Распространение собственного опыта в области психологии

Богданова Татьяна Николаевна

Проведение семинара-тренинга по проблеме: «Современные подходы в образовательном учреждении. Безопасный интернет» в рамках обеспечения психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса в организации профилактической работы, в том числе и обеспечения безопасности обучающихся в интернет-пространстве

 Справка – №475 от 22.11.2019г

Проведение с педагогами семинара-тренинга по теме: «Организация профилактической работы с обучающимися  в общеобразовательной организации с целью снижения риска употребления ПАВ».

 Справка –подтверждение от 04.12.2019г от комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград».

Проведение с педагогами семинара-тренинга по теме: «Понятие и сущность экстремизма, основные виды экстремистких идеологий и концепций» в рамках обеспечения психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса в ораганизации профилактической работы по предотвращению вовлечения представителей подрастающего поколения в различные организации и сообщества экстремистской направленности, экстремизма в образовательной организации.

Справка № 515 от 11.12.2019г

 

Проведение вебинара с педагогами образовательных организаций по теме: "Профилактика буллинга " февраль 2022г

Буллинг является актуальной проблемой современного общества, т.к. мы уже говорили ранее: в каждой школе страны найдется хотя бы один класс, где можно наблюдать это. Сейчас все чаще в своей жизни мы слышим слово «буллинг». Травля и агрессия вливаются в нашу жизнь и становятся обычной ситуацией. Именно образовательные организации - основной орган, который может повлиять на ситуацию в разрешении и искоренении буллинга. В современное время тема агрессии и буллинга как никогда актуальна. Если говорить о буллинге или агрессии – это деструктивное действие, которое имеет за собой мотив, и это действие противоречит нормам общества, нанося ущерб. При этих действиях страдает не только жертва агрессивных действий, но и окружающие, например, наблюдатели. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профилактика буллинга44.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема обучающегося вебинара для специалистов и педагогов образовательных организаций по теме «Профилактика буллинга в образовательной среде»

Ведущий:

педагог-психолог-

Богданова Т.Н.

ГАУ КО ЦДиК детей

и   подростков.

Цель: профилактика буллинга в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Ознакомление педагогов с понятием буллинг, моббинг, их наиболее распространенные формы,  влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и педагогов.

2. Осознание и осмысление педагогами образовательных организаций основных причин возникновения буллинга.

3. Формирование представлений об основных способах профилактики буллинга  в школьной среде.

4. Повышение ответственности педагогов за действия, направленные против детей.

Семинар рассчитан на психологов, учителей, социальных педагогов, завучей по воспитательной работе, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних, воспитателей детских закрытых учреждений.

        Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашем вебинаре. Сейчас все чаще в своей жизни мы слышим слово «буллинг». Травля и агрессия вливаются в нашу жизнь и становятся обычной ситуацией. Именно образовательные организации - основной орган, который может повлиять на ситуацию в разрешении и искоренении буллинга. В современное время тема агрессии и буллинга как никогда актуальна. Если говорить о буллинге или агрессии – это деструктивное действие, которое имеет за собой мотив, и это действие противоречит нормам общества, нанося ущерб. При этих действиях страдает не только жертва агрессивных действий, но и окружающие, например, наблюдатели.  Подростковая жестокость – это тема, которая становится все актуальнее в России. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди подростков. Часто действия юношей и девушек просто непонятны, настолько они выходят за рамки разумного. По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, СМИ. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости. Всё это обуславливает рост насилия в школе между детьми. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.

          Давайте поговорим – «Что же такое буллинг и моббинг?»

Английское слово «буллинг» (byllyng, от billy – булли, хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) означает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у других страх и тем самым подчинить его себе.  Буллинг – явление глобальное и массовое. Буллинг – сознательное физическое или психологическое насилие, направленного на одного и того же ребенка и повторяющееся систематически на протяжении длительного времени. Среди подростков все чаще встречаются буллинг, травля и преследование, по данным статистики около 45% детей подвергались подобным нападениям, а 20% регулярно сами занимаются подобными деструктивными воздействиями. Изначально буллинг предполагает неравенство сил – физических, психологических или численных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвы и невозможность противостоять. Обычно агрессор сильнее именно в том месте, где у жертвы слабое место – одиночек травят группами, физически слабых обижают сильные и выносливые, неустойчивых психически задирают психологические лидеры и серые кардиналы. Повторяемость насилия вызывает чувство безысходности и постепенно формирует позицию жертвы, когда человек уже не способен сопротивляться. Буллинг проявляется с начальных классов, когда старшеклассниками устраивается дедовщина и у малышей отбирают карманные деньги, обеды, игрушки, телефоны и прочее. С возрастом к средней школе практически исчезают физические проявления, полностью уступая место психологическому террору – в ход идут сплетни, унизительное обращение и оскорбительные шутки, особенно тяжело переносится жертвами тотальный бойкот и игнорирование.

