Творческие проекты
Творческий проект "Портреты великих композиторов" - концерт класса "Людвиг ван Бетховен" к 250-летию композитора
Творческий проект "Играем вместе-всей семьей"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Ивдельская детская школа искусств
Творческий проект
«Портреты великих композиторов»
СЦЕНАРИЙ КОНЦЕРТА КЛАССА
«ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН»
к 250-летию со дня рождения композитора
Подготовила:
преподаватель Бакушева И.Н.
Организатор мероприятия, ведущая: Бакушева Ирина Николаевна, преподаватель фортепиано МБУ ДО Ивдельской детской школы искусств
Описание работы: Концерт класса «ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН» посвящен 250-летию со дня рождения композитора и проводится в рамках творческого проекта «Портреты великих композиторов». Основная цель проекта - популяризация музыкального творчества великих композиторов. Участие в таких мероприятиях позволяет обучающимся проявить творческие способности в концертной деятельности, в исследовании жизни и творчества великих композиторов. В ходе концерта рассказ ведущей сопровождается презентацией, в качестве музыкальных иллюстраций звучат произведения Л.Бетховена в исполнении учащихся класса. Данный сценарий может быть использован во внеклассной просветительской работе преподавателями ДМШ и ДШИ.
Форма проведения: групповая; вид: концерт класса
Исполнители: обучающиеся класса преподавателя И.Н. Бакушевой
Цель: развитие творческого и исполнительского потенциала обучающихся класса, воспитание сценической выдержки и артистизма при исполнении произведений, популяризация классической музыки.
Задачи:
-познакомить слушателей с творчеством великого композитора Л.Бетховена;
-приобретение сценического опыта всеми учениками класса, независимо от их академических успехов;
-повышение исполнительского мастерства обучающихся и мотивации к обучению через вовлечение в концертно-исполнительскую деятельность;
-развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива класса и родителей.
Педагогические технологии: технология исследовательского обучения, технология коллективной творческой деятельности, ИКТ.
Оборудование, материалы: рояль, компьютер, медиапроектор, экран, презентация
Аудитория: родители, учащиеся и преподаватели ДШИ
СЦЕНАРИЙ «ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН»
к 250-летию со дня рождения
Ведущий. Добрый день, дорогие ребята, их родители, преподаватели, все любители музыки! Сегодняшняя встреча посвящена юбилею великого немецкого композитора, дирижера и пианиста Людвига ван Бетховена, творчество которого стало вершиной расцвета классической музыки.
Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты!
Соединенье нежности и муки
Ложащиеся в нотные листы!
Касаясь верных клавиш лапой львиной
И встряхивая гривою густой,
Играл, не слыша ноты не единой,
Глухою ночью, в комнате пустой.
Текли часы и оплывали свечи,
Шло мужество наперекор судьбе…
А он всю совесть муки человечьей
Рассказывал лишь самому себе!
И убеждал себя и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок
Есть некий свет, рожденный не напрасно
А музыка - бессмертия залог.
Большого сада шорохи и скрипы
Вели свой разговор сквозь полусон
И слышали в окне раскрытом липы
Все то, чего не слышал он.
(Вс. Рождественский «Посвящение Бетховену»)
В начале нашей встречи вспомним некоторые страницы жизни Людвига ван Бетховена.
Величайший немецкий композитор Людвиг ван Бетховен родился 17 декабря 1770 года в небольшом немецком городе Бонне. Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в небольшом немецком городе Бонне. Семья Людвига была музыкальной. Его дед Людвиг ван Бетховен был придворным капельмейстером, был человеком упорным и энергичным. Отец Иоганн ван Бетховен служил певцом - тенором в курфюрстской капелле, мама, Мария Магдалена Кеверих, была очень музыкальна – прекрасно пела и немного играла на клавесине. Людвиг очень рано проявил поразительное музыкальное дарование. Первые уроки музыки мальчик получил у своего отца, который пытался сделать из него вундеркинда и второго маленького Моцарта. Традиционно считается, что в музыкальных занятиях отец был весьма суров. В надежде на гонорары он стремился скорее обучить Людвига и заставлял сына до изнурения упражняться на клавесине. Когда мальчику исполнилось восемь лет, он выступил в городе Кёльне со своим первым концертом.
