Программа социального партнерства с семьями воспитанников
Детский сад и семья стремятся к созданию единого пространства для всестороннего развития ребенка. Взаимодействие с семьями воспитанников - способ организации совместной деятельности, когда общение проходит на равных, не ущемляя интересов друг друга. Работая с семьями воспитанников, в детском саду создается атмосфера взаимопонимания, поддержки и творческого общения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 49 «Ручеек»
Программа социального партнерства
с семьями воспитанников
в средней группе
на 2021-2022 учебный год
Воспитатели:
Колоденко Ю.М.
Смыслова Н.Д.
Актуальность.
Сейчас, в условиях активного реформирования и обновления системы дошкольного образования, в условиях перемен, как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка.
Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.
В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых альтернативных форм партнерства, взаимодействия с семьей, сделать их настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых идей в вопросах формирования основ здоровой личности дошкольников, базирующихся в первую очередь на мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определённых условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Грамотное решение этой проблемы на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного мероприятия – позволит заложить основы развития личности, безопасного образа жизни дошкольников.
Одним из важных условий реализации основной образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники образовательных отношений.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
единый подход к процессу воспитания ребёнка, создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;
открытость дошкольного учреждения для родителей, дифференцированный подход к каждой семье;
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей, уважение и доброжелательность друг к другу;
равно ответственность родителей и педагогов.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах введения ФГОС ДО, совершенствование физического развития детей.
Задачи:
- установить равноправные, субъект-субъектные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении развивающей предметно-пространственной среды;
- познакомить родителей с основными положениями ФГОС ДО;
- объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей;
- приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
- добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;
№ | Формы работы | Тема |
Цель |
Дата |
| Анкетирование | «Давайте познакомимся» | Собрать и уточнить сведения о детях и родителях | Сентябрь |
| Папка – передвижка | «Наша группа, наш детский сад» | Познакомить родителей с особенностями работы с детьми среднего дошкольного возраста | |
| Оформить стенд для родителей | «Режим дня», «Правила для родителей», «Мы занимаемся» | Познакомить родителей с режимом дня, жизнью в группе и донести до родителей важность соблюдения режима дня дома | |
| Индивидуальные беседы | «Погода и одежда» | Дать понятие родителям, что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребенка | |
| Конкурс на лучшую осеннюю композицию | «Осенние фантазии» | Раскрыть возможности родителей и детей, привлечь к совместному творчеству и созиданию | |
| Оформление альбома | «Моя семья» | Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе | Октябрь |
| Субботник | «Подготовимся к зиме» | Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада | |
| Выставка рисунков | «Золотая осень» | Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми | |
| Оформление стенда | «Золотая осень» | Создать радостное настроение от совместного творчества с ребенком | |
Обновление информации в родительском уголке | «Поговорим о гриппе» | Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа | ||
| Родительское собрание | «Особенности развития детей 4-5 лет» | Познакомить родителей с задачами на учебный год, особенностями развития детей | |
| Индивидуальные беседы | «Взаимоотношения со сверстниками» | Познакомить родителей с трудностями общения, которые могут возникнуть в среднем возрасте | |
1. | Анкетирование | «Читаете ли Вы дома ребенку и что ? » | Выяснить отношение родителей к книге в процессе воспитания | Ноябрь |
2. | Выставка программных книг | «Ребенок и книга» | Познакомить родителей с художественной литературой для детей 4-5 лет | |
3. | Индивидуальные Консультации | «Как справляться с детскими капризами» | Дать родителям возможность задуматься о поведении ребенка | |
4. | Обновление информации в родительском уголке. | «Порядок полоскания рта после еды» | Дать представление о полоскания | |
5. | Семинар практикум | «Игры, в которые играют ваши дети» | Установить положительный эмоциональный контакт детей и родителей. | |
т6.6. 6. | Компьютерная презентация | «ФГОС ДО: что такое хорошо и что такое плохо» | Продолжить знакомить родителей с основными положениями ФГОС ДО, ориентировать родителей на реализацию требований Стандарта общими усилиями. | |
| Индивидуальные консультации | «Если ребенок плохо ест» | Дать конкретные советы для улучшения аппетита ребенка | Декабрь |
