Конспекты занятий по обучению грамоте

Андреева Ксения Валерьевна

Представлены конспекты занятий по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_n_i_m.docx17.5 КБ
Файл zvuk_i_bukva_b.docx20.24 КБ
Файл zvuk_i_bukva_p.docx16.95 КБ
Файл zvuk_u.docx21.58 КБ
Файл zvuk_i_bukva_b.docx20.24 КБ
Файл zvuk_i_bukva_o.docx20.22 КБ
Файл 1._zvuk_i.docx20.77 КБ
Файл zvuk_y.docx19.39 КБ
Файл 1._zvuk_m.docx19.33 КБ
Файл zvuk_i_bukva_k.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Звуки и буквы  М и Н»

Задачи:

  1. Учить детей сравнивать акустико – артикуляционную характеристику звуков Н, М
  2. Учить дифференцировать звуки Н-М в слогах, словах и предложениях
  3. Развивать фонематический слух и восприятие
  4. Упражнять в чтении слогов, слов

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед: «Сядет тот, кто назовет, какой лист?» Например, лист березы – какой? березовый.

Лист дуба-

Лист липы-

Лист осины -

Ветка сосны -

Ветка ели  -  

  1. Основная часть

Игра «Чудесный мешочек»

Логопед показывает детям мешочек с буквами и предлагает на ощупь найти буквы А, О, У, Ы, Э, Н, М.

Характеристика звуков

- На какие две группы можно разделить буквы А,  О, У, Ы, Э, Н,М. (Гласные и согласные)

- Назови согласные звуки (Н, М)

- Почему эти звуки согласные? (При их произнесении воздух встречает преграду)

- Эти звуки глухие или звонкие? (Звонкие, Так как «дрожит» горлышко)

- Как мы обозначаем эти звуки (Синим цветом)

- Произнеси звуки Н, М. Какую преграду встречает воздух при произнесении звука Н (М)?

- Из счетных палочек выложим буквы Н и М

Физминутка

Логопед предлагает выполнить следующие инструкции:

- Где мы сидим? (На стульях)

- Где мы стоим? (На ковре)

- Встаньте на ковер.

- Посмотрите налево.

- Посмотрите направо.

- Повернитесь назад.

- Сядьте на стулья.

- В сочетаниях на стуле, на ковре – на – это «маленькое» слово.

Упражнение « Будь внимательнее»

Логопед предлагает детям научиться различать звуки М и Н в  слогах, словах. Если вы услышите звук Н, поднимаете букву Н и, если услышите звук М, поднимаете букву М. Слушайте внимательно.

Материал:

- м,н м,н, м,м, н

- ма, на, ма, ну, мы, ны, мэ, нэ

- нос, мак, машина, носок, морковь, новый, мыть, ножницы, мокрый

Игра «Подарим картинки Нате и Маше».

Логопед предлагает подарить картинки со звуком Н – Нате, а со звуком М – Маше.

Материал: гном, сом, дом, диван, носок, корона.

Звуко – буквенный анализ

- Выложите слог НА

- А теперь добавьте к нему букву М

-  какое слово получилось (НАМ)

- Сколько букв в это слове (3)

- Сколько звуков (3)

- Сколько слогов  в слове  нам (1)

- выкладывани слогов из букв На, ма, но, мо, ну, му, ны, мы, нэ, мэ

Упражнение «Продолжи скороговорку»

Но-но-но-ходили мы в кино

Му-му-му- молока кому

Ны-ны-ны-Маше велики штаны

Мы-мы-мы- был журавль у кумы



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте: «Звук и буква    Б»

Задачи:

  1. Знакомство со звуком Б и буквой Б.
  2. Формирование понятия о глухости и звонкости согласных звуков.
  3. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
  4. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Рассмотрите картинку(Р.Д. Тригер, с.24). На ней изображены продукты.

С какого звука начинается слово продукты.

Какие продукты вы видите на картинке.

Послушайте стишок.

Бублик,

Баранку,

Батон и

Буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку. (Г. Лагдишис)

Что значит спозаранку?