          Характерным является механизм возникновения подобного поведения. Всегда буллинг начинается с одного человека, который таким способом пытается укрепить свой авторитет, повысить самооценку или просто привлечь внимание группы. На первых этапах общество может разделиться на тех, кто поддерживает подобную линию поведения, равнодушен и тех, кто порицает и осуждает агрессора. Со временем ситуация меняется, если жертвы буллинга никак не сопротивляются происходящему и допускают продолжение насмешек. В лучшем варианте защитники теряют всякий интерес и ведут себя равнодушно, но чаще у них накапливается раздражение относительно покорной позиции жертвы. Моббинг — это систематически повторяющееся враждебное отношение одного или нескольких детей против ребёнка.

В каких формах бывает буллинг?

Самыми распространёнными формами буллинга являются:

  • вербальный буллинг (угрозы, оскорбления, саркастические замечания, унижение)
  • физический (ребёнка могут толкнуть, ударить)
  • психологический (психологическое давление, оказываемое группой, игнорирование)
  • вымогательство денег/порча имущества
  • кибербуллинг (буллинг с использованием социальных сетей)
  • телефонный буллинг

Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Школьная травля не является чем-то уходящим - приходящим: боль и унижения часто продолжаются по несколько лет, а то и до окончания школы. Буллинг (или  травля) распространяется по всему миру, как вирус, в последние годы особенно быстро. Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку.

Выделяют следующие виды эмоционального насилия:

– насмешки, присвоение кличек, с которыми постоянно обращаются к одному человеку, тем самым раня и оскорбляя его, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.

Этот вид буллинга зачастую направлен на тех жертв, которые имеют заметные отличия в физической внешности, акценте или особенностях голоса и высокую или низкую академическую успеваемость.  Обзывания могут также принимать форму намеков по поводу предполагаемой половой ориентации ученика.

- Использование анонимных телефонных звонков – очень распространенная форма словесного буллинга, при котором жертвами могут стать не только ученики, но даже учителя;

– отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой. Инициатором использования этого метода, как правило, является хулиган.  Жертва намеренно изолируется, изгоняется либо игнорируется частью класса или всем классом.  Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, либо унизительными надписями на доске или в общественных местах (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.).

           Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества, в результате чего могут быть повреждены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи жертвы и др. В крайних случаях может применяться оружие, например ножи.  Такое поведение, чаще встречается среди мальчиков, чем среди девочек. Обычно физическое и эмоциональное насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания. Проблема насилия в школе  начала волновать психологов и педагогов давно, а сегодня буллинг стал темой научных исследований, конференций, статей и национальных проектов.

Причины буллинга

             Существует много причин, по которым дети становятся буллерами. В большинстве случаев всё довольно банально: детьми руководит желание быть популярными, выглядеть круто. Некоторые хулиганы таким образом привлекают к себе внимание, используя буллинг как инструмент запугивания. В редких случаях жертве буллинга завидуют. Иногда случается так, что жертвы переходят в разряд буллеров. В данном случае причиной буллинга становится травля их самих в недалёком прошлом, они пытаются отомстить. Что касается задирания в раннем возрасте, то его причиной может стать то, что сам буллер чем-то отличается от других (цветом кожи, походкой, длиной имени) и пытается это компенсировать это, унижая других.

Некоторые люди считают, что буллинг является обычным спутником взросления, способом общения молодёжи. Тем не менее, из-за буллинга подростки чувствуют себя одинокими, несчастливыми и запуганными. Они теряют уверенность и перестают ходить в школу.

Кто чаще становится агрессором, зачинщиком травли:

 - Дети, испытывающие сильную потребность подчинять себе других, добиваясь тем самым своих целей.

 - Импульсивные и легко приходящие в ярость.

 - Те, кто часто вызывающе ведет себя по отношению к взрослым – включая родителей и учителей.

 - Не испытывающие сочувствия к своим жертвам.

 - Если это мальчики, то они обычно физически сильнее других мальчиков.

 - Страдающие от насилия в семье.

 - Дети из семей, где мало эмоционального тепла и поддержки.

