удавалось прибавить себе пару годков и не уйти сражаться на фронт наравне с взрослыми. Было ли место женщине на войне. Что такое лагерь Освенцим, что такое блокада Ленинграда. И еще много страшных фактов о той проклятой войне. Ребята рассказывали о своих родственниках - фронтовиках. О их ратных подвигах.
Узнали об истории возникновения георгиевской ленточки, как ее нужно завязывать, где необходимо носить. Миллионы людей в Российской Федерации и других странах мира по доброй воле прикрепляют георгиевскую ленточку – условный символ военной славы к одежде, публично демонстрируя свое уважение к воинам, сражавшимся за наше Отечество, всенародную гордость за Великую Победу. Ребята почтили память погибших и уже не доживших до наших дней ветеранов войны минутой молчания.
Ежегодно принимаем участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк».
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия по музыке
«Посидим рядком, да поговорим ладком»
Цель мероприятия: приобщение учащихся к культурному наследию нашего народа, воспитание бережного отношения к культурным традициям и обычаям, воспитание патриотизма.
Задачи мероприятия:
Обучающие: приобщение детей к русскому народному творчеству, прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, приобщение учащихся к культурному наследию нашего народа.
Развивающие: развитие речи, развивать фантазию, творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к культурным традициям и обычаям, воспитание патриотизма.
Оформление класса: стол накрытый льняной скатертью, лавки, деревянная и глиняная посуда, самовар, свечи, баранки, пряники, сушки в мисках, полотняные дорожки на полу, прялка, поделки из природного материала, оформлена выставка вязаных изделий.
Оборудование: экран, ноутбук, презентация.
Ход занятия
Звучит русская народная музыка, на экране мультимедийная презентация о сельской жизни. В зал входят дети, родители, учителя. Они рассаживаются на заранее приготовленные стулья.
Учитель: В старые, добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы, – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице, «от скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот у них работа и спорилась. И мы собрались сегодня в моей горнице на посиделки.
В.В. Даль, создатель «Толкового словаря» пишет, что посиделки - это сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более - россказней, песен и забав. А еще В. Даль называет русские посиделки вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, досветками и совершенно справедливо утверждает: «Женатые на посиделки не ходят, женатого с посиделок веретеном гонят, женился - не подстригся, а от посиделок отрекся.»
На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и по сей день живут в народной памяти.
Добро пожаловать на наши посиделки!
В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах, забавах.
Посиделки устраивались в каком-либо доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила попеть, рассказать какую-нибудь небылицу, вспомнить про свою молодость, про горести и радости.
Посиделки были праздником для крестьянских девушек и парней. Не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.
Да и отпустят, обязательно дадут работу: напрясть пряжи или шерсти, связать кружево. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, из дерева вырезали донце (приспособление для прядения), нарезали гребни для расчесывания конопли.
И даже здесь, в минуты отдыха, не прекращался крестьянский труд. Девушки вязали, вышивали, парни мастерили вещи, нужные в хозяйстве.
С давних времен на земле сеяли лен, ткали из него холст на ткацком станке, шили крестьянские сарафаны да рубахи, скатерти, полотенца. И все одного цвета—белого.
Но вот взялась русская женщина за иголку. Легла на крестьянский стол вышитая скатерть—и в избе стало веселее. Стало нарядным полотенце, без которого не обошлись бы ни свадьба, ни рождение, ни похороны. Хлеб-соль тоже на расшитом полотенце подносили. Самые лучшие свои наряды: расшитые сарафаны и рубашки деревенские жители надевали на покос, жатву.
На посиделках любимым занятием у девушек было прядение. В народе говорили: «Какова пряха, такова на ней рубаха».
исполнение песни «Прялица»
на экране мультимедийная презентация о видах прялки.
Наша пряха поработала на славу. Нитки у нас теперь есть. А что делают из ниток?
Вяжут и ткут. А о каком именно ремесле сейчас пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку:
“Две веселые сестрицы—
На все рука мастерицы:
Сделают из ниточки
Носки и рукавчики”
Конечно, речь пойдет о вязании. Когда появилось вязание - точно не известно. Овцы были одомашнены за 9 тысяч лет до нашей эры. В России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появились давно.
Посиделки на Руси немыслимы были без этого ремесла. Вязали те, кто помоложе, а старшие ткали и пряли, обеспечивая всю семью носками, рукавицами, шарфами.
Главные орудия мастериц - хорошо известные вам спицы. Их количество зависит от изготовляемого изделия. Чтобы связать даже самые маленькие варежки или носки - их нужно пять, а для большого свитера – только две.
Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками, неповторима.
( выставка вязаных изделий)
Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства. А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать». А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу — помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот - приносили им пищу, вместе убирали урожай.
А сейчас давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.
Дети:
Хозяин весел — и гости радостны.
Гость доволен — и хозяин рад.
Гостю щей не жалей, по гуще влей!
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Что ни есть в печи, все на стол мечи!
Много гостей — много и новостей.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело два века живет.
С миру по нитке - голому рубашка.
Добра желаешь, добро и делай.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Как аукнется, так и откликнется.
Когда сделаешь доброе дело, не хвались, не труби о нем всюду.
Учитель: Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».
(Стук в дверь.)
Учитель: Кажется, новые гости пожаловали.
Звучит русская народная музыка, входит мужичок с гармошкой.
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
исполнение частушек
Девочка:
А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.
Разыгрывается сценка «Уля и Филя». Филя и Уля в русских национальных костюмах. Они читают текст шутки и танцуют под русскую народную плясовую мелодию.
Уля:
- Здравствуй, Филя!
Филя:
- Здравствуй, Уля!
Уля:
- Где ты был?
Филя:
- У матушки.
Уля:
- Что мать, гостинцев прислала?
Филя:
- Мать прислала оладушек!
Уля:
- А где же они?
Филя:
- Я их под лавку положил!
Уля:
- Экий ты, Филя, чудак!
Филя:
- А ты бы, Уля, как?
Уля:
- Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.
Филя:
- Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю…
Филя и Уля расходятся под русскую народную мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.
Уля:
- Здравствуй, Филя!
Филя:
- Здравствуй, Уля!
Уля:
- Что мать прислала?
Филя:
- Мать прислала сарафан.
Уля:
- А где же он?
Филя:
- Я его в печку положил.
Уля:
- Экий ты, Филя, чудак.
Филя:
- А ты бы как?
Уля:
- Я бы его в шкаф повесила.
Филя:
- Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю…
Филя и Уля снова расходятся, пританцовывая, затем встречаются.
Уля:
- Здравствуй, Филя!
Филя:
- Здравствуй, Уля!
Уля:
- Что мать прислала?
Филя:
- Мать прислала барана.
Уля:
- А где же он?
Филя:
- Я его в шкаф повесил.
Уля:
- Экий ты, Филя, чудак.
Филя:
- А ты бы как?
Уля:
- Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.
Филя:
- Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.
Филя и Уля расходятся, затем встречаются.
Уля:
- Здравствуй, Филя!
Филя:
- Здравствуй, Уля!
Уля:
- Что мать прислала?
Филя:
- Мать прислала Настюшку.
Уля:
- А где же она?
Филя:
- Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
Уля:
- Экий ты, Филя, чудак.
Филя:
- А ты бы как?
Уля:
- Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.
Филя:
- Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.
Филя и Уля расходятся, затем встречаются.
Уля:
- Здравствуй, Филя!
Филя:
- Здравствуй, Уля!
Уля:
- Что мать прислала?
Филя:
- Мать прислала свинью.
Уля:
- А где же она?
Филя:
- Я ее за стол посадил да чаем напоил.
Уля:
- Экий ты, Филя, чудак. Филя - простофиля!
Учитель: Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе. И вдруг...
Остановились руки, замерли все, сказку слушают.
Инсценировка сказки Курочка Ряба
Стук в дверь.
Учитель: Ой, слышите, кто-то стучится?! Это «Небылицы» в лицах. Те, что сидят в теремах да светлицах. Щелкают орешки, творят насмешки.
Появляются Небылицы.
– Здорово, кума!
– На рынке была.
– Никак, ты, кума, глуха?
– Купила курицу да петуха.
– Прощай, кума!
– Пять алтын дала.
– Иван, у тебя в избе тепло?
– Тепло! В шубе на печи согреться можно.
– Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожег.
– А велика ли дыра.
– Да один ворот остался.
– Фома, что из леса не идешь?
– Да я медведя поймал.
– Так веди сюда!
– Так он не идет.
– Так сам иди.
– Да он меня не пускает.
Проводится игра «Ведьмина метелка»
Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку загадывать.
«Светит месяц» р. н. п. – исполнение на русских народных инструментах
на экране - мультимедийная презентация о деревянных ложках.
Учитель: Долго ещё в избе горит свет и звучит смех, песни, шутки и прибаутки. Расходится народ с посиделок заполночь. Вот и наши посиделки подошли к концу, но нет конца народным сказкам, юмору и смекалке, нет конца народной мудрости, меткому русскому слову. И пока живы в народе его традиции, такой народ выживет в любой ситуации. Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Желаю вам, ребята на прощание быть, как наши предки, гостеприимными, хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого.
