Внеклассная работа по предмету.
География является предметом естественно-гуманитарного цикла, имеет огромный воспитательный потенциал. Этот потенциал нужно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_po_predmetu.docx | 18.03 КБ |
programma_zanimatelnaya_geografiya.docx | 803.95 КБ |
rebusy.pptx | 511.63 КБ |
sinkveyn.ppt | 948 КБ |
primernye_voprosy_i_otvety_geograficheskogo_diktanta.docx | 35.76 КБ |
geograficheskiy_diktant.pdf | 2.01 МБ |
samye_samye_strany.docx | 13.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассная работа по предмету
География является предметом естественно-гуманитарного цикла, имеет огромный воспитательный потенциал. Этот потенциал нужно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе. География тесно связана со всеми предметами, с окружающей средой, с экономической и политической жизнью общества. Детей интересуют многие вопросы, которые не всегда удается обсудить на уроке, поэтому внеклассная работа здесь играет большую роль, помогает учителю прививать интерес к предмету , развивает у детей УУД. В своей работе я стараюсь применять технологию проектного обучения с экологической и краеведческой направленностью. Формы внеклассной работы разнообразны. Это географические кружки для средних классов, и клубы для старшеклассников, географические недели, вечера,
Внеклассная работа по географии связана с групповой и коллективной работой. Совместная деятельность воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесной взаимосвязи теоретических знаний с жизнью и с практикой, формирует профессиональные интересы учащихся.
Важным моментом в соблюдении требования учета возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся является широкое использование игровых форм. Игры дают возможность отрабатывать конкретные умения действовать в четко очерченных реальных условиях. На их основе формируются знания, умения и навыки учащихся.
В практику моей работы вошли активные формы обучения:
- Учебный «мозговой штурм»
- Дискуссии и диалоги
- Деловые игры
- Игровое проектирование
- Урок- игровой проект
- Викторины
- Интернет-викторины
Примеры использованных технологий.
Деловая игра « Компетентность» проведена по книге А. Гина « Приемы педтехнологий»
Участники игры:
- Конкуренты – две команды
- Наниматели- группа учеников , определяющих победителя.
Победителя нанимают на работу.
- Арбитр- эту роль выполняет руководитель кружка или клуба , решает спорные вопросы
До игры:
1.Руководитель знакомит кружковцев со схемой игры.
2.Формируются команды
Во время игры:
- Учитель дает тему
- Команды придумывают друг для друга по 5 заданий по теме.
Задания регламентируются заранее. Например: команды должны приготовить : по 2 репродуктивных вопроса, по 1 творческому, по 2 задачи.
Команды задают друг другу вопросы. Фирма наниматель оценивает задания команд по 5 бальной системе , а ответы по 10 бальной.
Пока наниматели советуются, кого принять на работу, кого нет, Арбитр делает « разбор полетов», указывает на ошибки, делает выводы
Примечание: По решению руководителя командам разрешается воспользоваться дополнительными источниками.
Игра «Знаешь ли ты эту страну? Работа в группах.
Руководитель называет какую- нибудь страну, дети должны на листочках ответить на ряд вопросов.
Страна_____________________
Столица_____________________
Денежная единица___________
Коренные жители_____________________
Реки__________________
Растительный мир _____________________
Животный мир____________________
Подводятся итоги.
Игра « Напиши письмо человеку»
Одним из важнейших чувств человека является эмпатия ( сопереживание), которая является основой драгоценного качества , как доброта.
Затрагивая краеведческий материал, обращая внимание на редких, исчезающих
животных , детям предлагается написать письмо от лица любого животного человеку.
Высказать то, что бы могли сказать животные людям.
Пример письма Ивановой Кати.
« Люди, зачем вы убиваете нас? Мы тоже хотим жить. Мы не виноваты, что родились волками. Вы ставите на нас капканы, убиваете лосей, которыми мы питаемся. Нам тоже надо кормить наших детей. Вы вырубаете леса, устраиваете пожары. Вы думаете, что нас много, но вас намного больше. Нас скоро останется совсем мало. Не убивайте нас.
Ваши волки»
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию ,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.
В основе кружка лежит метод игровой и проектной деятельности учащихся . Метод проектов -это: личностно-ориентированное образование, индивидуальный подход, креативность формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие познавательного интереса учащихся.
Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.
Одним из важных моментов кружка – это участие детей в школьных выставках и ежегодной школьной конференции естественных наук, которая является отборочным туром на городские конкурсы и конференции.
Программа предназначена для детей 5-7кл . Объём программы составляет 28 часов, 1 час в неделю и рассчитана на 1 год.
