Главные вкладки
Консультация для педагогов
Здесь находится консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya.docx | 18.83 КБ |
obuchenie_plava.docx | 20.13 КБ |
ogra.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад обще-развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 "Крепыш" города Новочебоксарск Чувашской Республики
Консультация для воспитателей
на тему: «Роль воспитателя на занятиях по плаванию»
г. Новочебоксарск 2020 г.
Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния, а также развитие гигиенических навыков зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно-гигиенические правила.
Организация обучения детей плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми многообразными формами физкультурно-оздоровительной работы, так как только в сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.
Режим дня, включающий занятия по плаванию предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение общеобразовательных занятий, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы. Обязательно учитывается время приема пищи. Занятия по плаванию должны проходить не ранее чем через 40 мин после еды.
Подготовка детей к занятиям и их гигиеническое воспитание. Гигиеническое воспитание и обучение детей, формирование у них навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, общественных местах, оказывает положительное влияние на результаты многих видов их деятельности в дошкольном учреждении и дома.
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении должно быть неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Гигиенические навыки необходимы ребенку при подготовке к занятиям плаванием. При обучении плаванию у детей формируются и закрепляются привычки к водным процедурам, потребность в них, положительное к ним отношение, умение самостоятельно осуществлять необходимые действия, связанные с использованием водных процедур. И в связи с этим становятся более прочными гигиенические навыки – чистоплотность, аккуратность.
Развитие гигиенических навыков в процессе обучения плаванию.
Группа раннего возраста. Приучение к выполнению простейших правил. При посещении учат пользоваться индивидуальными принадлежностями: с помощью взрослых они должны уметь насухо вытираться, переодеваться, аккуратно складывать свои вещи, необходимые для занятий в бассейне, не забывать их убирать и после окончания занятий.
Младшая группа. Продолжают воспитывать навыки личной гигиены, но все больше привлекают детей к самостоятельному их выполнению. Формируют, закрепляют и совершенствуют у детей навыки и умения самостоятельно раздеваться и одеваться, соблюдая определенную последовательность, аккуратно складывать или вешать свою одежду, ставить на место обувь. Напоминают детям правила мытья под душем перед плаванием, помогают им в этом, учат их самостоятельно вытираться. Сушить и расчесывать волосы.
Средняя группа. Все гигиенические процедуры дети должны чаще выполнять без помощи взрослых, более осознанно, а также знать свои личные вещи.
Старшая группа. Дети должны уметь уже без помощи взрослых мыться под душем, помогать друг другу при одевании и сборе вещей. Следует добиваться от детей умения тщательно, в определенной последовательности вытираться – сначала вытирать голову и лицо, затем шею, уши, руки, туловище ноги.
Подготовительная к школе группа. Дети должны самостоятельно, осознанно выполнять все гигиенические правила как в повседневной жизни, так и на занятиях по плаванию. Без напоминаний, но при контроле взрослых должны уметь правильно и быстро раздеваться и одеваться, аккуратно складывать вещи, ставить на место обувь, замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, в одежде и помогать в этом товарищу.
Наличие бассейна в детском саду создает возможность привлечь к занятиям плаванием всех детей, начиная с раннего возраста. Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане. И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию.
Организация занятий по плаванию в дошкольном учреждении.
Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий по установленному расписанию. Длительность занятий в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста. В начале обучения занятия короче по времени, затем, по мере освоения детей с водой, их длительность постепенно увеличивается. Также отличается и длительность пребывания в воде в каждой возрастной группе и зависит уже не только от вышеперечисленных причин, но и от того как организована совместная работа всего коллектива образовательного учреждения. Большая роль в подготовке и проведении занятий отводится воспитателям групп. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания учебных занятий по плаванию и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, учат быстро раздеваться и одеваться.
Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.
Воспитатель перед каждым занятием проверяет наличие у детей всех купальных принадлежностей: пакет, плавательная шапка, купальник (плавки), банное полотенце, халат, сменное белье. Перед каждым занятием проверяет их наличие, помогает детям подготовить все необходимое.
Воспитатель (младший воспитатель) сопровождает детей в бассейн, под его присмотром дети переодеваются, надевают плавательные шапки и готовятся к занятию. Особого внимания взрослых требуют дети младшего возраста.
