Современные образовательные технологии
Современные образовательные технологии в педагогической деятельности: игровые - "Тетрадь-раскраска по фортепиано для начинающих пианистов" I часть, здоровьесберегающие - "Игры и упражнения для освоение пианистических навыков", технология проблемного обучения - методическая разработка открытого урока "Работа над звуком в кантилене на примере пьесы М.Мошковского "Грусть" ор.77 №1, технология творческого проекта - методическое сообщение "Творческий проект "Играем вместе - всей семьей".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ивдельская детская школа искусств
Методическая разработка урока
«РАБОТА НАД ЗВУКОМ В КАНТИЛЕНЕ»
на примере пьесы М. Мошковского
«Грусть» соч.77 №1
Подготовила:
Преподаватель Бакушева И.Н.
Тема: «Работа над звуком в кантилене» на примере пьесы М. Мошковского «Грусть» ор.77 №1.
Урок с Габдулиной Анастасией (12 лет) учащейся 5 класса по Дополнительной предпрофессиональной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Предметная область ПО.01. Музыкальное исполнительство. УП.01. Специальность и чтение с листа.
Цель урока: развитие навыков игры кантилены: достижение певучего звука, для раскрытия и выражения образного содержания музыкального произведения.
Задачи:
воспитывающие:
-воспитать осознанное отношение к качеству исполнения произведения, к культуре звукоизвлечения в исполняемом сочинении;
-воспитать самостоятельность и инициативность обучающейся.
развивающие:
-развить эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения;
-развить навык слухового контроля.
-развить чувство ответственности за качество разучиваемого произведения.
обучающие:
-формировать навык певучей кантиленой игры, с умением распределять вес руки, контролируя свободу и пластичность кисти, баланса мелодии и сопровождения;
-овладеть интонационной выразительностью мелодической линии, для передачи
музыкально - образного содержания произведения;
-совершенствование взаимосвязи слуховых представлений с пианистическими приёмами в процессе исполнения.
Форма занятий: Индивидуальный урок.
Оборудование: Музыкальные инструменты, нотный материал.
Методы обучения:
- Словесное пояснение;
- Диалог
- Работа с нотным текстом;
- Анализ музыкального произведения;
- Исполнительский показ.
Применение современных педагогических технологий:
-технология проблемного обучения: главным условием проблемного обучения становится включение ребёнка в практическую деятельность, словесное описание музыкального образа после слушания музыки, придумывание названия произведения, проблемная ситуация ставится при расстановке аппликатуры, динамической нюансировки, определения кульминации произведения и т.д. Интеграция различных видов искусства (поэзия и музыка, живопись и музыка), подбор стихотворения к художественному образу музыкальной пьесы, или сочинение подтекстовки;
-индивидуализации и дифференциации обучения, индивидуальный подход к подбору репертуара, исходя из музыкальных способностей ученика и его личных музыкальных предпочтений;
-ИКТ: прослушивание пьесы, просмотр Презентации.
Репертуарный план урока: М. Мошковский «Грусть» ор.77 №1
План урока:
1. Вступительное слово.
2. Краткие сведения о композиторе, об особенностях его музыкального стиля, рассказ о цикле «10 милых пьес для фортепиано» ор.77
3. Работа с музыкальным материалом
4. Итог урока
5. Домашнее задание
1.Вступительное слово
«Кантилена» - в переводе с латинского, означает – пение, песня, мелодия. Под кантиленой так же понимают мелодичность, певучесть исполнения. Овладение искусством певучей манеры исполнения, искусством «пения на фортепиано», проходит «красной нитью» на всем протяжении обучения пианиста. Воспитанию этого навыка уделяется много времени и сил. Изучение кантиленных пьес воспитывает у пианиста ценные исполнительские качества: умение «петь» на фортепиано, имеющем ударную природу, быть как бы «человеком-оркестром», исполняющим одновременно вокальную мелодию и сопровождение, изучение кантилены так же развивает лирический аспект музыкального дарования.
Важнейшей предпосылкой для хорошего исполнения кантиленной музыки, является овладение красивым певучим звуком на фортепиано. Генрих Нейгауз говорил: «Овладение звуком есть первая и важнейшая задача, которую должен разрешить пианист, ибо звук есть сама материя музыки: облагораживая и совершенствуя его, мы поднимаем самую музыку на большую высоту».
Очень часто ученики не владеют разнообразием нюансов и приемов звукоизвлечения, играют однообразно. Если же еще существуют проблемы с аппаратом, то он либо чрезмерно давит, руки зажимаются, то и звук получается жестким, в случае, когда нет контакта с инструментом, ученик играет поверхностно, порхает по клавишам. И, конечно, самой большой проблемой является отсутствие слухового контроля. А ведь каков слух – таков и звук. Неустанно добиваясь от ученика улучшения звучания, мы влияем на развитие его слуха. В свою очередь умение воспроизводить и слышать различные градации звука, связано с согласованностью работы слуха и пианистического аппарата. Работая над звуком, мы работаем и над техникой, и наоборот. Здесь очень тесная взаимосвязь. Например, когда нужен тихий проникновенный звук, надо играть пальцами близко к клавишам, для открытого сочного звука нужно использовать большую амплитуду движений рук и пальцев. Длинные ноты необходимо брать сильнее, их звучание должно быть более плотным.
