ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._tehnologiya_proektoy_deyatelnosti.doc | 74 КБ |
1._pasport_proekta_razgovor_o_pravilnoi_pitanii.docx | 646.84 КБ |
2._kartochki_proekta_razgovor_o_pravilnom_pitanii.docx | 27.91 КБ |
1._pasport_proekta.docx | 130.81 КБ |
2._kartochki_proekta.docx | 25.08 КБ |
proekt_barto_2.docx | 23.8 КБ |
konspekt_zanyatiy_po_hudozhestvenno.docx | 15.54 КБ |
konspekt_nod_1.docx | 16.43 КБ |
konspekt_nod_vo_vtoroy_mladshey_gruppe_po_obrazovatelnoy_oblasti.docx | 16.39 КБ |
integrirovannoe_zanyatie.docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогической практике. Он возник еще в начале XX столетия в Америке. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Учеными было дано определение метода проектов как процесса планирования целесообразной (устремленной) деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке.
В отечественной и мировой педагогической практике доказан тот факт, что технология метод проектов поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании. Проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов. Творческие проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, значимым средством формирования ключевых компетентностей ребенка.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности.
Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (ее технологизации), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников ключевых компетентностей. Уникальность использования технологии в дошкольном обучении в том, что она позволяет работать над формированием у воспитанников не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и компетентности разрешения проблем. В основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности дошкольников на запланированный результат (специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий), который получается при решении той или иной актуальной практически или личностно значимой для группы или отдельного ребенка проблемы.
Цель метода проектов - направить учебно-познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Данная цель может быть решена при совокупности воспитательно-образовательных задач:
1. Развивать комплексные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные.
2. Развивать познавательный интерес детей через создание проблемной ситуации.
3. Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию детей.
Концептуальные положения технологии метод проектов, разработанные Дж. Дьюи. раскрывают логику метода проекта. Суть идей ученого заключается в следующем:
- Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.
- Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.
- Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
- Условиями успешности обучения являются: проблематизация учебного материала - «Знания – дети удивления и любопытства»; активность ребёнка - «Знания должны усваиваться с аппетитом»; связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
Научные концепции освоения опыта:
- Ассоциативно – рефлекторная концепция обучения (И.П. Павлов, Ю.А. Самарин, И.М. Сеченов, С.Л. Рубинштейн), которая опирается на основные представления условно-рефлекторной деятельности головного мозга.
Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:
- формирование активного отношения к познавательной деятельности;
- подача учебного материала в определенной последовательности, поэтапно;
- демонстрация и закрепление материала в различных приемах умственной и практической деятельности;
- применение знаний на практике.
- Развивающая технология (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), которая предполагает, что организация (содержание и методы) внешних воздействий может существенно изменить темпы и границы развития ребенка.
Усвоение опыта происходит в такой последовательности:
- предварительное знакомство с действием, ориентировка, мотивация к деятельности;
- материальное (материализованное) действие;
- этап внешний речи, озвучивание действий, формулировка выводов;
- этап внутренней речи, осмысление проблемы;
- этап автоматизированного действия (навык).
Принципы педагогической технологии метод проектов,
разработанные И.А. Колесниковой:
- принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта;
- принцип пошаговости: природа метода проектов предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него – к программе действий и ее реализации. Причем, каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего;
- принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности воспитанников;
- принцип обратной связи напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информация о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия;
- принцип продуктивности подчеркивает прагматичность метода проектов, обязательность ориентации проектной деятельности на получение значимого и реального результата, имеющего прикладную значимость;
- принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Чтобы быть включенным в процесс, необходимо научиться понимать и чувствовать своё место в нем, формулировать собственный взгляд на проблему;
- принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленных целей.
Особенности
педагогической технологии метод проектов:
- предоставляет возможность приобретать умение ставить и осознавать проблему, решать ее, так как ориентирована на практические методы приобретения знаний;
- отвечает запросу компетентностно-ориентированного образования;
- предоставляет возможность саморазвития и самореализации в личностно-ориентированном взаимодействии ребенка и взрослого, влияет на формирование социально-коммуникативной компетентности воспитанников, так как, исходя из специфики возраста участников проекта, дошкольные проекты в основном носят совместный характер (но, безусловно, важна направляющая роль взрослого);
- позволяет осуществлять самостоятельный поиск и отбор информации, что влияет на формирование информационной и технологической компетентностей участников проекта.
Проекты различаются по доминирующей деятельности участников и могут быть: практико-ориентированными, исследовательскими, информационными, творческими, ролевыми. По комплексности и характеру контактов проекты можно разделить на моно- и межпредметные. По продолжительности - на мини-проекты, краткосрочные и долгосрочные проекты.
Основные этапы педагогической технологии метод проектов:
I этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (фаза проектирования и стадия моделирования)
- ценностно-ориентированный блок: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию. Активность ребенка направлена на сознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, формулирование проблемы, вхождение в проблемную ситуацию.
- конструктивный блок: поиск литературы, планирование этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.
II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (технологическая фаза, стадия реализации).
- осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Поэтапно реализуется содержание деятельности по решению проблемы.
III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (рефлексивная фаза)
- оформление проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.
- организация проведения презентации. Презентация проекта, защита его основных позиции.
- оценочно-рефлексивный блок - стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.
Мотивационная характеристика
педагогической технологии метод проектов
- Технология метод проектов основана на создании особого вида мотивации – проблемной мотивации, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
- Технологию метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального, творческого продукта, который можно использовать в дальнейшей деятельности, и презентации полученных результатов.
- Отбор самых актуальных сущностных задач, интересных для воспитанников, побуждение к самостоятельной постановке проблемы, выбора темы проекта.
- Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, способное вызвать активную познавательную деятельность воспитанников.
При реализации технологии метод проектов в воспитательно-образовательный процесс широко включаются методы, основанные на создании проблемных ситуаций, стимулировании активной познавательной деятельности воспитанников, предполагающей поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, аналитической деятельности, умения видеть в отдельных фактах проявления закономерностей, сущностных характеристик явления.
Совокупность методов возможно представить следующей классификацией:
- Проблемно - поисковые методы: проблемные вопросы, тематические беседы, исследование (исследовательский проект), поэтапное выполнение действий.
- Творческие методы: презентация.