| Консультация | «Телевизор друг или враг?» | Дать советы по просмотру детских программ и времени проведения у телевизора | |
| Информация в родительский уголок Папка-передвижка | «Учим стихотворения к Новому году» | Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности | |
| Индивидуальные Консультации | Как учить стихотворения с детьми 4-5 лет | Познакомить с методикой разучивания стихотворений и советы по развитию памяти | |
| Выставка совместных работ | «Волшебница зима» | Привлечь родителей к созданию выставки | |
| Праздник | «В гости к Деду Морозу» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | |
| Родительское собрание | «Здоровая семья - здоровый ребенок» | ||
| Выставка | «Новогодние снежинки» | Предоставить возможность родителям вместе с детьми поделиться впечатлениями о прошедших праздничных каникулах |
Январь |
2. 2 | Консультация | «Роль родителей к приобщению ребенка к чтению» | Повысить компетентность родителей в выборе художественной литературы, формировании традиций семейного чтения, развивать навыки общения с детьми, вести беседу, задавать вопросы | |
3. 3 | Памятка в родительском уголке | «Читаем детям» | ||
4 4. | Зимнее оформление участка | «Сказочный теремок» | Заинтересовать родителей и дать понять значимость подготовки участка для зимних прогулок в физическом развитии ребенка | |
1 1. | Консультация (инструктор по физкультуре) | «Дыхательная гимнастика» | Обратить внимание родителей на выполнение дыхательной гимнастики в домашних условиях | Февраль |
2 2. | Презентация семьи | «Здоровье детей зависит от нас» | Дать конкретные советы и рекомендации по здоровьесбережению детей | |
3. 3 | Индивидуальная беседа с семьей | «Наш выходной день» | Познакомить с положительным опытом физического развития ребенка в семье | |
4. 4 | Индивидуальные консультации | «Способы реагирования на негативное поведение ребенка» | Помочь понять родителям мотивы поведения ребенка, предложить необходимую литературу | |
5 | Консультация | «Чему учить будущего первоклассника» | Повышать педагогический уровень родителей | |
6. 6 | Индивидуальные консультации | «Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки» | ||
7. 8 | Изготовление нестандартного оборудования для физкультурного уголка | «Массажные мешочки» | Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе | |
1. 1 | Организовать библиотеку детских книг для родителей | «Малышок» | Облегчить родителям поиск необходимой художественной литературы для чтения дома, беречь их время для общения с детьми | Март |
2. 2 | Фотовыставка | «Милая мамочка моя» | Повысить роль и авторитет мамы в воспитании ребенка | |
3. 3 | Оформить газету | «Вот какая мама» | Вызвать у родителей и детей эмоциональный отклик, формировать доброжелательное отношение к детскому саду | |
4. | Праздник | « В марте есть такой денек» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | |
4 5. | Родительское собрание в нетрадиционной форме | «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» | Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейным опытом по физическому воспитанию дошкольников. | |
4 1.
1 | Папка- передвижка
| «Пальчиковая гимнастика»
| Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга. Познакомить родителей с приёмами на развитие мелкой моторики | Апрель |
2. 2 | Индивидуальные консультации | «Режим дома» | Рекомендовать соблюдение режима дня дома, так как его нарушение сказывается на здоровье ребенка | |
4 3. | Консультация с папами | «Роль папы в воспитании ребенка» | Активизировать участие папы в жизни ребенка и группы | |
4 4. | Выставка поделок | «Пасхальный колокольчик» | Обогатить игровую среду | |
5. 5 | Субботник | «Цвети наш сад» | Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке | |
6. | Праздник | « Весна – красна» | Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей) | |
1 1.
| Круглый стол | «Учите детей говорить правильно» | Повышать педагогический опыт родителей с целью формирования правильной речи |
Май
. |
3 2.
| Создание альбома | «Любимые цветы» | Привлечь родителей к сбору картинок, рисунков, фотографий. Систематизировать знания детям о растительности родного края. | |
4 3. | Совместное создание на участке клумбы | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчет для родителей. | ||
5 4. | Родительское собрание | «Итоги учебного 2021-2022 года» | Подвести итоги учебного года. |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
Детский сад №49 « Ручеек»
________________________ Сиротина Л.Ю.
Перспективный план работы с семьями воспитанников старшей группы № 6
на 2022-2023 учебный год.
Воспитатели:
Колоденко Ю.М.
Смыслова Н.Д.
\
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ.
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (беседы, лекции, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела);
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление его воспитательного потенциала.
Предлагаемый вашему вниманию план работы с родителями, который был разработан с учетом опыта общения с детьми и призван помочь родителям сориентироваться в многообразии проблем, и сделать эту работу более интересной и полезной для всех участников педагогического процесса.
