Программа социального партнерства с семьями воспитанников

Колоденко Юлия Михайловна

Детский сад и семья  стремятся к созданию единого пространства для всестороннего развития ребенка. Взаимодействие с семьями воспитанников - способ организации совместной деятельности, когда общение проходит на равных, не ущемляя интересов друг друга. Работая с семьями воспитанников, в детском саду создается атмосфера взаимопонимания, поддержки и творческого общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49 «Ручеек»

Программа социального партнерства

с семьями воспитанников  

в средней группе

на 2021-2022 учебный год

Воспитатели:

Колоденко Ю.М.

Смыслова Н.Д.

                                       

                                              Актуальность.

Сейчас, в условиях активного реформирования и обновления системы дошкольного образования, в условиях перемен, как никогда важно помнить о влиянии дошкольной организации на воспитание ребенка, о ее возможностях организовать качественное развитие, образование детей без ущерба для их здоровья. Не уменьшая значимости общественных институтов воспитания, надо признать, что человечество не создало другого звена в воспитательной системе, которое по силе эмоционально-нравственного воздействия, на растущего человека соответствовало бы семейному воспитанию. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ. Оно  основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка.

Основа  социального партнерства    «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.

В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых альтернативных форм партнерства, взаимодействия с семьей, сделать их настоящими союзниками, а в некоторых случаях и первооткрывателями новых идей в вопросах формирования основ здоровой личности дошкольников,   базирующихся в первую  очередь   на мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей  его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определённых условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Грамотное решение этой проблемы на всех уровнях – от программно-нормативного до проведения отдельного мероприятия – позволит заложить основы  развития личности, безопасного образа жизни дошкольников.

Одним из важных условий реализации основной образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники образовательных отношений.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

единый подход к процессу воспитания ребёнка, создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;

открытость дошкольного учреждения для родителей, дифференцированный подход к каждой семье;

взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей, уважение и доброжелательность друг к другу;

равно ответственность родителей и педагогов.

     

Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах введения ФГОС ДО, совершенствование физического развития детей.

Задачи:

  •  установить равноправные, субъект-субъектные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
  • приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении развивающей предметно-пространственной среды;
  • познакомить родителей с основными положениями ФГОС ДО;
  •  объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей;
  •  приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие;
  • обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
  • добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
  • постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;

Формы работы

     Тема

   

          Цель

 

Дата

  1. 1.

Анкетирование

«Давайте познакомимся»

Собрать и уточнить сведения о детях и родителях

Сентябрь

  1. 2.

Папка – передвижка

«Наша группа, наш детский сад»

Познакомить родителей с особенностями работы с детьми среднего дошкольного возраста

  1. 3.

Оформить стенд для родителей

«Режим дня», «Правила для родителей»,

«Мы занимаемся»

Познакомить родителей с режимом  дня, жизнью в группе и донести до родителей важность соблюдения режима дня дома

  1. 4.

Индивидуальные

беседы

«Погода и одежда»

Дать понятие родителям, что одежда по погоде способствует сохранению здоровья ребенка

  1. 5.

Конкурс на лучшую осеннюю композицию

«Осенние фантазии»

Раскрыть возможности родителей и детей, привлечь к совместному творчеству и созиданию

  1. 1.

Оформление альбома

«Моя семья»

Для создания домашней (семейной) атмосферы в группе

Октябрь

  1. 2.

Субботник

«Подготовимся к зиме»

Вызвать у родителей желание принять участие в жизни детского сада

  1. 3.

Выставка  рисунков

«Золотая осень»

Создать радостное настроение от совместного творчества с детьми

  1. 4.

Оформление  стенда

«Золотая осень»

Создать радостное настроение от совместного творчества с ребенком

Обновление информации в родительском уголке

«Поговорим о гриппе»

Познакомить родителей с мерами по профилактике гриппа

  1. 6.