Если вы подозреваете, что ваш ученик (ребёнок) - буллер (хулиган), то:

 - Научите его уважать права других людей, не стоит предполагать, что ребёнок научится этому сам. Объясните ему, что чувствуют другие люди, когда к ним относятся подобным образом. Постарайтесь научить ребёнка относиться к другим так, как он хотел, чтобы относились к нему. Простая, но действенная истина. 

 - Установите строгие правила относительно грубого поведения с другими и чётко придерживайтесь их в семье. Не заставляйте ребёнка делать то, что вы хотите, используя методы буллинга.

 - С помощью ролевых игр обучите ребёнка добиваться желаемого дипломатическим путём, а не силой.

 - Убедите ребёнка в том, что вам больше по душе его хорошее поведение: всегда замечайте, когда он вежлив и толерантен по отношению к другим, хвалите и поощряйте его за это.

  Как распознать   типичную жертву буллинга:

 - Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые дети.

 - Новички, пришедшие в класс, где есть сложившиеся связи между детьми и роли распределены.

 - Тревожные, неуверенные в себе дети с низким самооценкой.

 - Склонные к депрессии, часто думающие о самоубийстве.

 - Не имеющие ни одного друга – такими иногда становятся болезненные дети, которые пропускают много уроков и не успевают выстроить отношения.

 - Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих сверстников.

           Проблема осложняется тем, что, чаще всего, жертвы буллинга взрослым не жалуются; помалкивают и свидетели. Валери Бесаг считает, что начеку надо быть в первую очередь родителям и педагогам. Если ребенку не с кем гулять, он последним уходит из класса, не интересуется жизнью коллектива и не считает себя его частью — он уязвим и может стать потенциальной жертвой. Родители и педагоги могут заподозрить, что ребенок подвергается буллингу, если у него вдруг появляются такие проблемы со здоровьем, как депрессия, бессонница, боли в животе и раздражительность.

Первое, что следует делать в таких случаях — обращаться к психологам для улучшения социальных навыков ребенка, говорят исследователи.

Профилактика буллинга в образовательной среде:

          Если вы считаете, что ребёнок – жертва буллинга, то:

 - Объясните, что те дети, которые над ним издеваются, скорее всего, сами несчастливы, у них проблемы в семье. Скажите ребёнку, что, по сути, они не виноваты. Просто их не научили относиться к остальным иначе.

 - Используя ролевые игры, научите его правильно реагировать на попытки буллинга. Дайте понять ребёнку, что ему не следует показывать обидчикам, что их поведение расстраивает его. Пусть скажет, что ему оно не нравится и уходит от них прочь. Убедите, что если он убежит, ничего постыдного в этом нет.

 - Постоянно общайтесь с ребёнком, слушайте внимательно, помогите развеять все его страхи. Будьте на чеку, возможно, вам придётся вмешаться.

 - Хвалите ребёнка, особенно в те моменты, когда он проявил смелость.

 - Развивайте в ребёнке самоуверенность, поручая ему то, что у него хорошо получается.

 - Не опекайте ребёнка сверх меры, это только усугубит ситуацию: он будет чувствовать себя уязвимым и беспомощным в ваше отсутствие.

 - Однако, дайте понять, что вы всегда готовы помочь ему. Обсуждая с ребёнком «буллинг» и всё, что с ним связано, обязательно упомяните о том, что если он стал свидетелем такого поведения, он должен отреагировать: попытаться остановить обидчика (сказать взрослому, например).

 - Поскольку буллинг принимает разные формы, не забывайте незаметно просматривать электронную почту и телефонные сообщения.

Превентивные меры для распространения буллинга

    Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально-педагогическая проблема.  Антибуллинговые акции проводятся как на местном, так и на национальном и даже международном уровне. В условиях нашей страны эта проблема стоит не менее остро, чем на Западе. Одной из основных задач  социально-педагогической работы по преодолению школьного буллинга является реализация комплексной коррекционной программы развития у учащихся навыков конструктивного управления агрессией.  Данная программа должна основываться на следующих психолого-педагогических принципах:

– системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;

– единство коррекции и диагностики;

– учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента;

– комплексность методов психологического воздействия;

– активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

Психолого-педагогическая коррекционная  работа должна в итоге быть направлена не на избавление от агрессивности, а  на устранение причин, ведущих к ее проявлению, расширение активного используемого инструментария в поведении ребенка. В психолого-педагогической литературе и практике  выделяются следующие направления, по которым должна осуществляться работа по коррекции агрессии. К ним относятся:

– обучение агрессивных детей способам выражения гнева в социально приемлемой форме;

–  обучение детей приемам саморегуляции и умениям владеть собой, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;

–  формирование таких личностных качеств подростков, как эмпатия и доверие к людям (эффективным способом реализации этого направления является метод индукции несовместимых реакций, к которому относятся юмор и смех, а также ориентация на состояние других людей).