Актуальность.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Цель
-Найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и обогатить воспитательный опыт родителей.
-Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения,
-Создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи
-Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.
-Приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
-Объединить усилия для развития и воспитания детей;
-Обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
-Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
-Постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
- Совершенствовать партнёрские отношения родителей с воспитателями путём выявления общих интересов;
- Оказывать всестороннюю поддержку семьям в вопросах воспитания и образования детей;
- Использовать эффективные технологии в работе с родителями, построенные на психолого-педагогическом партнёрстве.
Направления работы
- распространение полезных педагогических знаний среди родителей;
- оказание практической помощи семье в воспитании ребёнка;
- активизация интереса семьи к вопросам образования и воспитания ребёнка;
- формирование единых требований системный подход к вопросам воспитания и обучения ребёнка в ДОУ и семье;
- продолжение работы по формированию доверительного отношения родителей к ДОУ;
- оказание помощи родителям в воспитании ребёнка и пополнение информационной копилки.
Формы взаимодействия с родителями
Информационно - аналитические:
-Анкетирование
Познавательные:
-Родительские собрания
-Круглые столы
-Консультации
-Беседы
-Совместное создание предметно-развивающей среды
Наглядно - информационные:
-Папки-передвижки
-Родительский уголок
-Фотовыставки
-Библиотека-передвижка
Досуговые:
-Праздники и развлечения
-Дни здоровья
-Экскурсии
- Творческие выставки
Основные педагогические принципы.
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
6. Ответственность сотрудников и родителей за воспитание и обучение детей;
7.Доверие и уважение между воспитателем и семьями воспитанников – основа полноценного развития личности каждого ребёнка;
8.Эффективность и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи.
Ожидаемые результаты программы.
-Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
-У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
-Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
-Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция
План работы с родителями
6 | Выставка мини-музея | « » | Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Расширение кругозора дошкольников. Вовлечение родителей в жизнь детского сада. |
Ноябрь | |||
1 | Субботник | «Наши добрые дела» | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. |
2 | Консультации | «Какие родители, такие и дети!», «Вежливость воспитывается вежливостью». | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье. |
3 | Папа- передвижка | « День народного единства» | Привлечь родителей к полезной и нужной информации. |
4 | Памятка | «Потешки помогут справиться с детским непослушанием». | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
Декабрь | |||
1 | Папки-передвижки | «Что надо знать о своём ребёнке». « Зимушка- зима» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Привлечь родителей к полезной и нужной информации. |
2 | Родительское собрание | « О детской дружбе» | Ознакомить родителей с особенностями общения ребенка со сверстниками. |
3 | Консультации | «Учимся рассказывать», «С какими книгами нужно дружить». | Повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития. |
4 | Выставка поделок к Новому году. | « Новогодняя елка» | Привлечение родителей к подготовке к Новогоднему празднику. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников детского сада. |
5 | Новогодний праздник | «Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год» | Обогащение положительного эмоционального опыта детей и родителей. |
Январь | |||
1 | Памятки | «Как отвечать на детские вопросы?». | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
2 | Консультация | «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании» | Повышение педагогической культуры родителей. |
3 | Выставка рисунков | « Ух, ты, зимушка- зима!» | Привлечь родителей к совместному художественному творчеству с детьми. |
4 | Индивидуальные беседы | «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?», «Одежда детей в группе и на улице» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
5 | Выставка рисунков | « ГТО - путь к успеху» | Популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди детей. Воспитание у дошкольников сознательного отношения к укреплению своего здоровья, стремления к регулярным занятиям физкультурой и спортом. |
Февраль | |||
1 | Праздник | «Много добрых слов о папе» | Развитие эмоционально положительного настроя родителей и детей. |
2 | Оформление стенгазеты | « Защитники Отечества» | Способствовать созданию праздничного настроения. |
3 | Родительское собрание | « Патриотическое воспитание дошкольников» | Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье. Формировать нравственную культуру семьи. Расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей. |
4 | Пополнение ПРС | Пополнить уголок ряженья элементами русского национального костюма. | Развитие творческого взаимодействия родителей и педагогов. |
5 | Консультация | «30 советов по воспитанию сыновей» | Обогатить воспитательный опыт родителей, распространение педагогических знаний среди родителей. |
6 | Спортивный праздник | Мы со спортом очень дружим» | Взаимодействие родителей, детей и сотрудников ДОУ. |
