Самообразование 2023-2024
Тема: «Развитие нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста по средствам художественно-эстетического развития ».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста по средствам художественно-эстетического развития ».
Цель: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников по средствам художественно-эстетического развития.
Задачи:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Актуальность темы.
Когда начинать воспитывать патриотические чувства у ребёнка? В каком возрасте формирование патриотизма наиболее приемлемо? Когда ребёнок начинает испытывать любовь к родной стране осознанно? Считаю, что чем раньше начинается патриотическое воспитание детей, тем лучше. Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников заключается в том, что современные дети мало знают о своей семье, родном городе,селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В содержании ФОП отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.
На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Нам, педагогам, необходимо помочь ребёнку расширить его знания, опыт, приобщить к родной культуре. И постараться это сделать так, чтобы у ребёнка остались неизгладимые впечатления, которые и легли бы в основу формирования патриотических чувств. В детском саду нравственно-патриотическое воспитание происходит во время бесед, чтения художественной литературы. Дети знакомятся с обычаями, традициями родной страны во время песенно-танцевального творчества. С помощью изобразительной деятельности ребёнка можно познакомить с народными промыслами России, узорами национальной одежды, росписями
Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности учащихся.
Формы и методы работы.
- групповые занятия, музыкальные занятия, занятия физической культурой;
- индвидуальные занятия;
- чтение художественной литературы;
- просмотр видеофильмов
- игровая деятельность
- проведение развлечений
- выставки детского творчества
- рассматривание фотографий, иллюстраций
-изобразительная деятельность
Этапы создания системы работы:
1 этап организационно –ознакомительный
1. Составление библиографии по теме самообразования.
2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе нравственно-патриотического воспитания.
3. Составление плана работы с детьми ,родителями , педагогами.
2 этап – основной
1.Внедрение в работу подготовленного материала, плана.
2. Практическое применение наработанных материалов с детьми
3.Проведение мероприятий с детьми, родителями, педагогиями согласно плану работы.
4. Создание картотек .
5.Оформление папок-передвижек в родительский уголок.
3 этап -Итоговый:
1. отчет по теме самообразования
Ожидаемый результат:
У детей будут сформированы важнейшие социально значимые качества: любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
План работы на 2022-2023
Месяц | Форма работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями | |
Сентябрь | 1.Составить перспективный план работы по самообразованию; 2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования; | |||
Октябрь | Беседа «С чего начинается Родина?»(рисование на свободную тему) Чтение стихотворения И. Матусовского «С чего начинается Родина» | Семинар –практикум «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в различных видах деятельности» | Составление конспекта, изучение дополнительной литературы. Подбор дидактических игр по патриотическому воспитанию | Консультация «Воспитание патриотических чувств через любовь к родному краю» |
Ноябрь | Беседа «Символы России» Творческая работа детей | ООД по познавательному развитию «Нет ничего краше Родины нашей» | Подготовка к занятию. Стихи о флаге Портрет президента Карта России | |
Декабрь | Беседа «Новый год -семейный праздник» Аппликация «Лесная красавица» Просмотр мультфильма «Новогодняя сказка» | Мастер –класс «Использование нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников» | Подготовка к занятию. Картотека загадок о Новом годе Поиск мультфильма «Новогодняя сказка» | Памятка –буклет «Как воспитать маленького патриота» |
Январь | «Народный праздник на Руси «Рождество»» Изготовление ангелочков | Семинар «Элементы инновационных технологий , применяемых в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»» | Подготавливайте материала для работы с детьми. Картотека русских народных игр | |
Февраль | Досуг «Есть такая профессия Родину защищать» Лепка «Военная техника» | Подготовка к занятии. Изготовление альбома военная техника. Картотека пословиц и поговорок о храбрости. | ||
Март | Беседа «8 Марта –женский день» Изготовление подарков для мамы «Расписное блюдце (гжель)» | Консультация «Решение задач патриотического воспитания в процессе изодеятельсти». | Подбор материала для занятия . Изготовление альбома «Виды росписи» | Папка –передвижка «История праздника 8 Марта» |
Апрель | НОД «Этот загадочный Космос» Коллективная работа | Подготовка к занятию. Картотека загадок о космосе. Дидактическая игра «Космос» | «Куда сходить в выходные дни с ребенком» | |
Май | Экологический десант | Провести самоанализ проделанной работы по самообразованию. Презентация Выступление с отчетом на итоговом педсовете. |
Выход темы:
Проведение открытого занятия. Тема: ООД по познавательному развитию «Нет ничего краше Родины нашей» (ноябрь)
Консультации для родителей :
«Воспитание патриотических чувств через любовь к родному краю»
«Куда сходить в выходные дни с ребенком»
«История праздника 8 Марта»
Консультации, мастер-класс, семинар практикум для педагогов :
Семинар –практикум «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в различных видах деятельности»
Мастер –класс «Использование нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников»
Семинар «Элементы инновационных технологий , применяемых в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»»
Консультация «Решение задач патриотического воспитания в процессе изодеятельсти».
Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература, подлежащая изучению:
«Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности» / Н.М. Сертакова
Серия художественных альбомов «С чего начинается Родина» для приобщения детей к народной культуре и ознакомления с традиционными промыслами / Лыкова И.А.
Азбука юного россиянина / Лыкова И.А.
Как научить детей любить Родину; Руководство для воспитателей и учителей / Антонов Ю.Е., Левина Л.В.,.
Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. 2003. №6. С. 8-12.
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
Колпачук О.С., Добрицкая И.Г. О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста // Гармонизация психофизического и социального развития детей. – Мн., 2006. С. 66-68.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с. Становое
Семинар –практикум для педагогов
«Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в различных видах деятельности»
Подготовила воспитатель:
Селиванова Н.М.
Становое 2023
форма проведения: Деловая игра для педагогов.
Цели семинара - практикума:
- повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- обобщить знания педагогов об этапах нравственно-патриотического воспитания, формах и методах работы;
- повысить интерес педагогов к данной проблеме.
Ход семинара-практикума:
- Вступительное слово.
Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от предыдущей: другие ценности, идеалы, правила. Но из поколения в поколение передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости, это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...
Особая роль в решении этой проблемы отводится детскому саду. Кто как не воспитатель поможет нашим детям узнать и полюбить родной край, русские национальные традиции, обычаи, культуру, историю Руси. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях.
Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город, село славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Деловая игра
ХОД ИГРЫ
Ведущий : Сегодня мы с вами проведем деловую игру по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
И по традиции мы с вами должны разбиться на 2 команды.
Ведущий : Вы разбились на команды. Предлагаю командам пройти к своим столам. Выберите, пожалуйста, капитанов своих команд и придумайте название команд.
Тренинг на создание образа «Родина».
Предлагаю создать образ Родины.
- закрыть глаза, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д);
- подбор родственных слов к слову «Родина» (Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
- Коллективная творческая работа «Родина». (нарисовать)
Интересный исторический факт пока выполняют коллективную работу.
Как вы думайте, БОРОДА – слово родственное «Родине». Доказано, что в волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
«Мозговая разминка».
- Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ? (Образовательная программа ДОУ).
- Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это? (Предметно – пространственная развивающая среда).
- Земля, где ты родился? (Родина).
- Древнее название России? (Русь).
- Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
- Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
- Официальная эмблема государства? (Герб).
- То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).
- Как в старину называли дом? (Изба)
- Один из православных праздников? (Пасха)
- Короткая шутливая песенка? (Частушка)
- Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
- Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
- Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
- Страна, в которой человек родился? (Родина)
- Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
«Черный конверт».
Ведущий. Каждой команде дается черный конверт. Ваша задача: по описанию определить изображение, какого предмета находится в черном конверте. Внимание! Вопрос!
1 команда.
В черном конверте находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это….. (Самовар).
2 команда.
Здесь лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)
Игра «Внимательные глазки».
Ведущий: А сейчас мы проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства. Вспомните и ответьте на вопросы:
• Опишите герб России. (Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый – Святой Георгий Победоносец, синий – развевающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба.)
• Сколько корон у орлов на гербе России? (Три. Они желтого цвета, а это цвет солнца. Желтый цвет у нас всегда символизировал добро и справедливость)
• Что держит орел в правой лапе? (скипетр)
• Что держит орел в левой лапе? (жезл. Это символы власти)
• А что еще изображено на гербе? (Георгий Победоносец. Наш герб символизирует победу добра над злом)
• А что он держит в руке? (Копье. От этого копья получила название копейка)
Ведущий: А сейчас вопрос для самых эрудированных.
• Для чего понадобилось раскрашивать щиты? (отличить рыцарей, одетых одинаково) .
Ведущий: Давайте проверим правильность ваших ответов (показывает иллюстрацию Герба России, герб).
Экологическая
Ведущий:
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Задание:
- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках.
1. Исключите птиц, которые не водятся в центральной полосе России: синица, снегирь, грач, ласточка, кукушка, колибри.
2. Исключите растения, которые не растут в центральной полосе России: шиповник, мята, полынь, календула, баобаб, пустырник
Подвижна игра
Ведущий - С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. – Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру:«Поясок – элемент народного костюма»
Команде раздают по три ленточки.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
Рефлексия «Всё в наших руках»
Ведущий. В завершении своего семинар, я хотела вас поблагодарить и прочитать притчу.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». И действительно! всё в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках!!!
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сказка» с. Становое
Мастер-класс для педагогов
Тема : «Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников»
Воспитатель
Первой квалификационной категории
Селиванова Н.М.
2023 г.
Цель: повышение профессиональной компетентности в изобразительной деятельности. Поиск новых рациональных средств, форм и методов художественно - эстетического развития дошкольников.
