Мои рабочие программы
Рабочая программа-это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, форумы, методы, и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_6_klass_fgos.doc | 1.14 МБ |
programma_5_klass_fgos.docx | 343.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Содержание рабочей программы
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
5. Приложения : КИМы
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 «а», «б» классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 21.04. 2016 г. N 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253».
- Письмо МОиН РФ «О рабочих программах учебных предметов» № 08-1786 от 28.10.2015 г.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
- Программы общеобразовательных учреждений, допущенных Министерством образования РФ под редакцией А.И.Алексеева, Е.К.Липкиной, В.В.Николиной
- Авторская программа В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной. ориентированная на работу по УМК «Полярная звезда».
- Устав ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат».
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат» для 5-8 классов на 2018- 2019 уч. г
- Положение о рабочей программе, реализующей обучение по ФГОС ООО, утвержденное в ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат».
Данная программа является частью содержательного раздела основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат» для 5-8 классов на 2018- 2019 уч. гг.
Состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Календарно-тематическое планирование
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта ( УМК)
- И. Алексеев и др. География. 5—6 классы (учебник)
- В. Николина. География. Мой тренажёр. 5—6 классы (рабочая тетрадь)
В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 5—6 классы (пособие для учителя)
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Основные цели изучения :
- Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования, развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД), формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину
Настоящая программа разработана на 34 часа 1 час в неделю
2. Содержание учебного курса
№ | Название разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретических | практических | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Развитие географических знаний о Земле | 5 | 4 | 1 |
3 | Планета Земля | 3 | 2 | 1 |
4 | План и карта | 10 | 8 | 2 |
5 | Человек на Земле | 3 | 2 | 1 |
6 | Литосфера – верхняя оболочка земли. | 10 | 7 | 3 |
Повторение. Решение задач по карте. | 2 | 2 | ||
Итого: | 34 | 26 | 8 |
Введение. Что изучает география.
Развитие географических знаний о Земле Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Заселение человеком Земли. Расы и народы. Многообразие мира.
Земная кора и литосфера. Горные породы , минералы, полезные ископаемые. Движения земной коры. Вулканизм. Рельеф Земли. Равнины. Горы. Человек и литосфера. Охрана земных недр.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Сроки проведения | |
План | Факт. | ||||
1. | 1 четверть- 9 ч 1.Введение. Что такое география и как мы ее будем изучать | 1 | Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле | 1н | |
2 | 2. Развитие географических знаний о Земле Географические методы изучения окружающей среды | 5 | Формировать , используя различные источники информации , находить взаимосвязь тел, веществ, явлений природы Формировать и развивать практические компетенции применения знаний наук о природе в решении географических задач | 2н | |
3 | Развитие географических знаний о Земле | Развитие представления человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Самостоятельно формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта | 3н | ||
4 | Выдающиеся географические открытия | Развитие этических и моральных чувст понимания страданий и напряжения первопроходцев , развитие гордости за выдающихся первооткрывателей земли. Оценивать вклад отечественных ученых. | 4н | ||
5 | Современный этап научных географических исследований. Известные первооткрыватели Бурятии | Формирование приемов учебной работы с дополнительными источниками информации. Характеризовать значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей | 5н | ||
6 | Обобщающий урок по теме «На какой планете мы живем…» | Тестирование | 6н | ||
7 | Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы – Земля – планета Солнечной системы | 3 | Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя | 7н | |
8 | Контрольная работа за четверть | Форма и размеры Земли. Движение Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. | 8н | ||
9 | Солнечный свет на Земле. Движение Земли. | Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации | 9н | ||
10 | 2 четверть – 7 часов Раздел 3. План и карта – . Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. | 10 | Формировать умения ориентироваться на местности, способности практического применения знаний о плане местности и географической карты Ориентирование на местности. Стороны горизонта . Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде План местности. Особенности изображения местности на плане Условные знаки. | 1н | |
11 | Масштаб и его виды. | Формировать умения измерять расстояния на карте и плане с помощью масштаба Масштаб и его виды.. | 2н | ||