Как называется профессия человека, который печет хлеб и хлебобулочные изделия? (Пекарь)

Что испек пекарь спозаранку? (Очень рано)

С какого звука начинаются слова бублик, баранка, батон, буханка?

Как называется магазин, в котором продают батон, булки, баранки?

С какого звука начинается слово булочная?

Сегодня мы познакомимся с вами со звуком Б.

  1. Характеристика звука Б

Произнесите звук Б. Воздух встречает или нет преграду.

Значит звук Б какой?  Звук Б – согласный, звонкий.

  1. Игра «Кто внимательнее?»

Выделение звука Б:

  • Б, М, Т, М, Б…
  • БА, МА, МЫ, БЭ…
  • БАРАН, БУСЫ, ЛИСТ, БОЧКА, БАБОЧКА, ЗОНТ, БУКВА, АРБУЗ…
  1. Упражнение «Кто скорее?»

Логопед. Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, поднимает руку.

О, Б – ОБ                  Б,А – БА               Б,У - БУ

У,Б – УБ                   Б,О – БО               Б,Э - БЭ

  1. Игра «Договори в словах последний слог»

БА: вер…, из…, гу…, тру…, борь…

БЫ: тру…, гу…, клум…, тум…, из…

  1. Физминутка «Кошка»

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась.

  1. Определение места звука в словах.

Слова: бочка, будка, зебра, заборы.

  1. Упражнение «Прохлопай слова»

Слова: бу – сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки…

  1. Чтение слогов и слов

Слоги: ба, бы, бу, бэ, бо. Слова: Бом, бум, бобы

Литература:

  1. Р.Д.Тригер, Е.В.Владимировна. Обучение грамоте. Подготовка к обучению письму и чтению. 2018.-103с.
  2. Н.В.Нищева. обучение грамоте детей дошкольного возраста, 2016.-256с.
  3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. 2012.- 160с.

М

М

М

М

М

  Н

  Н

   Н

 Н

  Н

  П

  П

  П

  П

  П

      Б

     Б

     Б

    Б

     Б

               Б

 БА

 БО

 БУ

 БЭ

 БЫ

БОМ

БУМ

БАМ

   БОБЫ



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звук и буква П»

Задачи занятия:

  1. Познакомить с понятием СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ звук.
  2.   Учить дифференцировать понятия гласный и согласный звуки.
  3. Закрепление артикуляции звука [П] в прямых и обратных слогах, в звукоподражаниях, в словах и доступных чистоговорках.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Сядет тот, кто назовет слово со звуком М (Н).
  2. Основная часть
  • Послушай стишочки:

Паровоз пары пускает,

 путь по рельсам пробегая.

Как поровоз пары пускает? (П-П-П)

Плавно по реке плывет,

Паром пышет пароход
Как пышет паром пароход? (П-П-П)

  • Характеристика звука П (согласный, глухой)
  • Продолжи и повтори чистоговорки:

Уп-уп-уп- У Вани вкусный суп

Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп

  • Выделение звука [П]:

П, М, Т, М, П…

ПА, МА, МЫ, ПЭ…

ПАША, ПАВЕЛ, МАША, ПОЛЯ…

  • Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АП, ОП, УП, ЫП, ЭП – игра «Живые звуки»
  • Учить менять звуки местами в слогах – игра «Скажи наоборот»

  ПА- АП, УП-ПУ, ОП-ПО…

  • Деление слов на слоги – игра «Прошагаем слова».
  • Договаривание слов – игра «Закончи слово»

  СНО…, ГЛУ…, ХЛО…, ТО…, СТО…, СУ…, ТОПО…

Итог занятия

       П

 П

 П

 П

 П

 П



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Звук и буква У».

Задачи:

  1. Познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный» звук.
  2. Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах.
  3. Познакомить с буквой У
  4. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Игра «Назови члена семьи ласково»

Логопед называет первый слог,  дети продолжают: ба- бабушка, па- почка, ма- мочка,  сест- ренка, бра-тишка, де- душка, те- тушка, дя- дюшка.

