8. Культурные практики
Предварительный просмотр:
Познавательные экскурсии «Музей Нижегородского быта» для детей 5-6 лет
Задачи образовательной деятельности |
Тематика экскурсий /Методическое обеспечение | |
Стр. 25-27 | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа». Учебно-методическое пособие. ФГОС. СПБ. Детство-Пресс, 2019 Из расчета 2 занятия в месяц, всего 18 экскурсий в год | |
№1 Беседа о лете «Что летом родится, зимой пригодится» стр.66-67 №2 Беседа «Откуда хлеб пришел» стр.68-69 №3 Практическая деятельность и использованием старинных орудий труда «Октябрь пахнет капустой» стр.69-70 №4 Беседа о взаимовыручке и поддержке «Друг за дружку держаться – ничего не бояться» стр.70-71 №5 Практическая деятельность и использованием изделий мастеров гончарного дела «Гончарные мастеровые» стр.70 №6 Беседа об осени «Что нам осень принесла» стр.73 №7 Загадывание загадок о зиме «Проказы старухи-зимы» стр.74 №8 Викторина по сказкам с использованием предметных экспонатов «Лиса-обманщица» стр.74-75 №9 Беседа о характерных особенностях января «Гуляй, да присматривайся» стр.115 | №10 Знакомство с изделиями мастеров народного промысла города Городца «Хороший город Городец» стр.76-77 №11 Самостоятельное рассказывание детьми сказок «Сказка для Кузи» стр.78 №12 Развлечение «Ой, ты, Масленица» стр.79 №13 Беседа о маме «Нет милее дружка, чем родимая матушка» стр.77-78 №14 Загадывание загадок, знакомство со сказкой «Семилетка» «Мудреному и счастье к лицу» стр.80 №15 Знакомство с потешным фольклором «Шутку шутить – людей насмешить» стр.82-83 №16 Знакомство с орудиями труда весенне-полевых работ «Апрель ленивого не любит, проворного голубит» стр.84-85 №17 Рассказ о воинах-защитниках Отечества, знакомство со сказкой «Каша из топора» «Победа в воздухе не вьется, а руками достаётся» стр.85-86 №18 Практическая деятельность со предметами глажения белья «А за ним такая гладь, ни морщинки не видать» стр.86-87 |
Предварительный просмотр:
Месяц | Тема | Цель | Содержание | Интеграция образовательных областей | ||||
Сентябрь | «Что летом родится, зимой пригодится». | 1. Закрепить знания детей о летних явлениях природы и погоды, используя приметы, пословицы, песенки - заклички. 2. Вызвать интерес к пению народных песен. 3. Учить детей отгадывать загадки, развивая образное мышление. | Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок, песен. Загадывание загадок о лете. | «Познание» (повторение народных примет, пословиц, поговорок, песенок о лете) | ||||
Сентябрь | «Гуляй да присматривайся». | 1. Расширять и углублять представление детей о характерных явлениях природы первой половины осени. 2. Дать понятие о взаимосвязи состояния погоды с деятельностью людей на примерах народных пословиц. 3. Закреплять умение различать деревья по листьям и плодам. | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Д/и «С какого дерева детки?» Разучивание песенки - попевки. Д.и «Эхо». | «Познание» (д/и: «С какого дерева детки?»)