Предпосылки хорошего исполнения кантилены закладываются еще на начальном этапе обучения, а именно: правильная посадка за инструментом, свобода аппарата, включенность крупных частей руки, гибкая кисть, постепенность в освоении пианистических приемов, качественное исполнение штрихов, и, конечно слуховой контроль. Опыт исполнения кантилены накапливается поступенно. В репертуар ученика необходимо вводить мелодии самых разных типов – песенные, танцевальные, скерцозные, но особое внимание следует уделить работе над певучими мелодиями – кантиленой, которая является лучшим материалом для развития навыков игры легато, непрерывности и текучести, пластичности, ровности при связывании звуков.
При работе над звуком в кантилене очень важно, чтобы ученик слышал интонационность мелодии, знал её развитие, строение, мог определить наиболее выразительные кульминационные моменты. Немаловажно, какими пальцами играет ученик. Например, 1 палец даст одну звучность, а 4 и 5 совершенно другую. В результате, хорошо продуманной аппликатуры можно достичь звукового разнообразия. Подмена пальцев на одной клавише, скольжение, подкладывание и перекладывание - все эти средства обеспечивают связность и певучесть игры.
В исполнении кантилены основное – использование веса руки, хороший контакт с клавиатурой, мягкое, естественное погружение в клавишу, руки должны быть живыми, послушными и пластичными. Хорошее пальцевое легато, когда звук извлекается не ударом, а нажимом пальца. Сами пальцы должными быть в более вытянутом положении. По словам Игумнова: «при исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть «подушечкой», мясистой частью пальца. Нужно слиться с ней, «примкнуть» и что всего важнее связать без толчка один звук с другим, мягко переступая с пальца на палец». Известные пианисты по-разному описывали этот процесс. Например, Генрих Нейгауз называл это «прорастанием пальцев в клавиатуру до дна», С. Тальберг: «…замешивание теста пальцами», Альфред Корто: «погружением пальцев в клубнику».
Качество исполнения кантилены, в конечном итоге, зависит от качества легато, от наличия соответствующих звуковых представлений и умения ясно слышать реальный результат своего исполнения. Работа в этом направлении начинается с первых шагов обучения и продолжается на всех его этапах.
Сегодняшний урок посвящен работе над звуком в кантилене, на примере пьесы «Грусть» М. Мошковского. В этом 2024 году исполнилось 170 лет со дня рождения композитора. Этот урок проводится в рамках проекта «Портреты великих композиторов». 2. Краткие сведения о композиторе, об особенностях его музыкального стиля
Мориц Мошковский (1854–1925) - немецкий композитор польского происхождения, внес значительный вклад в развитие фортепианной музыки рубежа XIX–XX веков. Родился в 23 августа 1854 года. Он начал заниматься музыкой в раннем детстве. В 11 лет Мориц поступил в Дрезденскую Консерваторию. В 15 лет продолжил обучение в Берлинской Консерватории, далее в Новой Академии музыки Теодора Куллака. Любопытный факт из биографии: его педагог Теодор Куллак предложил Морицу ПРЕПОДАВАНИЕ в собственном "ВУЗе", когда Мошковскому было всего 17 ЛЕТ! Мошковский преподавал в Академии Куллака в Берлине 25 лет. Он пользовался большим уважением как преподаватель, среди его учеников есть известные имена: Иосиф Гофман, Ванда Ландовска, Хоакин Турина. Не менее известен он был и как исполнитель-виртуоз, и как композитор. Его произведения пользовались большой популярностью в конце девятнадцатого века.
Конечно, имя Морица Мошковского, прежде всего, ассоциируется с фортепианной литературой. Но его композиторское наследие очень многогранно. Им написаны две оперы, произведения для симфонического оркестра, 2 концерта для фортепиано с оркестром, более 200 произведений для фортепиано.
В современной исполнительской и педагогической практике сохранили значение его фортепианные сочинения - 2 тетради «Испанских танцев» ор. 12, «15 виртуозных этюдов» ор.72, а также циклы фортепианных миниатюр, салонные пьесы. Одним из примеров может служить пьеса «Грусть» из цикла «10 милых пьес для фортепиано» ор.77.
3. Работа над произведением. Исполнение пьесы ученицей.
Как ты думаешь, о чем эта пьеса, какой характер у музыки?
Конечно, в названии пьесы заложен художественный замысел композитора, её характер.
Это лирическая пьеса, музыка спокойная, грустная, печальная.
В репертуарных сборниках за 5 класс можно найти пьесы похожие по содержанию, например, Теодор Кирхнер «Грусть», Цезарь Кюи «Грустные воспоминания», А. Ребиков «Грустная песенка», П.И. Чайковский «Грустная песенка».