  1. Звук и буква У

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел? (Волчок)

- Какую песенку умеет петь волчок? (У)

- Правильно. Волчок умеет петь звук У. Какой это звук? (Это гласный звук)

- Давайте, споем этот звук еще раз, как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается. (Педагог вместе с детьми поют звук У с повышение и понижением тона.)

- При произнесении звука У губы вытянуты трубочкой, язык за нижними зубками, отодвинут назад. Воздух свободно выходит через рот, не встречая преграды и обозначается фишкой красного цвета.

Игра «Ловим звук У в ладошки»

Дети выделяют звук У из  потока гласный и слогов.

  • А,У,О,У,И,А,У,У,…
  • МУ,НА,СУ,ЛУ,ПЫ,ПА,ТУ…

Игра «Повтори – не ошибись»

Логопед произносит ряд слогов или слов, дети повторяют.

Ну-ту-ну                                  суп-лук-суп

Му-ку-му                                стук-куст-куст

Ту-ву-ву                                  лук-суп-лук

Пу-му-пу                                суп-суп-лук

Определение первого звука У в слогах, словах.

  • УА,УИ,УМ…
  • Утка, усы, уши, улица

Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Члены семьи»

- Определение звука в конце слова. Дети протяжно произносят окончания глаголов, например: сижу-у-у.

Ты сидишь? – Я сижуууу

Ты идешь? – Я идуууу

Ты пишешь? – я пишууу

Ты ждешь? – Я ждууу

Ты пляшешь? – я пляшуууу.

Ты глядишь? – Я гляжууу.

- Игра «Третий лишний»

ЛУК, УДОЧКА, ЗОНТ

ПИЛА, СТУЛ, БУЛКА

ПЕТУХ, ЛИМОН, УТКА

СУМКА, ХЛЕБ, РУЧКА

 - Работа по определению места звука У в словах.

- Хлопни столько раз, сколько  я скажу гласных.

- Послушайте стихотворение

УЛЯ СВАРИЛА УХУ ДЛЯ УТЯТ,
ТОЛЬКО УТЯТА УХИ НЕ ХОТЯТ.

- Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука У? (Уля, утят, утята, ухи)

- Верно. Звук У обозначают гласной буквой У. Посмотрите на нее.

Педагог достает из почтовой коробки букву У.

- Из скольких палочек состоит буква У? (из двух)

- Какие это палочки? (Одна длинная, другая короткая)

- С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой? (С левой)

Педагог достает из ящика счетные палочки.

- Возьмите две палочки и сложите букву У.

Дети выкладывают букву У.

- Какую букву вы сложили ? (Букву У)

- Давайте посмотрим на картинку. Какую вы видите букву? Какой звук она обозначает. Давайте в воздухе нарисуем букву У.

- Вспомним правило: ЗВУК МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ

                                    А БУКВУ ЧИТАЕМ И ПИШЕМ.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте: «Звук и буква    Б»

Задачи:

  1. Знакомство со звуком Б и буквой Б.
  2. Формирование понятия о глухости и звонкости согласных звуков.
  3. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой.
  4. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Рассмотрите картинку(Р.Д. Тригер, с.24). На ней изображены продукты.

С какого звука начинается слово продукты.

Какие продукты вы видите на картинке.

Послушайте стишок.

Бублик,

Баранку,

Батон и

Буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку. (Г. Лагдишис)

Что значит спозаранку?

Как называется профессия человека, который печет хлеб и хлебобулочные изделия? (Пекарь)

Что испек пекарь спозаранку? (Очень рано)

С какого звука начинаются слова бублик, баранка, батон, буханка?

Как называется магазин, в котором продают батон, булки, баранки?

С какого звука начинается слово булочная?

Сегодня мы познакомимся с вами со звуком Б.

  1. Характеристика звука Б

Произнесите звук Б. Воздух встречает или нет преграду.

Значит звук Б какой?  Звук Б – согласный, звонкий.

  1. Игра «Кто внимательнее?»

