Педагогические технолгии
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения на уроках географии
При разработке системы педагогической деятельности я тщательно изучила современные технологии обучения, их эффективность применения на уроках географии. Считаю наиболее эффективными технологию проектного обучения, технологию личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, которые позволяют выстраивать учебный процесс в соответствии с требованиями современного образования.
В основу своей деятельности я взяла технологию проектного обучения, смысл которой заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Здесь я работаю по формуле:
Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Мои подходы к классификации проектов:
- Практико-ориентированный – продукт которого используется в жизни класса, школы;
- Исследовательский проект, который включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой и защитой на конференциях;
- Ролевой проект, где учащиеся берут на себя роли различных персонажей;
- Информационный проект, когда идет сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для класса;
- Творческий проект предполагает нетрадиционный подход к оформлению результатов в виде журналов, театрализации, видеофильмов ;
Проекты реализуем с учащимися в течение урока - «мини-проекты» или они занимают самостоятельную внеурочную деятельность учащихся;
Проектное обучение помогает мне формировать, развивать и совершенствовать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции.
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Так, например в 8 классе при изучении темы «Морские ресурсы России» я провожу урок-симпозиум, на котором учащиеся выступают с сообщениями: «Чем богаты моря России?», «Чем грозит истощение морских ресурсов человеку?», «Причины истощения морских ресурсов», «Экологические проблемы морей», после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
Так, например в 9 классе при изучении темы «Демография » провожу урок – деловую игру: «Демография Бурятии сегодня и завтра», целью которого является выработка у учащихся умений решать проблемы, возникающие в практической деятельности, развивать творческое мышление, способность оценивать деятельность, прививать интерес к судьбе своего края.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Так, например в 6 классе при изучении темы « Океаны», учащиеся самостоятельно проводят учебное исследование по рельефу дна Индийского океана, а затем докладывают о его результатах и обосновывают или подтверждают этим материалом теоретическое положение изучаемой темы.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Так, например, в 11 классе при изучении темы «Зарубежная Европа», даю индивидуальное задание школьникам: используя Интернет-ресурсы подготовить рекламный проспект для туристов, решивших посетить данный регион. На первом уровне учащиеся осуществляют работу по поиску информации, затем составляют и выпускают продукт.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В данном случае уместно использование дискуссионных методов обучения, например в 11 классе при изучении темы «Глобальные проблемы человечества»
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Данные компетенции можно развивать не на всех учебных занятиях по географии, а лишь на отдельных, когда тематика занятия пересекается с соответствующими категориями сферы гражданско-общественной деятельности. Достигается это путем постановки перед учащимися проблемной практической задачи, требующей владения простейшими исследовательскими умениями и навыками для ее решения.
В 9 классе, при изучении темы «Рынок труда и занятость населения», ставлю перед учащимися проблемную практическую задачу : « Что на ваш взгляд лучше: жить на пособие или заниматься нелюбимой работой в случае безработицы?». Использую «Продвинутую лекцию», в ходе которой учащиеся ищут соответствие и несоответствие первоначальной информации с материалом лекции, затем кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии – идёт обсуждение полученных результатов. Использование этого приёма позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
В 11 классе при изучении темы «Австралия» использую прием составления эссе «Австралия – рай для туристов». Ученик в письме выражает свои чувства и мысли, даёт подробное описание объекта или явления.
Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно - ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Выпускник образовательного учреждения в современных условиях для адаптации к изменчивым жизненным ситуациям, в том числе в профессиональной деятельности, должен обладать широтой знаний, умения их интегрировать и применять для объяснения окружающих его явлений. Все это подтверждает необходимость использовать в проектной деятельности, проектов практической направленности. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве.
В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата – образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль обучающего сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае необходимости
Приведу пример проектов, над которыми работали учащиеся на уроках географии.
