Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками»

Борзенкова Татьяна Александровна

Лилия ТимофееваПроектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnaya_deyat-t.docx269.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный метод в детском саду

«Мультфильм своими руками»

(автор Тимофеева Лилия Львовна)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение        3

Глава I. Теоретические аспекты использования проектного метода с детьми дошкольного возраста «Мультфильм своими руками»        6

1.1. Методологическая основа проекта………………………………………… 6

1.2 Проект «Мультфильм своими руками в ДОУ».        7

Глава II. Определение уровня сформированности обобщенных учебных умений у детей 5-6 лет……………………………………………………......... 13

2.2. Старший дошкольный возраст        19

2.3 Подготовительная к школе группа

Глава III. Содержание работы по использованию проекта «Мультфильмы своими руками» ……………………………………………23

3.2 Старший дошкольный возраст        22

3.3 Подготовительная к школе группа        26

Глава IV. Организация предметно-развивающей среды .......................... 30

Список литературы        32

Приложение


Ведение

С каждым днем изменяются представления о жизненных ценностях, о роли образования для будущего человечества. Сегодня основным смыслом и целью образования становится развитие личности.

В концептуальных и нормативных документах развития общеобразовательной школы (Закон об образовании РФ, Концепция модернизации российского образования) в качестве приоритетных выделены такие цели, как самопознание, самоопределение личности, формирование умения делать ответственный выбор.

Традиционная для школы и детского сада «знаниевая» модель образования обладает весьма ограниченным потенциалом для решения названных задач. Именно поэтому все большую популярность обретают подходы, технологии, методики, ставящие во главу угла не трансляцию информации, а накопление опыта, формирование умения самостоятельно мыслить и действовать. Специалисты различных областей образования все чаще обращаются к методу проектов, родоначальником которого принято считать Е. Паркхерст («Дальтон-план»,1919 год, США).

По словам Е. Хилтунен, младший школьный возраст - «одна из важнейших точек сенситивного периода развития социального чувства, когда для ребенка становится особенно важным собственное положение в обществе сверстников и взрослых». В этот период формируется умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость. Ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей проявляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

Проектный метод имеет ряд позитивных мотивов, отвечающих возрастным особенностям детей 5-7 лет:

  • возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
  • нерасчленённость на предметные области;
  • широкий спектр видов деятельности;
  • важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;
  • возможность действовать в своём темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определённым партнёром, в группе);
  • возможность проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Особый характер работы в рамках проекта позволяет ребенку увидеть себя в контексте совместной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели.

Тактикой построения взаимоотношений между участниками является поддержка, ценятся любая инициатива, идея, усилие. Атмосфера поддержки и творчества, ответственность за результат стимулируют взрослых и маленьких участников проекта к совершенствованию. Изменение отношения человека к возможностям самопознания преобразования себя и окружающего мира – один из определяющих критериев успешности в проектной деятельности.

Развивающий потенциал проекта, безусловно, определяется не только особой организацией, но и содержанием деятельности детей и взрослых. Именно грамотный выбор содержательного наполнения проектной деятельности определяет возможность развития психических процессов, формирование навыков, накопление практического опыта и расширение кругозора детей.

Чаще всего учебный проект объединяет разнообразные виды деятельности, каждая из которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.


Глава I. Теоретические аспекты использования проектного метода с детьми дошкольного возраста «Мультфильм своими руками»

1.1. Методологическая основа проекта

Исследованиями влияния анимационных фильмов на развитие ребенка занимались О.В. Казачек, М. И. Медведева, Е.Ю. Красный, Л. И. Курдюкова.

Теоретические положения Красного Е.Ю. о том, что в основе анимационной педагогики лежат: - Методология развития детей по средствам анимационного кино основана на том, что творческими способностями наделен каждый ребенок; - Мультипликация предоставляет возможность ребенку осваивать объекты окружающей действительности в соответствии со своими интересами и делать их составной частью выразительных средств мультипликации; - Методология мультипликационной педагогики основана на интеграции и комплексном использовании разных видов детской деятельности в процессе работы над созданием мультфильма.

В книге «Мультфильмы своими руками» Ю.Е.Красный и Л.И. Курдюкова утверждают, что применение технологии мультипликации развивает детей «…является наиболее естественной для детского и подросткового возраста: мультипликация стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление…», «…занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает универсальный опыт в неограниченном числе видов деятельности…».

Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И.Баженова, Г.Н.Козак, С.М.Эйзенштейн, М.И.Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б.Норштейн, И.П.Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.

