Совершенствование методов воспитания
Владение современными образовательными технологиями, эффективность их применения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_duhovno.docx | 18.99 КБ |
sobranie-po-duh.-vospitaniyu.docx | 498.58 КБ |
sovershenstvovanie_metodov_vospitaniya_sovremennye_tehnologii.pdf | 308.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация духовно-нравственного воспитания учащихся на основе социокультурного курса «Истоки»
Одним из приоритетных направлений современного российского образования является создание системы духовно-нравственного воспитания школьников[1]. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан…, обладающих высокой нравственностью…»[5]. Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека, формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое др.
На решение этих задач и ориентирован социокультурный курс «Истоки», преподавание которого в нашей школе началось в 2009 году. Выбор курса «Истоки» нашим учебным учреждением был обусловлен тем, что его образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, направленный на формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, в полной мере позволяет реализовать задачи школьного воспитания.
Программа курса «Истоки» разработана профессором И.А. Кузьминым, членом-корреспондентом РАЕН, генеральным директором Издательского дома «Истоки», и доктором исторических наук А.В. Камкиным, профессором Вологодского государственного педагогического университета[4]. Цель курса - преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный опыт Отечества[2].
Программа курса направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в России на основе православной культуры. Усвоение знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте вырабатывает у учащихся «социальный иммунитет», позволяющий защитить их от негативных воздействий внешней среды и способствует решению важнейших задач:
развитию духовно-нравственных основ образования;
интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
формированию у учащихся гражданской ответственности;
приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного общества;
укреплению статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума[4].
Образовательный и воспитательный потенциал курса реализуется через особые активные формы работы - социокультурные тренинги: ресурсный круг, работу в парах и в группах, мнемотехнику, активный выбор, и др. Такие формы работы позволяют учителю организовать учебный процесс так, что практически все учащиеся, независимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлеченными в процесс познания и имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания предполагает, что каждый вносит в него свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет переводить познавательную деятельность на более высокий уровень развития[3].
Отличительным достоинством данного курса является то, что «Истоки» возрождают ценности, присущие большинству традиционных культур, способствуют приобщению в равной степени представителей всех национальностей, этнических групп, вероисповеданий к родным истокам, общечеловеческим ценностям.
Учебный курс «Истоки» является надпредметным и позволяет интегрировать знания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в единое образовательное пространство[2].
Содержание курса способствует формированию новых устойчивых метапредметных связей с другими учебными дисциплинами: литературой, историей, изобразительным искусством, технологией и хореографией. На уроках по данным предметам учащиеся получают практические умения и навыки по некоторым вопросам, изучаемым в курсе «Истоки», имеют возможность приобщиться к социокультурному опыту предков, народа на личном опыте.
Образовательные, воспитывающие и развивающие возможности курса «Истоки» реализуются в нашей школе не только в процессе обучения, но и во внеклассной и внеурочной деятельности. Разработанная система внеклассных мероприятий направлена на формирование духовно-нравственных ценностей и является прямым продолжением работы, начатой на уроках.
Тщательный отбор содержательных единиц, четкость и логичность изложения материала, соответствующее звуковое оформление, мультимедийное сопровождение, активное участие самих учащихся позволяют проводить подобные мероприятия на высоком уровне, обеспечивают их высокий воспитательный эффект, что подтверждается положительными отзывами всех участников мероприятий, результатами рефлексии.
Наиболее яркими и запоминающимися были литературно-музыкальные композиции «У войны не женское лицо…» , детские Рождественские чтения, Рождественская елка, встречи с поэтами и писателями ( А. Ратниковым , Н. Сухининой, Е. Преображенской, В. Виноградовой , матушкой Людмилой Кононовой-автором и исполнителем православной песни и др.), программы в школьном краеведческом музее, музее им. Кустодиева , музее-заповеднике «Щелыково» и др. Реализация таких мероприятий обеспечивает гражданское и патриотическое становление учащихся, расширяет их социальный опыт, способствует сохранению и укреплению здоровья.