| ||||
Сентябрь | «Вершки да корешки». | 1. Развивать интерес к русским народным сказкам, учить внимательно слушать, понимать смысл и находить главную мысль сказки. 2. Закреплять умение классифицировать (овощи, фрукты, ягоды). 3. Учить загадывать загадки, придумывать их, логически передавая характерные черты и качества предмета. | Знакомство со сказкой «Вершки да корешки». Д/и «Вершки, корешки». Загадывание детьми загадок. | «Познание» (д/и: «Что где растет?») | ||||
Сентябрь | «Хлеб – всему голова». | 1. Вызвать интерес к труду хлебороба. 2. Обогатить представление детей о том, как выращивали хлеб в старину. 3. Познакомить со старинными орудиями труда крестьян: серп, цеп – и их использованием. 4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба. | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?». Знакомство со старинными орудиями труда (серп, цеп). Пословицы и поговорки о хлебе. | «Познание» (повторение пословиц и поговорок о хлебе) | ||||
Октябрь | «Октябрь пахнет капустой». | 1. Расширять представление детей об осенних явлениях природы. 2. Вызвать интерес к праздникам и обычаям русского народа. 3. Познакомить с новыми предметами обихода крестьянской избы (тяпка, деревянное корытце) и их применением в быту. | Беседа о характерных для октября явлениях природы, обычаях и народных праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода (деревянное корытце, тяпка). Повторение попевки «Осень». | «Познание» (повторение народных примет октября) | ||||
Октябрь | «Зайчишка - трусишка». | 1. Расширять представление детей о диких животных, образе их жизни через фольклорный материал. 2. Учить внимательно слушать сказки и находить основную мысль - чему учит сказка. 3. Вызвать желание запомнить народную потешку, учить исполнять ее в народном стиле нараспев. | Знакомство со сказкой «Заяц -хваста». Разучивание потешки «Зайчишка - трусишка». Коллективный пересказ сказки «Заяц-хваста». | «Художественное творчество» (сюжетное рисование по сказке «Заяц-хваста») | ||||
Октябрь | «Страх силу отнимает». | 1. Закреплять умение детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание. 2. Учить извлекать для себя урок из рассказанного и услышанного. 3. Активизировать детей к участию в беседе по содержанию сказки, передавать в логической последовательности случай из собственной жизни. | Знакомство со сказкой «У страха глаза велики». Беседа о страхе. Коллективный пересказ сказки «У страха глаза велики» с использованием кругов-заместителей. | «Социализация» (драматизация сказки «У страха глаза велики») | ||||
Октябрь | «Что нам осень принесла?». | 1. Закреплять знания детей об осенних явлениях природы и погоды, основываясь на русском народном фольклорном материале. 2. Вызвать желание сделать красочную аппликацию из осенних листьев в подарок Кузе. | Беседа об осени с использованием народных примет, песенок, загадок, пословиц. Изготовление коллективной аппликации. | «Познание» (разучивание загадок об осенних явлениях природы) | ||||
Ноябрь | «Гончарные мастеровые». | 1. Познакомить детей со старинными предметами посуды из глины. 2. Научить различать предметы по их характерным признакам и использовании их в быту (миска, кринка, кувшин). 3. Учить понимать содержание сказки, делать самостоятельные выводы. | Д/и: «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». | «Художественное творчество» (знакомство с глиной и ее свойствами, лепка из глины) | ||||
Ноябрь | «Каша - мать наша» | 1. Познакомить с русскими народными пословицами и поговорками о каше. 2. Упражнять в различении круп. 3. Развивать мелкую моторику рук. 4. Воспитывать любовь к фольклору, к русской народной кухне. | Сортировка крупы. Беседа о способах приготовления каши. Угощение кашей. | «Познание» (д/и «Узнай крупу по описанию») | ||||
Ноябрь | «Дикие животные». | 1. Расширять представление детей о диких животных, их образе жизни, повадках. 2. Учить подмечать характерные повадки диких зверей в сказках о животных. 3. Упражнять в запоминании шутливых песенок. 4. Упражнять в отгадывании загадок. | Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки - потешки о лисе. Рассказ-беседа с использованием загадок о диких животных. | «Познание» (д/и: «Дикие и домашние животные») | ||||
