Работа по распространению знаний в области психологии.

Безручкина Ольга Васильевна

Представляю мой опыт  методической работы по распространению знаний в области психологии,  курсов повышения квалификации, выступлений на мероприятиях городского и областного уровня.

-В 2019-2020 учебном году обобщала опыт педагогической деятельности, участвовала в проведении мастер-класса по проблеме «Профилактики различных видов отклоняющегося поведения у детей» с педагогами МАУ ДО г. Калининграда Дворца творчества детей и молодежи «Янтарь», Справка № 60 от 11.02.2020 г.

- В 2019-2020 г.г. обобщение опыта педагогической деятельности, участие в проведении мастер –класса по проблеме «Обеспечение безопасности несовершеннолетних в интернет-пространстве». Справка № 474 от 21.11.2019 г.

-В 2019-2020 учебном году- участие в обобщении опыта педагогическое деятельности, проведение педагогической мастерской по теме: «Профилактика девиантного поведения обучающихся. Действия специалистов в системе образования в ситуации социальных рисков» в рамках обеспечения психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса, в том числе и ранней профилактики девиантного поведения обучающихся.  Справка № 477 от 05.11.2019 г.

29.11.2022 г. для педагогов образовательных организаций, специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г. Калининграда и Калининградской области с целью совершенствование подходов в реализации профилактической работы по предупреждению девиантного поведения несовершеннолетних был проведен обучающий семинар -практикум по теме: «Современные подходы в организации профилактической деятельности  в образовательных организациях». 

 12.11.2024 в рамках выполнения Плана  мероприятий по реализации исполнительными органами Калининградской области Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года утвержденным Губернатором Калининградской области 6/01-03-АА от 26.01.2024 года специалистами  ГАУ КО для обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков»  был проведен  обучающий вебинар для классных руководителей, педагогов, социальных педагогов общеобразовательных организаций по теме: «Развитие эмоционального интеллекта у несовершеннолетних  как условие профилактики отклоняющегося поведения» с целью повышения компетентности специалистов в реализации позитивно – ориентированных задач профилактики, базирующихся на развитии культуры здорового образа жизни, психологической грамотности,  педагогической и эмоциональной культуры педагогов во взаимодействии с обучающимися.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Калининградской области

Государственное автономное учреждение Калининградской области для

обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования детей и подростков» (ОЦДиК)

Конспект  обучающего семинара -практикума

(в форме -вебинара)

для педагогов и специалистов образовательных организаций г. Калининграда и Калининградской области по теме: «Развитие эмоционального интеллекта у несовершеннолетних как условие профилактики отклоняющегося поведения».

Материал к вебинару подготовлен

руководителем отдела

профилактики асоциального

 поведения и подростков

педагогом -психологом ОЦДиК,

Безручкиной О.В.

Калининград, 2024

Цель: повышения компетентности специалистов в реализации позитивно – ориентированных задач профилактики, базирующихся на развитии культуры здорового образа жизни, психологической грамотности, педагогической и эмоциональной культуры педагогов во взаимодействии с обучающимися

Задачи:

  1. Информирование участников вебинара о целях,  задачах развития эмоциональной культуры и культуры  педагогического общения.
  2. Познакомить слушателей с основными понятиями –«эмоциональный интеллект», «эмоции», «аффект», «чувства», «настроение», уточнить понятие «девиантное поведение».
  3. Обучение специалистов способам регуляции эмоционального состояния их использованию в практической работе с обучающимися.
  4. Создание условий для психологически грамотного восприятия педагогом обучающегося с целью взаимопонимания, эффективного взаимодействия, снижения напряженности в классном коллективе, профилактики отклоняющегося поведения у воспитанников.

 

Оборудование: презентация, персональный компьютер, программа «Линк».

Ход вебинара:

Ведущий здоровается, называет тему и цели встречи:

Сегодня на занятии вы:

-узнаете, что такое эмоциональный интеллект; «эмоции», «аффект», «чувства», «настроение»; уточните понятие девиантное поведение.

-потренируетесь определять свои чувства;

-познакомитесь со способами регуляции своего состояния;

-поймёте, как распознать эмоции учеников и помочь их выразить.

