Самообразования «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПОСРЕДСТВОМ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

Кондышева Елена Анатольевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 33 «РАДУГА»

358 003     Республика Калмыкия      г. Элиста 2 мкр. д. 41

т. 8(847)22 68470          е-mail: raduga_sad33@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПОСРЕДСТВОМ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ  

У ДЕТЕЙ С ОВЗ»

 

г. Элиста, 2024г.

Паспорт методической разработки

1

Тема методической  разработки

«Развитие познавательных процессов посредством  сенсорного восприятия у детей с ОВЗ»

2

Цель

Развитие познавательных интересов через сенсорное восприятие.

3

Задачи

- Обогащать детей информацией о мире, способствующей формированию кругозора;

- Социализировать ребенка в окружающем мире;

- Развивать  и поддерживать самостоятельность в поисковой деятельности;

- Развивать сенсорные качества: мышление, память, воображение.

- Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала.

- Формировать позитивное отношение к миру;

-Консультировать педагогов и родителей по данной теме.

-Воспитывать толерантное отношение к детям с ОВЗ

-Активизировать участие детей с ОВЗ в различных мероприятиях, различных форм и уровней организации.

4

Этапы

1 этап – диагностический, аналитический  

2 этап – коррекционный

3 этап – просветительский

4 этап – организационно- методический

5

Заказчики

Педагогическая и родительская  общественность

6

Исполнитель

Кондышева Е.А., учитель-дефектолог

7

Место проведения

МКДОУ «Детский сад № 33 «Радуга»

8

Ожидаемый результат

Использование камешков «Марблс» в совместной с педагогом деятельности способствует:

- успешному развитию у детей познавательной, исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- развитию мелкой моторики;

-  развитию эмоциональной отзывчивости;

- развитию поисково-исследовательской деятельности.

 Создана  в группе развивающая  среда (дидактические игры, Центры развития, Уголок природы, Центр сенсорного развития)

 

Пояснительная записка.

   Актуальность развития сенсорных способностей у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) обусловлена тем, что у данной категории детей недостаточно сформированы сенсорные представления:

- не могут определить  цвет, форму, величину геометрических фигур и предметов окружающего мира или путают их;

- затрудняются при выполнении приёмов  действий: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение;

- допускают ошибки при конструировании из строительных деталей конструктора и выкладывании узоров, логических рядов и плоскостных изображений из геометрических фигур и т.д.

А между тем, развитие сенсорных способностей имеет большое значение для  развития детей:

- оно является основой для интеллектуального развития, воображения и познавательных процессов;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение ребёнком сенсорных эталонов;

- формирует у ребёнка элементы учебной деятельности (умения принимать учебную задачу и следовать правилам; мыслить и действовать самостоятельно; осуществлять контроль собственных действий; «ручная умелость», обеспечивающая подготовку руки к письму).

Введение

Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка.

     Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.

Цель: Развитие познавательных интересов через сенсорное восприятие.

Задачи:

-Обогащать детей информацией о мире, способствующей формированию кругозора;

- Социализировать ребенка в окружающем мире;

- Развивать  и поддерживать самостоятельность в поисковой деятельности;

- Развивать сенсорные качества: мышление, память, воображение.

- Проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия, обеспечивающие усвоение программного материала.

- Формировать позитивное отношение к миру;

-Консультировать педагогов и родителей по данной теме.

-Воспитывать толерантное отношение к детям с ОВЗ

-Активизировать участие детей с ОВЗ в различных мероприятиях, различных форм и уровней организации.

Этапы реализации

                  Деятельность

                         Период

  1. Диагностическое, аналитическое

Проведение обследования учащихся с ОВЗ.

