Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5fa232140e836207659230_1.pdf | 1.34 МБ |
kruzhkovaya_rabota_raduga.docx | 43.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты-Мансийского автономного округа - Югра
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на педагогическом Совете № 1 | Директор МДОАУ д/с "Белочка" |
от 28.08.2020г. | _________________Ю.Г. Софронова «28» __08____2020г___. Приказ № 268-од от 28.08.2020г. |
Рабочая программа
Рабочая программа «Пешка», по обучению игре в шахматы и шашки, детей 5 - 7 лет,
в рамках реализации дополнительного образования,
кружковой деятельности.
Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года
Разработчик программы: воспитатели Зубкова Е.С., Умалатова М.А.
Программа разработана на основе методических рекомендаций В.Г.Гришина, Е.И. Ильина «Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске» для детей 5-7 лет, Просвещение//Москва, 1991.
Пыть-Ях, 2020
Содержание программы
- Пояснительная записка.
- Новизна программы.
- Актуальность.
- Педагогическая целесообразность.
- Цель и задачи программы.
- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
- Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
- Сроки реализации.
- Формы и режим занятий.
- Ожидаемые результаты.
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
- Учебно-тематическое планирование.
- Содержание образовательной деятельности.
- Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Педагогическая диагностика.
- Библиографический список.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней.
Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
- Новизна программы
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
- Актуальность
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
- Педагогическая целесообразность
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
1.4. Цель и задачи программы
Цель программы: обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи программы:
Образовательная:
-расширить кругозор, пополнить знания,
-активизировать мыслительную деятельность дошкольника,
-учить ориентироваться на плоскости, т
-тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательная:
-выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
-воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы.
Общеразвивающая:
-окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций.,
-научить получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой.
- Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
- Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Дети от 5 до 7 лет.
- Сроки реализации
Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей группы общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет «В», «Радуга», с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.
- Формы и режим занятий
Методы проведения занятий:
-словесный: рассказ, беседа, объяснение;
-наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
-практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
-создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, имеющих более высокий разряд над младшими;
-привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри района, соревнований с выездом в другие детскими садами, родителей, спонсоров;
-связь с общественными организациями.
1.9 Ожидаемые результаты.
Воспитанники :
-имеют представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
-называют шахматные фигуры;
-правильно расставляют шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение
-имеют представление об элементарных правилах игры;
-играют малым числом фигур;
-имеют представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
-владеют основными шахматными терминами;
-правильно применяют элементарные правила игры;
-имеют представление о некоторых тактических приемах.
- Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Формой подведения итогов реализации программы дополнительного образования является:
- Организация ежемесячных мини-игры для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ о шахматах.
- Участие в городских конкурсах в течение года.
- Тематические праздники и развлечения.
- Творческий отчет руководителя кружка.
2.Учебно-тематическое планирование
Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:
-в первом году обучения 36 часов;
-во втором году обучения 36 часов;
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | ||
1 | Вводное. | 1 | 1 | |
2 | Формирование представлений о игре в шахматы , как о спорет, науке и искусству. | 8 | 1 | 7 |
3 | Знакомство с правилами игры в шахматы, особенностями шахматной борьбы. | 4 | 1 | 4 |
4 | Закрепить названия:тактические удары и комбинации. | 3 | 1 | 3 |
5 | Формирование элементарных правил игры | 4 | 1 | 2 |
6 | Формирование элементарных представлений о сеансах одновременной игры | 4 | 1 | 3 |
7 | Формирование элементарных представлений о поведении на турнирах | 4 | 1 | 3 |
8 | Знакомство с основными фигурами | 8 | 1 | 6 |
Итого часов | 36 | 8 | 28 |
3. Содержание образовательной деятельности
1 год обучения 2020-2021г.г.
(группа общеразвивающей направленности с 5 до 6 лет «В», «Радуга»)
№ | Кружковые занятия | Сроки | Ответственный |
1 | История шашек. | октябрь | Воспитатели группы |
2 | Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) | октябрь | Воспитатели группы |
3 | Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. | ноябрь | Воспитатели группы |
4 | Практическое закрепление материала | ноябрь | Воспитатели группы |
5 | Занятие. Шашечные поля. | ноябрь | Воспитатели группы |
6 | Практическое закрепление материала | ноябрь | Воспитатели группы |
7 | Занятие. Диагональ | ноябрь | Воспитатели группы |
8 | Практическое закрепление материала | ноябрь | Воспитатели группы |
9 | Занятие. Как ходят шашки | декабрь | Воспитатели группы |
10 | Практическое закрепление материала | декабрь | Воспитатели группы |
11 | Занятие. Основные правила шашечной игры | декабрь | Воспитатели группы |
12 | Практическое закрепление материала | декабрь | Воспитатели группы |
13 | Занятие. Цели игры и определение результата партии | декабрь | Воспитатели группы |
14 | Практическое закрепление материала | декабрь | Воспитатели группы |
15 | Занятие. Разные виды ничьей партии | декабрь | Воспитатели группы |
16 | Практическое закрепление материала | декабрь | Воспитатели группы |
17 | Занятие. Как начинать партию? | январь | Воспитатели группы |
18 | Практическое закрепление материала | январь | Воспитатели группы |
19 | Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира. | февраль | Воспитатели группы |
20 | Практическое закрепление материала |
| Воспитатели группы |
21 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | февраль | Воспитатели группы |
22 | Практическое закрепление материала | февраль | Воспитатели группы |
23 | Практическое закрепление материала | март | Воспитатели группы |
24 | Практическое закрепление материала | апрель | Воспитатели группы |
25 | Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками. | май | Воспитатели группы |
26 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | июнь-июль | Воспитатели группы |
Тематическое планирование. 2 год обучения, 2021–2022 гг.
(группа общеразвивающей направленности с 6 до 7 лет «В», «Радуга»)
№ | Кружковые занятия | сроки | ответственный |
1 | Занятие. Делаем наилучшие ходы. | октябрь | Воспитатели группы |
2 | Практическое закрепление материала | октябрь | Воспитатели группы |
3 | Занятие. Простые комбинации. | ноябрь | Воспитатели группы |
4 | Практическое закрепление материала | ноябрь | Воспитатели группы |
5 | Занятие. Основы позиционной игры. | ноябрь | Воспитатели группы |
6 | Практическое закрепление материала | ноябрь | Воспитатели группы |
7 | Занятие. Комбинационные приемы | ноябрь | Воспитатели группы |
8 | Практическое закрепление материала | ноябрь | Воспитатели группы |
9 | Занятие. Связывание | декабрь | Воспитатели группы |
10 | Практическое закрепление материала | декабрь | Воспитатели группы |
11 | Занятие. Использование дополнительного темпа. | декабрь | Воспитатели группы |
12 | Практическое закрепление материала | декабрь | Воспитатели группы |
13 | Занятие. Размен. | декабрь | Воспитатели группы |
14 | Практическое закрепление материала | декабрь | Воспитатели группы |
15 | Практическое закрепление материала | декабрь | Воспитатели группы |
16 | Занятие. Достижение выгодной оппозиции. | январь | Воспитатели группы |
17 | Практическое закрепление материала | январь | Воспитатели группы |
18 | Занятие. Треугольник Петрова. | февраль | Воспитатели группы |
19 | Практическое закрепление материала | февраль | Воспитатели группы |
20 | Занятие. Подготовка к соревнованиям | февраль | Воспитатели группы |
21 | Практическое закрепление материала | февраль | Воспитатели группы |
22 | Занятие. Растяжка и оттяжка. | март | Воспитатели группы |
23 | Практическое закрепление материала | апрель | Воспитатели группы |
24 | Эффективность и красота комбинаций. | май | Воспитатели группы |
25 | Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры | июнь-июль | Воспитатели группы |
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
-беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
-игра;
-тренировочные игры;
-турниры.
5.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Оборудование, материалы.
Для кружка необходимы: учебный кабинет со столами и стульями. Кабинет должен отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы: комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);
шахматные часы (2-3 комплекта).
- Педагогическая диагностика
Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика.
Формы педагогической диагностики:
- педагогические наблюдения;
- открытые занятия с последующим обсуждением;
- итоговые занятия;
- выставки;
- конкурсы.
В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:
1балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
3балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Педагогическая диагностика проводится для сравнительного анализа и решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории (индивидуальный маршрут развития ребенка) или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
- Библиографический список
1.Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, СПб: «Лениздат», 1969
2 В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
3. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
4. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, М: «ФИС», 1981
5. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, М: «ФИС», 1982.
6. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, М: «ФИС», 1957.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, М: ДРОФА, 1953.
7. АСидлин. Как оценивать позицию в шашках, М: «ФИС», 1966.
8.П.А.Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
9.В.С.Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
10.Г.И.Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
11.Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986..