В какой тональности написана пьеса?
-Пьеса написана в тональности а-moll
Какая форма в этом произведении?
-Форма произведения – трехчастная (реприза точно повторяет первый раздел). Кантиленные пьесы довольно часто пишутся в трехчастной форме.
Хотелось бы обратить твое внимание на темп пьесы. Композитор указывает нам темп Andante. В обозначении темпа (не спеша, спокойно) композитором и определен основной характер пьесы - неторопливо, печально и очень певуче.
Исполни 1 часть пьесы. Какое строение имеет 1 часть?
Первая часть состоит из двух предложений, где второе предложение является фактурно-мелодическим вариантом первого. Строение 2+2+4 и 2+2+4.
Сыграй первые фразы. Полифоническая фактура, вокально-мелодическое начало, мы слышим 3 голоса:
Сыграем каждый голос.
Низкий голос - ЛЯ сыграй глубоко, чтобы этот залигованный звук длился.
Средний голос расположен близко к басу, он спокойный, его мелодия опевает 5 и 3 ступени как бы «обвивает» их.
Верхний голос, сопрано, красивым певучим тембром скрипки и затихнуть в конце предложения. Попробуем сыграть парами голосов, послушаем. Теперь сыграй все голоса.
В двух первых фразах заложен основной музыкальный образ, можно сказать, «Тема грусти» нашей пьесы. Затактовый мотив, секундовые опевания ступеней трезвучия, восходящий скачок мелодии на б.6 к #7 ступени, как вопрос, следует сыграть с рессорой и весом руки. Звук, извлеченный весом руки, отличается плотностью, глубиной, насыщенностью. Широкие интервалы (квинта, секста и др.) должны сопровождаться раскрытием ладоней, интонироваться вокально. Характер рессорного движения зависит от динамики. Чем громче звук, тем активней, быстрее движение, тем большая часть руки в нем участвует: кисть вместе с предплечьем, или вся рука. Тихой звучности соответствуют медленные, плавные рессорные движения. Окончание фраз, не зависимо от длительности звука следует играть пальцевым туше. Главную роль в звукоизвлечении играет конец пальца. Разная степень активности вынимающего движения обуславливает разную степень цепкости пальца, что влияет на звук. Ответы на звуках тоники - «пальцевой» звук. Именно эти нисходящие мотивы создают образ грусти, тоски, жалобной мольбы. Нисходящее движение может ассоциироваться с бессилием, пассивностью, поникшие цветы, опадающие листья, «опустившиеся руки», человек «падший духом».
Вторая фраза, похожая на первую, но сыграй её немного по-другому. Малейшие её изменения несут важный смысл. Мне он представляется следующим: первое предложение играем одним динамическим планом – оттенком piano.
К этой музыке очень подойдет образ сказочной героини - Золушки. Музыка рисует её облик: сначала Золушка грустит - состояние тоски и грусти, вопросительные интонации и тихие печальные ответы. В тоже время триольность музыки придает некоторую танцевальность, ведь перед нами совсем молодая девушка. Она очень добрая, не смотря на все трудности. Поэтому это не глубокая печаль, а добрая грусть с моментами надежды и ожидания счастья.
Очень трудное житье.
Я тружусь с утра до ночи,
И никто не пожалеет,
Лаской душу не согреет.
Для достижения глубокого, певучего, звука в пьесе хорошего legato, необходимо:
-пальцы держать как можно ближе к клавишам – «пальцы и клавиши слитны, как единое целое»;
-мягко, но с нажимом переносить вес руки с одного пальца на другой, погружаясь «до дна» клавиши и следить, чтобы каждый последующий звук возникал без атаки;
-во время игры правильно пользоваться весом руки, сделать выразительным, насыщенным звучание 1-го, 4-го и 5-го пальцев, 1 палец – особенно на затактовых интонациях в начале фраз, следует не выпячивать;
-добиваться гибких кистевых движений. Правая рука должна вести свою мелодическую линию с яркой звуковой выразительностью и ощущением живого развития музыкальной фразы. Левая рука должна играть свой голос цельно, полностью подчиняясь движению мелодии, дополняя её звучание и помогая её развитию.
Следующий четырех такт имеет нисходящее секвенционное развитие. Сохраняются интонации вопроса и ответа, но музыка приобретает немного танцевальный характер, становится похожей на менуэт или вальс. Как воспоминание или попытка уйти от грустных неприятных мыслей:
В мелодии здесь есть украшения. Какие? Поучить форшлаги. Они не должны быть такими бойкими, они в том же настроении.
Подголоски в правой руке следует выдержать. В левой руке оба голоса звучат вместе, в терцию. Не начинать с акцента новый мотив секвенции. Заканчивается предложение в мажоре, в тональности Доминанты, как бы с грусть, но с улыбкой, добрая грусть.