Семья жила в нужде, поэтому с двенадцати лет Людвиг вынужден был работать. Он поступил в придворную капеллу в качестве органиста. Серьезные занятия музыкой у Бетховена начались в 1782 году, когда в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе познакомил Бетховена с произведениями Баха, Моцарта, Генделя и Гайдна. Благодаря ему, было издано первое сочинение Бетховена – вариации на тему марша Дресслера. Эти занятия оставили неизгладимый след в душе будущего великого композитора.
В 1787 году Бетховен едет в Вену, чтобы встретиться с Моцартом. Бетховен исполнял свои произведения, много импровизировал. Восторженный отзыв Моцарта об этом событии стал крылатой фразой в истории музыкального искусства: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!»
В родном городе Бонне Бетховену вскоре становится тесно. Встреча с Гайдном, проезжавшим через Бонн, подтолкнула его принять решение ехать в Вену. В 1792 году Бетховен переезжает в столицу Австрии, где и жил до конца своей жизни. Вскоре о молодом музыканте заговорила вся Вена. Сначала Бетховен получил известность как пианист. Он стал играть на новом еще тогда инструменте – фортепиано, способном издавать громкие и певучие звуки. Молодой виртуоз покорил слушателей, намного превзойдя всех современных ему пианистов. Концертные выступления проходили с огромным успехом и в других городах Праге, Берлине, Дрездене.
Внешний облик Бетховена был столь же оригинальным, как и его творчество. Без парика, с гривой густых черных волос, он, по понятиям того времени, одевался слишком небрежно и просто. Нередко Бетховен позволял себе резкости в отношении богатых и знатных вельмож, так как не переносил их высокомерия или снисхождения к искусству. Подтверждение этому его слова: «Князей существует, и будет существовать тысячи. Бетховен же один».
Трагедией жизни композитора стала глухота. Первые признаки болезни проявились, когда композитору было 26 лет, его мучил постоянный шум в ушах. Упорное лечение не помогало. Но вся сила характера и воли Бетховена отражена в его знаменитых словах: «Я схвачу судьбу за глотку и не позволю, чтобы она меня сокрушила».
Именно в это тяжелое время талант Бетховена достиг вершины своего расцвета. В этот период написаны многие из его произведений. Одна за другой следуют симфонии, увертюры «Эгмонт и «Кориолан», фортепианные сонаты, опера «Фиделио», песни на стихи Гете и обработки народных песен. Это был «героический» период в его творчестве. Имя Бетховена становится известным во всем мире. К нему приходят слава и уважение. Сказанные им слова: «музыка должна высекать огонь из человеческих сердец», относятся ко многим произведениям этого периода.
Но все когда-нибудь заканчивается: счастье и успех сменились неудачами и огорчениями. Прошение Бетховена о постоянной работе при оперном театре осталось без ответа. Усиливавшаяся глухота делала его замкнутым и нелюдимым. Он перестал давать сольные концерты и выступать как дирижер. Материальные затруднения с годами становились все ощутимее. Чтобы облегчить себе общение с людьми, Бетховен стал пользоваться слуховыми трубками, которые ему помогали воспринимать и музыку. Венцом всего его творчества стала грандиозная 9 симфония, которую Бетховен создал незадолго до смерти. В ней звучит текст оды Шиллера «К радости», в дополнение к оркестру композитор ввел певцов-солистов и хор. Прекрасная музыка финала симфонии, напоминающая гимн, призывает всех людей к объединению, счастью и радости.
В последние годы жизни Бетховен страдал от болезней. Он перенес четыре операции, но ничто не помогало. Бетховен скончался ночью, в марте 1827 года. Похороны гениального музыканта превратились в грандиозное шествие: в последний путь его провожала двадцатитысячная толпа поклонников. Могила Бетховена находится на кладбище в Вене, а дом в Бонне, где он родился, сейчас является музеем.
Ведущий. Конечно, сегодня не будут исполнены многие истинные шедевры Людвига ван Бетховена. Пьесы, которые сегодня прозвучат, доступны для исполнения учениками. Но и в такой небольшой части творческого наследия композитора ярко выступает образное богатство его музыки.
