Самообразование 2024-2025
ДГ МБОУ «Средняя школа №13» п. Новый
Самообразование
2024-2025
Тема: «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Дошкольное образование, являясь первой ступенью в развитии способностей детей охватывает и речевое развитие дошкольников, которое включает овладение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО. Конструктор ТИКО «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, научить ребёнка правильно читать, что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Конструктор ТИКО «Грамматика» - это уникальный инструмент, помогающий обогатить словарный запас, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, научить ребёнка правильно читать, что несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Инновационная значимость.
Специалисты отмечают, что конструирование плодотворно влияет на всестороннее развитие личности ребёнка. Так, Н. Ширяева отмечает, что формирование умственной активности - способности рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения - имеет большое значение в подготовке детей к обучению в школе. Конструирование - одно из средств решения этой задачи. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Отметим, что, работая над совершенствованием конструктивной деятельности, мы параллельно тренируем тонкие движения пальцев рук, что, в свою очередь, опосредованно влияет на развитие детской речи.
Можно выделить следующие функции ТИКО – конструирования:
Образовательные:
- способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;
- формировать навыки пространственного, логического и абстрактного мышления.
Развивающая:
- улучшает моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;
- развивает творческие способности;-прививает художественный вкус и эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия решений.
Из этого следует, что стимулируя движения пальцев рук, соединяя детали конструктора между собой, мы способствуем развитию речи дошкольника, которая формируется под влиянием импульсов, интенсивно идущих из пальцев рук.
Цель: повышение собственного профессионального уровня как педагога; привлечение внимания педагогов и родителей к такому виду пособий, как конструктор ТИКО; представление методических рекомендаций по применению конструктора ТИКО «Грамматика» при устранении недостатков устной речи и профилактике письменной речи дошкольников; формирование и совершенствование речи ребенка посредством ТИКО- конструктора
Задачи:
– расширение и активизация словарного запаса, развитие первоначальных навыков диалогической речи;
– развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи),
– развитие сенсомоторных процессов (глазомера, мелкой моторики);
– активизация работы левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет управления работой кистей рук и задействования пространственного мышления при сборе объемных фигур;
- расширение кругозора, обогащение эмоциональной сферы, развитие художественно-эстетического вкуса;
– создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
– развитие интереса к исследовательской деятельности и моделированию;
– воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими людьми (сверстниками и взрослым).
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
·повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
·овладение инновационными педагогическими технологиями ТИКО - конструирования, как средством развития речевых навыков детей;
·изучение педагогического опыта других педагогов;
·умение активизировать творческие способности и умения;
· распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации ОД.
Для воспитанников:
·развитие конструктивной деятельности дошкольников;
·стимулирование образования импульсов, идущих из пальцев рук;
·стимулирование развитие речи через выполнение упражнений пальцами рук, индуктивно приводящих к возбуждению в речевых центрах головного мозга, и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон;
·повышение речевой активности ребёнка, создание благоприятной атмосферы на занятиях, применяя ТИКО – конструирование;
·совершенствование навыков ориентировки в пространстве; параллельно с развитием речи тренировать память, внимание, мышление;
·совершенствование умения ребёнка размышлять, анализировать, фантазировать.
| ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ |
| ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Сентябрь-ноябрь |
Изучение методической литературы. | Изучение опыта работы по введению ТИКО-конструирования в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно- методической литературой по данной теме. •Андрияновой Ольги Владимировны « Использование конструктора ТИКО "Грамматика" при коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет». •«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013 г. •Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2014 •Логинова И.В. «ТИКО – мастера». Программа дополнительного образования. www.ticorantis.ru •Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008 •Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. •Косинова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» - М.: ЭксмоЛисс, 2011. • Пособие для развития речи и формирования фонематических представлений у детей «Учимся читать». Автор: Логинова И.В.-методист по ТИКО-моделированию; •Скворцова Ирина «Логопедические игры» - М.: Олимпа, 2014. |
Регулярный просмотр интернет ресурсов. | . Информационные ресурсы -http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ Интернет-ресурсы -Статья «Грамота для малышей» [Электронный ресурс] https://podrastu.ru/razvitie/obuchenie-gramote-doshkolnikov.html -«Обучение грамоте в детском саду: особенности и приемы». Маргарита Головнева 18.12.2017 г. [Электронный ресурс] https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/obuchenie-gramote-doshkolnikov.html |
| ОСНОВНОЙ ЭТАП |
Сентябрь | Подбор и анализ методической литературы Изучить программу дополнительного образования «ТИКО-МАСТЕРА» автор Логинова И.В. Вступить в группу «ТИКО-конструирование» в VK и других соц.сетях. Составление перспективного плана развитие речевых навыков с использованием конструктора ТИКО «Грамматика»..
РППС: Приобретение конструктора ТИКО «Грамматика», |
Октябрь | Методическая литература. Изучение опыта работы учителя Андрияновой О. В. «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" при коррекции речевых нарушений у детей 5-7 лет». Создание методической копилки: Оформить информационный стенд для родителей "ТИКО- моделирование". Создание картотеки по теме «игровые упражнения с конструктором ТИКО "ГРАММАТИКА", "Знакомство со звуками русского языка". Пополнение пособий: Пособие: схемы для создания плоскостных конструкций (ТИКО – моделирования Логинова И.В.) Пособие для совместной деятельности с детьми конструктор ТИКО «Грамматика». Консультация для родителей «Приемы работы с конструктором ТИКО «Грамматика». |
Ноябрь | Методическая литература: • Изучить методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Н.М.Карпова, И.В.Логинова - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами. Создание методической копилки: Создание картотеки по теме «Упражнения, направленные на развитие пространственной ориентировки». Консультация для родителей «Какие игровые упражнения по ТИКО-моделированию можно выполнять дома с детьми». |
Декабрь | Методическая литература:
• Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010.
Создание методической копилки: Внедрить в перспективное планирование - Развитие связной речи с помощью конструктора ТИКО.
Внедрение пособий: Создать по ТИКО моделированию технологические карты для совместной деятельности с детьми. |
Январь | Методическая литература: • Косинова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» - М.: ЭксмоЛисс, 2011. • «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М.С. Ишмаковой - ИПЦ Маска. Создание методической копилки: Картотека игровых упражнений с конструктором ТИКО «Грамматика» - «Знакомство со слогом, чтение по слогам, автоматизация звуков в слогах». Консультация для родителей «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста». |
Февраль | Методическая литература. • Изучение опыта работы педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. Создание методической копилки. Картотека игровых упражнений с конструктором ТИКО «Грамматика» по теме «Звуко - буквенный анализ и синтез слов». Памятка для родителей по организации досуговой деятельности дома с помощью конструктора ТИКО «Грамматика». |
Март | Методическая литература. • Изучение опыта работы педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах. Скворцова Ирина «Логопедические игры» - М.: Олимпа, 2014. –120 с. • НПО «Рантис» Тико-конструирование. Методические • рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного • и младшего школьного возраста. СПб, 2014. Консультацию для сотрудников «Актуальность работы с технологией ТИКО-моделирования» Подготовить и провести семинар для воспитателей ДГ «ТИКО – моделирование, как инновационная образовательная технология, в русле интеллектуального развития детей» |
Апрель | Методическая литература. http://www.tiko-rantic.ru/games and activities/doshkolnik/- интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО).
Создание методической копилки. Изготовить картотеку «Составление слов, формирование навыка чтения и письма слов различной слоговой структуры, автоматизация звуков на уровне слова». Создать презентации по теме «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Изготовить подборку конспектов НОД. |
Май | Опубликовать опыт работы по теме «Использование конструктора ТИКО "Грамматика" в развитии речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста». |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.01 МБ |