Родительское

 собрание

«Особенности развития детей 4-5 лет»

Познакомить родителей с задачами на учебный год, особенностями развития детей

  1.   7.

Индивидуальные

беседы

«Взаимоотношения  со

сверстниками»

Познакомить родителей с трудностями общения, которые могут возникнуть в среднем возрасте

1.

Анкетирование

«Читаете ли Вы дома ребенку и что ? »

Выяснить отношение родителей к книге в процессе воспитания

Ноябрь

2.

Выставка программных книг

«Ребенок и книга»

Познакомить родителей с художественной литературой для детей 4-5 лет

3.

Индивидуальные Консультации

«Как справляться с детскими капризами»

Дать родителям возможность задуматься о поведении ребенка

4.

Обновление информации в родительском уголке.

«Порядок полоскания рта после еды»

Дать представление о полоскания

5.

Семинар практикум

«Игры, в которые играют ваши дети»

Установить положительный эмоциональный контакт детей и родителей.

т6.6.     6.

Компьютерная презентация

«ФГОС ДО: что такое хорошо и что такое плохо»

Продолжить знакомить родителей с основными положениями ФГОС ДО, ориентировать родителей на реализацию требований Стандарта общими усилиями.

  1. 1.

Индивидуальные консультации

«Если ребенок плохо ест»

Дать конкретные советы для улучшения аппетита ребенка

Декабрь

  1. 2.

 Консультация

«Телевизор друг или враг?»

Дать советы по просмотру детских программ и времени проведения у телевизора

  1. 3.

Информация в родительский уголок

Папка-передвижка

«Учим стихотворения к Новому году»

Вовлекать родителей в образовательный процесс и получать радость от совместной деятельности

  1. 4.

Индивидуальные Консультации

Как учить стихотворения с детьми 4-5  лет

Познакомить с методикой разучивания стихотворений и советы по развитию памяти

  1. 5.

Выставка совместных работ

«Волшебница зима»

Привлечь родителей к созданию выставки

  1. 6.

Праздник

«В гости к Деду Морозу»

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

  1. 7.

Родительское собрание

«Здоровая семья - здоровый ребенок»

  1. 1.

  Выставка

«Новогодние снежинки»

Предоставить возможность родителям вместе с детьми поделиться впечатлениями о прошедших праздничных каникулах

                                                             

Январь

           2.

 2

 Консультация

«Роль родителей к приобщению ребенка к чтению»

Повысить компетентность родителей

в выборе художественной литературы, формировании традиций семейного чтения, развивать навыки общения с детьми, вести беседу, задавать вопросы

           3.

 3

 Памятка в родительском уголке

«Читаем детям»

 4        4.

Зимнее оформление участка

«Сказочный теремок»

Заинтересовать родителей и дать понять значимость подготовки участка для зимних прогулок в физическом развитии ребенка

 1

 1.

Консультация

(инструктор по физкультуре)

«Дыхательная гимнастика»

Обратить внимание родителей на выполнение дыхательной гимнастики в домашних условиях

Февраль

 2       2.

Презентация семьи

«Здоровье детей зависит от нас»

Дать конкретные советы и рекомендации по здоровьесбережению детей

          3.        

 3

Индивидуальная беседа с семьей

«Наш выходной день»

Познакомить с положительным опытом физического развития ребенка в семье

           4.

 4

Индивидуальные консультации

«Способы реагирования на негативное поведение ребенка»

Помочь понять родителям мотивы поведения ребенка, предложить необходимую литературу

  1.  5.    

 5

Консультация

«Чему учить будущего первоклассника»

Повышать педагогический уровень родителей

           6.

 6

Индивидуальные консультации

«Чтобы ребенок с желанием убирал игрушки»

           7.

 8

Изготовление нестандартного оборудования для физкультурного уголка

«Массажные мешочки»

Привлечь родителей к участию в обогащении предметно-развивающей среды в группе

           1.