-как использовать навыки эмоционального интеллекта, чтобы сделать свои уроки эффективными и минимизировать влияние стресса. 

- выстроить эффективное взаимодействие с учениками, снизить напряженность в классном коллективе с целью профилактики отклоняющегося поведения у воспитанников.

Давайте сейчас определимся, попробуем сформулировать. Какое поведение у подростков мы можем назвать трудным?

Трудное поведение подростка – это…

Ведущий обобщает версии участников.

Девиантное поведение (англ. Deviation- отклонение) – действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию (Большой психологический словарь Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко).

Это могут быть трудности в поведении, во взаимоотношениях с окружающимися, это дети, которые ведут себя агрессивно, могут становиться жертвами или авторами травли, это дети, которые могут употреблять алкоголь или наркотики, занимаются самоповреждением и думают о суициде.

Патогенез девиантного поведения подростков сложен. Патогене́з (др.-греч. πάθος «страдание, болезнь» + γένεσις «происхождение, возникновение») — механизм возникновения и развития заболеваний и отдельных их проявлений. Рассматривается на различных уровнях — от молекулярных нарушений, до нарушений в работе организма в целом. Изучая патогенез, медики выявляют, каким образом развивается заболевание.

Развитие девиаций основано на состоянии дезориентации в системе общественных ценностей и норм. «Девиация» означает «отклонение». Девиантное поведение называют отклоняющимся поведением, социальной девиацией.

Распространенность среди подростков составляет 40-64%. Высокие цифры статистических данных объясняются свойственными данному возрастному периоду особенностями: социальной, физиологической и психологической незрелостью. Более всего подвержены поведенческим отклонениям юноши и девушки 14-18 лет, воспитывающиеся в неблагоприятных социальных условиях, имеющие наследственную отягощенность.

Факторы, обуславливающие девиантное поведение несовершеннолетних по Галагузовой М.А.

  • Биологические факторы
  • Психологические факторы
  • Социально -педагогические
  • Социально-экономические
  • Морально-этические

Период возрастного кризиса характеризуется острой потребностью самоопределения, самовыражения.

Отсутствие благоприятной социальной обстановки, устойчивой системы ценностей, поддержки значимых лиц (сверстников, взрослых) приводит к образованию патологических поведенческих паттернов. Зачастую в их основе лежит желание привлечь внимание, доказать свою значимость, самостоятельность, независимость, силу. Поступки часто носят противоправный, антиморальный характер.

У ребенка -девианта в эмоционально-личностной сфере четко выражена инфантильность – низкий уровень ответственности, контроля за своим поведением, организации хозяйственно-бытовой сферы жизни. Это проявляется неряшливостью, опозданиями, неумением составить план работы, действовать согласно ему. Преобладает эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения. В зависимости от типа девиации присутствуют фобии, депрессии, вспышки агрессивности, истерики, упрямство, импульсивные разрушительные поступки. Самооценка часто неадекватная, компенсируется ограничительным поведением (замкнутостью), жестокостью, напускным равнодушием.

Один из навыков, который мы развиваем у детей в процессе проведения профилактических занятий  – это использование альтернативных способов выражения своих эмоций, каких-то очень сильных, заряженных эмоций. Показываем (если у подростка проявляется агрессия), как можно управлять свои агрессивным состоянием, какие для этого могут использоваться техники.

Как сделать так, чтобы мне как ребенку, подростку было легко реагировать на множество ситуаций, с этим огромным и не всегда понятным мне миром.

Основная часть.

Слайд Я предлагаю начать с упражнения, которое называется «Барометр».

Я предлагаю вам поисследовать свое отношение к некоторым утверждениям, высказываниям, которые будут представлены на слайде.

Правила барометра просты, необходимо (мысленно) представить шкалу от 0 до 10, если вы совершенно /абсолютно/  несогласны – это обозначение соответствует нулевому значению, то в чат вы отправите цифру – 0. Если полностью согласны попрошу в чат послать цифру-10. Могут быть разные вариации в пределах этих значений (5-6) и тд.

Можно потренироваться. Ведущий предлагает потренироваться слушателям: утверждение «Я рада приходу  поздней осени». Это была разминка.

А теперь о серьезных вещах. Первое утверждение:

  • Мне сложнее контролировать класс, когда я прихожу на работу в плохом настроении.