Выделение звука Б:

  • Б, М, Т, М, Б…
  • БА, МА, МЫ, БЭ…
  • БАРАН, БУСЫ, ЛИСТ, БОЧКА, БАБОЧКА, ЗОНТ, БУКВА, АРБУЗ…
  1. Упражнение «Кто скорее?»

Логопед. Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, поднимает руку.

О, Б – ОБ                  Б,А – БА               Б,У - БУ

У,Б – УБ                   Б,О – БО               Б,Э - БЭ

  1. Игра «Договори в словах последний слог»

БА: вер…, из…, гу…, тру…, борь…

БЫ: тру…, гу…, клум…, тум…, из…

  1. Физминутка «Кошка»

Села кошка под кусточек,

Сыра скушала кусочек,

встала кошка, потянулась,

Ее шерстка развернулась.

  1. Определение места звука в словах.

Слова: бочка, будка, зебра, заборы.

  1. Упражнение «Прохлопай слова»

Слова: бу – сы, ба-на-ны, бо-ты, за-бо-ры, бы-ки…

  1. Чтение слогов и слов

Слоги: ба, бы, бу, бэ, бо. Слова: Бом, бум, бобы

Литература:

  1. Р.Д.Тригер, Е.В.Владимировна. Обучение грамоте. Подготовка к обучению письму и чтению. 2018.-103с.
  2. Н.В.Нищева. обучение грамоте детей дошкольного возраста, 2016.-256с.
  3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. 2012.- 160с.

М

М

М

М

М

  Н

  Н

   Н

 Н

  Н

  П

  П

  П

  П

  П

      Б

     Б

     Б

    Б

     Б

               Б

 БА

 БО

 БУ

 БЭ

 БЫ

БОМ

БУМ

БАМ

   БОБЫ



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

по теме: «Звук и буква О»

Задачи:

  1. Познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки
  2. Развивать фонематические процессы
  3. Закреплять понятие: «звук», «буква».
  4. Развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Логопед: Послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.

Канава – канава - какао- канава

Ком-ком-ком-кот

  1. Звук и буква О
  1. Знакомство со звуком О.

           Логопед показывает детям картинки: сапоги, сандалии, валенки, и задает вопросы: «Как все это можно назвать одним словом?» - «Обувь.» - «Какой первый звук в слове обувь?» (произнося слово, взрослый голосом выделяет звук О)

     Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.

       Затем показывает артикуляцию звука О:

  • Губки округлены и слегка вытянуты вперед
  • Зубки закруты губками
  • Язычок лежит на дне ротика
  • Горлышко «работает» (рука ребенка лежит на горлышке для контроля)

       Ребенок перед зеркалом правильно произносит звук О, затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса.

      Логопед объясняет детям, что звук О – гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха), и для его обозначения используется красный квадратик.

  1. Фонетические упражнения.

       Произнеси вслед за взрослым на длительном плавном выдохе:

- хороша кукла Маша, только болят зубы у нашей куклы: ООО…

Произнеси вслед за взрослым отрывисто:

- маша охает: О-О-О…

Произнеси звук О столько раз сколько на доске выложено красных кружков.

  1. Развитие фонематического слуха

Выделение звука О среди:

- гласных звуков: ау, ао, аи, оуи, уаи

- согласных звуков: м,н,т,о,с,з,о,д

-. Односложных слов: ох, ус, да, ой, дом, стул, стой.

  1. Игра «Много - один»

Стекла – стекло                                                  крылья - крыло

Седла – седло                                                     перья - перо

Окна- окно                                                          колеса – колесо

            Логопед просит назвать одинаковый последний звук во всех образованных словах

  1. Определить место звука в словах

Осы                                     ком                                              окно

Окна                                   дом                                              ведро

Ослик                                 лом                                              кольцо

  1. Пропевание звукосочетаний на плавном выдохе

АУ                                АОУ                                     ОУАО

ОА                                УАО                                      УОАУ

УО                                ОАУ                                      АУАО

  1. Пальчиковая гимнастика

Всюду, всюду мы вдвоем                 (Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.                         «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,                          (Дети загибают по одному пальчику,

По зеленым берегам,                   начиная с большого.)

