Самообразование 2024-2025

Куценко Ольга Владимировна

ДГ МБОУ «Средняя школа №13» п. Новый

Самообразование

2024-2025

Тема: «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы

Во время обучения в начальных классах у обучающихся возникают трудности в овладении русским языком. У значительного колличества детей недостаточно сформированы процессы фонематического анализа и синтеза, пространственного и зрительного восприятия, отмечаются нарушения мелкой моторики и конструктивной деятельности. Поэтому  дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас. Чтобы этого не допустить, необходимо сразу учить детей правильно говорить, произносить звуки, читать по слогам и составлять предложения.

Дошкольное образование, являясь первой ступенью в развитии способностей детей, согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования, охватывает и речевое развитие дошкольников, которое включает овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

Самым благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей человека является дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте, согласно новым стандартам дошкольного образования, необходимо активно развивать конструктивную деятельность дошкольников.

Конструктор – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Он способствует творческой активности, формированию мышления, речи, мелких мышц рук, а так же выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрации внимания.

 Конструктор ТИКО «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, научить ребёнка правильно читать, что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Инновационная значимость.

Специалисты отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование - одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Отметим, что, работая над совершенствованием конструктивной деятельности, мы параллельно тренируем тонкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие детской речи.

Можно выделить следующие функции ТИКО – конструирования:

Образовательные:

- способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;

- формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления.

Развивающая:

- улучшает моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;

- развивает творческие способности;-прививает художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия решений.

Из этого следует, что стимулируя движения пальцев рук, соединяя детали конструктора между собой, мы способствуем развитию речи дошкольника, которая формируется под влиянием импульсов, интенсивно идущих из пальцев рук.

Цель: повышение собственного профессионального уровня как педагога; привлечение внимания педагогов и родителей к такому виду пособий как конструктор ТИКО; представление методических рекомендаций по применению конструктора ТИКО «Грамматика» при устранении недостатков устной речи и профилактике письменной речи дошкольников.

    Задачи:

·Изучение ФОП ДО, других нормативных документов.
·Изучить программу дополнительной платной образовательной услуги познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста «ТИКО-МАСТЕРА» под редакцией И.В.Логиновой г. Нижневартовск, 2011 г
·Изучить методическую литературу и материалы сети Интернет по теме «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
·Разработать систему игр и упражнений с использованием конструктора ТИКО «Грамматика» для развития речевых навыков..
·Создание «Методической копилки». Разработать методические рекомендации, памятки для воспитателей и родителей по применению конструктора ТИКО «Грамматика» в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
·Систематизировать виды работы с конструктором в зависимости от этапа работы.
·Внедрить технологии или методики в практику.
·Пополнить РППС
Ожидаемые результаты:

Для педагогов:

          ·повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

·овладение инновационными педагогическими технологиями ТИКО - конструирования, как средством развития речевых навыков  детей;
·изучение педагогического  опыта  других педагогов;
·умение активизировать творческие способности и умения;
· распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации ОД.

Для воспитанников:

·развитие конструктивной деятельности дошкольников;
·стимулирование  образования импульсов, идущих из пальцев рук;
·стимулирование развитие речи через выполнение упражнений пальцами рук, индуктивно приводящих к возбуждению в речевых центрах головного мозга, и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон;
·повышение речевой  активности ребёнка, создание  благоприятной атмосферы на занятиях, применяя ТИКО – конструирование;
·совершенствование  навыков ориентировки в пространстве; параллельно с развитием речи тренировать память, внимание, мышление;
·совершенствование умения ребёнка размышлять, анализировать, фантазировать.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сентябрь-ноябрь

Изучение методической литературы.

 

Регулярный просмотр интернет ресурсов.

1.Изучение нормативных документов  ФОП ДО

2. Изучение опыта работы по введению ТИКО-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно- методической литературой по данной теме.

•«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г.
•Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014
•Логинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования. www.ticorantis.ru
•Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
•Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010.
•Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. «Непослушный язычок» - Новгород, 1999.
•Исаева О.В. «Развиваем речь, мышление, мелкую моторику» - Харьков: Клуб семейного досуга, 2014. - 120 с.
•Косинова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» - М.: ЭксмоЛисс, 2011.
•Новак Е.В. «Пальчиковые игры и гимнастика для малышей» - Харьков: Клуб семейного досуга, 2014.
•Павлюк И.Ю., Веклич Е, Г. «Альбом по развитию речи» - Харьков: Клуб семейного досуга, 2014.
•Скворцова Ирина «Логопедические игры» - М.: Олимпа, 2014.

3. Информационные ресурсы

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/dos... Интернет-ресурсы

- www.nsportal.ru

- www. maam.ru.

- www.planetadetstva.net

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/pro...

http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Сентябрь

Подбор и анализ методической литературы

Изучить программу дополнительного образования «ТИКО-МАСТЕРА» автор Логинова И.В.

Вступить в группу «ТИКО-конструирование» в VK и других соц.сетях.

Диагностическое обследование уровня  детей.

 Консультация для родителей «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».

РППС

Приобретение конструктора ТИКО «Грамматика»

Октябрь

Методическая литература.

•  Изучение опыта работы учителя Андрияновой Ольги Владимировны « Использование конструктора ТИКО "Грамматика" при коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет».

 Создание методической копилки:

Оформить информационный стенд для родителей «ТИКО- моделирование».

Составление перспективного плана развитие речевых навыков с использованием конструктора ТИКО «Грамматика». Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Создание картотеки по теме «Упражнения, направленные на развитие пространственной ориентировки».

Внесение пособий:

Внести схемы для создания плоскостных конструкций (папка ТИКО – моделирования Логинова И.В.)

Внести для совместной деятельности с детьми конструкторы ТИКО. «Малыш», «Фантазер», «Грамматика».

Консультация для родителей «Приемы работы с конструктором ТИКО «Грамматика».

Ноябрь

Методическая литература:

•  Изучить методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н.М.Карпова, И.В.Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами.

•  Александрова Л.Ю., Спирина Н.П. «Непослушный язычок» - Новгород, 1999. - 120 с.

Создание методической копилки:

Картотека игровых упражнений с конструктором ТИКО «Грамматика» «Знакомство со звуками русского языка».

Консультация для родителей «Какие игровые упражнения по ТИКО-моделированию можно выполнять дома с детьми».

Декабрь

Методическая литература:

•  Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010.

•  Исаева О.В. «Развиваем речь, мышление, мелкую моторику» - Харьков: Клуб семейного досуга, 2014.

•  Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в детском саду.

Создание методической копилки:

Пополнение картотеки упражнений с конструктором ТИКО «Грамматика» «Знакомство со звуками русского языка».

Внедрить в перспективное планирование - Развитие связной речи через театральную деятельность с использованием конструктора ТИКО.

Внесение пособий:

Создать по ТИКО моделированию технологические карты №1 для совместной деятельности с детьми.

Январь

Методическая литература:

•  Косинова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» - М.: ЭксмоЛисс, 2011.

•  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска.

Внесение пособий:

Внести для совместной деятельности с детьми конструкторы ТИКО. «Малыш», «Фантазер», «Грамматика».

Создание методической копилки:

Картотека игровых упражнений с конструктором ТИКО «Грамматика» - «Знакомство со слогом, чтение по слогам, автоматизация звуков в слогах».

Консультация для родителей

«Трудности, которые встречаются при работе с конструктором ТИКО «Грамматика».

Февраль

Методическая литература.

•  Изучение опыта работы педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

•  Павлюк И.Ю., Веклич Е, Г. «Альбом по развитию речи» - Харьков: Клуб семейного досуга, 2014.

Дистанционное обучение

 Повысить квалификацию по программе.

Создание методической копилки.

Картотека игровых упражнений с конструктором ТИКО «Грамматика»  по теме «Звуко - буквенный анализ и синтез слов».

Памятка для родителей по организации досуговой деятельности дома с помощью конструктора ТИКО «Грамматика».

Внесение пособий. Внести фотоальбом с работами детей из конструктора ТИКО по данной теме.

Март

Методическая литература.

•  Изучение опыта работы педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах.

  Скворцова Ирина «Логопедические игры» - М.: Олимпа, 2014. –120 с.

•  НПО «Рантис» Тико-конструирование. Методические

•  рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного

•  и младшего школьного возраста. СПб, 2014.

Консультацию для сотрудников

«Актуальность работы с технологией ТИКО-моделирования»

Подготовить и провести семинар для воспитателей ДОУ «ТИКО – моделирование, как инновационная образовательная технология, в русле интеллектуального развития детей»

Апрель

Методическая литература.

http://www.tiko-rantic.ru/games and  activities/doshkolnik/- интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО).

Создание методической копилки.

Изготовить картотеку «Составление слов, формирование навыка чтения и письма слов различной слоговой структуры, автоматизация звуков на уровне слова».

Создать  презентации по теме «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Изготовить подборку конспектов НОД.

Проведение открытого для родителей и воспитателей.

ЗАВЕРШИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Май

Опубликовать опыт работы по теме «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Диагностическое обследование уровня детей.

Оформить выставку детских работ по теме ТИКО – моделирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tiko_konstruktor-1_00001.zip2.11 МБ