Диагностики учебной мотивации
Диагностики учебной мотивации (по материалам интернета)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
319268.doc | 92.5 КБ |
metodicheskierekomendaciipoorganizaciidiagnosticheskoyrabotyi.docx | 45.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Отношение к предметам»
Очень информативный вариант подобной анкеты предложен Л. Балабкиной в рамках целостной программы подготовки к психолого-педагогическому консилиуму, посвященному проблеме учебной мотивации. Мы остановимся только на одном из ее элементов — анкете, позволяющей выявить отношение учащихся к каждому преподаваемому им предмету.
Анкетирование, как правило, проводится в групповой форме. Для получения достоверных результатов важно соблюдать ряд условий:
□ обеспечить конфиденциальность полученных сведений, которые, как и в работе с любыми другими методиками, предоставляются педагогам или самим учащимся в ситуации предоставления обратной связи только в обобщенном виде;
□ создать условия для максимальной искренности учащихся, прежде всего благодаря выбору в качестве опрашивающего лица того, кому они доверяют; очевидно, что анкетирование, проводимое учителем, которого весь класс боится до дрожи в коленках, даст искаженные данные, причем не только о предмете этого учителя, но и о многих других.
Процедура анкетирования вполне допускает групповую работу. При возможности учащихся снабжают готовыми бланками анкет. При отсутствии таковой можно предложить каждому приготовить бланк для себя самостоятельно, перерисовав его с доски или просто под диктовку. Эта задача вполне по силам даже пятиклассникам.
Инструкция формулируется следующим образом: «Оцени, пожалуйста, свое отношение к перечисленным учебным предметам, пользуясь следующей шкалой: 2 — это про меня; 1 — не уверен; 0 — это не про меня».
Для характеристики отношения к учебным предметам предлагаются следующие критерии:
□ я знаю этот предмет;
□ я люблю им заниматься;
□ с удовольствием иду на урок;
□ никогда не пропускаю этот урок без уважительной причины;
□ доволен отношением учителя ко мне;
□ всегда понимаю объяснения нового материала;
□ домашние задания по этому предмету всегда выполняю сам;
□ читаю много дополнительной литературы по предмету (посещаю факультатив, кружок).
Для создания анкетного бланка вполне достаточно нарисовать таблицу, в строках которой перечислены преподаваемые в данном классе предметы, а в столбцах — критерии для их оценки (см. с. 168).
Обработка и интерпретация результатов начинается с подсчета индивидуальных сумм баллов, характеризующих отношение каждого конкретного учащегося ко всем предложенным для оценки предметам (максимальная сумма баллов — 16, минимальная — 0).
Полученная сумма баллов определяет тип отношения учащегося к предмету:
□ 16-14 баллов — активно-положительное (А);
□ 13—10 баллов — положительное (П);
Предмет | ||||||||||||
Русский язык | Литература | Алгебра | Геометрия | История | История СПб | География | Биология | Физика | Физкультура | Рисование | ||
Я знаю этот предмет | ||||||||||||
Я люблю им заниматься | ||||||||||||
С удовольствием иду на урок | ||||||||||||
Никогда не пропус -каю уроки без уважительной причины | ||||||||||||
Доволен отношением учителя ко мне | ||||||||||||
Всегда понимаю объяснения нового материала | ||||||||||||
Домашние задания всегда делаю сам | ||||||||||||
Много читаю по предмету (посещаю факультатив, кружок) | ||||||||||||
Сумма баллов |
□ 9-8 баллов — безразличное (Б);
□ 7-5 баллов - отрицательное (О);
□ 4-0 баллов — крайне отрицательное (К).
При обобщении полученных результатов необходимо учесть как минимум два их аспекта.
Во-первых, можно проанализировать общую структуру отношения класса к учебному процессу в целом, составив рейтинг предметов. Его очень удобно представлять в виде гистограммы, составленной на основе усредненных оценок (рис. 11).
Рис. 11. Диаграмма, отражающая рейтинг предметов в классе
Этот метод представления данных, безусловно, очень привлекателен, эстетичен, оставляет простор для художественного творчества психолога, внося в его работу новые нотки. Тем не менее выше уже обсуждались недостатки усреднения индивидуальных показателей по любой из диагностических методик. В частности, на гистограмме не видны причины низкого рейтинга тех предметов, которые получили минимальные средние оценки. Поэтому для более детального анализа необходимо вернуться к первичным протоколам и постараться их найти. Как правило, для предмета с низким рейтингом выделится в тенденции основная причина подобной «нелюбви»: это может быть и трудность предмета, и неудовлетворенность взаимодействием с учителем, и неинтересная форма подачи учебного материала, и возможность практически безнаказанно прогуливать соответствующие уроки и т. д.