Задачи: познакомить с различными видами и техниками нетрадиционного рисования;
способствовать развитию художественного вкуса, творческого мышления, эстетических чувств.
воспитывать уважение, любовь и гордость к родному краю, к малой Родине, нравственно - патриотических чувств.
Материал: рисунки, выполненные в технике нетрадиционного рисования. Столы, стулья для педагогов.
Материал для практической деятельности: гуашь, баночки с водой, кисти, картон, бумага, салфетки, музыкальное сопровождение.
Ход мастер- класса :
Организационный момент
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас!
Сегодня хочу поговорить о воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста , через изодеятельность. Тема мастер -класса : «Использование технологии нетрадиционного рисования в патриотическом воспитании дошкольников»
Воспитание патриотизма начинается с любви к малой родине.
Сегодня предлагаю сделать красивые картины в нетрадиционной технике рисования.
Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой)
Успеха (Указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
Основная часть
Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Поэтому в настоящее время перед обществом остро стоит проблема патриотического воспитания детей, воспитание граждан-патриотов своей страны.
Дошкольное детство самое актуальное время чтобы сформировать у детей патриотические чувства, которые помогут сформировать в будущем такие личностные качества как сочувствие, любовь к Родине, желание помогать другим людям, лучше понять свою историю. И наиболее эффективным методом работы, в этом направлении, я считаю —это нетрадиционные техники рисования, которое не требуется владение привычными инструментами – не всегда нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются ребенка гораздо лучше, чем инструменты художника.
Создание рисунка нетрадиционным способом является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, у него формируется представление об окружающем его мире. А самое главное ребенок учится видеть окружающий мир и отражать свои чувства.
Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка и формирование патриотических качеств.
Исходя из выше сказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности - формирование патриотизма, как личностного качества, детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Работая в этом направлении, старалась сформировать в детях такие качества личности, как:
- готовность почувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им,
- стремление заботиться о тех, кто зависит от человека,
- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений.
В результате работы над данной темой дети стали более отзывчивами, добрыми. Появился интерес к изображению предметов природы.
Научились видеть и передавать в своих рисунках красоту родного края. Прослеживается динамика в формировании нравственно –патриотических качеств, толерантности. Научились применять на практике нетрадиционные техники рисования.
С малого возраста дети должны знать, что каждое дерево, куст рядом с домом, – это уже Родина и её надо любить и беречь. Воспитание патриотизма начинается с любви к малой Родине.
Практическая часть
И сегодня я предлагаю вам нарисовать символ нашей малой Родины-березку, а сделаем это мы, используя нетрадиционные техники рисования
У вас на столах лежат листочки, для начала мы с вами сделаем фон синим цветом , ствол березы с помощью пластиковой карты а листочки с помощью двух способов.
1 способ Рисование березы мятой бумагой
Материалы: баночка с водой, гуашь или акварель черная и зеленая, 2 кисти широкая и узкая, бумага 10*15 для комочков, тонированный лист А4, влажные салфетки, корзинка для использованных материалов.
Ход работы.
1. на тонированном листе белой гуашью рисуем ствол дерева
2 один край нашей березки мы немного затонируем. Для этого смешаем немножечко белую гуашь с черной.
3. тонкой кистью и черной гуашью рисуем на стволе чечевички( черные точки) и ветки березы
4 . берем бумагу и в произвольном порядке сминаем в комок. Затем этот комок обмакнем в зеленую гуашь и методом отпечатка делаем листочки. Можно добавить немного желтых листочков для этого берем другой комок мятой бумаги и обмакиваем в желтую гуашь.
Наша березка готова!
А сейчас мы будем рисовать березку ватными палочками.
2способ Рисование березы ватными палочками
Материалы: баночка с водой, тонированный лист, гуашь черная, зеленая и белая, ватные палочки, резинка аптечная, салфетки, корзинка для использованных материалов.
Ход работы
1. На тонированном листе ватной палочкой белой гуашью рисуем ствол дерева
2 Берем другую ватную палочку и черной гуашью рисуем чечевички и веточки
3. Берем примерно 10 ватных палочек и скрепим их в пучок с помощью канцелярской резинки. Наш инструмент готов.
4. Обмакиваем подготовленные ватные палочки в зеленую гуашь и методом примакивания делаем листочки.
3 способ рисуем пальчиками.
Обмакиваем указательный палец в краску и делаем листочки на нашей березке.
3 способ рисуем траву.
Берем зубную щетку , наносим на нее гуашь и делаем движения вверх
Береза готова. Посмотрите, какая получилась красота!!!
Рефлексия по результатам совместной деятельности.
Вот такие необычные, яркие, красочные картины у нас получились.
Сегодня вы познакомились только с тремя нетрадиционными техниками рисования. Надеюсь, использование их в работе с детьми позволит сделать рисование более интересными, насыщенными и разнообразными.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!