Советы и рекомендации воспитателям

Лыгина Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

              ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

 на участке детского сада

для детей первой младшей группы

                 

  1. Обручи
  2. Мячи разных размеров, резиновые, а так же для массажа кистей рук
  3. Султанчики
  4. Цветные ленточки разной длины: синие, красные, желтые, зеленые
  5. Погремушки
  6. Кубики разных цветов, размеров
  7. Флажки
  8. Шнуры разных размеров
  9. Платочки
  10. Эмблемки или шапочки для подвижных игр

Подвижные игры:

«Воробушки и пташки»

«Солнышко и дождик»

«Ты, собачка, не лай»

«Серые мышки»

«Веселая мурка»

«Петушок»

                           Литература:

М.Ф.Литвинова «Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни»

А.Тимофеева «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста»

  1. ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

на участке детского сада

для детей второй младшей группы

  1. Обручи
  2. Мячи разных размеров, пластмассовые, резиновые, для массажа
  3. Шнуры разной длины
  4. Канат
  5. Кегли
  6. Кольцебросс
  7. Ленты  разных цветов
  8. Флажки
  9. Скакалки
  10. Султанчики
  11. Кубики разного цвета, разного размера
  12. Платочки
  13. Дуги для подлезания
  14. Эмблемки для игр, шапочки, игровые элементы
  15. Зазывалочка ( может быть сказочный персонаж)
  16.  Мишень и «бросалки» ( мешочки с песком, крупой).(Вертикальная и горизонтальная мишень)
  17.  Корзинка для метания

18.Скакалки и веревочки

  Подвижные игры:

«Самолеты»

«Цветные автомобили»

«Лошадки»

«Бездомный заяц»

«У медведя во бору»

«Зайцы и волк»

«Котята и щенята»»

«Футбол»

  1. ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

на участке детского сада

для детей средней группы

  1. Обручи
  2. Мячи резиновые разных размеров, мячи надувные, мячи пластмассовые, мячи массажные, футбольный мяч
  3. Скакалки и веревочки разных размеров
  4. Мишень горизонтальная, мишень вертикальная
  5. Кольцебросс
  6. Кегли
  7. Канат
  8. Флажки
  9. Дуги для подлезания
  10. Шнуры разной длины
  11. Эмблемы для игр
  12. Двухколесный велосипед, самокат
  13. Бадминтон

                         

Примерный набор оборудования в двигательном центре

 для детей старшего и подготовительного возраста.

Основной набор

Деятельность детей

1. Мячи большие (футбольный, баскетбольный,

резиновые, надувные) — 4-5 шт.

2. Мячи малые и средние (резиновые, теннисные, пластмассовые) — 10 шт.

3. Обручи (разных размеров) — 3-4шт.

4. Флажки (разноцветные) — 8-10 шт.

5. Ленты на колечках (длина 40-50см) — 10-12шт.

6. Гимнастические палки (длина 70-80 см.) — 10-12шт.

7. Скакалки (длина 120-150см.) - 4-5 шт.

8. Короткие веревочки и шнуры разной длины — 5-6 шт.

9. Тренажеры простейшего типа :

  • детские эспандеры
  • диск «Здоровье»
  • гантели и т.д

10. Массажеры разные :

  • мяч-массажер (разных размеров)
  • «кольцо»
  • коврик массажный

11. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на липучках.

12. Детская баскетбольная корзина.

13. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.

14. Кольцебросы разных видов, городки, кегли.

15. Эмблемы, маски, символы, детали костюмов.

16. Схемы, пиктограммы, наглядный материал о разных видов спорта и спортивной атрибутики (картинки, загадки, речевки и т.д.)

17. Нетрадиционное спортивное оборудование (коврики из пуговиц; гантели из пластиковых бутылочек, наполненых песком и т.д.)

18. Мешочки (с песком, крупой) размер 6*12 см. - 10-12шт.

Подбрасывание и перебрасывание,

метание в цель и даль, использование

в п/играх.

П/игры, самостоятельная

деятельность.

Бег в разных направлениях, ОРУ, п/и

ОРУ, прыжки, перепрыгивание, зрительные ориентиры, равновесие.

ОРУ, прыжки, подлезание.

ОРУ, равновесие, работа с пиктограммами.

Соревнование, самостоятельная

деятельность.

Профилактика плоскостопия.

Метание, самостоятельная

деятельность, соревнования.

Метание, самостоятельная

деятельность, соревнования.

Метание, равновесие, самостоятельная

деятельность, соревнования.



Предварительный просмотр:

Роль воспитателя при проведении НОД

по физическому развитию

Социальный заказ государства системе дошкольного образования сформулирован в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования.  Перед нами, педагогами, поставлена основная цель - воспитание  выпускника, готового принимать решения в ситуации выбора.

Основной посыл ФГОС ДО – амплификация (обогащение) условий развития дошкольников.

В третьем разделе Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, называются следующие:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 
поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 
поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

В выполнении этих условий особая роль отводится воспитателям, их взаимодействию  со всеми участниками педагогического процесса, в частности взаимодействие с инструкторами по физической культуре.

Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя.

Так как воспитатель является активным участником воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, то воспитателю необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

Воспитатель должен накануне физкультурного занятия ознакомиться с его содержанием, обговорить с инструктором по физической культуре организационные моменты, расстановку оборудования.

При ознакомление детей с новыми общеразвивающими упражнениями инструктор по физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в звеньях, то инструктором по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель – в задних.

Существуют разные способы организации детей во время обучения движения: фронтальный, групповой, индивидуальный, посменный, поточный.

При использовании группового способа организации обучения инструктором по физической культуре занимается с одной группой, а воспитатель с другой. При организации поточного способа – «станционального» (кругового) воспитатель и инструктором по физической культуре делят «станции» между собой и следят на них за качеством выполнения упражнений.

Также воспитатель оказывает помощь при размещении оборудования, его  уборке. При организации физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и д.т. воспитатели должны оказывать посильную помощь инструктором по физической культуре.

Примерное распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя (варианты):

  1. Инструктор индивидуально занимается с одним ребёнком, воспитатель занимается со всеми детьми спокойной двигательной деятельностью.
  2. Инструктор работает с подгруппами детей, готовя их к творческим выступлениям, воспитатель отрабатывает движения с другой подгруппой на спортивных снарядах.
  3. Инструктор и воспитатель занимаются со всей группой тогда, когда движения освоены всеми и показывают друг другу свое творчество, придумывая все новые и новые комбинации движений.

Эти разные варианты можно использовать в зависимости от целей занятия



Предварительный просмотр:

Физминутки

в работе по формированию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий и его содержания.

Комплекс общеобразовательных упражнений, выполняемых под ритмичную музыку, способствует переключению с одного вида деятельности на другой, снятию мышечного напряжения, поднятию эмоционального фона на занятиях. Длительность проведения не более 2 минут.    

Длительность физкультминуток

Возраст ребенка

Время занятий

Количество

физкультминуток

Общая длительность

физкультминуток

3-4 года

7-10 минут

1-2

1-2 минуты

4-5 года

10-15 минут

1-2

1-2 минуты

5-6 года

20-25 минут

2

2-3 минуты

6-7 года

25-30 минут

2-3

2-4 минуты

Мини-комплекс общеразвивающих упражнений для стоп

(под русскую народную музыку «Во кузнице»)

Текст песни

Дозировка

Содержание

1

Во–ку, во-ку-у-знице,

Во–ку, во-ку-у-знице.