Проект «Китай» в 10 классе охватил большую группу учащихся. В течение месяца ребята собирали самую различную информацию, используя познавательную литературу, газеты, журналы, работая с Интернетом. Обсуждая найденную информацию, учащиеся решили остановиться на теме «Культура и традиции народов Китая». Во время защиты проекта постарались оформить классную комнату, повесив карту Китая, государственный герб, флаг, иллюстрации природы. Часть класса была оформлена под чайный домик. Были использованы при защите проекта сувениры из Китая. Проектная группа приготовила яркую презентацию проекта, но кульминацией защиты стало театрализованное представление чайной церемонии. Участники проектной группы разработали викторину по Китаю и все присутствующие смогли проверить свои знания об этой удивительной стране. Во время проведения рефлексии учащиеся отметили, что они хорошо поработали, работа была плодотворной и они остались довольны результатом.
Данный проект показал, что учащиеся выступили активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогла им научиться работать в «команде». Они активно и сознательно вступали в кооперацию друг с другом. Их работа была ориентирована на общую цель – эффективное учение всех, создание проекта. Общая цель создала дополнительный мотивационный фактор. Школьники чувствовали ответственность за успех своих товарищей и группы в целом. Восприятие успеха каждого как общей победы, а неудачи одного из членов как общей неудачи позволяло достигать более высоких учебных результатов по сравнению с индивидуальной работой. Ученики выполняли реальную работу, которая завершилась практическим результатом. Они не только обменивались информацией. Необходимость достижения общей цели побуждало их оказывать помощь друг другу, вдохновлять друг друга. Добиваясь взаимного успеха, они способствовали и успешному решению учебной задачи, и развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о друге, и порождали атмосферу доверительных отношений. Всё это создает предпосылки для последовательного продвижения вперед, повышения качества работы, служит дополнительным фактором успешного освоения средств учебной деятельности. При этом неизбежно происходит формирование конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения.
Проект « Китай» Чайная церемония
Проект: Круиз по островам» -6 класс
Интегрированный урок в 6 классе «Тугнуйская долина. Абрикосовая роща»
География +Математика
Данная технология помогает поднять преподавание географии на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения, повысить эффективность каждого урока.
Приоритетным направлением в своей работе считаю использование компьютера, электронных учебных пособий, Интернет-ресурсов, интерактивной доски, что позволяет сделать любой урок более привлекательным и современным. Стараюсь активно внедрять в образовательный процесс современные информационные технологии. Преимущества использования ИКТ на уроках географии:
- Усиление наглядности и яркости обучения.
- Увеличение доступности, глубины и качества усвоения материала.
- Большая заинтересованность учащихся.
- Расширение видов деятельности на уроках.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Возможность использования при подготовке к урокам ресурсов системы Интернет.
- Возможность возврата к пройденному материалу.
- Повышение значимости, престижа географии.
Результатом использования ИКТ является:
- Уменьшение количества учеников, не выполняющих домашнее задания.
- 100% итоговая успеваемость по географии.
- Увеличение количества учащихся, включенных в создание творческих работ.
Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников. В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений. При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал. Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал. На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала. На своих уроках также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций С обучающимися 9 и 11 классов дополнительная подготовка к ГИА и ЕГЭ осуществляется с помощью интернет- ресурсов, информации официального сайта МИОО, систематически провожу тестовые работы в режиме он-лайн.
В своей работе учителя географии в соответствии с требованиями, предъявляемыми современными образовательными стандартами, я уделяю большое внимание созданию развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей.
В результате географического образования учащиеся должны овладеть следующими ключевыми компетенциями:
-умение самопрезентации и способность к самоопределению;
- навыки толерантного отношения к культурным особенностям народов и регионов, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
-умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них;
- способы социально – ответственного поведения в природе и антропогенной среде;
- умение работать с ГИС;
-умение пользоваться географической картой;
-умение работать с числовой информацией;
Рассмотрим приёмы формирования ключевых компетенций на примере открытого урока – путешествия в 6 классе при изучении темы «Рельеф суши. Равнины»
Цель урока: Формирование познавательных компетенций учащихся на уроках географии.