- Информационные методы: составление модели источников информации, сбор информации для составления буклетов, организационных материалов.
Развитию личности способствует применение не отдельных методов, а целостная система проектной деятельности, обеспечивающая вхождение дошкольников в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.
Литература:
- Дыбина О.Ю. Компетентностно - ориентированные педагогические технологии: сб. науч. работ. - Тольятти: ТГУ, 2009.
- Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
Предварительный просмотр:
Проект
«Разговор о правильном питании»
Разработчик проекта:
Воспитатель: Новикова Зинаида Александровна
г. о. Солнечногорск 2020-2021 учебный год
Содержание:
- Введение ……………………………………………….. 3
- Актуальность создания проекта……………………….5
- Цель, задачи, ожидаемые результаты и продукты…..6
- Аннотация……………………………………………….9
- Этапы реализации проекта программы……………..12
- План мероприятий…………………………………….13
- Ресурсное обеспечение программы………………….19
- Риски и пути преодоления рисков…………………...21
- Выводы………………………………………………....22
- Литература………………………………………………24
1. ВВЕДЕНИЕ
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О “хлебе насущном” человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.
Мы начинаем задумываться о своем физическом и духовном здоровье, когда наш организм не справляется с теми стрессами, которые окружают нас на каждом шагу, и тогда мы обращаемся к целебным силам даров природы. Но если бы мы знакомились с ними в детстве, нас, наверное, не коснулись бы многие проблемы
За последние десятилетия наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.
С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. А по данным государственного доклада «Положение детей в РФ» состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.
Рациональное питание является одним из факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Рациональное сбалансированное питание предусматривает использование необходимого набора продуктов, содержащих все пищевые компоненты, витамины, микроэлементы в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. Дети не могут самостоятельно оценить полезность здоровой пищи. В наше время, время неконтролируемого потока рекламы, рекламы чипсов, кириешек, чупа – чупсов и т.д. У детей формируются искажённые взгляды на питание. Родители зачастую так же не способствуют формированию стереотипов правильного питания.
Сегодня существует проблема правильного питания в семье. Многие родители не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из – за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Многие кормят детей однотипно. В лучшем случае – котлеты, картошка, в худшем – сосиска, макароны, пельмени. Из – за этого дети, не привыкшие к здоровой пище, отказываются в детском саду от овощных блюд, кисломолочной продукции, рыбы, запеканок.
А ведь без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
Мы постоянно ищем всё новые и новые способы позаботиться о своём здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на своё питание.
Проблема: Детям больше нравятся те продукты, которые вредны для здоровья, а от действительно полезных продуктов они чаще всего отказываются.
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность: долгосрочный, 01.10.2020-30.04.2021
Возраст детей: 6-7 лет
Участники проекта: дети группы «Мечтатели», воспитатели, родители.
3. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОДУКТЫ
Цель проекта: формирование у детей представлений о роли правильного питания в жизни человека.
Задачи проекта:
для детей
Образовательные:
- Формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- Формирование у дошкольников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила: объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим.
Развивающие:
- Развивать любознательность, творчество, умение выделять правила здорового питания.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей положительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Для родителей:
- Активизировать знания родителей о здоровом питании, повысить их самообразование по теме.
- Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами.
- Просвещать родителей в вопросах организации рационального питания дошкольников.
Ожидаемые результаты проекта:
В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» дошкольники приобретут первичные представления о полезности пищи, о том, что вредно и что полезно для здоровья, получат представления о значении рационального питания для здоровья человека, о необходимости заботы о своём здоровье, бережном отношении к своему организму, представления о том, что вредно и что полезно для здоровья и как витамины влияют на организм человека.
Родители: обратят внимание на рацион своих детей, изменят их меню, сделав его более витаминизированным и полезным, получат представления об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания, о наиболее подходящих блюдах для воспитанников.
4. АННОТАЦИЯ
Выбранная тема обусловлена тем, в настоящее время возросла актуальность здорового образа жизни. Особое внимание уделяется правильному питанию, ведь именно оно одна из главных составляющих здорового образа жизни. Известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда у ребёнка вырабатываются базовые предпочтения в еде, создаётся основа для его гармоничного развития. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в формировании навыков здорового образа жизни; в центре внимания представления и умения о культуре питания, здоровой и полезной пище.
Проект построен на основе следующих принципов:
• доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• актуализации знаний и умений (игровые ситуации предлагаются с точки зрения потребностей дошкольников);
• деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Формы работы:
• Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии, экскурсия, рассматривание альбомов).
• Фронтальная работа – беседа, рассказ, чтение художественной литературы, показ презентации.
Методы:
Наглядный, словесный, игровой, практический
5. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на 2020-2021 учебный год с октября по апрель
1 ЭТАП – подготовительный:
Подбор, изучение, обработка методической литературы по вопросам здорового питания. Составление перспективного плана работы по проекту, конспектов занятий, разработка тематических буклетов, консультаций для родителей. Пополнение предметно-развивающей среды (подбор материала для оформления тематических стендов, передвижных папок; игр и т. д.)
2 ЭТАП - практический
Проведение мероприятий с детьми по плану реализации проекта:
Месяц | Тема |
октябрь | «Здоровая пища» |
ноябрь | «Вредная пища» |
декабрь | «Хлеб - всему голова» |
январь | «Каша – здоровье наше» |
февраль | «Молоко - продукт отменный, для здоровья очень ценный» |
март | «Овощи и фрукты - витаминные продукты» |
апрель | «Культура еды» |
3 ЭТАП - заключительный:
Подведение итогов работы над проектом «Разговор о правильном питании»
6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовые ресурсы:
1. ФГОС дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Материально-технические ресурсы:
ПК, мультимедиа проектор, интернет-ресурсы для поиска информации, наборы для опытно-экспериментальной и художественно-творческой деятельности, иллюстрированный материал, дидактические игры, презентации, оборудование уголка дежурных
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Создание стенгазеты «Здоровое питание дошкольника»
Дидактические игры «Готовим дома», «Хорошо-плохо»
ВЫВОД
В ходе работы было выяснено, что здоровое питание – одно из основ здорового образа жизни. Питание является важнейшим фактором среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, физиологически полноценным.