Дети под музыку выходят из класса
Предварительный просмотр:
Районный фестиваль – конкурс детской песни «Веснушки»
С 2008 года, в нашем районе проводится фестиваль – конкурс детской песни «Веснушки». Он проводится раз в два года, и посвящён памяти Галины Григорьевны Титовой, бывшего директора Калёновской школы. Инициаторы праздника – её любимые дочери.
Татьяна Титова – учитель Иволгинской средней школы, дочь Галины Титовой рассказывает: «Большая часть её жизни была посвящена музыке, пению. Мама являлась солисткой различных ансамблей, начиная ещё со школьной жизни. И вот на сегодняшний день мы решили продолжить её музыкальную династию. А династия – это уже несколько поколений молодых талантов. В основном, совсем ещё маленьких».
Организаторами фестиваля – конкурса детской песни «Веснушки» является МОУ Калёновская средняя общеобразовательная школа, Совет директоров, районное управление образования Иволгинского района.
I районный фестиваль – конкурс детской песни «Веснушки» проходил в Каленовской средней общеобразовательной школе. Учащиеся нашей школы Бархатов Влад с песней «Детство» и Махарова Маша с песней «Колечко» приняли в нём активное участие. Результаты их выступления:
Бархатов Влад I место, а также денежный приз Музыкальной общественности Иволгинского района.
Махарова Маша завоевала главный приз конкурса – Гран – при и подарок от семьи Г.Г. Титовой.
II районный фестиваль – конкурс детской песни «Веснушки» памяти Титовой Г. Г. прошел в Иволгинской средней общеобразовательной школе. На этот раз в конкурсе приняли участие Морозова Настя с песней «Свирель» и Бархатов Влад с песней «Люси», где Морозова Настя занимает второе место, а Бархатов Влад первое место и приз зрительских симпатий.
IV районный фестиваль – конкурс детской песни «Веснушки» проходил в Каленовской средней общеобразовательной школе. Команда учащихся нашей школы в составе Бархатова Влада, Вишняковой Варвары, Колбик Ирины и Ларионовой Ксении приняла участие и завоевала следующие награды:
Вишнякова Варвара с песней «Белый голубь» - II место
Бархатов Влад с песней «Потанцуем» - III место
Дуэт Колбик Ирина и Ларионова Ксения с песней «Кадриль» - приз зрительских симпатий.
V районный фестиваль – конкурс детской песни «Веснушки», памяти Титовой Г.Г. прошел под девизом: «Подари улыбку миру! » с целью создания условий для популяризации детского вокального творчества и формирования музыкальной культуры школьников. В фестивале – конкурсе «Веснушки» приняли участие дети и молодёжь от 6 до 17 лет. Всего соревновалось более 150 участников. На этот раз в нем приняли участие учащиеся нашей школы Вишнякова Варвара с песней «Барыня» и Сарана с песней «Кошка беспородная».
Вишнякова Варвара – I место
Сарана – денежный приз Совета депутатов Иволгинского района.
V районный фестиваль – конкурс детской песни «Веснушки» проходил в Каленовской средней общеобразовательной школе. Успешно продолжают выступать в этом конкурсе учащиеся нашей школы. Так, Шильникова Марьяна с песней «Русская гармонь» ученица 5 класса заняла II место, Вишнякова Варвара с песней «Русский сарафан» ученица 7 класса получила Гран – при этого конкурса.
Ни один участник не остался без внимания, каждый получил подарок от семьи Г. Г. Титовой.
Насколько ярким человеком была Галина Григорьевна, настолько празднично, ярко и весело прошёл этот фестиваль - конкурс.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное образование "Иволгинский район"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сотниковская средняя общеобразовательная школа»
Праздник военно-патриотической песни
«ПЕСНИ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА»
(Внеклассное мероприятие)
Разработала
учитель музыки:
Ведерникова Ольга Фёдоровна
2024г. с. Сотниково
Цель: воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет.
Задачи:
- расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен;
- воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны;
- прививать чувство уважения к солдатам, участвующих в боевых действиях в настоящее время.
Проведение конкурса
(Звучат фанфары)
1-й ведущий: Здравствуйте дорогие ученики, уважаемые учителя. Мы рады приветствовать вас на конкурсе военно-патриотической песни «Песни великого подвига».
2-й ведущий: Сегодня нашу музыкальную программу мы посвящаем песням, которые помогали бойцам Красной Армии в трудную минуту, помогали выстоять, выдержать, встать и снова идти в бой.