Второе предложение 1 части повторяет Тему. Довольно часто одним из признаков пьес кантиленного характера является повторение мелодического материала. Для избегания однообразия в исполнении первых фраз «Темы грусти» необходимо каждое повторение представить в «новом освещении», с помощью динамики. Начать 2 предложение с mр, можно показать средний голос. В секвенциях произошли фактурные изменения: в левой руке задержания, рисунок мелодии тоже изменяется, он обогащается, усложняется, подголоски более длительны:
От этого и характер музыки стал ещё более танцевальным, похожим на Менуэт, грациозным, изящным. Последняя фраза - здесь кульминация 1 части, широкий мелодический ход на б.6 нужно сыграть с рессорой, с хорошим весом свободной руки. Эту длинную фразу нужно сыграть легато, в верхние звуки мелодии провести ровно. Здесь перед нами стал вопрос выбора удобной аппликатуры. Учитывая величину рук, растяжку и чтобы верхний голос звучал легато, применили подкладывание с 3 на 5 палец в нисходящем движении.
2 часть. Исполнение ученицей средней части.
Музыка изменилась, это новый поворот «сюжета». Музыка становится кружащейся, более взволнованной, полётной (арпеджио в кульминации). Звучит вальс.
Бал во дворце. Из распахнутых окон слышатся звуки музыки.
Здесь уже Золушка танцует на балу, её образ здесь мечтательный и взволнованный:
Мне так хочется принцессой стать,
В старом замке с принцем танцевать,
Чтобы нежный вальс оркестр играл,
Чтоб сверкал огнями этот зал.
В среднем разделе происходит эмоциональный сдвиг. Эта часть контрастно оттеняет состояние грусти, и печали 1 части.
С точки зрения фактурного изложения вторая часть сочетает принцип гомофонно-гармонической вертикали и элементов полифонии. Мелодия средней части изобилует множеством задержаний, проходящих и неаакордовых звуков, опеваний, хроматических фраз.
Одна из значительных интонационных трудностей – соединение долгих звуков с следующими короткими. Нужно научить ученика играть длинные ноты с рессорой руки, звук должен быть более плотным, дослушивать длинные звуки «вести внутри руки» и следующие за ними короткие звуки играть пальцами, не громче, чем звучал затухающий длинный, сделать «выход из длинных нот».
Отдельно поучить левую руку, совсем небольшой традиционный вальсовый аккомпанемент сменяется мотивом в басу с элементами полифонии. Такой вариант музыкального сопровождения подчёркивает лирико-романтический характер музыки, позволяет исполнять эту пьесу в более свободной манере. Нужно хорошо прослушать басовый голос и показать его развитие вместе с мелодией:
За первыми короткими фразами следует нисходящее секвенционное развитие, его мелодическое и гармоническое развитие с неожиданными аккордовыми разрешениями, широкие интервальные ходы в мелодии следует сыграть очень выразительно, выпукло, а нисходящие фразы на одном дыхании. Гармония играет значительную роль и в интонировании мелодии, раскрывая при этом значение каждого её момента. Гармонический анализ, который даёт возможность осознать логику модуляции, закономерность гармонического движения.
Поучить эту часть медленно, можно собрать левую в аккорды, постоянно вслушиваясь в смену гармоний. Все залигованные звуки - пальцевая педаль.
В конце среднего раздела находится кульминация всей пьесы, восходящее длинное арпеджио, этот взлёт доминанты Ми мажор - восторг, радость, полётность, а его повтор на октаву ниже, следует сыграть по-другому, менее восторженно:
И только один такт остается до Репризы, через ломаное арпеджио и диминуэндо, мы возвращаемся в состояние грусти, тоски и одиночества.
3 часть. Надо сказать, что частые повторы мелодического материала свойственные кантилене не должны быть однообразными. Репризу стоит выстроить драматургически. Возможно, начать 1ю фразу «Темы грусти» с нюанса с рр, и каждое её повторение сделать более эмоциональным, динамически насыщенным.
Золушка вернулась в дом, огляделася кругом,
В кухню грустная пошла, где ждала ее зола.
Опять она на кухне и моет, и метёт,
Бал вспоминает, и плачет, и поёт.
Прячу я печаль свою,
Я не плачу, а пою.
Взволнованные секвенции проводят к Кульминации. Особенно велико её эмоциональное воздействие – нагнетание напряжённости, драматизма, и уход от них в Коде вплоть до растворения и покоя (конец пьесы обозначен pp morendo-замирая). Это поскриптум, послесловие, прощание, успокоение и надежда на лучшее, возможность счастья:
Кажется просто невероятным, что за короткий промежуток времени, композитору удалось раскрыть сложный и противоречивый смысл произведения. Очень созвучно настроению миниатюры стихотворение поэта Вячеслава Иванова:
Льются звуки печалью глубокой,
Бесконечной тоскою полны:
То рассыплются трелью высокой,
То замрут тихим всплеском волны.
Звуки, звуки! О чём вы рыдаете,
Что в вас жгучую будит печаль?
Или в счастье вы веру теряете,
Иль минувшего страстно вам жаль?
Ваша речь, для ума непонятная,
Льётся в сердце горячей струёй,
Счастье, счастье моё невозвратное,
Где ты скрылось падучей звездой?