Бетховен написал около шестидесяти небольших фортепианных пьес — багателей, экосезов, лендлеров, менуэтов, немецких танцев. В них привлекает изысканность и изящество, совершенство формы, красивые, легко запоминающиеся мелодии. И сейчас прозвучит «Немецкий танец» ля мажор в исполнении Габдулиной Анастасии.
https://yadi.sk/i/RqyZYzj25awmUg
Лендлер - народный парный круговой танец с прыжками. Слово «Лендлер» часто переводят как «деревенский танец». «7 лендлеров» ре мажор написаны композитором для двух скрипок и виолончели в 1798 году. Козина Юлия 3 класс:
https://yadi.sk/i/aTSf_DMVRsnkKQ
https://yadi.sk/i/yqlutQPvjgDmeA
Прозвучит «Полонез» фа мажор в исполнении фортепианного ансамбля
https://yadi.sk/i/yaHZghmnotVdkw
Бетховен создал много вокальной музыки. Это сольные и ансамблевые произведения на стихи Гете и других различных авторов. Большое внимание композитор уделял обработкам народных песен: шотландских, ирландских, немецких австрийских, украинских и даже русских.
Песня Л.В. Бетховена «Сурок» из цикла «8 песен» ор.52, написанная предположительно в 1790 году на стихи Гёте. Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп). Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.
По разным странам я бродил
И мой сурок со мною,
И весел я, и счастлив был,
И мой сурок со мною!
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.
И мой всегда, и мой везде,
И мой сурок со мною.
Из края в край вперед иду,
Сурок всегда со мною,
Под вечер кров себе найду,
Сурок всегда со мною.
https://yadi.sk/i/M7AsGewQxMqotQ Кандышева Виктория песня «Сурок»
Контрданс – английский народный танец. Название происходит от английских слов country dance – сельский танец. В 18 и начале 19 века контрданс был распространен во многих странах как бальный танец. Состоял из чередования различных танцевальных фигур. Салиженко София «Два контрданса»
https://yadi.sk/i/q99U4-2UBn43VA
https://yadi.sk/i/Cs4ISITVUuCiTA
6 багателей в творческом наследии Бетховена. Это небольшие пьесы для фортепиано, технически несложные и простые по содержанию. А переводится «Багатель» с французского «baqatelle» – безделица, маленькая изящная вещь, безделушка. Бетховен писал багатели на протяжении всей своей жизни и этот жанр, несмотря на "легкомысленное" значение слова, в полной мере отражает суть и эволюцию его стиля. Габдулина Евгения исполнит Багатель ре мажор
https://yadi.sk/i/N5JdTro7UKwd5g
Бетховен не слишком охотно занимался педагогикой. У него было, наверное, всего двое учеников, достойных его педагогических усилий: Фердинанд Рис и Карл Черни.
Увы, многие его ученицы (чаще именно девушки) не достигали таких уж высот. Для них, а также для тех, с кем Бетховен просто дружил и кому симпатизировал, он писал несложные пьесы, вариации, записывал что-то в альбомах - и многое из этого действительно теперь прочно закрепилось в детском фортепианном репертуаре.
Мимо одной из таких пьес не проходит, наверное, ни один юный пианист. Эта фортепианная миниатюра стала одним из самых популярных произведений Бетховена Ее формальное название - Багатель No. 25 ля минор или "К Элизе". С названием пьесы произошло случайное недоразумение. Произведение было опубликовано только в 1867, через 40 лет после смерти композитора. Заголовок написанный неразборчивым почерком, неверно расшифровали. На самом деле пьеса озаглавлена "К Терезе" и была посвящена Терезе Мальфатти, другу и ученице Бетховена. Композитор, как это довольно часто с ним случалось, был влюблен в свою ученицу, и даже делал ей предложение в 1810 году, однако получил отказ. В прихотливо льющихся мелодических фигурациях рефрена мелькают выразительные печальные обороты. Возможно, здесь отразились не только чувства композитора, но и облик «непостоянной, беспечно порхающей Терезы». Помимо художественных достоинств, популярность пьесы объясняется ее широким использованием в обучении, как хорошего упражнения в педальной технике. Панишева Анастасия исполнит отрывок из пьесы «К Элизе»
https://yadi.sk/i/ZL-gbuakpqlVLw
И вновь танцевальная музыка. Прозвучат три «Немецких танца» в исполнении Фортепианного ансамбля.