Развивающий потенциал проекта, безусловно, определяется не только особой организацией, но и содержанием деятельности детей и взрослых.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей. В соответствии с ФГОС ДО, который предписывает развитие дошкольника в пяти образовательных областях, данная деятельность позволяет решать задачи:

–речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фоне-матического слуха);

–познавательного развития (деятельность по созданию мультфильмов вызывает у дошкольников устойчивый интерес и способствует поддержанию познавательной мотивации, обеспечивает решение дошкольниками проблемно-поисковых ситуаций, способствует формированию у старших дошкольников произвольного внимания, развитию слуховой и зрительной памяти, развитию воображения и мышления дошкольников);

–художественно-эстетического развития (восприятие художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам произведений, самостоятельная художественная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма);

–социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности и саморегуляции в процессе работы над созданием общего продукта – мультфильма, развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к труду и творчеству);

–физического развитие (развитие мелкой моторики рук)

1.2 Проект «Мультфильм своими руками в ДОУ»

Основная цель работы над проектом «Мультфильм своими руками» - формирование у дошкольников взгляда на анимацию с позиции творческого человека, имеющего собственный опыт создания мультфильмов.

Вид проекта. Долгосрочный групповой совместный детско- родительский творческий практико- ориентированный проект с вариативным результатом для детей от 5 - 7 лет.

Суть проекта. Способствовать реализации творческих способностей детей, развитию познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма. Важно отметить, что работа проводится в рамках традиционных программ обучения и воспитания дошкольников и распределяться в течение дня согласно учебной нагрузке дошкольного учреждения. Таким образом, участие в проекте не становится для детей источником дополнительной нагрузки.

Образовательные области, представленные в проекте: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие (развитие мелкой моторики рук).

В рамках различных проектов сохраняется общий план работы над мультфильмами.

1. Сценарий. За основу сценария мультфильма может быть взято уже существующее или специально для этого случая созданное детьми литературное произведение. В ходе реализации проекта маленькие и взрослые его участники будут не раз переосмысливать поступки героев, придумывать различные варианты развития сюжета и окончания истории.

2. Разработка и создание персонажей и декораций. На этом этапе наиболее наглядно проявляется рост степени самостоятельности и исполнительского мастерства детей. При работе над первым мультфильмом ребята зачастую могут лишь выделить персонажей сказки и в наиболее общих чертах охарактеризовать место действия. В дальнейшем описания становятся все более детальными, дети учатся находить необходимую, привносить важные детали. Создаваемые для мультфильма человечки, животные и даже предметы становятся все более выразительными, в большей мере соответствуют особенностям персонажей сказки. С приобретением опыта ребята могут самостоятельно не только определить, какие потребуются декорации, но и как (из чего, каким способом) их изготовить.

3. Оживление персонажей. В силу особенностей возраста ребятам трудно дождаться, когда все необходимое для съемки мультфильма будет готово. Получая в свое распоряжение созданных ими героев и декорации, они с удовольствием играют, придумывая все новые варианты развития сюжета, совершенствуя свои поделки. Это дает новый импульс игровой деятельности, дети заимствуют сказочные сюжеты и начинают сами мастерить героев для своих игр.

4. Самостоятельное творчество. На каждом этапе реализации проекта, благодаря особым заданиям (предложениям и адрес детей) и общей атмосфере творчества, ребята нередко продолжают дома работу, начатую на занятиях. Размышляя о том, что еще можно выполнить из собранных ими природных материалов, при помощи освоенной техники, какие предметы еще могут понадобиться персонажам, кто или что может встретиться им на пути, как украсить наряд героини, дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют замечательные поделки.

5. Съемка мультфильма осуществляется покадрово на цифровую видеокамеру или фотоаппарат. Для этого нужным образом выставляются декорации и персонажи. Получение плавных и реалистичных движений требует большого числа кадров, то есть необходимо снимать все, даже самые незначительные изменения в положении и позах (а также мимике) персонажей. Полученное изображение может быть обработано при помощи компьютерных программ построения изображения (например, Windows Movie Maker).

6. Озвучивание. В основе данной формы работы лежит такой метод как драматизация. Дети вместе со взрослым воспроизводят эпизоды произведения, повторяя фразы и диалоги героев, передают их характер через мимику, жесты, интонацию.

Степень и суть участия в съемках фильма детей:

  • придумывание истории, идеи будущего мультфильма
  • изготовление персонажей
  • подготовка декораций и фона
  • установка декораций на площадке для съемки
  • непосредственное участие в съемках мультфильма. Съемки мультфильма — долгая, кропотливая работа. Чтобы у ребят не пропал интерес, но в то же время не возникло ощущения отчужденности от процесса создания фильма, можно объединить детей в группы каждая из которых будет помогать оператору при съемке: своей части фильма. В этом случае каждая группа знакомится только со своей частью сценария, и все ребята с нетерпением ждут, когда можно будет увидеть результат общей работы и узнать продолжение истории.

• Озвучивание мультфильма. Способ распределения ролей можно доверить его жребию, определить очередность получения «главных ролей» или предложить ребятам самим договориться. Главное, чтобы никто не был обижен. Также важно не забыть о звуках природы, бытовых шумах, возможности подбора и использования «саундтреков».

Предлагаемый план работы над созданием мультфильм: содержит наиболее общие моменты реализации проекта.