В заключение урока исполнение пьесы ученицей, применяя все знания, приёмы, которые отрабатывались на уроке.
3.Итог урока. Сегодня на уроке на примере пьесы «Грусть» Морица Мошковского мы показали работу над звуком в кантилене. В процессе работы старались добиться певучести звука, осмысленности звучания, для этого уделили внимание на выразительно-образное значение элементов фактуры, динамики, педализации. Прохождение этого произведения полезно для развития полифонического слуха, и умения мыслить горизонтально - более длинными музыкальными построениями. Постарались выразить при одном образном настроении – «грусти» в произведении разные эмоциональные оттенки, в результате, исполнение пьесы стало более содержательным, образным и осмысленным.
4.Домашнее задание:
-закрепить полученные навыки работы над кантиленой;
-добиться осмысленности звучания, певучести звука:
-отработать затактовые интонации в темах,
-слышать «длинные ноты»,
-отработать все двухголосные элементы фактуры,
-в кульминациях стараться сыграть легато верхнего голоса единой звуковой линией, «без толчков»;
-в медленном темпе прослушать гармонии во всех секвенционных построениях.
Список литературы
- Корыхалова Н. За вторым роялем. Композитор. Санкт-Петербург, 2006
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога [Текст]/ Г.Г. Нейгауз. – 5-е изд. – М.: Музыка, 1999.
- Либерман Е. Работа над техникой. Фигаро-центр, 1996.
- Ступени мастерства. Сборник методических материалов для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. Выпуск 1. Екатеринбург, 2003
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста [Текст]/Е.М. Тимакин. – М.: Советский композитор, 1984.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ивдельская детская школа искусств
Творческий проект
«Играем вместе – всей семьей»
Подготовила: преподаватель
Бакушева Ирина Николаевна
Ивдель 2023
Содержание
- Портфолио проекта…………………………………………………………3
- Пояснительная записка. ……………………………………………………5
- Афиша мероприятия.………………….……………………………………8
- Программа Фестиваля……………………………………………………...9
- Сценарий Фестиваля «Играем вместе-всей семьей»……………………10
- Заключение ..………………………………………………………………14
- Список источников………………………………………………………..15
1.Портфолио проекта
Наименование учреждения | МБУ ДО Ивдельская ДШИ Директор Утарбаева Е.И. |
Тип и наименование проекта | Творческий проект «Играем вместе-всей семьёй» |
Предметно-содержательная область | Монопроект, фортепиано |
Разработчик проекта | Бакушева Ирина Николаевна, преподаватель фортепиано |
Характер контактов Количество участников | Среди участников образовательного процесса: преподаватели, учащиеся и родители |
Целевая аудитория | Обучающиеся школы искусств, преподаватели, родители, жители г. Ивделя |
Уровень | Внутришкольный, городской |
Основная цель проекта | Поиск и применение новых современных форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса, повышение компетентности родителей через вовлечение в совместную с детьми творческую деятельность. |
Основные задачи проекта | 1.Создание условий для творческого сотрудничества учащихся, преподавателя и родителей при реализации мероприятия 2.Создание условия для повышения мотивации обучающихся к образовательному процессу, для развития творческих способностей и сценической выдержки обучающихся. 3.Обеспечить обмен опытом семейного воспитания, возрождение традиций семейного музицирования |
Сроки реализации | Долгосрочный сентябрь 2014- апрель 2015 сентябрь 2016 - апрель 2017 сентябрь 2022 - апрель 2023 |
Место проведения | МБУ ДО Ивдельская ДШИ |
Ожидаемые результаты реализации проекта | - раскрытие творческих способностей семьи в целом, и как следствие повышение интереса аудитории к музыкальному творчеству семьи и утверждение семейных ценностей, как важнейшего приоритета в обществе; - улучшение взаимопонимания между родителями и детьми; - повышение компетентности родителей через совместное музицирование; - активизация интереса детей к процессу обучения через совместное музицирование; -формирование высоких духовных качеств участников проекта |
Проектный продукт | Фестиваль семейных ансамблей «Играем вместе-всей семьей» учащихся с родителями в составе ансамблей. В программу включены музыкальные произведения различных эпох, жанров и стилей. Создание афиши, сценария, фильма. |
Ресурсное обеспечение проекта | 1.Материально-техническое обеспечение: - музыкальные инструменты – пианино, рояли; - концертный зал; - компьютер; - стулья, пюпитры, ноты; - программки концерта для каждого семейного ансамбля (участники должны знать порядок выступлений) 2.Кадровое обеспечение: - преподаватели ДШИ по классу фортепиано; -учащиеся музыкального отделения; -родители учащихся |
Этапы реализации проекта | I этап - подготовительный: подготовка сценария, выбор репертуара, формирование составов семейных ансамблей; II этап - основной: начало работы над разучиванием произведений, репетиции в концертном зале; III этап - итоговый: проведение фестиваля «Играем вместе-всей семьёй» |
Рефлексия деятельности | Оценивание степени достижения поставленных целей. Оценивание качества результатов. Приобретенные умения, знания, навыки. |
2.Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений в моей педагогической деятельности является формирование тесного контакта семьи и школы. Исходя из многолетнего опыта работы преподавателем фортепиано, раскрытию творческого потенциала юного музыканта способствуют налаженные доверительные отношения с родителями. Семья всегда была, и будет важнейшим институтом воспитания личности ребенка. Именно в семье закладываются основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка. Родители могут оказать школе значительную помощь в воспитании и обучении ребенка музыкальному искусству, стать единомышленниками преподавателя.