Огромное значение в процессе духовно-нравственного воспитания школьников приобретает обращение к делам и творениям выдающихся деятелей русской истории и культуры. Жизнь и деятельность таких людей позволяет учителю воспитывать у учащихся чувство уважения и благодарности к нашим великим предкам, способствует формированию у них нравственных идеалов. Ярким примером реализации этого направления воспитательной работы являются мероприятия, посвященные Александру Невскому, Сергию Радонежскому, Михаилу Ломоносову, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, новомученникам российским, святым заступникам земли Костромской.
Социокультурный системный подход предполагает взаимодействие детей и взрослых. Поэтому ещё одним важным направлением в нашей работе стало взаимодействие с родителями учащихся, вовлечение их в совместную с детьми и учителями познавательную, культурную и досуговую деятельность. Организация взаимодействия учащихся и их родителей в значительной мере способствует развитию единого контекста воспитания в семье и школе, обеспечивает приобщение семьи к социокультурным категориям и ценностям.
На базе школы проходят заседания районного методического объединения учителей ,преподающих предметы духовно-нравственного цикла. Проводятся открытые уроки и внеклассные мероприятия для педагогов школы и района, для родителей.
Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы:
в процессе изучение курса «Истоки» у большинства учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к изучаемому предмету, создаются условия для непрерывного развития личности;
курс способствует целенаправленному формированию положительных ценностных установок, моделей поведения;
большинство родителей удовлетворены результатами работы в этом направлении и считают необходимым дальнейшее изучение этого курса;
данный предмет создает предпосылки для устойчивой преемственности поколений;
курс восстанавливает престиж традиционных национальных идеалов, формирует духовно-нравственные ценности.
Список литературы
1. Жарковская Т. Г., Матвеева Н. В., Куприянова Н. С., Моисеева О. П., Кудрова И. А. Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. // Отечественное образование. М.: Издательский дом «Истоки»; Институт содержания и методов обучения РАО, 2007 г. Т. 1.: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С.11-30.
2. Кузьмин И. А. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Истоки». // Истоковедение. М.: Издательский дом «Истоки», 2009 г. Т . 5-10.
3. Кузьмин И. А., Камкин А. В. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные Истоки». // Отечественное образование. М.: Издательский дом «Истоки»; Институт содержания и методов обучения РАО, 2007 г. Т. 1.: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С.86-97.
4. Кузьмин И. А., Камкин А. В. Учебно-методический комплект «Истоки». // Воскресная газета «Покров». – 2009 г. - № 9 (469). – С. 36-37.
5.Национальная доктрина образования в Российской Федерации: (постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751). // Собрание законодательства Рос. Федерации.- 09.10.2000 г. - № 41.- С. 4089
6.Соколова М.Е. Анализ результатов мониторинга апробации экспериментального курса «Истоки» в общеобразовательных школах Калининградской области // Отечественное образование. М.: Издательский дом «Истоки»; Институт содержания и методов обучения РАО, 2007 г. - Т. 1.: Интеграция духовно-нравственного образования в различные учебные дисциплины. - С.117-130.
Предварительный просмотр:
МКОУ «Александровская СОШ»
Конспект родительского собрания
Тема: «Духовно-нравственное воспитание
в начальной школе»
Подготовили: Баринова В.Л.,
Степанова Н.А.,
Грузова Т.В.
2018 г.
Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.
Форма проведения: круглый стол.
Предварительная работа: анкетирование родителей
Ход собрания
Баринова В.Л , учитель предметов духовно-нравственного цикла:
Уважаемые родители, я хочу сегодня вам рассказать одну притчу.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
Как же нам быть, кто нас спасет? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасет вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачѐн в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
Где же обещанный Путник Вечности?
А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребѐнка – свою надежду.
Беседа с родителями.
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
И от нас с вами зависит, каким он будет и какую жизнь он проживет. Представьте себе, что солнышко – это душа ребенка, а лучики – качества его характера. Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по- вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?
У вас на столах лежат « солнечные лучики» , на которых вы должны написать черты характера. Выберите то качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка .
Перечисляю качества, которые написали родители (- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…) - Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно-нравственными ценностями.
