Окружающий мир
УМК "Занкова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Вода и ее свойства" | 76.82 КБ |
Карточки для групповой работы "Вода и ее свойства" | 15.31 КБ |
Презентация к уроку "Вода и ее свойства" | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Новоселовская СОШ №5
ПРОЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Учитель: Мозебах Наталья Валерьевна, учитель начальных классов
Программа: развивающего обучения Л. В. Занкова
Класс: 2
Авторы программы окружающего мира: Н. Я. Дмитреева
Учебник «Окружающий мир» в двух частях авторов: Н. Я. Дмитреева, А. Н. Казаков
ТЕМА: Вода и её свойства
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со свойствами воды.
Тип урока: изучение нового материала
Вид: учебно-теоретическое исследование
Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
Предметных:
обобщить знания учащихся о воде как универсальном веществе на Земле и дополнить их новыми сведениями через постановку опытов и наблюдений.
Познавательных УУД:
- формулировать проблему;
- учить осуществлять поиск нужной информации из различных источников;
- развивать умение анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков
Регулятивных УУД:
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- контролировать свои действия и действия напарника по процессу.
Коммуникативных УУД:
- учить работать в паре, в группе;
- владеть диалогическими формами речи;
- слушать и слышать другого;
Методы и приемы: исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, диалогический, алгоритмический, репродуктивный. Использование информационно коммуникативных технологий.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
Ход урока:
№ | Этап урока, орг. форма | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1 | 1.Самоопределение к деятельности И | -Что необычного вы сегодня видите на своих столах? -Как вы думаете, зачем всё это здесь? -Да, ребята, мы сегодня на уроке будем проводить исследование. | -В классе на столах стаканы, тарелки, губки, сахар и т. д. -Опыты проводить, рассматривать что-то… | |
2 | 2.Актуализация знаний Ф + П | -К нам на исследование поступило несколько сосудов с жидкостями. Что вы можете о них сказать? -Нам необходимо при помощи органов чувств определить, какие жидкости находятся в колбах. -А как вы думаете, какие органы чувств мы будем использовать при нашем исследовании? - А как вы думаете, можно ли пробовать на вкус, определять по запаху неизвестную жидкость, трогать её руками? -Но сегодня мы будем проводить опыты с соблюдением правил по технике безопасности, на вкус пробовать жидкости мы, конечно, не будем. Запомните, никогда без взрослых не проводите эксперименты с неизвестными веществами. -Что вы можете сказать, глядя на колбы, о жидкостях в них? - Какие органы чувств вы задействовали? -Предлагаю включить в процесс исследования орган обоняния. Что это за орган? - Что определяют с помощью этого органа? (Учитель с помощью пипетки капает на ватный тампон немного жидкости из каждого сосуда и предлагает детям определить по запаху, какая это жидкость) №1 – нашатырный спирт (концентрированный раствор); №4 - вода. -В какой колбе жидкость не имеет запаха? Что это за жидкость? | Они одинаковые. - Органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса (собираем ромашку на доске) -Зрение, вкус, запах, осязание. -Нельзя, жидкость может быть опасна. - Они одинаковые, прозрачные, одинаковый объем. - Органы зрения. - Нос. - Запах Определяют запах в группах, передают по кругу №4 - вода | |
3 | 3.Постановка учебной задачи Ф + Г | Сформулируйте тему урока. Учитель снимает с сосудов номерки и демонстрирует этикетки с названиями жидкостей, доводит до сведения учащихся правила их хранения. -Какие знания помогли нам определить, что жидкость под №4 – вода? -Какова же основная тема нашего сегодняшнего исследования? Так что мы будем исследовать? -А как вы думаете, зачем нам это нужно? | Вода -Не имеет запаха. - Вода и её свойства. -Воду Вода нужна всему живому. Необходимо знать какими свойствами обладает вода, как эти свойства можно использовать в жизни | |
4 | 4.»Открытие нового знания» К | -А какие еще свойства воды вам знакомы? Стр. 4 учебника – проводим опыты -Вы познакомились со свойствами жидкой воды. В каких еще состояниях бывает вода? | Предлагает учащимся в технологической карте отметить изученные свойства воды. Самопроверка. - Смотрят ролик из электронного учебника о состояниях воды. | |
5 | 5.Первичное закрепление П + Г | -Взгляните на глобус. Что вы можете сказать? -Правильнее было бы назвать ее Вода, потому что вода занимает ¾ поверхности Земли и образует водную оболочку нашей планеты - гидросферу. Что такое гидросфера? -Предлагаю вспомнить, что входит в гидросферу. | -Сразу бросается в глаза, что большая площадь окрашена в синий цвет, а синим цветом обозначается вода. - Водная оболочка Земли. - Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере. | |
7 | 6.Групповая работа с обсуждением результатов | Каждая группа получает пакет с карточками. | Распределяют их на три группы приклеивая каждую на свой лист: Индийский океан | Составили панно «Гидросфера» |
8 | 7.Включение нового знания в систему знаний. Ф + П | |||
9 | 8.Рефлексия деятельности (итог урока) | «СОСУД ЗНАНИЙ» нарисован на доске. | На спинках стульчиков у каждого ученика прикреплены карточки с «капельками» разного цвета- «справился с заданием» - синяя, «возникли некоторые затруднения» -голубая, не справились с заданием - белая |
Ход урока
- Самоопределение к деятельности
-Что необычного вы сегодня видите на своих столах?
-Как вы думаете, зачем всё это здесь?
-Желаю вам удачи в работе и вы пожелайте друг другу - хлопками.
2. Актуализация знаний
-К нам на исследование поступило несколько сосудов с жидкостями. Что вы можете о них сказать?
-Нам необходимо при помощи органов чувств определить, какие жидкости находятся в колбах.
- Какие органы чувств вы знаете?
-А как вы думаете, какие органы чувств мы будем использовать при нашем исследовании?
- А как вы думаете, можно ли пробовать на вкус, определять по запаху неизвестную жидкость, трогать её руками?
-Но сегодня мы будем проводить опыты с соблюдением правил по технике безопасности, на вкус пробовать жидкости мы, конечно, не будем. Запомните, никогда без взрослых не проводите эксперименты с неизвестными веществами.
-Что вы можете сказать, глядя на колбы, о жидкостях в них?
- Какие органы чувств вы задействовали?
-Предлагаю включить в процесс исследования орган обоняния. Что это за орган?
- Что определяют с помощью этого органа?
(Учитель с помощью пипетки капает на ватный тампон немного жидкости из каждого сосуда и предлагает детям определить по запаху, какая это жидкость)
№1 – нашатырный спирт (концентрированный раствор);
№2 – уксусная кислота (слабый раствор);
№3 – туалетная вода;
№4 - вода.
-В какой колбе жидкость не имеет запаха? Что это за жидкость?
3. Постановка учебной задачи.
-Почему нам трудно было определить, где какая жидкость?
-Что мы еще не знаем о воде? Что хотим узнать?
Стратегия «Учебный журнал» (Работа в группах)
Знал | Хочу узнать | Узнал |
1. 2. 3. 4. | Для чего нужна вода? Откуда вода берётся? |
4. «Открытие нового знания»
-Сейчас с помощью загадок мы узнаем, в каком состоянии бывает вода в природе.
-Отгадайте загадки (дети загадывают загадки друг другу):
1.Говорю я брату:
-Ох, с неба сыплется горох!
-Вот чудак,- смеётся брат,
Твой горох ведь это… (град)- в твёрдом состоянии
2.Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (лёд)- в твёрдом состоянии
3.На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (снег)- в твёрдом состоянии
4.Не колючий, светло-синий
По кустам развешен ... (иней)- в газообразном состоянии
5.Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (туман)- в газообразном состоянии
6.Пушистая вата, плывёт куда- то
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)-в газообразном состоянии
7.Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле (дождь)- в жидком состоянии
8.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём
Ищем, ищем не найдём (роса)- в жидком состоянии
За верно отгаданную загадку получают капельку воды.
Смотрят ролик из электронного учебника о состояниях воды
ВЫВОД: вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном.
СВОЙСТВА ВОДЫ
- Хотите еще узнать?
- А что именно вы хотите узнать?
- Сегодня на уроке мы узнаем о свойствах воды
Практическая работа по группам с заполнение таблицы.
Цель работы:_________________
Свойства воды | Состояние воды | ||
жидкое | газообразное | твёрдое (лёд) | |
Запах | |||
Опыт1. На столе стоят стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду.
-Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце?
-Соедини стрелочкой правильный ответ.
ВОДА имеет свою форму
не имеет свою форму
Вывод: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке- форму чашки, в блюдце- форму блюдца. Она принимает форму той посуды, в которую налита. Вода не имеет своей формы.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт 2.На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой?
-Соедини стрелочкой правильный ответ.
ВОДА не имеет цвета
имеет свой цвет
Вывод: Вода не имеет цвета.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт 3.На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку.
-Хорошо ли он виден в воде?
- Соедини стрелочками:
ВОДА прозрачна
не прозрачна
Вывод: Вода прозрачна.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт 4.У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду.
Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?
Соедини стрелочками:
Сахар солёный
Соль сладкий
Лимон горький
Лук не имеет вкуса
Вода кислый
Вывод: Вода не имеет вкуса.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт 5.На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой.
Соедини стрелочками:
ВОДА текуча
не текуча
Вывод: Вода текуча.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
Опыт 6.
Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой - столько же глины или измельченного мела. Помешай воду.
Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
- Соедини стрелочками:
ВОДА растворитель, но не все вещества в ней растворяются
не растворитель
ВЫВОД: растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Сейчас мы немного отдохнём
-Я буду называть воду в трёх её состояниях: если это жидкое состояние, то мы поплаваем, газообразное, то мы полетаем, твёрдое, присядем и превратимся в лёд
Лёд, роса, снег, дождь, иней, туман, град, облака, снежинка
5. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в таблицу.