 1

Организовать библиотеку детских книг для родителей

«Малышок»

Облегчить родителям поиск необходимой художественной литературы для чтения дома, беречь их время для общения с детьми

Март

           2.

 2

Фотовыставка

«Милая мамочка моя»

Повысить роль и авторитет мамы в воспитании ребенка

           3.

 3

Оформить газету

«Вот какая мама»

Вызвать у родителей и детей эмоциональный отклик, формировать доброжелательное отношение к детскому саду

           4.

Праздник

« В марте есть такой денек»

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

4         5.    

Родительское собрание в нетрадиционной форме

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

Познакомить родителей с разными видами гимнастики; способствовать получению практических навыков по их проведению в домашних условиях; создать условия для обмена семейным опытом по физическому воспитанию дошкольников.

 4        1.

           

 1

Папка- передвижка

 

«Пальчиковая гимнастика»

   

Дать знания родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие речевых отделов головного мозга.

 Познакомить родителей с приёмами на развитие мелкой моторики

Апрель

           2.

 2

 Индивидуальные  консультации

«Режим дома»

Рекомендовать соблюдение режима дня дома, так как его нарушение сказывается на  здоровье ребенка

4         3.

Консультация с папами

«Роль папы в воспитании ребенка»

Активизировать участие папы в жизни ребенка и группы

 4        4.

 Выставка поделок

«Пасхальный колокольчик»

Обогатить игровую среду

           5.

 5

Субботник

«Цвети наш сад»

Вызвать эмоциональный отклик у родителей на предложение воспитателя, создать комфортные условия на групповом участке

           6.

Праздник

« Весна – красна»

Помочь родителям увидеть результаты успехов детей от совместной проделанной работы (воспитателей и родителей)

 1        1.

 

Круглый стол

«Учите детей говорить правильно»

Повышать педагогический опыт родителей с целью формирования правильной речи

 

Май

 

.

 3        2.

 

Создание альбома

«Любимые цветы»

Привлечь родителей к сбору картинок, рисунков, фотографий. Систематизировать  знания детям о растительности родного края.

4         3.

Совместное создание на участке клумбы

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчет для родителей.

5         4.

Родительское собрание

«Итоги учебного 2021-2022 года»

Подвести итоги учебного года.



Предварительный просмотр:

                         

                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                   Утверждаю

                                                                                                                                                 Заведующий МБДОУ                                                      

                                                                                                                                     Детский сад №49 « Ручеек»

                                                                                                        ________________________ Сиротина Л.Ю.

Перспективный план работы с семьями воспитанников старшей группы № 6      

на 2022-2023 учебный год.

                                                                                    Воспитатели:

                                                                                          Колоденко Ю.М.

                                                                                       Смыслова Н.Д.

\

   

                                     

                                       Пояснительная записка

Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ.

Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (беседы, лекции, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела);

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия детского сада и семьи, на усиление его воспитательного потенциала.

Предлагаемый вашему вниманию план работы с родителями, который был разработан с учетом опыта общения с детьми и призван помочь родителям сориентироваться в многообразии проблем, и сделать эту работу более интересной и полезной для всех участников педагогического процесса.

                                 

                                                          Актуальность.

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции   различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную  жизнь - «Социум».

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.

В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.

        

                                                                     

                                                                    Цель

-Найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и обогатить воспитательный опыт родителей.
-Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения,

-Создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.

                                                                Задачи

-Установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы.

-Приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;

 -Объединить усилия для развития и воспитания детей;

 -Обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;

-Привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

-Постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.

- Совершенствовать партнёрские отношения родителей с воспитателями путём выявления общих интересов;
- Оказывать всестороннюю поддержку семьям в вопросах воспитания и образования детей;
- Использовать эффективные технологии в работе с родителями, построенные на психолого-педагогическом партнёрстве.


                                                     Направления работы


- распространение полезных педагогических знаний среди родителей;
- оказание практической помощи семье в воспитании ребёнка;
- активизация интереса семьи к вопросам образования и воспитания ребёнка;
- формирование единых требований системный подход к вопросам воспитания и обучения ребёнка в ДОУ и семье;
- продолжение работы по формированию доверительного отношения родителей к ДОУ;
- оказание помощи родителям в воспитании ребёнка и пополнение информационной копилки.

                                      Формы  взаимодействия  с  родителями

Информационно -  аналитические:

-Анкетирование

Познавательные:

-Родительские собрания

-Круглые столы

-Консультации

-Беседы

-Совместное создание предметно-развивающей  среды

Наглядно - информационные:

-Папки-передвижки

-Родительский уголок

-Фотовыставки

-Библиотека-передвижка

Досуговые:

-Праздники и развлечения

-Дни здоровья

-Экскурсии

- Творческие выставки

                                   

                                       Основные педагогические принципы.

 

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

6. Ответственность сотрудников и родителей за воспитание и обучение детей;
7.Доверие и уважение между воспитателем и семьями воспитанников – основа полноценного развития личности каждого ребёнка;
8.Эффективность и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи.

                                   

                                         Ожидаемые результаты программы.

 -Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

 -У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

-Сформируются  теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;

-Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция

                                             

                                             

                                           

                                 

                                  План работы с родителями

         

      Формы работы

                 Тема

                         Цель

                                                                          Сентябрь

1

Папка- передвижка

« Встречаем осень с детьми»,

«Одежда детей в межсезонье»

Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.

2

Выставка поделок из природного материала

« Осенняя фантазия»

Активизация родителей в жизни детей и развитие творческого взаимодействия.

3

Памятка

« Воспитание культурно – гигиенических навыков у ребенка».

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей КГН.

4

Консультация

«Самостоятельность ребёнка. Её границы»

Просвещение родителей в оздоровлении детей и профилактики некоторых заболеваний.

5

Индивидуальные консультации

« Этика поведения ребенка в детском саду», « Ребенок и дорога»

Повышение педагогической культуры родителей.

6

Выставка  детских рисунков

« Дорога глазами ребенка»

Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием детей посредством рисунка; повышения интереса у детей к безопасности на дорогах; развитие творческих способностей детей.

                                                                   Октябрь

 1

Родительское

 собрание

«Возрастные особенности развития детей 6 - го года жизни»

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Консультации

 «Всё о детском питании», «Витаминный календарь осени»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.

3

Осенний утренник

« Осень в Простоквашино»

Обогащение положительного эмоционального опыта детей и родителей.

4

Памятка

« Что должен знать ребенок 5-6 лет»

Повышение педагогической культуры родителей.

5

Фотовыставка

«Бабушка рядышком с дедушкой»

Формирование семейных ценностей, воспитание любви, уважения, сочувствия к близким людям.

6

Выставка мини-музея

«                  »

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Расширение кругозора дошкольников. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

                                                                               

                                                                     Ноябрь

Субботник

«Наши добрые дела»

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

2

Консультации

 «Какие родители, такие и дети!», «Вежливость воспитывается вежливостью».

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье.

3

Папа- передвижка

« День народного единства»

Привлечь родителей к полезной и нужной информации.

4

Памятка

«Потешки помогут справиться с детским непослушанием».

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

                                                                    Декабрь

1

Папки-передвижки

«Что надо знать о своём ребёнке». « Зимушка- зима»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Привлечь родителей к полезной и нужной информации.

2

Родительское собрание

« О детской дружбе»

Ознакомить родителей с особенностями общения ребенка со сверстниками.

3

Консультации

«Учимся рассказывать», «С какими книгами нужно дружить».

Повысить компетентность родителей по вопросам речевого развития.

4

Выставка поделок к Новому году.

« Новогодняя елка»

Привлечение родителей к подготовке к Новогоднему празднику. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия  родителей, детей и работников детского сада.

