Внеурочная деятельность

Солнцева Ольга Петровна

 - Лучшие творческие работы, рефераты, учебно-исследовательские работы, проекты, выолненные обучающимися по предмету.

 - Победители олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных маорафонов.

 - Сценарии мероприятий, фотографии и видеосюжеты с записью проведённых мероприятий, (выставки, предметные экскурсии, КВН, брей-ринги и т.п.).

 - Программы кружковых, внеурочных занятий, факультативов, элективных курсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_programma_1-4.docx130.89 КБ
Файл 1.docx2.29 МБ
Файл 2.docx1.16 МБ
Файл 3.docx2.32 МБ
Файл 4.docx1.82 МБ
Файл 5.docx1.82 МБ
Файл 6.docx1.27 МБ
Файл 7.docx1.07 МБ
Файл 8.docx498.02 КБ
Файл 9.docx111.08 КБ
Файл 10.docx1.01 МБ
Файл 11.docx1018.05 КБ
Файл 12.docx997.94 КБ
Файл 13.docx1.16 МБ
Файл 14.docx1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение « Школа-интернат № 18

среднего общего образования открытого акционерного общества « Российские железные дороги»

ПРИНЯТО                                                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

решением педагогического совета                                                                        Директор

протокол № 1                                                                        Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД»

от «____» августа 20____года                                                                         _________________С. Л. Шумицкая

Кружок «Экология – малышам»

Программа внеурочной деятельности

для детей младшего школьного возраста

(срок реализации – 4 года)

Составитель:

Солнцева Ольга Петровна,

воспитатель I квалификационной категории 

Г. Барабинск

Пояснительная записка

      Программа кружка внеурочной деятельности «Экология-малышам» разработана в соответствии с ФГОС НОО и  закона об образовании.

Программа разработана  на основании  документов:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

3. СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа разработана по общеинтеллектуальному направлению. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. 

Новизна программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

•соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

•содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Актуальность кружка «Экология-малышам»  заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения.            История человечества неразрывно связана с историей природы.  На современном этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться  бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.  И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

     Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

     В основе программы лежат принципы:

- научности, который  предполагает знакомство обучающихся с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

-  доступности, то есть содержание некоторых научных терминов может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтения литературы, рисования, лепки, и т.д.

- принцип преемственности предполагает, что экологическое образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.

- принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

    Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

         Цель программы – формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.   Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих задач: 

образовательных - формировать круг знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности;

развивающих  - развивать системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;

воспитательных - воспитывать  потребности  и привычки экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни.
 

Программа направлена на воспитание следующих ценностных ориентиров: умение детей  воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих; понимание необходимости и желание ведения природоохранной деятельности и здорового образа жизни.

    Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4года, объёмом в 135 часов.  Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (33 часа), во 2-4 классах по 45 минут (34 часа). Возраст детей, участвующих в реализации программы 6,5 - 10 лет.

    Формы занятий: беседы, экскурсии, опыты, презентации, просмотр тематических фильмов, рисунки на экологическую тему, изготовление поделок, практические занятия, учебные и ролевые игры,  устные журналы.  

     Формы подведения итогов реализации программы: участие воспитанников в проектной деятельности, научно-практических конференциях, в выставках рисунков и поделок на экологическую тему, викторинах и олимпиадах по экологии, тестовые задания и собеседование.

    Важным показателем работы ребёнка является «Портфель достижений».

В портфель достижений вкладываются – оформленные результаты мини-исследований, работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения школьника в процессе обучения.

   В результате освоения данной программы учащиеся должны знать:

определения основных экологических понятий;

ведущие законы, принципы экологии;

причины, источники и основные способы,  предупреждающие загрязнение окружающей среды;

экологическое состояние среды обитания;

существование многообразия жизни;

современные проблемы охраны природы;

вредные для здоровья факторы;

основные охраняемые территории и объекты своей местности.

Учащиеся должны уметь:

решать задачи с экологическим содержанием;

работать в группе;

определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной информации,  и ее обработки;

подготовить проекты, придерживаясь определенной структуры, составлять структурно-логические схемы, наглядность;

подкармливать и охранять птиц.

Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности учащихся:

1 уровень: приобретение знаний об основных законах природы и экологических проблемах,  понимание взаимосвязи  между растениями,  животными и человеком, важности бережного природопользования.

2 уровень: получение опыта эмоционального «проживания» ситуации экологической направленности и позитивного отношения к базовым ценностям общества: жизни, как высшей ценности и ответственности человека за судьбу планеты, природы Земли.

3 уровень: получение опыта самостоятельного общественного действия: высказывание своего отношение к событиям и явлениям природы, забота о своих  домашних питомцах, правильное поведение по отношению к окружающим объектам, осуществление экологически сообразных поступков, участие в природоохранных акциях, исследовательская и проектная деятельность.

Учебно-тематический план программы

1 класс

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Общее кол-во часов

Из них

Формы контроля

теоретические

практические

1

Вводное занятие.

1

1

Опрос

2

Секреты неживой природы.

5

2

3

Практическая работа

3

О чем шепчут деревья.

3

1

2

Защита творческих работ

4

Пернатые друзья.

2

1

1

Практическая работа

Акция

5

Молчаливые соседи.

