Программа самообразования

Колоденко Юлия Михайловна

Программа разработана с целью повышения уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно- образовательного процесса в направлении использования устного народного творчества в речевом развитии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          План по самообразованию на тему

           «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей

                                               

                                                        2021-2022 г.г.(средняя группа)                         

                                      Актуальность  темы

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

 Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

                                                                     Цель. 

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

                                                                   Задачи

1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

2. Развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Внедрять новые формы работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

                                         

                                       

                                          Перечень вопросов по саморазвитию:

1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы;

2.Исследовательская деятельность;

3.Анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

4.Изучение педагогического опыта других педагогов;

5.Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

                                               

                                                   Предполагаемый результат:

Овладение современными формами и способами развития речи детей с использованием  устного народного творчества. 

                                       

                                           Форма отчета по проделанной работе:

1.Творческий отчет для педагогов и родителей;

2.Комплекты личных педагогических разработок.

                                                 Методическая подготовка

Изучить методическую литературу (сентябрь)

-Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.,2005

-Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу. М., 2005

-Гриценко З.А. Положи твоё сердце у чтения. М., 2004

-Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго… М., 2004

-Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981

-Л.М.Гурович, Л.Б. Береговая, Л.И. Логинова «Ребенок и книга» М.; Просвещение, 1992 .

               

                                          Перспективный план работы.

Сентябрь.

1. Подбор материала для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Октябрь.

1.«Что такое загадка?» Что такое рифмованные загадки?

2.Разгадывание загадок об овощах и фруктах. «Отгадай загадку - нарисуй отгадку» Рисование овощей и фруктов.

3. Досуг «Комната загадок».

4.Создание картотеки «Загадки для детей»

Цель: Познакомить с загадкой как с самостоятельным жанром.

Развивать умение отгадывать рифмованные загадки на основе наглядности.

Ноябрь.

1.Подбор русских народных сказок для оформления книжного уголка.

2.Постановка сказки «Теремок»

Познакомить детей с жанром литературного творчества - русской народной сказкой.

3.« Сказки о животных»

Познакомить детей со сказками, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы.

Развивать умение драматизировать знакомую сказку.

Декабрь.

1.Проведение подвижных игр с художественным словом.

2.Создать картотеку «Подвижные игры с художественным словом»

Познакомить детей с произведениями русского фольклора - заклички, считалки.

Дать понятие, что такое закличка, считалка.

Формировать умение использовать знакомые считалки в играх.

Январь.

1.Беседа «Бытовые сказки»

2. Просмотр мультфильмов по сюжетам знакомых бытовых сказок.

Познакомить детей со сказками в основе которых лежат события каждодневной жизни. Обсуждение с детьми характеров сказочных персонажей: кто добрый? Кто злой? Кто хитрый? Кто коварный?

Февраль.

« Волшебные сказки».

Познакомить со сказками, в основе которых лежит преодоление чего-то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников.

1.Дидактическая игра «Бывает-не бывает»

Развивать умение детей различать где правда, а где вымысел; что может быть в жизни, а что нет.

2.Выставка рисунков и поделок «Мой любимый сказочный герой»

3.Драматизация любимой сказки.

Познакомить со сказками, в основе которых лежит преодоление чего-то при помощи волшебных предметов, чуда или волшебных помощников.

Март.

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Шустрые пальчики».

Апрель.

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Май. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

 

                                       Результаты саморазвития

Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области развития речи детей среднего дошкольного возраста, освоить методы организации театральной деятельности , осуществить детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу.

В работе с воспитанниками отметила приоритетные для себя методы: наглядный метод (в большей степени внимание на людей, их взаимоотношения, их действия),  прогулки на природу, обсуждения, беседы.

Я не только пополнила копилку своих знаний, но и овладела элементарной диагностической и исследовательской деятельностью в данном направлении. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал.

                           

                           

                             2022 – 2023г.г.(Старшая группа)

                                                             Актуальность: 

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

                                                    Цель:

 Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

                                                                    Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и самообразования;

2.Разработать перспективный план работы с детьми;

3.Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

4.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами;

5.Обогащать чувства детей, воображение и речь;

6.Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

                                                 Предполагаемый результат:

Овладение современными формами и способами работы, направленной на развития речи детей с использованием  устного народного творчества. 