Кто-то согласен, кто-то совсем не согласен. Может быть разброс значений. Спасибо большое, -идем дальше

  • Ученики хуже усваивают учебный материал, когда находятся в стрессе. Согласны ли вы с этим утверждением.

Вы можете поделиться вашим мнением.

Вижу, что это утверждение вызывает меньше каких -то противоречий.

Да действительно, если  ученик/человек находится в стрессе, хуже усваиваются любые знания, материалы.

Идем дальше по исследованию данной темы. Изучаем влияние нашего эмоционального состояния на учеников и на наше с ними взаимодействие.

  • Я знаю, как помочь себе и другим регулировать своё эмоциональное состояние в ситуации стресса.

Безусловно, есть разные мнения, жизненный опыт, опыт педагогической деятельности. Это очень интересно исследовать. Есть возможность поделиться своим мнением. Последний вопрос может быть дискуссионным.

Так бывает: «Прежде чем помочь кому-то, необходимо справиться с собственным состоянием».

«Иногда мы понимаем, как помочь другим, но можем испытывать трудности в оказании помощи себе»

Идем дальше.

  • Я знаю, как реагировать на яркое проявление эмоций своих учеников.

Явление редкое, но в практике такое бывает.

Основное правило в нашей педагогической работе – правило безопасности, безопасного пространства, но мы можем иногда ошибаться. Мы не должны быть безупречными на 100 %, без ошибок нет роста.

Педагоги являются экспертами в своей предметной деятельности, но при этом они должны знать, что нужно делать, если сталкиваешься с яркими эмоциями у детей. Не всегда понятно, а что с ними вообще нужно делать. Что делать с эмоциональным состоянием ребенка.

Последнее утверждение:

  • Я могу легко определить, какую эмоцию испытывает ученик в данный момент.

Не всегда дети и взрослые обладают навыком выражения эмоций, способностью делать это безопасно для окружающих.

Какие-то действия, слова, тот же крик (иногда мы с этим встречаемся) – это способ выразить свою эмоцию. «У меня внутри так сильно накипело, что я это могут выразить очень разными способами, в том числе и неприемлемыми, небезопасными».

Ведущий: Я хотела бы поблагодарить вас за ваше участие в этом маленьком исследовании! За ваши комментарии, ваши вопросы.

Мы отметили, как по- разному можно относиться к предложенным утверждениям.

Далее мы пойдем по пути углубления наших знаний, но опыт анализа наших представлений о себе мы также затронем.

Что же такое эмоции?

Эмоции (от лат.emoveo) – потрясаю, волную; это особый класс субъективных психологических состояний отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношения человека к миру, к людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Слайд.  Зачем же нужен эмоциональный интеллект учителям?

Эмоции влияют на психологические процессы: внимание, память, обучение, познавательные процессы -мышление (умение осознавать эмоции, понимать как на наше поведение влияют подсознательные реакции); на процесс обучения и также  поведение – способность сделать более взвешенный выбор.  

Адекватное понимание эмоций возможно при учете внешней ситуации и внутреннего потребностного состояния организма.

Одна и таже ситуация может вызвать разные эмоциональные состояния. Условный сигнал на урок – может вызвать радость и оживление, как реакция на интересную встречу, возможность переживания ситуации успеха, или эмоцию страха – если предстоит сложная ситуация -проверка знаний, контрольная работа.  

Помните наше утверждение: если человек находится в стрессе, ему сложнее усваивать материал. Если человек испытывает стресс, то включается три режима «бей/беги/замри». Разные реакции связаны с выбросом гормонов и ни о каком обучении и речи быть не может, потому что главная задача организма «Я выживаю», «Прямо сейчас ничему учиться не могу!».

Эмоции сильно влияют также на принятие решений. Важно разбираться -к эмоциональной сфере относится:

Аффект -стремительно и бурно протекающий процесс взрывного характера.

Неподвластен контролю, ведет к дезорганизации деятельности.

Настроение -достаточно продолжительное эмоциональное состояние невысокой интенсивности. Образует эмоциональный фон для протекания психических процессов.

Чувства – устойчивые эмоциональные образования, имеющие объектный /предметный характер (любовь к своей семье, к школе).

