Конспекты занятий по обучению грамоте
Представлены конспекты занятий по обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_n_i_m.docx | 17.5 КБ |
zvuk_i_bukva_b.docx | 20.24 КБ |
zvuk_i_bukva_p.docx | 16.95 КБ |
zvuk_u.docx | 21.58 КБ |
zvuk_i_bukva_b.docx | 20.24 КБ |
zvuk_i_bukva_o.docx | 20.22 КБ |
1._zvuk_i.docx | 20.77 КБ |
zvuk_y.docx | 19.39 КБ |
1._zvuk_m.docx | 19.33 КБ |
zvuk_i_bukva_k.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Звуки и буквы М и Н»
Задачи:
- Учить детей сравнивать акустико – артикуляционную характеристику звуков Н, М
- Учить дифференцировать звуки Н-М в слогах, словах и предложениях
- Развивать фонематический слух и восприятие
- Упражнять в чтении слогов, слов
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед: «Сядет тот, кто назовет, какой лист?» Например, лист березы – какой? березовый.
Лист дуба-
Лист липы-
Лист осины -
Ветка сосны -
Ветка ели -
- Основная часть
Игра «Чудесный мешочек»
Логопед показывает детям мешочек с буквами и предлагает на ощупь найти буквы А, О, У, Ы, Э, Н, М.
Характеристика звуков
- На какие две группы можно разделить буквы А, О, У, Ы, Э, Н,М. (Гласные и согласные)
- Назови согласные звуки (Н, М)
- Почему эти звуки согласные? (При их произнесении воздух встречает преграду)
- Эти звуки глухие или звонкие? (Звонкие, Так как «дрожит» горлышко)
- Как мы обозначаем эти звуки (Синим цветом)
- Произнеси звуки Н, М. Какую преграду встречает воздух при произнесении звука Н (М)?
- Из счетных палочек выложим буквы Н и М
Физминутка
Логопед предлагает выполнить следующие инструкции:
- Где мы сидим? (На стульях)
- Где мы стоим? (На ковре)
- Встаньте на ковер.
- Посмотрите налево.
- Посмотрите направо.
- Повернитесь назад.
- Сядьте на стулья.
- В сочетаниях на стуле, на ковре – на – это «маленькое» слово.
Упражнение « Будь внимательнее»
Логопед предлагает детям научиться различать звуки М и Н в слогах, словах. Если вы услышите звук Н, поднимаете букву Н и, если услышите звук М, поднимаете букву М. Слушайте внимательно.
Материал:
- м,н м,н, м,м, н
- ма, на, ма, ну, мы, ны, мэ, нэ
- нос, мак, машина, носок, морковь, новый, мыть, ножницы, мокрый
Игра «Подарим картинки Нате и Маше».
Логопед предлагает подарить картинки со звуком Н – Нате, а со звуком М – Маше.
Материал: гном, сом, дом, диван, носок, корона.
Звуко – буквенный анализ
- Выложите слог НА
- А теперь добавьте к нему букву М
- какое слово получилось (НАМ)
- Сколько букв в это слове (3)
- Сколько звуков (3)
- Сколько слогов в слове нам (1)
- выкладывани слогов из букв На, ма, но, мо, ну, му, ны, мы, нэ, мэ
Упражнение «Продолжи скороговорку»
Но-но-но-ходили мы в кино
Му-му-му- молока кому
Ны-ны-ны-Маше велики штаны
Мы-мы-мы- был журавль у кумы
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте: «Звук и буква Б»
Задачи:
- Знакомство со звуком Б и буквой Б.
- Формирование понятия о глухости и звонкости согласных звуков.
- Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
- Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
Ход занятия:
- Организационный момент.
Рассмотрите картинку(Р.Д. Тригер, с.24). На ней изображены продукты.
С какого звука начинается слово продукты.
Какие продукты вы видите на картинке.
Послушайте стишок.
Бублик,
Баранку,
Батон и
Буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку. (Г. Лагдишис)
Что значит спозаранку?
Как называется профессия человека, который печет хлеб и хлебобулочные изделия? (Пекарь)
Что испек пекарь спозаранку? (Очень рано)
С какого звука начинаются слова бублик, баранка, батон, буханка?
Как называется магазин, в котором продают батон, булки, баранки?
С какого звука начинается слово булочная?
Сегодня мы познакомимся с вами со звуком Б.
