Речевые карты
РЕЧЕВЫЕ КАРТЫ для детей с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_karta_3-4_nishcheva.docx | 21.89 КБ |
karta_rechevogo_obsledovaniya_5-6.docx | 86.39 КБ |
rech_5_let_nishcheva.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
ребенка
младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (от 3 до 4 лет)
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________ Дата рождения_______________________________________________________________ Исследование поведения и эмоциональной сферы Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)__________________________________________________________________ Адекватность эмоциональных реакций (осознанность, сдержанность)_______________________________________________________________________________________________ Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия: • дифференциация контрастного звучания двух игрушек (молоточка и дудочки, колокольчика и свистка, пищалки и погремушки)________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Исследование зрительного восприятия: • различение величины (большой — маленький) ___________________________________ • различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый)______________________________ • различение плоских геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)___________________________________________________________________________________________3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления: • ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом на правления: вверху, внизу)____________________________________________________________________________________________________________________________________
• складывание картинок из двух частей по образцу (горизонтальный разрез, вертикальный разрез, диагональный разрез)________________________________________________________________________________________________________________________________ • складывание фигур из трех палочек по образцу («крыша», «дерево») ________________
_____________________________________________________________________________ • сооружение построек из трех кубиков по образцу («домик», «башенка»)__________________________________________________________________________________________ Анатомическое строение артикуляционного аппарата Губы (тонкие, толстые, расщелина, шрам) ______________________________________________________________________________________________________________________Зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)_____________________________________________________________________________ Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус)__________________________________________________________________________ Твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)_____________________________________________________________________________Мягкое небо (отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное) _________________________________________________________________________________ Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)_______________________________________________________________________Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы (упражнения выполняются по подражанию логопеду) 1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, проявление моторной неловкости): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ • пройти и пробежать между двумя линиями, нарисованными на полу на расстоянии 25 см друг от друга___________________________________________________• переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой)_________________________________________________________________________________________
• бросить одной рукой (попеременно) матерчатый мяч в горизонтальную цель, расположенную на расстоянии 1 м_________________________________________________________ • похлопать в ладоши и потопать ногами одновременно__________________________________________________________________________________________________________ 2. Состояние ручной моторики: • объем движений_____________________________________________________________ • темп_______________________________________________________________________ • способность к переключению__________________________________________________ Кинестетическая основа движений: • сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке _________________________________________________________________ Кинетическая основа движений: • согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке ______________________________________________________________ Навыки работы с карандашом: • умение держать карандаш_____________________________________________________ • умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки_________________________________________________________________________________________________ Манипуляции с предметами: • сложить несколько небольших игрушек в ведерко, потом поочередно достать их___________________________________________________________________________________Навыки работы с пластилином: • умение лепить шарики, лепешки, палочки_______________________________________ 3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, тонус, темп, переключение, объем движений, точность выполнения, добавочные движения): • надуть щеки (« толстячок »)___________________________________________________ • показать, как ты ешь лимон («кисло») __________________________________________ • показать, как ты ешь мороженое («сладко»)______________________________________ 4. Состояние артикуляционной моторики (проверяется по подражанию логопеду наличие/отсутствие движений, тонус, темп движений, переключение, объем движений, точность выполнения, длительность, замены движений, добавочные движения):_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ • широко улыбнуться («улыбка»)________________________________________________ • вытянуть губки «хоботком», как у слоника_______________________________________• показать широкий язычок («лопата»)____________________________________________ • показать узкий язычок («жало»)________________________________________________ • положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю («качели») ____________________________________________________________________ • подвигать язычком влевовправо («маятник»)_____________________________________ • пощелкать языком (« лошадка »)_______________________________________________ • широко открыть рот и зевнуть_________________________________________________
Исследование состояния речи Исследование импрессивной речи
1. Пассивный словарь. Понимание существительных (показать на картинке по просьбе логопеда отдельные предметы, части тела): • стол_______________________________________________________________________ • стул_______________________________________________________________________ • окно_______________________________________________________________________ • голова _____________________________________________________________________ • рука_______________________________________________________________________ • нос________________________________________________________________________ • уши________________________________________________________________________ • глаза ___________________________________________________________________ Понимание обобщающих слов (показать картинки по предложенным темам): • игрушки____________________________________________________________________ • посуда_____________________________________________________________________ • одежда_____________________________________________________________________ Понимание действий (показать по предложенным картинкам): • где мальчик рисует__________________________________________________________ • идет_______________________________________________________________________ • сидит______________________________________________________________________ • играет _____________________________________________________________________ Выполнение поручений по словесной инструкции: • принести машинку___________________________________________________________ • покатать машинку___________________________________________________________ • поставить машинку на стол____________________________________________________ • положить машинку в коробку__________________________________________________ 2. Понимание различных грамматических форм словоизменения. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