Цели программы:
Воспитание и развитие свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации
Задачи:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
5.Углубленное формирование регулятивных, познавательных, личностных УДД
Прогнозируемый результат:
- учащиеся приобретут первичные навыки исследовательской работы;
- повысят уровень ключевых компетенций;
- приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира, России и Бурятии
- приобретут практические навыки работы с картой, со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
Проверка знаний, умений и навыков проводится посредством общешкольных мероприятий, школьных олимпиад, участия в конкурсах, выставках и конференциях.
Основные направления и содержание деятельности:
Развитие интереса к предмету, расширение кругозора. Существующие трудности в усвоении материала, в некоторых случаях, отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии. По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к предмету. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений. Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Тематический план первого года с использованием игровых технологий
№ п/п | Название темы | Вид деятельности | Количество часов |
1. | Вводное занятие | Викторина « Веселая география | 1 |
2- 4 | Игры « Где это находиться?» «Узнай контур» Творческая лаборатория Практические занятия | 3 | |
5 -7 | Игра «Знаешь ли ты эту страну? «Знаешь ли ты свою страну?» Игра: «Поле чудес» | 3 | |
8-9 | Игра «Географическая цепочка» Игра « Путешествие по карте» | 2 | |
10-11 | Игра «Путанный рассказ» Игра «Что? Где? Когда? | 2 | |
12-14 | Презентация Исчезнувшие животные и растения мира» Творческие игры « Напиши письмо человеку от имени животного или растения» | 3 | |
15-17 | Составление кроссвордов. Решение географических задач | 3 | |
18-20 | Игровое проектирование «Какой я вижу школу будущего»Защита презентаций | 3 | |
21-23 | Игровое проектирование « Моя страна в 3000 году» | 3 | |
24-26 | Мы спасаем мир | Проблемы экологии Экологическая игра Игра « Великолепная пятерка» | 3 |
26-28 | Итоговые занятия | Викторина «Эрудит» Викторина « Славное море- священный Байкал» Игра « Слабое звено» | 3 |
Литература
1.Н.И. Зинченко, Л.А. Звонцова «Активные формы обучения географии» И. « Учитель» 2014г
2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
3.. Книга рекордов Гиннесса. — АСТ, 1996-2010.
4. Кто есть кто в мире. – М.: Олма-Пресс, 2003. – 298с.
5. Куприн A.M. Занимательная картография: Кн. для учащихся 6-8 кл. сред. шк. - М.: Просвещение, 1989 - 191 с ил., карт.
6. Куприн А.М. Слово о карте. - М.: Недра,1987. - 143 с, ил.
7. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990. – 170с.
8. Разумовская О.К. Весёлая география. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 144с.
9. Вагнер Б.Б. 100 великих чудес природы. – М.: Вече, 2001. – 496 с.
10. Ж.Ив Кусто. Могучий властелин морей.- М.: Мысль, 1977. – 222с.
11. Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам.– М.: Просвещение, 1981-207с .
12. Хочу всё знать. Динозавры и планета Земля / Пер. с англ. Е.В. Комиссарова. – М.: Росмэн, 1998.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
о
Ответы География Русский язык Рисование Геометрия История Шкатулка Поднос Ярило Доклад Надежда Подкова Австралия Глобус
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Синквейн помогает пополнить словарный запас. Синквейн учит краткому пересказу. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн помогает развить речь и мышление. Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Форма елочки
Предварительный просмотр:
Примерные вопросы и ответы Всероссийского географического диктанта
I вариант
1. Определите точку на земной поверхности, относительно которой вся территория России находится строго на юге.
Ответ: Северный полюс
2. Как называются устойчивые ветры, дважды в год меняющие направление на противоположное и в значительной степени определяющие климат Дальнего Востока России?
Ответ: Муссоны
3. Назовите один из видов крупных сельских поселений в казачьих районах Северного Кавказа, Южного Урала и Сибири.
Ответ: Станица
4. Как называется совокупность процессов физического и химического разрушения горных пород под воздействием колебаний температуры, циклов замерзания-оттаивания и химического воздействия воды, атмосферных газов и организмов?
Ответ: Выветривание
5. Укажите верное сочетание природных зон и почв, встречающееся на территории Южного федерального округа:
А) влажные субтропики – желтозёмы; Б) горные луга – серозёмы;
В) сухие степи – бурозёмы.
Ответ: А) влажные субтропики –желтозёмы
6. Выберите из списка объект с наибольшей солёностью воды: А) Каспийское море; Б) Карское море; В) озеро Эльтон; Г) озеро Ильмень.
Ответ: В) озеро Эльтон
7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?
Ответ: Источник (ключ, родник)
8. Расположите горные системы по возрастанию их максимальной абсолютной высоты: А) Хибины; Б) Алтай; В) Западный Саян; Г) Сихотэ-Алинь.
