Проект "Русские народные сказки" в старшей группе
Русские народные сказки – это кладезь мудрости, доброты и удивительных приключений, которые передаются из поколения в поколение. Проект "Русские народные сказки" в старшей группе направлен на знакомство детей с культурным наследием и развитие их интереса к народному творчеству.
В рамках проекта дети узнают, что такое народные сказки, познакомятся с любимыми героями сказок. Педагог расскажет, как сказки помогают учить добру, дружбе и справедливости, а также объяснят, что каждая сказка несёт в себе важный урок.
На занятиях ребята будут не только слушать сказки, но и участвовать в театрализованных постановках, создавать поделки с изображением сказочных персонажей. Такие активности развивают творческое мышление, речь и умение работать в команде.
Проект "Русские народные сказки" помогает детям почувствовать связь с традициями, узнать больше о культуре своего народа и найти в сказках что-то близкое каждому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_narodnye_skazki.docx | 873.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в группе для детей 5–6 лет «Русские народные сказки»
Срок реализации проекта: с 10.05.2024 по 11.06.2024
Вид проекта: образовательно-игровой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, музыкальный руководитель.
Образовательная область: чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество.
Основное направление проекта: создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование русской народной сказки.
Актуальность:
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
А. Лесных
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка – это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Русская – народная сказка – это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.
Сказка для ребенка – это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности. Образность сказки, даже более того – её условность, хорошо усваивается ребёнком.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта:
Воспитание у детей любви к русским народным сказкам; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.
Задачи проекта:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память;
- Совершенствовать умения передавать в рисунках образы персонажей сказок;
- Развивать умения детей создавать сюжетные композиции литературных произведений;
- Формировать умения лепить по представлению героев литературных произведений;
- Закреплять умения передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры животных , объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты;
- Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций;
- Развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
- Формировать умение пересказывать сказки.
Этапы проекта
1. Подготовительный этап
Цель: вызвать интерес детей и родителей к теме русских народных сказок и создать атмосферу, способствующую изучению сказочного мира.
Вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта:
Воспитатель рассказывает детям и родителям о проекте «Теремок», акцентируя внимание на интересных персонажах и поучительности сказки. Родителям предлагается поддерживать тему дома: обсуждать с детьми сказку, приносить книги и иллюстрации.
Предложить детям принести в группу из дома любимые русские народные сказки:
Дети вместе с родителями выбирают дома свои любимые книги и приносят их для оформления книжного уголка.
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок:
Дети изучают иллюстрации, обсуждают, какой персонаж из «Теремка» им больше всего нравится, придумывают, как он может жить в домике.
Оформление книжного уголка в группе:
В группе создается книжный уголок, посвященный русским народным сказкам. Для «Теремка» оформляется специальный раздел с книгами, игрушками и поделками.
Подбор наглядно-дидактического материала:
Подготавливаются карточки с изображением героев «Теремка», тематические пазлы, настольные игры.
Беседа с детьми «Что такое сказка?»
Дети обсуждают, что отличает сказку от других историй: наличие волшебства, вымысел, добрые уроки. Обсуждается сюжет «Теремка».
Чтение русских народных сказок:
Воспитатель читает с детьми сказки, включая «Теремок». После чтения обсуждаются герои, события и мораль сказки.
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр:
Игра «Назови героя»: дети по очереди описывают персонажей «Теремка», а остальные угадывают, кто это.
Отгадывание загадок по сказкам:
Воспитатель загадывает загадки, например: «Кто в домике тесном жить стал с друзьями?».
Подвижные игры, пальчиковые игры:
Игра «Построй теремок»: дети изображают, как звери ищут домик, а потом вместе прячутся в «теремке» (обруч). Пальчиковая игра «Теремок»: дети поочередно складывают пальчики в «домик», рассказывая сказку.
2. Основной этап
Цель: углубить знания детей о сказке «Теремок» и развить их творческие способности.
Раскрашивание сюжетных раскрасок к сказке:
Дети раскрашивают картинки с изображением теремка и его обитателей: мышки-норушки, лягушки-квакушки, зайца, лисы, волка и медведя.
Лепка по мотивам русской народной сказки «Теремок»:
Из пластилина дети лепят героев сказки: мышку, лягушку, медведя. Каждый персонаж размещается на общей «полянке» у теремка.
Пересказ сказки детьми:
Дети пересказывают сказку, поочередно описывая, как звери находили теремок, как уживались вместе и что случилось, когда пришел медведь.
Конструирование «Теремок»:
Дети строят теремок из конструктора, кубиков или картонных коробок. Украшают его цветной бумагой, рисунками или наклейками.
Изготовление атрибутов к сказке «Теремок»:
Дети делают оригами или раскрашивают фигурки зверей и домика. Воспитатель помогает сделать маски для инсценировки.
3. Завершающий этап
Цель: подвести итоги проекта, показать результаты творчества детей и родителей.
Оформление выставки рисунков «Нарисуй иллюстрацию к сказке»:
Рисунки детей с изображением теремка и его жителей выставляются на стенде в группе.
Оформление выставки: Лепка – «Сказочные персонажи»:
На выставке размещаются фигурки, вылепленные детьми. Фигуры героев располагаются на импровизированной поляне рядом с теремком.
Инсценировка сказки «Теремок»:
Дети готовят спектакль по сказке «Теремок», распределяют роли, используют сделанные маски и атрибуты. Родители приглашаются на представление.
Этот проект помогает детям изучить сказочный сюжет, развить творческие и коммуникативные навыки, а также учит взаимодействию и командной работе. Участие родителей способствует укреплению семейных связей и делает проект более насыщенным и увлекательным.
Рекомендации для родителей:
Чтение детям русских народных сказок;
Просмотр с детьми мультфильмов по мотивам русских народных сказок;
Посетить совместно с детьми музей сказок.
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчеств, приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Русские народные сказки»; сблизила детей, родителей и педагогов группы.
Фото отчёт