1 – 12

И.п. – стоя руки на поясе. Поочередное поднимание носков ног

2

Во кузнице молодые кузницы,

Во кузнице молодые кузницы,

1 – 12

И.п. – стоя, руки на поясе. Поочередное поднимание пяток.

3

Они, они – и куют,

Они, они – и куют.

1 – 12  

Отведение и приведение задних и передних отделов стоп

   4

Они куют, приговаривают,

Они куют, приговаривают.

1 – 6

7 – 12

Упражнение «Гармошка» вправо. «Гармошка» влево

5

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

1 – 12

Приседание на носках

6

Носи, Дуня, сарафан, сарафан.

Носи, Дуня, сарафан, сарафан.

1 – 16

Топтание по кругу на массажном коврике вправо и влево


Примерный мини-комплекс общеразвивающих упражнений «Улыбка»

в младшем дошкольном возрасте

(песня из мультфильма «Крошка Енот», муз. В.Шаинского)

     

Содержание

Методические указания

 Вступление

1-8 – ходьба на месте

Сохранять правильную осанку

1

И.п. – узкая стойка, ноги врозь

1-2 – руки вперед

3-4 – руки вверх

5-6 – руки в стороны; 7-8 – в и.п.

Спина прямая, руки прямые, голову не запрокидывать при выполнении движения – руки вверх

2

Повторить упражнение № 1

3

И.п. – узкая стойка, руки внизу

1-2 – плечи вверх; 3-4 – плечи вниз;

5-8– повторить

Голова прямая, корпус прямой

4

И.п. – узкая стойка, ноги врозь

«Пружинка»

1-2 – присесть, 3-4 – встать

5-8 – повторить

Корпус прямой, сгибать колени

5

Повторить упражнение № 3

6

Повторить упражнение № 4

7

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс

1-2 – наклон вперед, посмотреть вперед

3-4 – в и.п.

Голову не запрокидывать, колени прямые

8

Повторить упражнение № 4

9

И.п. – узкая стойка, ноги врозь, руки вверх

1-8 – поворот направо на 360. Мелким переступанием на носках (покружиться)

Смотреть вперед, голову не запрокидывать, руки прямые

10

Повторить упражнение № 4

11

И.п. – узкая стойка, ноги врозь, руки вверх

1-8 – поворот налево  на 360. Мелким переступанием на носках (покружиться)

Смотреть вперед, голову не запрокидывать, руки прямые

12

И.п. – узкая стойка, ноги врозь, руки согнуты в локтях перед собой

1-8 – прыжки на двух ногах

Легкие поскоки на носках, спина прямая


Примерный мини-комплекс общеразвивающих упражнений

для старшего дошкольного возраста

(«Хорошее настроение» - попурри народных песен)

     

Содержание

Методические указания

1

И.п. – о.с., руки на поясе

1– «пружинка», подняться на носки

2 – опуститься на носки

3-8 – повторить

Следить за осанкой

2

И.п. – о.с.

1– отведение правой ноги на носках, в сторону, с разведением прямых рук в стороны

2 – в другую сторону

3-8 – повторить

Руки прямые, жесткие

3

И.п. – о.с., руки «полочкой» перед грудью

1– поочередное поднимание колен

Сохранять осанку, устойчивое положение спины

4

И.п. – о.с.

1-2 – разведение колен в стороны, руки на коленях

Спина круглая

5

Руки «полочкой» перед грудью, поворот вокруг себя на 360 по небольшому кругу

Хорошая амплитуда шага

6

И.п. – о.с.

1-2 – шаг вправо, присесть

2 – приставить правую ногу, руки согнуты в локтях перед грудью, с шагом разведение рук в стороны «мы силачи»

Спина круглая

7

И.п. – о.с., руки на поясе

1–8 «гармошка» ступнями в правую сторону

Сохранять правильную осанку

8

И.п. – о.с., руки на поясе

1–8 «гармошка» ступнями в левую сторону

Не наклонять корпус вперед

9

И.п. – о.с.

1–8 пружинка «качели» с поочередным выносом рук вперед и назад

Не наклоняться, голову держать прямо, руки прямые

10

Руки полочкой перед грудью. Поворот вокруг себя на 360 по небольшому кругу

Хорошая амплитуда шага        

11

Легкий бег с закидыванием ног назад, руки вверху, движение кистями рук вправо и влево

Легкость в выполнении

12

И.п. – сидя, руки на поясе

1 – 8 – «гусеница» - на ягодицах в круг

1 – 2 –наклон, достать руками носки ног, в и.п.

3 – 8 – «гусеница назад»

Спину не сгибать, при наклоне ноги прямые, наклон мягкий

13

И.п. – лежа на животе, руки перед собой

1 – 5 – «лодочка» - руки, ноги оторвать от пола

6 – 8 – в и.п.

Дыхание свободное

14

И.п. – лежа на животе, руки «полочкой» под подбородком

1 – 8 –- работа ног (5-10 см от пола) верх-вниз

Обратить внимание на правильное положение ног

15

И.п. – лежа на животе, руки перед собой

1 – 5 – «лодочка» - руки, ноги оторвать от пола

6 – 8 – в и.п.

Дыхание свободное

16

Повторить упражнение № 11

17

И.п. – о.с.

1–8 бег по кругу с закидыванием ног назад, руки подняты над головой, работа кистями «встряхивание»

Следить за осанкой, тянуть носок, движения энергичные, но не легкие

18

Повторить комплекс с заданием (с мячом, с палкой, на массажном коврике – по выбору ребенка)


Мини-комплекс общеразвивающих упражнений для стоп

(под русскую народную музыку «По малинку в сад пойдем»)

Текст песни

Дозировка

Содержание

1

По малину в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем.

1 – 8

И.п. – сидя на стульчике. Поочередный нажим стопой левой и правой ног на массажный коврик

2

Спелых ягод наберем,

Наберем, наберем.

1 – 4

5 – 8

И.п. – сидя на стульчике. Захват пальцами ног лоскутков в форме ягод

3

Солнышко во дворе,

А в саду тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка малинка.

1 – 4

5 – 6

7 – 8

9 – 16

Поочередное выставление ног на пятку

Сгибание пальцев стопы

Разгибание пальцев стопы

   4

По малинку сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем.

1 – 8

Катание палочек стопами ног (или скользить стопой ноги по голени другой ноги вверх и вниз), левой и правой

5

Плясовую заведем,

Заведем, заведем

1 – 8

Поочередное отведение и приведение передних и задних отделов стоп

6

Солнышко во дворе,

А в саду тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка малинка.

1 – 16

Повторить упражнение № 3

Пальчиковая гимнастика и игры под музыку

или с речитативом

Совместное движение руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественные распределения биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику, а музыка создает благоприятный эмоциональный фон.

Примерные упражнения на развитие мелкой моторики

  1. «Фонарики» - младший дошкольный возраст.

Вращательные движения кистями обеих рук. Музыкальный материал: хорватская народная мелодия, 1 часть.