- Характеристика звука Б
Произнесите звук Б. Воздух встречает или нет преграду.
Значит звук Б какой? Звук Б – согласный, звонкий.
- Игра «Кто внимательнее?»
Выделение звука Б:
- Б, М, Т, М, Б…
- БА, МА, МЫ, БЭ…
- БАРАН, БУСЫ, ЛИСТ, БОЧКА, БАБОЧКА, ЗОНТ, БУКВА, АРБУЗ…
- Упражнение «Кто скорее?»
Логопед. Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, поднимает руку.
О, Б – ОБ Б,А – БА Б,У - БУ
У,Б – УБ Б,О – БО Б,Э - БЭ
- Игра «Договори в словах последний слог»
БА: вер…, из…, гу…, тру…, борь…
БЫ: тру…, гу…, клум…, тум…, из…
- Физминутка «Кошка»
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.
- Определение места звука в словах.
Слова: бочка, будка, зебра, заборы.
- Упражнение «Прохлопай слова»
Слова: бу – сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки…
- Чтение слогов и слов
Слоги: ба, бы, бу, бэ, бо. Слова: Бом, бум, бобы
Литература:
- Р.Д.Тригер, Е.В.Владимировна. Обучение грамоте. Подготовка к обучению письму и чтению. 2018.-103с.
- Н.В.Нищева. обучение грамоте детей дошкольного возраста, 2016.-256с.
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. 2012.- 160с.
М | М | М | М | |
М | Н | Н | Н | |
Н | Н | П | П | |
П | П | П | Б | |
Б | Б | Б | Б |
Б
БА | БО | БУ |
БЭ | БЫ | |
БОМ | БУМ | |
БАМ | БОБЫ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звук и буква П»
Задачи занятия:
- Познакомить с понятием СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ звук.
- Учить дифференцировать понятия гласный и согласный звуки.
- Закрепление артикуляции звука [П] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.
Ход занятия:
- Организационный момент. Сядет тот, кто назовет слово со звуком М (Н).
- Основная часть
- Послушай стишочки:
Паровоз пары пускает,
путь по рельсам пробегая.
Как поровоз пары пускает? (П-П-П)
Плавно по реке плывет,
Паром пышет пароход
Как пышет паром пароход? (П-П-П)
- Характеристика звука П (согласный, глухой)
- Продолжи и повтори чистоговорки:
Уп-уп-уп- У Вани вкусный суп
Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп
- Выделение звука [П]:
П, М, Т, М, П…
ПА, МА, МЫ, ПЭ…
ПАША, ПАВЕЛ, МАША, ПОЛЯ…
- Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АП, ОП, УП, ЫП, ЭП – игра «Живые звуки»
- Учить менять звуки местами в слогах – игра «Скажи наоборот»
ПА- АП, УП-ПУ, ОП-ПО…
- Деление слов на слоги – игра «Прошагаем слова».
- Договаривание слов – игра «Закончи слово»
СНО…, ГЛУ…, ХЛО…, ТО…, СТО…, СУ…, ТОПО…
Итог занятия
П
П | П | П | П | П |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Звук и буква У».
Задачи:
- Познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный» звук.
- Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах.
- Познакомить с буквой У
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие
Ход занятия:
- Организационный момент.
Игра «Назови члена семьи ласково»
Логопед называет первый слог, дети продолжают: ба- бабушка, па- почка, ма- мочка, сест- ренка, бра-тишка, де- душка, те- тушка, дя- дюшка.
- Звук и буква У
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел? (Волчок)
- Какую песенку умеет петь волчок? (У)
- Правильно. Волчок умеет петь звук У. Какой это звук? (Это гласный звук)
- Давайте, споем этот звук еще раз, как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается. (Педагог вместе с детьми поют звук У с повышение и понижением тона.)
- При произнесении звука У губы вытянуты трубочкой, язык за нижними зубками, отодвинут назад. Воздух свободно выходит через рот, не встречая преграды и обозначается фишкой красного цвета.
Игра «Ловим звук У в ладошки»
Дети выделяют звук У из потока гласный и слогов.
- А,У,О,У,И,А,У,У,…
- МУ,НА,СУ,ЛУ,ПЫ,ПА,ТУ…
Игра «Повтори – не ошибись»
Логопед произносит ряд слогов или слов, дети повторяют.
