Интеллектуальная викторина «Умники и Умницы»

Посохова Римма Владимировна

Развивающая игра для дошкольников старшей и подготовительной групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная викторина

  «Умники и Умницы»

Тип занятия: развивающая игра для дошкольников старшей и подготовительной групп.

Вид: развлекательное мероприятие        

Тема: интеллектуальная викторина «Умники и умницы»

Цель: Обобщить знания детей о домашних животных и диких зверях,

продолжать учить классифицировать предметы, решать логические задачи, развивать логическое мышление, смекалку, сообразительность, речь. Создавать положительно эмоциональную атмосферу и хорошее настроение, активизировать знания.

Задачи:

  • закреплять умение в выполнении артикуляционной гимнастики;
  • слышать и уметь произносить звуки окружающего мира;

• расширять кругозор и словарный запас детей;

• развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, смекалку, логическое мышление;

• воспитывать чувство товарищества, коммуникативные навыки в процессе выполнения заданий викторины, взаимопомощь, умение работать в коллективе;

• развивать речевую, познавательную активность;

• закреплять знания детей в разных областях.

Программное содержание:

Образовательная: познакомить детей с назначением интеллектуальной викторины, закреплять знания детей во всем разделам программы воспитания и обучения.

Развивающаяформировать навыки учебной деятельности у детей: слушать логопеда, выполнять поставленную умственную задачу; развивать образное и вариативное мышление, воображение, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); совершенствовать умение составлять последовательность и составлять рассказ по сюжетным картинкам; закреплять фонематический слух и навыки звукового анализа речи; формировать умения выделять предметы одинаковой формы, умение сравнивать группы предметов; развивать память, внимание, воображение.

       Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, приучать проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

Оборудование викторины: стулья для зрителей, столы и стулья  для жюри, участников и логопеда, 2 конверта с заданиями, колокольчик, 3 флажка (красного, желтого, зеленого цветов), карточки с заданиями для участников, 2 конверта для капитанов, подарки для участников.

Предшествующая работа логопеда и музыкального работника: написание конспекта, подбор оборудования и материала, изготовление карточек с заданиями.

Предварительная работа с детьми: составление рассказа по картинкам,  изучение алфавита и цифр, чтение сказок, решение логических задач.

Методический прием: игровая мотивация, знакомство с участниками и жюри, знакомство с правилами викторины, проведение конкурсов, выполнение заданий участниками, подведение итогов, поощрение детей.

Структура занятия:

  1.         Вводная часть.

Приветствие. (2 мин.)

         Представление участников и членов жюри. (4 мин.)

         Разминка. (7 мин.)

  1. Основная часть.

 1 тур. «Веселая математика»

Выполнение задания        (6 мин.)

Физ. минутка. (2 мин.)

2 тур. «Эрудит»

Выполнение задания. (3 мин.)

Физ. минутка. (2 мин.)

3 тур. «Знакомые сказки» 

Для капитанов команд.

Для всех команд.

Выполнение задания. (5 мин.)

Физ. минутка. (2 мин.)

4 тур. «Загадки – звуки, буквы» 

Выполнение задания. (5 мин.)

Игра со зрителями «Мы»

  1. Заключительная часть.

 Игра со зрителями «Мы»

Подведение итогов (2 мин.)

Награждение участников. (1 мин.)

 

Ход викторины

Организационный момент.

Дети входят под музыку и садятся за столы.

Вводная часть

Логопед: Добрый день уважаемые ребята! Мы приветствуем вас на интеллектуальной викторине «Умники и Умницы». Сейчас мы будем говорить на разные темы. Вы, ребята, будете показывать свои знания, умения, соревноваться, кто из вас правильно ответит на различные вопросы, будите получать вот такие "смайлики", а в конце каждого тура жюри подсчитает смайлики в каждой команде и где их окажется больше, та команда и победила.   Согласны? А судить, оценивать ваши знания будет наше жюри в составе (перечислить, представить).

Начинаем!

Справа от меня команда: «Умники» с лева от меня команда: «Умницы».

Представление команд

Команда «Умники» (ваш девиз:  «Знание - это сила»)

Команда «Умницы» (ваш девиз:  «Не унывать, все пройти и все узнать»)

Логопед: А сейчас нам надо выбрать капитана команды. Дети выбирают.

Наша викторина состоит из четырех туров. За каждый тур команда получает смайлик. Оценивать результаты будет наше жюри.

Логопед: Посмотрите, у меня в руках колокольчик:

Колокольчик не простой-

Звонкий он и озорной!

Коль в него мы позвоним –

Дверь в мир знаний отворим.  

(Звонит в колокольчик).        

Разминка 

Логопеддля всех вас: а жюри за Вами наблюдает, кто как отвечает. В конце каждого тура подводит итог и дает смайлик той команде у кого больше было правильных ответов. 

  1. Вам надо внимательно смотреть на меня и ответить: как называется упражнение для язычка, кто первый поднимет руку, та команда и отвечает. Если правильно, выполняем это упражнение:

                      «Лопаточка», «Чашечка», «Трубочка», «Хоботок», «Чистим  

                       зубки», «Вкусное варенье», «Хомячок», «Лошадка»

  1. Произнеси звуки окружающего нас мира. Кто, первый поднимет руку, тот и будет отвечать, а мы после ответа, выполняем это упражнение, воспроизводим звуки и показываем движение:

Дождик «кап-кап»;  ножницы «чик-чик»,  пила «вжик-вжик»,  

поезд «чух-чух», колокольчик «дзинь-дзинь», телефон» алло

мамочка я тебя люблю», самолет «у-у-у», машина «пи-би-п»,  

часики «тик-так», качели «вверх-вниз»...

  1. Мелкая моторика пальцев рук и подражаем животным и птицам.

Встретились кошечки, здороваются «мяу-мяу»

Встретились собачки, здороваются «гав-гав»

Встретились коровки, здороваются «му-му»

Встретились лошадки, здороваются «иго-го»

Встретились козлятки, здороваются «ме-е»

Встретились барашки, здороваются «бе-е»

                             (гусь «га-га-га», утка «кря-кря»,  волк «у-у-у», лев «р-р-р»,  

                              ворона «кар-кар, кукушка «ку-ку», воробей «чик-чирик»… )

Логопед: Вот какие молодцы!

Жюри подводит итог (кто получит смайлик).

II. Основная часть.

Логопед: 1  тур мы начинаем

                 И задания выполняем.

                 Конкурс занимательный,

                 Все будьте внимательны.        

  «Весёлая математика»

Логопед: Первое задание включает в себя логические задачи, команды отвечают поочередно:

1) На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве? (2)

1) 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех лисят

  скажите мне? (10)

2) У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)

2)  На поляне у реки, жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать, кто успел их сосчитать? (4)

3)  На плетень взлетел петух, повстречал еще там двух. Сколько стало петухов? (3)

3) Как-то вечером к медведю, на пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, заяц-косой, серый-волк, с плутовкою лисой. Помоги ему скорей -посчитай-ка всех зверей (6)

Жюри подводит итог (кто получит смайлик).

Физминутка под музыку.

а)  «Девочки и мальчики»

(Дети выполняют названные движения).

                                                        Девочки и мальчики

                     Прыгают, как мячики.

                                                         Ножками топают.

                                                         Ручками хлопают.

                                                         Головками кивают.

                                                         Глазками моргают.

Руки кверху поднимаем,

                      А потом их опускаем,

                      А сейчас их разведем

                              И к себе скорей прижмем.

                               А потом быстрей, быстрей

                           Хлопай, хлопай веселей

2 тур  «Эрудит». 

Логопед: капитаны команд выбирают конверты с вопросами.

Отвечают с начало одна команда, затем другая. 

Вопросы для 1-й команды:

1) Последний месяц в году? (декабрь)

2) Корова в детстве? (телёнок)

3) Прибор для измерения времени? (часы)

4) Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)

 5) Перечисли 7 дней недели?

6) Как называется столица нашей Родины? (Москва)

Вопросы для 2-й команды:

1) Последний день недели? (воскресенье)

2) Первый месяц осени как называется? (сентябрь)

3) Курица в детстве? (цыплёнок)

4) Прибор для измерения температуры тела? (градусник)

5) Окунь, карась, щука – кто это? (рыбы)

6) Название страны, где мы живём? (Россия) 

Жюри подводит итог (кто получит смайлик).

 

Логопед: Мелкая моторика пальцев рук. Приготовили пальчики и произносим:

Шалунишка

Этот пальчик - хочет спать,

      Этот пальчик - прыг в кровать,

                                            Этот пальчик - уж заснул,

Этот пальчик - прикорнул,

                                             Тише пальчик не шуми,

                                             Ты детишек не буди.

                                             Встали пальчики- Ура!,

                                             Нам опять играть пора!

 

3 тур «Знакомые сказки» (капитаны)

Логопед: Я предлагаю капитанам 2 конверта, они выбирают.

Сказка «Маша и медведь» и сказка «Репка» по сюжетным картинкам последовательно выложить сказку.

А с Вами мы тоже вспомним сказки. Угадай сказку. Приводится текст из русской народной сказки.

Курочка Ряба

Мышка  бежала, хвостиком махнула, яичко покатилось … «бух» и разбилось.

Колобок

Старуха так и сделала: по коробу помела, по сусекам поскребла, наскребла муки, замесила тесто…

Маша и Медведь

Идет Медведь между елками, бредет между березками. Шел, шел, устал и говорит: - Сяду на пенек, съем пирожок…

Гуси-лебеди.

Течет молочная река, кисельные берега.  «Речка, речка спрячь нас» – просит Аленушка.

Царевна – Лягушка

Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор. Пустил стрелу средний брат – упала она на купеческий двор…

Теремок

Тук-тук кто в домике живет? - Я мышка-нарушка,- Я Лисичка-сестричка…

Логопед: Наши капитаны готовы, давайте проверим.

     Жюри подводит итог (кто получит смайлик).

Физминутка:

Проводится игра с участниками на  "Внимание". 

(Логопед держит в руках  флажки, поочередно их поднимая. Участники выполняют движения, согласно текста, под музыку).

          Зелёный флажок - топать,
Жёлтый – хлопать,
Красный - ура кричать!

Логопед: Молодцы! Отдохнули?

Начинаем!

 4 тур нашей интеллектуальной игры.

 «Загадки – звуки, буквы» Развитие речи.

• Айболиту все сперва, говорили букву ... (не У, а А)

• В старом дереве дупло, а последний звук в нём ... (не Е, а О)

• Каждый барашек скажет тебе,... (не Ме, а Бе)

• «Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» Так хохочет буква ... ( не Ма, а Ха)

• Мы запомнили легко: первой в алфавите буква... (не Е, а А)

• Кусок от бублика я съел, и получилась буква ... ( не О, а С)

• Круглой формы голова, той же формы буква ... (не Ла, аО)

• Слово вкусное УХА - начинает буква ... (не Ха, а У)

• Буква первая, друзья, в алфавите - это ... (не Я, а А)

• Алфавитную семью возглавляет буква ... (не Ю, а А)

• Дальше всех, совсем в конце, в алфавите буква ... (не Це, а Я)

Логопед: Все загадки отгадали, молодцы.

 Жюри подводит итог (кто получит смайлик).

III. Заключительная часть.

Ведущий: Все задания выполнены, все туры пройдены. Каждый из вас сегодня старался и все достойны победы. Но кто же победитель, узнаем через некоторое время.

 Команды отдыхают, а мы со зрителями поиграем.

- Я буду задавать вопросы, а Вы отвечаете хором, быстро-быстро «Мы» 

- Договорились?

  • Кто любит шоколад?
  • Кто любит мармелад?
  • Кто спортом увлекается?
  • А кто не умывается?
  • Кто любит апельсины?
  • Кто любит мандарины?
  • Кто готов в поход идти?
  • Кто расплачется в пути?

Жюри подсчитывает баллы, называет победителей. Идет награждение участников.

Логопед благодарит участников, жюри и гостей за участие в викторине.