Ответ: А-Г-В-Б
9. Назовите коренной горский народ Кавказа, численность которого на территории России составляет около 470 тысяч человек, проживающий преимущественно на юге Дагестана, известность которому принесли танцы, распространённые на Кавказе.
Ответ: Лезгины
10. Назовите один из традиционных российских центров керамики, где производится знаменитая бело-кобальтовая посуда, которая сделалась таким же символом России, как балалайка и матрешка. О качестве добываемых здесь глин высоко отзывался еще Михаил Ломоносов.
Ответ: Гжель
11. Как называются облака вертикального развития, с которыми связаны ливневые осадки, грозы, град, шквалистый ветер?
Ответ: Кучево-дождевые (можно засчитывать кучевые)
12. Назовите природную зону России, где произрастают морошка и карликовая берёза, обитают лемминг и северный олень.
Ответ: Тундра, лесотундра
13. Расположите населённые пункты в направлении с севера на юг: А) Сыктывкар; Б) Уфа; В) Архангельск; Г) Пермь.
Ответ: В–А–Г–Б
14. Назовите крайнюю материковую точку России, которая находится в Западном полушарии.
Ответ: Мыс Дежнёва
15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно видеть в полночь: Петрозаводск, Воркута, Великий Устюг, Санкт-Петербург.
Ответ: Воркута
16. Расстояние по прямой от Ботика Петра I под Переславлем-Залесским до Музея граммофонов и грампластинок составляет 200 метров. Чему оно будет равно на карте масштаба 1 : 100 000? Ответ дать в сантиметрах.
Ответ: 0,2 см.
17. Выберите субъект Российской Федерации, в пределах которого имеются территории с субтропическим климатом:
А) Ростовская область; Б) Краснодарский край; В) Астраханская область; Г) Ставропольский край.
Ответ: Б) Краснодарский край
18. Назовите крупную реку России, приток Волги, на берегах которой родились богатырь Илья Муромец и поэт Сергей Есенин.
Ответ: Ока
19. Укажите, в каком городе из списка летом раньше других наступает восход: А) Брянск; Б) Липецк; В) Самара; Г) Пенза.
Ответ: В) Самара
20. Назовите субъект Российской Федерации, в котором день заканчивается на 2 часа позже, чем в Астрахани и Самаре.
Ответ: Калининградская область
21. Выберите из списка и укажите реку, низовья которой изображены на космическом снимке: А) Обь; Б) Дон; В) Печора; Г) Волга.
Ответ: Б) Дон
22. Назовите один из древнейших городов России, город-герой, расположенный у западных рубежей страны на берегах Днепра.
Ответ: Смоленск
23. Назовите самое мелководное море России, его средняя глубина – 8 метров, наибольшая – 15 метров, а площадь в 11 раз меньше площади Черного моря.
Ответ: Азовское
24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом: А) река Онега – Онежское озеро; Б) река Охота – Охотское море; В) полуостров Чукотка – Чукотское море; Г) озеро Таймыр – полуостров Таймыр.
Ответ: А) река Онега – Онежское озеро
25. Назовите один из старейших городов России, основанный на реке Волге в XI веке, который входит в туристический маршрут «Золотое кольцо России». На его гербе изображен медведь с секирой.
Ответ: Ярославль
26. «Окрестности … отличаются жалкой растительностью. Бора калечит и убивает всё. Выживает только сухая трава и кусты колючего держидерева… Первые порывы ветра бьют по палубам кораблей… Ветер быстро набирает полную силу, и через два-три часа жестокий ураган уже хлещет с гор на бухту и город. Он подымает воду в заливе и несёт её ливнями на дома… Бора дует при ясном небе. Зимой она всегда сопровождается крепким морозом. Корабли превращаются в глыбы льда. Лёд, срываясь со снастей, калечит и убивает матросов…».
Об окрестностях какого российского города писал Константин Паустовский?
Ответ: Новороссийск
27. Узнайте город – областной центр России по строкам из его гимна:
«Когда над Северной Двиной проснётся солнце
И на леса туманы выпадут росой,
… широко нам улыбнется
И покорит неброской северной красой».
Ответ: Архангельск
28. Назовите реку, которой посвящено стихотворение Михаила Лермонтова:
«Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит».
Ответ: Терек
29. Назовите город России, о котором поётся в песне:
«Есть город на Волге родной,
Крещёный огнём и мечом.
Весь мир облетела, весь свет обошла
Крылатая слава о нём»
(автор слов – Антон Пришелец).
Ответ: Волгоград
30. Назовите путешественника, изображённого на почтовой марке, именем которого было названо море, впервые подробно описанное в ходе экспедиции на боте «Святой Гавриил».
