"ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА"

Куценко Ольга Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дошкольные группы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Средняя школа №13»п.Новый Познавательный проект " Покорение космоса" с включением опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Учитель-логопед Куценко О.В. 2023 г.

Слайд 2

Тип проекта : игровой, познавательный Сроки реализации: краткосрочный , 1 неделя Участники: дети, воспитатели, родители. Цель проекта: познакомить детей с историей начала покорения космоса в нашей стране. Формирование целостного представления детей о космосе через совместную проектную деятельность детей, педагогов и родителей. Задачи: Образовательные: способствовать ознакомлению детей с историей освоения космоса, дать представления о роли человека и животных в изучении космического пространства; систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы, звёздах и других космических объектах. обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Космос», слова: «вселенная», «кратеры», «солнечная система», «воздушная волна», названиями планет, и др. Развивающие: развивать связную речь; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, познавательно – творческие способности детей, внимание, память, мышление. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за достижения страны в области освоении космоса, чувство патриотизма. совершенствовать стиль партнерских отношений между ДГ и семьей .

Слайд 3

Актуальность. Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Старших дошкольников особенно привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям сформировать представления о покорении космоса, о солнце как звезде, планетах Солнечной системы, о Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. Поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи. Дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения . Ожидаемые результаты: Реализация проекта позволит: сформировать у детей первичные представления о космическом пространстве, о роли человека в изучении космоса, о первом полете космонавта, о животных, которые летали до него в космос, о человеке, который вышел первым в открытый космос. обогатить активный предметный словарь, словарь прилагательных, глаголов по теме проекта. развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства, желание быть смелым, сильным и выносливым. повысить уровень педагогической культуры родителей. Предполагаемый продукт деятельности: выставка творческих работ: "Этот загадочный космос" презентация лэпбука "Космос"

Слайд 4

Формы реализации проекта: Совместная и индивидуальная деятельность с детьми; Игры; Опыты и эксперименты Беседы. Практические упражнения Творческая мастерская Этапы реализации проекта: 1 этап: Подготовительный. Выявление первоначальных знаний детей о космосе. Информация родителей о предстоящей деятельности. Подбор методического материала для реализации проекта 2 этап: Основной. Проведение всех запланированных мероприятий. 3 этап : Заключительный. Организация выставки творческих работ "Этот загадочный космос" Презентация лэпбука "Космос" Предварительная работа: Составление рекомендаций для родителей Чтение с детьми Е.П.Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки" , К.А.Порцевский “Моя первая книга о Космосе” Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Космос” Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать картины, сделать поделки по теме космос.

Слайд 5

Этапы проекта I этап (подготови­тельный) 1. Выявление уровня подготовленности детей о первоначальных знаниях о космосе. 2. Зона ближайшего развития в развивающей среде: энциклопедии, макет, дидактические игры, развивающие материалы, подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах, подобрать фото - коллекцию «Космос», подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку; подготовить раскраски в соответствии с возрастом, подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности. 3. Информированность родителей о предстоящей деятельности.Тайны космоса! II этап ( основной) Беседы: Беседа «Солнечная система ». Беседа «Первый человек в космосе». Творческая мастерская: «Загадочный мир космоса» Рисование, разукрашивание, лепка. Подвижные игры: « Невесомость» , « Солнце – чемпион». Сюжетно-ролевые игры: «Космонавты», «Космическое путешествие». Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе» «Найди лишнее» , «Подбери созвездие» «Найди недостающую ракету » «Добавь словечко », «Куда летят ракеты» Приобщение к художественной литературе: Я . К. Голованов «Дорога на космодром », П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп », О . А. Скоролупова «Покорение космоса », Н.Носов « Незнайка на луне», стихотворения о космосе, загадки о космосе . Экспериментирование: по теме проекта по желанию детей. Картотека . Индивидуальная и групповая работа в самостоятельной деятельности детей: развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе). собирание пазлов (тема «Космические пазлы ») выкладывание картинок из счетных палочек индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот” совместная сборка лэпбука "Космос" Образовательная деятельность с элементами экспериментирования «Космос» Работа с родителями Консультация для родителей «Роль семьи в познавательном развитии ребёнка» Рубрика для родителей: «История развития космонавтики " III этап (заключи­тельный) 1. Презентация проекта 2.Оформление выставки творческих работ 3. Презентация лэпбука "Космос" 4. Презентация проекта на педсовете ДГ