  1. «Цветочек» - старший дошкольный возраст.

     Указательным пальцем правой руки выполняют вращательные движения по ровной ладошке левой руки (будим цветочек). Затем всеми пальцами правой руки гладят каждый палец левой руки от ладони до кончиков (гладим лепестки цветка). Затем меняют руки.

     Музыкальный материал: И. Бах «Менуэт», 1 и 2 части.

  1. Пальчиковая гимнастика с речитативом «Улитка».

Кто так медленно ползет,

Дом свой на себе несет?

Одна ладошка накрывает другую.

«Улитка» медленно ползет по столу.

Проползет еще немножко,

Высунет и спрячет рожки.

Указательный и средний пальцы высовываются из под ладошки.

По листу, по ветке гибкой

Медленно ползет… улитка!

Улитка ползет с высунутыми «рожками».

Упражнения, активизирующие БАТ на стопах

Выполняются с целью оздоровления всего организма и укрепления мышц стопы, широко используются элементы самомассажа. Физкультминутки для стоп выполняются под музыку или с речитативом.

Рекомендуется хождение по дорожке «Здоровья», которая выкладывается из массажных колючих ковриков, ребристых досок, обручей, кирпичиков, ящиков, наполненных мелких и крупной галькой. Подбор элементов дрожки определяется задачей, которую ставит воспитатель: расположение по кругу, островками или в виде геометрических фигур, например: на занятии по математике для закрепления понятия «геометрическая фигура – круг» и т.п.



Предварительный просмотр:

Развитие физических качеств дошкольников

в процессе режимных моментов

Дошкольное детство  является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка и развития физических качеств. По - этому охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования.

В ФГОС прописано: «Содержание образовательной области  «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: 
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); 
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); 
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

  Решать эти задачи  в системе работы ДОУ призваны  физкультурно-оздоровительные технологии,  которые направлены  на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Реализацию этих технологий  на практике  осуществляют инструкторы по физической культуре  в  тесном взаимодействии с   воспитателями  ДОУ в условиях специально организованных  форм оздоровительной работы и  в разных формах организации педагогического процесса: в ходе НОД, в свободной деятельности детей, в процессе режимных моментов ,на прогулках.

Одним из важных компонентов двигательного режима является утренняя гимнастика.   
 
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе (при    благоприятных климатических условиях) или в помещении. Существуют разные типы и варианты утренней гимнастики. Например:

-комплекс музыкально-ритмических упражнений;

-утренняя гимнастика игрового характера ;

- утренняя гимнастика в форме оздоровительной пробежки;

-комплекс упражнений с тренажерами простейшего типа (диск "Здоровье", детский эспандер, детские гантели, гимнастический ролик  и т.п.);

Обычно комплекс утренней гимнастики  повторяется в течение двух недель.

Комплекс утренней гимнастики  проводится под руководством инструктора по физической культуре. Дети подготовительной группы вполне  могут  самостоятельно воспроизводить весь комплекс целиком после нескольких повторений. Во время организации необходимо музыкальное сопровождение.

Непосредственно организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников, обязательной для всех детей, проводимой круглый год.

Физкультминутка  является обязательной частью НОД . Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность. В тот момент, когда у детей  появляются первые признаки переутомления воспитателю целесообразно провести физкультминутку. Это набор общеразвивающих упражнений (упражнения для рук, наклоны, приседания, прыжки, подскоки, ходьба) с текстовым сопровождением, или танцевальные, импровизационные движения с музыкальным сопровождением.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Подвижные игры предназначены для совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и  воспитания физических качеств. Подвижные игры подразделяются  на подвижные  игры с правилами (сюжетные и бессюжетные,)  и игры с элементами спортивной игры(футбол,   волейбол, баскетбол, бадминтон, городки); по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени  мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности). Проводятся ежедневно и во всех возрастных группах.

Гимнастика – побудка  после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную  профилактику  нарушений осанки и плоскостопия. Она имеет вариативный характер,  и разную степень продолжительности от 7-15 минут. После проведения  3-4 общеразвивающих упражнений лёжа в постели (на спине, на боку, на животе) ежедневно осуществляются пробежки по массажным дорожкам  (дорожки здоровья).

Закаливание  является важнейшей частью физического воспитания дошкольников. В системе работы ДОУ закаливание нужно рассматривать как сознательное применение системы мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Принципы закаливания: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, личностноориентированный подход.

Виды закаливания: 

- ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

- водные процедуры: местные (умывание, мытьё рук прохладной водой,полоскание рта после каждого приёма пищи и после сна прохладной водой или водой комнатной температуры, ножные ванны, обтирания или обливания до пояса) и общие (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейне );

- воздушные ванны и ходьба по «дорожкам здоровья» после сна;

- ходьба босиком.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется взрослым в разное время дня: утром до завтрака, в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки. При планировании самостоятельной двигательной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды: выделить достаточное для активного движения пространство, иметь  достаточно разнообразные физкультурные пособия (для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды, чередования активной и спокойной деятельности детей).

Музыкально-ритмическая деятельность  также благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит  общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие органов дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.

Она тесно связана с физической культурой, из которой  выбираются основные движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты и т.д.) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т.д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов.

Проводя работу, направленную на развитие физических качеств дошкольников, и воспитатели, и специалисты ДОУ должны проводить работу с родителями направленную на приобретение и расширение знаний о физическом воспитании ребенка. Для этого организуются различные уголки и стенды для родителей, проводятся открытые занятия, формируются клубы здоровья, проводятся беседы, консультации, рекомендуется специальная литература по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка. Систематическое и планомерное проведение работы с родителями позволяет повысить их педагогическую компетентность в вопросах психофизического развития ребенка.

Таким образом, происходит развитие физических качеств дошкольников в ходе режимных моментов.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

 «Изготовление координационной занимательной лесенки своими руками».

Координационная лестница — это своего рода удобный и компактный тренажер для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости. На тренировках ее регулярно используют футболисты. Достаточно часто лестница координационная применяется для разминки  и в других видах спорта: баскетболе, регби, бадминтоне, теннисе, лыжах. Очень хороша она и для детских спортивных секций. Координационная лестница великолепно помогает тренировать баланс, скорость и поддерживать в тонусе весь организм.

Вы можете приобрести этот тренажёр в спортивном магазине или заказать через интернет. Однако достаточно легко можно изготовить координационную лестницу своими руками. Размеры стандартной модели обычно следующие:

  • ширина — 0,5 м,
  • длина — 10 либо 6 м,
  • расстояние между перекладинами — 0,3-0,4 м.

Мы предлагаем вам два способа изготовления тренировочной занимательной

лесенки своими руками.

Вариант 1.

Для изготовления конструкции вам потребуется:

  • труба ПВХ с сечением 2 см, нарезанная на кусочки по 40 см каждый (для 4-метровой лестницы нужно 11 ступеней);
  • полипропиленовый хозяйственный шнур толщиной 0,7 см — 20 м;
  • 25 кабельных стяжек 3Х100 мм;
  • стальная проволока.