5

Новогодний праздник

«Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год»

Обогащение положительного эмоционального опыта детей и родителей.

                                                                                           Январь

 Памятки

«Как отвечать на детские вопросы?».

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Консультация

«Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»

Повышение педагогической культуры родителей.

3

Выставка рисунков

« Ух, ты, зимушка- зима!»        

Привлечь родителей к совместному художественному творчеству с детьми.

4

Индивидуальные беседы 

«Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?», «Одежда детей в группе и на улице»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

5

Выставка рисунков

« ГТО - путь к успеху»

Популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди детей. Воспитание у дошкольников сознательного отношения к укреплению своего здоровья, стремления к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

                                                                              Февраль

1

Праздник

«Много добрых слов о папе»

Развитие эмоционально положительного настроя родителей и детей. 

2

Оформление стенгазеты

« Защитники Отечества»

Способствовать созданию праздничного настроения.

3

Родительское собрание

« Патриотическое воспитание дошкольников»

Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье.

Формировать нравственную культуру семьи. Расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей.

4

Пополнение ПРС

Пополнить уголок ряженья элементами русского национального костюма.

Развитие творческого взаимодействия родителей и педагогов.

5

Консультация

«30 советов по воспитанию сыновей»

Обогатить воспитательный опыт родителей, распространение педагогических знаний среди родителей.

6

Спортивный праздник

Мы со спортом очень дружим»

Взаимодействие родителей, детей и сотрудников ДОУ.

7

Выставка фото и рисунков

« С нашим папой мы вдвоем очень весело живем»

Объединить усилия воспитателей и родителей для развития и воспитания детей. Создание условий для воспитания у детей доброго отношения к своему папе; гордости за родного человека.

                                                                                  Март

1

Праздник  к 8 Марта

«Мама лучше всех на свете»

Показ творческих способностей детей, сформированных умений и навыков, развитие эмоционально положительного настроя родителей и детей. 

2

Стенгазета

« Самая лучшая!»

Способствовать созданию праздничного настроения.

3

 Консультация

«Развитие словесно-логической памяти детей шести лет»

Формирование педагогической компетенции родителей. Развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятельности с детьми.

4

Творческая мастерская

« Мой любимый сказочный герой»

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия  родителей и детей.

5

Индивидуальные консультации

« Правила хорошего тона за столом», « Важные слова»

Совершенствование педагогических знаний родителей.

6

Фотовыставка

« Вот такие наши мамы»

Способствовать созданию праздничного настроения.

7

День открытых дверей

« Приглашаем в гости»

  • Обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи. Расширение представлений родителей о педагогической деятельности сотрудников ДОУ. Укрепление партнерских отношений между ДОУ и родителями.

                                                                                 Апрель

1

Анкетирование

«Внимателен ли Ваш ребенок».

Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме.

2

Родительское собрание

« Поддерживаем познавательную активность детей»

Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации познавательной деятельности детей.

3

Папка- передвижка

«Для чего нужно развивать у детей интерес к природе»,

« Весна – краса»

Реализация единого подхода в формировании у дошкольников бережного отношения к природе и организации исследовательской деятельности в ДОУ и семье.

Привлечь родителей к полезной и нужной информации.

4

Консультации

«Как измерить талант?».

«Развитие творческих способностей ребенка», «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

5

Памятка

«Методы, повышающие познавательную активность дошкольников».

Повышение педагогической культуры родителей.

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

6

Весенний праздник

«Весенняя капель»

Совершенствовать эмоциональные взаимоотношения между детьми и родителями.

                                                                        Май

1

Круглый стол

«Поощрять или наказывать». Обмен мнениями и опытом.

Установление партнёрских отношений с семьями воспитанников, совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

2

Анкетирование

«Выявление удовлетворённости родителей качеством образования, работой педагогического коллектива»

Выявить уровень удовлетворённости родителей качеством образования, анализ информации.

3

Выставка творческих детско-родительских работ

«Наши увлечения».

Демонстрация творческих способностей. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

4

Оформление стенда на летний период

« Чем заняться детям летом», « Чему мы научились в старшей группе»

Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.

Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного  процесса. 

5

Папка-передвижка

«Развиваем мелкую моторику рук»

Распространение психолого-педагогических знаний среди родителей будущих школьников, практическая помощь семье.

       

                                            Результативность

Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка)

Сформировались  теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;

Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи.  



Предварительный просмотр:

                                     Актуальность

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка.

Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Образовательная организация останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей в поведении.

С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании:

- ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

Проблемы:

- проблемы воспитания, развития детей, как правило, решаются только образовательным учреждением и педагогами,

- родители и педагоги не готовы иногда совместно успешно взаимодействовать по реализации ООП,

- нет опыта реализации и воплощения в жизнь идеалов равенства субъектов образовательного процесса, демократизации.

                                     

                                             Направления работы

- распространение полезных педагогических знаний среди родителей;
- оказание практической помощи семье в воспитании ребёнка;
- активизация интереса семьи к вопросам образования и воспитания ребёнка;
- формирование единых требований системный подход к вопросам воспитания и обучения ребёнка в ДОУ и семье;
- продолжение работы по формированию доверительного отношения родителей к ДОУ;
- оказание помощи родителям в воспитании ребёнка и пополнение информационной копилки.

           Формы  взаимодействия  с  родителями:

Информационно -  аналитические:

-Анкетирование

Познавательные:

-Родительские собрания

-Круглые столы

-Консультации

-Беседы

- Совместное создание предметно-развивающей  среды

Наглядно - информационные:

-Папки-передвижки

-Родительский уголок

-Фотовыставки

-Библиотека-передвижка

Досуговые:

-Праздники и развлечения

-Дни здоровья

-Экскурсии

- Творческие выставки

                                   

                                    Основные педагогические принципы.

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

6. Ответственность сотрудников и родителей за воспитание и обучение детей;
7.Доверие и уважение между воспитателем и семьями воспитанников – основа полноценного развития личности каждого ребёнка;
8.Эффективность и оценка результатов взаимодействия ДОУ и семьи.

                                                          Цели:

- формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения;

- создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов;

- создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений между ними;

- повышение педагогической культуры родителей;

- создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников;

- достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства.

                                         Задачи:

- установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;

- приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

-  приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;

- обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;

- привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;

- добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;

- постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения;

                               Ожидаемые результаты:

- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

- Повышение педагогической культуры родителей, родительская компетенция.

- Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей.

- Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания.

                                             

                                            План работы с родителями

      Формы работы

                 Тема

                         Цель

                                                                          Сентябрь

1

Папка- передвижка

«Роль семьи в подготовке ребенка к школе».

Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.

2

Анкетирование родителей

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Повышение педагогической культуры родителей.

3

Пополнение РППС

Фотоальбом  «Отдыхаем, не вредя!»

Привлечения родителей к участию в проекте.

4

Памятки

 «Режим дня и его значение в жизни ребенка»

Повышение педагогической культуры родителей.

Приобщать родителей к жизни детского сада, объяснить значение режима для развития и обучения детей.

5

Консультация

«Витаминный календарь осени»

Просвещение родителей в оздоровлении детей и профилактики некоторых заболеваний.

6

Индивидуальные консультации

«Всё о развитии детской речи».

Повышение педагогической культуры родителей.

                                                                   Октябрь

 1

Родительское

 собрание

«Возрастные особенности развития детей 7 - го года жизни»

Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Консультация

 «Все о детском питании»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.

Консультация

«Родители – пример для детей в соблюдении экологической  культуры»

Оказание помощи родителям в воспитании ребенка и пополнение информационной копилки.

3

Выставка  поделок из природного материала

« Осенний вернисаж»

Активизация родителей в жизни детей и развитие творческого взаимодействия.

4

Осенний утренник

«Осень в гости к нам пришла»

Обогащение положительного эмоционального опыта детей и родителей.

5

Памятки

«Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».

«В каких продуктах «живут» витамины»;

Повышение педагогической культуры родителей.

6

Фотовыставка

«Это моя семья»

Формирование семейных ценностей, воспитание любви, уважения, сочувствия к близким людям.

7

Выставка  -  музей

«Дары природы»

Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Расширение кругозора дошкольников. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

8

Музыкальное представление

«День пожилого человека»

Формирование у детей отзывчивого и уважительного отношения к пожилым людям.

                                                                               

                                                                     

                                                                     Ноябрь

Субботник

«Наши добрые дела»

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

2

Консультации

 «Игры и упражнения для развития логического мышления»

«Играя, познаем природу»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Пропагандировать семейные ценности, любовь и уважение к семье.

3

Папа- передвижка

«Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Привлечь родителей к полезной и нужной информации.

4

Памятки

«Как развивать память у детей».

«Синичкин день»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

5

Фотогазета

«Нет моей мамы лучше на свете!"

Воспитывать любовь, уважение к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама — самый близкий и лучший друг.

6

Экологические акция «Птичья столовая»

«Изготовим кормушку своими руками»

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

7

Праздник мам

«День матери»

Повышение социальной значимости материнства, воспитание чувства общности и единства с людьми, живущими на земле.

                                                                    Декабрь

1

Папки-передвижки

«Здоровые дети в здоровой семье». «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города».

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Привлечь родителей к полезной и нужной информации.

2

Родительское собрание

«Общение ребенка со сверстниками»

Ознакомить родителей с особенностями общения ребенка со сверстниками.

3

Консультации

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».

«Ребенок и природа»

Повысить компетентность родителей по вопросам речевого  и экологического развития.

4

Памятка

«Берегите природу»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

5

Выставка поделок к Новому году.

«Мастерская Деда Мороза»

Привлечение родителей к подготовке к Новогоднему празднику; побуждать к совместному творчеству с детьми.

6

Новогодний праздник

«Здравствуй, Новый год!»

Обогащение положительного эмоционального опыта детей и родителей.

                                                                                           Январь

 Памятка

«Январь – наблюдаем, играем, читаем»      

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

Консультации

«Как сделать зимнюю прогулку с ребёнком приятной и полезной?»;

«Птичья столовая»

Повышение педагогической культуры родителей. Оказание помощи в воспитании ребенка и пополнение информационной копилки.

3

Выставка рисунков в нетрадиционной технике рисования

«Животные зимой »        

Привлечь родителей к совместному художественному творчеству с детьми.

4

Индивидуальные беседы 

«Как помочь детям с нарушениями в общении»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.

5

Выставка рисунков

«О спорт - ты мир! »

Популяризация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди детей. Воспитание у дошкольников сознательного отношения к укреплению своего здоровья, стремления к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

6

Памятка

«Мы против мусора»

Информирование родителей о времени разрушения различного мусора: бумаги, стекла, пластика.

                                                                              Февраль

1

Праздник для пап и дедушек к 23 февраля

« 23 февраля - День

Защитника Отечества

Развитие эмоционально положительного настроя родителей и детей. 

2

Оформление стенгазеты

«С  Днем Защитника Отечества»

Способствовать созданию праздничного настроения.

3

Родительское собрание

"Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка"

Демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье. Формировать нравственную культуру семьи. Расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей.

4

Консультация

«Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

Повышение педагогической культуры родителей. Оказание помощи в воспитании ребенка и пополнение информационной копилки.

5

Индивидуальные беседы

«Дом, в котором мы живём»

Развитие  взаимодействия родителей и педагогов.