(Звучит фонограмма военной песни)
1-й ведущий: Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная антология истории Великой Отечественной войны.
2-й ведущий: Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, ни кого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и не похожие, близкие и далёкие.
1-й ведущий: О таких песнях у нас и пойдёт сегодня речь.
2-й ведущий: Я бы с песни начала рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз
Эта песня всех в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится!
1-й ведущий: Действительно, в период той, или иной войны, в страшное и тяжелое для всех время, с человеком всегда была песня – песня и в горе, и в радости. Песня выражает наши чувства, мысли, характер и судьбы…
2-й ведущий: В годы ВОВ песня внушала оптимизм нашему народу, возможно во многом благодаря песне, мы одержали победу над немецкими войсками.
1-й ведущий: Истории возникновения песен различны. Вот одна из них. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жёны, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня «Землянка»
(Выступление учащихся с песней «Землянка»)
2-й ведущий: Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца – танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня…
(Выступление учащихся с песней «На поле танки грохотали»)
1-й ведущий: Лирическая песня пробуждала лучшее в человеке. Песня весёлая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, затосковать.
2-й ведущий: Песня грустная наводила на воспоминания о доме, особенно в конце войны, когда мысли о доме чаще посещали бойцов. И солдаты собирались домой в ожидании встреч с близкими и любимыми людьми, но дорога домой была так длинна…
(Выступление учащихся с песней «Дороги»)
1-й ведущий: Жить без пищи можно сутки. Можно больше, но порой
На войне одной минутки не прожить без прибаутки, шутки самой немудрой
2-й ведущий: Эти слова принадлежат герою поэмы Александра Твардовского Василию Тёркину. Очень правильные слова! И думается, что с полным основанием их можно отнести и к песне – шутке. Ведь без неё очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. Именно такую песню – шутку «Смуглянка» создал композитор Анатолий Новиков и поэт Яков Шведов.
(Выступление учащихся с песней «Смуглянка»)
1-й ведущий: Песни военных лет!.. От самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры. Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.
2-й ведущий: Песни являлись живительной силой для солдат той войны. Так же, как сегодня для воинов необъявленной чеченской войны, бойцов СВО. Современные песни поддерживают боевой дух солдат, приближая к ним тепло наших душ, как бы говоря им о том, что мы их любим и ждём.
1-й ведущий: Каждому из нас дороги эти песни, ведь они связывают два полюса: мирную жизнь и военные действия. Мы приглашаем на сцену следующих участников нашего конкурса.
(Выступление учащихся с песней «Третьи сутки в пути»)
2-й ведущий: Победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жён не дождалось мужей, павших на поле битвы за свободу и честь родной земли.
1-й ведущий: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесла война нашей стране и нашему народу. И мы всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за нашу Родину. Старые фотографии напоминают нам, и будут напоминать об участниках войны.
(Выступление учащихся с композицией «Наше слово о войне»)
2-й ведущий: «Война и физически и нравственно отвратительна; она не только насилует здравый смысл, опошляет великие идеи, толкает на всяческие преступления, но и развивает все дурные инстинкты: себялюбие доходит до жестокости, жестокость – до садизма…» - так говорил французский писатель Анри Барбюс.
1-й ведущий: А по мнению Жан – Жака Руссо, «первый шаг к добру – не делай зла». Но так тяжело определить, где кончается добро, а где начинается зло.
2-й ведущий: Природа дала человеку в руки мощное оружие – умственную и нравственную силу, но ими вполне можно пользоваться и в обратную сторону. Поэтому человек, лишённый добродетели, оказывается существом самым нечестивым и диким.
(Выступление учащихся с композицией «Добро – зло»)
1-й ведущий: Главная песня победы родилась через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты.
2-й ведущий: Россия – самая большая страна на планете Земля. У нас самый удивительный народ. Уходящее поколение, которое видело фашизм воочию, и испытало его на себе, просит Вас: Помните прошлое! Берегите настоящее! Думайте о будущем! Любите жизнь!
(Исполняется песня «День Победы»)
1-й ведущий: Быть может, по этим дорогам глухим
К тебе суждено мне вернуться, любя.
А если не мне, так хоть песням моим,
Я верю, придётся дойти до тебя.
2-й ведущий: Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх щагах от смерти
О родном заветном огоньке.
1-й ведущий: И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелёгок и нескор…
Песни с ветеранами старели,
Но в строю остались до сих пор.
2-й ведущий: На нашем празднике мы смогли познакомить вас только с некоторыми песнями военного лихолетья. Надеемся, что они останутся в нашей памяти.
1-й ведущий: Мы прощаемся с вами! До новых встреч!