Вниз по лестнице сбегаем,

Вдоль по улице шагаем,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.                (Укладывают ладони на стол.)

  1. Анализ звукосочетаний ОУ, ОА, УО.

Логопед утрированно произносит слог ОУ и вместе с детьми производит его анализ.

Логопед: сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук (О). Назовите второй звук (У). Звук О  - это какой звук (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета). А звук У? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета).

Выложи из фишек слог ОУ. Покажи на схеме звук О. Покажи звук У.

Сколько в этой гласных звуков (Два).

  1. Знакомство с буквой О.

Послушайте стихотворение

Осень ранняя наступила,

Оля с осликом гуляла.

Какие слова в этом стихотворении начинается со звука О?

(Оля, ослик, осень).

Верно звук О обозначают гласной буквой О. Посмотрите на нее.

Логопед помещает на доску букву О.

На что похожа буква О? (бублик, колесо, спасательный круг)

Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.

Какую букву мы сложили? (букву О)

Давайте, нарисуем букву О в воздухе.

  1. Закрепление звука О в предложениях.

Повторение вслед за логопедом медленно, быстро, тихо, громко.

Ом-ом-ом- плывет по реке сом

Ок-ок-ок- выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от – в зоопарке бегемот

Ох-ох-ох- вырос на грядке горох.

Итог занятия:  как охала Оля? (О-О-О) Какой это звук? (Гласный). Назовите слова, которые начинаются со звуком О.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звук И»

Задачи:

  1. Учить четко произносить звук И
  2. Закреплять понятие «гласный звук», «буква»
  3. Учить выделять звук И в начале и в конце слов
  4. Научить анализировать звуковой ряд из двух - трех элементов.

Ход занятия.

Организационный момент.

Игровое упражнение «Назови звук»

Логопед беззвучно произносит звуки А, О, У. Дети определяют звук и называют его.

Затем логопед предлагает детям ответить на следующие вопросы:

- Почему это звуки? (Звуки мы слышим и произносим)

- Какие это звуки? (Гласные)

- Почему это гласные звуки? (Воздух не встречает преграды)

Знакомство со звуком И.

 Логопед загадывает загадку, просит ее отгадать и назвать первый звук в отгадке.

Не снег, не лед,

А серебро деревья берет. (Иней)

Далее логопед показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука И.

Когда мы произносим звук И, то:

  • Губки – «в улыбке»;
  • Зубки сближены, ноне сомкнуты;
  • Язык лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
  • Горлышко «дрожит» (рука ребенка для контроля лежит на горлышке)

Логопед предлагает детям еще раз улыбнуться друг другу.

-  Произнесите звук И.

- Встречает ли воздух преграду при произношении звука И? (Нет)

- Это какой звук? (Гласный)

- Фишкой какого цвета мы обозначим звук И?

Фонетическое упражнение.

Жеребенок «поет» песенку: ИИИИИ… (произнести на плавном длительном выдохе вслед за взрослым).

Упражнение «Поймай звук»

Логопед произносит различные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышишь звук И

- и,. а, о, и, у, о, а, и, о…

- м, н, и, в, к, и, т, в, и

Упражнение «Определи первый звук».

Логопед называет слова, голосом выделяя звук И. Ребенок называет первый звук каждого из этих слов, определяет место звука И в них и обозначает положение звука И в словах с помощью карточки и красной фишки.

Слова: иволга, игры, ивушка, Ира, имя…

Дидактическая игра «Один – много»

      Логопед предлагает ребенку назвать получившееся слово, голосом выделяя последний звук И. В каждом слове с помощью карточки и красной фишки определить место звука в слове.

Слова: утюг – утюги, сапог – сапоги, носок – носки, паук – пауки, чулок – чулки, замок – замки, комок – комки.

Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы погреемся немножко,

Мы потопаем в ладошки,

Ножками потопаем,

И себя похлопаем.

Игра «Слушай внимательно»

 Логопед читает стихотворение, а дети показывают красную фишку, когда услышат слово со звуком И.

Ира, Инна и Илюшка в детский сад несут игрушки.

Целый день у них – игра, так довольна детвора.

Звуковой анализ звукосочетаний ИА, ИУ, АИУ, УОИ, УАИ

Логопед утрированно произносит слог ИА и вместе с детьми производит его анализ.

Логопед: сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук (И). Назовите второй звук (А). Звук И  - это какой звук (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета). А звук А? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета).

Выложи из фишек слог ИА. Покажи на схеме звук И. Покажи звук А.

Сколько в этой гласных звуков (Два).

Знакомство  с буквой И.

Буква И – как три иголки,

Три иголки очень тонки.

В.Ковшиков

- Нарисуйте в воздухе большую и маленькую букву И.

- Из каких элементов состоит буква И?

 - Выкладывание буквы И из палочек.

Для И три палочки возьми.

Две прямо. Третью наклони.

Т.Куликовская

Итог занятия: чем мы сегодня с вами занимались?



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звук и буква Ы»

Задачи:

  1. Закрепление правильного произношения звука Ы, знакомство со звуком Ы
  2. Учить соотносить звук и букву.
  3. Развивать голос и дыхание.
  4. Развитие фонематического восприятия
  5. Обучать звуковому анализу

Ход занятия

  1. Организационный момент

    Логопед предлагает детям угадать по артикуляции звуки и назвать получившиеся звукосочетания из звуков У,А,О,И.

  1. Артикуляционная гимнастика

Чередование «Трубочка» - «Улыбка».

«Качели »

«Часики»

«Вкусное варенье»

  1. Знакомство со звуком и буквой  Ы.
  1. Ребята, у нам в гости пришел медведь.

Медведь у пчел отведал мед.

Мишка жалобно ревет.

-Ы-ы-ы-ы-

Покусали меня пчелы!

- Как ревет медведь?

      3.2. Анализ артикуляции звука Ы

Как мы ставим губки? (Губы в улыбке)

Зубки открыты или закрыты? (Зубки разомкнуты)

Язычок куда-нибудь поднимается или лежит за нижними зубами?

Мешает ли что-нибудь при его произношении? (Воздушная струя свободно выходит)

А мы можем этот звук пропеть? (Да)

Возьмем невидимую ниточку и протянем звук ы. Тянем длинную ниточку.

Теперь тянем короткую ниточку.

Это какой звук? (Гласный)

- Фишкой какого цвета мы обозначим звук Ы? (Красной фишкой)

3.3. Работа над голосом. Произнесение звука Ы с усилением и ослаблением голоса.

3.4.  Работа с буквой Ы.

Все звуки живут в особых домиках.

Как они называются? Правильно буквы.

В каком домике живет звук [ы]? Правильно.

Все на свете рыбаки

Очень любят букву Ы.

Без Ы не будет рыбы,

За это Ы спасибо.

В какую сторону смотрит животик у буквы? Выложим букву ы из фасоли на столах.

4. Развитие фонематического слуха.

Упражнение «Зажги фонарик»

- Выделение звука Ы из ряда гласных: о,ы,э,и,ы,а,у,о…

- Выделение звука Ы из ряда слогов: ма,мы, пы, ну, ка, пы, по, бо, бы…

- Выделение звука Ы из состава слова: дом, дым, мак, усы, бык, кот, эхо, зубы, сок, весы…

5. Физминутка «Зимние забавы»

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И Снегурочку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

6. Определение места звука Ы в словах.

Слова: Сыр, рыба, конфеты, макароны…

Логопед делает вывод о том, что слов с начальным звуком Ы нет.

Звук Ы трусливый, как и мышки, прячется только  в середине или конце. Он никогда не стоит в начале слов.

7. Игра «Доскажи словечко»

На берегу растет сосна,

А рядом с ней… (сосны).

Горит прекрасная звезда,

А рядом с ней … (звезды).

 Стал красным – красным помидор,

А рядом… (помидоры).

Вот гном один,

Вот гном второй.

А вместе это … (гномы)

8. Звуковой анализ звукосочетаний ыо, оыа, ыуо…

Логопед утрированно произносит слог ЫО и вместе с детьми производит его анализ.

Логопед: сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук (Ы). Назовите второй звук (О). Звук Ы  - это какой звук (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета). А звук О? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета).

Выложи из фишек слог ЫО. Покажи на схеме звук Ы. Покажи звук О.

Сколько в этой гласных звуков (Два).

9. Упражнение «Запомни, повтори»

Пы-ты-мы                               ыт-ын-ых

Пы-ты-ны                               ыт-ып-ык

Дым -  дыня - лимоны

Ягоды – дым – лимоны

10. Итог занятия.

Что вы узнали о звуке Ы? (Звук Ы – гласный, он живет в середине и конце слов)



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звук и буква М»

Задачи:

  1. Познакомить детей со звуком М
  2. Научить характеризовать звук М по акустическим и артикуляционным признакам («Согласный звонкий звук»)
  3. Развивать фонематические процессы.
  4. Развитие слухового внимания.
  5. Закреплять понятие о месте звука в слове.
  6. Закреплять умение выполнять звуковой анализ слогов

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

      Логопед беззвучно произносит гласные звуки и предлагает детям узнать и назвать их. В ходе упражнения дети повторяют, что при произнесении гласных звуков, воздух проходит свободно, не встречая преграды.

  1. Основная часть.
  1. Знакомство со звуком М

Игра «Отгадай загадку»

Логопед загадывает детям загадки:

Голодная пасется, сытая жует,

Всем ребятам молоко дает. (Корова)

Беседа.

- Как подает голос корова? (Корова мычит: «Му –у - у»)

- Какой гласный звук вы слышите в конце? (Звук У)

- Произнесите протяжно звук, который слышен перед звуком У? (М-м-м)

- При произнесении звука М воздух  проходит свободно? (Нет, воздух встречает преграду.)

- Какую преграду встречает воздух? (Мешают губы.)

- Если при произнесении звука, воздух встречает преграду, то звук называется согласным.

-  Твердые согласные звуки мы  будем обозначать фишками синего цвета.

Характеристика звука М.

Звук М – Согласный, потому что при его произнесении воздух встречает преграду. Этот звук звонкий. Положите руку на горлышко и произнесите звук М, вы  почувствуете, как горлышко «дрожит». Звук М твердый, мы будем его обозначать фишкой синего цвета.

      Затем дети дают характеристику звуку М, опираясь на вопросы логопеда.

- Звук М  гласный или согласный? (согласный) Почему?

- Звук М звонкий или глухой? (Звонкий) Почему?

- Фишкой, какого цвета мы обозначаем звук М? (Фишкой синего цвета)

- Звук М твердый или мягкий? (Твердый)

2.2. Дидактическое упражнение «Хлопай, не зевай»

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов и просит детей хлопнуть в ладоши в том случае, если он услышит звук М

-  М,А,У,М, М, А, И…

- ОР, ОР, ОМ, МА, МУ, КА, СА, МЫ…

- МАК, ОЛЯ, МУХА, ДОМ, СУП, МУКА…

2.3. Упражнение «Повтори слоги»

       Логопед предлагает детям внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука М: МА, МО, МУ, МЫ; АМ, ОМ, УМ, ИМ.

          2.4. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке      Дети ритмично сжимают и разжимают

Нашей прилетело?                   кулачки.

Мы расскажем:

Две синицы, воробей,              На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей,        по одному пальчику.

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.         Опять сжимают и разжимают кулачки.

2.5.  Игра «Запомни и повтори»

     Логопед просит детей запомнить и повторить ряды слогов и слов, меняя последовательность.

- АМ-ОМ-УМ

- МА-МЫ-МО

- ДОМ-ДЫМ-ГНОМ

2.6.  Игра «Живые слоги». Звуковой  анализ слогов.

        Логопед произносит слоги АМ, МА, ОМ, МУ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.

        Логопед: сколько в этой схеме гласных звуков? (Один) Сколько согласных? (Один) Что подсказывает вам правильный ответ?

2.7.  Игра «Закончи слово»

         Логопед предлагает детям закончить слово звуком М.