Таким образом, в процессе коррекции агрессивного поведения учащегося целесообразно освоение модели изменения поведения, позволяющей:

– развить осознание и принятие ребенком себя, своих потребностей, эмоциональных состояний;

– принять эмоции и потребности других людей в сочетании с развитием навыков выражения негативных эмоций и удовлетворения потребностей в социально-приемлемых формах.

При обнаружении в коллективе учащихся, практикующих насильственные действия по отношению к другим детям, педагогам следует тщательно проверить факты. Необходимо определить причины такого поступка, чем он был вызван, как вели себя провинившийся и жертва, почему действия школьника-агрессора были направлены именно на этого ученика.

Если силовые действия обидчика были вызваны его личными  причинами (семейные неурядицы, неудачи в учебе, проблемы в отношениях с друзьями и т.д.), то можно включить обсуждение этой проблемы в школьную программу воспитания. Не акцентируя внимания учащихся на конкретном ребенке, учителю следует обсудить факты антиобщественного поведения, которые могут быть вызваны душевной неустроенностью ребенка, и призвать всех детей быть более деликатными в отношениях друг с другом, откликаться на чужое горе. Надо предполагать, что основная целью вмешательства специалистов - создание безопасной, дружелюбной и поддерживающей атмосферы в школе для каждого ученика. Социально-педагогическая деятельность с агрессивными детьми будет наиболее эффективна в том случае, если она осуществится на основании методики ослабления детской агрессивности, предполагающей использование следующих форм работы:

– переключение внимания и активности ребят в конструктивное русло;

–профилактические беседы, направленные на осознание детьми необходимости мирного разрешения конфликтов, подкрепленные ссылкой на закон и права других людей;

– ролевые игры, позволяющие воспроизвести реальные ситуации и обучить детей социально приемлемому поведению в различных обстоятельствах;

– поручения, помогающие приучить детей к чуткому и внимательному отношению друг к другу и окружающим людям (написание поздравлений, участие в благотворительных акциях и др.);

– упражнения на выполнение действий по образцу, соблюдение правил, изобразительная и физическая деятельность;

– тренинг психологического характера (глубоко вдохнуть, сосчитать до 10, представить себе последствия своего поступка и т.д.);

– самоотчеты (подведение итогов прошедшего дня, анализ поведения, поступков и т.д.).

Если в школе выявлена группа подростков с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести решительную борьбу:

 - постараться развести этих детей в разные классы;

 -оставлять их в школе, пока остальные ребята не разойдутся по домам.      

           Девиантные группы подростков, как правило, имеют своего лидера, который силовым путем (запугиванием, шантажом и т.д.) удерживает часть ребят в этом сообществе. Учитель, используя влияние других учеников в классе, должен добиться выхода из группы всех колеблющихся членов:

 - вести с ними индивидуальные беседы;

 - привлекать к участию в коллективных мероприятиях класса;

 - давать ответственные поручения и публично хвалить за успешное их выполнение.

Борьба с группами агрессивной направленности в школе требует постоянного внимания и последовательных действий социального педагога, имеющих свои особенности. Для преодоления школьного  буллинга необходимо работать также с родителями, обсуждая с ними его причины. При разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга - дети из неблагополучных семей. С родителями жертв опасность состоит в том, чтобы не занять позицию защиты «мундира», т.е. защищать школьную репутацию, а не ребенка, который стал жертвой. Если же разговор будет о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию, можно решить эту проблему вместе.

Действенными могут быть методы:

1.Необходимо  попытаться устранить телевизионные программы и передачи, компьютерные игры, культивирующие насилие. 

2.Разумное ограничение пользования мобильными телефонами в школе. 

3.Поставить в школах «глушилки», которые будут блокировать сигналы мобильных телефонов.

4.Создание Комитета по предотвращению буллинга  в школе.

         Эффективным средством в противостоянии насилию может быть Комитет по предотвращению буллинга, специально созданный в школе. Это может помочь учителям, персоналу школы и родителям в решении проблемы. Учащиеся, члены такого комитета, обладают более полной информацией о данном явлении. Со временем они приобретают навыки помощи жертвам насилия. Кроме того, у них появляется возможность эффективного решения своих личных проблем, связанных с этим аспектом школьной жизни. Школьники, которые состоят в таких комитетах, часто своими действиями, посредническими навыками, могут реально изменить в лучшую сторону ситуацию в школе. В Комитет по предотвращению буллинга рекомендуется включать школьников всех возрастов и учителей. Отношения между членами комитета строятся на основе демократических принципов.

           В обязанности комитета входят:

 - подготовка школьного собрания на тему буллинга;

 - формирование специальных групп для работы с новыми учащимися (рисуются плакаты, содержание которых направленно против буллинга); проведение бесед с учащимися, которые сталкивались с тем или иным видом насилия в школе;

 - оказание помощи персоналу школы в решении проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод, что невозможно добиться того, чтобы никто из детей на протяжении школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников. Однако, как показывает практика, можно существенно снизить проявление агрессивности в школе.

       

Итог вебинара.

Буллинг является актуальной проблемой современного общества, т.к. мы уже говорили ранее: в каждой школе страны найдется хотя бы один класс, где можно наблюдать это. Мы попытались разобраться во множестве определений понятия «буллинг» и поняли, что все эти определения сводятся к умышленному, не носящему характера самозащиты и не санкционированному нормативно-правовыми актами государства, длительному (повторяющемуся), физическому или психологическому насилию со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества (физические, психологические, административные и т.д.) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание заслужить авторитет у некоторых лиц).

Нам кажется, что уровень жестокости в школах порой зашкаливает. Издевательства, побои, оскорбления. Дети с каждым годом становятся все жестче. Школьное насилие оказывает  на детей прямое и косвенное влияние.  Во-первых, длительные  школьные издевки сказываются  на собственном «Я» ребенка.  Падает самооценка, он чувствует  себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать  отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой учительской логике: «...Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого  статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома. В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Для предотвращения буллинга нужно повышать культуру населения. Учителя должны больше внимания уделять своим ученикам. Да и дети нуждаются просто во внимании. Им необходимо иногда просто поговорить и рассказать о наболевшем. Учителя должны знать, что происходит в семье ребенка. Ведь многие из детей переносят негатив в семье на учебу. Если дома на ребенка идет негативное воздействие, то в школе он может снять его, но и способ будет соответствующий. Ещё необходимо повышать профессиональную образованность учителей, чтобы преподаватель мог сделать процесс образования для детей интересным и завоевать у них авторитет. Ещё необходимо организовывать внешкольную работу с детьми. Ведь если ребенок занимается спортом, то он имеет возможность выпустить весь накопленный негатив. При этом такие занятия необходимо сочетать с нравственным воспитанием. Ведь каждый из нас может вспомнить довольно много учителей, с которыми у нас были прекрасные отношения. Очень важно, чтобы школьная травля не становилась типичным явлением, а агрессия не рассматривалась как норма поведения. Ведь еще есть надежда, что пластичная психика детей, развивающееся самосознание подростков и мудрость взрослых помогут преодолеть последствия неадекватных ролей, которые сознательно или вынужденно проигрываются многими людьми в своей детской и подростковой жизни.

 

Ведущий предлагает участникам список литературы по предъявленной тематике.

1.Беринская И.В. Социально-психологический тренинг как средство профилактики школьного буллинга среди подростков // Казанский педагогический журнал. – 2019.– № 3

2. Для школьной администрации, учителей и психологов: Руководство по противодействию и профилактике буллинга / Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В., под ред. академика РАО А.А. Реана. – Москва, 2019.

3. Казакова Т.А. Психолого-педагогические аспекты предупреждения проявлений подросткового буллинга // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов IV Международного симпозиума психологов. – Рязань, 2022.

4.Максимова С.А. Опыт работы по профилактике буллинга в подростковой среде в учреждении СПО // Актуальные проблемы психологической деятельности и пути их решения. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции / под ред. С.В. Хусаиновой. – Казань, 2021.

5. Мыскин С.В., Сапилова Н.А. Профилактика буллинга среди детей и подростков в психолингвистика. – образовательных 2022.

6. Шалагинова К.С., Бубенова Н.И. Профилактика буллинга в подростковой среде // Научный потенциал. – 2020.

7.Руланн Э.Г. Как остановить травлю в школе. Психология моббинга, М.: Генезис, 2012.

  Памятка для педагогов:

Действия педагогов:

Не игнорировать, не преуменьшать значение

Если в ОУ пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

Занять позицию

Если педагогу стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы, по меньшей мере, «наблюдатели», а, по возможности, и сам буллер также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

Разговор с группой

Обсудить с ребятами в группе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

Проинформировать педагогический коллектив

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования, в Совет отцов и т.д.

Пригласить родителей для беседы

Важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.