Ну-ту-ну суп-лук-суп
Му-ку-му стук-куст-куст
Ту-ву-ву лук-суп-лук
Пу-му-пу суп-суп-лук
Определение первого звука У в слогах, словах.
- УА,УИ,УМ…
- Утка, усы, уши, улица
Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Члены семьи»
- Определение звука в конце слова. Дети протяжно произносят окончания глаголов, например: сижу-у-у.
Ты сидишь? – Я сижуууу
Ты идешь? – Я идуууу
Ты пишешь? – я пишууу
Ты ждешь? – Я ждууу
Ты пляшешь? – я пляшуууу.
Ты глядишь? – Я гляжууу.
- Игра «Третий лишний»
ЛУК, УДОЧКА, ЗОНТ
ПИЛА, СТУЛ, БУЛКА
ПЕТУХ, ЛИМОН, УТКА
СУМКА, ХЛЕБ, РУЧКА
- Работа по определению места звука У в словах.
- Хлопни столько раз, сколько я скажу гласных.
- Послушайте стихотворение
УЛЯ СВАРИЛА УХУ ДЛЯ УТЯТ,
ТОЛЬКО УТЯТА УХИ НЕ ХОТЯТ.
- Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука У? (Уля, утят, утята, ухи)
- Верно. Звук У обозначают гласной буквой У. Посмотрите на нее.
Педагог достает из почтовой коробки букву У.
- Из скольких палочек состоит буква У? (из двух)
- Какие это палочки? (Одна длинная, другая короткая)
- С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой? (С левой)
Педагог достает из ящика счетные палочки.
- Возьмите две палочки и сложите букву У.
Дети выкладывают букву У.
- Какую букву вы сложили ? (Букву У)
- Давайте посмотрим на картинку. Какую вы видите букву? Какой звук она обозначает. Давайте в воздухе нарисуем букву У.
- Вспомним правило: ЗВУК МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ
А БУКВУ ЧИТАЕМ И ПИШЕМ.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте: «Звук и буква Б»
Задачи:
- Знакомство со звуком Б и буквой Б.
- Формирование понятия о глухости и звонкости согласных звуков.
- Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
- Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
Ход занятия:
- Организационный момент.
Рассмотрите картинку(Р.Д. Тригер, с.24). На ней изображены продукты.
С какого звука начинается слово продукты.
Какие продукты вы видите на картинке.
Послушайте стишок.
Бублик,
Баранку,
Батон и
Буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку. (Г. Лагдишис)
Что значит спозаранку?
Как называется профессия человека, который печет хлеб и хлебобулочные изделия? (Пекарь)
Что испек пекарь спозаранку? (Очень рано)
С какого звука начинаются слова бублик, баранка, батон, буханка?
Как называется магазин, в котором продают батон, булки, баранки?
С какого звука начинается слово булочная?
Сегодня мы познакомимся с вами со звуком Б.
- Характеристика звука Б
Произнесите звук Б. Воздух встречает или нет преграду.
Значит звук Б какой? Звук Б – согласный, звонкий.
- Игра «Кто внимательнее?»
Выделение звука Б:
- Б, М, Т, М, Б…
- БА, МА, МЫ, БЭ…
- БАРАН, БУСЫ, ЛИСТ, БОЧКА, БАБОЧКА, ЗОНТ, БУКВА, АРБУЗ…
- Упражнение «Кто скорее?»
Логопед. Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, поднимает руку.
О, Б – ОБ Б,А – БА Б,У - БУ
У,Б – УБ Б,О – БО Б,Э - БЭ
- Игра «Договори в словах последний слог»
БА: вер…, из…, гу…, тру…, борь…
БЫ: тру…, гу…, клум…, тум…, из…
- Физминутка «Кошка»
Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
встала кошка, потянулась,
Ее шерстка развернулась.
- Определение места звука в словах.
Слова: бочка, будка, зебра, заборы.
- Упражнение «Прохлопай слова»
Слова: бу – сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки…
- Чтение слогов и слов
Слоги: ба, бы, бу, бэ, бо. Слова: Бом, бум, бобы
Литература:
- Р.Д.Тригер, Е.В.Владимировна. Обучение грамоте. Подготовка к обучению письму и чтению. 2018.-103с.
- Н.В.Нищева. обучение грамоте детей дошкольного возраста, 2016.-256с.
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. 2012.- 160с.