• кот — коты_________________________________________________________________ • мяч — мячи ________________________________________________________________ • дом — дома_________________________________________________________________ • кукла — куклы ______________________________________________________________ • рыбка — рыбки _____________________________________________________________ • чашка— чашки______________________________________________________________ Понимание предложнопадежных конструкций с простыми предлогами в, на (положить кубик в машинку, на стол; показать на картинках кубик в коробке, кубик на коробке)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных
(показать называемые логопедом предметы): • дом — домик________________________________________________________________ • стул — стульчик_____________________________________________________________ • кукла — куколка_____________________________________________________________ Различение форм единственного и множественного числа глаголов (показать по картинкам):
• собака стоит — собаки стоят___________________________________________________ • самолет летит — самолеты летят_______________________________________________ 3. Понимание содержания текста (сказка «Курочка Ряба»)_________________________________________________________________________________________________________
Исследование экспрессивной речи
1. Характер экспрессивной речи: • однословная ________________________________________________________________ • фразовая____________________________________________________________________• связная ____________________________________________________________________2. Активный словарь.
Существительные (назвать по три-четыре картинки по следующим лексическим темам): • игрушки____________________________________________________________________ • посуда _____________________________________________________________________ • одежда_____________________________________________________________________ • обувь ______________________________________________________________________ • животные___________________________________________________________________ Глаголы (назвать действия по картинкам): • стоит_______________________________________________________________________ • сидит______________________________________________________________________ • играет______________________________________________________________________ • рисует _____________________________________________________________________ Прилагательные (назвать признаки по картинкам): • красный____________________________________________________________________ • синий______________________________________________________________________ • зеленый____________________________________________________________________ • желтый____________________________________________________________________
• большой____________________________________________________________________ • маленький__________________________________________________________________ • сладкий____________________________________________________________________ • кислый ____________________________________________________________________ 3. Состояние грамматического строя речи. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (назвать по картинкам): • стол — столы _______________________________________________________________ • петух — петухи _____________________________________________________________ • дом — дома_________________________________________________________________ • сумка — сумки______________________________________________________________ Употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): • вижу дом___________________________________________________________________• вижу рыбку_________________________________________________________________ Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (назвать по картинкам): • красный мяч_______________________________________________________________ • синий шар__________________________________________________________________ • красная чашка_______________________________________________________________ • синяя лопатка_______________________________________________________________Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами (по картинкам): • в_________________________________________________________________________ • на_________________________________________________________________________ Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
(назвать по картинкам): • дом — домик________________________________________________________________ • стул — стульчик_____________________________________________________________ • чашка — чашечка____________________________________________________________
Употребление глаголов в форме единственного и множественного числа (назвать по картинкам):
• петух поет — петухи поют____________________________________________________ • мальчик играет — мальчики играют____________________________________________ Употребление возвратных и невозвратных глаголов (назвать по картинкам): • Мальчик умывается.— Мама умывает мальчика._______________________________________________________________________________________________________________ • Девочка одевается. — Мама одевает девочку. ___________________________________
4. Исследование фонетической стороны речи. Состояние имитационной стороны речи (с опорой на картинки):
• Ааа! (укачивает девочка)______________________________________________________ • Ооо! (сердится щенок)________________________________________________________ • Ууу! (гудит поезд) ___________________________________________________________ • Иии! (кричит ослик)__________________________________________________________ • Уа! (плачет малыш)__________________________________________________________ • Ау! (кричат дети)____________________________________________________________ • Мяу! (мяукает кошка)________________________________________________________ • My! (мычит корова) _________________________________________________________ • Ав! (лает собака)____________________________________________________________ • Пипипи! (пищит цыпленок)___________________________________________________ • Кококо! (кудахчет курица)____________________________________________________ • Гагага! (кричат гуси)_________________________________________________________ Состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в речевом потоке: • Гласные [а], [о], [у], [и], [э], [ы]_____________________________________________________________________________________________________________________________ • Согласные [б], [б'], [п], [п'], [м], [м']_____________________________________________ • [в], [в'], [ф], [ф']______________________________________________________________ • [д], [д'], [т], [т'], [н], [н']_______________________________________________________ • [г], [г'] [к], [к'], [х], [х']_______________________________________________________ • [й] ________________________________________________________________________ • [c], [с'], [з], [з']_______________________________________________________________ 5. Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).