https://yadi.sk/i/GZzOcLzW0vC5NQ
https://yadi.sk/i/y0-d-qxV5K--7Q
https://yadi.sk/i/xihxTGLi5iLglw
Три фортепианных трио ор. 1 были впервые исполнены в 1793. Опус был опубликован в 1795 году с посвящением покровителю Л.Бетховена князю Лихновскому. По общему мнению музыковедов в произведениях Людвига ван Бетховена тональность до минор расценивается специалистами как особо важная. Работы, для которых он выбрал эту тональность, характеризуются как бунтарские, героические, с бушующими переживаниями. Бетховен выбрал эту тональность для намного большего числа произведений.
Финал Трио №3 до минор прозвучит в исполнении Панишевой Анастасии и преподавателя Бакушевой И.Н.
https://yadi.sk/i/TJjWEvvyqRqBHw
Вальс для фортепиано ми-бемоль мажор, был написан композитором в 1824 год. Это один из немногих вальсов, написанных Бетховеном. Музыка пьесы довольно характерна для танца, но в трио настроение меняется, становится более взволнованным. Новикова Софья исполнит «Вальс»
https://yadi.sk/i/2gg28H2XZbstOQ
Следующее произведение Марш из музыки к пьесе Августа фон Коцебу под названием «Афинские развалины» (соч. 113). Известная тема марша написана в турецком стиле, очень популярном в то время. Марш написан в си-бемоль мажоре, его динамическая схема напоминает процессию, начинаясь с пианиссимо, постепенно переходя к кульминации в фортиссимо. В исполнении фортепианного ансамбля Габдулиной Анастасии и Габдулиной Евгении прозвучит Марш Л.Бетховена.
https://yadi.sk/i/yilhn_28vOqluw
Мы надеемся, что музыка, которую вы сегодня услышали, в какой-то мере приблизила к вам творчество великого Бетховена, и в небольшой степени дала возможность окунуться в чудесный мир великого композитора.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников: методические разработки и сценарии.- М., 2006
- Всеобщая история музыки / авт.-сост. А.Минакова, С.Минаков. – М.: Эксмо, 2009
- Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Вегелера и Фердинанда Риса. – М.: «Классика – XXI», 2001
- Музыка и поэзия. Сост. Е.Н.Домрина. – М.: Музыка, 1986.
- Хентова С. Любимая музыка: Популярные очерки.- К.: Муз.украина, 1989
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ивдельская детская школа искусств
.
Творческий проект
«Играем вместе – всей семьей»
Подготовила: преподаватель
Бакушева Ирина Николаевна
Ивдель 2023
Содержание
- Портфолио проекта…………………………………………………………3
- Пояснительная записка. ……………………………………………………5
- Сценарий Фестиваля «Играем вместе-всей семьей».….…………………8
- Заключение ..………………………………………………………………12
- Список источников………………………………………………………..13
- Приложение 1. Афиша...………………………………......………………14
- Приложение 2. Программка выступлений................................................15
- Приложение 3. Дипломы …………………………………………………16
1.Портфолио проекта
Наименование учреждения | МБУ ДО Ивдельская ДШИ Директор Утарбаева Е.И. |
Тип и наименование проекта | Творческий проект «Играем вместе-всей семьёй» |
Предметно-содержательная область | Монопроект, фортепиано |
Разработчик проекта | Бакушева Ирина Николаевна, преподаватель фортепиано |
Характер контактов Количество участников | Среди участников образовательного процесса: преподаватели, учащиеся и родители |
Целевая аудитория | Обучающиеся школы искусств, преподаватели, родители, жители г. Ивделя |
Уровень | Внутришкольный, городской |
Основная цель проекта | Поиск и применение новых современных форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса, повышение компетентности родителей через вовлечение в совместную с детьми творческую деятельность. |
Основные задачи проекта | 1.Создание условий для творческого сотрудничества учащихся, преподавателя и родителей при реализации мероприятия 2.Создание условия для повышения мотивации обучающихся к образовательному процессу, для развития творческих способностей и сценической выдержки обучающихся. 3.Обеспечить обмен опытом семейного воспитания, возрождение традиций семейного музицирования |
Сроки реализации | Долгосрочный сентябрь 2014- апрель 2015 сентябрь 2016 – апрель 2017 сентябрь 2022 – апрель 2023 |
Место проведения | МБУ ДО Ивдельская ДШИ |