М | М | М | М | |
М | Н | Н | Н | |
Н | Н | П | П | |
П | П | П | Б | |
Б | Б | Б | Б |
Б
БА | БО | БУ |
БЭ | БЫ | |
БОМ | БУМ | |
БАМ | БОБЫ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
по теме: «Звук и буква О»
Задачи:
- Познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки
- Развивать фонематические процессы
- Закреплять понятие: «звук», «буква».
- Развивать умение выделять гласный звук в начале слов.
Ход занятия
- Организационный момент.
Логопед: Послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.
Канава – канава - какао- канава
Ком-ком-ком-кот
- Звук и буква О
- Знакомство со звуком О.
Логопед показывает детям картинки: сапоги, сандалии, валенки, и задает вопросы: «Как все это можно назвать одним словом?» - «Обувь.» - «Какой первый звук в слове обувь?» (произнося слово, взрослый голосом выделяет звук О)
Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.
Затем показывает артикуляцию звука О:
- Губки округлены и слегка вытянуты вперед
- Зубки закруты губками
- Язычок лежит на дне ротика
- Горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля)
Ребенок перед зеркалом правильно произносит звук О, затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.
Логопед объясняет детям, что звук О – гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный квадратик.
- Фонетические упражнения.
Произнеси вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:
- хороша кукла Маша, только болят зубы у нашей куклы: ООО…
Произнеси вслед за взрослым отрывисто:
- маша охает: О-О-О…
Произнеси звук О столько раз сколько на доске выложено красных кружков.
- Развитие фонематического слуха
Выделение звука О среди:
- гласных звуков: ау, ао, аи, оуи, уаи
- согласных звуков: м,н,т,о,с,з,о,д
-. Односложных слов: ох, ус, да, ой, дом, стул, стой.
- Игра «Много - один»
Стекла – стекло крылья - крыло
Седла – седло перья - перо
Окна- окно колеса – колесо
Логопед просит назвать одинаковый последний звук во всех образованных словах
- Определить место звука в словах
Осы ком окно
Окна дом ведро
Ослик лом кольцо
- Пропевание звукосочетаний на плавном выдохе
АУ АОУ ОУАО
ОА УАО УОАУ
УО ОАУ АУАО
- Пальчиковая гимнастика
Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики
Неразлучные идем. «шагают» по столу.)
Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному пальчику,
По зеленым берегам, начиная с большого.)
Вниз по лестнице сбегаем,
Вдоль по улице шагаем,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.)
- Анализ звукосочетаний ОУ, ОА, УО.
Логопед утрированно произносит слог ОУ и вместе с детьми производит его анализ.
Логопед: сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук (О). Назовите второй звук (У). Звук О - это какой звук (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета). А звук У? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета).
Выложи из фишек слог ОУ. Покажи на схеме звук О. Покажи звук У.
Сколько в этой гласных звуков (Два).
- Знакомство с буквой О.
Послушайте стихотворение
Осень ранняя наступила,
Оля с осликом гуляла.
Какие слова в этом стихотворении начинается со звука О?
(Оля, ослик, осень).
Верно звук О обозначают гласной буквой О. Посмотрите на нее.
Логопед помещает на доску букву О.
На что похожа буква О? (бублик, колесо, спасательный круг)
Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.
Какую букву мы сложили? (букву О)
Давайте, нарисуем букву О в воздухе.
- Закрепление звука О в предложениях.
Повторение вслед за логопедом медленно, быстро, тихо, громко.
Ом-ом-ом- плывет по реке сом
Ок-ок-ок- выпил Ваня вкусный сок.
От-от-от – в зоопарке бегемот
Ох-ох-ох- вырос на грядке горох.
Итог занятия: как охала Оля? (О-О-О) Какой это звук? (Гласный). Назовите слова, которые начинаются со звуком О.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звук И»
Задачи:
- Учить четко произносить звук И
- Закреплять понятие «гласный звук», «буква»
- Учить выделять звук И в начале и в конце слов
- Научить анализировать звуковой ряд из двух - трех элементов.
Ход занятия.
Организационный момент.
Игровое упражнение «Назови звук»
Логопед беззвучно произносит звуки А, О, У. Дети определяют звук и называют его.
Затем логопед предлагает детям ответить на следующие вопросы:
- Почему это звуки? (Звуки мы слышим и произносим)
- Какие это звуки? (Гласные)
- Почему это гласные звуки? (Воздух не встречает преграды)
Знакомство со звуком И.