Пренебрежение правилами приема пищи может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника, в том числе и онкологических заболеваний. Давно замечено: когда мы едим с удовольствием, выделяется много соков и съедаемая пища хорошо усваивается. Аппетит вызывается разнообразием пищи, высоким качеством продуктов, их кулинарной обработкой, оформлением блюд, сервировкой стола. По праву правдиво звучат слова великого французского просветителя и гуманиста Вольтера: «Я не имею возможности есть все, что люблю. Но я люблю все, что ем». Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные продукты. Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия.
Литература:
- М. М. Безруких, Т.А. Филиппова Программа «Разговор о правильном питании», Методическое пособие – М, Олма-Медиа Групп, 2007 г.;
- М. М. Безруких, Т.А. Филиппова Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для дошкольников/-М.: Олма-пресс, 2011.
- Т.Н. Грядкина «Формирование пищевых предпочтений у современных дошкольников» Детский сад: теория и практика» №8/2014 – с. 12-21
- И. И. Брехман «Введение в Валеологию – науку о здоровье»
- А.А. Ошкина, Е.В Царева, И.А. Галкина, Л.М. Капинос «Формирование у дошкольников здорового образа жизни (элемент – режим дня)»: учебно-методическое пособие – Ульяновск:Издатель Качанов А.В.,2014.-с.90-95
- А.А. Ошкина, В.А. Деркунская. Игровая образовательная деятельность дошкольников/ - М.:Центр педагогического образования, 2013.-с.4-9.
- Н.А. Виноградова, Н. В. Позднякова «Сюжетно ролевые игры для старших дошкольников»/- М.: Айрис-пресс, 2009.- (Серия: дошкольное воспитание и развитие). -с.128
Предварительный просмотр:
«Разговор о правильном питании»
(для детей 6-7 лет)
Карточка проекта №1
Тема: «Здоровая пища»
Цель проекта: расширение представления у детей о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.
Программное содержание:
1. Сформировать представление детей о пользе продуктов питания.
2. Расширять знания о том, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной).
3. Развивать умения применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
4. Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
5. Воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
6. Активизировать словарь детей по теме «Здоровая пища».
Гипотеза: предположим, если дети узнают больше о здоровом питании, то они поймут, что здоровье зависит от правильного питания.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Что такое здоровье?
- Что необходимо есть, чтобы быть здоровым?
- Какие продукты полезны и чем?
«Разговор о правильном питании»
(для детей 6-7 лет)
Карточка проекта №2
Тема: «Вредная пища»
Цель проекта: расширение представления у детей о продуктах, приносящих вред организму.
Программное содержание:
1. Сформировать представление детей о вредных продуктах питания.
2. Расширять знания о том, что здоровье человека напрямую зависит от его питания.
3. Развивать умения применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
4. Развивать творчество, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
5. Воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
6. Активизировать словарь детей по теме «Вредная пища».
Гипотеза: предположим, если дети узнают больше о вреде любимых продуктов питания (кока-кола, чипсы, сухарики), то они поймут, что здоровье зависит от того, что мы едим.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Что такое вредные продукты питания?
- Чем вредна кока-кола?
- Почему чипсы и сухарики – это вредная еда?
- Что содержится во вредных продуктах питания?
«Разговор о правильном питании»
(для детей 6-7 лет)
Карточка проекта №3
Тема: «Хлеб - всему голова»
Цель проекта: расширение знаний детей о хлебе. Формирование уважения к хлебу и людям, вырастившим его.
Программное содержание:
1. Сформировать представление детей о многообразии хлебных продуктов.
2. Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека; о том,
каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас.
4. Развивать умения применять полученные знания в продуктивных видах деятельности.
5. Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
6. Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
7. Активизировать словарь детей по теме «Хлеб - всему голова».
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Как выращивали хлеб в старину?
- Кто выращивает хлеб?
- Как хлеб на стол пришел?
- Какой бывает хлеб?
- Как испечь хлеб дома?
«Разговор о правильном питании»
(для детей 6-7 лет)
Карточка проекта №4
Тема: «Каша – здоровье наше»
Цель проекта: формирование у детей представления о каше, как обязательном компоненте меню.
Программное содержание:
1. Сформировать представление детей о наиболее подходящих блюдах для завтрака.
2. Познакомить с детей крупами и крупяными изделиями.
3. Научить узнавать и называть, крупы и каши получаемые из них.
4. Расширять представления воспитанников о пользе круп и каш, их влиянии на организм человека.
5. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
6. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и правильном питании.
7. Активизировать словарь детей по теме «Каша – здоровье наше».
8. Организовать сотрудничество с родителями, в воспитании и привитии у дошкольников здорового питания.
Гипотеза: предположим, если дети узнают больше о пользе каши, то они поймут, что каша – ценный продукт питания для организма человека и у них появится желание употреблять ее в пищу.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Как появилась каша?
- Какие бывают каши?
- Из каких злаков получают крупу для каши?
- Чем полезны каши?
- Какая каша самая полезная?
«Разговор о правильном питании»
(для детей 6-7 лет)
Карточка проекта №5
Тема: «Молоко - продукт отменный, для здоровья очень ценный»
Цель проекта: расширение знаний детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Программное содержание:
1. Расширить знания о молоке и молочных продуктах.
2. Расширять знания детей о значении молока и молочных продуктов для детского организма, выявить роль молока в жизни человека.
3. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
4. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
5. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию
6. Активизировать словарь детей по теме «Молоко - продукт отменный, для здоровья очень ценный»
7. Организовать сотрудничество с родителями, в воспитании и привитии у дошкольников здорового питания.
Гипотеза: предположим, если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Какую пользу приносит молоко?
- Что можно приготовить из молока?
- Что в молоке полезного?
- Как молоко попадает в магазин? Откуда?
«Разговор о правильном питании»
(для детей 6-7 лет)
Карточка проекта №6
Тема: «Овощи и фрукты - витаминные продукты»
Цель проекта: расширение знаний детей об овощах и фруктах; их полезных свойствах.
Программное содержание:
1. Систематизировать и расширять знания детей об овощах, фруктах.
2. Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в овощах и фруктах, полезны для здоровья человека.
3. Обогащать личный опыт детей знаниями о фруктах и овощах, их способе произрастания (сад, огород).
4. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
5. Воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью
6. Активизировать словарь детей по теме «Овощи и фрукты - витаминные продукты».
7. Организовать сотрудничество с родителями, в воспитании и привитии у дошкольников здорового питания.