Возможность проанализировать структуру отношения учащихся к каждому предмету (особенно получившему низкий рейтинг), помимо предложенного выше качественного анализа, дает второй способ представления данных. Он заключается в обобщенной характеристике типов отношения учащихся конкретного класса к определенному учебному предмету. Самой удобной графической формой представления этих сведений является круговая диаграмма, в которой обобщаются индивидуальные отношения учащихся к данному предмету в их процентном соотношении (рис. 12).
□ активно-положительное
■ положительное □безразличное □отрицательное
■ крайне отрицательное
Рис. 12. Диаграмма, иллюстрирующая соотношение различных типов отношения к урокам литературы
Однако эта диаграмма в целом может считаться лишь дополнительной информацией к количественному и качественному анализу рейтинга предметов, поскольку выстраивается на основе тех же цифр, что и рейтинговая гистограмма. По этим же причинам ее качественная интерпретация даст результаты, не отличающиеся от аналогичной работы с предыдущим рисунком.
Полученные результаты следует предъявлять педагогам (естественно, в обобщенном виде) крайне осторожно, так как для многих они могут оказаться личностно-значимыми. В этой связи по возможности вообще следует избегать оглашения «рейтинга» или «типов отношения» в рамках педсоветов или консилиумов, поскольку сами эти слова несут в себе выраженный потенциал оценки профессиональной и человеческой компетентности педагога. Вполне достаточно сосредоточиться на «положительных сторонах урока глазами детей» и «тех сторонах, где есть что улучшить».
Предварительный просмотр:
Методика изучения мотивации обучения школьников
при переходе из начальных классов в средние
М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.
Анкета
Дата Ф.И. Класс
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали;
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
л) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна; д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
б) это получилось; в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома;
и) мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.
Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).
- Внешний мотив — 0 баллов.
- Игровой мотив — 1 балл.
- Получение отметки — 2 балла.
- Позиционный мотив — 3 балла.
- Социальный мотив — 4 балла.
- Учебный мотив — 5 баллов.
Таблица 7
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а б в г д е ж з и к | 2 3 4 4 3 3 3 0 0 5 | 3 3 0 4 1 3 4 3 - - | 5 3 3 3 3 0 0 4 - - | 5 2 3 3 3 3 4 0 0 - |
Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.
Таблица 8
Уровни мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации |
I | 41—48 |
II | 33—40 |
III | 25—32 |
IV | 15—24 |
V | 5—14 |
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II — высокий уровень мотивации учения;
III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IV — сниженный уровень мотивации учения;
V — низкий уровень мотивации учения.
Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
а б в г д е ж з и к | О П С С П П П В В У | П П В С И П У П - - | У П П П П В В С - - | У О П П П П С В В - |
Условные обозначения мотивов:
У — учебный мотив;
С — социальный мотив;
П — позиционный мотив;
О — оценочный мотив;
И — игровой мотив;
В — внешний мотив.
Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:
- количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
- количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.
Методика изучения мотивации обучения старшеклассников
(для учащихся 11-го класса)
М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.
Анкета
Дата_______________________Ф.И.____________________Класс_________
Дорогой друг!
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...
а) дальнейшей жизни;
б) поступления в вуз, продолжения образования;
в) саморазвития, совершенствования;
г) будущей профессии;
д) обретения места в обществе (вообще в жизни);
е) создания карьеры;
ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.
2. Я бы не учился, если бы...
а) не было школы;
б) не было необходимости в этом;
в) не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь;
г) не чувствовал, что это необходимо;
д) не думал о том, что будет дальше.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...
а) знания;
б) успехи в учебе;
в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;
г) способности и ум;
д) трудолюбие и работоспособность;
е) хорошие отметки.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни...
а) получить образование;
б) создать семью;
в) сделать карьеру;
г) в развитии и совершенствовании;
д) быть счастливым;
е) быть полезным;
ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;
з) пока не определена.
5. Моя цель на уроке...
а) получение информации;
б) получение знаний;
в) попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала;
г) выбрать для себя необходимое знание;
д) внимательно слушать учителя;
е) получить хорошую отметку;
ж) пообщаться с друзьями.
6. При планировании своей работы я...
а) обдумываю ее, вникаю в смысл;
б) сначала отдыхаю;
в) стараюсь выполнить все аккуратно;
г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть;
д) стараюсь выполнить ее побыстрей.
III
7. Самое интересное на уроке — это...
а) обсуждение интересного мне вопроса;
б) малоизвестные факты;
в) практика, выполнение заданий;
г) интересное сообщение учителя;
д) диалог, обсуждение, дискуссия;
е) получить отличную отметку;
ж) общение с друзьями.
8. Я изучаю материал добросовестно, если...
а) он мне очень интересен;
б) он мне необходим;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) без всяких условий, потому, что делаю это всегда;
д) меня заставляют;
е) у меня хорошее настроение.
9. Мне нравится делать уроки, когда...
а) их мало и они несложные;
б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;
в) это мне потребуется; г) это требует усердия;
д) я отдохну после школы и дополнительных занятий;
е) у меня есть настроение;
ж) материал или задание мне интересны;
з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
IV
10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...
а) мысли о будущем;
б) конкуренция и мысли о получении аттестата;
в) совесть, чувство долга;
г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;
д) ответственность;
е) родители (друзья) или учителя.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...
а) ожидаю одобрения окружающих;
б) мне интересна выполняемая работа;
в) мне нужна хорошая отметка;
г) хочу больше узнать;
д) хочу, чтоб на меня обратили внимание;
е) изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.
12. Хорошие отметки — это результат...
а) моего напряженного труда;
б) труда учителя;
в) подготовленности и понимания мной темы;
г) моего везения;
д) моего добросовестного отношения к учебе;
е) моего таланта или способностей.
V
13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...
а) настроения и самочувствия;
б) понимания мной учебного материала;
в) моего везения;
г) активной подготовки, прилагаемых усилий;
д) заинтересованности в хороших отметках;
е) внимания к речи учителя.
14. Я буду активным на уроке, если (так как)...
а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;
б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;
в) считаю нужным всегда так поступать;
г) меня не будут ругать за ошибку;
д) твердо уверен в своих знаниях;
е) мне иногда так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...
а) ничего не предпринимаю;
б) прибегаю к помощи товарищей;
в) мирюсь с ситуацией;
г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;
д) надеюсь, что разберусь потом;
е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI
16. Сделав ошибку при выполнении задания, я...
а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;
б) теряюсь;
в) прошу помощи у товарищей;
г) нервничаю;
д) продолжаю думать над ним;
е) отказываюсь от его выполнения.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...
а) обращаюсь за помощью к товарищам;
б) отказываюсь от его выполнения;
в) думаю и рассуждаю;
г) списываю у товарища;
д) обращаюсь к учебнику;
е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...
а) требуют большого умственного напряжения;
б) не требуют усилий;
в) требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаблону»;
г) не требуют сообразительности (смекалки);
д) сложные и большие;
е) однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов
Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.
Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.
Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.
Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.
Внешний мотив — 0 баллов.
Игровой мотив — 1 балл.
Получение отметки — 2 балла.
Позиционный мотив — 3 балла.
Социальный мотив — 4 балла.
Учебный мотив — 5 баллов.
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.
Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл. 19).
Таблица 18
Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | |||||||
а | б | в | г | д | е | ж | 3 | ||
1 | 4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | - | I |
2 | 0 | 4 | 4 | 5 | 4 | - | - | - | |
3 | 5 | 2 | 3 | 3 | 5 | 2 | - | - | |
4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 0 | II |
5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 0 | 2 | 1 | - | |
6 | 5 | 1 | 0 | 3 | 3 | - | - | - | |
7 | 3 | 3 | 5 | 0 | 5 | 2 | 1 | - | III |
8 | 3 | 3 | 2 | 5 | 0 | 1 | - | - | |
9 | 0 | 3 | 3 | 5 | 3 | I | 3 | 5 |
Таблица 19
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 26—29 | 24—28 | 24—28 | 72—85 |
II | 21—25 | 18—23 | 18—23 | 55—71 |
III | 18—20 | 12—17 | 14—17 | 42—54 |
IV | 15—17 | 8—11 | 9—13 | 30—41 |
V | до 14 | до 7 | до 8 | до 29 |
I — очень высокий уровень мотивации учения;
II— высокий уровень мотивации;
III — нормальный (средний) уровень мотивации;
IV — сниженный уровень мотивации;
V — низкий уровень учебной мотивации.
Таблица 20
Выявление ведущих мотивов у школьников 11-х классов
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | ||
7 | 8 | 9 | |
а б в г д е ж з | П П У В У О И - | П П О У В И - - | В П П У П И П У |
Условные обозначения видов мотивов:
У — учебный мотив;
С — социальный мотив;
П — позиционный мотив;
О — оценочный мотив;
И — игровой мотив;
В — внешний мотив.
Оценка эффективности образовательного процесса и поэлементный качественный анализ показателей учебной мотивации осуществляются по аналогии с предыдущими методиками.
Таблица 21
Ключ для показателей IV, V, VI мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | |||||
а | б | в | г | д | е | ||
10 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | IV |
11 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | |
12 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | |
13 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | V |
14 | +5 | -5 | +5 | -5 | -5 | +5 | |
15 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | |
16 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | VI |
17 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | |
18 | -5 | +5 | -5 | +5 | -5 | +5 |
ИТОГОВАЯ ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию о качестве работы образовательного учреждения. Именно мотивационная составляющая определяет способность школьника ставить и успешно решать учебные задачи. Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, выявляет качественные и количественные показатели мотивации учения: итоговый уровень развития мотивации в целом и уровни развития ее отдельных составляющих (наличие личностного смысла учения, способность к целеполаганию; преобладание познавательных или социальных мотивов, внешней или внутренней мотивации, стремления к достижению успехов или к недопущению неудачи, реализация учебных мотивов в поведении или отсутствие таковой). Полученные результаты позволяют наметить пути решения выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у учащихся определенного возраста.
Анализ результатов диагностики учебной мотивации школьников на протяжении всего периода обучения позволит выявить влияние образовательного процесса на формирование и развитие учебной мотивации на различных возрастных этапах. Для этого предлагается следующий алгоритм обработки и анализа результатов диагностики:
- сравнить между собой процентные показатели количества учащихся, имеющих очень высокий уровень учебной мотивации на всех этапах диагностики (перед поступлением в первый класс,
- по окончании первого класса, при переходе из начальных классов школы, по окончании 9-го класса, в 11-м классе);
- сравнить процентные показатели количества школьников со средним уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики;
3) сравнить процентные показатели количества детей с низким уровнем учебной мотивации на всех этапах диагностики.
Для того чтобы определить, насколько существенными оказались различия в показателях от этапа к этапу, целесообразно применить t-критерий Стъюдента (1; 3).
Качественный анализ позволяет сделать вывод о преобладании тех или иных мотивов среди учащихся определенного возраста. Имея такие данные по разным возрастным категориям, можно отследить тенденцию в изменении характера мотивов в зависимости от возраста и организации образовательного процесса.
Деятельность образовательного учреждения с точки зрения оказания влияния на развитие мотивации учения школьников может быть признана успешной и эффективной в том случае, если от этапа к этапу происходит значительное увеличение процентных показателей количества учащихся с высоким и очень высоким уровнем учебной мотивации и значительное уменьшение количества учащихся с низким уровнем учебной мотивации (за счет перехода с низкого уровня на средний и высокий). Положительная динамика в развитии мотивации учения является свидетельством высокой результативности образовательного процесса в данном образовательном учреждении. Обратная же тенденция в показателях диагностики (увеличение количества школьников с низким уровнем мотивации или отсутствие динамики и существенных различий от этапа к этапу) говорит о наличии значительных проблем в деятельности образовательного учреждения в плане выполнения основных педагогических задач.
Членам коллективов учебных учреждений и отдельным педагогам, заинтересованным в решении проблемы развития различных составляющих мотивационного компонента учебной деятельности, поможет знакомство с предлагаемыми первоисточниками. Из рекомендуемой литературы для работы по формированию учебной мотивации можно заимствовать как отдельные методы и приемы, так и целиком программы.
Таблица 22
Сводная таблица результатов диагностики
Итоговые уровни мотивации | Основные этапы диагностики | |||||
Перед поступлением в школу | По окончании 1 -го класса | При переходе из начальных классов школы в средние | По окончании 7-го класса | По окончании 9-го класса | По окончании 11 -го класса | |
Очень высокий | ||||||
Высокий | ||||||
Нормальный | ||||||
Сниженный | ||||||
Низкий |