Ожидаемые результаты реализации проекта | - раскрытие творческих способностей семьи в целом, и как следствие повышение интереса аудитории к музыкальному творчеству семьи и утверждение семейных ценностей, как важнейшего приоритета в обществе; - улучшение взаимопонимания между родителями и детьми; - повышение компетентности родителей через совместное музицирование; - активизация интереса детей к процессу обучения через совместное музицирование; -формирование высоких духовных качеств участников проекта |
Проектный продукт | Фестиваль семейных ансамблей «Играем вместе-всей семьей» учащихся с родителями в составе ансамблей. В программу включены музыкальные произведения различных эпох, жанров и стилей. Создание афиши, сценария, фильма. |
Ресурсное обеспечение проекта | 1.Материально-техническое обеспечение: - музыкальные инструменты – пианино, рояли; - концертный зал; - компьютер; - стулья, пюпитры, ноты; - программки концерта для каждого семейного ансамбля (участники должны знать порядок выступлений) 2.Кадровое обеспечение: - преподаватели ДШИ по классу фортепиано; -учащиеся музыкального отделения; -родители учащихся |
Этапы реализации проекта | I этап – подготовительный: подготовка сценария, выбор репертуара, формирование составов семейных ансамблей; II этап – основной: начало работы над разучиванием произведений, репетиции в концертном зале; III этап – итоговый: проведение фестиваля «Играем вместе-всей семьёй» |
Рефлексия деятельности | Оценивание степени достижения поставленных целей. Оценивание качества результатов. Приобретенные умения, знания, навыки. |
2.Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений в моей педагогической деятельности является формирование тесного контакта семьи и школы. Исходя из многолетнего опыта работы преподавателем фортепиано, раскрытию творческого потенциала юного музыканта способствуют налаженные доверительные отношения с родителями. Семья всегда была, и будет важнейшим институтом воспитания личности ребенка. Именно в семье закладываются основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка. Родители могут оказать школе значительную помощь в воспитании и обучении ребенка музыкальному искусству, стать единомышленниками преподавателя.
К сожалению, в последнее время приходится сталкиваться с трудностями семейных ситуаций. Во-первых, это проблема занятости родителей работой, домашними делами, отсюда дефицит общения с собственными детьми, отсутствие общих интересов детей и родителей. Во-вторых, довольно часто в процессе обучения (особенно часто со 2-3го классов) родители становятся менее заинтересованными в учебном процессе, перекладывая все на плечи педагогов и самого ребенка. Кроме того, в существующих формах работы с родителями, например, посещение ими уроков, концертов, конкурсов, они выступают в только качестве слушателей. Таким образом, возникает индифферентное отношение родителей к образовательному процессу и его результатам. Как отмечал выдающийся пианист и педагог Генрих Нейгауз: «Хорошие родители (для ребенка) важнее хороших педагогов». Действительно, старания даже самых великих педагогов окажутся бесполезны и бесплодны, если родители равнодушны к музыке. Нередко родители отдают ребёнка в музыкальную школу только для того, чтобы он был занят в свободное от уроков время, не уделяя внимания его успехам и неудачам. Эта позиция является одним из факторов снижения интереса учеников к обучению. Поэтому очень важно, чтобы родители понимали, что их детям необходима поддержка, понимание и помощь близких людей. Многие родители не понимают, что обучение игре на музыкальном инструменте непростая задача и требует ежедневного труда и больших усилий, а это может быть тяжело даже для взрослого. Таким образом, возникла необходимость в организации и проведении мероприятия, где родители вместе с детьми являлись бы активными участниками исполнительского процесса и концертного выступления. Так появился творческий проект «Играем вместе – всей семьей» с участием родителей обучающихся класса. В 2015 году состоялся первый концерт, в котором приняло участие 12 семейных дуэтов. Проведение таких концертов стало традицией. В 2017 году участвовало 14 семейных ансамблей из учащихся класса и родителей. В 2022-2023 учебном году было принято решение провести Фестиваль семейных ансамблей в рамках проекта «Играем вместе-всей семьей» с участием семейных ансамблей учащихся и родителей всего музыкального отделения ДШИ.