Гипотеза: предположим, если дети узнают больше о пользе овощей и фруктов, для нашего организма, у них появится желание употреблять здоровую и полезную пищу.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Что такое витамины?
- Где живут витамины?
- Чем полезны овощи и фрукты?
- Что где растет?
«Разговор о правильном питании»
(для детей 6-7 лет)
Карточка проекта №7
Тема: «Культура еды»
Цель проекта: повышение уровня этикета за столом у детей.
Программное содержание:
1. Формировать навыки этического поведения за столом.
2. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.
3. Закреплять знания детей об этикете за столом.
4. Воспитывать культуру поведения за столом.
5. Воспитывать уважение к окружающим людям.
6. Активизировать словарь детей по теме «Культура еды».
Гипотеза: предположим, если дети освоят культуру еды, у них появится желание употреблять здоровую и полезную пищу.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Из чего ели в древние времена?
- Откуда появилась посуда?
- Какая бывает посуда?
- Почему нужно соблюдать правила поведения за столом?
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ
«Тайны мира вещей или клуб «Почемучек»
Группа «Мечтатели» (5 – 6 лет)
2019 – 2020 учебный год
Воспитатель группы:
Новикова Зинаида Александровна
Содержание
1. Введение
2. Актуальность создания проекта.
3. Цель, задачи, ожидаемые результаты
4. Аннотация
5. Этапы реализаций проекта
6. Ресурсное обеспечение проекта.
7. Риски и пути преодолении рисков.
8. Выводы.
9. Литература.
Введение
Мир рукотворных вещей так разнообразен. У каждой вещи есть своя судьба, своя история. Как часто, используя те или иные вещи, мы даже не задумываемся о том, что каждая из них прошла определенный путь, зачастую длительный, прежде чем обрела привычные для нас характеристики и внешний вид.
Наша жизнь удобна и комфортна. А что сделало её такой? Кто и как придумал вещи, которыми мы пользуемся каждый день, не задумываясь об их значимости? Попробуйте обойтись без ложки, тарелки, расчески и прочих бытовых вещей. Что случится, если одна из удобных нам вещей исчезнет из нашего обихода? Это заставит нас задуматься, найти пути к решению проблемы, фантазировать, творить.
Не надо ставить сложных задач, чтобы побуждать ребёнка проявлять интерес к истории, творчеству. Каждая вещь, которую мы держим в руках – история человечества.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Актуальность создания проекта.
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Проект позволит разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Тип проекта: познавательный.
Продолжительность: долгосрочный, 23.09.2019 -12.04.2020
Возраст детей: 5 - 6 лет
Участники проекта: дети группы «Мечтатели», воспитатели, родители.
Цель, задачи, ожидаемые результаты.
Цель Проекта: формирование представлений у дошкольников об истории предметов обихода, вещей.
Задачи Проекта:
- Дать детям представление о том, как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
- Обогатить словарный запас детей новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей;
- Сформировать у детей интерес к предметам рукотворного мира прошлого;
- Развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями;
- Воспитывать бережное отношение к вещам, их истории.
Основные принципы Проекта:
- Отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста.
- Сочетание научности и доступности исторического материала.
- Реализуя проект, участники образовательного процесса «родители дети – воспитатели» создают триаду содружества.
Ожидаемые результаты реализации Проекта:
- Дети будут знать как выглядели и использовались обычные вещи в прошлом;
- У детей обогатится словарный запас новыми словами, имеющими отношение к прошлому обычных вещей;
- У детей сформируется интерес к предметам рукотворного мира прошлого;
- Развить навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателем и родителями.
Аннотация проекта.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и задача проекта удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Проект построен на основе следующих принципов:
• доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
• актуализации знаний и умений (игровые ситуации предлагаются с точки зрения потребностей дошкольников);
• деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Формы работы:
• Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии, экскурсия, рассматривание альбомов).
• Фронтальная работа – беседа, рассказ, чтение художественной литературы, показ презентации.
Методы:
Наглядный, словесный, игровой, практический
Этапы реализации проекта
По срокам реализации проект рассчитан на учебный год
(октябрь - апрель)
1 этап – подготовительно – ориентировочный:
Цель:
- формулировка темы, проблема проекта;
- сбор информации: подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
- планированиие воспитательно – образовательной работы, разработка перспективного плана работы с детьми, конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
Предполагаемый результат: будет составлен ПП работы с детьми.
2 этап – практический.
Цель:
Реализация проекта, проведение мероприятий, формирование у детей знаний.
ОЧЕРЕДНОСТЬ ТЕМ ПРОЕКТА:
месяц | тема |
23.09.19- 20.10.19 | «Богатырская каша» |
(18.11 – 15.12) | «Такие разные часы» |
(13.01 – 26.01) | «История обыкновенных вещей. (краски)» |
(3.02 – 23.03) | «История обыкновенных вещей. (предметы л личной гигиены)» |
(16.03 – 12.04) | «Удивительный мир бумаги» |
Предполагаемый результат: дети получат новые знания, расширится кругозор, пополнится словарный запас детей.
3 этап – обобщающе – результативный
Цель:
-подведение итогов работы. Предполагаемый результат: работа по проекту поможет детям:
- сформировать знания по темам проекта;
- будет собран материал по проекту; организована – предметно развивающая среда в группе.
Ресурсное обеспечение программы.
Нормативно-правовые ресурсы:
• Закон РФ «Об образовании»
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы:
Для работы в проекте привлекаются: воспитатели, дети и родители детей.
Информационные ресурсы:
Учебно-методические ресурсы:
• библиотека;
• игротека;
•фонотека.
Материально-технические ресурсы:
ПК, мультимедиа проектор, интернет-ресурсы для поиска информации, наборы для опытно-экспериментальной и художественно-творческой деятельности, иллюстрированный материал, дидактические игры, презентации, оборудование уголка дежурных.
Риски и пути их преодоления.
Риски
- снижение интереса у детей к изучаемой тематике;
- несоблюдение сроков реализации проекта.
Пути преодоления рисков:
- использовать различные технологии, игры, игровые приемы.
Выводы.
В ходе реализации проекта «Тайна мира вещей или клуб Почемучек», исследование тем: «Богатырская каша» ,«Такие разные часы»,«История обыкновенных вещей.(краски)»,«История обыкновенных вещей (предметы личной гигиены)» «Удивительный мир бумаги» дети узнали много нового и ответили на проблемные вопросы, встречающиеся в ходе проектной деятельности о предметах рукотворного мира.