3

1

2

Презентация Фотовыставка

6

Загадки животного мира.

3

1

2

Выставка рисунков

7

Оранжерея на окне.

5

1

4

Практическая работа

8

Деятельность человека.

2

1

1

Опрос

9

Охрана природы.

3

1

2

Защита творческих работ

10

Внеклассные мероприятия.

5

5

Викторина

Праздник

11

Итоговое занятие.

1

1

Беседа  Опрос

Итого:

33

10

23

Календарно-тематический план программы

1 класс

№ п/п

Дата

Тема занятий

Общее количество часов

Содержание

Планируемые результаты

Теория

Практика

Личностные

Метапредметные

Уровень получения результатов

  1. Вводное занятие.

1

1

1

03.09.

 Экскурсия. Понятие о природе. Что такое экология?

+

Принимать базовые ценности: добро, родина, природа.

Строить речевое высказывание в устной форме. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Приобретение социальных знаний

  1. Секреты неживой природы.

5

2

3

2

10.09.

Живая и неживая природа. Интересное  вокруг нас.

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Определять план выполнения заданий под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя, используя свой  жизненный опыт.

Приобретение социальных знаний

3

17.09.

Явления природы.

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Отвечать на вопросы учителя, используя свой  жизненный опыт. Определять тему и цель занятия  под руководством учителя

Приобретение социальных знаний

4

24.09.

Наблюдение за состоянием воды в природе.

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Определять план выполнения заданий под руководством учителя, фиксировать результаты наблюдений.

Приобретение социальных знаний

5

01.10.

Свойства песка и глины.

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы

Определять план выполнения заданий под руководством учителя. Сравнивать предметы

Приобретение социальных знаний

6

08.10.

Такие обычные и необычные камни.

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Определять план выполнения заданий под руководством учителя. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, сравнивать предметы

Приобретение социальных знаний

  1. О чём шепчут деревья?

3

1

2

7

15.10.

Сезонные изменения деревьев в природе.

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Приобретение социальных знаний

8

22.10.

Деревья нашей местности.

+

Понимать взаимосвязь  между растениями и животными в природе

Определять план выполнения заданий под руководством учителя. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 

Приобретение социальных знаний

9

29.10.

Групповая творческая работа «Дерево».

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Определять план выполнения заданий под руководством учителя. Работать в группе, паре. Давать оценку своей работе и работе товарищей.

Приобретение социальных знаний

  1. Пернатые друзья.

2

1

1

10

05.11.

Птицы.

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Приобретение социальных знаний

11

12.11.

Акция «Кормушка -  птичья столовая».

+

Заботиться об окружающем мире.

Давать оценку своей работе и работе товарищей. Умение  работать в группе, высказывать свою точку зрения и слушать других.

Приобретение социальных знаний

  1. Молчаливые соседи.

3

1

2

12

19.11.

Что мы знаем о  домашних питомцах.

+

Желание заботиться о своих  домашних питомцах

Определять план выполнения заданий под руководством учителя. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Приобретение социальных знаний

13

26.11.

Домашние животные.

+

Желание заботиться о своих  домашних питомцах

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Строить речевое высказывание в устной форме.

Приобретение социальных знаний

14

03.12.

Фотовыставка «Наши любимцы».

+

Желание заботиться о своих  домашних питомцах

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, действовать по плану.

Приобретение социальных знаний

  1. Загадки животного мира.

3

1

2

15

10.12.

Планета животных.

+

Понимать взаимосвязь  между растениями и животными в природе

Отвечать на вопросы учителя, используя жизненный опыт и знания, полученные на занятии, участвовать в диалоге.

16

17.12.

Экскурсия в краеведческий музей. Эти загадочные животные.

+

Понимать взаимосвязь  между растениями и животными в природе

Подробно пересказывать прослушанное.

Фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков.

Приобретение социальных знаний

17

24.12.

Заочное путешествие «Загадки животного мира».

+

Понимать взаимосвязь  между растениями и животными в природе

Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Подробно пересказывать прослушанное, определять тему.

Приобретение социальных знаний

  1. Оранжерея на окне.

5

1

4

18

14.01.

Комнатные растения.

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное и прослушанное на занятии. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Определять тему  и цели занятия.

Приобретение социальных знаний

19

21.01.

Опытно-экспериментальная деятельность « На свету и в темноте»

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Организовать рабочее место, определить тему и цель занятия, использовать в своей работе простейшие инструменты.

Отвечать на вопросы учителя,  исходя из полученных на занятии знаний, участвовать в диалоге. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 

Приобретение социальных знаний

20

28.01.

Опытно-экспериментальная деятельность « В погоне за светом»

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Определять план выполнения заданий под руководством учителя. Умение работать в паре.

Приобретение социальных знаний

21

04.02.

Опытно-экспериментальная деятельность « В тепле и в холоде»

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Организовать рабочее место, определять план выполнения заданий под руководством учителя. Умение работать в паре. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 

Приобретение социальных знаний

22

11.02.

Вода в жизни растений.

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Определять и удерживать тему занятия. Умение работать в паре, слушать педагога и друг друга. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 

Приобретение социальных знаний

  1. Деятельность человека.

2

1

1

23

18.02.