Слайд 6

Используемая литература: Шорыгина Т. А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с. – (Библиотека воспитателя) Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г. Малышам о звездах. - М.,1986г.Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г https://vk.com/club_sunduk_ru https://vk.com/doc330903679_593261139?hash=2MMAwZFRkBypgeNorSDg6aP64IBvLXgeT7HToKk11G8


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека бесед для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности "Тайны космоса"

Слайд 2

Беседа №1 «Солнечная система». Ход беседы. Воспитатель. Солнечная система – это все космические тела, которые вращаются вокруг Солнца согласно своим четко заданным траекториям. К ним относятся 8 планет и их спутники (их состав постоянно меняется, так как некоторые объекты открываются, другие теряют свой статус), множество комет, астероидов и метеоритов. История возникновения планет . По этому поводу нет определенного мнения, существуют лишь теории и догадки. Согласно самому распространенному мнению, примерно 5 миллиардов лет назад одно из облаков Галактики стало сжиматься к центру и образовало наше Солнце. Сформировавшееся тело имело огромную силу притяжения, и все находящиеся вокруг частицы газа и пыли стали соединяться и слипаться в шары (это и есть нынешние планеты). Солнце как звезда и центр Солнечной системы . Планеты по своим орбитам вращаются вокруг огромной звезды под названием Солнце. Планеты сами по себе никакого тепла не излучают, и если бы не было света Солнца, который они отражают, то и жизнь на Земле никогда бы не зародилась. Существует определенная классификация звезд, согласно которой Солнце является желтым карликом, возрастом примерно в 5 миллиардов лет. Спутники планет . Солнечная система не состоит только из одних планет, в нее входят также и естественные спутники, среди которых хорошо известная нам Луна. Кроме Венеры и Меркурия, каждая планета обладает определенным количеством спутников, на сегодняшний день их более 63. Постоянно открываются новые небесные тела благодаря фотографиям, которые делают автоматические космические аппараты. Они способны засечь даже самый маленький спутник диаметром всего 10 км ( Леда , Юпитер). Характеристика каждой планеты Солнечной системы . Меркурий. Это планета ближе всех расположена к Солнцу, во всей системе она считается самой маленькой. Поверхность Меркурия твердая, как и у всех четырех внутренних планет (ближе всех расположенных к центру). Он имеет самую высокую скорость вращения. Днем планета практически горит под солнечными лучами (+350?), а ночью промерзает (-170?). Венера. Эта планета больше других походит на Землю своими размерами и яркостью. Вокруг нее всегда много облаков, что затрудняет наблюдение. Вся поверхность Венеры представляет собой раскаленную каменистую пустыню. Земля – единственная планета, на которой есть вода, следовательно, и жизнь. Она имеет идеальное расположение по отношению к Солнцу: достаточно близко, чтобы получать свет и тепло в нужном количестве, и достаточно далеко, чтобы не сгорать от лучей. У Земли есть один спутник – Луна. Марс. Некоторые ученые предполагали, что на этой планете также существует жизнь, потому что она имеет ряд сходств с Землей. Но многочисленные исследования не обнаружили там признаков жизни. На даны момент известно два естественных спутника Марса: Фобос и Деймос . Юпитер – самая крупная планета Солнечной системы, в 10 раз превосходящая Землю в диаметре и в 300 раз в массе. Состоит Юпитер из водорода, гелия и других газов, имеет 16 спутников. Сатурн – самая интересная для детей планета, так как имеет кольца, которые образуются из пыли, камней и льда. Вокруг Сатурна вращается три основных кольца, толщина которых около 30 метров. Уран. Эта планета также имеет кольца, но увидеть их гораздо сложнее, они проявляются только в определенное время. Основная особенность Урана – это его манера вращения, выполняемая в режиме «лежа на боку». Нептун. Астрономия сегодня называют эту планету последней в Солнечной системе. Обнаружили Нептун только в 1989 году, так как он располагается очень далеко от Солнца. Поверхность его из космоса выглядит голубой, что не может не поражать нас. До 2006 года планет было 9, в их состав входил еще Плутон . Но согласно последним научным данным, этот космический объект перестали называть планетой. А жаль… Хотя, детям запоминать стало проще.