В отдельных семьях музицируют несколько поколений, что означает формирование целых музыкальных династий. Совместный выбор репертуара, репетиции, подготовка к концертным выступлениям, неизбежное сценическое волнение, удовольствие от исполнения – всё это объединяет семьи и преподавателей в один коллектив единомышленников.
При выборе информации и составлении сценария учитывается состав аудитории: дети разных возрастов и взрослые. Задача автора сценария усложняется тем, что необходимо составить информационное сопровождение таким образом, чтобы была возможность включить в программу концерта любые музыкальные произведения. Их выбор определяется участниками ансамбля, и их преподавателем по инструменту и зависит, в первую очередь, от возможностей исполнителей, а тематика мероприятия соблюдается порой весьма опосредованно.
Проведение мероприятия в форме фестиваля семейных ансамблей значительно расширило количество участников, дало возможность выступить ансамблям разных составов. Творческий проект «Играем вместе – всей семьей» имеет большой потенциал по улучшению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, дает ощущение радости от совместного творчества детей и родителей.
3. Сценарий Фестиваля «Играем вместе-всей семьей»
Дата и место проведения: 15.04.2023г. концертный зал ДШИ
Ведущая: преподаватель фортепиано Бакушева И.Н.
Ход мероприятия:
Добрый день! Мы рады вас приветствовать на фестивале семейных ансамблей. Сегодня исполняется восемь лет нашему творческому проекту «Играем вместе-всей семьей». Первый концерт семейных ансамблей состоялся в 2015 году.
Очень радостно увидеть в зале
Вдохновленные, родные лица!
Этот день мы вместе долго ждали,
Чтоб продолжить добрую традицию.
Который год уже на этой сцене
Наш концерт сердца объединяет!
Настроенье создает весеннее
И улыбки в душах зажигает!
Наше сегодняшнее мероприятие – это не просто концерт, это творческая встреча самых близких родных людей. Семья – самое дорогое, самое ценное, что есть у каждого человека. Это наши родные, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Сегодня в нашем зале собрались замечательные семьи, в которых любят музыку, любят творчество.
Каждая семья интересна своими талантами и увлечениями. Замечательно, что участниками нашего фестиваля стали родители, которые не имеют музыкального образования, но они так хотят поддержать своих детей, что осваивают музыкальную грамоту, игру на фортепиано! Сегодня прозвучат самые разные музыкальные произведения, их выбор зависел, в первую очередь, от возможностей исполнителей.
Проведение концертов «Играем вместе-всей семьёй» стало традицией в нашей школе. Совместная подготовка к концерту, выбор репертуара, репетиции дома и в классе, волнение перед выступлением и радость от исполнения с близким родным человеком – всё это сплачивает семьи, объединяет родителей, детей и преподавателей в коллектив единомышленников.
1. Открывает программу нашего фестиваля фортепианное трио семьи Захваткиных: Оля ученица подготовительного класса и Миша ученик 1 класса, мама Юлия Михайловна имеет музыкальное образование. Она окончила музыкальную школу и музыкальный колледж им. П.И.Чайковского в Екатеринбурге. Их выступление перенесет нас в детство, прозвучит любимая песня из доброй сказки о Золушке. А.Спадавеккиа «Добрый жук».
2. Встречайте семейный дуэт Ганоченко Елена и её бабушка Нестерова Ольга Сергеевна. Лена учится в 1 классе на музыкальном отделении, а Ольга Сергеевна окончила нашу музыкальную школу по классу фортепиано. Они исполнят детскую песенку «Мишка с куклой» И. Качурбиной.
3.Я приглашаю на сцену юных музыкантов Дашу и Пашу Мехряковых со своей мамой Анной Игоревной. Брат и сестра в нашей школе всегда вместе, они учатся в 1 классе у одного преподавателя и это начало их творческого пути. Анна Игоревна частый гость нашей школы, без нее не проходит ни одно мероприятие, а сегодня она выступает на сцене. Прозвучит композиция Генри Манчини «Розовая пантера».