7 | Выставка фото и рисунков | « С нашим папой мы вдвоем очень весело живем» | Объединить усилия воспитателей и родителей для развития и воспитания детей. Создание условий для воспитания у детей доброго отношения к своему папе; гордости за родного человека. |
Март | |||
1 | Праздник к 8 Марта | «Мама лучше всех на свете» | Показ творческих способностей детей, сформированных умений и навыков, развитие эмоционально положительного настроя родителей и детей. |
2 | Стенгазета | « Самая лучшая!» | Способствовать созданию праздничного настроения. |
3 | Консультация | «Развитие словесно-логической памяти детей шести лет» | Формирование педагогической компетенции родителей. Развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятельности с детьми. |
4 | Творческая мастерская | « Мой любимый сказочный герой» | Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей. |
5 | Индивидуальные консультации | « Правила хорошего тона за столом», « Важные слова» | Совершенствование педагогических знаний родителей. |
6 | Фотовыставка | « Вот такие наши мамы» | Способствовать созданию праздничного настроения. |
7 | День открытых дверей | « Приглашаем в гости» |
|
Апрель | |||
1 | Анкетирование | «Внимателен ли Ваш ребенок». | Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме. |
2 | Родительское собрание | « Поддерживаем познавательную активность детей» | Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации познавательной деятельности детей. |
3 | Папка- передвижка | «Для чего нужно развивать у детей интерес к природе», « Весна – краса» | Реализация единого подхода в формировании у дошкольников бережного отношения к природе и организации исследовательской деятельности в ДОУ и семье. Привлечь родителей к полезной и нужной информации. |
4 | Консультации | «Как измерить талант?». «Развитие творческих способностей ребенка», «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей». | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
5 | Памятка | «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». | Повышение педагогической культуры родителей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
6 | Весенний праздник | «Весенняя капель» | Совершенствовать эмоциональные взаимоотношения между детьми и родителями. |
Май | |||
1 | Круглый стол | «Поощрять или наказывать». Обмен мнениями и опытом. | Установление партнёрских отношений с семьями воспитанников, совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
2 | Анкетирование | «Выявление удовлетворённости родителей качеством образования, работой педагогического коллектива» | Выявить уровень удовлетворённости родителей качеством образования, анализ информации. |
3 | Выставка творческих детско-родительских работ | «Наши увлечения». | Демонстрация творческих способностей. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
4 | Оформление стенда на летний период | « Чем заняться детям летом», « Чему мы научились в старшей группе» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса. |
5 | Папка-передвижка | «Развиваем мелкую моторику рук» | Распространение психолого-педагогических знаний среди родителей будущих школьников, практическая помощь семье. |
Результативность
Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка)
Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи.
Предварительный просмотр:
Актуальность
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.
Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.
Образовательная организация останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей в поведении.
С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании:
- ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
Проблемы:
- проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только образовательным учреждением и педагогами,
- родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП,
- нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, демократизации.
Направления работы
- распространение полезных педагогических знаний среди родителей;
- оказание практической помощи семье в воспитании ребёнка;
- активизация интереса семьи к вопросам образования и воспитания ребёнка;
- формирование единых требований системный подход к вопросам воспитания и обучения ребёнка в ДОУ и семье;
- продолжение работы по формированию доверительного отношения родителей к ДОУ;
- оказание помощи родителям в воспитании ребёнка и пополнение информационной копилки.
Формы взаимодействия с родителями:
Информационно - аналитические:
-Анкетирование
Познавательные:
-Родительские собрания
-Круглые столы
-Консультации
-Беседы
- Совместное создание предметно-развивающей среды
Наглядно - информационные:
-Папки-передвижки
-Родительский уголок
-Фотовыставки
-Библиотека-передвижка
Досуговые:
-Праздники и развлечения
-Дни здоровья
-Экскурсии
- Творческие выставки
Основные педагогические принципы.
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
6. Ответственность сотрудников и родителей за воспитание и обучение детей;
7.Доверие и уважение между воспитателем и семьями воспитанников – основа полноценного развития личности каждого ребёнка;
8.Эффективность и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи.
Цели:
- формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения;
- создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов;
- создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений между ними;
- повышение педагогической культуры родителей;
- создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников;
- достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства.
Задачи:
- установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
- добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;
Ожидаемые результаты:
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
- Повышение педагогической культуры родителей, родительская компетенция.
- Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей.
- Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания.
План работы с родителями
№ | Формы работы | Тема | Цель |
Сентябрь | |||
1 | Папка- передвижка | «Роль семьи в подготовке ребенка к школе». | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. |
2 | Анкетирование родителей | «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?» | Повышение педагогической культуры родителей. |
3 | Пополнение РППС | Фотоальбом «Отдыхаем, не вредя!» | Привлечения родителей к участию в проекте. |
4 | Памятки | «Режим дня и его значение в жизни ребенка» | Повышение педагогической культуры родителей. Приобщать родителей к жизни детского сада, объяснить значение режима для развития и обучения детей. |
5 | Консультация | «Витаминный календарь осени» | Просвещение родителей в оздоровлении детей и профилактики некоторых заболеваний. |
6 | Индивидуальные консультации | «Всё о развитии детской речи». | Повышение педагогической культуры родителей. |
Октябрь | |||
1 | Родительское собрание | «Возрастные особенности развития детей 7 - го года жизни» | Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. |
2 | Консультация | «Все о детском питании» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома. |
Консультация | «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры» | Оказание помощи родителям в воспитании ребенка и пополнение информационной копилки. | |
3 | Выставка поделок из природного материала | « Осенний вернисаж» | Активизация родителей в жизни детей и развитие творческого взаимодействия. |
4 | Осенний утренник | «Осень в гости к нам пришла» | Обогащение положительного эмоционального опыта детей и родителей. |
5 | Памятки | «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». «В каких продуктах «живут» витамины»; | Повышение педагогической культуры родителей. |
6 | Фотовыставка | «Это моя семья» | Формирование семейных ценностей, воспитание любви, уважения, сочувствия к близким людям. |
7 | Выставка - музей | «Дары природы» | Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Расширение кругозора дошкольников. Вовлечение родителей в жизнь детского сада. |
8 | Музыкальное представление | «День пожилого человека» | Формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к пожилым людям. |
Ноябрь | |||
1 | Субботник | «Наши добрые дела» | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. |
2 | Консультации | «Игры и упражнения для развития логического мышления» «Играя, познаем природу» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье. |
3 | Папа- передвижка | «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». | Привлечь родителей к полезной и нужной информации. |
4 | Памятки | «Как развивать память у детей». «Синичкин день» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
5 | Фотогазета | «Нет моей мамы лучше на свете!" | Воспитывать любовь, уважение к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама — самый близкий и лучший друг. |
6 | Экологические акция «Птичья столовая» | «Изготовим кормушку своими руками» | Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. |
7 | Праздник мам | «День матери» | Повышение социальной значимости материнства, воспитание чувства общности и единства с людьми, живущими на земле. |
Декабрь | |||
1 | Папки-передвижки | «Здоровые дети в здоровой семье». «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города». | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Привлечь родителей к полезной и нужной информации. |
2 | Родительское собрание | «Общение ребенка со сверстниками» | Ознакомить родителей с особенностями общения ребенка со сверстниками. |
3 | Консультации | «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста». «Ребенок и природа» | Повысить компетентность родителей по вопросам речевого и экологического развития. |
4 | Памятка | «Берегите природу» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
5 | Выставка поделок к Новому году. | «Мастерская Деда Мороза» | Привлечение родителей к подготовке к Новогоднему празднику; побуждать к совместному творчеству с детьми. |
6 | Новогодний праздник | «Здравствуй, Новый год!» | Обогащение положительного эмоционального опыта детей и родителей. |
Январь | |||
1 | Памятка | «Январь – наблюдаем, играем, читаем» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
2 | Консультации | «Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?»; «Птичья столовая» | Повышение педагогической культуры родителей. Оказание помощи в воспитании ребенка и пополнение информационной копилки. |
3 | Выставка рисунков в нетрадиционной технике рисования | «Животные зимой » | Привлечь родителей к совместному художественному творчеству с детьми. |
4 | Индивидуальные беседы | «Как помочь детям с нарушениями в общении» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
5 | Выставка рисунков | «О спорт - ты мир! » | Популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди детей. Воспитание у дошкольников сознательного отношения к укреплению своего здоровья, стремления к регулярным занятиям физкультурой и спортом. |
6 | Памятка | «Мы против мусора» | Информирование родителей о времени разрушения различного мусора: бумаги, стекла, пластика. |