Слайд 3

Беседа №2 «Первый человек в космосе». Ход беседы. Воспитатель: Я прочитаю Вам отрывок из стихотворения Сергея Михалкова. А вы послушайте и скажите о ком говориться в этом стихотворении? К далёким планетам Пути пролегли- По трассам Вселенной Летят корабли. По трассам Вселенной Ведут корабли Отважные люди Земли. - Кто же такие эти отважные люди Земли? - (космонавты). - А кто такие космонавты и чем они занимаются? - (ответы детей). Эта профессия появилась совсем недавно. Космонавт – это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе. - А что такое космос? - (весь мир за пределами земли, называется космосом или другим словом Вселенная) - Кто первым полетел в космос? - (животные) Правильно, первыми в космосе побывали животные. Учёные хотели знать, с чем придётся столкнуться человеку в космическом полёте. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных. Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от солнечных лучей, но мышка вернулась живой. - Кого ещё из животных космонавтов вы знаете? - (собаки Белка и Стрелка) Учёные убедились, что живые существа могут жить в космосе и тогда в космос полетел человек. - Кто стал первым космонавтом? - (ответы детей) - Ребята, 12 апреля мы отмечаем День космонавтики. Это день, когда человек впервые поднялся в космос, а случилось это в 1961 году. И первым космонавтом Земли стал Ю. А. Гагарин. Самолетом до космоса нельзя долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких летчиков называют летчиками-космонавтами. Люди нашей страны гордятся тем, что в космос первым полетел наш человек. И первая фраза Юрия Гагарина стала крылатой и знаменитой на весь мир: «ПОЕХАЛИ!» На корабле «Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе. «Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Это никогда не видел ни один житель Земли» - написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов. Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им. Быть космонавтом – это не только почетно, это и очень трудно, надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества Юрий воспитал в себе с детства. Послушайте рассказ о детстве Юрия Гагарина. Он называется «Грустная история Найденыша» , написал его старший брат Юрия – Валентин. Сейчас в космонавты по многу месяцев, а некоторые больше года проводят на космических научных станциях. Космонавты – мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях – в невесомости, в безмолвном и опасном космосе. - Как вы думаете, кто может стать космонавтом? - (ответы детей) Космонавтом может стать каждый человек, но при этом у него должно быть крепкое здоровье, хорошее образование. - Вы хотите стать космонавтами? - (ответы детей) Звучит песня «Земля в иллюминаторе».

