Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Тема: «Домашние животные»
Цель: Обобщить знание детей о домашних животных:
Задачи:
I. Образовательные:
1. Расширить и углубить представления детей о домашних животных и их детенышах.
2. Закрепить знания о внешних признаках животных, чем питаются, как подают голос, где живут, какую пользу приносят.
3. Развивать умение употреблять творительный падеж имен существительных, упражнять в согласовании слов по падежам;
4. Активизировать и расширять словарь по теме домашние животные
II. Развивающие:
1. Развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику; развивать речевое дыхание и силу голоса;
2. Совершенствовать мыслительные процессы;
III. Воспитательные:
Воспитывать любовь к домашним животным;
развивать познавательный процесс;
Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: Компьютер, магнитная доска, картинки домашних животных и их детенышей, игрушки диких и домашних животных. Картинки с продуктами питания животных.
Словарная работа: : стадо, табун, отара, овца «блеет», конь «ржёт».
Ход занятия::
1.Организационный момент.
Психогимнастика.
Дети все собрались в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: сегодня мы продолжаем наше знакомство с домашними животными, а сейчас, я загадаю вам загадки, угадав их, вы узнаете, о каких животных пойдет речь.
Есть живой, а есть в игре.
Догадаешься вполне,
Что по степи или полю,
Что по шахматной доске
Скачут люди на… (Конь)
В стаде все они живут,
Целый день траву жуют.
Шерсть закручена в колечки.
Это — дружные …
Ответ (Овечка)
Кто с рогами и хвостом
Пахнет сеном, молоком?
Кто мычит, наевшись травки
Возле дома у канавки?
Кто под вечер нам парного Молочка даёт… (Корова)
В хлеву за забором
Толстушка живет,
Средь домашних животных
Грязнулей слывет.
Мила, добродушна,
Нос пятачком,
В луже лежит,
Торчит хвостик крючком. (Свинья)
В будке живет, Кости грызет.
Лает и кусается – Как называется? (Собака)
Не корова, а с рогами:
«Кто же я?» – узнайте сами.
Тоже травку я жую,
Тоже молоко даю,
Утром рано просыпаюсь,
На лужок я отправляюсь,
Там до вечера пасусь,
Ну, и как же я зовусь? (Коза)
Зайцам он почти что брат,
Ему ребенок каждый рад,
Скачет быстро, не догнать,
Морковку с капустой любит жевать.
(Кролик.)
Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой. (Кошка)
2.Артикуляционная гимнастика «Домашние животные».
Упражнения
Корова жуёт жвачку.
Имитировать жевание.
Конь цокает: улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и пощелкать (поцокать) кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Кончик языка надо поднимать прямо, и цокать за верхними зубами.
Упражнение выполняется сначала в медленном темпе, потом быстрее «лошадка поскакала быстрее».
Развитие речевого дыхания
Лошадка фыркает.
С силой подуть на губы как это делает лошадка.
Воспитатель: показывает картинки животных на компьютере.
Давайте, еще раз с вами назовем эти животных. (Конь, овечки, корова,…) - Как можно назвать, одним словом этих животных? (Домашние животные.)
- Почему их так называют? (Потому, что за ними ухаживает и кормит их человек.)
-Как называется жилище домашних животных? (Скотный двор.)
-Чем отличается питание домашнего животного в теплое и холодное время года? (Летом – на лугу, зимой кормит человек.)
-Какую пользу приносят человеку домашние животные? (Шерсть, мясо, кожу, молоко.)
3. Дидактическая игра «Кто какой голос подаёт?»
Воспитатель: а сейчас я буду вас проверять, если я говорю правильное выражения, вы хлопаете, а если не правильное, тогда вы топаете и исправляете меня:
-Корова хрюкает? (нет, корова мычит)
-Покажите, как мычит корова (громко, низким голосом)
-Какой голос подаёт лошадь? (лошадь ржёт). Повторите, пожалуйста, новое слово «ржёт».
-Ребята, а какой голос подаёт овца? (бе-е бе-е)
-Овца блеет, повторите, пожалуйста, ещё одно новое слово «блеет». Какой голос подаёт овца? (овца блеет)
Воспитатель: Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Да это же маленькие крохи, детеныши, наших животных,
4. Дидактическая игра «Чей малыш?» (с мячом)
У овечки – (ягнёнок)
У лошадки – (жеребёнок)
У собаки – (щенок)
У крольчихи – (крольчонок)
У козы – (козлёнок)
У свиньи – (поросёнок)
У коровы – (телёнок)
Воспитатель: А назовите детенышей домашних животных. Игра «Помоги маме найти своих детенышей»
На столе разложены картинки детенышей домашних животных. Дети делятся на две группы. Дети первой группы берут карточки с изображением взрослых домашних животных – мам, а второй группы – их детенышей. Дети по очереди ищут свою маму, называют ее, показывают, проговаривают
Корова – теленок – телята.
Собака – щенок – щенята.
Кошка – котенок – котята.
Овца – ягненок – ягнята.
Лошадь – жеребенок – жеребята.
Свинья – поросенок – поросята.
Крольчиха – крольчонок – крольчата.
5.Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
Домашние животные
Раз, два, три, четыре, пять,
Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)
Самых близких, самых верных — Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).
Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).
Как назовем их? Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).
В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой), значит, домашними все их зовут.
Воспитатель:-Ребята, а знаете ли вы, как называются жилища, которые человек строит для разных домашних животных? (да)
-Сейчас мы проверим, поиграем в игру «Кто где живёт?». У меня в руках волшебная палочка, я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку, у кого в руках она окажется тот и отвечает.
Где живёт свинья? (свинья живёт в свинарнике).
Где живёт лошадь? (лошадь живёт в конюшне).
Где живёт собака? (собака живёт в будке).
Где живёт кролик? (кролик живёт в клетке).
Где живёт кошка? (кошка живёт в доме).
Где живёт корова? (корова живёт в коровнике).
Где живёт овца? (овца живёт в овчарне).
6. Физкультминутка « Кошка»
Вы со мной знакомы близко дети идут по кругу на носочках, крадучись
Я – приветливая киска. останавливаются, лицом в круг
Кверху – кисточки на ушках, делают «ушки» из ладошек
Когти спрятаны в подушках. « коготочки» из пальчиков
В темноте я зорко вижу, вновь и дут по кругу, крадучись
Понапрасну не обижу.
Но дразнить меня опасно- останавливаются, встают лицом в круг
Я царапаюсь ужасно. показывают « коготочки»
В.Стоянов
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам сочинить сказку «Какую пользу приносят домашние животные людям».
- Собрались однажды домашние животные и начали рассуждать, кто из них какую пользу приносит. Собака пролаяла: «Я сторожу дом» (продолжают дети). Кошка промяукала…(я ловлю мышей). Корова промычала…(у меня самое вкусное молоко). Коза проблеяла…(моё молоко очень полезно). Лошадь заржала…(а я перевожу мелкий груз). Свинья захрюкала…(я даю человеку мясо). А овечка заблеяла…(из моей шерсти вяжут самые тёплые варежки).
-Сделаем вывод: все животные важны и каждый из них приносит огромную пользу для людей.
Итог занятия:
Ребята, о ком мы сегодня говорили?
• Что вы узнали о домашних животных?
• Для чего они нужны людям?