Образовательные задачи: продолжить изучение нового материала по теме «Рельеф суши», развивать умения и навыки работы с картой.
Развивающие задачи: научиться применять свои знания в новой учебной ситуации.
Воспитывающие задачи: продолжить формировать бережное отношение к природе, любовь к Родине.
На этапе проверки домашнего задания ученики получают дифференцированные задания. Работают в парах методом взаимопроверки. Происходит формирование коммуникативных компетенций.
На этапе изучения нового материала при отработке понятия «равнины» используются приёмы работы с иллюстрациями, текстом учебника, слайдами презентации. Пробуя самостоятельно дать определение, что такое равнина, ученики обращаются к своему жизненному опыту. При дальнейшем закреплении материала урока ученики заполняют схемы, таблицу, работают с картой атласа. Таким образом, происходит формирование не только предметных географических компетенций, но общепредметных ключевых компетенций таких, как учебно – познавательные комптенции.
На этапе повторения и закрепления новых знаний при заполнении кроссворда учащиеся учатся применять полученные знания и умения в новой учебной ситуации, т.е. формируются метапредметные компетенции.
На этапе рефлексии, когда ученикам предлагается по завершении урока оценить свою деятельность на уроке, формируются компетенции личностного самосовершенствования.
Таким образом, мы видим, что в течение одного урока, построенного с точки зрения компетентсного подхода к обучению, формируется сразу несколько видов ключевых образовательных компетенций.
Анализируя свои педагогическую деятельность, отмечу, что в своей повседневной работе я стараюсь повысить эффективность каждого урока , увеличить их практическую направленность. Считаю необходимым создание ситуации успеха для каждого учащегося. Считаю, что обучение может быть успешным, если есть мотив и интерес. В своей работе придерживаюсь слов Ушинского: «Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.», поэтому на уроках прибегаю к использованию разнообразных форм организации учащихся:
Уроки-соревнования, игры:
- КВН.
- Ролевая игра.
- Викторина.
- Турниры.
Уроки, основывающиеся на развитии творческих и коммуникативных способностей:
- Урок – диалог.
- Урок – пресс конференция.
- Урок – путешествие.
- Урок – репортаж.
Эти формы уроков развивают личность ребенка, прививают интерес к предмету, создают положительно психологическую атмосферу, активизируют учебную работу, создают условия для самореализации учащихся. Но такие уроки требуют больше сил и времени для подготовки.
Использование игровых технологий позволяет развивать творческие способности учащихся. Играя, ученики ставят творческие задачи, в решении которых им помогают знания, умения, воображение, выдумка. Примерами использования игровых технологий урок-КВН по темам “Литосфера”, “Гидросфера” в 6 классе,
Большое внимание уделяю ребятам с высоким уровнем обучаемости.. Мною составлена программа работы с одаренными детьми, своим опытом делилась на заседании МО «Вектор».
Так же для развития познавательного интереса использую все возможности внеклассной работы по предмету, которая сочетаясь с учебной работой, помогает добиваться учебных целей. Эта работа создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений, для действенности знаний. Веду кружок «Занимательная география» для 5-7 классов, систематически провожу недели географии, выпускаются географические газеты, для старшеклассников проводятся игры: «Что? Где? Когда?», «Великолепная пятерка». Команда школы 6-10 классов заняла призовое 3 место в городской игре «Географическая кругосветка» и 1 место в картографическом туре.
Для обеспечения выполнения цели моей педагогической деятельности созданы условия:
- материально- техническая база;
- информационное обеспечение;
- методическое обеспечение.
