Мои выступления

Кондышева Елена Анатольевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 33 «РАДУГА»

358 019, Республика Калмыкия г. Элиста 2 мкр. д. 41

Т. 8(847)22 68470 E-mail: class="c12 c16">

Брэйн-ринг для педагогов ДОУ

«Экономическое воспитание дошкольников»

Учитель-дефектолог

Кондышева Елена Анатольевна

Цель: Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи:

  1. Расширить знания педагогов в области «экономического воспитания дошкольников: формирования предпосылок финансовой грамотности»; познакомить с метолами и технологиями экономического воспитания; совершенствовать способность педагогов мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания и умения.
  2. Повышение уровня взаимодействия педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников.

Повестка дня.

  1. Теоретическая часть «Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования»
  2. «Брэйн-Ринг» : разделение на команды , выбор капитанов, визитная карточка. Педагогическая разминка.
  3. Практическая часть : а) « Мозговой штурм»,

б) Анаграммы,

в) Финансовые ребусы,

г) Литературная викторина

д) Конкурс капитанов

е) Пальчиковая гимнастика

ж) Подведение итогов, награждение.

Слайд №3

«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

Актуальность включения в образовательную деятельность:

1–недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами (дети не знают цену деньгам, не могут экономить, бережно относиться к вещам)

2– правильное отношение к деньгам закладывается в семье

3– финансовая грамотность для дошкольников – это финансово- экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов.

Слайд №4

Цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

Задачи:

  1. «Создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка».
  2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества»
  3. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей ЗОЖ, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности,
  4. «Обеспечение преемственности целей, задач и содержания».
  5. «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Слайд №6

Приветствие команд, визитная карточка, выбор капитанов.(жеребьевка методом «Волшебный мешочек»)

Слайд №7

«Мозговой штурм»

Уважаемые педагоги, первое игровое задание:

- Что делает с рублем копейка? (бережет)

-Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)

-Как называется место продажи Новогодних елок? (елочный базар)

-Скажите, пожалуйста, что считать в чужом кармане не хорошо, но очень интересно? (деньги)

-Делать это ни в чужом, ни тем паче в своем доме не стоит, деньги выжить можно? (свистеть)

-Что сколачивают из денег? (капитал)

-Какое животное всегда при деньгах? (поросенок)

-О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: « это умение продать одну картофелину по цене килограмма?» (чипсы)

Слайд № 7

Анаграммы

Составить слова из букв :пенсия, реклама, зарплата, договор, экономика, банк, деньги.

Слайд №8

Финансовые ребусы:

команда №1

  1. Финансовое учреждение
  2. Металлический денежный знак?
  3. Всеобщий измеритель товаров?
  4. Долговое обязательство?
  5. Рост цен?
  6. Плата за пользование ссудой?
  7. Ссуда, предоставляемая на условиях возврата?
  8. Ценная бумага?

команда №2

  1. Средства, получаемые в результате какой-либо деятельности.
  2. Список доходов и расходов.
  3. Один из видов косвенного налога.
  4. Денежный сбор с населения или предприятия за определенные услуги
  5. Денежная единица, какой-либо страны
  6. Вывоз товаров за границу
  7. Обязательный платеж, взимаемый государством с физического или юридического лица
  8. Обесценивание денег
  9. Печатание государственных денег и ценных бумаг
  10. Денежное обеспечение нетрудоспособных и пожилых людей.

Слайд №9

Литературная викторина

Цель: ознакомление с художественной литературой, знание сказок и героев.

  1. Автор произведения вашей первой детской книжки с денежной тематикой.