Им необходима помощь и при раздевании, и при одевании, и при мытье под душем, и при вытирании, так как самостоятельно делать это они еще не умеют, а также при входе в воду и при выходе из нее.
Дети младшего возраста плохо еще запоминают свои принадлежности.
Поэтому, для того, чтобы ускорить все процессы и не допустить, охлаждения детей и необходима помощь воспитателя (младшего воспитателя).
Роль воспитателя очень важна при организации занятий в бассейне и имеет огромное значение для воспитания гигиенических навыков.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад обще-развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 "Крепыш" города Новочебоксарск Чувашской Республики
Консультация для воспитателей
на тему: «Обучение плаванию в детском саду»
г. Новочебоксарск 2022 г.
Цель: рассказать педагогам о важности создания необходимых условии для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде; о необходимости работы в тесном сотрудничестве всех педагогов ДОУ и родителей.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский
В настоящее время весьма актуальной является проблема физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста. Ухудшение экологической обстановки, негативные изменения в условиях повседневной жизни оказывают неблагоприятные воздействия на здоровье малышей. Отмечается рост числа
детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. А ведь хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Поэтому все более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляции физического развития, закаливания организма, повышение его устойчивости к различным заболеваниям.
В этом контексте важное место отводится обучению детей плаванию.
Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека. Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы, способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности. Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, необходимого в повседневной жизни.
Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание создает благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставит его на одно из первых мест в занятиях физической культурой.
Плавание является эффективным средством закаливания организма детей. В процессе закаливания участвуют практически все системы, регулирующие жизненные процессы. При этом важную роль в терморегуляции выполняет кожный покров, на который температура воды оказывает специфическое раздражающее действие. В результате влияния холодной воды происходит сужение кровеносных сосудов кожи. При систематическом плавании сосудистая система приобретает свойство быстро приспосабливаться к изменениям температуры воды. Ребенок привыкает длительное время находиться в среде с более низкой температурой. Он становится более закаленным к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
При плавании большая динамическая работа ногами в безопорном положении оказывает укрепляющее действие на стопу и предупреждает плоскостопие. Во время занятий в воде мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. При любых способах плавания руки принимают активное участие в движении. Это особенно характерно для кроля и плавания на спине. Эти способы плавания, вследствие активного попеременного движения руками в воде и над водой, влияют на гибкость позвоночника.
У детей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура и органы дыхания. Наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку. В связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развивается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Таким образом, методически правильно организованные занятия в воде способны стать хорошим подспорьем в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка.
Положительный эффект укрепления здоровья и физического развития детей на занятиях по плаванию может быть достигнут только при строгом соблюдении таких основных принципов, как:
- индивидуальный подход при выборе плавательных процедур;
- постепенность. При обучению детей плаванию вначале должны даваться простые и легкие упражнения, лишь потом - более сложные. Не следует сразу же разучивать большое количество новых движений. К ним необходимо приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих упражнений.
Вначале нужно ознакомить детей с бассейном, показать способы плавания и рассказать доступным языком о значении плавания в жизни человека. Обучение плаванию следует начинать с освоения детей воды, чтобы дети не испытывали чувство боязни и страха. Это достигается веселыми играми, упражнениями, забавами и развлечениями в воде. Игры и упражнения повышают интерес к занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются прекрасным средством начального обучения плаванию;
систематичность посещения бассейна. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, по расписанию с учетом учебного графика ДОУ;
- доступность. Объяснения и показ упражнений на занятии по плаванию инструктором по физической культуре (или воспитателем), их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям. При проведении учебных занятий следует руководствоваться правилами: «от простого — к сложному», «от легкого к трудному», «от известного — к новому», «от главного — к второстепен- ному».
Основные задачи занятий по плаванию:
- укрепление здоровья и закаливание организма ребенка;
- овладение прикладными двигательными навыками;
- обучение основам техники плавания;
- развитие физических качеств (гибкости, ловкости, быстроты);
- развитие волевых качеств, воспитание организованности, целеустремленности, трудолюбия.
Обучать плаванию следует только здоровых детей. Слабо выраженные недостатки, такие как нарушение осанки, незначительные искривления позвоночника или плоскостопие, также не являются препятствием к обучению плаванию. Напротив, плавание является прекрасным средством их устранения. Для занятий в бассейне детей рекомендуется распределить на четыре возрастные группы:
- младшая (3—4 года);
- средняя (4—5 лет);
- старшая (5-—6 лет);
- подготовительная (6—7 лет).
В каждой группе может быть 10—15 детей. Инструктор по физической культуре все занятие находится с детьми в воде. Уровень воды в бассейне следует регулировать таким образом, чтобы на первых занятиях глубина была до пояса, с дальнейшим постепенным повышением.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад обще-развивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 "Крепыш" города Новочебоксарск Чувашской Республики
Консультация для воспитателей
на тему: «Организация занятий по плаванию»
г. Новочебоксарск 2021г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ
(консультация для воспитателей)
Плавание - одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.
Плавание - мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывает мощное закаливающее действие.
Основной целью занятий является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанию занятий физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития.
На занятиях решаются задачи по формированию:
- навыков плавания;
- бережного отношения к своему здоровью;
- навыков личной гигиены;
- умение владеть своим телом в непривычной среде.
В условиях детского сада наиболее приемлемым временем для проведения занятий по плаванию считается время до обеда – с 9 часов до 12 часов.
Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий и проводится для каждой группы 2 раза в неделю. Занятия проводятся в игровой форме.
- ІІ младшая группа занимается 15-20 минут;
- средняя группа - 20 -25минут;
- старшая группа - 25 минут – 30 минут.
Занятия в бассейне в нашем детском саду проводятся, начиная со второй младшей группы (3 года). Первое занятие проходит в форме экскурсии по бассейну, в ходе которой я знакомлю детей с правилами поведения в бассейне (показываю детям, где и как нужно, раздеться и переодеться, надеть купальную шапочку, ходить по обходной дорожке).
Обучение состоит из трех этапов:
- привыкание к воде;
- освоение воды;
- овладение плавательными движениями.
Задачи обучения плаванию по возрастным группам.
Вторая младшая.
- Учить детей не бояться входить в воду, научить плескаться в ней.
- Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине.
- Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза. Учить задерживать дыхание под водой, подныривать. Учить выполнять выдох в воду с погружением до носа и с погружением лица.
- Учить лежать на воде (на груди), держась руками за поручень, за руки преподавателя с поддержкой.
При обучении детей младшего возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков.
Обучение каждому плавательному упражнению (движению) требует от ребенка определенной готовности, поэтому оно сводится к игре.
Средняя группа
- Учить передвигаться в воде самостоятельно в различных направлениях, разными способами.
- Учить погружаться в воду, задерживать дыхание, подныривать под обруч. Учить нырять и собирать предметы со дна бассейна.
- Учить выполнять выдох в воду с погружением лица, головы.
- Учить лежать на воде с поддержкой преподавателя и самостоятельно.
- Учить скользить на поверхности воды на груди и на спине с помощью взрослого, и со вспомогательными снарядами.
- Развивать физические качества: силу, выносливость, быстроту.
У детей среднего дошкольного возраста закрепляются умения и навыки плавания приобретенные на занятиях в младшей группе. Большое внимание в этом возрасте уделяется воспитанию у детей организованности и дисциплинированности. В обучении используются разнообразные упражнения для специальной подготовки и игры для освоения передвижений в воде. Игры для приобретения навыков погружения в воду.
Старшая группа.
- Учить погружаться в воду на более длительное время.
- Учить выполнять выдох в воду (чередовать вдох над водой с выдохом в воду).
- Учить скольжению. На груди отталкиваясь ногами от дна бассейна.
- Учить движениям ногами в скольжении на груди.
Игры и развлечения на воде
Игры на воде помогают решать ряд педагогических задач. Игра воспитывает волевые качества ребенка, чувства товарищества и коллективизма. Развивая и укрепляя организм, она закрепляет и совершенствует навыки плавания. Повышая эмоциональность занятия, игра используется как отдых и развлечение. Однако надо отметить и некоторые отрицательные моменты. Увлекшись Объяснение правил игры должно быть кратким и образным. Если движения сложны, то рассказ сопровождается показом. Сначала нужно проиграть игру на берегу, а уж потом в воде