Проявление сильного, доминирующего чувства называется страстью.

 В ситуации очень сильных эмоций (например: злости, гнева), острого аффекта, любая захваченность эмоциями  влияет на то, что человек может принять неверное решение.

Пример: мама первоклассника пришла на прием к психологу в связи с трудностями в поведении ребенка, постоянные конфликты с одноклассниками возникали по причине неспособности ребенка найти выход своим эмоциям. В данном случае, это влияет на качество жизни этого первоклассника и имеет разные последствия.

Слайд.  Почему эмоции имеют значение?

Эмоции влияют на отношения. В отношениях очень важно учитывать эмоциональное состояние партнера (например:» когда я вижу, что с этим учеником лучше пока не вступать в контакт, его эмоциональное состоянии нестабильное, он находится в определенной заряженности,  степень его возбужденности, надо дать ему время, он должен успокоиться»). Я понимаю, что как педагог, своим спокойным состоянием, сбалансированностью эмоций- я могу ему помочь.

Таким образом я буду поддерживать контакт с учеником, поддерживать с ним отношения, могу давать простор, как это делать, давать выход эмоций, или блокирую контакт.

Эмоции влияют на наше ментальное и физическое здоровье, об этом говорят многочисленные исследования.

Стресс –(давление/напряжение) общая неспецифическая реакция организма в ответ на интенсивное воздействие любой модальности (Ганс Селье).

По Гансу Селье -затяжной стресс вызывает изменения на физиологическом уровне весь организм начинает разрушаться, когда нет возможности с этим стрессом справиться.

Эмоциональное состояние человека влияет на креативность. Если человек расслаблен, он в большей степени способен генерировать идеи, он больше расположен к творчеству, его охватывает чувство вдохновения. Приятные эмоции как правило сопровождают это состояние.

Ведущий задает вопрос слушателям.

Что для вас означает термин «Эмоциональные интеллект»?

Вроде как понятно, что это … . Версии слушателей:

-умении понимать и регулировать свои эмоции

-эмпатия

-умение понимать эмоции других

-управление своими эмоциями, их регулирование

-самообладание

-способность распознавать свои эмоции и эмоции другого человека

-понимать как когда и зачем проявлять эмоции. Термин связан с эмоциями, их регуляцией.

-умение общаться

Благодарит слушателей.

   Эмоциональный интеллект – это совокупность навыков

Ведущий комментирует  слайд.

Все, что перечисляли, верно, это совокупность навыков, см. слайд. Все это навыки -и их можно еще при этом развивать по отдельности. «Я могу регулировать эмоции, но испытываю трудности в их выражении». Ребенок выходит к доске все сжимается. Эмоциональный -интеллект совокупность этих навыков. Вопросы к слушателям:

  • Почему это может быть полезно в  педагогическом арсенале?
  • Как эти навыки могут помогать в деятельности учителя?
  • В чем польза для учителя? Для меня самого как учителя?

Примерные версии слушателей:

-Контакт с детьми.

-Не знаешь как поведут себя дети.

-Раскрыть способности ребенка.

-Взаимодействие с учениками и коллегами и родителями.

-Поддерживать микроклимат в классе.

-Умение регулировать свое эмоциональное состояние состояние.

-Умение научить ученика как регулировать свое состояние.

-«Сдерживать себя, не сорваться».

Ведущий обобщает высказывания слушателей.

Зачем нужен эмоциональный интеллект в школах? 

Формирование эмоций человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности (Большой психологический словарь).

Согласно исследованиям доктора Марка Брэкета, психолога и директора Йельского центра эмоционального  интеллекта, когда педагоги используют навыки эмоционального интеллекта на обучающих занятиях:

  • Ученики меньше проявляют трудное поведение
  • Лучше фокусируются во время занятий
  • Демонстрируют более высокие академические результаты.

  Упражнение «Как вы себя чувствуете?»

Я сейчас вас попрошу ответить на простой вопрос: «Как вы себя сейчас чувствуете?»

Примерные ответы участников:

- устала

-Хорошо

-Нормально

-Нет сил

-Лучше чем вчера и т.д.

-Плохо.  Ведущий «сочувствую вам!»