Вариант изготовления шаг1

Используя проволоку, поочередно продевайте  шнур через отрезки труб ( рис. 1).После того как проденете веревку с одной стороны,  повторите эту же операцию по другому краю, продевая шнур в отверстия трубы повторно. Не забывайте при этом регулировать расстояние между перекладинами, которое должно быть равно 0,4 м ( рис. 2). Чтобы зафиксировать результат, воспользуйтесь кабельными стяжками ( рис. 3 ).

Шаг2

Рис. 1

Шаг3

Рис. 2.

Шаг4

Рис. 3.

Вариант 2.

В этом случае вам нужны будут:

  • деревянные рейки, длина которых 0,3-0 ,4м — 10 штук,
  • 12 м стропы для стяжки грузов,
  • технический степлер со скобами.

Для начала разложите деревянные рейки на расстоянии 0,3 – 0,4 м друг от друга. Это будут перекладины вашей лестницы. По краям  разместите два отрезка строп. Прикрепите степлером.

Вариант 3.

В этом случае вам нужны будут:

  • пластиковые  рейки, длина которых 0,3-0 ,4м — 10 штук, обшитые   плащевой тканью, на концах которых пришита липучая лента;
  • 2*6 м двойные полоски из плащевой ткани, на которой по обеим сторонам пришита липучая лента трёх цветов( белый цвет – 25-26см; голубой цвет – 30см; красный цвет – 34-35 см)
  • технический степлер со скобами.

Для начала обшейте пластиковые рейки , на концах на  расстоянии 3 см пришить липучую ленту.  Это будут перекладины вашей лестницы. Сшить и прострочить по краям две двойные полоски длиной  от 4 до 6 м.  На этих полосах  пристрочить липучую ленту  на трёх  уровнях: белый цвет – 25-26см; голубой цвет – 30см; красный цвет – 34-35 см. Таким образом, перекладины на вашей лесенке будут располагаться на трёх уровнях.

E:\для сайта\зан.лесенка\IMG-bbca739c01f7ba5aa8ab1760247572d6-V.jpg



Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов по использованию

оборудования «Занимательная лесенка».

Актуальность использования оборудования «Занимательная лесенка».

Технологичность

При введении упражнений на координационной лестнице в занятие по физической культуре в старшие и подготовительные группы, необходимо соблюдать основные педагогические принципы обучения, начиная с медленных и контролируемых движений и постепенно переходя к быстрым, а также наращивание координационной сложности. Для формирования соответствующих навыков необходимо выполнять упражнения несколько раз, некоторые из них со временем стоит усложнять за счет усложнения заданий, увеличения скорости и дозировки выполнения, включения в работу рук.

Результативность

1. Укрепление осанки, улучшение физических качествкоординации движений, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скоростно-силовых качеств.

2. Улучшение техники выполнения различных видов основных движений в соответствии с возрастными нормами.

3. Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.

При работе с лестницей используются следующие  основные виды движений: упражнения в ходьбе; беговые упражнения; различные виды прыжков; ползание на высоких четвереньках.

Как и во многих упражнениях на технику, здесь также важна правильность выполнения. Упражнений на координационной лестнице существует множество. Часть из них является специализированными упражнениями для детей, часть является универсальными, но практически все они направлены на улучшение координации и скорости работы ног, техники движений и баланса.

При выполнении упражнений на координационной лестнице можно регулировать уровень нагрузки, что позволяет заниматься на ней детям старшего дошкольного возраста. Повторяя одни и те же упражнения, постоянно увеличивая темп, нервная система приучается к более быстрым движениям, именно так достигается стабильный прогресс и способность нервной системы к более быстрому проведению импульсов.

Правильная техника важнее скорости. Первоначально добиваемся правильного с технической точки зрения выполнения, потом уже постепенно увеличиваем скорость выполнения упражнения.

Между подходами делается перерыв 30-60 секунд, в зависимости от того, как быстро восстанавливаются дети.

        Ну и, пожалуй, последний и немаловажный фактор – удобство. Этот тренажёр, очень компактный не занимает большую площадь. Простота и оперативность сборки, а также его мобильность позволяет заниматься практически везде!

Комплексы упражнений на координационной лестнице: в ходьбе, в беге, в прыжковых упражнениях и упражнений в упорах.

Рекомендации по работе на координационной-скоростной лестнице:

1. Обязательная разминка перед выполнением упражнений

2. Соблюдение дистанции.

3. Не заступать на планки лестницы.

4. Коррекция осанки.

5. Правильная техника, выполнение упражнений на скорость, не стоит торопиться (сначала нужно добиться хорошего выполнения, потом уже постепенно увеличивать скорость).

6. Увеличение скорости выполнения упражнений возможно только при выполнении нескольких подходов.

Практическая часть:

Распределение на 3 команды с выбором ведущего специалиста.

1) Задание 1 «Подбор упражнений по возрастным группам».

Способ организации: «Вертушка».

Средний возраст

  1. Ходьба по лесенке прямо с постановкой одной ноги в одну ячейку поочередно.
  2. Ходьба по лесенке прямо с постановкой двух ног в одну ячейку поочередно.
  3. Ходьба по лесенке боком (правым, левым) с постановкой двух ног в одну ячейку поочередно.
  4. Прыжки на двух ногах,  продвигаясь вперед из одной ячейки в другую.
  5. Ползание на получетвереньках с произвольной постановкой рук в ячейки, ноги по бокам за пределами лесенки.
  6. Бег по дорожке прямо с  постановкой одной ноги в одну ячейку поочередно.
  7. Прыжки на двух ногах,  продвигаясь вперед боком (правым, левым) из одной ячейки в другую.
  8. Ходьба змейкой по лесенке, выходя за  пределы ячеек.

                                                         Старший возраст

  1. Бег по лесенке прямо с постановкой двух ног в одну ячейку поочередно.
  2. Прыжки на двух,  продвигаясь вперед, ноги вместе – ноги врозь, чередуя ячейки.
  3. Ползание на получетвереньках с  постановкой  одной руки в одну  ячейку, ноги по бокам за пределами лесенки.
  4. То же, с постановкой двух рук в одну ячейку поочередно.
  5. Прыжки на двух, спиной вперед.
  6. Прыжки на двух, с поочередной постановкой одной ноги в ячейку (правая), другая нога за пределами ячейки (левая) и наоборот.
  7. Из и.п. «планка» передвижение боком с поочередной постановкой рук в одну ячейку, при этом одновременно работают ноги за пределами лесенки.
  8. Прыжки на двух, продвигаясь вперед боком, при этом ребро каждой ячейке находится между стопами.
  9. Прыжки вперед на двух, на одной ноге поочередно.
  10. Прыжки на одной ноге продвигаясь вперед (правая, левая).