Односложные слова: • дом________________________________________________________________________ • кот________________________________________________________________________ • дуб________________________________________________________________________ • бык _______________________________________________________________________ Двусложные слова: • вода _______________________________________________________________________ • вата________________________________________________________________________ • Дима_______________________________________________________________________ • Тома_______________________________________________________________________ Трехсложные слова: • вагоны_____________________________________________________________________• бананы_____________________________________________________________________ • батоны_____________________________________________________________________ • панама_____________________________________________________________________ 6. Состояние дыхательной и голосовой функций. Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное)____________________________________________________________________________________Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_____________________________________ Продолжительность речевого выдоха_____________________________________________ Сила голоса___________________________________________________________________Модуляция голоса _____________________________________________________________ 7. Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи): • темп (нормальный, ускоренный, замедленный)___________________________________ • ритм (нормальный» дисритмия)________________________________________________• паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)________________________ • употребление основных видов интонации________________________________________8. Исследование состояния фонематического восприятия.
Слуховая дифференциация звуков (показать на картинках называемые логопедом предметы):
• кот — кит__________________________________________________________________ • бочка — дочка______________________________________________________________ • бак — мак__________________________________________________________________ • миска — киска______________________________________________________________ Состояние фонематического анализа (показать собачку, услышав звук [р] в слове, с опорой на картинки):
• дом________________________________________________________________________ • рак________________________________________________________________________ • вода _______________________________________________________________________ • рыба_______________________________________________________________________ • банка______________________________________________________________________ • труба ______________________________________________________________________ Логопедическое заключение _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ______ Логопед_______________________________
Предварительный просмотр:
Карта речевого обследования 5-6 лет
I. Анкетные данные
Фамилия, имя____________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________
Дата поступления в группу_________________________________________________________
Откуда поступил _________________________________________________________________
Жалобы родителей _______________________________________________________________
II. Анамнез
От какой беременности
ребенок_________________________________________________________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания) ____________________________________________________________________
Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ________________________________________
Когда закричал __________________________________________________________________
Асфиксия_______________________________________________________________________
Резус-конфликт__________________________________________________________________
Вскармливание:
когда принесли кормить___________________________________________________________
грудное или искусственное________________________________________________________
Выписали из роддома на ___ день, если задержали, то почему___________________________ ________________________________________________________________________________
Начал держать голову______ (N к 2 мес.), сидеть _______ (N к 6 мес.), стоять с помощью опоры______ (N к 8—9 мес.), ходить_______ (N к 1 году).
Гуление _______ (N в 2—3 мес. ), лепет _______ (N в 5—6 мес.), первые слова_______(N к 1 году), первые фразы ________(N к 1,5—2 годам), фразовая речь_______ (N к 3 годам)
Перенесенные заболевания:
до1года________________________________________
после года _____________________________________
Ушибы, травмы головы___________________________
Прерывалось ли речевое развитие __________________
IV. Речевая и социальная среда
Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения ___________________________________
Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении________________________________________________________________________
С кем проживает ребенок (с родителями, опекунами, бабушкой...)_______________________ ________________________________________________________________________________
Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста __________________________________
V. Объективные данные о состоянии здоровья
Неврологический статус (невропатолог) _____________________________________________
Состояние слуха (оториноларинголог) ______________________________________________
Состояние зрения (окулист) _______________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог)_ _____________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр)________________________________________________
VI. Разговорно-описательная беседа
(цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)
Возраст ребенка | 5-6 | ||
н.г. | промежуточный | к.г | |
Как тебя зовут? | |||
Сколько тебе лет? | |||
Где ты живешь? | |||
С кем ты живешь? | |||
Как зовут маму, папу? | |||
Кто работает в твоей семье? А кто учится? | |||
С кем ты дружишь в детском саду? | |||
Помогаешь ли ты взрослым дома? | |||
Что ты умеешь делать? | |||
Какая у тебя любимая сказка? О чем она? | |||
Другие сведения об окружающем мире |