Ежегодно: сентябрь-май, в течение года, по запросу

Изучение и анализ, динамическое обследование учащихся, прошедших ПМПК

Ежегодно, по запросу

  1. Коррекционное

Проведение коррекционно-развивающих занятий, вовлечение учащихся с ОВЗ в мероприятия различного уровня и формы организации

Сентябрь-май

Консультирование родителей, педагогов по проблемам развития учащихся с ОВЗ

В течении года, по запросу

  1. Консультативно- просветительское

 Родительская встреча: «Сенсорное развитие детей с ОВЗ»

Ежегодно, по запросу

Проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение их знаний (Выступления в ДОО, на МО, консультации)

По запросу

  1. Организационно-методическая деятельность

Размещение информации о деятельности учителя-дефектолога на сайте ДОО

регулярно

Разработка памяток, направленных на развитие и формирование познавательных процессов, положительной мотивации к обучению

регулярно

Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся с ОВЗ

регулярно

Организовывать работу с детьми с ОВЗ в конкурсах творческих работ, дистанционных викторинах.

регулярно

Подготовка печатных статей               ( интернет) по теме самообразования

регулярно

Развитие мелкой моторики пальцев рук

- пальчиковая гимнастика

-штриховка, раскрашивание

-работа с мелкими предметами            (бусины, камни «марблс», крупы)

-рисование по точкам, пунктирам

Развитие пространственной ориентировки

- дорисовывание целого изображения по частям

-упражнения на определение пространственных отношений             (ближе - дальше, вверх-вниз, лево-вправо, выше - ниже)

Развитие временных представлений

- упражнения на закрепление знаний о частях и времени суток, днях недели, месяцах, временах года, родственных отношениях

- упражнения на отработку временных отношений ( долго-быстро, давно-недавно, сегодня - вчера – завтра, перед – после, раньше - позже)

Развитие переключаемости внимания

- таблицы ( цифровые)

-кодирование фигур, цифр по образцу

Развитие слуховой памяти

- игра «Что изменилось? Чего не стало?»

-запоминание пар слов

Развитие зрительной памяти

- игра «Что изменилось? Чего не стало?» (с изображением предметов, символами)

-запоминание изображений, предметов и нахождение их среди других

- запоминание на логическое запоминание

-конструирование фигур, букв, цифр из отдельных элементов

Развитие наглядно-образного, образного мышления

- упражнения на нахождении части объекта

-складывание фигур из кубиков по образцу и представлению

- составление фигур из отдельных частей

- упражнения на нахождении закономерностей ( "Игра : "Продолжи ряд» , «Вставь недостающий элемент»)

Развитие мыслительной операции и сравнения

- классификация предметов по 1, 2, 3 признакам

-игра «Назови одним словом», « Четвертый лишний»

- упражнения на подбор предметов, обозначающих определенное понятие.

Описание методической разработки

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы (т.е. сформировать полноценные представления о свойствах и качествах предметов). Накопление чувственного опыта при знакомстве с цветом, формой, величиной предметов обозначают как накопление сенсорных впечатлений. Именно эти впечатления способствуют формированию у детей полноценного восприятия окружающего мира. В дошкольном возрасте в процессе сенсорного воспитания, внимание детей акцентируется на восприятие формы, цвета, величины, звука, вкуса, качества поверхности. Эти свойства имеют определяющее значение для формирования представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с ОВЗ отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) сенсорное восприятие имеет свои особенности. Сами сенсорные процессы детей не имеют нарушений, так как нет первичных нарушений органов чувств, у таких детей осложняется процесс восприятия вследствие нарушений, имеющихся в коре головного мозга. У детей с ЗПР страдают такие стороны восприятия как точность, объем, скорость. У них затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, которая направлена на исследование предметов, что мешает дифференцированному восприятию свойств и качеств предметов. Они с легкостью путают предметы, имеющие схожие качества и свойства, и воспринимают их как одинаковые. Сенсорные эталоны у таких детей являются предметными, а не обобщенными, дети испытывают сложности при узнавании предметов, изображенных в непривычном ракурсе, на схематичных, перевернутых или контурных изображениях. Недостаточной оказывается и целостность восприятия. Дети с задержкой психического развития часто воспринимают объект как единое целое, и им трудно вычленить отдельные элементы. Они испытывают большие трудности в достраивании целостного образа по какой-либо его части, количество образов-представлений у них значительно меньше, чем у детей с нормальным развитием, и эти образы недостаточно точны. Один из существенных недостатков восприятия является снижение скорости процесса переработки поступающей через органы чувств информации. Такой ребенок воспринимает меньшее количество материала за отведенное время, чем его нормально развивающийся сверстник.