(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)

  1. Герой, какого произведения наивно последовал следующему совету: « ….. на этом месте выкопай ямку, скажи три раза : « Крекс, фекс, пекс», - положи в ямку золотой, посыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»? ( «Золотой ключик, или приключения Буратино» А.Н. Толстой)
  2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: « Клад…..- это такие деньги и такие сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.- А зачем? – А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь? – Я? Про запас. – вот и они про запас» (между Матроскиным и Шариком. « Дядя Федор, пес и кот » Э. Успенского)
  3. Какие деньги ввел на своем острове царь Гвидон? (Золотые монеты. « Все скорлупки золотые. … Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету).
  4. Советских аниматоров в 1954 году вдохновляли индийские сказки. В результате получилась поучительная история о мальчике- сироте, жадном радже и волшебной антилопе, высекающей копытами золотые монеты. (Золотая антилопа)
  5. Красивая арабская сказка, занимающая достойное место в знаменитой «Книге тысяча и одной ночи». Здесь есть элементы, присущи восточной литературе, -витиеватая сюжетная линия, постоянно подстерегающие опасности, прекрасная мудрая женщина, кровожадные разбойники, отважный бесхитростный главный и , конечно же, наполненная золотом и драгоценностями пещера».

(Али-баба и 40 разбойников)

Слайд №10

Конкурс капитанов

Оценивается правильность и быстрота ответа, доступность объяснения.

Что изображено на российских купюрах

Все изображения на российских купюрах связаны со значимыми, религиозными, историческими местами и масштабными строениями. Также на купюрах размещены характерные приметы подлинности, такие как водяные знаки, рельефная надпись «Банк России», металлизированная краска, волокна определенных цветов. Но фактически и памятники, и архитектура тоже выполняют и защитную функцию.

- 200 рублей – Севастополь. Памятник Погибшим кораблям в Крымской войне

- 1000 рублей – Ярославль. Памятник Ярославу Мудрому, держащему в руках храм (как веру) и храм Иоанна Предтечи.

- 2000 рублей –Русский Мост, соединяющий Владивосток и остров Русский, и пусковая установка космодрома «Восточный» в Амурской области.

- 5000 рублей – Хабаровск. Николай Николаевич Муравьев-Амурский, граф и генерал-губернатор восточной Сибири, и Царский амурский мост (2700 метров длиной).

Уважаемые капитаны, послушайте вопрос: Какие жизненные ситуации способствуют ознакомлению детей дошкольного возраста с деньгами? К какому опыту эти ситуации приводят?

(поездки в отпуск, покупки в магазинах, поход в кино, стрижки в парикмахерской, зубная фея приносит, денежные подарки на дне рождения, получение денег за выполнение чего-либо и т.д. То есть дети видят, как мы тратим деньги, мы даем деньги детям.)

С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит «Не приставай!».

(опыт: дети понимают, что на деньги можно что-либо купить; чтобы что-то купить, надо деньги отдать; имея денежные накопления – учатся тратить).

Уважаемые капитаны, послушайте вопрос: Детям дарят денежные подарки (капитаны высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)

Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».

Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».

Уважаемые капитаны, послушайте вопрос: Детям дают деньги за выполнение каких- либо домашних дел, за примерное поведение (капитаны высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)

Когда родители щедро финансируют ребёнка, они пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним, считая, что свою заботу и любовь они могут компенсировать деньгами. Категорически не рекомендуется платить ребенку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности. Не следует также «покупать» хорошее поведение у маленьких детей.

Уважаемые капитаны, послушайте вопрос: Детям дают карманные деньги (капитаны высказывают свое мнение по поводу денежных подарков дошкольникам)

Общее мнение педагогов и психологов в том, что карманные деньги детям нужны. С точки зрения Антона Семеновича Макаренко, карманные деньги детям необходимы, так как их наличие заставляет ребенка планировать, экономить, рассчитывать, т.е., получать бесценный социальный опыт.

Самое главное – объяснить ребенку, что раз у него появилось право распоряжаться пусть небольшими, но деньгами, то появились и новые обязанности – например, в чем-то помогать по дому.

Учитывая то, что в настоящее время у детей уже дошкольного возраста появляются некоторые денежные средства, необходимо объяснять и помогать им в их использовании.