                                                      Методическая подготовка

Изучить методическую литературу:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки/сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор/сост. В. Аникин. М., 1985.

7. Журналы «Ребёнок в детском саду».

8. Ресурсы интернета.

Перспективный план.

Сентябрь.

Тема: Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста

1. Подбор материала для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

2.Разучивание потешек, песенок.

3.Создание картотек потешек, песенок для работы с детьми.

Октябрь.

Тема: Потешки в воспитании детей.

1.Применять потешки в режимных моментах.

2.Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай из какой потешки отрывок»

3.Разучивание потешек.

4.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Ноябрь

Тема: Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности детей

1.Чтение русских народных сказок. Прослушивание аудио сказок.

2.Настольные игры по русским народным сказкам (пазлы, лото).

3. Использование потешек в режимных моментах.

4.Дидактическая игра «Узнай потешку»,

Декабрь

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием народного творчества».

1.Создание библиотеки красочных книг с потешками.

2.Выставка «Книжная ярмарка».

 

Январь

Тема: Влияние сказки на психологию ребенка.

1.Дидактическая игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

2. Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности детей.

3.Настольные игры по русским народным сказкам (пазлы, лото).

4.Чтение русских народных сказок, прослушивание аудио записей сказок.

Февраль

Тема: Театрализованные игры как средство развития речи детей.

1.Обыгрывание знакомых сказок (игры-драматизации).

2.Пополнение театрального уголка в группе.

3. Творческая работа детей на тему «Моя любимая сказка».

Март

1.Развлечение «Широкая Масленица».

2.Дидактическая игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

 Апрель

1. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

2.Конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

3.Дидактическая игра «Угадайте, из какой потешки отрывок»

Май

1.Инсценирование русских народных сказок.

2. Приобрести в группу раскраски по русским сказкам.

3.Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. 

                                                    Работа с родителями:

Сентябрь. Создание фонотеки, коллекция CD-дисков с колыбельными, народными песнями.

Октябрь. Создание библиотеки красочных книг с потешками.

Ноябрь. Памятка «Потешки помогут справиться с детским непослушанием».

Декабрь. Консультация «С какими книгами нужно дружить».

Январь. Привлечь к  пополнению театрального уголка в группе.

Февраль. Пополнить уголок ряженья  русскими национальными костюмами.

Март. Творческая мастерская « Мой любимый сказочный герой»

 Апрель. Консультация «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Май. Приобрести в группу раскраски по русским сказкам.



Предварительный просмотр:

План самообразования педагога по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников

в различных видах деятельности»


подготовительная группа







Воспитатель:

Колоденко Юлия Михайловна





                                             2023 г. – 2024 г.

                                              Актуальность

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.

Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

                                                       

                                                        Цель саморазвития:

Повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста;


                                                                   
Задачи

1.Создать условия для экологического воспитания детей.

2.Развивать  умения и навыки экологически грамотного поведения детей.

3.Формировать ценностные ориентации: восприятие себя как части природы; взаимосвязи человека и природы; понимание значимости общения с природой.

4.Способствовать формированию желания и умения сохранять природу, навыков элементарной природоохранной деятельности.

5.Привлекать родителей воспитанников к  активному взаимодействию.

                                                     Используемые технологии

Здоровьесберегающие, игровые, информационно- коммуникационные, личностно- ориентированные

                                          Формы работы с детьми

1.Совместная деятельность воспитателя с детьми

2.Индивидуальная работа с детьми

3.Свободная самостоятельная деятельность

                              Формы работы с родителями

1.Анкетирование

2.Консультации

3.Индивидуальные и групповые беседы

4.оформление наглядной информации

5.Привлечение к обогащению ПРС

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.

  1. Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
  2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  3. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
  4. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, в печатных изданиях;
  5. Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
  6. Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
  7. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
  8. Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
  9. Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
  10. Проведение досугов, экологических праздников.
  11. Участие в конкурсах.
  12. Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.

               Успех реализации обеспечивается следующими условиями:

1.Создание экологической среды в детском саду

2.Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей

3.Индивидуальный подход к ребенку

4.Привлечение родителей к воспитательно- образовательному процессу.

Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками и их родителями. Все мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность. Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.

Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все  мероприятия распланировала  по месяцам.

Сентябрь    Методическая работа воспитателя.

1.Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы.

2.Изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах, ознакомление с публикациями в печатных изданиях.

3.Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию.

4.Составление картотеки дидактических игр по экологии.

5.Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

6.Анкетирование родителей по экологии.

Октябрь

1. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;

2.Игровая деятельность – дидактические игры.

3.Беседы с использованием компьютерных презентаций «Естественные водоемы Земли», « Волшебница вода»

4. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»;

5.Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми из природного материала «Осенний вернисаж»

6.Организация выставки  -  музея « Дары природы»

Цель: Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников представления о музее. Расширение кругозора дошкольников. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

7.Памятка для родителей «В каких продуктах «живут» витамины»

8.Консультация для родителей «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»

Ноябрь

1.Экологические акция «Птичья столовая». Изготовление кормушек.

2. Заучивание: П. Воронько «Журавль»

3.Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки.

4.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему «Синичкин день»

5.«Субботник « Наши добрые дела» – проведение совместного с родителями субботника по уборке территории ДОУ.

6. Консультация для родителей «Играя, познаем природу»

Цель: информировать, как с помощью игр экологической направленности приучить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.

Декабрь

1.Беседа с использованием компьютерной презентации на тему «Зеленая аптека»

2. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»

3.Игровая деятельность.

4. Памятка для родителей « Берегите природу»

5. Разучивание пословиц, поговорок о природе.

6. Просмотр мультфильмов познавательного характера.

Январь

1.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник»; «Путешествие по заповедникам», « Животные жарких и холодных стран»

2. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия», Н. Т. Бромлей «Охотник»

3.Разработка и проведение консультации для родителей «Птичья столовая».

4.Выставка рисунков в нетрадиционной технике рисования «Животные зимой».

5.Памятка для родителей «Мы против мусора». Информирование родителей о времени разрушения различного мусора: бумаги, стекла, пластика.

6. Создание альбома  «Дикие животные России»

Февраль

1.Проведение народного праздника «Масленица»;

2. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы « Поможем природе»,

3.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике»

4.Проведение консультации для родителей «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка»

5.Просмотр экологических мультфильмов.

6.Создание альбома «Берегите природу»

Март

1.Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».

2.Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал».

3.Викторина «Знатоки природы»

4.Заучивание наизусть: Н.Забило «Любимый край, моя земля»

5.Творческая мастерская «Весенняя фантазия». Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия  родителей и детей.

6. Оформление папки – передвижки «Люби и охраняй окружающую природу»

Апрель

1.Экологический праздник « День птиц»

Цель: Совершенствовать эмоциональные взаимоотношения между детьми и родителями.

2.Прогулка-наблюдение «Весна пришла »

3. Развлечение «День Земли»

3.Чтение: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»; С. Кирсанов «Что значишь ты без трав и птиц»; Г. Серебрецкий «Берегите птиц»; Ю. Демянская «Дом Земли»;

Заучивание наизусть: В. Орлов «Общий дом»;

4. Завершение проекта «Огород на подоконнике»

5 Беседа с использованием компьютерной презентации на тему « Перелетные птицы весной»

6.Консультация для родителей « Чистая планета Земля», памятка « День Земли»

7.Развлечение « День Земли»

Май

1. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы « Кто такие насекомые», «Лес и наше здоровье»

2. Организация наблюдений, целевых прогулок.

3. Создание альбома «Растения нашего края»

3.Чтение: Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия»; 

4.Беседа с родителями на тему «Огонь – беда для леса!»

5.Информационная папка - передвижка «Вода – источник жизни! », памятка « Зеленая весна»

6. Мониторинг на конец учебного года, выводы.

                                                       Список литературы

1.Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.

2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

3. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

4. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.

5.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).

6.  Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.

7. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).

8. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

9. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 6. – С. 17-21.

10. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.

11 Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2014.- № 10. – С. 25-28.

12 Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.

  1. Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
  2.  Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.