У детей с ЗПР система понятий, таких как цвет, форма, размер не сформирована. Поэтому такой ребенок может выполнить инструкцию, которая содержит словесный признак предмета («дай синий мяч»), но самостоятельно назвать цвет, показываемого предмета, ребенок с ЗПР затрудняется.

Таким образом, с учетом указанных особенностей необходима реализация следующих задач по коррекции сенсомоторного развития детей с задержкой психического развития:

- совершенствовать чувственный опыт детей, формировать перцептивную деятельность;

- знакомить с разными способами обследования предметов и объектов;

формировать эталонные представления о цвете, форме, величине;

учить сравнивать и различать контрастные по величине предметы (большой - маленький), форме (круглый - квадратный), цвету (красный - желтый - зеленый - синий);

- учить классифицировать предметы согласно заданному признаку;

стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий.

Достичь успехов в сенсорном развитии у детей с ЗПР можно опираясь на ведущую деятельность детей дошкольного возраста — игру. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, она влияет на формирование произвольности психических процессов. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. В игре у дошкольников легче происходит развитие познавательного интереса к результату своей деятельности, активизируется речь в процессе выполнения проблемной задачи.

Известно, что под влиянием обучения и воспитания, природные задатки развиваются и совершенствуются. Это касается и детей с различными нарушениями в развитии. При обычных методах дошкольного воспитания процесс сенсорного развития дошкольника с ОВЗ проходит медленно, неполноценно, может отрицательно сказываться на ходе психического развития ребенка. Для успешного решения проблем сенсорного воспитания дошкольников с ОВЗ, важно принимать во внимание особенности сенсорного развития таких детей и с учетом данных особенностей выстроить особую коррекционную систему сенсорного воспитания, благодаря которой у ребенка сформируются обобщенные знания и умения, которые обеспечат ему широкую ориентировку в воспринимаемом мире.

Опыт мировой, а в последнее время и отечественной педагогики доказал, что направленный на дидактические цели комплекс сенсорных и моторных упражнений положительно влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие. Вместе с тем, обучение детей с      ОВЗ чрезвычайно затруднено вследствие смешанного, осложненного характера их дефекта, в котором задержка развития высших корковых функций часто сочетаются с эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями познавательной сферы, двигательной и речевой недостаточностью. Поэтому на сегодняшний день остается актуальной проблема сенсорного развития у детей с ОВЗ.

Методы и приемы,

используемые при реализации методической разработки

      В настоящее время необходимость совершенствования организации коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту.

      Наш детский сад комбинированного  вида посещают дети с  ментальными нарушениями  разной степени выраженности.

     Коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ мы строим на основе интеграции образования, личностно-ориентированного подхода, структуры дефекта, компенсаторных возможностей каждого ребенка.

     Чем раньше происходит включение проблемных детей в систему коррекционно-развивающего обучения, тем эффективнее воздействие на ребенка. Необходимость такой работы вытекает из особенностей детского мозга – его пластичности, универсальной способности и компенсации нарушенных функций.

     Учет сложной структуры дефекта, «зоны актуального и ближайшего развития», половых, возрастных, психологических, индивидуально-личностных особенностей детей, необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями, соблюдение охранительного режима, побудила нас, к поиску новых форм организации коррекционно-развивающего процесса, путей повышения эффективности коррекционной работы.

     В настоящее время существуют разные методы и приемы коррекции и развития детей с ограниченными возможностями. Но перед нами встал вопрос: как организовать коррекционно-развивающую работу максимально стимулируя и развивая потенциальные возможности детей, в сочетании с двигательной активностью; как разнообразить монотонные будни ребенка?

     Проанализировав специальную литературу, ориентируясь на собственный опыт и опыт других педагогов, мы пришли к выводу о необходимости интегрировать сенсорную деятельность  дошкольников с нарушением интеллекта в коррекционную работу по развитию и коррекции познавательной деятельности детей.

     Помимо традиционных методик обучения, мы решили в коррекционной использовать сенсорное оборудование. Оно обладает большим диапазоном возможностей. Играя с этими элементами, ребенок учится добру, творчеству, познанию.

     Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

     Сенсорную  деятельность в педагогическом процессе мы рассматриваем не только как развитие и коррекцию нарушенных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.

     Для педагога – занятие с сенсорным оборудованием – хорошо продуманное занятие, а для ребенка – творческая деятельность, работа в равной степени всех психических функций.

Требования к организации проведения упражнений

с камешками МАРБЛС:

- Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук.

- Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

- Наличие познавательной направленности упражнений.

- Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.

Работа с педагогами:

Работа с родителями

Взаимодействие с социумом

Диагностика

 май 2022-2023 год

Приложение:

 октябрь 2023-2024год

 

Приложе

Приложение

Перечень игр с МАРБЛС и их описание

КАМЕШКИ МАРБЛС В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ДЕФЕКТОЛОГА

 Упражнение"Знакомство"

Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.

Оборудование: емкость с камушками "Марблс".

Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие. Качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый. Затем дается время для самостоятельного манипулирования.

 Упражнение "Найдем предмет" или "Угадай-ка»

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер - игрушки и т.д.)

Оборудование: емкость глубокая, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

 

Упражнение "Змейка"

Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс". Для детей с низкой моторной ловкость: специально заготовленные камушки на липучке.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

 «Веселая змейка».

Педагог уточняет, как ползет гусеница – не по прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, затем диктует ребенку направление движения гусеницы, дети выкладывают камешки в рамочку, сколько успеют до следующей инструкции. Проверяем полученную гусеницу.

 Упражнение: «Помоги-ка»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камушки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).

Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

 «Найди и назови».

Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук.

У ребенка есть карточка с предметами разного цвета, по темам. Можно, например, 5 огурцов, 3 перца желтых, 4 морковки, 2 помидора, 1-? Ребенок выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает. Какой цвет марблс есть еще в тарелочке? (фиолетовый). Угадай, какой овощ загадали под цифрой 1? (баклажан). Выложи. Назови, каких овощей больше всего?

 «Расскажи про свой узор?».

Цель: развивать воображение, связную речь.

Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это может быть, что угодно. Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – красный шарик- это ягодка, справа от него – зелёный листик, ниже три камешка образуют стебелек и т. д.»

 «Зоркий глаз»

Цель: развивать память

Выложить 5 любых камешков на первый ряд, запомнить их последовательность. Закрыть глаза и проговорить.

 «Ходилка»

Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику

Играет 2-3 игрока, у каждого ребенка камешек определенного цвета. Побеждает тот, кто быстрее доберется до финиша. Нужно назвать слова на определенную тему, например, ребенку выпадает кубик с 5 точками, он вибирает карточку с темой, и называет 5 слов на эту тему. На каждое слово вкладывает камешек, если затрудняется, ход переходит к другому игроку.

 «Мозаика».

Цель: развивать мелкую моторику, зрительную память, логическое мышление, творчество

Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.

 «Крестики - нолики».

Цель: развитие звукового анализа.

Берем 2 цвета камешков синие и зеленые, работаем над звуком, дифференцируем по твердости- мягкости. Один игрок называет слова с твердым звуком и выкладывает камешек по принципу традиционной схемы «крестики- нолики», другой аналогично с твердым. В случае затруднения ход переходит к другому игроку.

 «Лабиринты».

Берем два - три цвета кубиков, красный – произнес не правильно, желтый - произнес не совсем четко, зеленый произнес правильно.

Автоматизируем звук в словах и выкладываем последовательно камешки в рамочку. Анализируем проделанную работу.

 «Художник».

Цель: развивать творчество, мелкую моторику.

Выложить заданный предмет из камешков (предлагаются карточки с предметами, например, зонтик, стол, стул, домик, машина, горка, юбка, торшер, лодка, ракета). Ребенок выкладывает схематичное изображение.

 «Укрась».

Выложить узор по собственному усмотрению и рассказать, где можно использовать данный узор.

 «Исправлялки».

В рамочке есть изображение буквы или цифры. Ребенку необходимо исправить или доделать недостающие элементы буквы, цифры.

 «Магия».

 Выложить в рамочке заданную букву. Затем превратить букву в похожий предмет. Назвать его.

 «Чудесный мешочек»

Задачи: формировать умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления, развивать речь.

Вариант 1. В непрозрачный мешочек кладут шарики разной формы, величины, цвета. Перед ребенком образец-шарик марблс. Педагог просит ребенка найти в мешочке такой же.

Вариант 2. ребенку завязывают глаза, дают шарик, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.

Камешек в руке катаю,

Между пальчиками верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Вариант 3. Ребёнок достаёт из мешочка камешек любого цвета и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак.

Зелёный камешек – зелёный огурец, лук, крокодил и т.д.

Жёлтый камешек – жёлтое солнце, жёлтый подсолнух, жёлтая груша и т.д.

«Сухой бассейн»

Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, словарный запас, фонематический слух.

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых- мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее, описать.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находится шарики марблс. Педагог предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

Лежит наш клад на дне морском,

Засыпан золотым песком.

Свернувшись в небольшой клубок,

На камне дремлет осьминог.

Вариант 3. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых — мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку и определить есть в её названии заданный звук.

«Золушка»

Задача: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.

Вариант 1. Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Вариант 2. Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

Вариант 3. Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

 «Волшебная дорожка»

Задачи: развивать цветовосприятие, слуховую память, фонематический слух, навыки звукового анализа, формировать умения выделять первый звук в слове и сопоставлять его с первым звуком в названии цвета.

У ребенка-подносы с разноцветными камушками, педагог называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета которого в начале слова находится выделенный звук. Например, педагог называет и показывает картинку с изображением жука. Ребенок показывает первый звук в слове «желтый» и выкладывает желтый камешек.

  «Цветовая гамма».

Цель: развивать цветовое восприятие, зрительную память.

Для этой игры подойдет контейнер для яиц. Ячейки нужно раскрасить в разные цвета. В мешочек насыпать Марблс разного цвета и разной формы. Правило: вытаскивать из мешочка шарик и класть в ячейку такого же цвета. Можно организовать соревнование: поставить песочные часы и предложить, кто за 1 минуту заполнит все ячейки, но это для детей постарше.

 Игра «Клад».

В разноцветные шарики прячется «клад» (записка, игрушка от киндер-сюрприза и т.д.). Перед каждым ребенком ставиться емкость с шариками «сухой бассейн» и дается задание «Перебирая пальчиками, ищем спрятанный предмет.

  «Кто быстрее начинит «колбаску».

1 Вариант. Для этой игры шьется полочка-«колбаска», из прозрачной ткани, чтобы видны были шарики, перед каждым ребенком ставится емкость с шариками и дается задание: «Кто быстрее начинит «колбаску» шариками зеленого цвета. Дети выбирают из массы только зеленые шарики и укладывают их друг за другом в ряд.

2 вариант. Работа в парах: шьется более длинная «колбаска». По сигналу участники игры начинают ее наполнять. Один ребенок наполняет ее справа красными шариками, другой - слева синими шариками.

Речевая игра с элементами подвижной активности «Зебра, лев, жираф».

Игра направлена на развитие моторики, речи, дальнозоркости, формирование лидерских качеств: целеустремленности, умение работать по четкому алгоритму, выполнять команды. Что нужно?

Для игры необходимо подготовить большие круглые шарики Марблс, нарисовать животных и приклеить их к любой коробке, можно из-под обуви.

Как играть?

У каждого ребенка своя коробка. Детям дается по 6 шариков в мешочке (коробке) на каждого (по количеству зверей). По команде дети стараются закатить шарик в коробку к зверю. Правило: нельзя бежать за шариком, пока не закончатся все шары в мешочке (коробке), и взрослый не даст команду. Каждый подсчитывает количество шариков, которые удалось закатить. Все дети получают призы (например, сушку или наклейку).

Педагог читает правила.

Звери выстроились в ряд,

В марбле поиграть хотят,

Они тихонечко стоят

Терпеливо ждут ребят.

Мы же встанем тоже в ряд, Дети становятся в ряд.

Шары катаем все подряд!

Друг за другом, не спешим

И зверюшек не смешим!

Но сначала всем скажите,

Кто сегодня к вам пришел? Назвать животных

Зебра, лев, олень, жираф, нарисованных на коробке.

Верблюд, слон играть хотят.

Правила игры просты:

Шарик к зверю закати!

Очередь ты соблюдай,

Приз от зверя получай! По очереди катят шарики.

Шарик к зверю не попал?

Значит, ты не так играл!

Еще раз попробуй ты,

Целься смело, не спеши!

И на счет: один, два, три

Начинаем! Шар кати!

 «А ну-ка, повтори».

Ребенку дается коробочка или ткань с клетчатым полем, где нужно выложить шарики по образцу. Начинать можно с простого варианта, переходя на более сложный.

 «Игры – лабиринты».

Эта игра развивает у ребенка координацию, ловкость и одновременно речь ребенка, наклеивая разные картинки в «тупики», в которые попадает шарик, можно сделать игры-лабиринты по любой теме.

Использование камешков МАРБЛС при изучении лексических тем

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

«Выложи по контуру».

«Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

«Заполни картинку камушками»

2.Звуко-буквенный анализ слов.

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза (фишки-камешки выкладывать под буквами).

• «Волшебный мешочек».

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

• Звуковой анализ по схеме слова.

3. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций. Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камешками схему.

4. Развитие пространственных представлений и предложно-падежных конструкций.

• «Положи правильно» 

Педагог дает устные задания типа: Положите красный камешек в центр листа. Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

• «Продолжи ряд» (педагог предлагает образец разложенных камешков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок).

• «Лабиринты»

«Вокруг да около» (работа с предложно-падежными конструкциями)

Педагог даёт задание: «Положи красный камушек на божью коровку (где находится божья коровка? (в середине); синий — над божьей коровкой (уточнить, кто находится над божьей коровкой? (жук); положи зелёный под божью коровку (уточнить, кто находится под божьей коровкой) и т.д.

5. Развитие грамматического строя речи (словоизменение и словообразование, согласование)

• «Помоги Дюймовочке»

Помоги Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д.

• «Волшебный мешочек» 

Ребёнок достает камушек из мешочка определенного цвета и говорит: Зелёный камушек- зелёный огурец, красный камушек-красное платье и т.д.

6. Работа по коррекции дисграфии.

• Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

• Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ).

«Знакомство с буквой».

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

 Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы

7.Коррекция звукопроизношения.

«Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков».

Цель: Закрепление произношения автоматизированного звука; дифференциация звуков.

8.Развитие фонематического представления (позволяет закрепить правильное произношение оппозиционных звуков).

«Логопедическая ромашка»

Цель: Закрепление умения различать звуки на слух (мягкий звук, твердый звук), выделять их из слов, сравнивать между собой.

Используемая литература:

  1. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика.: Пособие для психолого-педагогических комиссий. - М.: Владос, 2003 - 32 с.
  2. Л.Б.Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. - Спб., 2001.
  3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. —М.: Школьная Пресса, 2003 г.
  4. Л.Б.Баряева «Математическое образование дошкольников с ЗПР: диагностика и коррекция». -Спб: - 2001 г.
  5. И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»
  6. И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Формирование элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР».
  7. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-
  8. Семихатская С.В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.
  9. Степанова М.А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.М.: Альфа, 1993.- 103 с.