У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Все поставленные цели и задач в начале реализации проекта были полностью достигнуты и реализованы.
Литература
- «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5—8 лет. Кайе В. А. — М.: ТЦ «Сфера», 2008
- «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, Поддьяков А.И. -1990 №5.
- . «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008
- «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» Поддьяков Н.Н. — Волгоград: Перемена, 1995.
- Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
«Тайна мира вещей или Клуб «Почемучек»
Карточка проекта№1
Тема: «Богатырская каша»
Цель проекта: Формирование знания о полезности каши. Каша - залог здорового питания.
Программное содержание:
- дать представление о наиболее подходящих блюдах для завтрака;
- сформировать у детей представление о каше как обязательном, полезном и вкусном компоненте меню.
- познакомить с разнообразием круп и крупяных изделий;
- научить узнавать и называть, крупы и каши получаемые из них;
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни и правильном питании.
Гипотеза: Предположим, если дети узнают больше о пользе геркулесовой каши, то они поймут, что геркулес – ценный продукт питания для организма человека и у них появится желание употреблять его в пищу.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Какие каши бывают?
- Узнать историю появления каши в жизни человека.
- Узнать, из каких злаков получают крупу для каши.
- Выяснить питательные ценности каши, определить, полезны каши или нет.
«Тайна мира вещей или Клуб «Почемучек»
(для детей 5-6 лет)
Карточка проекта№2
Тема: «Такие разные часы»
Цель проекта: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей появления часов в жизни человека.
2. Расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и
назначением часов.
3. Познакомить детей с профессией – часовщик.
4. Формировать представления о процессе работы механических часов.
5. Формировать представления о единицах измерения времени - секундах,
минутах, часах.
6. Развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни
человека.
7. Развивать поисковую деятельность.
8. Развивать коммуникативные навыки.
9. Активизировать словарь детей по теме «Часы».
Гипотеза: предполагаем, что в домашних условиях можно самому, используя подручный материал, изготовить песочные, водяные, восковые, солнечные часы и затем применить их в жизни.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- От куда к нам пришли часы?
- Какие бывают часы?
- Что внутри у часов?
- Кто такой мастер - часовщик?
- Как люди определяли время раньше, когда не было часов?
- Как можно самим определять время, не пользуясь часами?
- Возможно, время можно определять по явлениям природы или по приметам?
«Тайна мира вещей или Клуб «Почемучек»
(для детей 5-6 лет)
Карточка проекта №3
Тема: «История обыкновенных вещей» (предметы личной гигиены)
- зубная щетка- 1 неделя
- мыло- 1 неделя
- мочалка- 1 неделя
Программное содержание:
- Дать знания о предметах личной гигиены
- Познакомить детей с эволюцией развития предметов
- Формировать культурно- гигиенические навыки
- Развивать связную речь, обогащать пассивный и активный словарь
- Закреплять умение выявлять свойства предметов
- Развивать интерес к познанию окружающего мира.
Гипотеза: предметы которые мы знаем всегда были такие
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Как наши предки ухаживали за зубами?
- Что необходимо делать, чтобы зубы не выпадали?
- Почему мыло отмывает грязь?
- Какое мыло порекомендуем Дикарюше?
- Чем мылся Дикарюша-человек?
Исследовательская деятельность:
- Попытаться найти аналог зубной щётки (из веточек липы или осины, петрушка, зубная щетка)
- Опыты с детским мылом (новое мыло из кусочков, сравнение твердого и жидкого мыла, свойства мыла)
- Попытаться найти замену привычной губке (песок, глина, липовое лыко)
«Тайна мира вещей или Клуб «Почемучек»
(для детей 5-6 лет)
Карточка проекта № 4
Тема: «Удивительный мир бумаги»
Цель проекта: расширение представлений дошкольников об истории, значении и разнообразии бумаги в нашей жизни.
Программное содержание:
- Познакомить с историей возникновения бумаги.
- Формировать представления о роли леса в жизни человека и выявить связь между деревом и бумагой.
- Изучить разные виды бумаги, свойства и ее структуру на основе практической работы.
- Познакомить детей с процессом изготовления бумаги из макулатуры путем вторичной переработки бумажного сырья.
- Способствовать повышению у детей интереса к бумаге, как материалу для творчества.
- Развивать исследовательские навыки детей, наблюдать и анализировать объект, сопоставлять различные факты, делать выводы.
- Активизировать речевую деятельность детей.
- Воспитывать бережное отношение к лесному богатству.
Гипотеза: считаю, что зная особенности бумаги, её можно использовать дважды и изготовить в домашних условиях.
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Какая связь между лесом и бумагой?
- Какого вида бывает бумага?
- На чём писали люди, когда не было бумаги?
- Почему бумага горит?
- Почему к некоторым предметам бумага притягивается, а к другим нет?
- Как использовалась бумага в строительстве еще с древних времен?
- Как бумага меняет цвет?
- Почему бумага боится воды?
- Почему бумага летает?
«Тайна мира вещей или Клуб «Почемучек»»
(для детей 5-6 лет)
Карточка проекта №5
Тема: «История обыкновенных вещей» (краски)- 2 недели
Программное содержание:
- Познакомить детей с историей возникновения красок.
- Расширять знания о красках и способах их получения и использования.
- Развивать связную речь, обогащать пассивный и активный словарь.
- Развивать интерес к познанию окружающего мира.
- Развивать эстетический вкус, эстетическое восприятие.
- Продолжать формировать интерес к искусству.
Гипотеза: можно нарисовать рисунок без красок
Проблемные вопросы, возникающие в ходе проектной работы:
- Откуда пещерные люди взяли краски?
- Есть ли краски в овощах, фруктах и ягодах?
- Как получить краску самим?
Исследовательская деятельность:
- Окраска ткани с помощью фруктового и овощного сока
- Окраска пасхальных яиц дома
«Тайна мира вещей или Клуб «Почемучек»
- Тема: «Богатырская каша» - 4 недели (23.09 -20.10)
- Тема: «Такие разные часы» - 4 недели (18.11 – 15.12)
- Тема: «История обыкновенных вещей» (краски)- 2 недели (13.01 – 26.01)
- Тема: «История обыкновенных вещей»
(предметы личной гигиены) (3.02 – 23.03)
⎫ зубная щетка- 1 неделя
⎫ мыло- 1 неделя
⎫ мочалка- 1 неделя
- Тема: «Удивительный мир бумаги» - 4 недели (16.03 – 12.04)
Предварительный просмотр:
Агнии Барто книжки – девчонкам и мальчишкам!