                                                Подготовительная к школе  группа

  1. Забегание и выбегание  в ячейки боком, с правой ноги (с левой).
  2. То же поочередно.
  3. Прыжки на двух,  продвигаясь вперед, ноги вместе – ноги врозь, чередуя ячейки (с работой рук: ноги в стороны-руки в стороны; ноги вместе - хлопок в ладоши над головой).
  4. Прыжки на двух,  продвигаясь вперед спиной, ноги вместе – ноги врозь, чередуя ячейки
  5. Бег с высоким подниманием бедра боком, с поочередной постановкой двух ног в одну ячейку.
  6. То же с работой рук (ладонями касаться поднятого колена).
  7. Прыжки на одной ноге боком из ячейки в ячейку.
  8.  Упражнения со сменой заданий на заданной отметке – прыжки на двух ногах в каждой ячейке – условная метка (красный круг) – прыжки ноги врозь- ноги вместе.
  9. Стойка слева параллельно лестнице; впрыгивание двумя ногами в первую ячейку, выпрыгивая за лестницу вправо на двух ногах.  Прыжки вовнутрь-с наружи, вовнутрь-с наружу – пересекая ячейки лестницы .
  10. Прыжки с продвижением вперёд  ноги врозь пропуская боковую линию лестницы, одна нога должна быть в каждой ячейке, другая вне ячейки лестницы.
  11. Прыжок на двух ногах в первую ячейку, выпрыгнув на одной ноге за границу лестницы, впрыгивание двумя ногами в ячейку.
  12. Прыжки  ноги вместе с приседом в ячейке, ноги врозь за пределами ячейки с разным положением рук.
  13. Ходьба и бег скрестным шагом правым  и левым боком, поочередно наступая в ячейки лестницы правой и левой ногой.

2. Задание 2 «В какой части занятия можно использовать занимательную лесенку?»

После освоения упражнений  на занимательной лесенке в основной части занятия их можно использовать во вводной части.

1. Ходьба на носках  без и с предметом в руках.

2. Ходьба на пятках.

3. Ходьба с высоким подниманием колена с разным положением рук.

4. Ходьба приставным шагом боком в каждую ячейку и через перекладины с разным положением рук.

5. Бег обычный.

6. Бег на носках.

7.Бег  с высоким подниманием колена.

8. Бег с захлёстыванием голени.

9. Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд с разным положением рук.

10. Прыжки на одной ноге.

В заключительной части можно использовать упражнения на занимательной лесенке, выполняя их спиной вперёд в медленном темпе.

Упражнения на занимательной лесенке можно использовать в играх-эстафетах, в подвижных играх разной интенсивности.

 Задание 3. «Моделирование образовательной ситуации с использование оборудования «Занимательная лесенка»

Воспитатели по подгруппам обыгрывают различные образовательные ситуации и предлагают к использованию в образовательной и совместной деятельности оборудование «Занимательная лесенка».



Предварительный просмотр:

Игры, развивающие моторику

и координацию движений

ГУСЕНИЦА

Цель игры: развить координацию движений.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

 

УДОЧКА

Цель игры: развить координацию движений, реакцию.

Необходимые материалы и наглядные пособия: толстая веревка, шнур или скакалка с привязанным на конце отягощающим, но мягким предметом (например мешочек с песком, кусочек резинового шланга), чтобы не травмировать игроков.

Ход игры

Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре игрового поля. Остальные игроки встают вокруг него на расстоянии, соответствующем длине веревки. Водящий в процессе игры вращает веревку по кругу над самой землей, а игроки подпрыгивают вверх, поджимая ноги, так, чтобы мешочек не задел их. Тот игрок, который не успел подпрыгнуть и которого задела веревка, становится водящим.

 

КУРЫ В ОГОРОДЕ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: с помощью кубов и реек или колышков и веревок необходимо отгородить небольшое пространство, которое будет огородом. В центре огорода поставить стул.

Ход игры

Водящий — "сторож", он располагается на стуле в центре огорода. Остальные игроки — "куры", которые находятся за пределами огорода. Пока ведущий говорит:  Куры вышли погулять,

Свежей травки поклевать.

Куры влезли в огород.

Берегись, честной народ!

— куры пробираются в огород и начинают там бегать. Но как только ведущий скажет "Сторож идет!" — водящий встает со стула и старается поймать "кур", которые убегают от него. Если сторож ловит игрока, то они меняются ролями.

ГУСЕНИЦА

Цель игры: развить координацию движений.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.

СКВОРЕЧНИКИ

Цель игры: развить координацию движений, реакцию.

Необходимые материалы и наглядные пособия: для игры в качестве скворечников можно использовать стулья, а можно начертить мелом небольшие круги, которые будут выполнять функцию домиков.

Ход игры

Скворечники располагаются по периметру игровой площадки. Их должно быть на один меньше, чем участников игры. Один из игроков выполняет роль водящего. Все участники игры, включая водящего, свободно передвигаются по игровой площадке под музыку. Как только музыка прекращает звучать, все игроки стремятся запять любой скворечник. Водящий также занимает любой свободный скворечник. Тот ребенок, который остался без скворечника, становится водящим.

МЫШИ И КОТ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: домики, в качестве которых могут использоваться стулья, или можно нарисовать круги мелом па игровой площадке.

Ход игры

Из числа играющих выбирается водящий, который играет роль кота. Остальные игроки — "мыши". "Мыши" сидят в домиках, пока "кот" бодрствует. Когда "кот" засыпает, "мыши" выходят гулять. Они свободно передвигаются по игровой площадке. В это время "кот" просыпается, мяукает и начинает ловить "мышей". "Мыши" разбегаются по домикам. Если "коту" удалось поймать кого-либо из "мышей", то игроки меняются ролями.

ПОЙМАЙ КОМАРА

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.

Ход игры

Игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленным с помощью шнура комаром. Он водит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара; становится водящим.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: на разных концах площадки провести 2 линии: с одной стороны отделить берлогу для "медведя", а с другой — домик детей. Центральное пространство выполняет функцию опушки леса.

Ход игры

Из числа играющих выбирается водящий, который будет "медведем". Он занимает место в берлоге. Остальные играющие — дети, они располагаются у себя в домике. Дети выходят гулять на опушку леса, собирать грибы и ягоды. При этом они говорят: У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

Как только дети говорят последнюю строчку, "медведь" с рычанием выходит из своей берлоги и старается поймать убегающих детей. Если ему это удается, то игроки меняются ролями, и пойманный игрок становится "медведем".

 

ОХОТНИК И ЗАЙЦЫ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: на игровой площадке необходимо обозначать место для охотника, кроме того, нужен небольшой мяч.

Ход игры

"Охотник" поворачивается спиной к игровой площадке. В это время остальные участники беспорядочно бегают и прыгают по площадке, играя роль "зайцев". По команде "Охотник!" "зайцы" замирают на местах. Не сходя с отведенной площадки, "охотник" бросает мяч в "зайцев". Тот игрок, в которого "охотник" попал мячом, становится теперь сам "охотником", а "охотник — "зайцем".

 

МЕТКИЙ СТРЕЛОК

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции, меткость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: небольшие кольца для набрасывания и подставки для набрасывания разной формы.

Ход игры

Игроки делятся на команды в зависимости от числа наборов для набрасывания. Команды располагаются на некотором расстоянии от подставок для набрасывания. У каждого игрока имеется по несколько колец. Задача команд — набросить как можно больше колец на подставки.

МЯЧ В КОРЗИНУ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость и глазомер.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи и корзины для забрасывания мячей, мел.

Ход игры

На игровой площадке устанавливают корзины для забрасывания мячей, а на некотором расстоянии от нее проводится черта, обозначающая место, с которого игроки будут осуществлять броски. Игроки делятся на команды. У каждого игрока — по мячу. Задача команд — забросить как можно больше мячей в корзину.

