Инновационная-экспериментальная деятельность
Инновационная деятельность
В понятие инновационной деятельности входит освоение нового содержания образования, новых педагогических технологий; проектирование и применение наиболее эффективных учебно - воспитательных систем.
Наш детский сад является инновационной площадкой по внедрению Парциальной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Являемся базовой опорой, сетевой площадкой БРИОП.
Парциальная образовательная программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
Экономика страны нуждается в совершенствовании, что кажется невозможным без высококвалифицированных кадров в инженерном производстве и промышленности. Для выполнения этой важной задачи необходима подготовка специалистов, способных осваивать и самостоятельно разрабатывать высокие технологии, внедрять их в производство, а также специалистов ориентированных на интеллектуальный труд.
Вырастить такого специалиста возможно, если начать работу с дошкольного возраста. По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 8 лет, в большинстве случае не свяжет свою будущую профессию с техникой.
С этой целью создана программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».
Парциальная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» (авторы: к.п.н. Волосовец Т.В. (РАО), к.п.н. Карпова Ю.В. (СИПКРО), ТимофееваТ.В. (ДОО); рецензент – директор ФИРО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Асмолов А.Г.) является уникальным методическим продуктом и разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, г. Москва).
Название программы тоже не случайно. Это своего рода эволюция видов конструкторов: игровой набор «Дары Фребеля» - конструкторы - роботехника.
Цель программы: Разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи программы:
- В условиях реализации ФГОС ДО организовать в образовательном пространстве ДОО в предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению);
- Формировать основы технической грамотности воспитанников;
- Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
- Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);
Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии с ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
Принципы реализации программы:
- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; Построение процесса образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе и содержания своего образования. Становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- Сотрудничество окольной организации с семьей;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- Возрастная адекватность дошкольного образования ( соответствие условий, требований, Учет этнокультурной ситуации развития детей.
По этой программе мы осваиваем такие конструкторы как Полидрон «Гигант», Полидрон «Юнион», магнитный конструктор, конструктор «Тико», строим с различными видами конструкторов мельницу, дома, робота-помощника и другие объекты с использованием конструкторов.
Обучающие функции робототехники состоят в том, что дошкольник занимаясь робототехникой, приобретает современные политехнические представления и умения, овладевает предпосылками технических и технологических компетенций.
Подготовка детей к изучению технических наук-это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.
1. ТИКО конструкторы
Такая инновационная разработка как конструкторы ТИКО идеально подходят для развития и обучения детей. Развивается моторика, мышление, речь, пространственное восприятие. ТИКО «Грамматика» развивает фонематическое восприятие, способность к звуковому анализу и синтезу. ТИКО «Математика» развивает навыки счета, умение составлять и решать простейшие задачи, логическое мышление. ТИКО конструкторы способствуют развитию конструктивных навыков.
Новизна в разработке интересных заданий для детей, подготовка детей к овладению навыками чтения, счета. Возможность создавать объемные фигуры, конструкции любой сложности.
2. "Дары Фребеля"
Игровой набор «Дары Фребеля» (14 даров) является уникальным для использования в работе с детьми и открывает новые возможности в процессе реализации основной образовательной программы. При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения, творчество.
Новизна в том, что игровой набор состоит из постепенно усложняющихся пособий, называемых дарами. Дает понятие симметрии, целого и частей. Развивает навыки конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений.
3. Лего-конструирование и образовательная робототехника
Актуальность внедрения легоконструирования и роботехники значима в свете внедрения ФГОС ДОУ, так как:
- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников;
- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.;
- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Лего–конструирование и образовательная робототехника – это новая педагогическая технология, представляет самые передовые направления науки и техники, является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания и физике, механике, технологии, математике и ИКТ.
В своей работе применяю следующие инновационные технологии:
Игровые технологии:
1. Развивающие игры Воскобовича, «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича.
Цель технологии игр Воскобовича: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей.
Особенности: многофункциональность развивающих игр, вариативность игровых заданий, наличие конструктивных элементов, сказочная огранка, образность и универсальность.
Новизна технологии игр Воскобовича заключается в повышении образовательного потенциала предметно-развивающей среды ДОО и повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
2. Блоки Дьеныша
Блоки Дьеныша - это целый кладезь игр на развитие логического, математического и пространственного мышления.
Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию. На своих занятиях и в свободной деятельности мы с удовольствием используем, играем этим пособием.
Технология «Ситуация месяца»
Это возможность проявить инициативу, показать и представить то, чему дети научились в течении месяца, пообщаться с детьми разного возраста. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца», например: «В гости к Осени», «Театр и мы» "Мы жители земного шара-Китай"и т.п.
Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности.
Технология «Ситуации месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.
Технология "Клубный час"
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети самостоятельно в течении одного часа самостоятельно передвигаются по всему зданию (или участку) детского сада , соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.
Основной целью «Клубного часа» является:
- развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.
Основные задачи «Клубного часа»:
- развитие детской самостоятельности и инициативности;
- формирование положительных взаимоотношений в среде сверстников в процессе совместного взаимодействия;
- освоение старшими дошкольниками универсальных умений (постановка цели или принятие от взрослого обдумывание пути к её достижению, осуществление своего замысла, оценивание полученного результата с позиции цели);
- развитие продуктивного детско-взрослого сотрудничества;
- формирование навыков публичного выступления в процессе презентации результатов своей творческой деятельности;
- способствовать приобретению собственного жизненного опыта, переживаний необходимых для самоопределения и саморегуляции
Проектные технологии
(Технология «Метод проектов» Д. Дьюи, У. Кильпатрик, С. Шацкий)
Развитие творческой личности, которое определяется задачами исследовательской деятельности. Развивается самостоятельность, познавательная активность, ребенок получает новые знания в процессе поиска, исследования. Учится получать результат.