4. «Папа может, папа может всё что угодно» - слова этой детской песенки известны всем. И, действительно, дети восхищаются своими папами потому, что папы не перестают удивлять своими талантами и умениями. Встречайте фортепианный ансамбль семьи Матюшкиных. Николай Владимирович немного играет на фортепиано, дочь Анна учится в 3 классе на «Хоровом отделении». Изидор Филипп «Колыбельная»
5. На сцену приглашается семейный дуэт: Виктория Кандышева ученица 6 класса и её племянница Канайкина Валерия ученица эстетического отделения нашей школы. Корнелиус Гурлит «Полька».
6. В этой семье уже третье поколение связано с музыкой. Бабушка окончила музыкальную школу по классу фортепиано, мама Марина Геннадьевна тоже хорошо музицирует, дочь Даша сейчас учится во 2 классе. Встречайте Моторина Дарья с мамой Мариной Геннадьевной. Татьяна Иванова «Регтайм-шутка».
7. Когда-то Олеся Алексеевна Леонович окончила нашу школу искусств по классу фортепиано, сейчас её дочь Арина вслед за мамой учится на музыкальном отделении в 3 классе. Вместе они исполнят «Колыбельную. Сон приходит на порог» Исаака Дунаевского.
8. Сегодня уже выступали семейный дуэты и трио, а сейчас на сцену выйдет семейный квартет: мамы и их сыновья. Встречайте Галина Викторовна и Сережа Пушины, Наталья Викторовна и Дмитрий Федосеевы. В их исполнении прозвучит песенка «Часики» Георгия Васильева из мульфильма «Фиксики».
9.В семье Саулиных двое старших детей окончили нашу школу, младшая дочь Арина сейчас учится в 4 классе на «Хоровом отделении». Мама Ирина Николаевна посещает все мероприятия и концерты нашей школы. У Ирины Николаевны нет музыкального образования, но она с радостью согласилась попробовать себя в качестве исполнителя, чтобы поддержать дочь Арину. Встречайте: Саулина Арина с мамой Ириной Николаевной. Канэда Бин «Марш гусей».
10. Уже не первый раз этот семейный дуэт Козиных является участником наших концертов «Играем вместе – всей семьей». Впервые они выступали, когда Юля только пришла к нам в школу, они исполняли песенку «Мишка с куклой». Сейчас она уже ученица 7 класса, «повзрослел» и репертуар этого дуэта. Встречайте Козина Юлия с мамой Натальей Борисовной. Йозеф Гайдн «Немейкий танец».
11. Много лет назад Марина Вячеславовна Салтанова окончила нашу школу по классу фортепиано. Все эти годы она по возможности музицировала на фортепиано, но все же и предположить не могла, что когда-нибудь снова выйдет на сцену школы искусств. Но сегодня она вместе с выпускницей Еленой Шунайловой исполнят танго Герардо Родригеса «Кумпарсита».
12. Эта творческая семья хорошо известна в нашем городе. В ней уже не одно поколение творческих и талантливых музыкантов. Николай Васильевич Бородин, самодеятельный композитор, известный на весь Ивдельский городской округ, а также художественный руководитель вокальной студии «Скворчонок»; Алла Андреевна всегда поет на семейных праздниках. Их сыновья Денис и Максим – выпускники нашей школы по классу фортепиано. Продолжает музыкальную династию и внук Артем. Он учится у нас во 2 классе. Встречайте: Артем Бородин с бабушкой Аллой Андреевной и дедушкой Николаем Васильевичем. Ян Френкель «Вальс расставания».
13. Следующий семейный дуэт имеет общее увлечение музыкой. Елена Владимировна Обухова уже много лет поет в самодеятельном хоре «Калейдоскоп», внучка Валерия учится в 6 классе на «Хоровом отделении». В их исполнении прозвучит Финская полька композитора Б.Танзини обработка Л.Кочетова.
14. Семья Ивановых очень дружная. Алевтина учится в 4 классе, её родители частые гости наших концертов. Папа Александр Анатольевич всегда помогает дочери в подготовке домашних заданий и для этого выучил музыкальную грамоту. Всей семьей они очень ответственно готовились к выступлению. Встречайте: Алевтина с мамой Залией Фаритовной и папой Александром Анатольевичем. Осип Козловской «Контрданс»
15.Я приглашаю следующий семейный дуэт: Комарова Есения с папой Андреем Анатольевичем. У Андрея Анатольевича нет музыкального образования, но в детстве его сестра занималась в музыкальной школе, и он тоже потихоньку сам выучился играть. В их исполнении прозвучит песня Игоря Корнелюка «Город, которого нет».