12 | Изображение земной поверхности на плоскости. Абсолютная и относительная высота. | Развивать способности самостоятельно и ответственно работать с источниками информаций Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности | 3н | ||
13 | Топографическая карта. Способы глазомерной съемки местности Карта Бурятии | Формировать умение работать в паре, способности применять знания на практике Топографическая карта Способы глазомерной съемки местности. | 4н | ||
14 | П.р. №1. Проведение полярной съемки местности | Проведение полярной съемки местности | 5н | ||
15 | Контрольная работа | . | 6н | ||
16 | Географическая карта – особый источник информации. Градусная сетка. | Формировать умение проектировать маршруты передвижения , развивать коммуникативные способности, работая Географическая карта , ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков. Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте | 7н | ||
17 | 3 четверть – 10ч Географическая широта. | Формировать картографические умения, умения работать в паре, проектировать маршруты, преодолевать трудности при нахождении координат | 1н | ||
18 | Географическая долгота. Географические координаты. | Формировать картографические умения, умения работать в паре, проектировать маршруты, преодолевать трудности при нахождении координат | 2н | ||
19 | Решение практических задач по плану и карте ПР. работа | Умение определять направлений и географических координат на карте | 3н | ||
20 | Раздел 4. Человек на Земле – 3 ч. Заселение человеком Земли | 3 | Формировать интерес о развитии жизни на Земле Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. | 4н | |
21 | Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города. | Формировать умение вести самостоятельный поиск , анализ и отбор информации, свое отношение к многообразию народов и стран. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле | 5н | ||
22 | Многообразие стран мира | Формирование толерантного отношения к многообразию мира. Языки.Крупные государства и города мира | 6н | ||
23 | Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли – 12 ч. Земная кора и литосфера. | 12 | Внешние и внутренние силы Земли Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора Типы земной коры, ее строение под материками и океанами | 7н | |
24 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. П.р.№ 3. Определение горных пород и их свойств, породы Бурятии | Самостоятельно организовывать взаимодействие в группах Горные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. | 8н | ||
25 | Контрольная работа | 9н | |||
26 | Литосферные плиты, их движение и взаимодействие Землетрясение и вулканизм. | Свои версии по решению проблем с природными катоклизмами Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения. . | 10н | ||
27 | 4 четверть – 8 ч Рельеф Земли. Равнины. Котловины Бурятии | Строить логические рассуждения , включающие причинно- следственные связи. Создание схематических моделей Основные формы рельефа суши. Горы и равнины особенности их образования. Сравнение равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте. | 1н | ||
28 | Рельеф Земли. Горы. | Различие гор по высоте, возрасту и размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. | 2н | ||
29 | Рельеф Земли. Горы.. Горы Бурятии | П.р.№4. Описание рельефа своей местности | 3н | ||
30 | Человек и литосфера. Выполнение проекта | Разработка проекта « Скульптурный портрет планеты» Правила работы с контурной картой « Скульптурный портрет планеты» | 4н | ||
31 | Охрана земных недр. | Охарактеризовать меры по сохранению природы и защите людей от стихийных бедствий и техногенных явлений. | 5н | ||
32 | Обобщающий урок литосфера | 6н | |||
33 | Контрольная работа | .Решение задач по карте | 7н | ||
34 | Повторение пройденного материала по географии за курс 5 класса. | Задания на лето | 8н |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 5-ю линию развития – понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
5–классы
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
5классы
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
).
Коммуникативные УУД:
5– классы
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «География» в 5–9-х классах являются следующие умения:
5-й класс
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
3-я линия развития – использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
НОРМЫ ОЦЕНОК ПО ГЕОГРАФИИ
Отметка «5»
- ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
- правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
- правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
- ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;
- затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
- ответ неправильный;
- нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ, УЧАЩИХСЯ
- Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний:
Отметка «5»
- правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
- самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4»
- правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3»
- правильное использование основных источников знаний;
- допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2»
- неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
- допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.