Хочу вернуться к ответам. Когда работаем с подростками -чаще всегда звучит -нормально.

Когда говорим, используя  наречия хорошо, нормально, удовлетворительно, мы чаще всего воспринимаем свое состояние на уровне тела, это телесные проявления.

Нормально -может быть по разному /либо удерживаемся после продолжительного дня/ либо оптимально/ – по разному. Все вкладывают в эти слова свой собственный смысл и это субъективный смысл. Оценка нормально– может означать «я устала, но все равно это для меня нормально». Воспринимаем одно и то же значение слова по-разному.

Когда звучит слово «нормально» – это  может  быть свидетельством неполного контакт с партнером, собеседником, полного эмоционального контакта не достигаем. Важно прояснить: «А что для тебя нормально? Опиши свое состояние». Важно учитывать, что степень выраженности эмоции может быть разная.

В итоге – умение  назвать свое эмоциональное состояние – это очень важная составляющая эмоционального интеллекта.

Слайд  Таблица эмоций

Вот таблица эмоций. Это базовые эмоции  и это своеобразные шкалы, так как эмоции могут быть разной интенсивности (высокой, средней, низкой).

 Пример: Страх может быть на уровне опасения и беспокойства, но в высокой степени -страх может быть ужасом.

Радость спокойной -м/б в какой-то момент эйфорией. Градация степени охваченности, интенсивности, степени выраженности эмоций может быть разной.  

Через тело можем считывать степень интенсивности (при меньшей интенсивности тело -спокойно, по мере заряжения – тело отражает. Если испытываем ужас высокая интенсивность переживаемых чувств -тело отражает, оно заряжено, мы чувствуем напряжение мышц).

Если мы испытываем сильную радость –«Как на телесном уровне мускулы будут себя проявлять?» С помощью этой таблицы можем отслеживать интенсивность своих эмоций (низкая, средняя и высокая).

 Возникает вопрос: что можно со всем этим делать?

Эмоциональный интеллект  представляет совокупность навыков, эти навыки можно развивать. В начале человек может говорить: «мне  радостно/ грустно», по мере накопления опыта можно научиться более дифференцированно различать свои эмоции,  и  соответственно,  развивать этот навык у детей. Спектр может понемножечку расширяться.

Ведущий представляет слайд с изображением «Колесо эмоций Роберта Плутчека», который представляет спектр  эмоциональных состояний.

Слайд  Как можно развивать этот навык?

Ведущий: Это самый простой инструмент, умение сверяться со своими эмоциями. Например: «Мама трудного ученика приходит, подумать о своих ресурсах, а как я себя чувствую, а есть ли у меня ресурс для разговора. Свериться -как мне? Ситуации могут быть разные, но сверяться, определять свое эмоциональное состояние -это важно, уметь проявлять внимание к себе. Уметь о себе позаботиться, как я себя чувствую?». Или, например: «Сверяться со своими эмоциями в определенные моменты дня. Выхожу из дома, что я чувствую. А как я чувствую себя сейчас?»

Ведущий предлагает слушателям поделиться: «Есть ли у вас свои лайфаки, изюминка, какие -то свои способы в этом направлении? Чем могли бы поделиться?»

Ведущий принимает высказывания,  отражает их. Это всегда очень приятно, что кто-то может высказать свое мнение, рассказать, дать информацию, поделиться, поддержать другого.

Итак, мы пришли к выводу, что очень важно сверяться с эмоциями, пойдем дальше.

Можно развивать навык более точного описания эмоций, для развития навыка можно использовать разные материалы, работа со слайдом:

Ведущий: «Важно понимать в какой зоне я нахожусь, понимать и чувствовать степень выраженности своих эмоций. Можно анализировать свои эмоции, степень их выраженности, по табличке».

Слайд. И самое важное, как помочь своим ученикам научиться говорить о своих эмоциях?

Ведущий поясняет содержание слайда.

Мы поговорим о том, как можно регулировать свои эмоции.

Слайд Саморегуляция через тело

Мы говорили с вами, что интенсивность выражения эмоций можно по телу определять.

Ведущий предлагает участникам поделиться, как можно регулировать себя, свое эмоциональное состояние через тело? (через различные каналы восприятия, дыхание, занятие йогой, медитативное расслабление, социальные связи, контакты и др.).

