Доклад на тему "Резервы обучения чтению"
Предварительный просмотр:
Доклад на тему «Резервы обучения чтению».
Оптимальный темп чтения от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста. Темп скороговорки и замедленный темп – понимание текста ухудшается.
Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднение при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
На успеваемость влияют 200 факторов, фактор № 1 – скорость чтения.
В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
В США на многих предприятиях не принимают на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.
Исследованиями установлено, что отличники читают в конце начального обучения 150 слов в минуту, хорошисты – 120 слов, троечники – 90 слов. Значит, нужно стремиться к тому, чтобы к концу начального обучения большинство школьников читали 120 слов в минуту.
Как добиться этой оптимальной скорости, какие резервы обучения можно здесь использовать?
Существует 8 резервов обучения:
- Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
- Жужжащее чтение.
- Ежеурочные пятиминутки чтения.
В Монголии на каждом уроке, будь то рисование, математика, пение, в начале урока – 5-минутное жужжащее чтение. Монгольские дети читают лучше, чем наши.
- Чтение перед сном дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
- Если ребенок не любит читать, то необходим режим Щадящего ЧТЕНИЯ (очень хорошо – при просмотре диафильмов, прочитал – посмотрел кадрик – прочитал).
- Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов. Дочитав до 3 – 4 слова, забыл первое. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов. (по И.Т.Федоренко).
Начинается работа с 1-го предложения – всего два слова. ТАЕТ СНЕГ. (8 букв)., а последнее предложение – из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной – две букве. При такой работе уже через два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8 – 9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интереснее, а поэтому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
Как лучше проводить ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ?
На доске пишутся 6 предложений и закрываются листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первой предложение, и ребята в течение определенного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время экспозиции обычно небольшое: от 4 до 7 секунд. По истечению этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? Надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: «Ничего страшного, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить».
Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стерто, его также записывают в тетрадь. На 6 предложений обычно уходит от 5 до 8 минут времени.
Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.
- Очень эффективными представляются три типа упражнений (коллективно):
МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ – после того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно учениками, учитель предлагает начать читать всем одновременно и продолжать в течение одной минуты чтение. При истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать.. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого чтения. Естественно, что и во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующее упражнение – чтение в темпе скороговорки. Требования к выразительности при этом понижены, зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.
Затем начинается третье упражнение: «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато КРАСИВО, ВЫРАЗИТЕЛЬНО».
Дети прочитают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое ЧУДО: ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго (полстрочки, строка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2 – 3 недели чтение ребенка заметно улучшится.
- СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ.
В конце урока оставить 3 – 4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение 1 минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в дневнике.
Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность подойти к ученику и а: «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя слов было неделю назад». Результаты всегда свидетельствуют об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.
В заключение к вышеизложенному можно привести такой пример: в одной из восьмилетних школ Донецка число хорошо читающих учеников не превышало 12 %. Через два года, используя рассмотренные выше резервы, учителя этой школы получили прекрасный результат – 54 % хорошо читающих учеников.
Литература:
В.Н. Зайцев – «Резервы чтения». М., «Просвещение», 1991 (Лаборатория педдиагностики Донецкого госуниверситета).