К сожалению, в последнее время приходится сталкиваться с трудностями семейных ситуаций. Во-первых, это проблема занятости родителей работой, домашними делами, отсюда дефицит общения с собственными детьми, отсутствие общих интересов детей и родителей. Во-вторых, довольно часто в процессе обучения (особенно часто со 2-3го классов) родители становятся менее заинтересованными в учебном процессе, перекладывая все на плечи педагогов и самого ребенка. Кроме того, в существующих формах работы с родителями, например, посещение ими уроков, концертов, конкурсов, они выступают в только качестве слушателей. Таким образом, возникает индифферентное отношение родителей к образовательному процессу и его результатам. Как отмечал выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз: «Хорошие родители (для ребенка) важнее хороших педагогов». Действительно, старания даже самых великих педагогов окажутся бесполезны и бесплодны, если родители равнодушны к музыке. Нередко родители отдают ребёнка в музыкальную школу только для того, чтобы он был занят в свободное от уроков время, не уделяя внимания его успехам и неудачам. Эта позиция является одним из факторов снижения интереса учеников к обучению. Поэтому очень важно, чтобы родители понимали, что их детям необходима поддержка, понимание и помощь близких людей. Многие родители не понимают, что обучение игре на музыкальном инструменте непростая задача и требует ежедневного труда и больших усилий, а это может быть тяжело даже для взрослого. Таким образом, возникла необходимость в организации и проведении мероприятия, где родители вместе с детьми являлись бы активными участниками исполнительского процесса и концертного выступления. Так появился творческий проект «Играем вместе - всей семьей» с участием родителей обучающихся класса. В 2015 году состоялся первый концерт, в котором приняло участие 12 семейных дуэтов. Проведение таких концертов стало традицией. В 2017 году участвовало 14 семейных ансамблей из учащихся класса и родителей. В 2022-2023 учебном году было принято решение провести Фестиваль семейных ансамблей в рамках проекта «Играем вместе-всей семьей» с участием семейных ансамблей учащихся и родителей всего музыкального отделения ДШИ.
В отдельных семьях музицируют несколько поколений, что означает формирование целых музыкальных династий. Совместный выбор репертуара, репетиции, подготовка к концертным выступлениям, неизбежное сценическое волнение, удовольствие от исполнения - всё это объединяет семьи и преподавателей в один коллектив единомышленников.
При выборе информации и составлении сценария учитывается состав аудитории: дети разных возрастов и взрослые. Задача автора сценария усложняется тем, что необходимо составить информационное сопровождение таким образом, чтобы была возможность включить в программу концерта любые музыкальные произведения. Их выбор определяется участниками ансамбля, и их преподавателем по инструменту и зависит, в первую очередь, от возможностей исполнителей, а тематика мероприятия соблюдается порой весьма опосредованно.
Проведение мероприятия в форме фестиваля семейных ансамблей значительно расширило количество участников, дало возможность выступить ансамблям разных составов. Творческий проект «Играем вместе – всей семьей» имеет большой потенциал по улучшению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, дает ощущение радости от совместного творчества детей и родителей.
Афиша мероприятия
Программка Фестиваля
3. Сценарий Фестиваля «Играем вместе-всей семьей»
Дата и место проведения: 15.04.2023г. концертный зал ДШИ
Ведущая: преподаватель фортепиано Бакушева И.Н.
Ход мероприятия:
Добрый день! Мы рады вас приветствовать на фестивале семейных ансамблей. Сегодня исполняется восемь лет нашему творческому проекту «Играем вместе-всей семьей». Первый концерт семейных ансамблей состоялся в 2015 году.
Очень радостно увидеть в зале
Вдохновленные, родные лица!
Этот день мы вместе долго ждали,
Чтоб продолжить добрую традицию.
Который год уже на этой сцене
Наш концерт сердца объединяет!
Настроенье создает весеннее
И улыбки в душах зажигает!
Наше сегодняшнее мероприятие – это не просто концерт, это творческая встреча самых близких родных людей. Семья - самое дорогое, самое ценное, что есть у каждого человека. Это наши родные, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Сегодня в нашем зале собрались замечательные семьи, в которых любят музыку, любят творчество.
Каждая семья интересна своими талантами и увлечениями. Замечательно, что участниками нашего фестиваля стали родители, которые не имеют музыкального образования, но они так хотят поддержать своих детей, что осваивают музыкальную грамоту, игру на фортепиано! Сегодня прозвучат самые разные музыкальные произведения, их выбор зависел, в первую очередь, от возможностей исполнителей.