Ответ: Витус Беринг
II вариант
1. Как называется условная линия, разделяющая поверхность земного шара на Северное и Южное полушария?
Ответ: Экватор
2. Как называется область высокого атмосферного давления, с формированием которой в зимний период во многих городах Сибири связана сухая морозная погода и инверсия температуры в приземном слое?
Ответ: Антициклон
3. Как называется малый населённый пункт, состоящий из отдельной крестьянской усадьбы с обособленным хозяйством? В южных районах России так называли поселения, расположенные вне сёл и станиц, независимо от числа дворов.
Ответ: Хутор
4. Как называются положительные формы рельефа, образующиеся под действием ветра на песчаных берегах озёр и морей? В России самые высокие из них находятся на территории Дагестана и Калининградской области.
Ответ: Дюны
5. Выберите сочетание природных зон и почв, верное для Сибирского региона: А) хвойные леса – серозёмы; Б) лесостепь – чернозёмы; В) тундра – желтозёмы.
Ответ: Б) лесостепь – чернозёмы;
6. Выберите из списка объект с наибольшей солёностью воды: А) озеро Чаны; Б) Карское море; В) озеро Баскунчак; Г) Кулундинское озеро.
Ответ: В) озеро Баскунчак
7. Что обозначает данный условный знак, часто встречающийся на топографических картах Западной Сибири?
Ответ: Болото (непроходимое и труднопроходимое)
8. Расположите горные системы по убыванию их максимальной абсолютной высоты: А) Урал; Б) Кавказ; В) Алтай; Г) Восточный Саян.
Ответ: Б-В-Г-А
9. Назовите народ, численность которого на территории России составляет около 500 тысяч человек, проживающий преимущественно в республике на юге Восточной Сибири, а также в Иркутской области и Забайкальском крае. В указанной республике расположен духовный центр буддистов России.
Ответ: Буряты
10. Этот народный промысел возник на Урале в XIX веке и представляет собой художественное литьё из чугуна, покрытое, как правило, черной краской особого рецепта – так называемой «голландской сажей». Назовите город в Челябинской области, где расположен данный завод архитектурно-художественного литья.
Ответ: Касли
11. Как называются выпадающие в тёплое время года твёрдые атмосферные осадки, которые могут наносить значительный ущерб сельскому хозяйству?
Ответ: Град
12. Назовите природную зону в России, где произрастают ковыль и типчак, обитают сурок и сайгак.
Ответ: Степь, полупустыня, пустыня умеренного пояса
13. Расположите населённые пункты в направлении от самого северного до самого южного: А) Салехард; Б) Дудинка; В) Екатеринбург; Г) Омск.
Ответ: Б-А-В-Г
14. На территории какого федерального округа расположена самая северная материковая точка России?
Ответ: Сибирского
15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно видеть в полночь: Екатеринбург, Улан-Удэ, Верхоянск, Волгоград.
Ответ: Верхоянск
16. Расстояние по прямой от памятника В.И. Чапаеву в городе Самаре до Капсулы времени с посланием к потомкам 2057 года составляет 280 метров. Чему оно будет равно на карте масштаба 1 : 10 000? Ответ дать в сантиметрах.
Ответ: 2,8 см
17. Выберите субъект Российской Федерации, для которого характерен умеренный муссонный климат: А) Иркутская область; Б) Приморский край; В) Красноярский край; Г) Республика Хакасия.
Ответ: Б) Приморский край
18. Назовите одну из крупнейших рек России и мира, в верховьях которой обитают верблюды, а в низовьях – белые медведи. Её главный правый приток отличается многоводностью и большим гидроэнергетическим потенциалом, на нём построен каскад крупных ГЭС, ему посвятил своё стихотворение «Глубина» поэт Евгений Евтушенко.
Ответ: Енисей
19. Укажите, в каком городе из списка раньше других наступает восход: А) Томск; Б) Челябинск; В) Тюмень; Г) Казань.
Ответ: А) Томск
20. Назовите крупный субъект Российской Федерации, частично расположенный за полярным кругом, где время отличается от московского на 4 часа.
Ответ: Красноярский край
21. Выберите из списка и укажите реку, низовья которой изображены на космическом снимке: А) Урал; Б) Амур; В) Лена; Г) Волга.
Ответ: В) Лена
22. Назовите город-герой, на территории которого находятся остатки древнегреческого поселения, существовавшего на протяжении двух тысяч лет вплоть до конца ХIV века, включённые в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ответ: Севастополь
23. На территории этого полуострова расположена Долина гейзеров. Температура воды в гейзерах – от плюс 94 до плюс 99оС, продолжительность извержения воды – от 1 до 20 минут. Назовите полуостров.