Вывод: ________________________________________________________________________________
VII. Моторная сфера
Возраст ребенка | 5-6 | ||
н.г | промежуточный | к.г | |
1. Состояние общей моторики
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
2. Состояние мелкой моторики
«Колечко» (правая, левая рука, синхронно) | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
3.Мимика
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
4. Навыки самообслуживания
| |||
|
Вывод:____________________________________________________________________________
VIII. Психические процессы
Возраст ребенка | 5-6 | ||
н.г. | промежуточный | к.г. | |
1. Внимание (достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности) | |||
2.Память
| |||
| |||
| |||
| |||
3. Зрительное восприятие
| |||
| |||
| |||
восприятие формы | |||
4. Пространственные представления
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
5. Временные представления
| |||
| |||
| |||
6. Мышление
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
7. Математические представления
| |||
| |||
| |||
8. Работоспособность (снижена, достаточна) |
Вывод: __________________________________________________________________________________
IX. Строение органов артикуляционного аппарата
Губы______________ (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)
Зубы____________________________ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)
Челюсти__________________ (норма, прогения, прогнатия)
Прикус_________ (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, ассиметрия прикуса)
Твердое нёбо____________________ (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое небо__________________________ (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)
Язык____________________________________ (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)
Подъязычная связка _______ (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)
Кончик языка _______________ (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)
Позиция языка в полости рта ______ (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит па дне полости рта, при фонации в межзубном положении)
Вывод: _________________________________________________________________________
X. Подвижность органов артикуляционного аппарата
Возраст ребенка | 5-6 | ||
н.г. | промежуточный | к.г. | |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Вывод: ____________________________________________________________________________
XI. Обследование фонематического слуха, восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений
Возраст ребенка | 5-6 | ||
н.г | промежуточный | к.г | |
Фонематический слух, фонематическое восприятие | |||
1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
2. Различение слов со сходным звуковым составом:
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
3. Определение звука в ряду других звуков (хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук) | |||
4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук (л), (р), (с) | |||
Фонематический анализ | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
(с 6 лет)
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Фонематический синтез | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Фонематическое представление | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Вывод: ______________________________________________________________________
XII. Звукопроизношение
Звуки | воспроизведение звука | ||
н.г. | промежуточный | к.г. | |
Свистящие, (ц,) | |||
Шипящие, (ч) | |||
Звуки (л), (л) | |||
Звуки (р), (рь) | |||
Другие звуки | |||
Дифференцирования звуков |
Вывод: ________________________________________________________________________________
XIII. Слоговая структура слова
Класс слов | самостоятельное называние (по картинкам) | повторение за логопедом | ||||
н.г. | пром | к.г. | н.г. | пром | к.г. | |
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
с одним закрытым слогом
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
с закрытым слогом
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
Трехсложные слова со стечением согласных
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
С закрытым слогом и стечением согласных
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
с двумя стечениями согласных
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
| ||||||
|
Повторение предложений:
Милиционер стоит у светофора. Экскурсовод проводит экскурсию по городу. Троллейбус остановился на перекрестке. Жираф живет в зоопарке.
Вывод: _________________________________________________________________________________
XIV. Лексическая сторона речи
Возраст ребенка | 5-6 | ||
н.г | промежуточный | н.г | |
(ограниченно, на бытовом уровне, выполнение сложных речевых инструкций, понимание обращенной речи) | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
с 5 лет
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
с 6 лет
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
с 5лет: с 6 лет
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Вывод: ___________________________________________________________________________
XV. Грамматический строй речи
Возраст ребенка | 5-6 | ||
н.г | промежуточный | н.г | |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
1-5 мяч 1-5 ёлка 1-5 яблоко
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
с 6 лет
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Вывод: __________________________________________________________________________________
XVI. Фразовая речь
Возраст ребенка | 5-6 | ||
н.г | промежуточный | н.г | |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Вывод: ____________________________________________________________________________________________
(фразовая речь не нарушена; нарушение фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушение линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм – нарушение сочетаемости слов: согласование, управления)
XVII. Связная речь
(образцы детских рассказов обязательно записываются)
начало года | промежуточный этап | конец года | |
| |||
| |||
| |||
(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения нераспространённые; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)
Логопедическое заключение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ___________ Логопед____________
Предварительный просмотр:
Речевая карта ребенка с ОНР 5 лет (Нищева Н.В.)
