к ЭГЭ
варианты входных и итоговх контрольных работ в 10-11 классах, материал для повторения и диагностики по темам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Вариант № 1
1. Учёный предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений, потому что это сходство спасает их от хищников. С большей точностью он может подтвердить или опровергнуть это предположение методом
1) измерения
2) описания
3) сравнения
4) эксперимента
2. Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом?
1) 0
2) 23
3) 46
4) 92
3. К комплексным организмам относят
1) лишайники
2) шляпочные грибы
3) водоросли
4) плесневые грибы
4. Укажите растение, для которого характерно самостоятельное распространение плодов и семян.
1) клён остролистный
2) ландыш обыкновенный
3) берёза бородавчатая
4) бешеный огурец
5. Какому числу кратно число частей цветка у растений семейства розоцветные?
1) 3
2) 4
3) 5
4) 6
6. Тело членистоногих, в отличие от кольчатых червей,
1) состоит из сегментов, объединённых в отделы
2) мягкое на ощупь
3) образовано двумя слоями клеток
4) круглое в поперечном сечении
7. К современным кистепёрым рыбам относят
1) акулу
2) ската
3) латимерию
4) осетра
8. Какой из приведённых органов входит в состав системы органов дыхания?
1) гортань
2) печень
3) аорта
4) селезёнка
9. Лёгкая возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, повышенная температура тела, потливость, худоба, выраженная припухлость в области шеи, выпученность глазных яблок — признаки
1) рахита
2) базедовой болезни
3) микседемы
4) ангины
10.
Какой цифрой на рисунке обозначена подвижная кость черепа человека?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
11. Какая из перечисленных желёз участвует в регуляции водно-солевого обмена в организме человека?
1) поджелудочная
2) щитовидная
3) надпочечник
4) гипофиз
12. Кровеносная система человека
1) замкнутая, сердце четырёхкамерное
2) незамкнутая, сердце трёхкамерное
3) незамкнутая, сердце четырёхкамерное
4) замкнутая, сердце трёхкамерное
13. Желудочный сок начинает выделяться при
1) действии пищи на рецепторы глотки
2) попадании пищи в кишечник
3) попадании пищи в ротовую полость
4) продвижении пищи по пищеводу
14. Что происходит в организме человека при нахождении в течение нескольких часов на холоде?
1) усиление потоотделения
2) усиление энергетического обмена
3) накапливание жиров
4) расширение кровеносных сосудов
15. В глазном яблоке человека за стекловидным телом следует
1) роговица
2) хрусталик
3) передняя камера
4) сетчатка
16. Что является примером врождённого рефлекса у человека?
1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора
2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение
3) выделение желудочного сока на запах пищи
4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом
17. При каком повреждении применяется изображённая на картинке первая помощь?
1) растяжение
2) перелом
3) ушиб
4) вывих
18. Отношения двух организмов, из которых один извлекает пользу, а другой не получает ни вреда, ни пользы, наблюдаются при
1) квартиранстве
2) хищничестве
3) паразитизме
4) симбиозе
19. Определите потребителя первого порядка в пищевой цепи:
хлебные злаки → шведская муха → паук → землеройка → горностай
1) горностай
2) хлебные злаки
3) паук
4) шведская муха
20. Изучите график возрастного изменения веса головного мозга у людей (по оси х отложен возраст (в годах), а по оси у — масса головного мозга (в г)).
Какое из предложенных описаний наиболее точно отражает данную зависимость с 36 до 69 лет?
1) незначительно увеличивается
2) остаётся неизменной
3) сначала не изменяется, а потом медленно снижается
4) медленно снижается на всём протяжении времени
21. Между биологическими объектами и функциями, которые они выполняют, существует определённая связь.
ОБЪЕКТ | ФУНКЦИЯ |
хромосома | ... |
гемоглобин | транспорт газов |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в приведённой таблице?