16.Приглашаю на сцену семейный ансамбль: мама Ирина Сергеевна моя ученица, она выпускница Краснотурьинского музыкального училища по классу фортепиано, а сейчас она преподаватель нашей школы. Её дочь Полина тоже моя ученица, вслед за мамой получает музыкальное образование и сейчас учится в 3 классе. Они исполнят произведение Эмиля Градецки «Мороженое».
17. В этой семье все трое детей Наталья, Галина и Сергей были учениками нашей школы. Наталья занималась на гитаре, Сергей и Галина на фортепиано. Сейчас Галина Викторовна уже преподаватель нашей школы, а её Наталья Викторовна поет в самодеятельном хоре «Калейдоскоп». Встречайте фортепианный семейный дуэт сестер Натальи и Галины. Ллойд Уэббер «Память» из мюзикла «Кошки»
18. Следующие участники нашего концерта с ранних лет погружены в волшебный мир музыки. Они двоюродные сестры, двое из них Софья и Настя ученицы нашей школы. Анна она занимается в театральном кружке и осваивает игру на гитаре. Все трое активно участвуют в конкурсах и фестивалях, выступают на концертах. Встречайте фортепианное семейное трио «3 сестры»: Панишева Анастасия, Новикова Софья, Ткаченко Анна. Композиция «Матадор».
Дорогие друзья, наш концерт подошел к концу. Большое спасибо всем участникам фестиваля – нашим детям, мамам, папам, бабушкам, дедушкам и всем преподавателям. Хочется пожелать, чтобы семейное музицирование развивалось. Для этого не нужны выдающиеся музыкальные способности – только время и желание. Пусть в дальнейшем у нас появятся новые творческие семейные союзы, чтобы мы могли вновь встретиться на фестивале семейных ансамблей «Играем вместе-всей семьей». Будьте всегда вместе, берегите ваши семьи!
А сейчас я передаю слово директору нашей школы Утарбаевой Елене Ивановне для награждения участников фестиваля.
4.Заключение
Проект «Играем вместе-всей семьей» имеет практическую направленность, является важным и значимым мероприятием, требует планомерной подготовки, является одним из путей решения социальных проблем, несёт много положительных результатов в активизации участия родителей в воспитании детей. Поставленная цель мероприятия – проведение фестиваля семейных ансамблей «Играем вместе-всей семьёй» для повышения музыкально-творческих способностей учащихся и музыкального просвещения родителей, была достигнута, задачи успешно реализованы.
На основании опыта полученного в процессе реализации проекта, можно сделать следующие выводы:
1) проведенное мероприятие способствовало эффективному взаимодействию и сотрудничеству всех участников образовательного процесса, обеспечило включенность взрослых в образовательный процесс посредством участия в подготовке и проведения мероприятия;
2) мероприятие несёт в себе не только функцию развлечения, но и активного познавательного развития, опыта взаимодействия с другими участниками образовательного процесса;
3) преподаватель приобретает ценный опыт организации совместной деятельности педагога, обучающихся и родителей в целях создания благоприятных условий для развития ребёнка;
4) мероприятие показало высокую заинтересованность родителей в творческой самореализации их детей.
В дальнейшем планируется провести в рамках проекта «Играем вместе-всей семьёй» Фестиваль семейных ансамблей в 2025 году, посвященный 80-летию победы в ВОВ.
5.Список источников
- Белобородова В.К. Музыкальное восприятие (к теории вопроса) / Под ред. М. А. Румер. – М.: Педагогика, 1975.
- Кабалевский Д.Б., Идейные основы музыкального воспитания. Как воспитывать музыкальную культуру в детях. В Сб.: Кабалевский: сборник работ, М., «Издательский дом Шалвы Амонашвили», 2005 г
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений в условиях перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.14.
- https://yandex.ru/images
Приложение 1.
Афиша
Приложение 2.
Программка Фестиваля семейных ансамблей