Фамилия, имя, отчество ребенка |
Дата рождения Адрес |
мама |
папа |
Национальный язык двуязычие |
Решением ТПМПК от протокол № |
принят в группу компенсирующей направленности с заключением: |
Дата заполнения речевой карты |
1. РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
(цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)
Возраст ребенка Вопросы | 5 года |
Как тебя зовут? | |
Сколько тебе лет? | |
Где ты живешь? С кем ты живешь? | |
Как зовут маму, папу? Кто работает в твоей семье? А кто учится? | |
С кем ты дружишь в детском саду? | |
Помогаешь ли ты взрослым дома? Что ты умеешь делать? | |
Какая у тебя любимая сказка? О чем она? |
2. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Исследование слухового восприятия
1. Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчик, погремушки за ширмой _______________________________________________________
2. Определение направления звука (в каком направлении звук в кабинете) _____________
3. Восприятие и воспроизведение ритма − − ● ● − − ● ● − − − − ● ● ● −
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, назвать цвет предметов, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам – соответствующие по цвету шарфики):
красный | желтый | синий | зеленый | белый | черный |
розовый | оранжевый | голубой |
2. Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
круг | квадрат | овал | треугольник | шар | куб | прямоугольник |
3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО И НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
1. Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся, по отношению к себе)
вверху | внизу | впереди | сзади | слева | справа |
2. Ориентировка в схеме собственного тела (показать)
правая рука | левая рука | правая нога | левая нога | Пр.глаз | Лев глаз | Пр.ухо | Лев ухо |
3. Складывание картинок из частей (4-6 части, вертикальный и горизонтальный разрез)
4 – вертик. ______ горизон._______ 6 -вертик._______ горизон.________
4. Складывание фигур из палочек по образцу:
«домик» (6) | «елочка» (6) | «лесенка» (7) |
4. АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Губы (тонкие, толстые, расщелина, шрам) ________________________________________________
Зубы (редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) _______
Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, перекрестный прикус) ____ Твердое небо (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) _______
Мягкое небо (отсутствие, укороченное, отсутствие маленького язычка, раздвоенное) ____________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) _
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________________________________
5. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений) ___________________________________________________________________________
- Попрыгать на двух ногах ____________________на левой ноге________на правой ноге__________
- Прыгнуть в длину с места_________________
- Потопать ногами, похлопать руками одновременно__________________
- Бросить мяч от груди __________________ из-за головы____________
- Поймать мяч _________________перепрыгнуть через мягкую игрушку___________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии _________________________________________________________
- Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук).
- правая рука ___________________
- левая рука ___________________
- Кинетическая основа движений:
- «игра» на рояле ______________
- кулак-ладонь-ребро (ведущей рукой) _______________________________
- Навыки работы с карандашом (умение рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, ломаные, замкнутые, человека) __________________________________________________________
- Манипуляции с предметами:
- застегивать, расстегивать пуговицы _________________________
- завязывать и развязывать шнурки _________________________
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок) ______________________________________________________________
- закрыть правый, левый глаз ______________________
- поднять брови ____________________
- нахмурить брови _______________
- надуть правую, левую щеку __________________
- втянуть правую, левую щеку _______________________
- наморщить нос _______
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка) _____________________________________________________________________
- Движение нижней челюсти:
- открыть, закрыть рот __________
- Движение губ:
- «улыбка» _________
- «трубочка» _____________
- Движение языка:
- «Лопаточка» ______
- «жало» ____________
- «качели» _____________
- «маятник» ____________
- Движение мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть) ______________
6. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1. Исследование состояния пассивного словаря
- Понимание существительных (показать на сюжетной картинке отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов):
Мальчиков____ Девочку___ Мишку_____ Машинки____ Самосвалы_____ Колеса самосвалов_______ Домик ____ Окна домика _____ Кубики ____ Голову мальчика в красных штанишках_____
Живот мальчика в красных штанишках_____ Руки мальчика в красных штанишках_______