Слова: ДЫ…, ДО…, ГНО…, СО…, ДА…, ВА…, ФИЛЬ…; …АК, …АЙКА, …УХА,…АЛИНА,

2.8. Игра  «Домик»

         Логопед предлагает из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук М стоит в начале, середине и конце слов и соотнесение со звуковой решеткой.

- в начале слов: мак, муха, маска, марка.

- в конце слов: дом, сом, альбом

- в середине слов: сумка, самолет, лампа.

3. Итог занятия.

       Логопед: с каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуко М в конце слов.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте

по теме: «Звук и буква К»

Задачи:

  1. Научить правильно произносить звук Т, дифференцировать на слух и в произношении.
  2. Закреплять умение определять место звука Т в словах.
  3. Закреплять умение производить звуковой анализ слогов и слов.
  4. Упражнять детей в умении пользоваться различными видами интонации.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Припоминание изученных гласных.

Логопед беззвучно произносит звуки А,О,У,Ы и предлагает детям узнать и назвать их.

  1. Основная часть.
  1. Упражнение «Назови гласный звук в середине слова»

Слова: мак, бык, ток, гном, дым, лук, так, тук.

  1. Упражнение «Назови первый и последний гласный звук в словах»

Слова: Утка, индюки, иголка, астры, она.

  1. Знакомство с предлогами К, ОТ.

Логопед предлагает выполнить инструкции, связанные с ориентацией в помещении: «Подойти к окну. Отойти от окна. Встать к шкафу. Отойти от шкафа». Далее логопед спрашивает: «Что ты делал?». Ребенок отвечает: «Я подошел к окну. Я отошел от окна».

  1. Знакомство со звуком К.

Упражнение «Один - много». Какой одинаковый звук в конце образованных слов?

Слова: рот-…, нос-…, лоб-…, стол-…, пес-…

Характеристика звука К: звук согласный, твердый, глухой, обозначаем фишкой синего цвета.

Физминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

                         Е Колесникова

Фонетическое упражнение.

Лягушка квакает: «Ква-ква…».

  1. Упражнение «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук К»

- к,т,к,п,т,ф…

- ка,та,ва,ку,ам,ак…

- корова, резина, мак, рука…

  1. Упражнение «Угадай слово» (Взрослый произносит звуки по порядку, а ребенок произносит целое слово)

Слова: м,а,к;   к,о,т;    т,о,к;      к,т,о.

Пальчиковая гимнастика "Вышла курочка гулять". 

Вышла курочка гулять          (шагают двумя пальцами – указательным и

                                                  средним – каждой руки),

Свежей травки пощипать       (щиплющие движения всеми пальцами каждой

                                                    руки),

А за ней ребятки –

Желтые цыплятки                    (бегут всеми пальцами обеих рук).

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко                 (хлопают в ладоши), 

Не ходите далеко                     (грозят пальцем ведущей руки), 

Лапками гребите                     (гребущие движения каждым пальцем обеих рук

                                                   одновременно, большие пальцы фиксируют

                                                   ладони у края  стола), 

Зернышки ищите»              (дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой –указательный, большой.

  1. Упражнение «Найди лишнее слово»

- определив место звука К в словах:

Корова, клумба, крыса, мак;    рак, мак, каша, лук;     капуста, комар, рубашка, карусель;     кружок, клубок, каток, молоток;       рубашка, колосок, кошка, крышка.

  1. Звуковой анализ слова КОТ.

- Назовите мне первый звук в слове КОТ

- Какой это звук? (Согласный)

- Какой звук стоит после звука К? (Звук О)

- Какой это звук? (Гласный)

- Назовите последний звук в слове кот (Звук Т)

- Какой это звук? (Согласный)

- Сколько звуков в слове КОТ? (3 звука)

- Что обозначает  слово кот? (Домашнее животное)

- Давайте подберем к слову кот родственные слова (Котик, котофей, кошачий, котище)

- Давайте придумаем слово подходящее к данной схеме (лук, ток, мак)

3. Итог занятия.