Ответ: Камчатка
24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом: А) река Камчатка – полуостров Камчатка; Б) Балтийская коса – Балтийское море; В) Татарский пролив – Республика Татарстан; Г) река Охота – Охотское море.
Ответ: В)Татарский пролив – Республика Татарстан
25. Назовите город в Московской области, входящий в туристический маршрут «Золотое кольцо России», где расположена Троице-Сергиева лавра.
Ответ: Сергиев Посад
26. «Этот остров гористый, длинный и узкий; на запад … он спускается более полого и представляет среди редкого леса много прогалин, тогда как на восток … он обрывается круто и покрыт густым лесом. По прогалинам разбросаны бурятские поселки — небольшие улусы и отдельные юрты; небольшое население острова занято скотоводством и рыболовством. На западном берегу я посетил Шаманскую пещеру в белом мраморе скалистого мыса».
О каком острове писал Владимир Обручев?
Ответ: о. Ольхон
27. Узнайте субъект Российской Федерации по строкам из его гимна:
«…Край сокровищ земных необъятный.
Сквозь рассветный туман
Вновь куритсяВУЛКАН
И зовёт рыбаков океан…
…День России берёт здесь начало…».
Ответ: Камчатский край
28. «Кончался январь 1920 года. Шторм бил брызгами в окна низких портовых зданий. Тяжелый дождь шумел по улицам Петровска. Горы дымились. К северу от Петровска до Астрахани море лежало подо льдом» (Константин Паустовский).
В 1921 г. Петровск был переименован. Укажите современное название этого города.
Ответ: Махачкала
29. Назовите город, которому посвящено стихотворение Владимира Жукова:
«Золотыми гроздьями струится
Блеск огней у ханского дворца,
Но ему в полуночи не спится.
Там легенды льются без конца.
И фонтан любви и слез струится,
Красотой чарующий сердца…
И текут из чаши в чашу слёзы
На холодный мрамор столько лет,
И лежат две ароматных розы,
Не теряя первозданный цвет…».
Ответ: Бахчисарай
30. Назовите изображенного на конверте путешественника, одного из известнейших исследователей Центральной Азии (Китая, Монголии, Тибета), именем которого назван подвид дикой лошади.
Ответ: Н.М.Пржевальский
III вариант
1. Как называется воображаемая линия на поверхности Земли, соединяющая Северный полюс с Южным, по разные стороны которой местное время различается на сутки?
Ответ: Линия перемены даты
2. Назовите разновидность тропического циклона, которая переводится с японского языка как «сильный ветер», характеризуется очень низким давлением в центральной части и временами серьезно осложняет жизнь в населённых пунктах Приморского и Камчатского краёв.
Ответ: Тайфун
3. Укажите, на долю каких электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС или иных) приходится около 70% выработки электроэнергии в России.
Ответ: ТЭС (тепловые)
4. Какое название объединяет холмы и горы с округлыми вершинами в Забайкалье, на Дальнем Востоке России и Кольском полуострове?
Ответ: Сопка
5. Выберите сочетание природных зон и почв, верное для Дальнего Востока России: А) хвойные леса – бурозёмы; Б) кедровый стланик – краснозёмы; В) горные тундры – желтозёмы.
Ответ: А) хвойные леса – бурозёмы;
6. Выберите из списка объект с наибольшей солёностью воды: А) озеро Ханка; Б) Японское море; В) озеро Байкал; Г) Берингово море.
Ответ: Б) Японское море
7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?
Ответ: Луг (луговая, травянистая растительность, разнотравье)
8. Расположите горные системы по убыванию их максимальной абсолютной высоты: А) Крымские горы; Б) Кавказ; В) Сихотэ-Алинь; Г) горы Камчатки.
Ответ: Б-Г-В-А
9. Назовите народ численностью около 1,5 тысяч человек, проживающий в Приморском и Хабаровском краях в горной тайге и вдоль больших рек, традиционными занятиями которого являются рыболовство и охота. Исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев в своих книгах «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» замечательно описал природу края и жизнь этого народа.
Ответ: Удэгейцы
10. Этот народный промысел возник на Урале в XVIII веке и представлен производством тёплых платков из козьего пуха. Качество этих тонких платков проверяют по двум параметрам: проходит ли платок через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Назовите город, где действует этот промысел.
Ответ: Оренбург
11. Как называются водяные капли, осаждающиеся из влажного воздуха на поверхности растений и почвы при их охлаждении в ночные и ранние утренние часы?
Ответ: Роса
12. Назовите природную зону России, где произрастают лиственница и ель, обитают росомаха и клёст.