1) транспорт питательных веществ
2) фотосинтез
3) хранение наследственной информации
4) биосинтез белка
22. Верны ли следующие суждения о мышечных тканях человека?
А. Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань состоит из одноядерных веретеновидных клеток.
Б. Гладкая мышечная ткань сокращается медленно и непроизвольно.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
23. Что относят к глобальным экологическим проблемам современности? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) строительство новых городов
2) истощение озонового слоя Земли
3) низкая рождаемость в развитых странах Европы
4) старение населения Земли
5) загрязнение атмосферы продуктами различных производств
6) сокращение видового разнообразия биосферы
24. Какие структуры относят к периферической нервной системе человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) спинно-мозговой нерв
2) нервный узел
3) промежуточный мозг
4) черепно-мозговой нерв
5) спинной мозг
6) средний мозг
25. Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
| ЖИВОТНОЕ |
A) имеет один круг кровообращения Б) продукт выделения — мочевина В) дыхание кожно-лёгочное Г) имеет чешую Д) имеет чётко выраженные пояса конечностей и свободные конечности Е) имеет боковую линию |
| 1) пресноводный окунь 2) зелёная лягушка |
26. Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в пищеварительной системе птицы, после прохождения пищи через ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) переваривание пищи соками поджелудочной железы, печени и желчного пузыря
2) поступление непереваренных продуктов в клоаку
3) размягчение и частичное переваривание пищи под влиянием слюны
4) обработка пищи пищеварительными соками, вырабатываемыми железистыми клетками желудка
27. Вставьте в текст «Дождевой червь» пропущенные термины из предложенного перечня, используя дня этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Дождевой червь
Дождевые черви — подотряд малощетинковых червей из типа ________(А) черви. Число сегментов изменчиво: от 80 до 300. Кровеносная система у червей_____________(Б), достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет. Дыхание осуществляется через богатую чувствительными клетками кожу, которая покрыта защитной слизью. Нервная система дождевых червей состоит из брюшной цепочки нервных_________(В). Дождевые черви являются ___________(Г), каждая половозрелая особь обладает женской и мужской половой системой. Размножение происходит через ________________(Д), внутри которого яйца оплодотворяются и развиваются.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) круглые
2) кольчатые
3) узел
4) перемычка
5) поясок
6) незамкнутый
7) замкнутый
8) гермафродит
9) раздельнополое
Предварительный просмотр:
Вариант № 2
1. Какой метод Вы бы использовали для изучения поведения пчёл?
1) микроскопия
2) гибридизация
3) вскрытие
4) наблюдение
2. Сколько хромосом будет содержаться в лейкоцитах крови у внука, если у его дедушки в этих клетках содержится 46 хромосом?
1) 0
2) 23
3) 46
4) 92
3. Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле
1) льна-долгунца
2) кукурузы
3) томата
4) тюльпана
4. Какой агротехнический приём используется для усиления отрастания придаточных корней и столонов у картофеля?
1) рыхление
2) окучивание
3) пасынкование
4) пикировка
5. Ель, в отличие от папоротника,
1) размножается спорами
2) в процессе оплодотворения зависит от воды
3) не имеет проводящих сосудов
4) размножается семенами
6. Нервная система у плоских червей состоит из
1) нервных клеток, образующих нервную сеть
2) двух головных узлов и нервных стволов с ответвлениями
3) окологлоточного нервного кольца и отходящих от него нервов
4) окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки
7.
Какой орган млекопитающего изображён на рисунке?
1) почка
2) матка
3) сердце
4) печень
8. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) наследственная изменчивость
2) борьба за существование
3) естественный отбор
4) развитие речи
9. Для какой ткани характерно наличие межклеточного вещества в виде жидкости?
1) эпителиальной
2) хрящевой
3) крови
4) жировой
10. Твёрдость костей обеспечивается благодаря наличию в них
1) минеральных солей
2) углеводов
3) жиров
4) белков
11. Где в организме человека происходит разрушение эритроцитов?