МЫШИ В МЫШЕЛОВКЕ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: если игра проходит в помещении, то желательно музыкальное сопровождение.

Ход игры

Из числа игроков выбираются "мыши" (5—7 человек). Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг — мышеловку. "Мыши" находятся вне круга. Игроки, образующие мышеловку, начинают ходить по кругу то влево, то вправо, причем руки их подняты вверх.

Они приговаривают: Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.
Берегитесь же, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Вот поставим мышеловки,
Переловим всех за раз!

В то время, пока дети в круге произносят слова, "мыши" беспрепятственно передвигаются по всему игровому пространству: забегают в круг, выбегают из него. Но как только звучат последние слова "За раз!", — дети, стоящие в круге, опускают руки. "Мышеловка" захлопнулась. Игроки, не успевшие выбежать из круга, считаются проигравшими. Пойманные "мыши" встают в круг, и размер "мышеловки" увеличивается. Когда все "мыши" пойманы, дети меняются ролями и игра продолжается.

КАРАСИ И ЩУКА

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: если игра проходит в помещении, то желательно музыкальное сопровождение.

Ход игры

Из числа игроков выбирается водящий, который будет играть роль щуки. Остальные игроки делятся на 2 группы. Одна группа будет играть роль камешков, другая — роль карасей. Ребята-камешки образуют круг. Внутри круга плавают "караси". "Шука" находится за пределами круга. Как только ведущий скажет "Щука!" — водящий вбегает в круг и старается поймать "карасей". "Караси", в свою очередь, стараются спрятаться за "камешки". Тс "караси", которым не удалось спрятаться и которых поймала "щука", уходят из круга. Игра проводится несколько раз, затем игроки меняются ролями, и выбирается новый водящий.

ВЫШИБАЛЫ (первый вариант)

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

Ход игры

Два игрока занимают места напротив друг друга — это вышибалы. Остальные игроки располагаются между ними. Задача вышибал: постараться мячом попасть в игроков. Игроки же должны как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.

ВЫШИБАЛЫ (второй вариант)

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч, мел.

Ход игры

На игровом поле чертят мелом две параллельные линии на значительном расстоянии друг от друга. За каждой линией размещается по несколько игроков. Это вышибалы. На пространстве между линиями находится один игрок. Задача вышибал: перебрасывая мяч друг другу, попасть в игрока. А игрок должен как можно дольше продержаться в игре, уворачиваясь от мяча.

ПОПРЫГУШКИ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и нарядные пособия: мел.

Ход игры

На игровой площадке необходимо начертить большой круг. Из числа игроков выбирается водящий — "ловишка", который располагается в центре круга. Остальные игроки — попрыгушки, они находятся за кругом. Попрыгушки запрыгивают в круг на левой или правой ноге (это следует обговорить до начала игры) и выпрыгивают из него. "Ловишка" бегает по кругу, стараясь поймать игроков, пока они находятся в круге. Тот, кого поймает "ловишка", становится водящим.

РЫБАЛКА

Цель игры: развить координацию движений, ловкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: удочки (в качестве удочки можно использовать прут) длиной приблизительно 1 м с привязанным к ней с помощью тонкого шнура магнитом, рыбки, изготовленные из картона с прикрепленными к ним небольшими магнитами, мел.

Ход игры

На игровой площадке нужно начертить круг, имитирующий пруд. Игроки занимают места вокруг пруда, в котором находятся рыбки, и по команде начинают ловить рыбок с помощью удочек. Когда из пруда будут выловлены все рыбки, их можно сосчитать и определить победителя.

ЛОВЕЦ ЛЕНТОЧЕК

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: разноцветные ленточки длиной 20—25 см.

Ход игры

Из числа игроков выбирается водящий, который располагается в центре круга. Остальные игроки встают в круг. Ленточки они размещают либо за поясом, либо под воротником. По сигналу ведущего дети разбегаются, а ловец старается догнать играющих и вытянуть у них ленточку. Те, у кого ловец вытягивает ленту, выбывают из игры. По сигналу ведущего игра закапчивается, и осуществляется подсчет добытых ленточек. Затем игру можно возобновить, выбрав нового водящего.

 

ГОРЕЛКИ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: если дети играют в помещении, то возможно музыкальное сопровождение.

Ход игры

Игроки располагаются в колонну парами. Перед колонной па расстоянии нескольких шагов проводится линия, за которой располагается водящий, выбранный из числа игроков.

Стоящие в колоне говорят следующие слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло. . Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, дна, три — беги!
 

В этот момент дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны вперед по разные от нее стороны и стараются взяться за руки. Ловящий, который находится впереди колоны, пытается поймать одного из бегущих раньше, чем игроки возьмутся за руки. Если водящему это удается сделать, то он образует пару с пойманным игроком, а тот игрок, который остался без пары, становится водящим.

 

ДЕНЬ И НОЧЬ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.

Ход игры

На двух противоположных концах площадки отделяют пространство — дом дня и дом ночи; посередине площадки проводится еще одна черта. Игроки делятся на две команды. Команды занимают место в центре площадки по разные стороны от средней черты. Они стоят спиной друг к другу. Ведущий говорит: "Внимание", "День" или "Ночь". И в зависимости от того, какое слово он произнес, дети названной команды догоняют детей из противоположной команды. Ловить убегающую команду можно только до тех пор, пока игроки не пересекут черты своего дома.

ВОЛК ВО РВУ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.

Ход игры

В центре площадки ограничивается ров 2 параллельными линиями на расстоянии приблизительно в 1 м. Из числа игроков выбирается водящий — "волк", который располагается во рву. Все остальные игроки — "овцы". Они располагаются с одной стороны рва. По сигналу ведущего "овцы" перепрыгивают через ров па противоположную сторону площадки. "Волк" в это время старается их поймать. И если ему это удается, то игроки меняются ролями.

КРАСКИ

Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья или скамейки.

Ход игры

Игроки размещаются на стульях или скамейках. Из числа игроков выбирается продавец и покупатель. Покупатель отходит в сторону, а игроки говорят продавцу, какой краской они хотят быть. Через некоторое время приходит покупатель и говорит: "Тук, тук". Продавец спрашивает: "Кто там?" Продавец называет свое имя.

Продавец. "За чем пришел?"
Покупатель. "За краской".
Продавец. "За какой?"

Покупатель называет краску, за которой пришел. Если такая краска есть, продавец называет ее цену. Покупатель хлопает по ладони продавца столько раз, сколько он сказал. С последним хлопком "краска" убегает, а покупатель старается ее догнать. Поймав "краску", он уводит ее к себе. Если названной краски нет, продавец говорит: "Скачи по синей (желтой, красной и т. д.) дорожке па одной ножке". Покупатель скачет до условленного места, затем возвращается. Игра продолжается.

ГОНКИ МЯЧЕЙ

Цель игры: развить координацию движений, ловкость. Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

Ход игры

Игроки встают в круг. Дна игрока, стоящие напротив друг друга, держат мячи. По сигналу ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении. Тот игрок, у которого окажутся 2 мяча сразу, проигрывает.

ТОПОТУНЧИКИ

Цель игры: развить координацию движений, внимание, находчивость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: воздушные шарики, нитки, веселая музыка.

Ход игры

В игре участвуют, как минимум, 2 человека. Проводить ее можно в просторном помещении, предварительно удалив все бьющиеся предметы и те, о которые дети могут пораниться.

Пригласите первых игроков на импровизированную сцену. Привяжите к ноге каждого участника воздушный шарик. Затем объясните, что их цель — наступить на шарик противника и лопнуть его, при этом необходимо сохранить свой. По команде ведущего включается музыка, и ребята приступают к поединку.


Эту игру можно усложнить, увеличив количество привязанных шариков. По возможности можно приглашать сразу несколько участников.

БОЛОТО

Цель игры: развить координацию движений, внимание, находчивость и сообразительность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: чистые листы бумаги, карандаш, ножницы, краски.

Ход игры

До начала игры нужно приготовить все материалы. Привлеките к этому вашего ребенка. На чистых листах бумаги надо нарисовать 5—10 зеленых островков, вырезать их. Затем разложить их по комнате и предложить детям представить, что они попали на "болото". Расскажите о том, что на "болоте" очень опасно передвигаться, делать это можно только в сопровождении взрослых. Но у нас болото не настоящее, а сказочное. На нем есть волшебные островки, на которые можно без страха наступать. Но прежде чем сделать шаг, нужно произнести пароль. Далее вам нужно выбрать тему, слова из нее и будут паролем. Это могут быть животные, цветы, имена людей и др.

Если в игре участвуют команды, то передвижение можно устраивать на скорость. Та команда, которая быстрее преодолеет необходимое расстояние, будет считаться победителем.

ЭХ, ЯБЛОЧКО!

Цель игры: развить внимание, координацию движений, сосредоточенность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: яблоки или другие фрукты (их количество должно соответствовать числу участников), веселая музыка.

Ход игры

Эта игра проводится у круглого стола. Вес ребята выстраиваются вокруг стола, на котором нужно разложить яблоки на одно меньше количества участников. По команде ведущего ребята начинают передвигаться вокруг стола (шагом пли в быстром темпе — решать ведущему). В тот момент, когда музыка выключается и ведущий говорит "Стоп", каждый участник должен взять со стола одно яблоко. Тот участник, который не успел и которому ничего не досталось, выбывает из игры, получив в качестве поощрения яблоко со стола. Затем игра начинается заново, но уже без одного участника и одного яблока. Для ребят постарше этот конкурс можно усложнить выполнением различных заданий параллельно передвижению. Например, ведущий может предложить спеть песню, пройтись вприсядочку, попрыгать на одной ноге, поднять руки вверх и т. д.

ДОНЕСИ МЯЧИК

Цель игры: развить внимание, координацию, командный дух, сообразительность, (способствует профилактике сколиоза).

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячик небольшого размера.

Ход игры

В игре участвуют 2 человека. Желательно проводить ее на свежем воздухе или в просторном помещении. Определяется расстояние, которое должны пройти игроки, и объясняется задание. Двое участников встают спинами друг к другу так, чтобы между ними, чуть выше уровня лопаток, мог поместиться мячик. В такой позе они должны преодолеть необходимое расстояние. Если они уронили мячик, они должны возвратиться к стартовой черте. Эту игру можно проводить как эстафету, в которой будут участвовать несколько команд.

СТРУЙКА ИЗ ФАСОЛИ

Цель игры: развить координациюдвижений, мелкую моторику рук, внимание, сосредоточенность, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: обыкновенная пол-литровая бутылка из-под молока, по горсти фасоли на каждого участника.

Ход игры

Суть этой игры, как и предыдущей, — закинуть как можно больше фасолин в бутылку. Но в этом случае задача значительно усложнена. Все фасолины участник должен зажать в кулачке и затем, отпуская по одной, закинуть их в бутылку. При этом рука его должна быть строго в вытянутом состоянии на расстоянии 30 см от бутылки.  Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Можно дать задание поднять руку на расстояние 50 или 100 см от бутылки. Можно увеличить число фасолин до такого количества, чтобы их стало неудобно держать в руке.

ЛОВКИЕ РУЧКИ

Цель игры: развить мелкую моторику рук, координацию, внимание, усидчивость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: несколько брусков цилиндрической формы, 1 колпачок или крышка от какой-нибудь емкости диаметром больше бруска на 1 см, тонкая палочка.

Ход игры

Эту игру необходимо проводить за столом. Перед началом игры разложите все перечисленные предметы следующим образом: поставьте оба бруска па расстоянии 15—20 см друг от друга. На один из них наденьте колпачок. Затем объясните ребенку, что его цель — перенести колпачок с одного бруска па другой с помощью палочки. Для этого нужно подхватить колпачок снизу и, надев его на палочку, аккуратно, чтобы не уронить, попытаться перенести.

Усложнения в этой игре могут быть самыми разнообразными: за счет увеличения расстояния между брусками, сокращения диаметра колпачка по отношению к бруску и т. д.

СЛИВА В ЛОЖКЕ

Цель игры: развить мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: 2 столовые ложки, несколько крупных слив или других фруктов этого размера, 2 блюда и веселая музыка.

Ход игры

Эта игра идеально подходит для летнего отдыха и для большого количества участников. Желательно проводить ее в форме эстафеты.
Для начала все участники делятся на 2 команды. Определяются границы дистанции и порядок ее прохождения внутри команд. На финише ставится блюдо для каждой команды. Затем первым игрокам каждой команды раздаются ложки и по сливе и объясняется, что цель каждой команды — донести свою сливу в ложке до финиша, возвратиться на старт и передать ложку следующему игроку. По команде ведущего участники кладут сливу в ложку и отправляются в путь. Если кто-то из участников уронил сливу, он все равно должен продолжить свой путь и только потом возвратиться па финиш.

Победителем считается та команда, которая донесет до финиша как можно больше слив.

НАКОРМИ ЗАЙЧОНКА

Цель игры: развить координацию, память, внимание, аналитическое мышление.

Необходимые материалы и наглядные пособия: плакат или большая картинка, на которой изображен заяц (желательно нарисовать этот плакат заранее вместе с ребенком), морковка (можно использовать пластмассовую или сделать ее из бумаги).

Ход игры

Перед началом игры на плакате в районе рта зайца вырезается дырка. Затем нужно вырезать еще несколько дырок в разных местах плаката. Во время игры он вешается па стену или какой-нибудь стенд. Выбирается участник, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Затем несколько раз его крутят вокруг своей собственной оси и подводят к плакату. Всем ребятам рассказывается, что наш кролик голодный и его надо покормить. Задача участника — вложить морковку кролику в рот. Так как дырок на картинке много, сделать это будет не так просто.

В этом конкурсе главное не победа, а участие. Он поднимает настроение и прекрасно подходит для самых различных праздников.

КОЛЕЧКО

Цель игры: развить координацию движения, внимание, память, умение сосредоточиться.

Необходимые материалы и наглядные пособия: длинная нитка, кольцо средних размеров (чуть больше, чем необходимо для указательного пальца), большое помещение, в котором можно подвесить колечко.

Ход игры

Это игра рассчитана на 2 участников, но чем больше в ней игроков, тем она веселее и увлекательнее.