Проведение концертов «Играем вместе-всей семьёй» стало традицией в нашей школе. Совместная подготовка к концерту, выбор репертуара, репетиции дома и в классе, волнение перед выступлением и радость от исполнения с близким родным человеком – всё это сплачивает семьи, объединяет родителей, детей и преподавателей в коллектив единомышленников.
1. Открывает программу нашего фестиваля фортепианное трио семьи Захваткиных: Оля ученица подготовительного класса и Миша ученик 1 класса, мама Юлия Михайловна имеет музыкальное образование. Она окончила музыкальную школу и музыкальный колледж им. П.И.Чайковского в Екатеринбурге. Их выступление перенесет нас в детство, прозвучит любимая песня из доброй сказки о Золушке. А.Спадавеккиа «Добрый жук».
2. Встречайте семейный дуэт Ганоченко Елена и её бабушка Нестерова Ольга Сергеевна. Лена учится в 1 классе на музыкальном отделении, а Ольга Сергеевна окончила нашу музыкальную школу по классу фортепиано. Они исполнят детскую песенку «Мишка с куклой» И. Качурбиной.
3.Я приглашаю на сцену юных музыкантов Дашу и Пашу Мехряковых со своей мамой Анной Игоревной. Брат и сестра в нашей школе всегда вместе, они учатся в 1 классе у одного преподавателя и это начало их творческого пути. Анна Игоревна частый гость нашей школы, без нее не проходит ни одно мероприятие, а сегодня она выступает на сцене. Прозвучит композиция Генри Манчини «Розовая пантера».
4. «Папа может, папа может всё что угодно» - слова этой детской песенки известны всем. И, действительно, дети восхищаются своими папами потому, что папы не перестают удивлять своими талантами и умениями. Встречайте фортепианный ансамбль семьи Матюшкиных. Николай Владимирович немного играет на фортепиано, дочь Анна учится в 3 классе на «Хоровом отделении». Изидор Филипп «Колыбельная»
5. На сцену приглашается семейный дуэт: Виктория Кандышева ученица 6 класса и её племянница Канайкина Валерия ученица эстетического отделения нашей школы. Корнелиус Гурлит «Полька».
6. В этой семье уже третье поколение связано с музыкой. Бабушка окончила музыкальную школу по классу фортепиано, мама Марина Геннадьевна тоже хорошо музицирует, дочь Даша сейчас учится во 2 классе. Встречайте Моторина Дарья с мамой Мариной Геннадьевной. Татьяна Иванова «Регтайм-шутка».
7. Когда-то Олеся Алексеевна Леонович окончила нашу школу искусств по классу фортепиано, сейчас её дочь Арина вслед за мамой учится на музыкальном отделении в 3 классе. Вместе они исполнят «Колыбельную. Сон приходит на порог» Исаака Дунаевского.
8. Сегодня уже выступали семейный дуэты и трио, а сейчас на сцену выйдет семейный квартет: мамы и их сыновья. Встречайте Галина Викторовна и Сережа Пушины, Наталья Викторовна и Дмитрий Федосеевы. В их исполнении прозвучит песенка «Часики» Георгия Васильева из мульфильма «Фиксики».
9.В семье Саулиных двое старших детей окончили нашу школу, младшая дочь Арина сейчас учится в 4 классе на «Хоровом отделении». Мама Ирина Николаевна посещает все мероприятия и концерты нашей школы. У Ирины Николаевны нет музыкального образования, но она с радостью согласилась попробовать себя в качестве исполнителя, чтобы поддержать дочь Арину. Встречайте: Саулина Арина с мамой Ириной Николаевной. Канэда Бин «Марш гусей».
10. Уже не первый раз этот семейный дуэт Козиных является участником наших концертов «Играем вместе – всей семьей». Впервые они выступали, когда Юля только пришла к нам в школу, они исполняли песенку «Мишка с куклой». Сейчас она уже ученица 7 класса, «повзрослел» и репертуар этого дуэта. Встречайте Козина Юлия с мамой Натальей Борисовной. Йозеф Гайдн «Немейкий танец».
11. Много лет назад Марина Вячеславовна Салтанова окончила нашу школу по классу фортепиано. Все эти годы она по возможности музицировала на фортепиано, но все же и предположить не могла, что когда-нибудь снова выйдет на сцену школы искусств. Но сегодня она вместе с выпускницей Еленой Шунайловой исполнят танго Герардо Родригеса «Кумпарсита».
12. Эта творческая семья хорошо известна в нашем городе. В ней уже не одно поколение творческих и талантливых музыкантов. Николай Васильевич Бородин, самодеятельный композитор, известный на весь Ивдельский городской округ, а также художественный руководитель вокальной студии "Скворчонок"; Алла Андреевна всегда поет на семейных праздниках. Их сыновья Денис и Максим - выпускники нашей школы по классу фортепиано. Продолжает музыкальную династию и внук Артем. Он учится у нас во 2 классе. Встречайте: Артем Бородин с бабушкой Аллой Андреевной и дедушкой Николаем Васильевичем. Ян Френкель «Вальс расставания».