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители.
Длительность проекта: сентябрь – октябрь 2022г.
Актуальность: отсутствие заинтересованности родителей к произведениям советской поэтессы А.Л. Барто.
Обоснование проблемы:
- дети не знают стихотворений,
- родители не знакомы с актуальностью данных произведений,
- непонимание родителями важности совместного заучивания данных стихотворений с детьми.
Цель: познакомить детей с детской поэтессой А.Л. Барто и ее творчеством.
Задачи:
- Научные
- развитие внимания и речи через произведения А.Л. Барто.
- знакомить детей с произведениями А. Барто.
- формировать умение называть названия стихотворения.
- Духовно – нравственные
- привить детям доброжелательное отношение к окружающему
- Практические
- Использовать эффективные формы с детьми и родителями в практической деятельности по произведениям А.Л. Барто.
Принципы и способы организации работы
Принцип добровольного участия во всех типах деятельности.
Принцип открытости. Участникам предоставляется полная информация о целях и способах проведения работы.
Работа проводится в регламентированное и нерегламентированное время.
Воспитанники работают под руководством воспитателя.
Предполагаемый результат: Итоговый результат работы будет виден по результатам мониторинга, в ходе которого определяется уровень знаний и усвоения детьми, при этом учитывается активное участие детей и родителей в различных видах деятельности.
Методы проекта:
Познавательно – игровые занятия.
Беседы, консультации.
Художественно – продуктивная деятельность.
Индивидуальная работа.
Стратегия осуществления проектной деятельности.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ - №44 «Колобок»
с детьми – в различных видах деятельности
с родителями – в совместной деятельности
Этапы управления проектом
- Концептуальный (1 половина сентября) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формирование задач и цели проекта, тематическое планирование.
- Исходно – диагностический (2 половина сентября) – разработка диагностического инструментария.
- Формирующий (сентябрь - октябрь) – деятельность в соответствии с тематическим планированием.
- Итогово – диагностический (октябрь) – оценка уровня сформированности знаний детей поданной теме.
Формы работы:
с родителями: беседы, консультации, наглядная агитация, досуг.
с детьми: занятия, беседы, игровая деятельность, развлечение.
Критерий оценки.
- Высокий – дети знают по портрету А. Л. Барто, названия произведений, выразительно читают стихотворения, имеют заинтересованность к прочтению данных произведений, развиты нравственные качества. Родители с удовольствием, с интересом читают произведения А.Л. Барто.
- Средний – дети с затруднением называют писателя по портрету, достаточно с трудом называют название произведений, однотонно прочитывают стихотворения, не эмоционально слушают чтение произведений, нравственные качества развиты слабо, родители не часто читают стихотворения вместе с детьми.
- Низкий - дети не знают и не узнают автора по портрету, не знают названия стихов, читают их не выразительно, нет заинтересованности в прочтении стихотворений А.Л. Барто, нравственные качества развиты слабо, родители не читают детям произведения А.Л. Барто.
Предварительный просмотр:
Конспект занятий по художественно-эстетическому развитию (рисование)
Младшая группа
Тема: «Мячик» из цикла «Игрушки» А.Барто
Задачи: познакомить с содержанием стихотворения А. Барто, учить слушать стихотворение без наглядного сопровождения; формировать представление детей о круглой форме предметов; формировать умение изображать круглые предметы; учить замыкать линию в кольцо, и раскрашивать; совершенствовать умение работать с красками.
Предварительная работа: подвижные игры и упражнения с мячами (прокатывание, бросание двумя руками снизу и от груди, передача из рук в руки).
Материалы и оборудование: портрет А. Барто; иллюстрации игры с мячом; картинки с мячом; корзина; мячи разного размера и цвета; кукла; краски; листы бумаги; картонные круги.
НОД
1. Организационный момент:
Воспитатель: ребята, сегодня утром я пришла в группу и заметила, что наша кукла Татя грустная, не хочет играть. Давайте узнаем, что у нее случилось и сможем ли мы ей помочь? (ответ детей)
2. Основная часть:
Воспитатель читает стихотворение А. Барто:
«Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.»
Воспитатель: Почему Танечка плачет? (Уронила мячик.) Как Таня плачет? (Громко.) Куда уронила мячик? (в речку.)
Совместное чтение стихотворения.
Воспитатель: ребята, вспомните, у нас же есть много мячей в корзинке. Максим, помоги мне достать корзинку, и мы все вместе поиграем с Таней в наши мячи.
3. Физ.минутка:
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают.
Глазками моргают
После отдыхают.
(Дети подпрыгивают как мячики. В конце все дети догоняют мячики. Обследование мячика: мячик круглый, большой, маленький (складывают мячики в корзинку).
4. Рисование мячей:
Воспитатель: ребята, а давайте нашей кукле Тане нарисуем много-много мячей. Берет мяч, обводит его обрисовывающим жестом, просит детей определить форму (ответы детей) и нарисовать мяч в воздухе – сначала двумя руками, затем одной. Затем предлагает взять картонные круги, положить их на стол и обвести пальчиком. Воспитатель показывает на мольберте приемы рисования круга и деления его пополам, уточняет технику раскрашивания: движение кисти повторяют очертания фигуры.
Дети начинают рисовать, воспитатель в процессе работы показывает приемы работы рисования круга, контролирует правильность держания кисточки.
5. Рефлексия:
По окончании рисования, дети раскладывают рисунки около куклы Тани.
Воспитатель: Таня, посмотри, ребята постарались и нарисовали для тебя много мячей. Ребята, какие мячи мы нарисовали? (ответы детей). Теперь ты можешь играть и с этими мячами. Ребята, подскажите Тане любую игру с мячом (ответы детей).
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Построим для бычка мостик» (вторая младшая группа)
Цель: развитие начального уровня гуманно-ценностного отношения к животным. Первичного экологического мышления, практических и природоохранных навыков.
Задачи:
1. Дать детям представление о домашнем животном бычке.
2. Формировать первичные знания о том, как домашнее животное бычок питается, живет.
3. Выделять его характерные особенности (четыре ноги, на ногах копыта, большое туловище, хвост, голова на ней глаза, уши, мордочка, рога)
4. Развивать речь.
5. Учить строить мостик из двух кубиков и пластины, обыгрывать постройку, развивать мелкую моторику рук.
6. Воспитывать чувство доброжелательности, отзывчивости; желания и умения заботиться о животных.
Материалы: игрушка бычок, два больших кубика и большая пластина для большого мостика, по 2 маленьких кубика и кирпичика для работы за столом, костюм бабушки, стайка для бычка, пучок сена, ведро с «водой».
1. Сюрпризный момент.
-Здравствуйте ребятишки! Хотите посмотреть, кто живет у меня в стайке? Пойдемте со мной (бабушка ведет детей к стайке)
- Кто копытами стучит? И протяжно так мычит МУ-МУ-МУ?
Правильно, это маленький бычок! (рассматривают игрушку, выделяют характерные признаки, дети повторяют звуки, слога, слова за воспитателем)
- Я забочусь о нем. Кормлю его, пою его. Слышите, как он громко мычит! Как он мычит? Это он просит кушать и пить. Что он любит кушать? (Ответы детей)
У меня есть сено, давайте покормим бычка (кормят все желающие, у меня есть ведро с водой, давайте напоим бычка (обыгрывают действия). Теперь, отведем его на лужок побегать и порезвиться, мы тоже с ним пойдем (ведет бычка на лужок, впереди речка, через нее мостик, бычок ни как не может перейти мостик, дети пробуют, у них тоже плохо получается)
2. Художественное слово.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Бычок никак не может попасть на лужок. Мы тоже попробовали, трудно идти по сломанному мостику. Животным надо помогать! Как ему помочь? Решено: строим мост!
Но с начало потренируемся строить маленькие мосты из кубиков и кирпичиков за столами.
3. Показ воспитателя постройки мостика.
Воспитатель: возьмите 2 кубика, поставьте их на расстоянии друг от друга, возьмите кирпичик и положите сверху на кубики. Получился красивый, ровный мостик!
4. Индивидуальная деятельность, обыгрывание постройки.
Бычок «проходит» по каждому мостику, проверят их на прочность, хвалит всех детей за построенные мостики.
Воспитатель предлагает малышам выйти из–за столов и показать, как бычок проходил по сломанному мостику.
5. Подвижная игра «Идет бычок»
Воспитатель побуждает детей повторять за ним слова стихотворения А. Л. Барто «Бычок».
Дети идут, переваливаясь с ноги на ногу. Выполняют упражнение на развитие дыхания «Ох»: руки на голову, покачивают головой из стороны в сторону. Садятся на пол.
Все подходят к большому мостику и помогают воспитателю построить ровный мостик. Бычок благодарит детей и проходит по мостику.
Воспитатель: Идет бычок, идет бычок,
не качается мосток, не качается мосток.
Пришёл бычок, пришёл бычок,
на зеленый на лужок, на зеленый на лужок!
Дети друг за другом переходят по мостику на лужок. На лугу бычок и дети резвятся, прыгают, играют.
Воспитатель: Ребята, порезвились мы с бычком на лугу, пора домой возвращаться, бычку в стайку, вам в группу
Дети и бычок по мостику возвращаются домой, бычок прощается с ребятами
Бычок: Мне пора отдыхать. До свидания ребята!
6. Рефлексия.
- С кем мы сегодня познакомились?
-Где он живет?
-Что мы сделали для бычка?
-Понравилась вам играть с бычком на лугу?
Предварительный просмотр:
Конспект НОД во второй младшей группе по образовательной области: «Художественная литература».
Тема: «Зайку бросила хозяйка»
Задачи: обогащать словарь детей при помощи чтения стихотворения; продолжать формировать умения согласовывать слова в предложениях, давать возможность рассказать стихотворение полностью; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Продолжать формировать навыки лепки из пластилина, воспитывать желание лепить; воспитывать аккуратность. Формировать умения выполнять не сложные движения под текст.
Оборудование: игрушка – зайка, полотенце, пластилин, дощечка, салфетки на каждого ребенка.
Словарная работа: зайка, бросила, промок.
Предварительная работа: чтение стихотворения «Зайка» А. Барто, игра «Зайка».
НОД:
1. Организационный момент:
- Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? (ответы).
- Зайчик! А что – то ты весь мокрый? (отвечаю за зайчика).
- Давайте, его завернем в полотенец, что бы он высох и согрелся. (выполняю действия).
- Ребята, что же случилось с зайчиком? (ответы). - Послушайте, что об этом рассказала нам в своем стихотворение Агния Барто.
2. Чтение стихотворения из серии «Игрушки» А. Л. Барто «Зайка».
Зайку бросила хозяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок. 3.
3.Беседа.
- Ребята, кто бросил зайчика? (ответы).
- Почему зайка мокрый? (ответы).
- Можно ли игрушки бросать на улице? (ответы).
- Что должны мы сделать с игрушками после того, как поиграли? (ответы).
- Зайка обиделся на свою хозяйку. Ему было так плохо под дождём. Давайте пожалеем зайку, скажем ему ласковые слова. (дети жалеют зайку, говорят ему- «не плачь, хороший»).
- Иди, (Катя) прочитай стихотворение про зайку. (вызвать 2-3 детей. По необходимости помочь).
4. Физминутка «Зайка».
- Ребята, наш зайка уже высох, но замёрз. Давайте поиграем с ним.
Зайка серенький сидит,
Он ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть.
Дети выполняют движения согласно словам.
5. Художественное творчество. Лепка «морковки для зайки».
- Ребята, давайте сделаем зайке угощение морковку.
- Посмотрите, морковка имеет форму конуса. раскатываем из кусочка пластилина оранжевого цвета колбаску ( длина 5-6 см, диаметр 2 см); затем отщипнуть от бруска пластилина зелёного цвета небольшой кусочек и делаем колбаску ( длина 2-2,5 см, диаметр 5 мм), раскатывая её пальцем- это хвостик, придавливаем его к морковке. Вот, что у нас с вами получилось.
- А как дети будут лепить колбаску. Покажите. (дети выполняют задание).
- А теперь мы придавливаем колбаску зеленого цвета, это хвостик морковки. Вот так. (показ).
