Доклады

Красникова Татьяна Алексеевна

Выступления  на заседаниях районного методического объединения, конференциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_proekt.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

От внедрения проектной технологии – к поиску своего лица

Проектная технология, метод учебных проектов – это не открытие сегодняшнего дня, технология, зародившаяся во 2 половине 19 века в США и привлекшая внимание советских педагогов Шацкого, Сорока – Росинского, Макаренко ещё в 20-30 годы 20 века.  Очень скоро  метод проектов был осуждён. Вернулся в 80-е годы и стал популярен.

В своём выступлении я остановлюсь на вопросах:

  1. Почему обратилась к про0эктной технологии.
  2.   с чего начинала,.
  3. что делаю сегодня,
  4.  на планах на будущее.

        Как и у многих, первое обращение к проектной технологии было данью моде. Но не  хватало знаний. В январе 2004 года прошла курсы «Разработка проектов поддержки молодёжных инициатив», проводимые Дальневосточной Ассоциацией управления проектами «Амурнет». Затем первый самостоятельно составленный проект «Выпуск школьного литературно-художественного альманаха «Бурея», победивший на областном конкурсе проектов. Учитель, сам составивший и осуществивший проект,  обязательно пожелает научить этому своих учеников. В 2004 году провела серию уроков под общим названием «Разработка проекта»: знакомство с теорией вопроса – урок-лекция; игра «Конкурс плаката»;  практическое занятие «Разработка проекта»;  семинар «Презентация проекта» (рабочая тетрадь).

Ещё одна причина: как изменить отношения между учителем и учеником, привести их в соответствие? Как оставаться интересной детям? Считаю, что интерес к предмету – это и интерес к учителю.  Учитель должен удивлять ученика. Пока учитель молодой, он сам по себе интересен ученику. Поэтому  продолжаю ходить в походы, освоила компьютер, создаю проекты и осуществляю их  вместе со своими учениками.

       Была ещё одна причина обращения к проектной технологии.

Современные дети – это не чистый лист, на который наносятся знания.  Обилие  информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.

Возникает новая  проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых   знаний. То есть речь идёт о формировании у учащихся информационной компетенции.

В традиционном обучении  мы имеем дело с пассивными учащимися.

Как организовать обучение через желание?

Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Каким методом?

Сегодня необходимо учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике.

Какой метод позволяет это сделать?

Коммуникативная компетенция становится ценностью современного общества. У  учителя возникает ряд проблем: определить, какие необходимо вырабатывать у учеников умения для её формирования (продуктивного общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем).

Проблема выбора учителем метода возникала всегда. Но в новых условиях  учителю необходимы новые методы, позволяющие по – новому организовать  процесс учения. На помощь учителю приходит метод учебных проектов. Его использование предлагается  как компонент системы образования, не разрушая сложившейся предметной классно-урочной системы.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание».

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Что такое учебный проект?

1.Задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы.

2. Целенаправленная деятельность.

3. Форма взаимодействия «Учитель – ученик», «ученик-ученик».

4. Результат деятельности.

В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности.

Проблема проекта обуславливает мотив деятельности.

Схема

Проблема проекта         «Почему?»                         Актуальность проблемы –

                                             (это важно

                                           для меня лично)         мотивация

Цель проекта                  «Зачем?»                            Целеполагание

                                (мы делаем проект)

Задачи проекта             «Что?»                                  Постановка задач

                                (для этого мы делаем)

Методы и

 способы                      «Как?»                            Выбор способов и методов,

                                 (мы это можем делать)             планирование

Результат                      «Что получится?»            Ожидаемый результат

                                 (как решение

                                   проблемы)

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы  путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при её рассмотрении в определённой ситуации.

Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:

  1. Проблематизации (выявление проблемы, подпроблем, постановка задач);
  2. Целеполаганию и планированию деятельности;
  3. Самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения проблем проекта);
  4. Презентации;
  5. Умению готовить материал для самопрезентации в наглядной форме;
  6. Поиску новой информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
  7. Практическому применению знаний, умений и навыков;
  8. Выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;
  9. Проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Разнообразие учебных проектов

  1. Проект на один урок, по одному предмету.
  2. Проект на весь учебный год.
  3. Мини-проекты (от изучения разных предметных тем до межпредметных, внепредметных, воспитательных - внешкольных). Пролфильные смены – «Путешествуем по родному краю», «Юный турист-водник», «Путешествие по родному краю
  4. Индивидуальные, групповые, разновозрастные, общешкольные, межшкольные, областные.

Метод учебных проектов

  1. Личностно-ориентированный.
  2. Деятельностный.
  3. Обучающий взаимодействию в группе  и групповой деятельности.
  4. Построеннй на принципах проблемного обучения.
  5. Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии.
  6. Формирующий  навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах.
  7. Воспитывающий целеустремлённость, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к  делу.
  8. Здоровьесберегающий.

Методика осуществления учебного проекта

Как учитель должен организовать работу над проектом?

Что происходит с учащимися?

Какова роль учителя?

Этапы работы методом проектов

  1. Погружение.
  2. Организация деятельности.
  3. Осуществление деятельности.
  4. Презентация результатов.


Учитель


Учащиеся


1-й этап – погружение в проект

Формулирует

Осуществляет

1) проблему проекта;

1) личностное присвоение проблемы;

2)сюжетную ситуацию;

2) вживание в ситуацию;

3) цель и задачи;

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задачи;


2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

4) организовать группы;

4) разбивку на группы;

5) распределить амплуа в группе;

5) распределение ролей в группе;

6) спланировать деятельность по решению задач проекта;

6) планирование работы;

7) возможные формы презентации результатов;

7) выбор формы и способов презентации результатов;


3 этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

Работают активно, самостоятельно:

8) консультирует учащихся по необходимости;

8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

9) ненавязчиво контролирует;

9) консультируется по необходимости;

10) даёт новые знания, когда у учащихся возникает необходимость;

10) «добывают» недостающие знания;

11) репетирует с учениками предстоящую презентацию;

11) подготавливают презентацию результатов;


4-й этап – презентация

Принимает отчёт:

Демонстрирует:

12) обобщает и резюмирует полученные результаты;

12) понимание проблемы, цели, задач;

13) подводит итоги обучения;

13) умение планировать и осуществлять работу;

14) оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др.;

14) найденный способ решения проблемы;

15. акцентирует внимание на воспитательном моменте: работать в группе на общий результат.

15) рефлексию деятельности и результата;

16) дают взаимооценку деятельности и её результативности.

Методический паспорт учебного проекта

  1. Адресация:
  1. Тема учебно-тематического плана предмета;
  2. Цели – образовательные, воспитательные, развивающие;
  3. Задачи учебно-педагогические;
  4. Возраст(класс);
  5. Время работы над проектом;
  6. Режим работы.

  1. Обеспечение:
  1. Материально-техническое, учебно-методическое, информационное;
  2. Дополнительно привлекаемые(участники, специалисты, техника и др.);
  3. ЗУН и общеучебные навыки;
  4. Специфические умения и навыки;
  5. Мотивация к работе.

             

  1. Предполагаемые приращения:
  1. Новое содержание по каждой теме;
  2. Новые практические приёмы;
  3. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта;
  4. Развитие навыков:
  1. Самостоятельной работы с источниками информации (книга, словарь, Интернет, …);
  2. Самостоятельного принятия решения;
  3. Коммуникабельности в информационном и ролевом обмене;
  4. Мыслительной деятельности при планировании, проектировании, анализе, синтезе;
  5. Самоанализе и рефлексии.

  1. Воспитание толерантности;
  2. Расширение кругозора.

  1. Статус учебного проекта:
  1. Автор-разработчик;
  2. Опыт использования (апробация);
  3. Степень распространения.

Учебный проект