Домашнее задание «Ребусы - примеры народной мудрости: пословиц, поговорок о деньгах».

В конкурсе принимают участие команда в полном составе. Команды готовят по 2 ребуса на финансовую тематику.

Домашнее задание «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»

Команды поочередно рекламируют товар, с логотипом банка.

Оцениваются:

- правильность составления рекламы;

-юмор;

- артистичность участников.

Домашнее задание «Умелые руки не знают скуки» изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Банк или супермаркет»

Команды поочередно предлагают изготовленные атрибуты.

Оцениваются:

- качество изготовления атрибута;

- участие детей;

- важность атрибута для игры

Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»:

Один, два, три, четыре, пять (поочередно разжимаем пальцы рук)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук, по окончании – пальцы в кулак).

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Уважаемые коллеги, вот наш Брэйн-ринг и подошел к завершению.

А сейчас жюри посчитает ваши доходы. Это поднимает настроение. Спасибо вам всем за работу. Сегодня каждый имеет свой доход, не важно, какой он, важно то, что вместе мы сила – и в игре побеждает дружба. Награда ждет каждого участника.

Надеемся, что КВН оказался полезным, если так, напишите, пожалуйста, на ваших купюрах пожелания или рекомендации нам для продолжения работы.

Спасибо за активное участие.

решения педагогического состава.

  1. Знакомство дошкольников с основами экономики через совместную деятельность – в течение учебного года.
  2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах, как педагогическое условие экономического воспитания дошкольников в течение учебного года.
  3. Организация образовательной деятельности в старших и подготовительных к школе группах в течение учебного года..
  4. Выступление на заседаниях методического совета МДОБУ.
  5. Применение в практике педагогической деятельности.

Материалы к педсовету:

-Презентация

-Эмблемы для капитанов банки : ОТП, Росбанк, Сбербанк

-Эмблемы команд «сундуки для хранения наград»

-Денежные купюры, грамоты для награждения команд

-2 полуватмана с кроссвордами.

-маркеры

-Выставка с литературой.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 33 «РАДУГА»

358 019, Республика Калмыкия г. Элиста 2 мкр. д. 41

Т. 8(847)22 68470 E-mail: class="c3">

« Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов»

Выполнила: учитель-дефектолог

Кондышева Е.А.

Элиста, 2024

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов.

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами

цвета (основные цвета спектра, белый, черный, оттенки);

формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник, величины (длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий и т. д.).

Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуко-высотные отношения, свои эталоны – во вкусовом, обонятельном восприятии.

Сенсорное развитие.

А) Развитие ориентировки в цвете

  • На уровне сличения
  • На уровне показа по слову
  • На уровне самостоятельного называния
  • Выполнение группировки по заданному цвету (Дай все такие)
  • На уровне обобщения (что еще бывает такого цвета)

Б) Развитие ориентировки в форме

  • Соотнесение объемных форм (кирпичик, шарик, кубик, призма)
  • Показ по слову
  • Самостоятельное называние (кирпичик, кубик, шарик)
  • Выполнение группировки по заданной форме
  • Обобщение (что бывает такой формы)
  • Соотнесение плоскостных форм (круг, квадрат треугольник, прямоугольник, овал).
  • Показ по слову.
  • Группировка по заданной форме
  • Обобщение (найди похожие предметы)
  • Ориентировка в двух контрастных величинах
  • Ориентировка в трех контрастных величинах
  • Учить обобщать предметы по величине
  • Учить различать предметы по массе (тяжелый, легкий), по температуре (горячий, холодный)
  • Учить различать и обобщать неречевые звуки (голоса животных, птиц, звуки различных материалов – звон стекла, шуршание бумаги).

Для организации воспитания и обучения детей очень важно вызывать и поддерживать интерес к окружающему миру. И здесь неоценимы игры, игровые пособия, которые должны привлечь внимание, заинтересовать.

