Взаимодействие со специалистами ДОУ
Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.
Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.
Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем характеризуется единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребёнка как главного объекта педагогических отношений.
Профессиональные задачи музыкального руководителя ДОУ:
1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.
2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в дошкольном учреждении.
3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.
4. Работа с родителями (консультации, индивидуальная беседа.)
Задачи музыкального воспитания дошкольников, решаемые воспитателем:
1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, игры, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.
2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. (Музыкальный уголок.)
3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.
4.Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей.
5. Работа с родителями.
Роль воспитателя на музыкальных занятиях
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:
- Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
- При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).
- Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
- Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
- Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.
- Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.
- Знает приемы кукловождения.
- Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».
Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Развитие творческого потенциала детей складывается в результате систематических занятий, подгрупповой и индивидуальной работы, а следовательно интеграции деятельности воспитателя и педагога по изобразительной деятельности.
Актуальность педагогического опыта по развитию творческих способностей дошкольников посредством взаимодействия специалистов, то есть в ходе непрерывной систематической работы, приводит к раскрепощению ребёнка.
Новый подход к развитию творческого потенциала состоит в использовании нетрадиционных методик рисования, которые ребёнок использует не только во время непосредственно - образовательной деятельности, но и в свободной.
Взаимодействие педагогов в рамках творческого развития детей осуществляется в течении учебного года и позволяет решать следующие задачи:
- Развивать наблюдательность,
- Сформировать способность живо откликаться на события окружающей действительности,
- Развивать умение видеть красоту быта,
- Прививать навыки и умения работы в различных ИЗО техниках
- Получать эстетическое удовольствие, создавая в рисунке выразительные образы, и как следствие
- Почувствовать мотивированную потребность в творчестве.
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя.
Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие» - это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.
За организацию коррекционно-развивающей работы несет ответственность учитель-логопед. Воспитатели подключаются к работе и вносят в свою образовательную деятельность рекомендации учителя-логопеда. Логопед осуществляет диагностику речевого развития детей, знакомит воспитателя с результатами обследования, составляет «Экраны звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними.
Дети-логопаты в настоящее время имеют сложные речевые нарушения, где наряду с длительным исправлением звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- формирование фонематического слуха,
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой;
В условиях логопункта полностью реализовать данные задачи невозможно и совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, работа которого имеет большое значение в эффективности коррекционного процесса.
По рекомендации логопеда воспитатель автоматизирует поставленные логопедом звуки, осуществляет контроль за речью детей на занятиях, во время режимных моментов. В игровой форме уточняет с детьми определённые движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука. Способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры
Организации совместной деятельности и совершенствованию профессионального мастерства педагогов помогает использование разнообразных форм связи: личные контакты, практические семинары, открытые просмотры, методические посиделки, деловые игры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы.
Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой - в слаженном взаимодействии между собой.
Учитель-логопед проводит для воспитателей консультации, семинары-практикумы о:
• правилах и условиях проведения артикуляционной гимнастики
• необходимости ежедневных занятий
• индивидуальной работе с подгруппами детей, имеющими одинаковые дефекты
• автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
• контроле произношения детьми уже поставленных звуков во время режимных моментов
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.
Таким образом, творческое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп, позволяет строить коррекционно-образовательный процесс в соответствии с разработанной «Программой
коррекционно-развивающей работы», добиваться высоких показателей в коррекции речевых нарушений и развития личностных качеств будущих первоклассников.
1. Оказание содействия формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участие совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Участие в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
4. Оказание консультативной и практической помощи воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
5. Организация и проведение консультаций (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
6. Проведение консультирования воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
7.Осуществление психологического сопровождения образовательной деятельности воспитателя.
8. Оказание психологической профилактической помощи воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
9. Участие во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
10. Организация психопрофилактических мероприятий с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
11. Участие во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
12. Участие в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти, просвещение воспитателей по данной тематике.
13. Совместное проведение релаксационных упражнений