13. Следующий семейный дуэт имеет общее увлечение музыкой. Елена Владимировна Обухова уже много лет поет в самодеятельном хоре «Калейдоскоп», внучка Валерия учится в 6 классе на «Хоровом отделении». В их исполнении прозвучит Финская полька композитора Б.Танзини обработка Л.Кочетова.
14. Семья Ивановых очень дружная. Алевтина учится в 4 классе, её родители частые гости наших концертов. Папа Александр Анатольевич всегда помогает дочери в подготовке домашних заданий и для этого выучил музыкальную грамоту. Всей семьей они очень ответственно готовились к выступлению. Встречайте: Алевтина с мамой Залией Фаритовной и папой Александром Анатольевичем. Осип Козловской «Контрданс»
15.Я приглашаю следующий семейный дуэт: Комарова Есения с папой Андреем Анатольевичем. У Андрея Анатольевича нет музыкального образования, но в детстве его сестра занималась в музыкальной школе, и он тоже потихоньку сам выучился играть. В их исполнении прозвучит песня Игоря Корнелюка «Город, которого нет».
16.Приглашаю на сцену семейный ансамбль: мама Ирина Сергеевна моя ученица, она выпускница Краснотурьинского музыкального училища по классу фортепиано, а сейчас она преподаватель нашей школы. Её дочь Полина тоже моя ученица, вслед за мамой получает музыкальное образование и сейчас учится в 3 классе. Они исполнят произведение Эмиля Градецки «Мороженое».
17. В этой семье все трое детей Наталья, Галина и Сергей были учениками нашей школы. Наталья занималась на гитаре, Сергей и Галина на фортепиано. Сейчас Галина Викторовна уже преподаватель нашей школы, а её Наталья Викторовна поет в самодеятельном хоре «Калейдоскоп». Встречайте фортепианный семейный дуэт сестер Натальи и Галины. Ллойд Уэббер «Память» из мюзикла «Кошки»
18. Следующие участники нашего концерта с ранних лет погружены в волшебный мир музыки. Они двоюродные сестры, двое из них Софья и Настя ученицы нашей школы. Анна она занимается в театральном кружке и осваивает игру на гитаре. Все трое активно участвуют в конкурсах и фестивалях, выступают на концертах. Встречайте фортепианное семейное трио «3 сестры»: Панишева Анастасия, Новикова Софья, Ткаченко Анна. Композиция «Матадор».
Дорогие друзья, наш концерт подошел к концу. Большое спасибо всем участникам фестиваля - нашим детям, мамам, папам, бабушкам, дедушкам и всем преподавателям. Хочется пожелать, чтобы семейное музицирование развивалось. Для этого не нужны выдающиеся музыкальные способности – только время и желание. Пусть в дальнейшем у нас появятся новые творческие семейные союзы, чтобы мы могли вновь встретиться на фестивале семейных ансамблей «Играем вместе-всей семьей». Будьте всегда вместе, берегите ваши семьи!
А сейчас я передаю слово директору нашей школы Утарбаевой Елене Ивановне для награждения участников фестиваля.
4.Заключение
Проект «Играем вместе-всей семьей» имеет практическую направленность, является важным и значимым мероприятием, требует планомерной подготовки, является одним из путей решения социальных проблем, несёт много положительных результатов в активизации участия родителей в воспитании детей. Поставленная цель мероприятия – проведение фестиваля семейных ансамблей «Играем вместе-всей семьёй» для повышения музыкально-творческих способностей учащихся и музыкального просвещения родителей, была достигнута, задачи успешно реализованы.
На основании опыта полученного в процессе реализации проекта, можно сделать следующие выводы:
1) проведенное мероприятие способствовало эффективному взаимодействию и сотрудничеству всех участников образовательного процесса, обеспечило включенность взрослых в образовательный процесс посредством участия в подготовке и проведения мероприятия;
2) мероприятие несёт в себе не только функцию развлечения, но и активного познавательного развития, опыта взаимодействия с другими участниками образовательного процесса;
3) преподаватель приобретает ценный опыт организации совместной деятельности педагога, обучающихся и родителей в целях создания благоприятных условий для развития ребёнка;
4) мероприятие показало высокую заинтересованность родителей в творческой самореализации их детей.
В дальнейшем планируется провести в рамках проекта «Играем вместе-всей семьёй» Фестиваль семейных ансамблей в 2025 году, посвященный 80-летию победы в ВОВ.
5.Список источников
- Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) / Под ред. М. А. Румер. – М.: Педагогика, 1975.
- Кабалевский Д.Б., Идейные основы музыкального воспитания. Как воспитывать музыкальную культуру в детях. В Сб.: Кабалевский: сборник работ, М., «Издательский дом Шалвы Амонашвили», 2005 г
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.14.
- https://yandex.ru/images