Подвешивается колечко на такой высоте, чтобы участники могли попасть в него пальцем вытянутой руки. Выбирают первого игрока и ведущего. Ведущий подводит участника к подвешенному кольцу на расстояние вытянутой руки, затем отводит его на три шага назад и поворачивает его несколько раз вокруг себя. Все остальные участники встают полукругом и наблюдают.

После того как первого смельчака раскрутили, он с вытянутой рукой должен сделать три шага по направлению к кольцу и точно попасть в него пальцем. Если с первого раза это не получилось, у него есть еще несколько попыток нащупать пальцем кольцо.

Усложнить эту игру можно различными способами. Во-первых, можно увеличить количество шагов. Во-вторых, игроку можно завязать глаза и мешать различными комментариями и неправильными указаниями. Победителем считается тот, кто быстро и без ошибок преодолеет это расстояние.

ПЕТУШИНЫЕ БОИ

Цель игры: развить координацию движений, аналитические способности, внимание, целеустремленность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: веселая музыка.

Ход игры

Эта игра проводится на свежем воздухе или в достаточно большом помещении.

На полу или на земле надо начертить круг. Это будет зона поединка.
Затем выбираются первые два участника, которые будут разыгрывать поединок. Объясняются правила поединка. Первые два участника должны встать в круг на одной ноге, вторую придерживая руками. Их цель — вытолкнуть друг друга из этого круга. При этом нельзя пользоваться руками. Тот участник, который быстро и без нарушения правил вытолкнет своего противника из круга, считается победителем.

 



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в хоккей

( для вдумчивых педагогов и родителей)

             Хоккей – командная игра. Хоккей для детей дошкольного возраста существенно отличается от игры взрослых. Прежде всего,  упражнениями и играми с клюшкой и шайбой (мячом)  решается задача общей физической подготовки ребёнка. Дети получают лишь элементарные представления о хоккее. Поэтому при обучении дошкольников можно ввести целесообразные изменения. Игры с клюшкой и шайбой, особенно на начальном этапе обучения, можно проводить на снегу. Детям легче удерживать равновесие, они быстрее передвигаются и умело действуют клюшкой.  Детям нравятся игры с клюшкой и мячом на траве. Такие упражнения и игры можно проводить летом и осенью на траве с малым мячом, а зимой – на снегу. Дети могут играть не на коньках, а надевать легкие кожаные сапожки или валенки. Играть в хоккей можно и без вратаря, так как действия детей еще не точные и они много шайб забить не сумеют. Каждое точное попадание в ворота доставляет ребятам много радости, повышает интерес к игре. Кроме того, в детском саду нет специального обмундирования вратаря, что может привести к травмам. Поэтому необязательно учить детей действиям вратаря, а также применению обманных действий в игре.

           Клюшка должна соответствовать росту ребенка (поставленная концом крюка на пол, она должна доставать до подбородка малыша, если он стоит без коньков).Верхний конец клюшки можно обмотать на ширину ладони изоляционной лентой, чтобы она не выскальзывала из рук. На первых занятиях очень важно научить ребят правильной стойке хоккеиста.

               Обучение ведению, броскам и ударам по шайбе начинать нужно с подготовительных упражнений. Вначале дети имитируют действия на месте с небольшой амплитудой, силой и скоростью, потом выполняют упражнения в движении. Подготовительные упражнения с клюшкой дети могут выполнять,  скользя обувью по снегу. Ребятам это нравится, и они более уверенно себя чувствуют.

Упражнения для освоения техники владения клюшкой и шайбой

  • Держать клюшку и принимать стойку хоккеиста.
  • Вести шайбу, стоя на места (имитация ведения).
  • Посылать шайбу в разные стороны вблизи от ног: вправо, влево, вперёд, назад.
  • Посылать шайбу в разные стороны то увеличивая, то уменьшая амплитуду движения.
  • Вести шайбу, не отрывая её от клюшки по кругу.
  • Вести шайбу , не глядя на неё.
  • Вести шайбу с постепенным увеличением скорости передвижения.
  • Вести шайбу по кругу влево, вправо.
  • Вести шайбу между стойками или кеглями.
  • Броски шайбы с места в цель (расстояние 2-3м).Постепенно увеличиваются расстояние до цели, сила броска и уменьшается мишень.
  • Броски шайбы после ведения. Постепенно увеличиваются скорость движения, расстояние до цели, сила броска и уменьшается цель.
  • Броски шайбы в сочетании с другими действиями.
  • Удар по неподвижной шайбе с удобной для ребенка стороны.
  • Удар по медленно скользящей шайбе справа и слева.
  • Удар по шайбе после ведения. Скорость ведения постепенно увеличивается.

Игры на занятиях по обучению игре в хоккей

  • «Догони пару».Построение в две шеренги на расстоянии двух шагов друг от друга. По сигналу вторые номера убегают, первые догоняют, и наоборот.
  • «Берег - море». Прыжки по сигналу ведущего: «берег» - из круга, «море» - в круг.
  • «Снайперы». Метание снежков или малых мячей то левой, то правой рукой в цель.
  • «Стоп!»  Бег врассыпную, по свистку остановиться и принять позу хоккеиста.
  • «Передай шайбу». Передача шайбы друг другу и остановка её клюшкой.
  • «Гонки с шайбой». Вести шайбу клюшкой, не отрывая её.
  • «Квадрат». Ведение шайбы по квадрату.
  • «Лабиринт». Ведение шайбы между стойками.
  • «Забей в ворота». Забивать шайбу в ворота с места. Побеждает команда, забросившая больше шайб.
  • «Не выпусти шайбу из круга». Ребята стоят по кругу, в центре – водящий, у его ног шайба. Водящий старается ударом ноги протолкнуть шайбу между играющими, а те не пропускают её, отбивая клюшками обратно. Если шайба вышла из круга, дети считаются проигравшими.
  • «Ледяная карусель». Ведение шайбы по кругу справа, слева от себя, с поворотом и остановкой по сигналу, не отрывая шайбы от клюшки.
  • «Землемеры». Кто скорее измерит клюшкой хоккейное поле. При перекладывании клюшки из одной руки в другую не отрывать один конец клюшки от земли.
  • «Передай шайбу друг другу». Стоя на месте на расстоянии 3 м друг от друга, выполнять точную передачу шайбы.
  • «Будь внимателен». Обычная ходьба по кругу, бег правым и левым боком, обычный бег (использовать в качестве сигнала зрительные ориентиры). По ходу действия дети берут клюшки и кладут их за голову, на плечи (хват обеими руками с двух концов).
  • «Попрыгунчики». Продвигаться вперёд, перепрыгивая через клюшки. Условие: не делать дополнительных прыжков.
  • «Поспеши, но не сбей». Ведение цепочкой друг за другом шайбы, не отрывая её от клюшки, обводя предметы, стоящие на расст. 1 м друг от друга.
  • «Не пропусти шайбу». Задача нападения – провести шайбу с передачей мимо защитников и попасть в ворота. Задача защиты – перехватить шайбу, помешать нападающим.
  • «Загони в ворота». Ведение шайбы толчком справа и слева и забрасывание шайбы в ворота после ведения (10 м).
  • «Сбей кегли». Броски шайбы слева и справа от себя в цель.