Предварительный просмотр:
«Педагогические технологии при реализации ФГОС»
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка. Наиболее эффективными технологиями развивающего и проблемного обучения , на мой взгляд, являются:
Информационно – коммуникационная технология
Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
Задачи:
· использовать информационные - коммуникационные технологии в учебном процессе;
· сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
· формировать и развивать коммуникативную компетенцию;
· направить усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению;
· дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
- Технология критического мышления
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже.
- Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
- Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
- Кейс – технология
Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс технологии противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы
- Технология творческих мастерских
Одним из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний, является технология мастерских. Она представляет собой альтернативу классно – урочной организации учебного процесса. В ней используется педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся. Актуальность технологии заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного. Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.
- Здоровьесберегающие технологии
Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Организация учебной деятельности с учетомосновных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
· рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
· четкая организация учебного труда;
· строгая дозировка учебной нагрузки;
· смена видов деятельности;
· обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
· место и длительность применения ТСО;
· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников:, предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.
- Технология интегрированного обучения
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.
-Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.
-Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
- Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
- Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход при планировании урока
Любой урок требует от учителя четко планировать этапы урока.
Первый этап:
-определить четко тему, цель и тип урока, его место в учебном курсе;
-выделить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
-обозначить ту часть учебного материала, которая будет использоваться на уроке в дальнейшей деятельности.
Второй этап:
-сформулировать в соответствии с требованиями ФГОС:
личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
Третий этап:
-спланировать учебный материал;
- подобрать или разработать вопросы и задания с учетом следующих уровней познавательной деятельности:
I уровень – задания на воспроизведение учебного материала, например: Что изучает география? С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?
II уровень – задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу, в повторяющейся знакомой ситуации, например: В чем главное отличие планеты Земля от других планет? Составьте таблицу «Сходство и отличие планет земной группы?
Задания этого уровня позволяют выяснить взаимосвязи между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность студентов путем анализа, сравнения, синтеза, выявления причинно-следственных связей.
III уровень – творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации, например: Сформулируйте правила поведения в природе. Подготовьте сообщение о пользе березового сока.
Разнообразие вопросов и заданий позволяет учителю дифференцированно подходить к организации проверки усвоенного содержания.
Четвертый этап:
-разработать структуру урока с учетом расчета времени для каждого этапа и вида деятельности, подбора методов, приемов и форм обучения.
Шестой этап:
- определить критерии оценивания результатов урока.
Седьмой этап:
- разработать домашнее задание, которое должно быть комплексным и дифференцированным, позволяющим школьникам право выходить на различные уровни выполнения и представления результатов.
Восьмой этап:
-подготовить оборудование для урока.
-оформить материалы в виде технологической карты урока.
Технологическая карта урока − современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся.Разрабатывая технологическую карту урока, необходимо учитывать, что графа «Деятельность преподавателя» рекомендуется заполнять одной из последней.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.
Создание технологической карты урока позволяет :
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- установить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- найти возможности реализации межпредметных понятий (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- определить универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.
Универсальные учебные действия (УУД) − система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта − набора технологических карт.
Таким образом, использование преподавателем технологических карт позволяет максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести системный анализ урока .
Этапы Уроков | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организация начала занятия | |||
2. Проверка выполнения домашнего задания. Организация самопроверки учащимися вы полненного домашнего задания | |||
3. Подготовка к основному этапу занятия | |||
4. Усвоение новых знаний и способов действий | |||
5. Первичная проверка понимания знаний и способов действий | |||
6. Закрепление знаний и способов действий | |||
7. Обобщение и систематизация знаний | |||
8. Контроль и самопроверка знаний | |||
9. Подведение итогов занятий | |||
10. Рефлексия | |||
11 Информация о домашнем задании |
Примечание: Количество этапов в уроке зависит от типа урока.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку география в 5 классе
Предмет | География |
Класс | 5 |
УМК | Предметная линия учебников «Полярная звезда» География.5 класс; учебник для общеобразовательных учреждений А.И. Алексеев и др. – М.: Просвещение, 2015 |
Тип урока | Урок формирования первичных предметных знаний |
Тема урока | Ориентирование на местности |
Цель урока | Углубление знаний о понятии плана местности, роли умения ориентироваться на местности. |
Задачи урока (планируемые результаты) | Личностные: - понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека; - понимание роли и значения географических знаний; формирование познавательного интереса, направленного на практическое применение новых знаний. Метапредметные: - формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. Предметные: - давать определение понятию: ориентирование, видам ориентирования, объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают; - делать вывод о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним; - уточнить и расширить понятие план местности, определив его основные признаки; - определить другие виды изображений земной поверхности. |
Методы обучения | Поисково – исследовательский, эвристическая беседа, иллюстративный. |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Коллективная, индивидуальная, групповая |
Средства обучения | Презентация, компасы, атласы |
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые УД | Формируемые УД | Осуществляемые УД | Формируе-мые УД | Осуществляемые УД | Формируемые УД | ||
Организационный момент | Приветствие учащихся. Предложение проверить наличие всех необходимых для урока учебных принадлежностей. Пожелание работать эффективно и с удовольствием | Проверяют наличие учебника, тетради, атласа и пишущих принадлежностей | Включение в деловой ритм | Называют основные правила индивидуальной, групповой и коллективной работы | Выслушивать всех членов группы и вырабатывать общее мнение | Коррекция своего поведения и поведения одноклассников в соответствии с ситуацией «начало урока | Включение в деловой ритм |
Постановка цели и задач урока | Демонстрируются слайды. Это сопровождается комментарием учителя и просьбой сформулировать цель и задачи урока | Анализ иллюстративного материала и формулировка вывода о целеполагании. | Обобщать тематическую информацию | В сотрудничестве с учителем спланировать (сформулировать задачи) учебное занятие | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Составление плана и последовательности действий на уроке | Самостоятельное целеполагание и планирование |
Актуализация знаний | Демонстрируются слайды Постановка проблемного вопроса: «Воспользовались ли бы вы данными способами ориентирования?» | Построение логического обоснования невозможности данных способов ориентирования и необходимости знаний о способах ориентирования на местности | Поиск и выделение необходимой информации | Умение точно выражать свои мысли | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | Прогнозирование актуальности предметных знаний, которые формируются на уроке | Коррекция своих действий |
Первичное усвоение новых знаний | Демонстрируются слайды Постановка проблемного вопроса: «Приемы ориентирования с использованием различных объектов». Демонстрация слайдов . Развивающий тест «Определение прибора на основании ограниченных данных». Демонстрация слайдов . Проблемное задание: сформулировать на основе рисунка определение понятия «азимут». Демонстрация слайдов | Работа в парах: распределяют все названные способы ориентирования по группам: - знаю - хочу узнать - узнал. Анализировать имеющуюся информацию, формулировать вывод. Работа в парах:анализировать иллюстративный материал, выделять главное. Анализировать имеющуюся информацию, формулировать вывод. | Приводить дополнительную информацию (например, другие способы ориентирования). Строить логически обоснованные рассуждения. Строить логически обоснованные рассуждения. Строить логически обоснованные рассуждения. | Контроль и оценка действий партнера. Излагать свое мнение в монологе, аргументируя его. Сотрудничество в поиске и сборе информации. Излагать свое мнение в монологе, аргументируя его. | Коррекция действий партнера. Понимать позицию другого. Корректиро-вать свое мнение. Понимать позицию другого. Корректиро-вать свое мнение. Понимать позицию другого. Корректиро-вать свое мнение. | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коррекция своего мнения на основе сложившегося обсуждения. Контроль в форме сличения «эталон – результат». Коррекция своего мнения на основе сложившегося обсуждения. | Контроль в форме сличения. Выдвигать гипотезу. Коррекция полученного результата. Коррекция полученного результата |
Первичная проверка понимания | Демонстрация слайда Формулирует задание для учащихся | Индивидуальная работа в тетради по первичной проверке понимания формируемых знаний | Выделение главного | Осуществление самоконтроля | Контроль и коррекция своих действий | Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания | Саморегуляция, способность к волевому усилию |
Первичное закрепление | Демонстрация слайда . Формулирует задание для учащихся. Демонстрация слайда 24. Формулирует задание для учащихся | Индивидуальная работа в тетради по практическому применению сформированных на уроке знаний. Индивидуальная работа в тетради по практическому применению сформированных на уроке знаний | Навык по практическому применению сформированных на уроке знаний. Навык по практическому применению сформированных на уроке знаний | Осуществление самоконтроля. Осуществление самоконтроля | Контроль и коррекция своих действий. Контроль и коррекция своих действий | Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. | Саморегуляция, способность к волевому усилию. Саморегуляция, способность к волевому усилию |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. | Оценивает свой уровень знаний | Умение вести сравнительный анализ материала | Взаимодействие с учителем | Контроль и коррекция своих действий | Умение объективно оценивать свой уровень интеллектуальных запросов | Саморегуляция, способность к волевому усилию |
Итог урока | Подводит итоги учебного занятия. Формулирует вопросы | Отвечают на вопросы | Осознанно строят речевое высказывание в устной форме | Умение обсуждать содержание урока | Формулируют собственное мнение и позицию | Проводят контроль и самоконтроль | Умение слушать в соответствии с целевой установкой |
Рефлексия | Организует самооценку учащегося с помощью трех видов смайликов | Выбрать и нарисовать в тетрадь то изображение смайлика, которое ближе всего охарактеризует отношение учащегося к уроку | Формирование навыка оценивания | Умение с уважением относиться к жизненной позиции другого человека | Толерантность | Осознавать свое отношение к затраченному времени | Делать вывод об эффективности затраченного времени |
Предварительный просмотр:
Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС
№ | Критерии | Показатели | Балл |
1. | Учебно-познавательная атмосфера урока | Школьники увлечены и участвуют в различных видах деятельности, активно проявляют интерес к учебному процессу. | |
2. | Учебная самостоятельная деятельность | Школьники проявляют: - активность при выполнении заданий, -самостоятельность при выполнении заданий | |
3. | Работа с учебной информацией | Школьники работают с разными источниками информации, понимают и выполняют предложенные учителем задания, адекватно формулируют ответы на поставленные вопросы. | |
4. | Взаимопонимание и взаимодействие учителя и учащихся | Школьники понимают учителя, знают, что должны делать, действуют самостоятельно и эффективно. | |
5. | Формирование УУД | ||
личностные | Школьники проявляют личностное отношение к процессу обучения: позитивное - к учителю, сверстникам, учебной деятельности; этические чувства (стыд, вина, совесть, как регуляторы морального поведения); понимают чувства других людей. | ||
коммуникативные | Школьники адекватно используют речь для диалога и согласования действий с партнером или учителем. Конкретно и ясно излагают содержание и отвечают на поставленные вопросы, убедительно аргументируют и представляют выполненное задание. | ||
регулятивные | Школьники регулируют собственную учебную деятельность: принимают и выполняют учебные задания; планируют свою деятельность; вносят коррективы в собственную деятельность. | ||
6. | Компетентность | Школьники самоопределяются к обучению по теме и самоорганизуются для выполнения учебных заданий, используя знания и умения. | |
7. | Рефлексивная деятельность | Школьники самостоятельно и адекватно оценивают собственные достижения и результаты других учащихся, анализируют успехи и неудачи, предлагают способы их устранения. | |
8. | Результативность | Школьники выполняют диагностические контрольные и творческие задания с положительной оценкой. | |
9. | Использование дидактического электронного сопровождения (ДЭС) | Использование ДЭС оправдано обеспечивает достижение цели урока | |
Сумма баллов |