Сегодня мы с вами и поговорим на тему: «Духовно — нравственное воспитание ребенка, через семейные традиции и досуг в семье».
Для начала я хотела бы вам задать такие вопросы:
1. Как вы понимаете нравственное воспитание?
2.Что такое духовное воспитание?
3. Почему они объединены через дефис?
Выступление завуча школы Степановой Н.А. о задачах начальной школы по духовно-нравственному воспитанию и особенностях преподавания предметов духовно-нравственного цикла ( Истоки, ОРКСЭ, ОДНК)
Вывод:
Воспитание - навыки поведения, привитые семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания
«Духовность - свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребенка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Выступление Грузовой Т.В.,учителя начальных классов ,по теме: «Семейные традиции - это основное средство формирования духовных ценностей, норм семьи.»
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.
Скажите, пожалуйста, какие традиции - в ваших семьях? (Рассказы родителей о традициях, заложенных в семьях)
Вывод:
У каждого это свое: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День
Победы; яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи; посещение храма и празднование православных праздников и т.д.
Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче.
- Дорогие родители, сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Чтобы вырастить духовно богатого человека, культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.
Я подготовила для Вас памятку, которая поможет вам в этом нелегком деле.
Памятка для родителей по духовно-нравственному воспитанию (распечатана для родителей)
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я-хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что-то не так», «я-плохой».
Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.
Научитесь слушать своего ребенка и в радости и в горести.
Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам семьи и другим людям.
Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
Заведите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, семейные традиции, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.
Ритуалы, которые нравятся детям
Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
Посидеть в сумерках при свечах рядом с папой и мамой.
На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.
В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимое лакомство или что-то такое, чего очень давно хотелось.
А. С. Макаренко писал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми.
Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы вырастить духовно богатыми наших детей.
Приложение №1
Анкета №1 для родителей по духовно – нравственному воспитанию.
1. Как вы считаете, существует ли в современном обществе проблема нравственного воспитания детей?
Да
Нет
Не знаю
2.Достаточно ли вы информированы о духовно – нравственном воспитании дошкольников?
Да
Нет
Трудно сказать
3.На реализацию каких целей должна быть направлена работа по духовнонравственному воспитанию прежде всего?
- освоение детьми системы социокультурных категорий и ценностей
- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться)
- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать, достигать результатов)
- развитие мотивации к общению со взрослыми сверстниками ( увеличение числа позитивных контактов)
- создание предпосылок для успешной адаптации в начальной школе
- другое ____________________________________
Приложение № 2.
Анкета №2 по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста для родителей .
- Считаете ли вы свою семью православной?___
- С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание?___
- Крестили ли Вы ребенка в Церкви?___
- Посещаете ли Вы православный Храм?___
- Знаете и отмечаете ли вы православные праздники?___
- Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями?___
- Знаете ли Вы историю, традиции своего станицы?___
- Какую информацию по теме духовно – нравственного воспитания Вы хотели бы получить?___ 9. Читаете ли Вы ребенку русские народные сказки, пословицы, поговорки?
___
- Воспитываете ли Вы у детей нравственные чувства?___
- Что вы предпримете, если ребенок совершит:
- плохой поступок?___
- хороший поступок?___
12. Часто ли Ваш ребенок смотрит телевизор? ___ 13. Играет ли Ваш ребенок в компьютерные игры?___
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №3
Анализ анкет по духовно – нравственному воспитанию дошкольников
Анализ анкет показал, что основная масса опрошенных родителей являются православными, их дети, крещѐнные в Церкви, опрошенные все знакомы с главными православными праздниками и их традициями.
Несмотря на различные мнения, всем родителям хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности.
Практически все опрошенные положительно относятся к тому, чтобы их ребѐнок стал участником встреч с православным священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм, к тому же, хотели бы получить список литературы для детей по данной теме.
Порадовало, что адекватно отреагировали на вопросы о плохих и хороших поступках, а также то, что дети не засиживаются за телевизором и компьютерными играми.
Все родители согласны с тем, что работа по духовно-нравственному воспитанию должна быть направлена на развитие коммуникативных умений, мотивации к общению со взрослыми, сверстниками .