Февраль | |||
1 | Праздник для пап и дедушек к 23 февраля | « 23 февраля - День Защитника Отечества | Развитие эмоционально положительного настроя родителей и детей. |
2 | Оформление стенгазеты | «С Днем Защитника Отечества» | Способствовать созданию праздничного настроения. |
3 | Родительское собрание | "Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка" | Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье. Формировать нравственную культуру семьи. Расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей. |
4 | Консультация | «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка». | Повышение педагогической культуры родителей. Оказание помощи в воспитании ребенка и пополнение информационной копилки. |
5 | Индивидуальные беседы | «Дом, в котором мы живём» | Развитие взаимодействия родителей и педагогов. |
6 | Консультация | «Детский травматизм» | Обогатить воспитательный опыт родителей, распространение педагогических знаний среди родителей. |
7 | Выставка рисунков | «Мы будущие защитники Родины» | Объединить усилия воспитателей и родителей для развития и воспитания детей. Создание условий для воспитания у детей доброго отношения к своему папе; гордости за родного человека. |
8. | Праздник | « Масленица» | Приобщить родителей к празднованию русского традиционного праздника |
Март | |||
1 | Праздник к 8 Марта | « 8 марта» | Показ творческих способностей детей, сформированных умений и навыков, развитие эмоционально положительного настроя родителей и детей. |
2 | Стенгазета | «Самые обаятельные и привлекательные» | Способствовать созданию праздничного настроения. |
3 | Консультация | «Как предупредить авитаминоз весной». | Формирование педагогической компетенции родителей. Предложить ряд витаминов и добавок к пище детей весной. |
4 | Творческая мастерская | «Весенняя фантазия ». | Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей. Повышение интереса к мероприятиям проводимых в детском саду, показ творческих способностей и рукоделья мам, выявление творческих способностей родителей. |
5 | Папка - передвижка | «Люби и охраняй окружающую природу» | Повышение педагогической культуры родителей. Оказание помощи в воспитании ребенка и пополнение информационной копилки. |
6 | Индивидуальные консультации | «Режим будущего первоклассника». | Совершенствование педагогических знаний родителей. |
7 | Творческая выставка | Все цветы для вас мамы и бабушки» | Способствовать созданию праздничного настроения. |
Апрель | |||
1 | Анкетирование | «Скоро в школу» | Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме. |
2 | Экологический праздник | « День птиц» | Совершенствовать эмоциональные взаимоотношения между детьми и родителями. |
3 | Родительское собрание | «Вот и стали мы на год взрослей» | Подведение итогов совместного воспитательно - образовательного процесса. |
4 | Папка- передвижка | « Весна – Красна снова в гости к нам пришла» | Реализация единого подхода в формировании у дошкольников бережного отношения к природе и организации исследовательской деятельности в ДОУ и семье. Привлечь родителей к полезной и нужной информации. |
5 | Консультации | «Кризис 7-ми лет», «Как преодолеть страх перед школой?». «Чистая планета Земля» | Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
6 | Памятка | «Домашняя игротека», «День Земли» | Повышение педагогической культуры родителей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. |
7 | Весенний праздник | « Весна – красна» | Совершенствовать эмоциональные взаимоотношения между детьми и родителями. |
Май | |||
1 | Выставка творческих детско-родительских работ | « Пасха», «День Победы» | Демонстрация творческих способностей. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
2 | Праздник | «День Победы» | Патриотическое воспитание подрастающего поколения, закреплять знания детей о Великой Отечественной войне, воспитывать любовь к Родине. |
3 | Анкетирование | «Выявление удовлетворённости родителей качеством образования, работой педагогического коллектива. | Выявить уровень удовлетворённости родителей качеством образования, анализ информации. |
4 | Индивидуальные беседы | «Огонь – беда для леса!» | Предупреждение родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костёр, брошенная сигарета и т. д. |
5 | Оформление стенда на летний период | «Чем заняться летом» | Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации. Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса. |
6 | Папка-передвижка | «Безопасное поведение детей на дороге», « Вода – источник жизни» | Распространение психолого-педагогических знаний среди родителей будущих школьников, практическая помощь семье. |
7 | Праздник | «До свидания, детский сад!» | Формирование у детей и родителей чувства благодарности сотрудникам детского сада. Совершенствование музыкальных, вокальных, хореографических, исполнительских и поэтических способностей детей. |
8 | Памятка | «Зеленая весна» | Оказание помощи родителям в воспитании ребенка и пополнение информационной копилки. |
Результативность
Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка)
Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи.