Методическая копилка
Разработки уроков, тесты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.doc_feodorovskaya_ikona_bozhey_materi.doc | 72 КБ |
urok_orkse.doc | 246.5 КБ |
urok_hristianskaya_semya.docx | 535.2 КБ |
testy_pravoslavnye_prazdniki.pdf | 73.68 КБ |
test_dobro_i_zlo.pdf | 116.41 КБ |
uud_na_urokah_orkse.pdf | 82.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островского муниципального района Костромской области «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Урок по предмету ОРКСЭ
( модуль ОПК) в 4 классе
«Чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери – святыня земли Костромской»
Автор:
учитель русского языка и литературы,
предметов духовно-нравственного цикла
высшей квалификационной категории
Баринова Вера Леонидовна
2019 год
ЦЕЛЬ УРОКА: донести до детей назначение православной святыни России – Феодоровской иконы Божьей Матери – покровительницы земли Костромской.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1.Образовательные:
- познакомить учащихся с историей создания и обретения образа Феодоровской иконы Божьей Матери.
- дать понятие «чудотворной».
- раскрыть влияние иконы на развитие и становление духовного мира человека.
2. Развивающие:
-развитие нравственных качеств личности.
- развитие образного мышления.
- воспитание учащихся на примере духовных ценностей земли Костромской.
3. Воспитательные:
- воспитание христианских культурных начал личности.
- воспитание культуры межличностного общения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- интерактивная доска, компьютер, мультимедиапроектор.
- презентация к уроку.
- АФО. Активное занятие «Чудотворная Феодоровской икона Божьей Матери – святыня земли Костромской». (распечатка для каждого ученика ). - Запись Архиерейского хора Богоявленско – Анастасиного кафедрального собора города Костромы. Тропарь Феодоровской иконе Божьей Матери. (распечатка текста тропаря на каждого ученика )
- бланк для записочки с изображением Феодоровской иконы Божьей Матери (для каждого ребенка и гостей урока
Ход урока.
«Ты бо упование и покров наш,
жизнь и свет сердцу нашему».
(из обращения костромичей
к Феодоровской иконе Божьей Матери)
I. Присоединение к теме. Звучит колокольный звон (аудиозапись).
Учитель (на фоне колокольного звона): Неповторимая, несуетливая, спокойная, живущая вне времени и пространства, вечная, нерукотворная КОСТРОМА… Ее строили век за веком, умом и сердцем, талантом и любовью наши предки, наши деды.
И сегодня живут костромские храмы, встречая родившихся, освещая новые семьи, провожая в последний путь. Плывет в праздники над городом колокольный звон, звучит благовест. И как сотни лет назад охраняют город Ипатьевский и Богоявленский монастыри и чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери.
Сегодня на уроке мы познакомимся со святыней нашего костромского края – этой намоленной древней иконой.
- Дети! А что вы хотите узнать об образе Феодоровской иконы Божьей Матери?
( Ответы учащихся)
II. Изучение нового материала.
Учитель: У каждой иконы Богоматери есть своя история, свое название. Удивительно, как много пересекается в истории иконы «Феодоровская» - здесь имя Феодора Стратилата (христианина, святого, почитаемого в лике великомученика, покровителя православного воинства) и Параскевы Пятницы (святой, покровительницы брака и семейной жизни) и благоверного князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой русской династии царей - Романовых.
1.Сообщение ученицы. История Феодоровского образа Божьей Матери. Повторное обретение иконы.
- Чудотворная Феодоровской икона Божьей Матери известна с 12 века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городец, она была написана в 1164 году по заказу князя Андрея Боголюбского для этого храма. Образ царицы Небесной являлся главной святыней обители до 1239 года, когда монголо-татарские завоеватели разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. Феодоровская Икона Божьей Матери стала в описываемое время моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра - на брак с полоцкой княжной Параскевой. Чудесное явление иконы в Костроме князю Василию Ярославовичу, младшему брату святого Александра Невского, свершилось в конце 50-х - начале 60-х годов XIII столетия.
Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с образом Божьей Матери на руках; в воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в храме Костромы. На следующий день 16 августа (по старому стилю) князь Василий Ярославович во время охоты в пригородных лесах обнаружил эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня бала торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя Феодора Стратилата, из-за чего и получила название Феодоровской.
Учитель: А какие иконы называют чудотворными? (Ответы учащихся)
2. Рассказ ученика о признании иконы чудотворной.
-Образ, явленный князю Василию Ярославовичу, вскоре прославился многими чудесами. Дважды икона сохранилась невредимой в пламени пожаров, полностью уничтоживших деревянный соборный храм и церковь каменную, построенную на месте сгоревшего собора. Другое чудо произошло в 1260 году. Так описывает летопись эти события: «Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополченцы вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божьей Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними пронесся неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар напал ужас, они бежали с поля боя. Так была спасена Кострома».
3. Начало новой династии русских царей – Романовых (рассказ ученика).
- Ипатьевский монастырь, основанный в конце XIII века, среди священных мест России имеет право на особое внимание и уважение со стороны русского народа как символ прекращения смуты в России. Здесь 14 марта 1613 года был призван на царство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов. Вот как рассказывают об этом исторические летописи.
«После первого отказа матери инокини Марфы архиепископ Рязанский взял в руки Феодоровскую икону и обратился к Марфе и Михаилу: «Для чего же иконы пресвятой Владычицы шествовали с нами в далекий путь? Если нас не слушаетесь, то ради Богоматери склонитесь на милость и не прогневайте Бога».
Против таких слов инокиня Марфа не могла устоять: она упала на колени перед Феодоровской иконой и сказала: «Да будет Твоя воля, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истинный, на благо себе и Отечеству!»
Так перед этой иконой был избран первый царь дома Романовых.
Многие члены царских семей, в том числе императоры, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Божьей Матери.
4. Путешествие в мир иконы.
Учитель: Икона – это целый мир, светлый, чистый, прикосновение к которому дает человеку ощущение надежности, умиротворения, изменяет человека, очищает его душу от всего дурного.
Давайте обратим свой взор на икону.
1-й ученик:
- Исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают ее списком с православной древней святыни и выдвигают версию, что икона бала написана евангелистом Лукой в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря.
Учитель: Какие виды изображения Божьей Матери на иконах мы знаем?
(Ответы учащихся)
2-й ученик: Феодоровской икона Божьей Матери относится к иконографическому типу «Умиление» (Богородица и младенец нежно касаются друг друга.)
3-й ученик: Древнее описание вида иконы:
«… написана масляными красками на «сухе древе». Доска в длину 1 аршин 2 вершка, в ширину 12 вершков. Богородица изображена несколько склонившею главу на правое плече. Правой рукой поддерживается Богомладенец, обнимающий Богоматерь. Правая нога младенца покрыта ризою, левая же по колено неприкрыта. На обратной стороне написана святая великомученица Параскева, называемая Пятница».
Феодоровская икона причислена к иконописному изводу «шагающие ножки» из-за положения ног Богомладенца, Икона двусторонняя.
5. Дни празднования в честь чудотворной Феодоровской иконы Божьей Матери.
4-й ученик: В память явления чудотворной иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом от кафедрального собора к Спасо-Запрудненскому храму, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция была возрождена в 1990 году. 29 августа 2002 года впервые в истории Костромы крестный ход с чудотворной иконой возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II.
5-й ученик: В память принятия Михаилом Федоровичем Романовым избрания на царский престол 14/27 марта было установлено еще одно празднование иконе.
6.Значение образа Феодоровской иконы Божьей Матери сегодня.
Учитель: В годы гонений на Церковь в 20 столетии Феодоровская икона Божьей Матери не покидала храмовых стен, сохранилась как церковная святыня; учитывая духовную ценность и значение иконы для Православия, Этот случай является уникальным в новейшей церковной истории. С 1991 года и по сей день чудотворный образ хранится в воссозданном из руин Богоявленско - Анастасиином кафедральном соборе. Сестры женского монастыря ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровсой иконы.
Ученик:
Икона много путешествует. С 2001 года чудотворный образ приносился во многие ерархии РПЦ: святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Архангельск, Соловецкие острова, Нижний Новгород, Казань, Тверь, Краснодар, древний Киев и другие города.
В 2006 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий передал в дар Костромской епархии позолоченную ризу, украшенную драгоценными камнями, для чудотворной иконы. Весит она 10 кг.