Слайд 4

Беседа : №3 Тема «Из истории возникновения ракеты » Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты. Воспитатель : Мечта человечества обрести крылья – теряется в глубине веков. Сколько же понадобилось времени, чтобы эта великая мечта стала реальностью? Мы свидетели бурного развития авиации. К сожалению, уподобиться птице человеку не суждено. Летать человек начал всего лишь без малого столетие, но подняться в воздух он сумел значительно раньше. Висеть в воздухе – это не летать. Первые полёты совершались на воздушных шарах, наполненных дымом от костров. В принципе, внутри шара может любой газ, легче окружающего воздуха. Воздушные шары – аэростаты – приспособили для путешествий, перевозки грузов, научных исследований. Со временем родилась идея сделать каркас этого транспортного средства жёстким – так появился дирижабль. На такого рода устройства начали ставить двигатели, что позволило перемещаться на огромные расстояния. Настоящие самолёты , то есть управляемые аппараты тяжелее воздуха, снабжённые двигателем, способные менять высоту и летать горизонтально, появились лишь на рубеже двух последних веков. Первые самолёты приводились в движение пропеллером-винтом. Но для достижения больших скоростей и высот нужны иные двигатели. Если сжигать топливо в камере, а продукты сгорания – газы - выпускать в одном направлении, возможно, это заставит самолёт двигаться. И в 1910 году в воздух в Париже был поднят в воздух самолёт новой конструкции. Это стало началом создания реактивного самолёта. Именно реактивный двигатель позволил впервые превысить скорость звука, подняться на высоту 20 километров. Новые двигатели увеличили мощность и грузоподъёмность летающих машин настолько, что стало возможным перевозить по 200-300 пассажиров на тысячи километров, доставлять в самые разные точки земного шара сотни тонн грузов. Реактивный самолёт стал самым быстроходным современным видом транспорта. Человек всегда стремился вырваться за пределы земного тяготения, но долгие годы об этом мечтали лишь поэты и писатели-фантасты. Осуществить эти мечты помогло использование ракет . Сами по себе они были известны давно, исторические источники отмечают их применение несколько столетий назад в Китае и Индии. Но это были небольшие устройства, и вряд ли кто-нибудь усматривал в них возможность заатмосферных путешествий. Космонавтика начала становиться на ноги, когда появились первые научные расчёты. Они доказывали выполнимость полёта по орбите вокруг Земли и даже далеко за её пределы с помощью реактивной техники, но создание её требовало новаторских конструкторских и инженерных решений. В обстановке глубокой секретности шла работа над космическими устройствами. И прошло поразительно мало времени с начала постройки первых, ещё во многом несовершенных, часто взрывающихся ракет до того, как человек сумел вырваться в космос, то есть достичь скорости около 8 километров в секунду! Всё это стало возможным , благодаря изобретённому авиацией реактивному двигателю.

Слайд 5

Беседа №4 «Первые попытки покорения космоса». Ход беседы. Воспитатель. Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой – кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства. Глаза создали « локаторщики ». Уши – «радио конструкторы». Руки – «специалисты по автоматике». Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны. Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие. Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе. Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы. Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги. Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением, многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам. 4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли . Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются в теле-радиосвязи, другие являются научными лабораториями .

Слайд 6

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо. И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачки. Собак в подопытные решили взять потому, что ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты. Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км. На этой отметке раскрылся парашют, и оба "космонавта" благополучно приземлились. В тот день и была решена судьба пилотируемой космонавтки - живые существа могут летать на ракетах! За весь период экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными. Но бывали и курьезные случаи. Как-то вечером, накануне полета, лаборант вывел дворняг, которые должны были лететь, на прогулку. Один из псов, Смелый, уже побывал в космосе. Только лаборант отстегнул поводок, Смелый убежал - видимо, почувствовал, что опять предстоит полет. Как его не подманивали, назад не шел. И тогда вместо Смелого в полет отправили подходящую по размерам дворнягу, вымыли, выстригли шерсть в местах, где нужно наложить датчики, одели в комбинезончик . Запуск прошел нормально, животные вернулись живыми и здоровыми. С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак. Проблем было много: создать новую герметичную кабину, разработать систему регенерации воздуха, придумать питательную смесь и автоматическое устройство для регулярного кормления четвероногих космонавтов, разработать "космический туалет" для собак. Для кормления был создан особый автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье. Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты? Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла. Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули. В память о погибшей Лайке перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАРТОТЕКА ИГР В рамках проекта «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА»

Слайд 2

Подвижная игра «Космонавты» (групповая) Цель : закреплять знания детей о космосе через игровую деятельность. Ждут нас быстрые ракеты для полетов на планеты. На какую захотим – на такую полетим! Но в игре один секрет – опоздавшим места нет! (Дети разбегаются и занимают места на стулья). Игра «Собираемся в полет» (групповая) Цель: развивать внимание – Звездолет мы смастерили, А багаж собрать забыли. Я буду показывать разные предметы, а вы должны хлопать в ладоши, если этот предмет пригодится в путешествии и топать, если он не нужен – кислородный баллон, подушка, аптечка, половник, звездная карта, шуба, фонарик. Игровое упражнение «Ракета» (групповая) Цель: развивать фонематический слух, речь детей Наш экипаж к полету готов. Внимание, займите свои места. Проверим, все ли системы космического корабля работают. – Пристегнули ремни. – Проверяем топливо. – Произносят «ш-ш-ш…». – Открываем и закрываем люки. – Проверяем радио. Произносят короткие и длинные звуки (у). – Включаем мотор. Произносят звук (р) и вращают

Слайд 3

« Солнце – чемпион» Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет: На Луне жил звездочет. Он планетам вел учет: Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников . Игра малой подвижности «Земля, Огонь, Вода, Воздух» (групповая) Цель: развивать двигательную активность детей, внимание. По команде «Земля» нужно присесть, «Воздух» - подуть, «Вода» - делать движения, как будто плывут, «Огонь"» - руки вверх и повороты вокруг себя. Кто ошибается - выбывает из игры.

Слайд 4

Игра «Инопланетяне и земляне» (по принципу игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем») Участвуют 2-е команды детей. Одна команда - жители планеты Земля, другая - инопланетяне. По очереди каждая команда загадывает какое-то движение, другая отгадывает. Например, дети могут загадать, что у них болит живот, что они делают зарядку, едят, спят и т. д. Конкурс «На космической стации много мусора » Атрибуты: скомканные бумажки, деревянные кирпичики, картонные фигурки, 2 обруча На полу разбросан мусор. Дети делятся на 2-е команды. По команде ведущего начинают собирать мусор, относят его в свой мусорный контейнер - обруч. В конце подводят итоги: считают количество собранных предметов, Победит та команда, которая соберёт больше мусора на космической станции. Конкурс «Кто больше соберёт звёзд » Атрибуты: верёвка, звёзды из цветного картона (жёлтого, красного, синего и зелёного цвета, сделанные в технике оригами, 4-е корзинки тех же цветов, ободки на голову 4-ёх цветов. По всему залу на верёвке подвешены звёзды. Дети делятся на команды, у каждой команды корзинка определённого цвета, на голове у детей цветные ободки. Команда зелёных, синих, красных и жёлтых. По команде ведущего участники начинают собирать звёзды, срывая их с верёвки. Подводя итоги, проверяют, правильно ли по цвету собраны звёзды и считают их количество .

Слайд 5

Д/и «Найди лишнее» Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память. Материал: наборы картинок с изображением различных предметов. Ход игры. Воспитатель: «Мы – космонвты , собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность.Сейчас я хочу устроить такое истытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.» 1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему. 2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему. Предполагаемые наборы картинок (слов): 1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка 2.Ракета, спутник, лодка, луноход 3.Комета, метеорит, звезда, глобус 4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт 5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс 6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп 7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея 8.Море, пустыня, океан, река 9.Овен, Близнецы, астролог, Рак 10.Равнины, горы, пустыня, океан 11.Смелый, храбрый, злой, отважный.

Слайд 6

Д/и «Подбери созвездие» Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление. Материал: кусочки фетра, карточки с рисунками созвездий (12 зодиакальных созвездий, Большая и Малая Медведица), маленькие звездочки. Ход игры . Ребенок выбирает в качестве образца карточку и самостоятельно выкладывает на фетре созвездие из звездочек. Он сам определяет количество созвездий, которые будет выкладывать. Опыт показывает, что с особым удовольствием дети составляют со созвездие, под которым каждый из них родился . Д/и «Подбери словечко» Цель: активизировать и расширить словарь по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление. Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы: -человек, который считает звезды – звездочет, -космический корабль, летящий к звездам – звездолет, -скопление звезд на небе- созвездие, -момент, когда звезды «падают» - звездопад, -небо, на котором много звезд – звездное, -небо, на котором нет звезд – беззвездное, -бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

Слайд 7

Д/ и «Восстанови порядок в солнечной системе » Цель : Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Ход игры : Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету . По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз — Меркурий, Два — Венера, Три — Земля, Четыре — Марс. Пять — Юпитер, Шесть — Сатурн, Семь — Уран, За ним — Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, и девятая планета Под названием Плутон.