Ноябрь | «Друг за друга держаться - ничего не бояться». | 1. Закреплять умение детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание. 2. Понимать смысл народных пословиц и поговорок, находить применение их в бытовых жизненных ситуациях. 3. Учить передавать характер сказочных героев в игре-драматизации. | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Беседа о взаимовыручке и поддержке. | «Социализация» (беседа о дружбе) «Художественное творчество» (рисование на тему «Мой любимый друг (подруга)») | ||||
Ноябрь | «Знаешь ли ты сказки?». | 1. Учить детей узнавать знакомые сказки по эпизоду, песенке, предмету. 2. Воспитывать любовь к различным жанрам народного фольклора. 3. Поощрять желание участвовать в частичной драматизации сказок, передавая характер действующих лиц интонацией, движением. | Литературная викторина по трем сказкам («Заяц - хваста», «Бабушка, внучка да курочка», «Крылатый, мохнатый да масляный»). | «Художественное творчество» (рисование на тему «Мой любимый сказочный герой») | ||||
Декабрь | «Здравствуй, Зимушка зима!» | 1. Закреплять знания детей о зимних явлениях природы и погоды, основываясь на фольклорном материале. 2. Вызвать желание запомнить народную закличку. 3. Учить исполнять ее в народном стиле. | Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок.. Рассказывание сказки «Почему зайцы зимой белую шубку носят». Разучивание заклички «Ты, Мороз». | «Познание» (проведение наблюдений за сезонными изменениями в природе) | ||||
Декабрь | «Проказы старухи зимы». | 1. Упражнять в отгадывании загадок, выделяя характерные особенности явлений зимы. 2. Учить понимать содержание сказки, делать самостоятельные выводы. | Загадывание загадок о зиме, снеге, морозе и др. Повторение заклички «Ты, Мороз». Рассказывание сказки «Проказы старухи зимы». | «Познание» (придумывание детьми загадок о зимних явлениях природы) | ||||
Декабрь | «Хороший город Городец». | 1. Познакомить детей с городецкой росписью, учить выделять ее отличительные черты. 2. Познакомить с фольклорным жанром - частушкой. | Рассказ о городе Городце, городецкой росписи. Пение частушек. Угощение городецкими пряниками. | «Художественное творчество» (рисование элементов городецкой росписи) | ||||
Декабрь | «С Новым годом, со всем родом!» | Обогащать знания детей о праздновании Нового года на Руси. | Рассказ о традициях празднования Нового года. Разучивание и пение колядок. | |||||
Январь | «Коляда, отворяй ворота». | 1. Вызвать интерес к праздникам и обычаям русского народа. 2. Расширять знания детей о праздновании Рождества. 3. Закреплять умение петь колядки нараспев, характерно для русского народа. | Рассказ о Рождественских праздниках и колядовании. Пение колядок. | «Социализация» (пение колядок для детей других дошкольных групп) | ||||
Январь | «Гуляй да присматривайся». | 1. Расширять и углублять представления детей явлениях природы в середине зимы. 2. Закреплять умение внимательно слушать сказку, понимать ее содержание. | Беседа о характерных особенностях января. Слушание сказки «Морозко». | Рассматривание иллюстраций к сказке «Морозко». | ||||
Январь | «Городецкая роспись». | 1. Продолжить знакомить детей с городецкой росписью. 2. Закреплять знания элементов городецкой росписи через составление узоров. | Продолжение рассказа о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. | «Познание» (д/и: «Назови элемент росписи») | ||||
Январь | «Сказка для Кузи». | 1. Способствовать развитию воображения у детей, следить за грамматически правильным построением предложений. 2. Закреплять знания о назначении и применении предметов с помощью д/и. | Самостоятельное придумывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки». | «Познание» (д/и: «Придумай сказку») | ||||
Февраль | «Мудреному и счастье к лицу». | 1. Учить внимательно слушать сказку, понимать смысл, сопереживать героям. 2. Учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки окружающих предметов и явлений. | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. | «Познание» (конкурс загадок в группе в свободное время) | ||||
Февраль | «Гуляй да присматривайся». | 1. Расширять и углублять представления детей о явлениях природы в конце зимы. 2. Закреплять умение внимательно слушать сказку, понимать ее содержание. | Беседа о характерных особенностях февраля. Слушание сказки «Мороз, солнце и месяц». | Рассматривание иллюстраций к сказке «Мороз, солнце и месяц». | ||||
Февраль | «Письмо Нафане». | Вызвать интерес к праздникам и обычаям русского народа. | Составление детьми письма другу Домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. | «Художественное творчество» (рисование на тему «Зимние забавы») | ||||