Логопед загадывает загадку, просит ее отгадать и назвать первый звук в отгадке.
Не снег, не лед,
А серебро деревья берет. (Иней)
Далее логопед показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука И.
Когда мы произносим звук И, то:
- Губки – «в улыбке»;
- Зубки сближены, ноне сомкнуты;
- Язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
- Горлышко «дрожит» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке)
Логопед предлагает детям еще раз улыбнуться друг другу.
- Произнесите звук И.
- Встречает ли воздух преграду при произношении звука И? (Нет)
- Это какой звук? (Гласный)
- Фишкой какого цвета мы обозначим звук И?
Фонетическое упражнение.
Жеребенок «поет» песенку: ИИИИИ… (произнести на плавном длительном выдохе вслед за взрослым).
Упражнение «Поймай звук»
Логопед произносит различные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышишь звук И
- и,. а, о, и, у, о, а, и, о…
- м, н, и, в, к, и, т, в, и
Упражнение «Определи первый звук».
Логопед называет слова, голосом выделяя звук И. Ребенок называет первый звук каждого из этих слов, определяет место звука И в них и обозначает положение звука И в словах с помощью карточки и красной фишки.
Слова: иволга, игры, ивушка, Ира, имя…
Дидактическая игра «Один – много»
Логопед предлагает ребенку назвать получившееся слово, голосом выделяя последний звук И. В каждом слове с помощью карточки и красной фишки определить место звука в слове.
Слова: утюг – утюги, сапог – сапоги, носок – носки, паук – пауки, чулок – чулки, замок – замки, комок – комки.
Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.
Мы погреемся немножко,
Мы потопаем в ладошки,
Ножками потопаем,
И себя похлопаем.
Игра «Слушай внимательно»
Логопед читает стихотворение, а дети показывают красную фишку, когда услышат слово со звуком И.
Ира, Инна и Илюшка в детский сад несут игрушки.
Целый день у них – игра, так довольна детвора.
Звуковой анализ звукосочетаний ИА, ИУ, АИУ, УОИ, УАИ
Логопед утрированно произносит слог ИА и вместе с детьми производит его анализ.
Логопед: сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук (И). Назовите второй звук (А). Звук И - это какой звук (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета). А звук А? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета).
Выложи из фишек слог ИА. Покажи на схеме звук И. Покажи звук А.
Сколько в этой гласных звуков (Два).
Знакомство с буквой И.
Буква И – как три иголки,
Три иголки очень тонки.
В.Ковшиков
- Нарисуйте в воздухе большую и маленькую букву И.
- Из каких элементов состоит буква И?
- Выкладывание буквы И из палочек.
Для И три палочки возьми.
Две прямо. Третью наклони.
Т.Куликовская
Итог занятия: чем мы сегодня с вами занимались?
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звук и буква Ы»
Задачи:
- Закрепление правильного произношения звука Ы, знакомство со звуком Ы
- Учить соотносить звук и букву.
- Развивать голос и дыхание.
- Развитие фонематического восприятия
- Обучать звуковому анализу
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед предлагает детям угадать по артикуляции звуки и назвать получившиеся звукосочетания из звуков У,А,О,И.
- Артикуляционная гимнастика
Чередование «Трубочка» - «Улыбка».
«Качели »
«Часики»
«Вкусное варенье»
- Знакомство со звуком и буквой Ы.
- Ребята, у нам в гости пришел медведь.
Медведь у пчел отведал мед.
Мишка жалобно ревет.
-Ы-ы-ы-ы-
Покусали меня пчелы!
- Как ревет медведь?
3.2. Анализ артикуляции звука Ы
Как мы ставим губки? (Губы в улыбке)
Зубки открыты или закрыты? (Зубки разомкнуты)
Язычок куда-нибудь поднимается или лежит за нижними зубами?
Мешает ли что-нибудь при его произношении? (Воздушная струя свободно выходит)
А мы можем этот звук пропеть? (Да)
Возьмем невидимую ниточку и протянем звук ы. Тянем длинную ниточку.
Теперь тянем короткую ниточку.
Это какой звук? (Гласный)
- Фишкой какого цвета мы обозначим звук Ы? (Красной фишкой)
3.3. Работа над голосом. Произнесение звука Ы с усилением и ослаблением голоса.