Какие еще способы регуляции своего эмоционального состояния:

Работа со слайдом   «Саморегуляция через здоровые привычки».

  • Здоровое питание
  • Здоровый сон
  • Регулярная физическая активность
  • Занятия хобби и отдых
  • Утренние и вечерние ритуалы

Ведущий:  австрийский психиатр Эмиль Франкл написал книгу «Скажи жизни Да», научил нас регулировать себя через мысли.

Саморегуляция через мысли: «У человека можно отнять все, кроме одного: последней из человеческих свобод – свободы в любых обстоятельствах,  выбрать, как к ним отнестись, выбрать свой путь».

Саморегуляция через мысли:

  • Позитивный внутренний разговор и переосмысление установок
  • Определенное время по негативные мысли и неприятные чувства
  • Благодарность
  • Опора на жизненные цели.

Дискуссия со слушателями «Как помочь ученикам научиться регулировать свои эмоции?»

Обобщение результатов дискуссии:

  • Устройте мозговой штурм
  • Попробуйте разные способы регуляции эмоций через органы чувств вместе с учениками.
  • Заведите зону отдыха
  • Проведите игру «Победить стресс»
  • Проведите игру «Справиться с ситуацией»

Работа со слайдом. Об эмоциях окружающих?  Как быть исследователем эмоций, а не судьей?

  • Относитесь к эмоциям окружающих и их выражению безоценочно.
  • Используйте активное слушание и задавайте открытые вопросы
  • Позвольте себе ошибаться и признавать свои ошибки
  • Дайте ученикам возможность  быть для  вас гидами в свой собственный внутренний мир
  • С уважением относитесь к любым чувствам своих учеников.

Как помочь ученикам научиться понимать эмоциональное состояние других людей и проявлять эмпатию?

  • Смотрите вместе видеофрагменты и предлагайте ученикам угадать состояние героев по невербальным сигналам ( мимика, тон голоса, жесты).
  • Обсуждайте эмоциональное состояние, его причины и его выражение у героев прочитанных книг.

Можно провести игры:

  • Игра «Пантомима»
  • Игра «Эмпатия»
  • Игра «Открытые вопросы».

Игры на развитие эмоционального интеллекта у обучающихся.

Игра «Пантомима» – изобразить с помощью жестов и мимики психологические особенности человека (себя, другого), содержание пословицы, поговорки.

Упражнение «Чувство» - ученики пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо показать то чувство, которое написано на ней. Показ может быть пантомимическим, мимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Игра «Список эмоций»- группе предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих эмоции, затем кто-то выходит и показывает эмоцию.

Техника «Цветное дыхание»

Выбери цвет, который представляет эмоцию счастья, благополучия, спокойствия.  Представь себе, что этот цвет тебя окружает. С каждым вдохом, почувствуй, как он проникает внутрь тебя, омывает тебя изнутри, пропитывает приятными ощущениями. На выдохе представь другой цвет, представляющий твой страх/тревогу/ злость, визуализируй, как он покидает тебя.

Регуляция эмоционального состояния  через дыхательные упражнения  «Брюшное дыхание»

Дыхание животом – одно из самых простых дыхательных упражнений, которое можно выполнять по несколько раз в день. Одна из самых простых и доступных техник расслабления — это дыхательное упражнение. Дыхание — это основа жизни, а умение им управлять — это первый и главный навык, необходимый для того, чтобы освоить релаксацию. Сознательный контроль дыхания помогает отвлечься от мыслей, вызывающих тревогу, а также расслабить мышцы.

Эта техника отлично помогает справиться с волнением, например на экзамене, на контрольной, во время важного разговора и разных других ситуациях.

При выполнении такого дыхания выравнивается сердцебиение, уходит волнение, речь становится более четкая, уверенная, улучшаются мыслительные процессы. И еще много на что влияет дыхание животом.

Смею заметить, что для нетренированного человека дышать диафрагмально долго не получится. Если нет привычки дышать животом, то начинать практиковать такое дыхание следует постепенно.