Участие детей в проекте «Мультфильм своими руками» это стимул для выполнения операций по освоению различных навыков. Высокий уровень заинтересованности поддерживается благодаря соблюдению ряда принципов:

  1. Сохранение атмосферы радости, творчества, доверия, взаимопомощи; − обеспечение участникам проекта возможности реализовать свои объективные потребности в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании, получить удовлетворение от совместной работы и порадоваться её результатам.
  2. Использование на занятиях и дома широкого спектра видов деятельности, выделение при подведении итогов (занятия, месяца, проекта, конкурсов) множества номинаций, отражающих разные направления личностного становления, роста мастерства; это обеспечит возможность быть успешными в чём — либо всем участникам проекта.
  3. Основной упор делается не на достижение быстрых результатов, а на развитие интереса к предлагаемым видам деятельности, развитие общеучебных навыков, рефлексивной сферы, поиск детьми собственных путей совершенствования в творчестве, коммуникациях.
  4. Принципы оценки результатов обсуждаются заранее, ребята оценивают свою работу самостоятельно, чаще всего в сравнении со своими вчерашними результатами; обсуждается не только практический результат, но и степень участия в общей работе, конструктивность и продуктивность взаимодействия; особо ценятся творческий подход и оригинальность идей.
  5. Проект «Мультфильм своими руками» предполагает постепенный рост степени самостоятельности детей во всех видах деятельности; соблюдение порядка формирования навыков, обеспечивающих ребёнку возможность самостоятельно действовать на каждом этапе работы.
  6. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, который основан на учете специфики проявлений речевого дефекта. При подборе лексического материала с учетом состояния произносительной стороны речи, слоговой структуры слова, возможности лексического и грамматического оформления речевых высказываний дошкольников с разной речевой патологией. Этот подход был положен в основу разработки направлений коррекционного воздействия и реализован через систему специальных упражнений, учитывавших уровень сформированности слухового самоконтроля у дошкольников с речевым недоразвитием.

При реализации проекта не обойтись без технической помощи и творческого участия родителей. Важно не только определить приемлемые и продуктивные формы сотрудничества и возможность помощи родителей в различных видах деятельности, но и посвятить их в цели и задачи работы над проектом «Мультфильм своими рукам», рассказать о его развивающем потенциале. Очень важно донести до взрослых информацию о том, какими возможностями в поддержке процессов развития и личностного становления ребенка обладает продуктивная деятельность, как правильно построить творческое взаимодействие с ребенком, как культивировать у детей правильное отношение к труду, развивать стремление к самостоятельности, поощрять творческую инициативу.


Глава II. Определение уровня сформированности обобщенных учебных умений у детей 5-6 лет

Грамотно организованная проектная деятельность старших дошкольников обладает выраженным развивающим потенциалом. Определенный уровень развития ребенка - результат наложения образовательных воздействий, самообразования на индивидуальный ход естественных процессов взросления.

Одним из наглядных показателей развития ребенка является степень сформированности обобщенных учебных умений. Рост этого показателя является свидетельством эффективности выбранной системы воспитания и обучения. Базовым критерием в предлагаемой ниже методике признается степень самостоятельности детей при выполнении заданий-маркеров.

Использование данной методики не требует проведения особых диагностических мероприятий. Выводы делаются педагогом по результатам наблюдения за ходом и анализом результатов выполнения детьми привычных игровых, учебных, практических, творческих заданий. Это позволяет проводить диагностические мероприятия непосредственно в ходе занятий, индивидуальной организованной и свободной деятельности детей, в атмосфере заинтересованности в выполняемой работе. Для ребят будет продолжаться игра, разворачиваться сюжет занятия, осуществляться задуманное. В то же время, наблюдая за этой деятельностью, анализируя ее результаты, сверяя их с предлагаемыми: критериями сформированность отдельных умений, педагог сможет определить актуальный уровень развития каждого ребенка.

Для проведения мониторинга использовалась диагностика «Навыки создания анимационного фильма» Тимофеевой Л.Л, а также характеристика проектных умений детей старшего дошкольного возраста Каблукова И.Г., Котлярова Е.А.

Таблица 1

Карта наблюдений № 1

Проектные умения

Поведенческие реакции детей/баллы

Умение согласовывать действия

Согласовывает свои действия со сверстниками

Способен к согласованию действий

Обычно согласовывает свои действия с окружающими, но может и не делать этого

Не согласовывает свои действия

Избегает ситуации взаимодействия

5

4

3

2

1

Умение оказывать помощь

Способен оказывать помощь другим детям

Охотно оказывает помощь другим

Готов к оказанию помощи сверстникам, если его об этом просят

Оказывает помощь окружающим крайне редко, только после нескольких личных просьб

Не замечает ситуаций затруднения других и не способен оказать помощь

5

4

3

2

1

Умение принимать помощь

Способен принимать помощь от окружающих

Принимать помощь от других участников проектной деятельности отказывается

От помощи других участников и взрослых не только не отказывается, но и активно просит ее

Других о помощи не просит, если сверстники или взрослые проявляют инициативу в оказании помощи такому ребенку, то он отстраняется от деятельности.

Не умеют принимать помощь других участников проектной деятельности, стараются делать все сами, как получится, не прибегая ни к чьей помощи

5

4

3

2

1

Умение учитывать мнения окружающих

Слышит и может учитывать мнения (советы) участников проектной деятельности

Не всегда способен услышать советы и мнения других, но те которые слышит, учитывает

Мнение окружающих старается учитывать, но может и игнорировать их

Учитывать мнение других, способен лишь в том случае, если группа несколько раз подряд указывает на данный факт

С окружающими стараются не взаимодействовать, их мнением не интересуется

5

4

3

2

1

Умение идти на компромисс

Готов к компромиссам для достижения главной цели.

Практически всегда идет на компромисс в деятельности

Идти на компромисс способен, при помощи педагога, взрослого

Компромисс, довольно сложная задача, редко может так поступать

Не проявляет никаких предпосылок для компромиссов, отдален от других участников

5

4

3

2

1

Умение взаимодействовать с

окружающими

Активен, инициативен, проявляет легкость во взаимодействии с окружающими.

Проявляет инициативу и активность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми инициативы не проявляет, но охотно принимает инициативу и активность окружающих.

В общении и взаимодействии с окружающими проявляет пассивность, замкнутость.

Общения и взаимодействия со сверстниками избегают, предпочитая одиночество.

5

4

3

2

1

Умение понимать инструкции взрослого

Понимает инструкции взрослого

Способен понимать инструкции взрослого

Не всегда точно понимает инструкции педагога

Испытывает некоторые трудности в понимании инструкций взрослого

Смысл инструкций взрослых понимают медленно после нескольких повторов.

5

4

3

2

1

Таблица 2

Карта наблюдений №2

Проектные умения

Поведенческие реакции детей/баллы

Умения планировать

Умеет планировать свои действия (в рамках возрастных особенностей),

Способен рассказать о последовательности своих дальнейших действий

Способен выстраивать последовательность своих действий, выполнять шаг за шагом, но в ходе работы может отвлекаться, уходить в сторону от намеченного пути к достижению результата

Общую цель и конечный результат не удерживает, поэтому оставление плана и планирование какой-либо деятельности очень сложно для такого дошкольника

Планировать свою деятельность могут лишь в ситуации активной помощи педагога, постоянных указаний и контроля.

5

4

3

2

1

Умение работать по инструкции

Ребенок самостоятельно составляет инструкцию на основе некоторой учебной, практической задачи, задания.

Ребенок выделяет необходимую последовательность действий из описания предстоящей работы.

Предпринимаемые действия не всегда логичны и последовательны

Часто теряет мысль, логику рассуждений и последовательность действий.

Общую цель, как правило, не принимают, конечный результат не удерживают даже при постоянном напоминании.

5

4

3

2

1

Умения удерживать промежуточные цель

Удерживает стремление к достижению задуманного результата, выделяет промежуточные цели

Четко ориентируясь на конечный результат

Удерживает общую цель только в ситуации систематического напоминания, часто проявляет нейтральное отношение к общему делу.

Способен удерживать промежуточную цель, может пошагово исполнять запланированные действия, как правило, с помощью взрослого.

Цель часто расходится с полученным результатом.

5

4

3

2

1

Таблица 3

Карта наблюдений №3

Проектные умения

Поведенческие реакции детей/баллы

Умение видеть свои ошибки, готовность к их исправлению

Способен осознавать свои ошибки, на которые ему указали взрослые,

при обнаружении ошибок в своей деятельности, готов к их исправлению

Свои ошибки способен признать только после многократного обращения на них взрослым. Готов к исправлению ошибок и недочетов, только при наличии внешнего контроля со стороны взрослого

Способен признать и исправлять свои недочеты лишь в случае многократного обращения внимания педагога.

Видение и исправление собственных недочетов и ошибок возможно только при помощи педагога.

Свои ошибки найти не способен.

5

4

3

2

1

Умение видеть чужие ошибки

Способен видеть ошибки в действиях других участников деятельности

Способен находить ошибки в деятельности сверстников

Способен найти ошибки в деятельности других, при помощи обращения на них взрослым.

Практически никогда не пытается разглядеть чужие ошибки.

Чужие ошибки разглядеть не может

5

4

3

2

1

Выявление самооценки ребенка

Обладает незначительно завышенной самооценкой,

Обладает завышенной самооценкой

Обладает приближенной к адекватной самооценкой

Самооценка занижена

Обладает низкой самооценкой.

5

4

3

2

1

Умение отвечать на вопросы

Способен отвечать на заданные вопросы

Охотно отвечает на задаваемые окружающими вопросы

Готов отвечать на вопросы других участников группы

Во время ответов на вопросы испытывает трудности .

Не готов к ответам на вопросы со стороны педагога и сверстников

5

4

3

2

1

Умение задавать вопросы

Способен задавать вопросы другим участникам группы и окружающим

Почти всегда задает интересующие вопросы

Стремится задавать вопросы другим

Вопросы сверстникам и взрослым старается не задавать

Не задает вопросы сверстникам и окружающим

5

4

3

2

1

Умение сосmавляmь речевое опuсание предметов, явленuй, событий или их изображенuй

Ребенок создает подробное описание, отражающее не только внешние качества предметов, но и их свойства, связи с другими предметами, сравнения, метафоры, эпитеты.

Ребенок четко выделяет заданные внешние свойства предметов, самостоятельно составляет на их основе простейшее описание, выделяет свойства объекта в загадках, построенных на прямом описании предметов, и находит их отгадку.

Ребенок составляет описание с опорой на вопросы, выделяет описание персонажа в рассказе, сказке

Испытывает трудности при описании предметов явленuй, событий или их изображенuй

Отказываетсявыполнить задание

5

4

3

2

1

Проявление инициативы

Способен к инициативе, взаимодействию с другими участниками группы

Проявляет инициативу и активность

Готов к проявлению инициативы и активности

Активность и инициативу не проявляет

Избегает любой возможности проявить активность и инициативу

5

4

3

2

1

Участие в коллективном обсуждении

Готов к обсуждению и защите своей точки зрения

Практически всегда участвует в коллективных обсуждениях, дискуссиях.

В обсуждения и дискуссии включается после того, как другие участники обращаются к нему с инициативой.

Крайне редко участвует в коллективных обсуждениях и дискуссиях.

Такие дошкольники стараются не вникать в суть проблемы, предпочитая «отсидеться в тени».

5

4

3

2

1

Таблица 4

Карта наблюдений №4

Проектные умения

Поведенческие реакции детей/баллы

Поиск новой информации

Способен находить новую информацию «догадаться самому», «спросить у того, кто знает», «придумать самому и проверить»

Обладает умением поиска новых знаний, активно использует при этом способы поиска новой информации такие как «догадаться самому», «спросить у того, кто знает», редко пользуется (старается избегать) способом «придумать самому и проверить»

Обладает умением поиска новых знаний, самостоятельно использует способы «догадаться самому» или «спросить у того, кто знает», совместно со сверстниками и взрослыми может воспользоваться способом «придумать самому и проверить».

В поиске новых знаний чаще используют способ «спросить у того, кто знает», стараются избегать использования способов «догадаться самому» и «придумать самому и проверить».

Способами поиска новой информации не владеют, предпочитают получать новую информацию в готовом виде по инициативе окружающих..

5

4

3

2

1

Поиск нескольких решений одной задачи.

При помощи взрослого ребенок способен придумать несколько (более трех) решений одной задачи

Присуще умение придумать более одного решения одной и той же задачи при поддержке и стимулировании этого процесса со стороны взрослого.

Как правило, способен придумать несколько вариантов решения одной проблемы при поддержке и стимулировании этого процесса со стороны взрослого, но чаще ограничивается двумя вариантами.

Для такого ребенка обычно существует один вариант решения задачи.

Затрудняются в придумывании хотя бы одного варианта решения проблемы

5

4

3

2

1

Все перечисленные умения и группы умений относят к проектным умениям, т.е. умениям, которые позволяют реализовать проектную деятельность.

Таблица 5

Оценка уровней актуального состояния проектных умений в баллах

Высокий уровень

Уровень выше среднего

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Низкий уровень

89-110 баллов

78-88 баллов

56-77 баллов

34-55 баллов

33 и менее

2.2 Диагностика уровня проектных умений детей старшего дошкольного возраста

Таблица 6

Результаты исследования уровня развития проектных умений детей старшего дошкольного возраста в начале проекта:

И.Ф.ребенка

Проектные умения / Баллы

Итог

Умения и навыки работы в сотрудничестве

Умеет планировать свои действия (в рамках возрастные. особенност)

Уровень владения коммуникативными навыками

Поисковые

(исследовательские) умения

1

Амина И.

26

15

28

10

79 ВС

2

Александ П.

20

9

10

6

45 НС

3

Андрей Н.

15

7

9

6

37 НС

4

Андрей М.

27

15

12

8

80 ВС

5

Гриша Б.

20

11

10

8

49 НС

6

Глеб Р

26

9

10

8

53 НС

7

Денис Б.

10

12

3

5

30 Н

8

Леня В

5

3

3

5

16 НС

9

Лиза И.

10

12

3

7

40 НС

10

Матвей К.

18

9

25

8

60 С

11

Таня Р.

6

3

7

2

18 Н

12

Олеся В

24

12

28

8

72 С

13

Руслан Т

24

15

30

8

77 С

14

Эвелина К

26

12

28

8

74 С

Высокий уровень развития проектных умений – не выявлен.

Уровень развития проектных умений выше среднего: 14%.

Средний уровень развития проектных умений: 28%

Уровень развития проектных умений ниже среднего:43%

Низкий уровень развития проектных умений:14%

Таблица 7

Результаты исследования уровня развития проектных умений детей старшего дошкольного возраста в конце года

И. Ф. ребенка

Проектные умения / Баллы

Итог

Умения и навыки работы в сотрудничестве

Умеет планировать свои действия (в рамках возрастные. особенност)

Уровень владения коммуникативными навыками

Поисковые

(исследовательски) умения

1

Амина И.

30

15

30

10

85 вс

2

Александ П.

24

10

15

8

57 с

3

Андрей Н.

20

10

12

8

50 нс

4

Андрей М.

28

15

24

9

76 с

5

Гриша Б.

20

12

15

8

56 с

6

Глеб Р

28

12

20

8

68с

7

Денис Б.

18

12

10

7

47нс

8

Леня В

6

3

8

5

22 н

9

Лиза И.

10

12

18

7

47нс

10

Матвей К.

24

10

28

8

70с

11

Таня Р.

6

3

7

2

18н

12

Олеся В

28

15

30

9

82вс

13

Руслан Т

30

15

35

10

90 в

14

Эвелина К

28

15

30

8

81 вс

Высокий уровень развития проектных умений – 7%

Уровень развития проектных умений выше среднего: - 28%

Средний уровень развития проектных умений: - 35%

Уровень развития проектных умений ниже среднего: - 21%

Низкий уровень развития проектных умений: - 7%

Положительная динамика развития проектных умений детей старшего дошкольного возраста позволяет не только дать количественную и качественную оценку актуального уровня развития проектных умений детей старшего дошкольного возраста, но и построить дальнейшую траекторию развития проектных умений детей старшего дошкольного возраста.

Глава III. Содержание работы по использованию проекта «Мультфильмы своими руками»

Подготовительный этап работы над проектом

Задачи подготовительного этапа:

  • Оформление «Модели трех вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как можно это узнать?
  • Формулировка цели и задач;
  • Составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;
  • Подготовка необходимых для реализации проекта материалов и оборудования.

3.1 Старший дошкольный возраст

Таблица 8

Перспективное планирование образовательной деятельности по использованию проекта «Мультфильмы своими руками» с детьми старшей группы на 2018-2019 учебный год

Месяц

Тема

Задачи

Содержание совместной деятельности педагога с детьми

Содержание работы с родителями

Январь

Тайны мультипликации

Знакомство с рождением мультфильма. 

Рассказ об истории мультипликации. Просмотр мультфильмов: «Пластилиновая ворона», Варежка. Обсуждение после просмотра: из чего сделаны герои мультфильма.

Анкетирование родителей по вопросам использования мультфильмов в семье

Консультация для родителей  «Секреты мультипликации».

Волшебники экрана

Знакомство с профессиями людей, которые трудятся над созданием мультфильма

Знакомство с оборудованием для создания мультфильма

Виртуальная экскурсия в мультстудию.

Разработка алгоритма работы над мультфильмом (технологическая карта)

Порекомендовать родителям посмотреть вместе с детьми передачу Галилео. Смешарики (о том, кто трудится над созданием фильма)

Февраль

Эксперимент. Ожившая картинка

Ознакомление детей с принципами съемки мультфильма.

Изготовление флипбуков (мультик на блокноте).

Покадровая съемка предметов в движении

Самостоятельное изготовление флипбуков с родителями дома.

Открытое занятие для родителей по ознакомлению с

техникой анимации перекладка

Научим куклу Машу петь

Знакомство с

миром человеческих качеств и эмоций, способов их выражения и средств передачи.

 

Оживление куклы с помощью движений губ

Озвучивание песни а-о-у-ы-и

Драматизация сценки

Практическое задание на дом

«Конкурс стихотворений»

Март

Персонаж мультфильма - кто это?

Дать представление о персонаже

мультфильма: его портрет, одежда, его характерные поступки, жесты, мимика, речь и т.д.

Составление описательного рассказа о персонаже

Рисование героя доброго и злого. Обсуждаем, благодаря чему становится понятно, кто из них, кто.

Создание героев мультфильма из предметов: природные материалы, бросовый мат-л.

Оживление персонажа с помощью движений глаз, губ, бровей, ушей и др.

Практическое задание на дом. «Придумать персонажа мультфильма»

Сбор природного мат.-ла совместно с детьми

Апрель

Истории в картинках.

Показать отличие истории от рассказа. Познакомить с этапами развития сюжета (завязка, развитие действия и кульминация, финал истории).

Придумывание историй и составление мнемотаблиц.

Рисование историй в картинках

Совместное творчество родителей и детей продолжение дома работы, начатой на занятиях.

Май

Создание мультфильма из готовых форм «Правила дорожного движения»

Формировать практические навыки в работе над созданием мультфильма

Учить коллективной работе в открытой творческой среде по созданию несложной мультипликации;

Обучать пошаговому решению учебной задачи при непосредственном

руководстве взрослого.

Развивать внимание, познавательный интерес и творческое мышление.

Продумывание замысла: для чего, с какой целью создается мультфильм, что мы хотим рассказать зрителям.

Составление сценария по мотивам стихотворения

Озвучивание мультфильма.

Схематичная зарисовывка цепочки команд для изображения движущихся объектов.

Подготовка сцены для съемки мультфильма

Покадровая съемка

Монтаж

Подготовка атрибутов для мультфильма.

Разучивание с детьми сцен для озвучивания мультфильма

Презентация мультфильма

Показать мультфильм, созданный детьми детям, родителям и педагогам

Игра «Я аниматор»

Просмотр мультфильмов

Итоговое занятие

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке.

Совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности

Помощь родителей в участие в фестивале.