6

Консультация

«Детский травматизм»

Обогатить воспитательный опыт родителей, распространение педагогических знаний среди родителей.

7

Выставка  рисунков

«Мы будущие защитники Родины»

Объединить усилия воспитателей и родителей для развития и воспитания детей. Создание условий для воспитания у детей доброго отношения к своему папе; гордости за родного человека.

8.

Праздник

« Масленица»

Приобщить родителей к празднованию русского традиционного праздника 

                                                                                  Март

1

Праздник  к 8 Марта

« 8 марта»

Показ творческих способностей детей, сформированных умений и навыков, развитие эмоционально положительного настроя родителей и детей. 

2

Стенгазета

«Самые обаятельные и привлекательные»

Способствовать созданию праздничного настроения.

3

 Консультация

«Как предупредить авитаминоз весной».

Формирование педагогической компетенции родителей. Предложить ряд витаминов и добавок  к пище  детей весной.

4

Творческая мастерская

«Весенняя фантазия ».

Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия  родителей и детей. Повышение  интереса  к мероприятиям проводимых  в детском саду, показ творческих способностей и рукоделья мам,  выявление  творческих способностей  родителей.

5

Папка - передвижка

«Люби и охраняй окружающую природу»

Повышение педагогической культуры родителей. Оказание помощи в воспитании ребенка и пополнение информационной копилки.

6

Индивидуальные консультации

«Режим будущего первоклассника».

Совершенствование педагогических знаний родителей.

7

Творческая выставка

Все цветы для вас мамы и бабушки»

Способствовать созданию праздничного настроения.

                                                                                 Апрель

1

Анкетирование

«Скоро в школу»

Анализ информации и выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме.

2

Экологический праздник

« День птиц»

Совершенствовать эмоциональные взаимоотношения между детьми и родителями.

3

Родительское собрание

 «Вот и стали мы на год взрослей»

Подведение итогов совместного воспитательно - образовательного  процесса.

4

Папка- передвижка

« Весна – Красна снова в гости к нам пришла»

Реализация единого подхода в формировании у дошкольников бережного отношения к природе и организации исследовательской деятельности в ДОУ и семье.

Привлечь родителей к полезной и нужной информации.

5

Консультации

«Кризис 7-ми лет»,  «Как преодолеть страх перед школой?».

«Чистая планета Земля»

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

6

Памятка

«Домашняя игротека»,

«День Земли»

Повышение педагогической культуры родителей.

Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

7

Весенний праздник

« Весна – красна»

Совершенствовать эмоциональные взаимоотношения между детьми и родителями.

                                                                        Май

1

Выставка творческих детско-родительских работ

« Пасха», «День Победы»

Демонстрация творческих способностей. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

2

Праздник

«День Победы»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, закреплять знания детей о Великой Отечественной войне, воспитывать любовь к Родине.

3

Анкетирование

«Выявление удовлетворённости родителей качеством образования, работой педагогического коллектива.

Выявить уровень удовлетворённости родителей качеством образования, анализ информации.

4

Индивидуальные беседы

«Огонь – беда для леса!»

Предупреждение родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костёр, брошенная сигарета и т. д.

5

Оформление стенда на летний период

«Чем заняться летом»

Привлечение внимания родителей к полезной и нужной информации.

Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного  процесса. 

6

Папка-передвижка

«Безопасное поведение детей на дороге», « Вода – источник жизни»

Распространение психолого-педагогических знаний среди родителей будущих школьников, практическая помощь семье.

7

Праздник

«До свидания, детский сад!»

Формирование у детей и родителей чувства благодарности сотрудникам детского сада. Совершенствование музыкальных, вокальных, хореографических, исполнительских и поэтических способностей детей.

8

Памятка

«Зеленая весна»

Оказание помощи родителям в воспитании ребенка и пополнение информационной копилки.

       

                                            Результативность

Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка)

Сформировались  теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;

Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовывать совместную деятельность детского сада и семьи.