Ответ: Тайга
13. Расположите населённые пункты в направлении с севера на юг: А) Якутск; Б) Москва; В) Анадырь; Г) Тикси.
Ответ: Г-В-А-Б
14. В каком субъекте Российской Федерации расположена самая восточная точка России?
Ответ: Чукотский автономный округ
15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно увидеть в полночь: Охотск, Хабаровск, Дудинка, Магадан.
Ответ: Дудинка
16. Расстояние по прямой от Пагоды Семи дней в городе Элиста до Золотой Обители Будды Шакьямуни составляет 1100 м. Чему оно будет равно на карте масштаба 1 : 50 000? Ответ дать в сантиметрах.
Ответ: 2,2 см
17. Выберите из списка субъект Российской Федерации, где есть субтропический средиземноморский климат: А) Республика Калмыкия, Б) Республика Крым; В) Республика Мордовия; Г) Приморский край.
Ответ: Б) Республика Крым
18. Назовите реку России, являющуюся главной транспортной артерией крупнейшего по площади субъекта Российской Федерации. В её водосборном бассейне повсеместно распространены многолетнемёрзлые породы, а в среднем течении имеется уникальный комплекс скальных образований, который в 2012 году был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ответ: Лена
19. Укажите, в каком городе из списка раньше других наступает рассвет: А) Екатеринбург; Б) Чита; В) Тюмень; Г) Комсомольск-на-Амуре.
Ответ: Г) Комсомольск-на-Амуре
20. Назовите субъекты Российской Федерации, где время отличается от московского на 9 часов.
Ответ: Камчатский край, Чукотский автономный округ
21. Выберите из списка и укажите реку, низовья которой изображены на космическом снимке: А) Урал; Б) Амур; В) Лена; Г) Енисей.
Ответ: Б) Амур
22. Назовите город-герой России, известный своими мастерами-оружейниками, самоварами и пряниками.
Ответ: Тула
23. Назовите самое большое по площади море, омывающее берега России. Его площадь составляет 2,3 миллиона квадратных километров, а максимальная глубина – 5,5 тысяч метров. Современное название оно получило в XIX веке, а на более ранних картах называлось Бобровым. Южная граница моря проходит по цепи островов.
Ответ: Берингово
24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом: А) Балтийская коса – Балтийское море; Б) город Крымск – Республика Крым; В) горы Алтай – Республика Алтай; Г) остров Беринга – Берингово море.
Ответ: Б) город Крымск – Республика Крым
25. Назовите город в Ярославской области, расположенный на берегу Плещеева озера и входящий в туристический маршрут «Золотое кольцо России».
Ответ: Переславль-Залесский
26. «Геолог Черский считал, что это озеро является очень древним — остатком силурийского моря. Но новые исследования показали, что оно, наоборот, очень молодое и в современной форме возникло не ранее современного геологического периода, хотя впадина начала уже создаваться в юрский период. В прошлой главе я говорил уже о молодых движениях земной коры, обусловивших образования Тункинской долины и контраст между формами рельефа её боков — Хамар-Дабана и Тункинских альп. Впадина … создана теми же молодыми движениями, доказательства которых распределены на большом протяжении от середины нагорья Хангай в Монгольской Народной Республике до реки Учура на Алданском плато, то есть на протяжении 2400 верст».
О каком озере пишет Владимир Обручев?
Ответ: Байкал
27. Узнайте субъект Российской Федерации по строкам из его гимна:
«Вы видите: горят огни в ночи,
На землю небо звёздное упало.
Вы слышите: мелодия звучит,
Поёт земля восточнее Урала.
Где города по берегам реки
Тепла и света создают запасы,
Ее добыли в шахте горняки —
Рабочую мелодию Кузбасса».
Ответ: Кемеровская область
28. Какому субъекту Российской Федерации посвящены стихи Ирины Лариной?
«Бескрайняя черта береговая,
встречая солнце, шепчется с волной.
Женьшень, лимонник… манят в сопки края,
и кружит ветер — в пляске неземной.
В озёрной глади прячет мандаринка
свой необычный радужный наряд,
и к лотосу протоптана тропинка,
и клёкот журавлиный невпопад».
Ответ: Приморский край
29. «…Как я подолгу слушал этот шум,
Когда во мгле горел закатный пламень!
Лицом к реке садился я на камень
И все глядел, задумчив и угрюм,
Как мимо башен, идолов, гробниц
Катунь неслась широкою лавиной,
И кто-то древней клинописью птиц
Записывал напев ее былинный…».
Истоком какой крупной реки является Катунь, описанная в стихотворении Николая Рубцова?
Ответ: Обь
30. Открытием какого географического объекта прославился изображённый на почтовой марке адмирал Михаил Лазарев, русский флотоводец и мореплаватель, командующий Черноморским флотом и почётный член Русского географического общества?
Ответ: Антарктида
Вопросы и ответы географического диктанта в интернете (диктант онлайн)
1. Как называется воображаемая линия на поверхности земного шара, соединяющая по кратчайшему расстоянию Северный и Южный полюса?
Ответ: Меридиан
2. Как называется поверхность раздела тёплых и холодных воздушных масс в нижней части атмосферы?
Ответ: Атмосферный фронт
3. Как называется город, находящийся вблизи более крупного города и тяготеющий к нему в хозяйственном и культурно-бытовом отношении?
Ответ: Спутник
4. Какое название носит часть речной долины, затопляемая в половодье или во время паводков?
Ответ: Пойма
5. Укажите сочетание природных зон и почв, характерное для территории Центрального федерального округа:
А) лесостепь – краснозёмы; Б) северная тайга – коричневые почвы; В) смешанные леса – дерново-подзолистые почвы.
Ответ: В) смешанные леса – дерново-подзолистые почвы
6. Выберите из списка объект с наименьшей солёностью воды:
А) залив Сиваш;
Б) Белое море;
В) Финский залив;
Г) Чёрное море.
Ответ: В) Финский залив
7. Что обозначает данный условный знак на топографических картах?
Ответ: Кустарники
8. Расположите горные системы по убыванию их максимальной абсолютной высоты (проставьте цифры):
1) Алтай;
2) Кавказ;
3) Сихотэ-Алинь;
4) Хибины.
Ответ: 2-1-3-4
9. Название этого народа России переводится как «настоящий человек», а устаревшее название – самоеды. Численность в России составляет около 45 тысяч человек, большая часть проживает вдоль побережья Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Основные занятия — оленеводство, рыболовство, охота. Название народа присутствует в наименовании двух субъектов Российской Федерации. Назовите народ.
Ответ: Ненцы
10. Этот народный промысел носит название деревни в Московской области, где он возник в начале XIX века. Традиционные изделия промысла – металлические подносы, расписанные масляными красками, как правило, с рисунком цветочного букета. Назовите промысел.
Ответ: Жостово
11. Как называются твёрдые атмосферные осадки, образующиеся на поверхности земли и растений при отрицательной температуре почвы, малооблачном небе и слабом ветре?
Ответ: Иней
12. Назовите природную зону России, где произрастают дуб и лещина, обитают иволга и кабан.
Ответ: широколиственные леса (смешанные и широколиственные леса)
13. Расположите населённые пункты по направлению с севера на юг:
А) Вологда;
Б) Салехард;
В) Хабаровск;
Г) Новосибирск.
Ответ: Б-А-Г-В
14. Назовите архипелаг, являющийся самой северной островной территорией России.
Ответ: Архипелаг Земля Франца-Иосифа
15. Выберите из списка город, где солнце иногда можно увидеть в полночь:
Сыктывкар, Мурманск, Омск, Томск.
Ответ: Мурманск
16. Новгородский кремль и церковь Петра и Павла на Синичьей горе включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расстояние между ними по прямой составляет 1,5 километра. Чему оно будет равно на карте масштаба 1:50 000? Ответ дать в сантиметрах.
Ответ: 3 см.
17. Выберите из списка субъект Российской Федерации, значительная часть которого расположена в субарктическом климате:
А) Республика Карелия;
Б) Республика Татарстан;
В) Тюменская область;
Г) Пермский край
Ответ: В) Тюменская область
18. Назовите приток реки Оби, который пересекает две государственные границы, прежде чем попасть на территорию России.
Ответ: р.Иртыш
19. Укажите, в каком городе из списка раньше других наступает восход:
1) Якутск;
2) Охотск;
3) Ханты-Мансийск;
4) Великий Устюг.
Ответ: 2) Охотск
20. Назовите субъект Российской Федерации, в котором время отличается от камчатского на 10 часов.
Ответ: Калининградская область
21. Выберите из списка реку, низовья которой изображены на космическом снимке:
А) Волга;
Б) Лена;
В) Селенга;
Г) Енисей
Ответ: В) Селенга
22. Назовите город-герой России, один из крупнейших портов Чёрного моря, расположенный на берегу Цемесской бухты.
Ответ: г.Новороссийск
23. Назовите море, омывающее берега России, для которого характерны самые высокие приливы. Море богато рыбой, морепродуктами и углеводородным сырьём. Раньше оно называлось Камчатским. В его южной части имеются Одесский залив и залив Терпения.
Ответ: Охотское море
24. Выберите из списка пару объектов, географически не связанных друг с другом:
А) озеро Таймыр – полуостров Таймыр;
Б) остров Беринга – Берингово море;
В) остров Белый – Белое море;
Г) река Камчатка – полуостров Камчатка.