Учитель: С давних времен Феодоровская икона Божьей Матери почитается православным народом как покровительствующая семейному миру и счастью, благославенному рождению и христианскому воспитанию детей. Такой она остается и сегодня. Как и много лет назад сегодня в храме звучит тропарь (древнейший вид церковной песни, прославляющий праздник какого-либо святого) Феодоровской иконе Божьей Матери.
7.Слушание тропаря Феодоровской иконе Божьей Матери – напев Троице- Сергиевой Лавры (переложение О.Овчинникова)
У детей - текст тропаря глас 4.
- О чем гласит это песнопение? (Ответы уч-ся)
III. АФО « Чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери – святыня земли Костромской». (см. приложение к уроку)
IV. Итог урока. Ресурсный круг «Что значит для меня Феодоровский образ Божьей Матери?»
(Ответы учащихся по кругу. Передается зажженная свеча)
Учитель: А я хочу угостить вас сегодня хлебушком из Троице-Сергиевой Лавры, который я привезла вам от Преподобного Сергия Радонежского, иегумена Земли Русской.
Наша Костромская святыня, как мы сказали, является чудотворной. У православных есть такая традиция - писать записочки какому-либо святому образу. Такая возможность есть сегодня и у вас. Поблагодарите Божью Матерь, попросите каждый о чем-то своем сокровенном.
(Написание записок учащимися).
V. Заключительное слово учителя (на фоне колокольного звона).
Наша Кострома – город исключительно духовный. Он был всегда таким и остается таким сегодня. Неиссякаем дух Костромы – дух животворящий. Издалека виден свет ее храмов.
И как сотни лет назад хранит град Кострому чудотворная Феодоровская икона Божьей Матери.
Использованные образовательные ресурсы:
1.Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме // Вестник археологии и истории/ Публ. и предисл. И. В. Баженова. — СПб., 1909. — В. XIX. — С. 187—260.
2 . Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. -4 класс. - М. Просвещение, 2017 г.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. ЗАО «Образование-Медиа,ОАО «Издательство «Просвещение»,2010г.
4.Рабочая тетрадь по ОРКСЭ (Основы православной культуры) 4 класс ,3-е издание,Москва «Просвещение» 2017.
5. Сайт православных презентаций «Светочъ».
6. Образовательные ресурсы сети Интернет.
7.Православие.Полная энциклопедия.Санкт-Петербург.Из-во «Весь» 2008г.
Использованы материалы из книг:
Виноградова Е. А., Губарева О. В., Федоров А. В. «Феодоровская икона Божией Матери» из серии «Русская икона. Образы и символы». СПб, Метропресс, 2014
Тихомирова Е. Л. Феодоровский образ Пресвятой Богородицы. Сказание в иконе. – М.: Гранд-Холдинг, 2009
Интернет-источники:
2. http://www.liveinternet.ru/users/astrahanka/post267486517/
3. pravicon.com
5. nfo.ru
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островского муниципального района Костромской области «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Урок по ОРКСЭ в 4 классе
«Россия - наша Родина»
Модуль «Основы православной культуры»
(учебное пособие А.В.Кураева,
рабочая тетрадь Г.А.Обернихиной)
Автор:
учитель русского языка и литературы,
предметов духовно-нравственного цикла
высшей квалификационной категории
Баринова Вера Леонидовна
2018 год
Урок 1. Россия - наша Родина
Формы и виды деятельности:
беседа, комментирование чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия:
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
Средства наглядности:
выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, репродукции картин, на которых изображены русские пейзажи, города и т.д.
Презентация к уроку.
Цели:
Формирование у учащихся мотивации к изучению нового курса ОРКСЭ. Воспитание личности гражданина России через базовые национальные ценности: Родина, отечество, семья, культурная традиция.
Осознать смысл понятий «духовный мир человека», «культурные традиции».
Эпиграф урока:
Одна у человека мать, одна у него и Родина
(Пословица)
Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Знакомство с содержанием курса ОРКСЭ, учебником и рабочей печатной тетрадью
Слово учителя:
Сегодня мы с вами начинаем изучать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль, выбранный вашими родителями вмести с вами, называется основы православной культуры. Он поможет вам стать образованными, успешными людьми, обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны.
Знакомство с основами религиозных культур и светских традиций, культурой народов России расширит ваш кругозор, поможет вырасти порядочными, честными гражданами, готовыми к уважительному отношению ко всем гражданам страны. Ваши родители выбрали модуль «Основы православной культуры».
1-ый раздел учебника «Россия - наша Родина»: - всего 1 урок.
Мы узнаем о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиции, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, обществе.
Задание 1 в рабочей тетради с.4
Как ты думаешь, что ты узнаешь и чему ты научишься, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры?» Запиши свои предположения.
Я узнаю_____________________________________________________________
Я научусь____________________________________________________________
III. Изучение нового материала.
1. Беседа с уч-ся.
-Мои юные друзья! Приглашаю вас сегодня в увлекательное путешествие по нашему Отечеству. Прочитайте пословицу «Одна у человека мать, одна у него и Родина». Как вы ее понимаете? Как же каждый из нас должен относиться к Родине? В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говоря на разных языках, но хорошо понимают друг друга и вместе составляют одну дружную семью народов России.
- А что обозначает слово Россия? (Так называется наша страна Российская Федерация)
Звучит 1 куплет песни «Широка страна моя родная» (слова Лебедева-Кумача, музыка Дунаевского)
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
- О чем эти строки? Какую картину вы представили? (Ответы детей)
- Посмотрите на географическую карту. Что вы видите? (На ней крупно написано слово Россия).
- Давайте сделаем небольшую остановку в главном городе России. Он называется? (Москва - столица нашей Родины). А кто из вас, ребята,был в Москве?
- Перед нами Красная Площадь, дом, где работает наше Правительство, Президент, развевается государственный флаг- символ нашего государства.
Задание 3 в рабочей тетради с.4
Как называется столица нашей Родины? Запиши.
Придумай два-три предложения о столице России, чтобы получился небольшой рассказ.
(Учащиеся записывают предложения, а затем читают.)
-А какие еще символы государства вы знаете? (Герб Российской Федерации.) Что вы видите на Гербе? (Ответы учеников).
Чтение рассказа «Из истории гербов» в печатной тетради с.5-6
-О каком символе государства мы еще не сказали? (О гимне). А что такое гимн? Вспомните и расскажите, когда он исполняется. (Это торжественная песня, которая исполняется в особо торжественных случаях.)
Звучит запись гимна Российской Федерации, 1-ый куплет и припев. Дети исполняют гимн вместе с фонограммой.
Задание 9 в печатной тетради с.7
Запиши автора слов и композитора, написавшего музыку к этому тексту.
Автор слов_________________________
Автор музыки (композитор)___________________________
-А кто является главой нашего государства? (Президент Российской Федерации В.В.Путин)
-Россия - это многонациональная страна, здесь рядом живут русские, татары, удмурты, буряты…
Чтобы перечислить все национальности, нам потребуется много времени. Наше Отечество-это «братских народов союз вековой».
-Почему хорошеет наша Родина? (Люди трудятся, работают творчески, вносят вклад в разные сферы деятельности для процветания России.)
В нашей стране много людей, которыми мы гордимся. Назовите известных вам людей. (Ответы учащихся).
Комментарии учащихся к слайдам:
1). А.С. Пушкин. Стихи, сказки, литературные произведения А.С. Пушкина изучают люди всех национальностей. Его творчество оказывает влияние на развитие духовного мира каждого гражданина России.
2). Александр Невский - величайший полководец, защитник Отечества, патриот земли русской. Не зря его имя было названо личностью нации, ее гордостью. За свои подвиги ратные и духовные его имя причислено к лику святых земли русской.
3). В.М. Васнецов - выдающийся живописец. Тема Родины проходит через все его полотна, над которыми он работал на протяжении всей своей жизни и оказывает воздействие на духовный мир человека.
Жизнь и творчество этих выдающихся людей оказывали и сейчас оказывают огромное влияние на культуру нашей страны, ее становление, на внутренний духовный мир человека.
-Духовный мир - это что? (Духовный мир - это знание и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства, кино, отношения между людьми. В школе вы знакомитесь с этим миром, изучая русский, родной и иностранные языки, математику, информатику, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку и другие предметы. Этот мир еще называется миром культуры.
Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.
-Как вы думаете, что нужно делать, чтобы не разрушить свой внутренний мир? Чтобы получить ответ на этот вопрос мы и начали изучать курс ОРКСЭ.
-В духовном мире есть свои дороги. Они называются - традициями, по ним шли наши предки.
Культурные традиции - это богатство нашей многонациональной страны. Особое место занимают религиозные культуры разных народов России и морально-этические нормы.
Итог: Все они основаны на таких вечных ценностях как добро, честь, справедливость, милосердие, сострадание, любовь.
2.Малая Родина.
В душе каждого человека есть место для своей малой Родины - частичке России.
(Заочная экскурсия по родному поселку Александровское. Рассказ ученицы с использованием презентации.)
Кудрявцева Валентина Ивановна исполняет песню «Александровское»
(Слова Ирины Кудрявцевой, музыка Валентины Кудрявцевой).
3 Ресурсный круг. (Дети встают в круг и отвечают на вопрос.)
-Каким, как вы считаете, надо сделать свой внутренний мир?
(Чистым, светлым, добрым, радостным и т.д.)
4.Святейший Патриарх Московский и Вся Руси Кирилл сказал: «Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней, точно так же невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом – страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься».
IV.Рефлексия
Задания тренажера к уроку «Россия - наша Родина
(см. диск ОРКСЭ по православию. Урок №1 «Россия-наша Родина».)
V.Д/З: материал учебника с 4-5. Задания в печатной тетради: 2,4,6.
Задание№7 (придумай и нарисуй герб класса или школы.) Найди герб Островского района и опиши его. (Задание 8) Подготовить рассказ о традициях своей семьи, посоветовавшись со взрослыми. (вопрос стр. 5 учебника)
Использованные материалы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2011 г.
2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. -4 класс. - М. Просвещение, 2017 г.
3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. ЗАО «Образование-Медиа, ОАО «Издательство «Просвещение»,2010г.
4. Рабочая тетрадь по ОРКСЭ (Основы православной культуры) 4 класс ,3-е издание, Москва «Просвещение» 2017.
5. Сайт православных презентаций «Светочъ».
6. Образовательные ресурсы сети Интернет.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островского муниципального района Костромской области «Александровская средняя общеобразовательная школа»
Урок по ОРКСЭ в 4 классе
«ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ»
Модуль «Основы православной культуры»
(учебное пособие А.В.Кураева,
рабочая тетрадь Г.А.Обернихиной)
Автор: учитель русского языка и литературы,
предметов духовно-нравственного цикла
высшей квалификационной категории
Баринова Вера Леонидовна
2019 год
Тема: Христианская семья. (Урок №27)
Цель: Сформировать основные представления о христианском браке, о нормах взаимоотношений в семье.
Задачи:
1.Раскрыть сущность православного брака через христианские ценности.
2.Сформировать представление о духовных составляющих христианской семьи.
3. Развивать умения работать с текстом учебника, словарем, строить монологическое высказывание, вести диалог.
Планируемые результаты (УУД)
Предметные:
*понимать и принимать ценностные составляющие христианской семьи.
Метапредметные:
*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;
*владеть навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний.
Личностные:
*испытывать чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимая и сопереживая чувствам родных людей;
*осознать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.
Подготовка к уроку: подготовить рассказ о Преподобных Петре и Февронии Муромских (индивидуальное сообщение), рассказ о венчании родителей, о венцах и обручальных кольцах.
Оборудование: учебник по ОРКСЭ( автор А.В.Кураев), модуль ОПК, рабочая тетрадь к учебнику под редакцией Г.А. Обернихиной, компьютер, проектор, презентация к уроку, семейные фотографии, выставка детского рисунка «Православные традиции семьи», цветные кубики-кирпичики для постройки дома, где живет дружная православная семья: «любовь», «уважение», «взаимопонимание», «терпение», «взаимопомощь» и другие; фигурки мужа и жены, детей; словарь С.И.Ожегова; мультфильм по рассказу Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», икона святых Петра и Февронии Муромских.
План урока.
I. Эмоциональный настрой - 2 мин.
II. Определение темы и задач урока - 2 мин.
III. Активизация знаний предыдущего урока - 5 мин.
IV. Изучение новой темы - 15 мин.
V. Физкультминутка -1 мин.
VI. Закрепление знаний по новой теме-10 мин.
VII. Рефлексия - 3 мин.
VIII. Домашнее задание - 2 мин.
Ход урока
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу с педагогом
(2 мин.)
Учитель приветствует учащихся. (Форма общения – круг.)
- За что вы себя любите? (Ответы детей).
Дети встают в круг.
- В кругу проще вести открытый разговор «глаза в глаза». А сейчас подумайте над таким вопросом:
- За что вас любят в семье? (Первым отвечает учитель. При ответе каждый передает светящегося ангелочка другому ученику.)
II. Определение темы и задач урока. (2 мин.)
- Спасибо за ваши ответы. Как вы думаете, о чем мы сегодня поведем разговор?
- Прошу вас сформулировать тему урока. (Ответы детей.)
- Что вы хотите узнать о христианской семье?
- Правильно, сегодня мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».
Тема нашего урока: «Христианская семья». (Слайд 1)
- Мы с вами узнаем, что такое «христианская семья», на каких ценностях строится «христианская семья».
(Дети садятся на свои места.)
III. Активизация знаний предыдущего урока (5 минут).
- А сейчас откройте учебное пособие на стр. 86. Прочитайте шепотом первое предложение.
- С чем сравнивает семью автор нашего учебного пособия?
- Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется?
- На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?
(Слайд 2)
- Почему на корабле ноя не было людей?
- Вспомните, за что Бог наказал человечество потопом?
- Какими бы качествами вы наделили бы Ноя?
- О чем заботился Ной?
(Дети открывают учебник, читают первое предложение.)
Ответы учащихся на вопросы:
- Семья – наш дом, наша защита, наша опора. Семья убережет от бед и невзгод.
- Корабль-ковчег стал убежищем для животных.
- Люди не поверили Ною, что потоп может захлестнуть мир.
- Люди стали бессердечными, злыми, жестокими.
- Ной был смелый, решительный, жил по совести, честный человек, добрый, отзывчивый, у него было щедрое сердце.
Учитель: Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре». О чем заботился Ной?
- Ной заботился о будущем, о продолжении своего рода, о продолжении жизни на Земле.
Эту цель ставит перед собой и христианская семья.
IV. Изучение новой темы. (15 мин.)
1.Понятие семья, христианская семья.
Работа со словарем С. И. Ожегова. СЕМЬЯ – это союз двух людей (мужчины и женщины), основанный на любви и взаимопонимании.
Семья в христианском понимании есть домашняя Церковь, единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви.
- Прочитайте, пожалуйста, 2 абзац учебника стр. 86.
- В чем главная ценность семьи? (Главная ценность семьи - любовь). Слайд 3.
- В древние времена китайский мудрец Конфуций говорил:
«Семья-это маленькое государство, и держится оно на любви».
Семью создают полюбившие друг друга люди. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви.
- Прочитайте 1 предложение 3 абзаца. Вступление в брак называлось венчанием. Запишите ответ в рабочую тетрадь - задание №2.
Слайд 4.
Венчание - это одно из таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, никогда не нарушать священного брачного союза. На голову жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.
- Рассказ ученика «Зачем во время венчания надевают венцы?»
Слайд 5.
Брачные венцы, надеваемые при венчании на головы жениха и невесты, имеют глубоко символическое значение:
- Это царские венцы, потому что создается новое маленькое «царство» — семья, это как бы отсылка к тому времени, когда первая чета Адам и Ева еще жили в первозданной чистоте;
- Символ того, что до вступления в брак, оба будущих супруга вели жизнь целомудренную;
- Это и мученические венцы, потому что супружество своеобразное мученичество, так как каждому приходится жертвовать своими привычками, прежним образом жизни ради любви друг к другу.
- Во время венчания жених и невеста обмениваются обручальными кольцами.
2.Рассказ ученика о венчальных кольцах. Слайд 6
Согласно древней традиции венчальные кольца для жениха и невесты изготавливаются из разных материалов. Для изготовления кольца для жениха используется золото, а для кольца невесты - серебро. В нынешнее время этой традиция не придерживаются, и, как правило, и жениху и невесте покупаются одинаковые кольца, хотя согласно уставу церкви венчальные кольца должны быть разными.
По словам апостола Павла, освящённый церковью брак подобен таинству отношений Христа и Церкви, поэтому, по христианским канонам, в браке мужчина олицетворяет Христа, а женщина - Церковь. Отсюда вытекает и различие материалов, используемых для изготовления венчальных колец. Золото является символом Божественной Славы Христа, а серебро представляет собой символ небесной благодати, чистоты и духовного света.
Венчальные кольца было принято носить на безымянном пальце левой руки. Ранее считалось, что именно через этот палец проходит путь артерии, ведущей к сердцу. Как правило, венчальные кольца должны быть достаточно простыми по дизайну, без лишних вычурных элементов и драгоценных камней. По внутренней стороне колец наносились слова молитвы. В нынешнее время, к сожалению, все чаще вместо молитвы наносят имена венчающихся и дату венчания.
Венчальные кольца имеют большое значение - это не просто украшение, это символ взаимной любви, верности друг другу, готовности жертвовать всем ради своей второй половинки, находиться вместе и в горе, и в радости до самой смерти.
3. Рассказ ученика о венчании родителей. Слайд 7-8.
Вывод: Венчание-это:
-Благословение на долгую и счастливую семейную жизнь;
-Благословение на рождение здоровых детей;
-Благословение на духовное единство;
-Благословение на добропорядочную жизнь христианской семьи
2. Ценности православной семьи.
Ценность - значение определенных предметов, явлений, процессов для человека.
-Какие ценности лежат в основе христианской семьи?
-В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением веры христианской, надежды и любви.
Любовь к детям.
-В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». Слайд 9.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Чтобы семья была счастливой, ей нужны дети.)
-Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? (Рождение детей наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом.)
Любовь детей к родителям. Слайд 10-11.
-В христианской семье дети почитают своих родителей, в детстве их слушаются, а в старости о них заботятся.
-Работа с учебником стр.87. «Учиться надо любить еще в родительском доме….» - 1 абзац.
-Просмотр мультфильма «Старый дед и внучек» по рассказу Л. Н. Толстого.
(Словарная работа. Лоханка - это круглая или продолговатая посудина для стирки белья, мытья посуды и других хозяйственных надобностей.)
Беседа по вопросам:
-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
-Правильно ли поступили сын и его жена с дедушкой?
-Что подтолкнуло их к исправлению ошибки?
-Ребята, а что же может стать причиной непонимания и холода в семье?
Вывод: Жить в семье - это великий труд, ведь надо быть внимательным и тактичным по отношению к родным и уметь нести бремя друг друга.
-Понятны ли вам слова «бремя» и «тактичность»? (Найти и прочитать значение этих слов в учебнике.)
Традиции православной семьи. Слайд 12.
Понятие «традиция». Традиция-это сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды и т.п.
- Дисциплина в семье. Как это понимать? (Это означает признание порядка, сложной структуры власти и послушания, которые создаются в семье. Вся семья, включая родителей, следует одним и тем же правилам и запретам.)
- Молитва.
-Что такое молитва? (Это беседа с Богом, Божьей Матерью, святыми.)
В православных семьях дети молятся вместе с родителями и ходят в храм, совершают паломнические поездки по святым местам. Молитва становится неотъемлемой частью жизни.
3. Труд
-В православной семье трудятся все, даже маленькие дети. Труд объединяет всех членов семьи.
Слайд 13.
- Христианские праздники являются одной из традиций православной семьи.
-Какие вы знаете христианские праздники? Слайд 14-15.
В христианской семье отмечаются дни рождения всех членов семьи, государственные и православные праздники, именины. Во время праздника вся семья собирается вместе.
-А как называется праздник, посвященный семье? Слайд 16.
День семьи, любви и верности приходится на 8 июля. В этот день Православная церковь отмечает память святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Раньше в этот день совершались помолвки. Символом праздника стала ромашка. Она символизирует чистоту, любовь, тепло и уют семейного очага.
-Послушайте историю о Петре и Февронии Муромских. (Рассказ ученика.)
-Почему Петр и Феврония Муромские являются покровителями семьи и брака в православной традиции? (Они стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья.)
V. Физкультмунутка «Семейная зарядка». (1 мин.)
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим дружною семьей.
Мама руки поднимает, папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
(Дети выполняют движения)
VI.Закрепление изученного материала по теме урока. (10 мин.)
1.Практическая работа в парах.
Игра «Собери пословицу». Индивидуальный этап. Запиши пословицы в тетрадь. Взаимопроверка.
Когда семья вместе, /и душа на месте.
Дом красив не углами, / а пирогами.
Каков батюшка,/ таковы у него и детки.
Слайд 17. Проверка.
2.Выполните тесты.
1)Церковное таинство бракосочетания - это:
А) Венчание.
Б)Крещение.
В)Миропомазание.
2)Венцы в таинстве венчания символизируют:
А)Вечность.
Б)Богатство.
В)Долгую жизнь.
Г)Единство любви и испытаний.
3) Вычеркни «лишнее» слово:
Добро, милосердие, месть, любовь, уважение, вежливость.
Слайд 18. (Проверка на интерактивной доске). Молодцы!
-А какое время у православных людей сейчас наступило? После Масленицы наступил… Великий Пост.
-Как вы считаете, Пост сближает членов православной семьи? (Конечно сближает.)
-А как? (Ответы детей.)
Стихотворение о Великом Посте (читает ученица).
Желаю провести Великий Пост
Со светлыми и добрыми делами.
Путь к очищению не прост-
Пускай Господь пребудет с Вами!
VI. Рефлексия. (3 мин.)
-А где живет наша счастливая семья? (В доме.) Слайд 19.
-Давайте построим все вместе наш счастливый крепкий дом. (Учитель дает «кирпичики» с разными понятиями человеческих отношений, и дети строят дом.)
Звучит песня о семье «Это моя семья».
-Ребята, давайте протянем к нашему дому ладошки и пусть всегда над ним светит солнышко.
-А вы хотите узнать, почему мы расположили ладошки по кругу? В кругу семьи легче решить проблемы, понять каждого, разговаривать, глядя друг другу в глаза. Без постоянного общения, взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.
Наш класс – это тоже семья! Нас 7! 7я!
-Пусть в вашем доме и в нашем классе всегда живут любовь, забота, терпение, тепло, взаимопонимание и тактичность! Умейте прощать и не помнить зла!
Итог урока:
Православная семья строится на любви друг к другу. Супругов объединяет общая любовь к Богу. Долг православных родителей – воспитать детей в вере. Ценности христианской семьи: любовь, дети, традиции, служение друг другу.
Ученица читает стихотворение «Как появилась семья».
Как появилось слово "семья"?
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все также ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - Тихо молвила Ева.
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.
Дети дарят гостям урока открытки «Рецепт семейного счастья» и угощают постным овсяным киселем – русским национальным кушаньем в Великий Пост, который приготовила Баринова Вера Леонидовна по рецепту своей бабушки.
VII. Домашнее задание. (2 мин.)
- Прочитать рассказ учебника с. 86-87.
- Рабочая тетрадь к уроку № 27. С.98-99. (задание 1, 3, 5.)
- Подготовь рассказ «Наша семейная традиция».
- Творческое задание (по желанию детей): нарисовать герб своей семьи.
Использованные материалы:
Таинство венчания и христианская семья. Беседа со старшеклассниками
http://www.orthedu.ru/nev/spez-06/11.htm
Семья - это таинство рая. Протоиерей Алексий Уминский
http://believeinlove.3dn.ru/publ/18-1-0-202
ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ. Митрополит Сурожский Антоний
Об истинном и ложном понимании семьи. Мария Соколова
http://hram.pomorsu.ru/main.php?do=body&body_id=istina_semya
Православный взгляд на традиционные семейные отношения.
Священник Александр Усатов.
Литература.
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред.А.Г.Асмолова.-3-еизд.-М.:Просвещение, 2011 г.
2.Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры.-4 класс. - М. Просвещение, 2011 г.
3.Рабочая тетрадь по ОРКСЭ (ОПК). 4 класс. под ред. Г.А. Обернихиной.
Москва «Просвещение». 2017г.
4.Книга «Пословицы и поговорки русского народа».
5. Словарь С.И. Ожегова.
6.Наталья Скоробогатько. Серия «История России. Русские святые». Издательство «Белый город». Москва. 2004 г.