- И вот морковка готова. Но зайке одной морковки мало, ведь он наверняка захочет угостить своих друзей. Вы мне поможете? (да).
- Давайте вспомним, как мы будем это делать (выслушиваю ответы, затем обобщаю их).
- Правильно, мы сначала из кусочка слепим колбаску, затем придавливаем хвостик и морковка готова. (следить за выполнением работы. По необходимости помочь).
Работы детей (Использую «личностно-ориентированную технологию». Индивидуальный подход к детям).
6. Рефлексия:
- Сколько красивых, вкусных морковок вы сделали. Кушай зайка. Зайка наелся и благодарит вас:
- Спасибо вам большое.
- А теперь мы вместе с зайкой пойдем к нашим игрушкам и угостим их.
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие «Самолет построим сами»
Вторая младшая группа
ЦЕЛЬ: на игровой основе создать у детей атмосферу радости. Закреплять у детей представление о знакомых предметах, знать их назначение.
ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
«Познавательное развитие»:
Познакомить детей со способом построения из строительных деталей простейшей модели самолета. Учить передавать в постройке существенные части предмета. Учить детей последовательно воспроизводить все части постройки на основе анализа образца. Развивать навык пространственной ориентировки в процессе размещения деталей конструкции относительно друг друга. Воспитывать желание сооружать постройки. Вызывать интерес к деятельности с деревянным строительным материалом.
Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями
Развивать собственную активную позицию ребенка по отношению к установлению для себя правил, которыми необходимо руководствоваться (с кубиками играть нужно осторожно, чтобы не ударить рядом играющего).
«Художественно – эстетическое развитие»: Развивать творческое воображение. Учить детей ориентироваться в пространстве. Развивать интонационный и динамический слух. Учить детей петь согласованно.
МАТЕРИАЛ: Длинный брусок, кирпичики, треугольные призмы, схема постройки, игрушка – самолет.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Давайте, ребята, отправимся в путешествие, но на каком виде транспорта, вы должны угадать. Смело в небе пролетает, Обгоняя птиц полет, Человек им управляет, Что такое. Дети. Самолет.
- Верно, сегодня мы с вами полетим на воздушном транспорте - самолете.
- А кто водит самолет?
Дети. Водители. Пилоты.
- Правильно – пилоты. Мы сейчас с вами скажем волшебные слова:
Влево – вправо повернись
И в пилота превратись!
Теперь вы не ребята, а пилоты самолета. Встали ровно, выпрямили спинки, развели в сторону руки-крылья. Все готовы?
Дети. Да.
-Тогда полетели.
Дети встают в круг.
Песня «Самолет» (муз. М. Магутенко, сл. С. Баруздина)
Я хочу на самолете Полететь, полететь. И на город свой в полете Посмотреть, посмотреть. Полечу я выше тучи Над землей, над землей, Он, наверное, большущий, Город мой, город мой!
- Стоп, машина, прилетели, на аэродром тихонько сели.
Дети «приземляются» на свои места.
- Вам понравилось летать на самолете?
Дети. Да.
- Сегодня мы побывали с вами в роли пилотов, а сейчас станем авиаконструкторами, которые делают вот такие большие, настоящие самолеты. (Показывает самолет-игрушку.)
Влево – вправо повернись
И в авиаконструктора превратись!
- Дети, посмотрите, из каких частей состоит самолет?
Дети. Крылья, хвост. - Верно. У самолета есть туловище, которое называется корпусом, внутри корпуса располагается салон, помещение, где сидят люди, пассажиры, во время полета. В передней части самолета сидят пилоты, летчики, которые управляют самолетом, сзади у самолета находится хвост, он поднят вверх. Где расположены крылья у самолета?
Дети. С одной стороны самолета и с другой.
Педагог предлагает встать детям около своих мест, развести руки-крылья в стороны и немного назад.
Физкультурная разминка
Собираемся в полет, Встать прямо около своих мест, руки в стороны. Отправляемся в полет. Правое крыло вперед, Поворот туловища с правой рукой вперед. Левое крыло вперед. Поворот туловища с левой рукой вперед. Раз, два, три, четыре — Полетел наш самолет. Наклоны туловища влево - вправо, руки в стороны.
Вперед руками завертели, Вращение рук вперед, перед грудью. А потом наоборот — Вращение рук назад, перед грудью. Назад помчался самолет.
- Ребята, посмотрит, а нам сегодня посылку принесли. Посмотрим, что в ней?
Воспитатель открывает посылку и достает из неё строительные детали (кубик, кирпичики, длинный брусок, треугольные призмы). - Что это? Дети. Кирпичик, кубик. - Верно. Это строительные детали, из строительного конструктора. У каждой детали есть свое название. Это кирпичик, у него есть узкая сторона и длинная, стороны разные.
Далее дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают все детали. - Все детали разные: они отличаются друг от друга или по форме, или по цвету, или по размеру. - Посмотрите-ка, а в посылке еще что-то есть. Как вы думает, что это? Дети. Рисунок, картинка - Ребята, это схема постройки. После обсуждения схемы дети приступают к работе. Приступаем к работе. Педагог объясняет и показывает, как нужно построить самолет. - Я положу длинный брусок на широкую сторону. Это будет корпус самолета.
- Я возьму кирпичик и приложу его узкой стороной к длинному бруску к его длинной стороне, вот так. С другой стороны длинного бруска я положу другой кирпичик точно так же как и первый. Это будут крылья самолета. - К короткой стороне длинного бруска я положу треугольную призму, поставленную на бок. Это будет кабина пилота. - Возьму ещё одну треугольную призму и приложу её с другой короткой стороны длинного бруска. Это будет хвост самолета. - А теперь вы постройте свой самолет.
Дети проходят к своим столам и приступают к строительству самолета.
Воспитатель хвалит за работу и предлагает вновь отправиться в путешествие с веселой песней:
-Молодцы, какие красивые самолеты у вас получились. Давайте поиграем:
Музыкальная игра «Самолеты»
- Понравилось, ребята, наше путешествие? Но пришла пора возвращаться. Давайте вспомним, кем мы были? Что построили? Из каких деталей? (Ответы детей)
- Давайте оставим наши самолеты на столах. Пусть с ними поиграют игрушки. А мы отправляемся в новое путешествие - в группу.
Влево – вправо повернись
И в девчонку и мальчишку превратись!