3.4. Работа с буквой Ы.
Все звуки живут в особых домиках.
Как они называются? Правильно буквы.
В каком домике живет звук [ы]? Правильно.
Все на свете рыбаки
Очень любят букву Ы.
Без Ы не будет рыбы,
За это Ы спасибо.
В какую сторону смотрит животик у буквы? Выложим букву ы из фасоли на столах.
4. Развитие фонематического слуха.
Упражнение «Зажги фонарик»
- Выделение звука Ы из ряда гласных: о,ы,э,и,ы,а,у,о…
- Выделение звука Ы из ряда слогов: ма,мы, пы, ну, ка, пы, по, бо, бы…
- Выделение звука Ы из состава слова: дом, дым, мак, усы, бык, кот, эхо, зубы, сок, весы…
5. Физминутка «Зимние забавы»
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.
И Снегурочку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.
6. Определение места звука Ы в словах.
Слова: Сыр, рыба, конфеты, макароны…
Логопед делает вывод о том, что слов с начальным звуком Ы нет.
Звук Ы трусливый, как и мышки, прячется только в середине или конце. Он никогда не стоит в начале слов.
7. Игра «Доскажи словечко»
На берегу растет сосна,
А рядом с ней… (сосны).
Горит прекрасная звезда,
А рядом с ней … (звезды).
Стал красным – красным помидор,
А рядом… (помидоры).
Вот гном один,
Вот гном второй.
А вместе это … (гномы)
8. Звуковой анализ звукосочетаний ыо, оыа, ыуо…
Логопед утрированно произносит слог ЫО и вместе с детьми производит его анализ.
Логопед: сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук (Ы). Назовите второй звук (О). Звук Ы - это какой звук (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета). А звук О? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета).
Выложи из фишек слог ЫО. Покажи на схеме звук Ы. Покажи звук О.
Сколько в этой гласных звуков (Два).
9. Упражнение «Запомни, повтори»
Пы-ты-мы ыт-ын-ых
Пы-ты-ны ыт-ып-ык
Дым - дыня - лимоны
Ягоды – дым – лимоны
10. Итог занятия.
Что вы узнали о звуке Ы? (Звук Ы – гласный, он живет в середине и конце слов)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звук и буква М»
Задачи:
- Познакомить детей со звуком М
- Научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («Согласный звонкий звук»)
- Развивать фонематические процессы.
- Развитие слухового внимания.
- Закреплять понятие о месте звука в слове.
- Закреплять умение выполнять звуковой анализ слогов
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед беззвучно произносит гласные звуки и предлагает детям узнать и назвать их. В ходе упражнения дети повторяют, что при произнесении гласных звуков, воздух проходит свободно, не встречая преграды.
- Основная часть.
- Знакомство со звуком М
Игра «Отгадай загадку»
Логопед загадывает детям загадки:
Голодная пасется, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (Корова)
Беседа.
- Как подает голос корова? (Корова мычит: «Му –у - у»)
- Какой гласный звук вы слышите в конце? (Звук У)
- Произнесите протяжно звук, который слышен перед звуком У? (М-м-м)
- При произнесении звука М воздух проходит свободно? (Нет, воздух встречает преграду.)
- Какую преграду встречает воздух? (Мешают губы.)
- Если при произнесении звука, воздух встречает преграду, то звук называется согласным.
- Твердые согласные звуки мы будем обозначать фишками синего цвета.
Характеристика звука М.
Звук М – Согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнесите звук М, вы почувствуете, как горлышко «дрожит». Звук М твердый, мы будем его обозначать фишкой синего цвета.
Затем дети дают характеристику звуку М, опираясь на вопросы логопеда.
- Звук М гласный или согласный? (согласный) Почему?
- Звук М звонкий или глухой? (Звонкий) Почему?
- Фишкой, какого цвета мы обозначаем звук М? (Фишкой синего цвета)
- Звук М твердый или мягкий? (Твердый)
2.2. Дидактическое упражнение «Хлопай, не зевай»
Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов и просит детей хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук М
- М,А,У,М, М, А, И…
- ОР, ОР, ОМ, МА, МУ, КА, СА, МЫ…
- МАК, ОЛЯ, МУХА, ДОМ, СУП, МУКА…
2.3. Упражнение «Повтори слоги»
Логопед предлагает детям внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука М: МА, МО, МУ, МЫ; АМ, ОМ, УМ, ИМ.