1) в печени
2) в почках
3) в поджелудочной железе
4) в лёгких
12. Что позволяет определить электрокардиограмма?
1) активность различных участков миокарда
2) кислородную ёмкость крови
3) давление крови после нагрузки
4) анатомические размеры сердца
13. Кашель возникает при раздражении рецепторов
1) гортани
2) носоглотки
3) ротовой полости
4) носовой полости
14. Что происходит в организме человека в процессе пластического обмена?
1) поглощение кислорода
2) образование из крахмала глюкозы
3) окисление органических веществ
4) превращение аминокислот в белки
15. Какой цифрой на рисунке обозначена структура глаза, нарушение в которой может стать одной из причин развития близорукости?
16. Что является примером врождённого рефлекса у человека?
1) движение пешехода на зелёный сигнал светофора
2) сужение зрачка при попадании в ярко освещённое помещение
3) выделение желудочного сока на запах пищи
4) возникновение обиды на отметку «2», поставленную педагогом
17.
Как называют повреждение, обозначенное на рентгеновском снимке буквой А?
1) вывих
2) перелом
3) ушиб
4) гематома
18. В тёмном лесу многие растения имеют светлые цветки. Значение этого факта заключается в том, что эти цветки
1) тенелюбивы
2) лучше заметны для людей
3) лучше заметны для насекомых
4) влаголюбивы
19. Если в процессе эволюции у животного сформировались кожные покровы, изображённые на рисунке, то его кровеносная система должна иметь
1) трёхкамерное сердце и один круг кровообращения
2) четырёхкамерное сердце и два круга кровообращения
3) двухкамерное сердце и один круг кровообращения
4) трёхкамерное сердце и два круга кровообращения
20. Известно, что у львов охотятся самки, причём охотятся они группой, атакуя жертву с разных сторон. На графике представлена зависимость успешности охоты (количество успешных охот выражено в процентах от общего числа попыток поймать добычу) от количества самок в прайде (по оси Х отложено количество самок, а по оси Y — успешность охоты).
Определите, какое число самок должно быть в прайде, чтобы как минимум половина охот заканчивалась успехом.
1) 3
2) 4
3) 5
4) 6
21. Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь:
Объект | Процесс |
... | Преобразование внешнего раздражителя в нервный импульс |
Рабочий орган | Непосредственное выполнение команды |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) чувствительный нейрон
2) двигательный нейрон
3) нервный центр
4) рецептор
22. Верны ли следующие суждения о наследственности и естественном отборе?
А. Наследственность и естественный отбор — это движущие силы эволюции.
Б. Потомству передаются признаки, приобретенные организмом в течение жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
23. Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) по своим результатам противоположен биосинтезу
2) идёт с поглощением энергии
3) завершается в митохондриях
4) завершается в рибосомах
5) сопровождается синтезом молекул АТФ
6) завершается образованием кислорода и углеводов
24. Какие из перечисленных факторов окружающей среды относятся к антропогенным? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) температура воздуха
2) загрязнение парниковыми газами
3) наличие неперерабатываемого мусора
4) наличие дороги
5) освещённость
6) концентрация кислорода
25. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК | ТИП КЛЕТОК КРОВИ |
A) не имеют постоянной формы тела | 1) эритроциты |
Б) в их состав входит белковое вещество гемоглобин | 2) лейкоциты |
В) переносят кислород от органов дыхания ко всем клеткам тела | |
Г) обеспечивают иммунитет | |
Д) в зрелом состоянии имеют ядро | |
26. Расположите в правильном порядке процессы пищеварения, происходящие у большинства млекопитающих после попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) всасывание аминокислот в кровь
2) переваривание пищи в кишечнике под влиянием кишечного сока, поджелудочного сока и желчи
3) измельчение пищи зубами и её изменение под влиянием слюны
4) поступление питательных веществ в органы и ткани тела
5) переход пищи в желудок и её переваривание желудочным соком
27. Задание 27 № 1953
Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДНК
Молекула ДНК — биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар — __________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________(Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) рибоза
2) аминокислота
3) рибосома
4) урацил
5) нуклеотид
6) дезоксирибоза
7) пластида
8) тимин
Предварительный просмотр:
1) | расположение бивалентов в экваториальной плоскости | ||||||||||||||||||||||||||
2) | обмен участками между гомологичными хромосомами | ||||||||||||||||||||||||||
3) | расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки | ||||||||||||||||||||||||||
4) | образование гаплоидных клеток с двухроматидными хромосомами | ||||||||||||||||||||||||||
5) | образование гаплоидных клеток с однохроматидными хромосомами | ||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
9 . Верны ли следующие суждения о фотосинтезе и дыхании? А. В процессе фотосинтеза источником энергии при образовании АТФ является свет, поглощается CO2 и выделяется в атмосферу O2. Б. В процессе дыхания источником энергии при синтезе АТФ служат органические вещества, поглощается O2 и выделяется в атмосферу CO2. | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||
10. Установите соответствие между функцией органического вещества в клетке и группой веществ, к которой она относится. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.Установите соответствие между особенностями и видами молекул: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Какие примеры иллюстрируют мутационную изменчивость? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растений с морщинистыми неокрашенными семенами потомство оказалось |
Предварительный просмотр:
| |||
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
9 Верны ли следующие суждения об обмене веществ в организме? А. На бескислородном этапе энергетического обмена молекулы глюкозы окисляются до пировиноградной кислоты. Б. Пластический обмен характеризуется расщеплением органических веществ с высвобождением энергии. | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
10. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
11. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания моногибридного скрещивания гетерозигот при полном доминировании. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
12. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, начиная с доминантного фенотипа.
| ||||||||||||||||||||||||
13. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В процессе двойного оплодотворения у цветковых растений происходит | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
14. Установите соответствие между насекомым и типом развития, который для него характерен. | ||||||||||||||||||||||||
НАСЕКОМОЕ |
| ТИП РАЗВИТИЯ | ||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||
15. Какие структуры организма человека формируются из мезодермы? | ||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||
17. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для изучения наследственных болезней человека исследуют клетки околоплодной жидкости методами | |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Предварительный просмотр:
| |||||
2.Установите соответствие между признаком нуклеиновой кислоты и её видом. |
|
|
3.Сколько различных фенотипов проявится в анализирующем скрещивании дигетерозиготы, если признаки доминируют полностью и наследуются независимо? В ответе запишите только количество фенотипов.
4.Все приведённые ниже понятия, кроме двух, используются для описания наследования гена дальтонизма у человека. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. | ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||
5.Установите соответствие между строением органоида и его видом. | ||||||||||||||||
СТРОЕНИЕ |
| ВИД ОРГАНОИДА | ||||||||||||||
|
|
|
6.Определите соотношение фенотипов у потомков при скрещивании дигетерозиготного растения гороха с растением, гомозиготным по рецессивным признакам. Гены двух признаков расположены в разных парах хромосом. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов (без дополнительных знаков).
7.Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости». Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и примеры, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка
Вид изменчивости | Изменения | Пример |
__________(А) | Генотипа и фенотипа | Рождение |
Модификационная | Только фенотипа |
__________(В) |
Комбинативная |
__________(Б) | Появление розовых цветков у ночной красавицы |
8.Установите последовательность этапов зародышевого развития ланцетника. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. | ||
1) | формирование однослойного зародыша | |
2) | дробление зиготы | |
3) | формирование внутренних органов и систем органов | |
4) | образование нервной пластинки и хорды | |
5) | формирование двухслойного зародыша |
9.Все приведённые ниже примеры, кроме двух, характеризуют комбинативную изменчивость. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
10.Установите соответствие между организмами и типами их питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию |
|
| |||||||||||||||||||||||
11.Сущность гибридологического метода заключается в | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
12.Установите соответствие между структурой организма человека и зародышевым листком, из которого она сформировалась. |
|
| ||||||||||||||||||||
13.Установите соответствие между характеристиками и способами размножения: |
|
| ||||||||||||||||||||||||
14.Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: |
|
| |||||||||||||||||||||||||
15.Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов? | ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
16.Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена. |
|
| ||||||||||||||||||||||
17.Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
18.Верны ли следующие суждения об обмене веществ? А. В процессе гликолиза происходят многоступенчатые ферментативные реакции превращения глюкозы в молекулы пировиноградной кислоты. Б. Энергетический обмен представляет собой совокупность реакций расщепления органических веществ, сопровождающихся синтезом АТФ. | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
19.Установите соответствие между процессом фотосинтеза и фазой, в которой он происходит. |
|
| ||||||||||||||||||||||
20.Установите соответствие между особенностями и типами животных, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
|
21.Какой хромосомный набор характерен для клеток спороносных побегов
и заростка плауна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются.
22.В результате мутации в фрагменте молекулы белка человека произошла замена аминокислоты глицина (Гли) на аспарагиновую кислоту (Асп). Определите аминокислотный состав фрагментов молекулы белка больного человека и здорового человека, возможные фрагменты иРНК больного человека, если в норме этому фрагменту белка соответствует следующий фрагмент иРНК: УУУУЦУУУАЦААГГУЦАУАЦУ. Ответ поясните.
Генетический код (иРНК)
Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
| У | Ц | А | Г |
|
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда;
второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
23.При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F1 получились с усиками и яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве. |
Предварительный просмотр:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Верны ли следующие суждения о фотосинтезе и дыхании? А. В процессе фотосинтеза источником энергии при образовании АТФ является свет, поглощается CO2 и выделяется в атмосферу O2. Б. В процессе дыхания источником энергии при синтезе АТФ служат органические вещества, поглощается O2 и выделяется в атмосферу CO2. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Установите соответствие между группой организмов и процессом превращения веществ, который для неё характерен. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Установите соответствие между характеристикой и типом мутации. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Установите соответствие между организмом и типом питания, который для него характерен. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1) | ошибок в репликации дезоксирибонуклеиновой кислоты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2) | переноса участка с одной хромосомы на негомологичную хромосому | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3) | разного сочетания генов в гаметах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4) | конъюгации и кроссинговера в профазе мейоза I | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5) | нерасхождения гомологичных хромосом в анафазе мейоза I | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 6) | модификации признаков под влиянием факторов окружающей среды | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Какие процессы предшествуют двойному оплодотворению покрытосеменных растений? | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Предварительный просмотр:
Ссылки на образовательные платформы
по биологии для дистанционного образования
Для получения дополнительных знаний, подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, подготовки к ВПР, для проверки знаний доступны следующие ресурсы:
1. Государственная информационная система «Электронное образование РТ»
edu.tatar.ru:
- электронный журнал и дневник
- виртуальные факультативы
2. «Универсариум» ( https://universarium.orq)
3. «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru)
4. «Мобильное электронное Образование» (https://mob-edy.ru)
5. «Открытая школа 2035» (https://2035school.ru)
6. «Учи.ру» (https://uchi.ru)
7. «Якласс» (https://www.yaklass.ru)
8. Площадка образовательного центра «Сириус» (http://edu.sirius.online)
9. Образовательная платформа «Лицей» Ростелеком (http://lc.rt.ru)
10.Дистанционное и электронное обучение (http://distance.mosedu.ru/)
11.Московский образовательный канал. Все уроки школьной программы (https://mosedr.tv/)
12. Городской методический центр (https://mosmetod.ru/)
13. Мои достижения. Онлайн-сервис самопроверки ( https://myskills.ru/)
14.Бесплатный доступ ко всем курсам по школьной программе (https://help.foxford.ru)
15. Российская электронная школа. Видеоуроки ( https://resh.edu.ru/subject/)
16.Все актуальные учебники ФПУ, методический материалы (https://media.prosv.ru/)
17. Все школьные олимпиады России и мира (https://olimplum.ru/)
18. Интерактивный развивающий онлайн-курс (https://obrazovanium.ru/)
19. Онлайн школа (foxford.ru )
20. https://learningapps.org/
21.Образовательный портал для подготовки к экзаменам (https://sdamgia.ru/)
22. материалы ( архив заданий, учебники) для подготовки к олимпиадам разного уровня (https://bioturnir.ru/)
23. электронная библиотека полезных книг (https://licey.net/)
Предварительный просмотр:
Таблица «История развития живого мира на Земле»
Эры | Архей | Протерозой | Палеозой | Мезозой | Кайнозой |
Среды обитания живых организмов (море, выход на сушу, наземно-воздушная) | море | Море, у берегов образование почвы | Водная, выход на сушу | водная Наземно-воздушная | водная Наземно-воздушная |
Отделы растений | нет | Отделы водорослей | Псилофиты (ринияфиты) Мхи, Плауны, хвощи, папоротники голосеменные | Господство голосеменных Появление покрытосеменных (цветковых) | Господство покрытосеменных |
Основные ароморфозы растений | Фотосинтез, в конце появление ядра | многоклеточность | Появление тканей, органов: стебля и листьев, потом корня и преобладание спорофита (диплоидной стадии); появление семени, пыльцевой трубки (независимости оплодотворения от воды) | Появление цветка, плода, двойного оплодотворения | |
Типы животных | нет | Простейшие, все типы беспозвоночных: Губки, кишечнополостные, Плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, иглокожие, членистоногие(трилобиты) В конце первые хордовые | Выход членистоногих (паукообразных) и Хордовых (стегоцефалов) на сушу | Разнообразный мир Хордовых, Членистоногих | Разнообразный мир Хордовых и Членистоногих |
Классы хордовых | Подтипы позвоночных классы: бесчелюстные, рыбы хрящевые и костные; от кистеперых костных- амфибии, от них - рептилии | Расцвет рептилий (появление и в конце вымирание динозавров), появление млекопитающих и птиц | Господство Млекопитающих(появление приматов); и птиц, в воде костных рыб | ||
Появление человека | + | ||||
Основные (3-5) ароморфозы животных | Появление ядра, диплоидность | Многоклеточность, дифференцировка на ткани, органы, двусторонняя симметрия, трехслойность(появление мезодермы), выделительной и половой систем у плоских червей; сквозного кишечника у круглых червей, дифференцировка кишечника, появление полости тела вторичной; кровеносной, дыхательной систем; сегментированного тела у кольчатых червей; наружного скелета в виде раковины у моллюсков и хитинового покрова у членистоногих, появление у них конечностей рычагового типа, поперечно-полосатой мускулатуры; усложнение всех систем органов в ряду всех б/п | Появление внутреннего скелета-хорды, нервной трубки у ланцетника, позвоночника, головного мозга из 5 отделов, замкнутой кровеносной системы с 2камерным сердцем на брюшной стороне, внутреннего уха, парных плавников, туловищных почек, жабер у бесчелюстных позвоночных. а потом их усложнение в эволюционном ряду; появление легких, второго круга кровообращения, 5палых конечностей, среднего уха, слюнных желез в связи с выходом на сушу у земноводных; внутреннего оплодотворения, защитных оболочек яйца, тазовых почек и грудной клетки, ячеистых легких у рептилий | Появление теплокровности, разделенных кругов кровообращения из-за 4хкамерного сердца и правой у птиц и левой у млекопитающих дуги аорты; развитие органов чувств, ЦНС( появление коры БП, а у млеков еще извилин); внутриутробного развития и выкармливания молоком, забота о потомстве | Освобождение рук в связи с прямохождением и появление трудовой деятельности, развитие коры БП, особенно лобной доли, появление речи |