Ответ: В) остров Белый – Белое море
25. Назовите город, древнюю столицу Северо-Восточной Руси, в настоящее время – областной центр на реке Клязьме, входящий в туристический маршрут «Золотое кольцо России».
Ответ: г.Владимир
26. О какой природной зоне пишет Василий Докучаев:
«… кажется так густо занятой каким-либо растением, что ничто другое, по-видимому, и уместиться здесь не может: то покрывается она лиловыми пятнами, — это зацвели анемоны, то целые луговины принимают голубой лазурный колорит, — это распустились незабудки; в другое время можно встретить большие участки, сплошь покрытые душистым чабрецом…».
Ответ: Степь
27. Узнайте город, описанный в стихотворении Александра Северного:
Этот город в пять веков
Стоит на кромке берегов,
Граница снега, вечных льдов,
Столица рек, лесов, болот.
Стоит на вековом пути,
Никто не сможет обойти.
Встречались здесь все корабли
Что с Беломорья к людям шли.
Встречал норвегов и славян,
Встречал голландцев, англичан
Варяги шли в последний бой
И шведы биты за кормой.
У вековой у сей реки
Поморы город возвели…
Ответ: г.Архангельск
28. «Великий комбинатор двинулся стрелковым шагом по горной дороге, ведущей вокруг Машука к месту дуэли Лермонтова с Мартыновым, мимо санаториев и домов отдыха. Обгоняемый автобусами и пароконными экипажами, Остап вышел к Провалу» (Илья Ильф и Евгений Петров).
Достопримечательностью какого города считается упомянутый в отрывке Провал?
Ответ: г.Пятигорск
29. Назовите территорию, описанную в рассказе Константина Паустовского:
«Край этот лежит… между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов». В … крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной».
Ответ: Мещёра
30. Назовите экспедицию, состоявшуюся в 1937-1938 годах, участием в которой прославились изображённые на почтовой марке Иван Папанин, Евгений Фёдоров, Эрнст Кренкель и Пётр Ширшов.
Ответ: Дрейфующая станция Северный Полюс – 1
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Евразия
Крупнейшие государства по площади: Россия, Китай, Индия
Самое маленькое государство-город Ватикан.
Самое маленькое государство мира Монако.
Самое многочисленное Китай ( города Шанхай, Пекин, Стамбул)
Самое малочисленное Ватикан
Африка
Самые крупные по площади: Алжир, Д.Р. Конго, Судан
Самое маленькое Сейшелы, Мозамбик
Самое многочисленное Нигерия ( города Алжир, Каир, Триполи)
Самое малочисленное Гамбия
Северная Америка
Самые крупные по площади: Канада, США, Мексика
Самое маленькое Гренада ( или Невис)
Самое многочисленное США ( город Мехико, Нью-Йорк))
Самое малочисленное Гренландия
Южная Америка
Самые крупные по площади: Бразилия, Аргентина, Перу
Самое маленькое Суринам
Самое многочисленное Бразилия ( город Сан-Паулу)
Самое малочисленное Гвиана
Океания
Самое большое государство Океании - Папуа- Новая Гвинея
Самое маленькое -Науру ( оно же самое маленькое островное в мире)
Самое многочисленное- Папуа- Новая Гвинея
Самое малочисленное - Острова Питкэрн (Брит.) – 48 человек
Евразия
Крупнейшие государства по площади: Россия, Китай, Индия
Самое маленькое государство-город Ватикан.
Самое маленькое государство мира Монако.
Самое многочисленное Китай ( города Шанхай, Пекин, Стамбул)
Самое малочисленное Ватикан
Африка
Самые крупные по площади: Алжир, Д.Р. Конго, Судан
Самое маленькое Сейшелы, Мозамбик
Самое многочисленное Нигерия ( города Алжир, Каир, Триполи)
Самое малочисленное Гамбия
Северная Америка
Самые крупные по площади: Канада, США, Мексика
Самое маленькое Гренада ( или Невис)
Самое многочисленное США ( город Мехико, Нью-Йорк))
Самое малочисленное Гренландия
Южная Америка
Самые крупные по площади: Бразилия, Аргентина, Перу
Самое маленькое Суринам
Самое многочисленное Бразилия ( город Сан-Паулу)
Самое малочисленное Гвиана
Океания
Самое большое государство Океании - Папуа- Новая Гвинея
Самое маленькое -Науру ( оно же самое маленькое островное в мире)
Самое многочисленное- Папуа- Новая Гвинея
Самое малочисленное - Острова Питкэрн (Брит.) – 48 человек