Трудовая деятельность людей и ее значение в жизни человека и общества.

+

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Отвечать на  простые вопросы педагога, используя собственный опыт, умение слушать  и понимать речь других, оформлять свою мысль в устной форме.

Приобретение социальных знаний

24

03.03.

Наблюдение «Влияние деятельности человека на окружающую среду»

+

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

С помощью педагога определять  и удерживать тему и цель занятия,  строить простейшие умозаключения,  фиксировать результаты  своих наблюдений, использовать в своей работе простейшие инструменты.

Приобретение социальных знаний

  1. Охрана природы

3

1

2

25

10.03.

Что значит охранять природу? Знакомство с понятием «Красная книга».

+

Принимать базовые ценности: добро, родина, природа.

Отвечать на  простые вопросы педагога, используя собственный опыт, умение слушать  и понимать речь других, оформлять свою мысль в устной форме.

Приобретение социальных знаний

26

17.03.

Акция «Помоги дереву».

+

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

С помощью педагога определять  и удерживать тему и цель занятия,  определять план выполнения задания, оценивать свою деятельность и деятельность класса.

Приобретение социальных знаний

27

24.03.

Составление памятки «Правила поведения в природе».

+

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей

Умение работать в паре, слушать педагога и друг друга.

Отвечать на  простые вопросы педагога, используя собственный опыт, умение слушать  и понимать речь других, оформлять свою мысль в устной форме. С помощью педагога определять  и удерживать тему и цель занятия,  определять план выполнения задания, оценивать свою деятельность и деятельность класса.

Приобретение социальных знаний

  1. Внеклассные мероприятия.

5

5

28

07.04.

Мультфильмы  о животных «Уроки тетушки Совы»

+

Высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы.

Отвечать на вопросы учителя,  исходя из полученных на занятии знаний, участвовать в диалоге, умение слушать педагога и друг друга.

Приобретение социальных знаний

29

14.04.

Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?

+

Принимать базовые ценности: добро, родина, природа.

Отвечать на  простые вопросы педагога, используя собственный опыт, полученные на занятиях знания, умение слушать  и понимать речь других, оформлять свою мысль в устной форме. 

Приобретение социальных знаний

30

21.04.

Праздник «День птиц».

+

Принимать базовые ценности: добро, родина, природа.

Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное. Умение работать в паре и группе, слушать педагога и друг друга.

Приобретение социальных знаний

31

28.04.

Игра – тренинг  «Наш дом – планета

Земля».

+

Принимать базовые ценности: добро, родина, природа.

Умение работать в паре и группе, слушать педагога и друг друга, отвечать на  простые вопросы педагога, используя собственный опыт, полученные на занятиях знания.

Приобретение социальных знаний

32

05.05.

Музыкальная гостиная «Звуки природы»

+

Принимать базовые ценности: добро, родина, природа.

Умение работать в паре и группе, слушать педагога и друг друга, отвечать на  простые вопросы педагога, используя собственный опыт, полученные на занятиях знания.

Приобретение социальных знаний

  1. Итоговое занятие.

1

1

33

12.05.

Подведение итогов изученного.

+

Принимать базовые ценности: добро, родина, природа.

Умение работать в паре и группе, слушать педагога и друг друга, отвечать на  простые вопросы педагога, используя собственный опыт, полученные на занятиях знания.

Приобретение социальных знаний

Содержание программы

1 класс

        

Вводное занятие (1ч).  Экскурсия. Понятие о природе, красоте природы. Что такое экология?

Секреты неживой природы (5ч). Живая и неживая природа. Интересное  вокруг нас. Явления природы. Наблюдение за состоянием воды в природе. Свойства песка и глины. Такие обычные и необычные камни.

О чем шепчут деревья (3 ч). Сезонные изменения деревьев в природе. Деревья нашей местности. Групповая творческая работа «Дерево».

Пернатые друзья (2ч). Птицы. Акция «Кормушка -  птичья столовая».

Молчаливые соседи (3ч). Что мы знаем о  домашних питомцах. Презентация «Домашние животные». Фотовыставка «Наши любимцы».

Загадки животного мира (3ч). Планета животных. Экскурсия в краеведческий музей. Эти загадочные животные. Заочное путешествие «Загадки животного мира».

Оранжерея на окне (5ч). Комнатные растения. Опытно-экспериментальная деятельность « На свету и в темноте». Опытно-экспериментальная деятельность « В погоне за светом». Опытно-экспериментальная деятельность « В тепле и в холоде». Вода в жизни растений.

Деятельность человека (2ч). Трудовая деятельность людей и ее значение в жизни человека и общества. Наблюдение «Влияние деятельности человека на окружающую среду»

Охрана природы (3ч). Что значит охранять природу? Знакомство с понятием «Красная книга». Акция «Помоги дереву». Составление памятки «Правила поведения в природе».

Внеклассные мероприятия (5ч). Мультфильмы  о животных «Уроки тетушки Совы». Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник «День птиц». Игра – тренинг  «Наш дом – планета Земля». Музыкальная гостиная «Звуки природы».

Итоговое занятие (1ч). Подведение итогов изученного.

Предполагаемые результаты:

Первый год обучения:

Личностные результаты:

- понимать взаимосвязь  между растениями и животными в природе;

- эмоционально «проживать» ситуации экологической направленности,   выражать свои эмоции;

- высказывать своё отношение к событиям и явлениям природы;

- желание заботиться о своих  домашних питомцах.

Метапредметные результаты:

- работать в сотрудничестве;

- уметь находить пути поиска информации.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в паре, группе;

- выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Учебно-тематический план программы

2 класс

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Общее кол-во часов

Из них

Формы контроля

теоретические

практические

1

Вводное занятие.

1

1

Опрос

2

Общение с природой.

6

1

5

Опрос

Выставка рисунков

3

Солнце, воздух, вода…и растения.

6

1

5

Практическая работа

4

Тайны за горизонтом.

5

1

4

Творческая  работа

5

Интересное рядом.

5

1

4

Выставка рисунков

Практическая работа

6

Человек – часть природы.

6

1

2

Практическая работа

7

Откуда берется и куда девается мусор?

4

2

2

Опрос

Ролевая игра

Акция

8

Итоговое занятие.

1

1

Экологическая игра

Итого:

34

8

26

Календарно-тематический план программы

2 класс

№ п/п

Дата

Тема занятий

Общее количество часов

Содержание

Планируемые результаты

Теория

Практика

Личностные

Метапредметные

Уровень получения результатов

  1. Вводное занятие.  

1

1

1

02.09

Науки о природе. Экология – наука о доме.

+

Ценностное отношение к природному миру

Строить речевое высказывание в устной форме, участвовать в диалоге. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

  1. Общение с природой.

6

1

5

2

09.09.

Что значит наблюдать за жизнью природы?

+

Наблюдать и делать самостоятельно простые выводы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

3

16.09.

Особенности времен года.

+

Ценностное отношение к природному миру

Сравнивать, объекты, явления на основе существенных признаков.

4

23.09.

Сезонные явления в природе.

+

Ценностное отношение к природному миру

Наблюдать и делать самостоятельно простые выводы. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

5

30.09.

Наблюдение за погодой.  

+

Ценностное отношение к природному миру

Наблюдать, делать простые выводы, представлять информацию в виде таблицы, схемы.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

6

07.10.

Круговорот воды в природе.

+

Ценностное отношение к природному миру

Определять цель и тему занятия, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Представлять информацию в виде таблицы, схемы.

Умение договариваться о работе в группе.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

7

14.10.

Календарь природы. Народные приметы.

+

Ценностное отношение к природному миру

Строить речевое высказывание в устной форме; подробно пересказывать прочитанное и прослушанное. Умение слушать и понимать речь других.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

  1. Солнце, воздух, вода…и растения.

6

1

5

8

21.10.

Условия произрастания растений.

+

Ценностное отношение к природному миру

Умение слушать и понимать речь других. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, исходя из собственного опыта и знаний, полученных на занятии.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

9

28.10.

Фабрика питания.

+

Ценностное отношение к природному миру

Группировать предметы, объекты, явления на основе существенных признаков, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

10

11.11.

Опытно – экспериментальная деятельность « Что внутри?»

+

Ценностное отношение к природному миру

Самостоятельно организовать рабочее место.

 Наблюдать , делать простые выводы, представлять информацию в виде таблицы, схемы.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

11

18.11.

Как увидеть движение воды через корни?

+

Ценностное отношение к природному миру

Наблюдать, делать простые выводы, представлять информацию в виде таблицы, схемы.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

12

25.11.

Может ли растение дышать?

+

Ценностное отношение к природному миру

Наблюдать, делать простые выводы, представлять информацию в виде таблицы, схемы, строить речевое высказывание в устной форме.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

13

02.12.

Чтение экологических сказок. «Украденное солнце».

+

Эмоционально «проживать» ситуации экологической направленности,   выражать свои эмоции

Уметь пересказать услышанное. Умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

  1. Тайны за горизонтом.

5

1

4

14

09.12.

Географические открытия в древности.

+

Ценностное отношение к природному миру

Подробно пересказывать прочитанное и прослушанное; составлять план. Умение слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

15

16.12.

Представления о форме земли в древности. Земной шар.

+

Ценностное отношение к природному миру

Подробно пересказывать прочитанное и прослушанное; определять тему. Умение слушать и понимать речь других.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

16

23.12.

Глобус – модель земли.

+

Ценностное отношение к природному миру

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использовать простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль). Умение работать в группе.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

17

20.01.

Движение Солнца на небосводе. Сутки. Определение частей суток.

+

Ценностное отношение к природному миру

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; принимать и сохранять учебную задачу.

Умение слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя различные роли в группе,  сотрудничать в совместном решении задачи.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

18

27.01.

Творческая работа «Зеленая планета».

+

Эмоционально «проживать» ситуации экологической направленности,   выражать свои эмоции

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Умение слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, выполняя различные роли в группе,  сотрудничать в совместном решении задачи. 

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

  1. Интересное рядом.

5

1

4

19

03.02.

Интересное вокруг нас.

+

Эмоционально «проживать» ситуации экологической направленности,   выражать свои эмоции

Умение наблюдать и делать простые выводы. Фиксировать результаты наблюдений, используя простейшие инструменты и приборы.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

20

10.02.

Почему все падает на землю?

+

Ценностное отношение к природному миру

Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи и делать самостоятельно простые выводы. Фиксировать результаты наблюдений, используя простейшие инструменты  и приборы.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

21

17.02.

Бумага, её качества и свойства.

+

Ценностное отношение к природному миру

 Устанавливать причинно-следственные связи, фиксировать результаты наблюдений, используя простейшие инструменты.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

22

24.02.

Секрет сосновой шишки.

+

Ценностное отношение к природному миру

Умение наблюдать и делать простые выводы, фиксировать результаты наблюдений, используя простейшие инструменты.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

23

02.03.

Мыло – фокусник.

+

Ценностное отношение к природному миру

Умение наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,    и делать простые выводы, фиксировать результаты наблюдений, используя простейшие инструменты.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

  1. Человек – часть природы.

6

1

5

24

09.03.

Человек – загадка природы.

+

Ценностное отношение к природному миру

Умение слушать и понимать речь других. Определять тему и цели занятия, оценивать себя и других.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

25

16.03.

Наши помощники - глаза.

+

Ценностное отношение к природному миру

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

26

23.03.

Взаимосвязь органов вкуса и запаха.

+

Ценностное отношение к природному миру

Устанавливать причинно-следственные связи.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

27

06.04.

Проверим слух.

+

Ценностное отношение к природному миру

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме,

умение слушать и понимать речь других.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

28

13.04.

Откуда берется голос?

+

Ценностное отношение к природному миру

Умение слушать и понимать речь других, строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

29

20.04.

Рукам своим не верю.

+

Ценностное отношение к природному миру

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

  1. Откуда берется и куда девается мусор?

4

2

2

30

27.04.

Промышленные отходы и их утилизация.

+

Стремление определить экологическое состояние окружающей среды.

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме,

устанавливать причинно-следственные связи.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

31

04.05.

Бытовые отходы.

+

Стремление определить экологическое состояние окружающей среды.

Устанавливать причинно-следственные связи, устанавливать причинно-следственные связи.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

32

11.05.

Ролевая  игра «Волшебники».

+

Ценностное отношение к природному миру, эмоционально «проживать» ситуации экологической направленности,   выражать свои эмоции

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, умение работать в группе, выполнять различные роли, сотрудничать для достижения поставленной задачи.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

33

18.05.

Акция «Наш чистый школьный двор».

+

Стремление определить экологическое состояние окружающей среды.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать свою работу и работу класса,

 умение работать в группе, выполнять различные роли.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

  1. Итоговое занятие.

1

1

34

25.05.

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».

Оценка жизненных ситуаций и поступков. Правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести  ответственность за свои поступки, понимать их последствия для окружающего мира

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать свою работу и работу класса,

умение работать в группе, выполнять различные роли.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

Содержание программы

2 класс

Вводное занятие(1ч). Науки о природе. Экология – наука о доме.

Общение с природой (6 ч). Что значит наблюдать за жизнью природы? Особенности времен года. Сезонные явления в природе. Наблюдение за погодой. Круговорот воды в природе. Календарь природы. Народные приметы.

Солнце, воздух, вода…и растение (6 ч). Условия произрастания растений. Фабрика питания. Опытно – экспериментальная деятельность « Что внутри?». Как увидеть движение воды через корни? Может ли растение дышать? Чтение экологических сказок. «Украденное солнце».

Тайны за горизонтом (5 ч). Географические открытия в древности. Представления о форме земли в древности. Земной шар. Глобус – модель земли. Движение Солнца на небосводе. Сутки. Определение частей суток. Творческая работа «Зеленая планета».

Интересное рядом (5ч). Интересное вокруг нас. Почему все падает на землю? Бумага, её качества и свойства. Секрет сосновой шишки. Мыло – фокусник.

Человек – часть природы (6ч). Человек – загадка природы. Наши помощники - глаза. Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Проверим слух. Откуда берется голос? Рукам своим не верю.

Откуда берется и куда девается мусор? (4ч). Промышленные отходы и их утилизация. Бытовые отходы. Ролевая   игра «Волшебники». Акция «Наш чистый школьный двор».

Итоговое занятие (1 ч). Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».

Предполагаемые результаты:

Второй год обучения:

Личностные результаты:

 - стремление определить экологическое состояние окружающей среды;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести  ответственность за свои поступки, понимать их последствия для окружающего мира;

Метапредметные результаты:

-  работать в сотрудничестве;

-  уметь находить пути поиска информации.

Познавательные УУД:

- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

-различать способ и результат действия;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы педагога, товарищей по классу;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Учебно-тематический план программы

3 класс

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Общее кол-во часов

Из них

Формы контроля

теоретические

практические

1

Вводное занятие.

1

1

Опрос

2

Удивительный мир растений.

7

1

6

Выставка рисунков

3

Воздух и его охрана.

5

2

3

Практическая работа

4

Вода – источник жизни.

6

2

4

Кроссворд Практическая работа

5

Загадочный мир животных.

8

4

4

Фотовыставка

Опрос

6

Солнце. Солнечный свет.

6

1

5

Опрос

Практическая работа

7

Итоговое занятие

1

1

Опрос

Итого:

34

12

22

Календарно-тематический план программы

3 класс

№ п/п

Дата

Тема занятий

Общее количество часов

Содержание

Планируемые результаты

Теория

Практика

Личностные

Метапредметные

Уровень получения результатов

  1. Вводное занятие.

1

1

1

01.09

Почему мы часто слышим слово «экология»

+

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

2. Удивительный мир растений

7

1

6

2

08.09

Растения лекари и растения  хищники.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

3

15.09

Что выделяет растение?

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку,

фиксировать результаты наблюдений.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

4

22.09

Почему цветы осенью вянут?

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, явления, факты; делать выводы. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

5

29.09

Хитрые семена.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты,  явления, факты. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

6

06.10

Есть ли у растений органы дыхания?

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

фиксировать результаты наблюдений.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

7

13.10

В какой почве растениям лучше?

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

8

20.10

Что любят растения?

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

4. Воздух и его охрана

5

2

3

9

27.10

Что такое воздух. Значение воздуха.

+

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

10

10.11

Реактивный шарик.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

11

17.11

Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха.

+

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Анализировать  различные объекты, явления, факты. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

12

24.11

Опытно экспериментальная деятельность «Поиск воздуха».

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать различные явления. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

13

01.12

Опытно экспериментальная деятельность «Упрямый воздух».

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать различные объекты, явления, факты. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

4. Вода  - источник жизни

6

2

4

14

08.12

Вода и ее охрана. Водоемы Новосибирской области.

+

Ценностного отношения к экологической реальности в целом.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

15

15.12

Водоемы просят о помощи.

+

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.  Использовать в работе инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

16

22.12

Опытно экспериментальная деятельность «Вода и её свойства».

 

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки,

фиксировать результаты наблюдений.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

17

29.12

Состояния воды.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

18

19.01

Опытно экспериментальная деятельность «Очистка воды способом фильтрования».

+

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку, фиксировать результаты наблюдений.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

19

26.01

Опытно экспериментальная деятельность «Бережем воду».

+

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты,

фиксировать результаты наблюдений.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

5. Загадочный мир животных

8

4

4

20

02.02

Познавательные рассказы  и стихи о жизни животных.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

21

09.02

Дышат ли рыбы?

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

22

16.02

У кого какие клювы?

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

23

01.03

Игра «Мы знаем  животных»

+

Ценить

и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

24

15.03

Как пчёлки переносят пыльцу?

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать явления, факты. Использовать в работе литературу, инструменты; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

25

22.03

Экологическая игра «Птицы, рыбы, звери»

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

оценивать свою работу.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

26

05.04

Экологический журнал «Жалобная книга природы»

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

27

12.04

Познавательные фильмы о жизни животных.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

6. Солнце. Солнечный свет.

6

1

5

28

19.04

Значение солнечного света в жизни живой природы.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

29

26.04

Наблюдение за солнцем.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

30

03.05

Уличные тени.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

31

10.05

Солнечные зайчики.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

32

17.05

Черное и белое.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

33

24.05

Радуга.

+

Ценить и принимать следующие базовые ценности:

«добро, терпение, родина, природа».

Использовать в работе инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

7. Итоговое занятие.

1

1

34

31.05

Что мы узнали, чему научились за год?

+

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

Использовать в работе инструменты, приборы; оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

Содержание программы

3 класс

Вводное занятие (1ч). Почему мы часто слышим слово экология?

Удивительный мир растений (7ч). Знакомство с растениями лекарями, хищниками. Экологический журнал «Жалобная книга природы». Охрана растений. Свет, тепло и вода в жизни растений. Создание кроссвордов «Растения моего края». Воздух и его охрана (5ч). Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха. Экспериментирование с воздухом.

Вода – источник жизни (6ч). Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Новосибирской области. Водоемы просят о помощи. Вода и её свойства. Очистка воды с помощью фильтрования. Состояния воды. Бережем воду.

Загадочный мир животных (8ч). Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Игра «Мы знаем животных». Просмотр мультфильмов и видеофильмов о животных. Экологический журнал «Жалобная книга природы». Охрана животных. Дышат ли рыбы? У кого какие клювы? Как пчёлки перенося пыльцу? Экологическая игра «Птицы и рыбы».

Солнце. Солнечный свет (6ч). Экспериментирование с солнечным светом.

Итоговое занятие (1ч). Что мы узнали, чему научились за год?

Предполагаемые результаты:

Третий год обучения:

Личностные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

 Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

Регулятивные УУД:

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятий;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- представлять информацию в виде схемы;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать объекты и явления  по существенным признакам;

- находить ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре и в группе.

Учебно-тематический план программы

4 класс

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Общее кол-во часов

Из них

Формы контроля

теоретические

практические

1

Вводное занятие.

1

1

2

Мир  глазами эколога.

5

3

2

Опрос

3

Мы любим свой город.

5

1

4

Практическая работа

4

История нашего края.

2

1

1

Презентация

5

Птицам наша забота.

4

1

3

Выставка рисунков

6

Охрана растений Новосибирской области.

3

1

2

Проектная деятельность

Опрос

7

Исчезающие виды  животных.  

4

3

1

Опрос

Практическая работа

8

Человек и экология

4

2

2

Опрос

Практическая работа

9

Способы охраны природы.

3

3

3

Опрос

10

Итоговое занятие

1

1

Опрос Практическая работа

Итого:

34

18

16

Календарно-тематический план программы

4 класс

№ п/п

Дата

Тема занятий

Общее количество часов

Содержание

Планируемые результаты

Теория

Практика

Личностные

Метапредметные

Уровень получения результатов

  1. Вводное занятие.

1

1

1

07.09

Наука «экология»

+

Установка на здоровый образ жизни

Устанавливать причинно-следственные связи; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение социальных знаний

  1. Мир  глазами эколога.

5

3

2

2

14.09

Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.

+

Установка на здоровый образ жизни

Устанавливать причинно-следственные связи; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение социальных знаний

3

21.09

Экологическая пирамида.

 

 +

Установка на здоровый образ жизни

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Определять план выполнения заданий; использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

4

28.09

Защитные приспособления у растений и животных.

+

Оценка жизненных ситуаций  с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

5

05.10

Экологическая игра « Лесное происшествие»

+

Оценка жизненных ситуаций  с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Устанавливать причинно-следственные связи; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе

6

12.10

Проект «Планета – мой экодом»

+

Оценка жизненных ситуаций  с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Устанавливать причинно-следственные связи; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе.

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  1. Мы любим свой город.

5

1

4

7

19.10

Экологическая ситуация большого  города.

Пути решения экологических проблем города.

+

Установка на здоровый образ жизни

Устанавливать причинно-следственные связи; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе.

Получение социальных знаний

8

26.10

Экскурсия «Экология нашего города»

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

9

09.11

Природоохранная акция «Чистый микрорайон».

+

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Регулятивная - определять план выполнения заданий, оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

10

16.11

 Экология жилища. Творческая работа «Дом, в котором я живу»

+

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Определять план выполнения заданий, использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы, оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

11

23.11

Проектная  работа «Мой город в будущем»

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России

Оформлять свои мысли в устной речи. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе.

Получение социальных знаний

  1. История нашего края.

2

1

1

12

30.11

Просмотр познавательного фильма «Наш край – земля сибирская»

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

13

07.12

Экскурсия в краеведческий музей «Наш край»

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

  1. Птицам наша забота.

4

1

3

14

14.12

Разнообразие птиц родного края.

Необходимые меры их охраны.

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. определять план выполнения заданий, оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

15

21.12

Составление «Красной книги» исчезающих видов  птиц Новосибирской области.

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе.

Получение социальных знаний

16

28.12

Конкурс кормушек

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков в с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

17

11.01

Природоохранная акция «Пернатые друзья».

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

  1. Охрана растений Новосибирской области.

3

1

2

18

18.01

Растения  нашей местности.

Растения, нуждающиеся в защите.

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение опыта самостоятельного общественного действия

19

25.01

Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!»

+

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение социальных знаний

20

08.02

Красная книга исчезающих видов растений Новосибирской области.

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

  1. Исчезающие виды животных.  

4

3

1

21

15.02

Разнообразие животных Новосибирской области.

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей

гражданина России.

Устанавливать причинно-следственные связи;

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;  оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

22

22.02

Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение опыта самостоятельного общественного действия

23

09.03

Охота и рыбная ловля как способ поддержания численности животных.

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение социальных знаний

24

16.03

Красная книга животных Новосибирской области.

.

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Устанавливать причинно-следственные связи; группировать

предметы, объекты на основе существенных признаков. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение социальных знаний

  1. Человек и экология

5

4

1

25

23.03

Наблюдение «Влияние деятельности человека на экологическую ситуацию».

+

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Устанавливать причинно-следственные связи;

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение социальных знаний

26

05.04

Глобальные экологические катастрофы.

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение социальных знаний

27

12.04

Экология и здоровье человека.

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Получение опыта самостоятельного общественного действия

28

19.04

Экологическая грамотность и экологическая культура.

+.

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.  Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в литературе.

Получение социальных знаний

29

26.04

Ролевая игра «Юный эколог»

+

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

Получение  опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям

  1. Способы охраны природы.

4

2

2

30

03.05

Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, парки.

 

+

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков; находить нужную информацию в литературе; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, определять план выполнения заданий.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

31

10.05

Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники.

+

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Устанавливать причинно-следственные связи;

Получение социальных знаний

32

17.05

Игра – путешествие «Заповедники и заказники Новосибирской области».

+

Оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

33

24.05

Стенгазета «Жалобная книга природы».

+

Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.

Устанавливать причинно-следственные связи,

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, определять план выполнения заданий, использовать при выполнении  задания различные средства.

Получение опыта самостоятельного общественного действия

10. Итоговое занятие.

1

1

34

31.05

Что мы узнали, чему научились  за год?

+

Установка на здоровый образ жизни; оценка жизненных ситуаций и поступков с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Устанавливать причинно-следственные связи;

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Получение социальных знаний

Содержание программы

4 класс

Вводное занятие (1ч). Наука «экология»

Мир глазами эколога  (5 ч). Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком. Проект «Планета - мой экодом». Экологическая игра  «Лесное происшествие».

Мы любим свой город (5 ч). Выявление экологической ситуации в городе. Пути решения экологических проблем города. Презентация «Что я могу сделать для охраны природы». Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Творческая работа «Мой город».

