Доклад на тему "Причины нарушений речи"
Выступила с докладом перед учителями-логопедами города
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_narusheniy_rechi.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины нарушений речи
На каких этапах развития ребенка и при каких условиях и обстоятельствах может происходить повреждение его речевого аппарата, приводящее к нарушениям речи? И только ли повреждения речевого аппарата могут приводить к появлению речевых расстройств или такие расстройства возможны и при наличии вполне нормального речевого аппарата.
Начнем с самого начала. Ребенок еще не родился, даже не «запрограммирован», а разного рода неблагоприятные факторф уже могут полным ходом «работать» на его речевую и иную патологию.
Это объясняется тем, что на состоянии здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать
- Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей.
По наследству могут передаваться некоторые особенности нервно—психического склада родителей, а также особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата (особенности строения артикуляционных органов, вплоть до наличия нёбных расщелин, или своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществлению речевой функции).
- Профессиональные «вредности» (длительное время действующие радиационное излучение, работа с химически активными веществами, повышенные вибрационные нагрузки и.т.п)
- Наркомания, алкоголизм, курение.
- Искусственное прерывание предшествующей беременности.
При внутриутробном развитии:
- Токсикозы первой и (или) второй половины беременности.
- Острые и хронические заболевания матери.
- Резус – конфликт.
- Падения и ушибы во время беременности.
- Профессиональные вредности во время беременности.
- Курение матери и употребление алкоголя.
- Стрессовые ситуации.
- Не доведенные до конца попытки прерывания беременности.
- Лицевой скелет плода закладывается на II-III месяце беременности. Осложненное протекание родов.
В период раннего развития ребенка на формирование его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства.
- Травмы головы, сотрясение и ушибы головного мозга.
- Воспалительные заболевания головного мозга.
- Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха.
- Применение некоторых лекарств, избирательно действующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые отрицательные последствия.
- Приобретенные до сформирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм и сосание пальцев и.т.п).
- Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.
- Двуязычие.
Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.
Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.
Нарушение чтения – дислекция (лего- лат.читаю).
Частичное расстройство процесс чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибок при чтении и обусловленное неформированностью или нарушением тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения.
Этим дислекция принципиально отличается от тех затруднений при чтении, которые связаны с плохой его техникой и в большей или меньшей степени свойственны всем детям на начальных этапах овладения чтением.
Комплексное обследование детей с дислекцией, проведенное различными специалистами (невропатологами, логопедами и психологами) позволило выявить у многих детей следующие отклонения:
- Отставание в созревании некоторых мозговых структур, о чем свидетельствуют особенности электроэнцефалограмм, характерные для чтения более раннего возраста.
- Недоразвитие общей моторики, ее отставание, что может отрицательно, сказываться на формы, необходимых для чтения предпосылок.
- Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг другу). Эти трудности часто сочетаются с поздним выделением ведущей руки, с явным или скрытым левшеством.
- Выраженная задержка в речевом развитии (Дефекты в произношении звуков, бедность словарного запаса, неточное понимание значений многих слов, наличие аграмматизмов в устной речи) – много зеркалов, стадо оленев, Три яблок).
- Симптомы, по которым можно распознать дислекцию.
- 1. Неправильное называние при чтении некоторых букв (не узнавание их).
- Побуквенное (вместо послеслогового) чтения.
- Искажение звуко-слоговой структуры слов.
- Чтение отдельных слов или даже всей строчке направлении справа налево.
- Нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.
- «Перескакивание» со строчки на строчку (читать по линейке) ли через специальную прорезь.