Выступление от каждой группы
-О каких свойствах воды вы узнали?
ВЫВОД: вода не имеет формы, прозрачна, текуча, без запаха, безвкусна, не имеет цвета
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя делает вывод, что он уже узнал.
Таблица на слайде для проверки по образцу.
РТ №59, стр. 23 – самостоятельное заполнение таблицы.
7. Включение новых знаний в систему знаний
-Посмотрите на глобус, если его крутить, то земной шар кажется синего цвета.
-Почему? (3/4- вода)
-Так же как и наша модель, Земной шар на 3 части состоит из воды, 1 суша.
-А сейчас опробуем ответить на вопрос: Откуда взялась вода и для чего она нужна?
Учебник стр. 4 (1 абзац)
-Как вы понимаете выражение? Вода - это жизнь!
Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Берегите воду!
От загрязнения воды страдает всё живое. Если она грязная, то она вредна для жизни человека. Поэтому воду - наше главное богатство, надо беречь!
8. Рефлексия.
СИНКВЕЙН вода
Составьте синквейн
- Первая строка – существительное, тема синквейна.
- Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.
- Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.
- Четвертая строка – фраза из 3-4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.
- Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Пятистишие ВОДА
ВОДА ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ |
2. Обсуждение в группах. Выбор спикера.
3. Авторский стул – презентация работ.
9. Оценка деятельности выставление оценок.
«СОСУД ЗНАНИЙ» нарисован на доске. У каждого ученика карточки с «капельками» разного цвета- «справился с заданием» - синяя, «возникли некоторые затруднения» -голубая, не справились с заданием – белая.
10. Домашнее задание
-Посчитай, сколько раз в день ты пользуешься водой? Подумай, всегда ли ты бережно относишься к воде и не используешь её попусту?
Предварительный просмотр:
Опыт1. На столе стоят стакан, чашка, блюдце, бутылка с водой. Налей воду в посуду. -Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце? -Соедини стрелочкой правильный ответ. ВОДА имеет свою форму не имеет свою форму Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ |
Опыт 2.На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой? -Соедини стрелочкой правильный ответ. ВОДА не имеет цвета имеет свой цвет Вывод:______________________________________________ ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ |
Цель работы:_________________
Свойства воды | Состояние воды | ||
жидкое | газообразное | твёрдое (лёд) | |
Запах | |||
Опыт 3.На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку. -Хорошо ли он виден в воде? - Соедини стрелочками: ВОДА прозрачна не прозрачна Вывод:_____________________________________________ ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ Опыт 4. На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой. Соедини стрелочками: ВОДА текуча не текуча Вывод: ____________________________________________ ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ |
Цель работы:_________________
Свойства воды | Состояние воды | ||
жидкое | газообразное | твёрдое (лёд) | |
Запах | |||
Опыт 5.У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду. Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода? Соедини стрелочками: Сахар солёный Соль сладкий Лимон горький Лук не имеет вкуса Вода кислый Вывод: _____________________________________________ ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ |
Цель работы:_________________
Свойства воды | Состояние воды | ||
жидкое | газообразное | твёрдое (лёд) | |
Запах | |||
Опыт 6. Насыпь в один стакан с водой соли или сахара, а в другой - столько же глины или измельченного мела. Помешай воду. Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно). - Соедини стрелочками: ВОДА растворитель, но не все вещества в ней растворяются не растворитель ВЫВОД:________________________________________________________________________________________________ ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ |
Цель работы:_________________
Свойства воды | Состояние воды | ||
жидкое | газообразное | твёрдое (лёд) | |
Запах | |||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свойства воды Без запаха
Свойства воды Не имеет формы Бесцветная
Свойства воды Прозрачная
Свойства воды Вода течёт. (свойство - текучесть )
Свойства воды На имеет вкуса
Свойства воды Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Карта исследований. Что такое вода? Вода – вещество. Свойства воды: Опыт 1. Воды принимает форму сосуда. Опыт 2. Вода течё т. Опыт 3. Не имеет запаха . Опыт 4. Не имеет вкуса. Опыт 5. Вода бесцветна. Опыт 6. Вода прозрачна. Опыт 7. Вода – растворитель. Опыт 8. При нагревании расширяется. Опыт 9. При охлаждении сжимается.
Кому нужна вода ?
Вывод: вода – это жизнь! Без неё не проживёшь! Не умыться , не напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут Птица , зверь и человек! И поэтому всегда Всем везде нужна вода!
Выскажи своё мнение по поводу увиденного. Почему погибли эти животные?
Валим отходы и мусор мы в реки, Дескать вода унесет, Но у воды есть пределы терпенья , Смотрите же, люди, вперед! Пусть на Земле не умирают реки , Пусть стороной обходит их беда. И будет оставаться в них навеки Чистая и вкусная вода!
Синквейн ВОДА