История нашего края (2ч). Знакомство с историей развития Сибири. Экскурсия в краеведческий музей «Наш край». Просмотр фильма «Наш край – земля сибирская». Создание буклета «История моего края».

Птицам наша забота (4ч). Разнообразие птиц родного края. Необходимые меры их охраны. Составление «Красной книги» исчезающих птиц Новосибирской области. Конкурс кормушек. Природоохранная акция «Пернатые друзья».

Охрана растений Новосибирской области (3ч). Растения  нашей местности. Растения, нуждающиеся в защите. Устный журнал «Зеленая книга». Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!». Красная книга растений Новосибирской области.

Исчезающие виды животных (4ч). Разнообразие животных Новосибирской области. Внешний вид животных, распространение. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Охота и рыбная ловля как способ поддержания численности животных. Красная книга животных Новосибирской области.

Человек и экология (5ч). Влияние человека на экологическую ситуацию. Экскурсия «Экология нашего города». Проект «Экология жилища». Мусор – глобальная экологическая проблема. Экологическая грамотность и экологическая культура. Ролевая игра «Юный эколог».

Способы охраны природы. (4ч). Заповедники и заказники. Игра – путешествие «Заповедники и заказники Новосибирской области». Стенгазета «Жалобная книга природы».

Итоговое занятие (1ч). Что мы узнали, чему научились  за год?

Предполагаемые результаты:

Четвертый год обучения:

Личностные: 

- осознавать роль человека в природных катаклизмах;

- понимать ценность природных объектов.

Метапредметные:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции.

Познавательные УУД:

- находить информацию в текстах, справочной литературе, таблицах, иллюстрациях;

- анализировать, выделять главное, составные части и обобщать, делать выводы;

- классифицировать, сравнивать, группировать по заданным параметрам факты и явления;

- представлять информацию в виде рисунка, текста, схемы.

 Регулятивные УУД:

- определять цель и формулировать задачи занятия с помощью педагога;

- работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки с помощью педагога;

- оценивать степень успешности достижения цели по критериям.

Коммуникативные УУД:

- излагать своё мнение, аргументируя его;

- участвовать в диалоге, слушать и слышать другого;

- работать в паре, группе в разных ролях;

- идти на взаимные уступки.            

Материально-техническая база: учебный класс, игровая комната, пришкольный участок, окружающая территория,

экологические экспозиции интерната, кинозал и  актовый зал, библиотека. Фото, видео, мультимедийное

оборудование, компьютерная техника и программное обеспечение, демонстрационный материал, макеты,

    лабораторное оборудование.

     Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, инструкции по технике безопасности

     при проведении опытов и практических занятий, иллюстрационный и раздаточный материал по темам курса,

     разработки ролевых экологических игр и бесед, дидактический материал,  ресурсы сети Интернет, презентации для

     каждого занятия.

Список литературы:

Для педагога:

1.Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.:Просвещение, 1993,

2.Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // «Начальная школа». – 1998.№6. С. 92-94.

3.Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз.– 1993. - №6.

4.Белавина И.Г, Найденская Н. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.

5.Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. – 1987.

6.Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. – 1987.

7.Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. //«Начальная школа» . – 1998. № 6. С. 63-64.

8.Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. М., 1989.  10.Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

9.Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1990.

10.Кваша А. В. Подготовка и использование экологических заданий при изучении неживой природы младшими школьниками. // «Начальная школа». – 1998. №6. С. 84-92.

11.Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // «Начальная школа». – 2000. №6. С. 75-76.

12.Колесникова Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. //«Начальная школа».– 1998. №6. С. 50-52.

13.Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 1996.

14.Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. //«Начальная школа». – 1998. №6. С. 105-106.

Павленко Е. С. Экологические проблемы и начальная школа. // «Начальная школа». – 1998.№5.

15.Салеева Л. П. Опыт экологического воспитания младших школьников. //«Начальная школа». –1991. №4.

16.Симонова Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. //«Начальная школа». – 1999. №5. С. 45-51.

Для  обучающихся:

1.Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники– М.: Линка – Пресс, 2002. – 192 с.

2.Бейко В. Б. Большая энциклопедия животного мира. - Москва, Росмэн, 2007.

3.Большая Оксфордская энциклопедия, пер. с англ. Сапциной У. В. – М.: ЗАО «Росмэн-пресс» - 664с.

4.Алпатов С. В. Энциклопедия животного мира. – М.: Олма Медиа Групп, 2011. – 240 с.

5.Бердникова О. В. Новый энциклопедический справочник. Комнатные растения в вашем доме. – Москва, Олма-Пресс, 2005.

6.Большая энциклопедия знаний. Жизнь на земле, пер. с англ. Свечникова В. В. – 512 с.

7.Сахарнов С. А. В мире дельфина и осьминога. – Изд-во «Малыш», Москва,1987. – 120.

8.Артемова О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений.- Москва «Росмэн», 2007. – 224 с.

9.100 вопросов и ответов. Земля и океаны, пер. с англ. Чудова С. В. – Москва «Росмэн», 2005. – 96с.

10.Сладков Н. И. Дети радуги. – Москва «Детская литература», 1981. – 104 с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: