Урок по теме "Рассказ В.П. Астафьева "Связистска"
Предварительный просмотр:
Тема: «Без памяти прошлого и в настоящем мало что поймешь»
В.П. Астафьев «Связистка»
(13 апреля 2000 г. «Новый мир» 2001 №7)
Цели:
- познакомить учащихся с идейно-художественным содержанием рассказа «Связистка»;
- вырабатывать умения сравнивать и сопоставлять при анализе текста;
- воспитание гражданственности.
Оборудование: портрет В.П. Астафьева,
опорная схема,
рабочая тетрадь по литературе.
План
- Постановка цели урока.
- Вступительное слово учителя.
- Проблемный вопрос: «Изменился ли подход В. Астафьева к изображению войны?»
- Изучение новой темы.
- Как изображает В. Астафьев войну?
Задание: практическая работа. Заполнить таблицу.
Взгляд на войну | Цитата |
Л.Н. Толстой
(лирические отступления) | «Изнеможенные, усталые войска двух армий остались в мешке, заваленном метелью». «По мостику густо, разрозненно виднелись бугорки, прикрытые снегом, - это наши убитые солдаты, в основном связисты». «Видел Федя, как из трупов, давно здесь покоящихся, выбивало серое лоскутье и что-то багрово-белое, мясо, должно быть, и косточки человечьи» Память о войне (чувство вины) |
2 аспекта в показе войны
реалистический гуманистический
(натуралистический)
Ключевые слова
Ад – холод – хаос - смерть
Но не пессимизмом проникнут рассказ, а верой Астафьева в человека. Память – вот главное.
Вопрос: «Какой прием использует писатель?»
Антитеза
3. Поведение сержанта Ряжова | Девушка (женщина на войне) Отношение к раненым и убитым Поведение капитана |
Вывод запишите.
2.Астафьев классифицирует типы солдат в рассказе. Заполните опорную схему.
Типы солдат
? Зачем автор употребляет
2 раза одинаковый оборот?
Как называется этот приём?
(Синтаксический
параллелизм)
? Каково роль
вводного слова
«конечно» и
противительного
союза «но»?
3.Почему рассказ называется «Связистка», а не «Связист», ведь главный герой – Федя Скворцов, связист?
4.В чем особенность построения рассказа?
Типична ли такая композиция для произведения В. Астафьева?
- Сюжет и фабула совпадают.
(Не кольцевая композиция)
- Главный герой не погибает.
- Отсутствуют лирические отступления.
(Есть размышления героя о войне, о ходе сражения)
Выразительное чтения лирического отступления.
5.Какую роль играет пейзаж?
Задание: заполнить таблицу (см. «Рабочую тетрадь»)
Примеры из текста | Роль в тексте |
утихал». |
Вывод:
6.Лингвистическая лаборатория.
Задание: заполни таблицу «Наблюдения над языком писателя»
? Какую лексику использует Астафьев в рассказе «Связистка»?
? Типично ли это для писателя?
Нейтральная лексика | Разговорная лексика | Сниженная лексика | Диалектная: слово | Диалектная: значение |
Мужик Баба Клятое место | Буцкая ботинками Сопли Харч Советский гондон Затычка Задница жопа | По-за нею Извивы Счас Обиходили Взнялся (телефон) Будылья Чего-нито |
Вывод:
Слово учителя. Изучая повесть «Пастух и пастушка», мы знакомились с оценкой языка литературным критиком В. Камяновым: «Страницы повести пестрят архаизированными сочетаниями».
Да, язык Астафьева не свободен от «шелухи». Но в произведение введен пласт народной речи Сибири.
7. Обобщение.
Ответ на проблемный вопрос (устно).
Домашняя работа:
- написать рецензию на рассказ «Связистка»;
- подобрать эпиграф к уроку. Обосновать свой выбор;
- ответ на проблемный вопрос
По выбору учащихся.
Капитан
«…нарочно,
видать, оста-
вив ход при-
открытым,
чтобы не одному ему
мерзнуть»
Вика
Синицы-
на,
связистка
Яшка
(санинструк-
тор)
Федя
Скворцов,
связист,
«боец опытный, битый.
Сержант Ряжов –
«человек, конечно, боевой, но уж и беспокойный»;
«человек, конечно, героический , но очень неспокойный»