2.4. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке Дети ритмично сжимают и разжимают
Нашей прилетело? кулачки.
Мы расскажем:
Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают
Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. Опять сжимают и разжимают кулачки.
2.5. Игра «Запомни и повтори»
Логопед просит детей запомнить и повторить ряды слогов и слов, меняя последовательность.
- АМ-ОМ-УМ
- МА-МЫ-МО
- ДОМ-ДЫМ-ГНОМ
2.6. Игра «Живые слоги». Звуковой анализ слогов.
Логопед произносит слоги АМ, МА, ОМ, МУ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.
Логопед: сколько в этой схеме гласных звуков? (Один) Сколько согласных? (Один) Что подсказывает вам правильный ответ?
2.7. Игра «Закончи слово»
Логопед предлагает детям закончить слово звуком М.
Слова: ДЫ…, ДО…, ГНО…, СО…, ДА…, ВА…, ФИЛЬ…; …АК, …АЙКА, …УХА,…АЛИНА,
2.8. Игра «Домик»
Логопед предлагает из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук М стоит в начале, середине и конце слов и соотнесение со звуковой решеткой.
- в начале слов: мак, муха, маска, марка.
- в конце слов: дом, сом, альбом
- в середине слов: сумка, самолет, лампа.
3. Итог занятия.
Логопед: с каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуко М в конце слов.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте
по теме: «Звук и буква К»
Задачи:
- Научить правильно произносить звук Т, дифференцировать на слух и в произношении.
- Закреплять умение определять место звука Т в словах.
- Закреплять умение производить звуковой анализ слогов и слов.
- Упражнять детей в умении пользоваться различными видами интонации.
Ход занятия:
- Организационный момент. Припоминание изученных гласных.
Логопед беззвучно произносит звуки А,О,У,Ы и предлагает детям узнать и назвать их.
- Основная часть.
- Упражнение «Назови гласный звук в середине слова»
Слова: мак, бык, ток, гном, дым, лук, так, тук.
- Упражнение «Назови первый и последний гласный звук в словах»
Слова: Утка, индюки, иголка, астры, она.
- Знакомство с предлогами К, ОТ.
Логопед предлагает выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: «Подойти к окну. Отойти от окна. Встать к шкафу. Отойти от шкафа». Далее логопед спрашивает: «Что ты делал?». Ребенок отвечает: «Я подошел к окну. Я отошел от окна».
- Знакомство со звуком К.
Упражнение «Один - много». Какой одинаковый звук в конце образованных слов?
Слова: рот-…, нос-…, лоб-…, стол-…, пес-…
Характеристика звука К: звук согласный, твердый, глухой, обозначаем фишкой синего цвета.
Физминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать.
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
Е Колесникова
Фонетическое упражнение.
Лягушка квакает: «Ква-ква…».
- Упражнение «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук К»
- к,т,к,п,т,ф…
- ка,та,ва,ку,ам,ак…
- корова, резина, мак, рука…
- Упражнение «Угадай слово» (Взрослый произносит звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово)
Слова: м,а,к; к,о,т; т,о,к; к,т,о.
Пальчиковая гимнастика "Вышла курочка гулять".
Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и
средним – каждой руки),
Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой
руки),
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши),
Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук
одновременно, большие пальцы фиксируют
ладони у края стола),
Зернышки ищите» (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой –указательный, большой.
- Упражнение «Найди лишнее слово»
- определив место звука К в словах:
Корова, клумба, крыса, мак; рак, мак, каша, лук; капуста, комар, рубашка, карусель; кружок, клубок, каток, молоток; рубашка, колосок, кошка, крышка.
- Звуковой анализ слова КОТ.
- Назовите мне первый звук в слове КОТ
- Какой это звук? (Согласный)
- Какой звук стоит после звука К? (Звук О)
- Какой это звук? (Гласный)
- Назовите последний звук в слове кот (Звук Т)
- Какой это звук? (Согласный)
- Сколько звуков в слове КОТ? (3 звука)
- Что обозначает слово кот? (Домашнее животное)
- Давайте подберем к слову кот родственные слова (Котик, котофей, кошачий, котище)
- Давайте придумаем слово подходящее к данной схеме (лук, ток, мак)
3. Итог занятия.