Для выполнения этой практики нужно принять удобное положение (сидя или лежа) и закрыть глаза. Начните дышать носом медленно и спокойно. На вдохе почувствуйте легкий холодок от воздуха, который проходит через нос. На выдохе ощутите тепло. Старайтесь не задерживать дыхание и не дышать нарочито глубоко или поверхностно. Сфокусируйтесь на процессе дыхания и не думайте ни о чем постороннем. Эту технику лучше выполнять в течение 5-10 минут или до тех пор, пока не ощутите спокойствие.

Более подробный вариант:

  • Перед началом выполнения любых дыхательных упражнений желательно проветрить помещение.
  • Воздух в помещении должен быть не сухим, помещение не пыльным.
  • Лягте на спину на ровную поверхность. Для контроля за дыханием положите одну руку на живот, а вторую на грудь. Если вам не комфортно дышать лёжа, то можете делать это сидя с прямой спиной.
  • Сделайте медленный вдох носом. Почувствуйте, как по мере наполнения лёгких кислородом, живот надувается как воздушный шарик и выпячивается вперёд. При этом грудная клетка остаётся на месте (без движений). Двигается только стенка живота. Сосредоточьтесь на дыхательном процессе.
  • Выдыхайте очень медленно через рот, напрягая мышцы брюшного пресса до тех пор, пока живот не втянется внутрь, при этом старайтесь расслабить все тело, особенно плечи. Выдох должен быть длиннее вдоха.
  • Дышите животом 2-3 раза в день по 15-20 минут, и вы очень скоро заметите приятные изменения в своём физическом и психическом состоянии.
  • Первое время может возникать головокружение из-за насыщения вашего организма кислородом (ведь ваш организм привык получать его меньше, а при выполнении данного упражнения начинает поступать больше кислорода к мозгу).

При возникновении головокружения слегка прикройте нос вашими ладошками и подышите в таком положении (то есть своим выдыхаемым воздухом). Сделайте пару вдохов и выдохов, и головокружение пройдет.

Если ваше дыхание смешанное, то первое время вам может быть сложно все 15-20 минут без перерыва дышать диафрагмально.

Поэтому рекомендую вам первое время дышать животом по 1 минуте, затем делать паузу на 1 минуту и продолжать такое чередование в течение 15-20 минут.

Каждый день увеличивайте время дыхания животом на 1 минуту, продолжительность пауз оставьте прежней.

Постепенно вы сможете научиться дышать животом без перерыва в течение 15-20 минут и более.

Рекомендуемое время для ежедневных занятий - 30 минут.

Обычно, за 10 занятий уже можно достаточно хорошо натренироваться, и все 30 минут дышать диафрагмально без перерыва.

Чем чаще вы будете практиковать, тем крепче станет диафрагма, и тем легче вам будет даваться эта техника.

-Техники мышечной релаксации.

Еще одна эффективная техника релаксации — это мышечная техника. Она заключается в том, чтобы по очереди напрягать и расслаблять разные группы мышц во всем теле. Это помогает осознать разницу между напряжением и расслаблением и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Примите удобное положение и закройте глаза. Начинайте с кистей рук: максимально сильно сожмите кулаки и досчитайте до 10. После этого расслабьте кулаки и постарайтесь ощутить, как пальцы рук свободно лежат на коленях или на любой другой поверхности. Запомните это ощущение расслабленности. Затем повторите то же самое с другими мышечными группами: предплечья, плечи, шея, лицо, грудь, спина, живот, ноги. Двигайтесь от верха тела к его нижней части, напрягая и расслабляя каждую мышечную группу по очереди. Выполнение этой техники занимает до получаса.

Еще одна популярная техника релаксации — это визуализация.

При выполнении этой практики постарайтесь представить себе какое-то приятное и спокойное место, где вы бы хотели оказаться. Это может быть пляж, лес, горы, озеро или любое другое место, которое ассоциируется у вас с отдыхом и умиротворением. Визуализация помогает перенести сознание в другую реальность, где нет стресса и напряжения, а только гармония и блаженство.

Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Представьте себе выбранное место как можно более ярко и детально. Нужно попытаться увидеть все цвета, формы, объекты, которые есть в этом месте. Постарайтесь услышать звуки: шум воды, пение птиц, шелест листьев. Ощутите запахи: аромат цветов, свежести, морского бриза. Попытайтесь прочувствовать ощущения на коже: тепло солнца, прохладу ветра, мягкость песка или травы. Полностью погрузитесь в эти ощущения и насладитесь красотой и спокойствием. Оставайтесь в этом состоянии около получаса или до тех пор, пока не почувствуете себя расслабленными и умиротворенными.

Например «У моря».

-Сядьте уютно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Делаем глубокий вдох и выдох. Сосредоточимся на своих ощущениях. А теперь попробуем воссоздать в своем воображении целостную картину, целостный образ.

Представьте себе пляж у моря. Жаркий день. Палит солнце. Вы расположились на берегу моря.  Постарайтесь расслабить свои мышцы. Посмотрите на море. Рассмотрите получше линию горизонта. Что там появилось. Всматриваемся внимательно. Что происходит вокруг на берегу. Солнце палит сильно, приходится поворачиваться с боку на бок, входим в воду. Чувствуем ее прикосновение. Какая она.  Побудьте немного в этом состоянии. Пауза.

Образы уходят. Сосредоточьте внимание на своем теле. Сжали руки, открыли глаза. Как себя чувствуете?

После возвращения эмоционального баланса, эмоциональной стабильности, можно обсудить ситуацию.  Что случилось? Что с эти можно было бы сделать?

Создаем условия, чтобы сам ребёнок определил варианты разрешения ситуации (поиск решения), и сам сделал выбор. Мы создаем поле возможностей. Потому что это его решение, его ответственность.

- Важно завершение разговора. Спросить, как он себя сейчас чувствует, дать обратную связь. Резюмировать, все. что произошло. Ситуация закончилась.

Но важно обязательно вернуться к этому опыту. К этой ситуации. А как ты сейчас себя чувствуешь? А что ты чувствуешь по отношению к этой ситуации? Как обстоят дела на сегодняшний день.

Может быть вариант, что те стратегии и те решения. которые придумывали, они не сработали?

Так может быть. Спросить, а нужна ли тебе помощь или можем ли мы придумать что-то еще в отношении к этой ситуации?

И через какое-то время мы подводим итог. Ага, вот это сработало, а это не сработало.

А вот это я буду использовать, а это я не буду использовать.

И нужно понимать, что не все стратегии срабатывают, это нормально, мы накапливаем опыт, берем в актив удачные решения, закрепляем их, тем сильнее складывается наш навык.

Рекомендации  педагогам по оказанию помощи ученикам в ситуации эмоционального напряжения.

Работа со слайдом «Этапы оказания помощи ученику в ситуации эмоционального напряжения».

Ведущий рассказывает слушателям об этапах работы с учеником по преодолению стрессовой ситуации, эмоционального напряжения.

Итог. Ведущий предлагает подвести итоги. Какие инструменты из тех, что мы обсудили сегодня, вы собираетесь использовать в своей работе? Ведущий выражает благодарность участникам вебинара.

Литература:

1.Аверин В. А., Головей Л. А. Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати. М.: Изд-во Рома Паблишинг, 2017 1100 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Изд-во Питер, 2010 288 с.

3. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: Изд-во БВХ-Петербург, 2012 288 с.

4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во «Смысл», 2002 414 с.

5. Баранов A. A. Стресс толерантность педагога: теория и практика. Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2002 132 с.

6. Бикеева А. Настольная книга учителя. Испытание школой: ребенок и учитель. Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2005 320 с.

7. Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога // Школьный психолог. 2007 №34. С. 13-19.

8. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2006 528 с.

 9.Борис Гурьевич Мещеряков, Владимир Петрович Зинченко. Большой психологический словарь. Электронная версия: docs.yandex.ru

10. Будневич Г. Н., Гуськова Е.В. программа «Путь к успеху» // Режим доступа, URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200302904

11. Григорович Л. А., Марциновская Т. Д. Педагогика и психология. М.: Изд-во Проспект, 2013 464 с.

12. Гуревич П. С. «Психология» учебное пособие. М.: Изд-во «Старик Ватулинг», 2011 518 с.

13. Данилова Е. Е. под редакцией Дубровиной И. В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2010 160 с.

14.Семенова Е.М. Тренинг Эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.-224 с.


Предварительный просмотр: