Доклады
Выступления на заседаниях районного методического объединения, конференциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_proekt.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
От внедрения проектной технологии – к поиску своего лица
Проектная технология, метод учебных проектов – это не открытие сегодняшнего дня, технология, зародившаяся во 2 половине 19 века в США и привлекшая внимание советских педагогов Шацкого, Сорока – Росинского, Макаренко ещё в 20-30 годы 20 века. Очень скоро метод проектов был осуждён. Вернулся в 80-е годы и стал популярен.
В своём выступлении я остановлюсь на вопросах:
- Почему обратилась к про0эктной технологии.
- с чего начинала,.
- что делаю сегодня,
- на планах на будущее.
Как и у многих, первое обращение к проектной технологии было данью моде. Но не хватало знаний. В январе 2004 года прошла курсы «Разработка проектов поддержки молодёжных инициатив», проводимые Дальневосточной Ассоциацией управления проектами «Амурнет». Затем первый самостоятельно составленный проект «Выпуск школьного литературно-художественного альманаха «Бурея», победивший на областном конкурсе проектов. Учитель, сам составивший и осуществивший проект, обязательно пожелает научить этому своих учеников. В 2004 году провела серию уроков под общим названием «Разработка проекта»: знакомство с теорией вопроса – урок-лекция; игра «Конкурс плаката»; практическое занятие «Разработка проекта»; семинар «Презентация проекта» (рабочая тетрадь).
Ещё одна причина: как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Как оставаться интересной детям? Считаю, что интерес к предмету – это и интерес к учителю. Учитель должен удивлять ученика. Пока учитель молодой, он сам по себе интересен ученику. Поэтому продолжаю ходить в походы, освоила компьютер, создаю проекты и осуществляю их вместе со своими учениками.
Была ещё одна причина обращения к проектной технологии.
Современные дети – это не чистый лист, на который наносятся знания. Обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Возникает новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетенции.
В традиционном обучении мы имеем дело с пассивными учащимися.
Как организовать обучение через желание?
Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Каким методом?
Сегодня необходимо учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.
Какой метод позволяет это сделать?
Коммуникативная компетенция становится ценностью современного общества. У учителя возникает ряд проблем: определить, какие необходимо вырабатывать у учеников умения для её формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем).
Проблема выбора учителем метода возникала всегда. Но в новых условиях учителю необходимы новые методы, позволяющие по – новому организовать процесс учения. На помощь учителю приходит метод учебных проектов. Его использование предлагается как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы.
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание».
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Что такое учебный проект?
1.Задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы.
2. Целенаправленная деятельность.
3. Форма взаимодействия «Учитель – ученик», «ученик-ученик».
4. Результат деятельности.
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности.
Проблема проекта обуславливает мотив деятельности.
Схема
Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы –
(это важно
для меня лично) мотивация
Цель проекта «Зачем?» Целеполагание
(мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» Постановка задач
(для этого мы делаем)
Методы и
способы «Как?» Выбор способов и методов,
(мы это можем делать) планирование
Результат «Что получится?» Ожидаемый результат
(как решение
проблемы)
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при её рассмотрении в определённой ситуации.
Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
- Проблематизации (выявление проблемы, подпроблем, постановка задач);
- Целеполаганию и планированию деятельности;
- Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблем проекта);
- Презентации;
- Умению готовить материал для самопрезентации в наглядной форме;
- Поиску новой информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
- Практическому применению знаний, умений и навыков;
- Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
- Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Разнообразие учебных проектов
- Проект на один урок, по одному предмету.
- Проект на весь учебный год.
- Мини-проекты (от изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных, воспитательных - внешкольных). Пролфильные смены – «Путешествуем по родному краю», «Юный турист-водник», «Путешествие по родному краю
- Индивидуальные, групповые, разновозрастные, общешкольные, межшкольные, областные.
Метод учебных проектов
- Личностно-ориентированный.
- Деятельностный.
- Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности.
- Построеннй на принципах проблемного обучения.
- Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии.
- Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах.
- Воспитывающий целеустремлённость, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
- Здоровьесберегающий.
Методика осуществления учебного проекта
Как учитель должен организовать работу над проектом?
Что происходит с учащимися?
Какова роль учителя?
Этапы работы методом проектов
- Погружение.
- Организация деятельности.
- Осуществление деятельности.
- Презентация результатов.
Учитель | Учащиеся |
1-й этап – погружение в проект | |
Формулирует | Осуществляет |
1) проблему проекта; | 1) личностное присвоение проблемы; |
2)сюжетную ситуацию; | 2) вживание в ситуацию; |
3) цель и задачи; | 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задачи; |
2-й этап – организация деятельности | |
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
4) организовать группы; | 4) разбивку на группы; |
5) распределить амплуа в группе; | 5) распределение ролей в группе; |
6) спланировать деятельность по решению задач проекта; | 6) планирование работы; |
7) возможные формы презентации результатов; | 7) выбор формы и способов презентации результатов; |
3 этап – осуществление деятельности | |
Не участвует, но: | Работают активно, самостоятельно: |
8) консультирует учащихся по необходимости; | 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; |
9) ненавязчиво контролирует; | 9) консультируется по необходимости; |
10) даёт новые знания, когда у учащихся возникает необходимость; | 10) «добывают» недостающие знания; |
11) репетирует с учениками предстоящую презентацию; | 11) подготавливают презентацию результатов; |
4-й этап – презентация | |
Принимает отчёт: | Демонстрирует: |
12) обобщает и резюмирует полученные результаты; | 12) понимание проблемы, цели, задач; |
13) подводит итоги обучения; | 13) умение планировать и осуществлять работу; |
14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др.; | 14) найденный способ решения проблемы; |
15. акцентирует внимание на воспитательном моменте: работать в группе на общий результат. | 15) рефлексию деятельности и результата; |
16) дают взаимооценку деятельности и её результативности. |
Методический паспорт учебного проекта
- Адресация:
- Тема учебно-тематического плана предмета;
- Цели – образовательные, воспитательные, развивающие;
- Задачи учебно-педагогические;
- Возраст(класс);
- Время работы над проектом;
- Режим работы.
- Обеспечение:
- Материально-техническое, учебно-методическое, информационное;
- Дополнительно привлекаемые(участники, специалисты, техника и др.);
- ЗУН и общеучебные навыки;
- Специфические умения и навыки;
- Мотивация к работе.
- Предполагаемые приращения:
- Новое содержание по каждой теме;
- Новые практические приёмы;
- Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта;
- Развитие навыков:
- Самостоятельной работы с источниками информации (книга, словарь, Интернет, …);
- Самостоятельного принятия решения;
- Коммуникабельности в информационном и ролевом обмене;
- Мыслительной деятельности при планировании, проектировании, анализе, синтезе;
- Самоанализе и рефлексии.
- Воспитание толерантности;
- Расширение кругозора.
- Статус учебного проекта:
- Автор-разработчик;
- Опыт использования (апробация);
- Степень распространения.
Учебный проект