Дидактические игры имеют обучающий эффект, и в этом их основная ценность. В играх дети получают, закрепляют определенный сенсорный опыт.

Дидактический материал по сенсорному развитию

Развитие ориентировки в цвете

Игра «Посади бабочку» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой). Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов – желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «бабочка любит свою полянку, это – ее домик». Взрослый берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это – не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывая к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того, как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка – желтого цвета, такая, и все бабочки тоже желтого цвета».

Игра «Закрой окошко» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: два картонных домика разного цвета с вырезанными окошками, в середине которых изображены зайчики (птички и т.д.), окошки соответствующих цветов одинаковой формы и величины.

Ход игры: взрослый кладет перед ребенком «домики», привлекая внимание ребенка к зайчикам, и предлагает спрятать от лисы: «Спрячь зайчиков, чтобы лиса их не увидела, не напугала». Если ребенок выполняет задание без учета ориентировки на цвет, взрослый обращает его внимание, что окошко не такого цвета как домик. «Лиса может догадаться, что там зайчик. Найди окошко такого же цвета как домик». В конце игры взрослый фиксирует результат: «Красное окошко – для красного домика, желтое окошко - для желтого домика».

Игра «Перевези кубики» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Оборудование: две машины двух цветов – желтого и красного, кубики соответствующего цвета и одинакового размера.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком машины и говорит, что в них надо положить кубики и перевезти их на стройку. «В красную машину надо класть красные кубики». В конце игры взрослый обобщает: «Красная машина везет красные кубики, а желтая машина – желтые кубики».

Игра «Накорми куклу» Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Оборудование: две куклы, одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай куклам свои чашки». То же самое взрослый просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднения взрослый использует метод сличения (такая – не такая). Развитие ориентировки в форме

Игра «Спрячь игрушку» Цель: вызвать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению практическим способом выявления свойства этих предметов.

Оборудование: две коробки: одна – круглой формы с соответствующей крышкой, имеющей «ручку», другая – квадратной формы также с «ручкой». Шарик и кубик находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две коробки, опускает в круглую шарик, в квадратную – кубик и предлагает ребенку спрятать (закрыть коробки крышками). При этом обращается внимание на взятие ребенком крышки за ручку тремя пальцами (щепотью). При затруднениях взрослый показывает и комментирует способ действия: «Круглую коробочку надо закрывать такой, круглой крышкой. А эту коробочку – другой, не такой, не круглой крышкой».

Игра «Почтовый ящик» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера находятся на подносе.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. При этом вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные формы в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать кубики и шарики.

Игра «Собери пирамидки» Цель: развивать зрительную ориентировку на форму предметов.

Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стрежнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками и кубиками и предлагает ребенку собрать пирамидки из кубиков и из шариков. Взрослый обращает внимание ребенка: «Тут все такие – круглые, шарики. А здесь, указывая на другую подставку, не такие – кубики».

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предметов, формировать практические способы ориентировки, учить пользоваться методом наложения.

Оборудование: две пирамидки одна с маленькими колечками, другая – с большими, все колечки на обеих пирамидках одного цвета. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком две пирамидки и предлагает ребенку снять колечки с пирамидок. При этом взрослый обыгрывает колечки, показывает ребенку, что колечки крутятся. После этого взрослый берет стержень большой пирамидки и говорит: «Сюда надо надевать все вот такие, большие колечки. При затруднениях используются совместные действия взрослого с ребенком, прием наложения: маленькое колечко накладывается на кольцо: «Видишь, разные колечки, надо найти такое же, большое колечко», затем предлагается надевать маленькие колечки на соответствующий стержень. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на обе пирамидки: «Здесь – все большие, а здесь – маленькие колечки».

Данные игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, различает и выделяет качества предметов, сравнивает их по этим качествам и обозначает соответствующим словом.

Удачных игр!!!