Родительское собрание по итогам работы

Таблица 10

Перспективный план по использованию дидактических игр в рамках проектной работы

Месяц

Основные задачи

Совместная деятельность с детьми

Январь

Закреплять знания детей о работы над мультфильмом. Развитие памяти, мышления.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Закреплять названия и назначения оборудования для съемки мультфильма

Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?»

Приучать вслушиваться в звучание мелодий, развитие памяти и воображения.

Музыкально-дидактическая игра «Из какого мультфильма песня?»

Февраль

Систематизировать знания детей о составных частях лица, их местонахождении.

Составление портрета персонажа из готовых форм

Дидактическая игра «Портрет»

Закрепление знаний детей о гласных буквах и звуках

Дидактическая игра «Научим куклу машу петь»

Март

Составление рассказов по портретам

Дидактическая игра «Портрет»

Закреплять основной способ передвижения (предметные картинки)

Дидактическая игра «Бегает, прыгает, летает»

Апрель

Побуждать детей к пересказу, создать условия для творческого самовыражения.

Дидактическая игры:

«Продолжи историю»,

«Придумай сюжет»,

«Придумай концовку»,

«Что сначала, что потом»,

«Расскажи сказку по картинке»

Май

Конструирование по схемам, по собственному замыслу мультипликационных героев.

Дидактическая игра «Конструкторское бюро»

 

3.2 Подготовительная к школе группа

Таблица 10

Перспективное планирование образовательной деятельности по использованию проекта «Мультфильмы своими руками» с детьми подготовительной группы на 2019-2020 учебный год

Месяц

Тема

Задачи

Содержание совместной деятельности педагога с детьми

Содержание работы с родителями

Сентябрь

Как рождается мультфильм

Повторение пройденного.

Инструктаж по технике безопасности при работе с

компьютерной техникой.

Беседа:

«Что мы знаем о мультипликации?», «Что означает анимация?»

Просмотр фрагментов мультипликационных фильмов в разных техниках выполнения

Консультация «Современная мультипликация и дошкольники»

Обратная сторона экрана

Знакомство детей с различными анимационными техниками. Формирование у детей представления о процессе создании мультфильма.

Знакомство с материалами, из которых можно изготовить мультфильм

Просмотр мультфильмов в разных техниках.

Изготовление персонажа «Мой любимый сказочный герой»

Рекомендации родителям по просмотру с детьми мультфильмов.

Совместное творчество родителей и детей по изготовлению сказочного героя»

В кладовые природы. Лексическая тема «Осень»

Формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах

Экскурсия в парк

Сбор природного мат-ла

Просмотр мультфильма «История старого дуба»

Д/и «На что похож»

Мастер-класс для детей и родителей «Чудеса из осенних листьев»

Мастер-класс для детей и родителей «Чудеса из осенних листьев»

Ноябрь

Создание мультфильма «Волшебные листочки»

Лексическая тема: «Лес. Грибы, ягоды», «Перелетные птицы»

Знакомство с одним из приемов оживления, закрепление понятия сюжет, декорация, персонаж, анимация.

Воспитывать умение детей общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (договариваться, распределять действия при сотрудничестве в паре).

Составление простого сюжета из готовых поделок из осенних листьев по лексическим темам.

Подбор стихов для мультфильма.

Озвучивание.

Съемка

Презентация готового фильма

Мастер-класс для детей и родителей «Мы сами снимаем мультфильм»

Презентация готового фильма

Декабрь

Создание мультфильма по знакомым сказкам Лексическая тема:«Сказки»

Учить воспроизводить эпизоды произведения, повторяя фразы и диалоги персонажей знакомых мультфильмов, озвучивать знакомые мультфильмы

При помощи взрослых учить снимать мультфильм по

знакомым сюжетам, используя в качестве персонажей выполненные ранее поделки.  

Выбор знакомого сюжета мультфильма.

Озвучивание.

Составление простого сюжета из готовых поделок.

Индивидуальная работа над интонационной выразительностью речи, темпо-ритмической организации речи; правильным звукопроизношение.

Съемка. Работа с малыми подгруппами детей

Презентация готового фильма

Практическое задание на дом «Озвучивание персонажа мультфильма»

Январь

Новогодняя елка для зверей.

Лексическая тема: «Зима», «Дикие животные»,

«Новый год»

Знакомство с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).

Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.

Развивать творческое мышление.

Закреплять умение планировать деятельность.

Игра «Фантазеры»

Анимационные упражнение «Кто к нам в гости приходил?», «Следы»,

«Узоры на песке»,

«Снежинки»

Съемка этюда песочные фантазии (из анимационных упражнений)

Практическое занятие для родителей «Песочные фантазии»

Февраль

Пластилиновый мультфильм

Лексическая тема «День защитников отечества», «Транспорт»

Развивать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному творчеству

Знакомство с техникой пластилиновой анимации

Упражнять в технике перекладка при съемке мультфильма

Просмотр пластилинового мультфильма «Падал прошлогодний снег». Лепка плоскостных фигур из пластилина по образцу (военная техника)

Выполнение приема переклепка из готовых фигурок.

Съемка «Парад военной техники»

Совместное творчество родителей и детей «Военная техника»

Март

Как мы весну делали

Лексическая тема «Весна»,

«Растения и животные весной»

«Перелетные птицы весной»

Познакомить детей с рисованными мультфильмами

Закреплять умение

Умеет планировать свои действия

Просмотр мультфильма "Как мы весну делали"

Обсуждении истории для будущего мультфильма

Рисование сюжетов для мультфильма

Съемка

Презентация мультфильма родителям и детям младших групп

Рекомендации родителям мультфильмов для просмотра весной!

Помощь родителей в вырезывании сюжетов для мультфильма из детских рисунков

Презентация мультфильма на родительском собрании

Апрель

Май

«До свидания детский сад»

Совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности

Фестиваль

мультфильмов. Просмотр на выпускном вечере

Родительское собрание по итогам проекта

Презентация Проекта «Мультфильма своими руками».

Оценка работы по проекту

IV. Организация предметно-развивающей среды

Название центра

Оборудование и материалы

Центр мультипликации

Фотоаппарат, штатив, стол, лампа, ноутбук

Макеты, иллюстрации, коллекция мультипликационных героев, дидактические игры по профессиям мультипликации, книжки-истории по мотивам мультфильмов

C:\Users\User\Desktop\20191007_154102.jpg

Центр творчества

Стол, стулья

Кисти разного размера, акварель, гуашь, палитра, баночки для воды и клея, бумага разного цвета и формата, картон, фольга, креповая бумага, фломастеры, маркеры, простые и цветные карандаши, ластик, трафареты, печатки, ножницы, клеёнки, салфетки, пластилин, фартуки, и др. Бросовый материал: коробки, крышечки, катушки и др. для детского творчества.

Иллюстрации «Времена года», набор открыток: портрет, натюрморт, пейзаж, скульптура, графика, народное творчество т др.

http://kuznechik-109.narod.ru/foto/novosti/nov_konk_izo_yg/iz112.jpg

Центр литературный

Детская художественная литература для чтения и заучивания наизусть согласно возрасту:

  • русские народные сказки;
  • сказки, стихи: К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, А. Пушкина и др.
  • C:\Users\User\Desktop\WhatsApp Image 2019-10-22 at 17.51.14.jpeg

Информационное обеспечение:

Фильм об истории «Союзмультфильма».

Документальный фильм о российском мультипликаторе, режиссере, сценаристе Федоре Хитруке.

Фильм "Топтыжка" Ф. Хитрука 1964 г.

Видеоурок Мультфильм "Девочка", стиль перекладка (Альбина 13,5 лет).

Виртуальная экскурсия в Московский музей анимации.

Мультфильм «Апрельские чудеса».

Сюжет из передачи «Галилео» "Как двигаются отдельные персонажи и герои".

Видео-урок. Мультфильм "Друзья" стиль – пластилин (Ульяна Никитина, 10 лет)

Мультфильмы "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег" – режиссёр Александр Татарский; "Побег из курятника", "В мире животных" -режиссер Николас Вулстэн Парк; "Летучий корабль, "Тяп-ляп - маляры", "Кот в сапогах"- Бардин Гарри Яковлевич.

Учебный фильм "История 2 предметов". Мультфильм «Чьи в лесу шишки?» (режиссеры М. Каменецкий и И. Уфимцев).

Фильм Албена Дюлгерова "Птичка "Это мое".

Фильмы Кэролин Лиф "Сова, которая женилась на утке", "Две сестры".

Мультфильмы "Антошка","Курочка ряба","Колобок","Теремок".

Образовательный фильм "Галилео. Озвучивание фильмов"

Озвучивание мультфильма "Ну, погоди!".

Интернет источники:

http://animopticum.com/about/in-media/tv-carousel-multstudia-93-flipbook-moving-picture-machine/

http://refdb.ru/look/2974939.html

http://www.karusel-tv.ru/video/full/11581

https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=oHtTN1Gkwyo

https://youtu.be/08WIuCuocME.

http://www.dvreclama.ru/inter/blogs/detail.php?blog=nina_vilinskaya&post_id=21114

https://youtu.be/rOmbMHYbjNs

https://youtu.be/pHg1G90_yKQ

Аудио:

Подборка музыки, фонов, шумов.


Список литературы

  1. Велинский, В.Д. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки. Методическое пособие. - Новосибирск, 2010
  2. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2008. — 112 с.
  3. Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
  4. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008
  5. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. №5. – С.54–59.
  6. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М., 2013
  7.  Красный Ю., Л. Курдюкова "Мультфильм руками детей". М., 1990
  8. Каблукова И.Г., Котлярова Е.А. Характеристика проектных умений детей старшего дошкольного возраста // Международная научно практическая конференция «Фундаментальные и прикладные научные исследования: общественные, гуманитарные, естественные и технические науки», г. Москва, 30 апреля 2014 г.: Сборник научных докладов / АНО содействие развитию современной отечественной науки Изд.дом «Научное обозрение»; редкол.: М.В.Васильева (отв.ред) и др., 2014. - С.97-108.
  9.  Тимофеева, Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». — СПб: Детство-Пресс, 2011 — 80 с.