Февраль | «Ой ты, Масленица!» | 1. Расширить знания детей о праздновании русского народного праздника «Масленицы». 2. Вызвать желание запомнить народную песенку, учить исполнять ее нараспев, характерно фольклорному пению. | Рассказ о русском народном празднике «Масленице». Пение обрядовых песен. | «Физическая культура» (разучивание хороводных масленичных игр) | ||||
Март | «Нет лучше дружка, чем родимая матушка». | 1. Воспитывать у детей доброе, чуткое отношение к маме. 2. Обогащать словарный запас детей прилагательными. 3. Учить внимательно слушать сказку, понимать смысл, сопереживать героям. | Беседа о маме. Д/и «Скажи о маме ласковое слово». Рассказывание ненецкой сказки «Кукушечка». | «Социализация» (д/и «Скажи о маме ласковое слово») | ||||
Март | «Гуляй да присматривайся». | 1. Расширять и углублять представления детей о явлениях природы начала весны. 2. Вызвать желание запомнить закличку, учить исполнять ее в фольклорном стиле нараспев. | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне: «Жаворонки, прилетите!» | «Познание» (повторение заклички «Жаворонки, прилетите!») | ||||
Март | «Весна, весна, поди сюда!» | 1. Вызвать интерес к обычаям русского народа - встрече весны. 2. Закреплять знания детей о весенних явлениях природы и погоды. | Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне?». | «Познание» (словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне?») | ||||
Март | «Шутку шутить - людей насмешить». | 1. Познакомить детей с потешными фольклорным жанром (дразнилки, скороговорки, докучные сказки), его особенностями. 2. Создать хорошее настроение, вызвать положительный эмоциональный настрой. 3. Упражнять в отгадывании загадок, выделять характерные признаки сезонных изменений в природе. | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Отгадывание загадок о весне. | «Социализация» (придумывание рассказов из личного опыта «Смешная история») | ||||
Апрель | «Небылица в лицах, небывальщина». | 1. Вызвать интерес к фольклорному жанру - небылице. 2. Развивать творческое воображение у детей при придумывании небылиц. | Знакомство детей с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание небылиц. | «Познание» (д/и «Придумай небылицу») | ||||
Апрель | «Красная горка». | 1. Расширять и углублять знания детей о встрече русского христианского праздника «Пасха». 2. Вызвать интерес к обычаям и традициям празднования «Пасхи». | Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. | «Художественное творчество» (расписывание пасхальных яиц) | ||||
Апрель | «Апрель ленивого не любит, а проворного голубит». | 1. Вызвать интерес к труду земледельцев. 2. Обогатить представление о том, как проходят весенние посевные работы. 3. Учить детей сеять семена и ухаживать за их дальнейшим произрастанием. | Рассказ о весенних посевных работах. Самостоятельный посев семян. | «Труд» (ухаживание за прорастающими семенами) | ||||
Апрель | «Весна красна цветами». | 1. Расширять и углублять представления детей о явлениях весны. 2. Вызвать желание повторить знакомые заклички, песенки, пословицы о весне. | Повторение знакомых закличек, песенок, пословиц о весне, загадывание загадок. Слушание сказки «О старом кусте». | «Познание» (проведение наблюдений за сезонными изменениями в природе) | ||||
Май | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». | 1. Воспитывать уважение, национальную гордость к защитникам нашей Родины. 2. Учить внимательно слушать сказку, делая самостоятельные выводы об услышанном. | Рассказ о воинах - защитниках Отечества. Слушание сказки «Щи из топора». | «Музыка» (разучивание военных песен) | ||||
Май | «А за ним такая гладь -ни морщинки не видать». | 1. Закреплять названия старинных предметов обихода и их применение. 2. Учить проводить взаимосвязь старинных предметов обихода с их современным видом. 3. Познакомить детей с различными способами глажения белья. | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о различных предметах обихода. | «Познание» (д/и: «Что как называется?») | ||||
Май | «Прощание с избой». | 1. Вызвать у детей радостное настроение, создать положительный эмоциональный настрой при совместном чаепитии. 2. Поощрять желание исполнить различные фольклорные жанры: частушки, потешки, игры, заклички и т.д. | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. |