Слайд 8

Д/и «Подбери созвездие». Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.

Слайд 9

Д/и «Найди недостающую ракету»

Слайд 10

Д/и «Куда летят ракеты» Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.

Слайд 11

Д/и «Добавь словечко» Главным правилом у нас Выполнять любой (приказ). Космонавтом хочешь стать? Должен много-много (знать). Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит (труд). Только дружных звездолёт Может взять с собой (в полёт). Скучных, хмурых и сердитых Не возьмём мы на (орбиту). Чистый небосвод прекрасен, Про него есть много басен . Вам соврать мне не дадут, Будто звери там живут. Есть в России хищный зверь, Глянь – на небе он теперь! Ясной ночью светится – Большая …(Медведица). А медведица – с ребенком, Добрым, славным медвежонком. Рядом с мамой светится Малая … (Медведица). Планета с багровым отливом. В раскрасе военном, хвастливом. Словно розовый атлас, Светится планета … (Марс). Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный… (телескоп). До луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая… (ракета). У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски астронавт, А по-русски… (космонавт).

Слайд 12

Сюжетно-ролевые игры 1. «Исследователи космоса» Цели: Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей. Примерные игровые действия: выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т. д.); создание лаборатории; работа в обсерватории; проведение опытной работы; изучение фотографий, видеосъемки из космоса; использование космических научных станций; ученый совет; подведение итогов исследований. Предметно-игровая среда. Оборудование: карта космического неба; карта созвездий; элементы космических кораблей; бинокли, рации; журнал наблюдений.

Слайд 13

2. «Космический медосмотр» Цели: Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Закреплять знания детей о том, что космонавту нужно вести здоровый образ жизни быть сильным и здоровы, учить моделировать игровой диалог, использовать окружающую среду для игры, предметы-заместители. Развивать творческое воображение, связную речь детей. Примерные игровые действия: составление плана действий врача по проверке здоровья космонавта перед полетом, осмотр в игровой форме, проверка физической формы, отметка в журнале, что космонавт здоров. Предметно-игровая среда. Оборудование: набор доктора для сюжетно- ролевой игры, спортивное оборудование.

Слайд 14

3. «Космические полеты» Цели: Знакомство с первопроходцами, покорившими Вселенную. Закрепить знания детей по усвоению темы «Космос». Воспитывать чувства патриотизма, гордости за страну, первой проложившей путь в космос. Обогатить словарный запас детей новыми понятиями. Примерные игровые действия: Тренировка космонавтов, полеты в космос для изучения звезд, других планет. Построили космическую ракету, космонавты полетели на Луну изучать лунный грунт. На Луне есть впадины и горы. Высадка на Луне, ходим в невесомости, фотографируем лунные пейзажи, звезды, солнце. По Луне передвигаемся на луноходе. Полетели на другие планеты: Марс, Сатурн. Изучаем пробы грунта с других планет. В космосе используем космическую еду, скафандры для защиты. Общаемся с инопланетянами. Обмениваемся сувенирами. Выходим в открытый космос. Держим связь с землей, используем видеосвязь, компьютеры, фотоаппараты. На земле встречаем космонавтов после полетов. Врачи проверяют здоровье после полета, измеряют давление. Идет тренировка других космонавтов на тренажерах. Предметно-игровая среда. Оборудование: Скафандры из полиэтилена, карта Земли, Луны, звездного неба, машина-луноход, антенна, рация, пульт управления, наушники, планшет, блокнот, фотоаппарат, открытки планет, звездного неба.