Ноги мальчика в полосатых штанишках_______ Ладонь мальчика в красных штанишках ________
- Понимание существительных (показать на картинке отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов)
шкаф___ диван_____ кресло____ Платье____ капусту___ апельсин____ грушу____ помидор_______
петуха____ утку____ гуся____ гребешок петуха____ хвост гуся____ дверцу шкафа ________
- Умение обобщать (показать несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию)
Игрушки____Посуду____Одежду____Мебель______овощи______Фрукты_____Домашних птиц______
- Понимание действий (покажи):
Где сидит девочка____________ стоит__________ лежит___________ идет__________
Где ест мальчик__________ пьет____________ читает___________ рисует___________
Где птица летит_____ рыба плавает_______ слон идет______ лягушка прыгает_____ змея ползет______
- Понимание признаков (покажи):
Что круглое? ______ Квадратное? _______ Треугольное? ______ Овальное? ___________
Холодное? ________ Горячее? _________ Горькое? ____________ Сладкое? _________
2. Понимание различных форм словоизменений
- Дифференциация единственного и множественного числа существительных (покажи):
Дом____ дома___ кот___коты___кукла___куклы____груша____груши____ведро____ведра___
Глаз____глаза____стул____стулья_____лист____листья_____окно____окна______
- Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (покажи):
Цыплёнка в корытце____ на крыльце ____ у корытца____ цыпленка, который спрыгнет со ступеньки_____ гонится за бабочкой______ спрятался под крыльцом_____ ходит по крыльцу_______
- Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (покажи):
Стол____ столик _____ машину ______ машинку_______ ведро________ ведерко_________
Носок___ носочек____ чашку____ чашечку______ окно_____ окошечко_____
- Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (покажи):
Где кошка сидит_______ где кошки сидят________ где слон идет ________ где слоны идут_________
Где птица летит_____ где птицы летят_____ где машина едет_____ машины едут______
- Дифференциация глаголов с различными приставками (покажи):
Где девочка наливает воду________ выливает воду_________ поливает водой___________
Где птицы вылетают из клетки_____ влетает в клетку_______
3. Понимание отдельных предложений и связной речи
- Понимание предложений (покажи):
Где мальчик поздравляет девочку ________ Где девочка поздравляет мальчика_____________
Где собака бежит за мальчиком_____ Где мальчик бежит за собакой_____
- Понимание текста:
Сказка «Колобок». Покажи, что испекла бабка, где бабка пекла колобок. Покажи, куда бабка поставила колобок остужаться. Покажи, кто съел колобка.
7. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
Кот - кит ____ Дом – дым _____ Уточка – удочка _____ Киска – миска ____ Мышка – мишка______
Почка – бочка____ Катушка – кадушка____ Корка – горка______
2. Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
Коса – коза ____________ Речка – редька_______ Мишка – миска ____________ Цвет – свет__________
Кочка – кошка ____________ Челка – щелка_______ Марина – малина _____________ Рейка – Лейка______
8. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Характер экспрессивной речи __________________________________________________
____________________________________________________________________________
1. Номинативный словарь (имена существительные)
- Назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
Игрушки: ___________Мебель________ Посуда: _____ Овощи______ Одежда: _______ Фрукты ________
Обувь: _______ Птицы________
- Назвать части тела и части предметов (по картинам):
нос________ рот_______ шея_______ живот______ воротник_______ рукав______ пуговица________
кабина машины_______ грудь_______ руль машины________
- Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
Стул, стол, шкаф___________ Воробей, голубь, сова_______
Огурец, помидор, морковь_____________ Яблоко, банан, апельсин_________
2. Предикативный словарь (глаголы)
Ответить на вопросы по картинкам
Как передвигаются птицы_______ Как передвигаются рыбы_______ Как передвигается змея__________
Как передвигается лягушка_______ Как передвигается человек_______ Кошка мяукает, а собака_______ Корова_______ Петух________
3. Атрибутивный словарь (имена прилагательные)
Назвать предъявляемые цвета:
Красный ______ Синий ________ Оранжевый________
Зеленый ______ Желтый _______ Голубой________
Белый ________ Черный _______
4. Форма (ответить на вопросы с опорой на картинки)
Солнце какое? _________ Косынка? __________
Печенье какое? (квадратное)________ Огурец? ___________
9. СОСТОЯНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ)
1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (по аналогии)
глаз -________рот - _______река - _______ухо - _______кольцо - ________
2. Употребление имен существительных в косвенных падежах:
Много чего? Шаров_______ Берез_________ Окон_______ Ключей________ Ложек __________
3. Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):
Оранжевый апельсин ________ Голубая бабочка_________ Белое блюдце________
4. Употребление предложно-падежных конструкций:
Где сидит снегирь? (на ветке) _______ Где стоит машина? (в гараже) _______
У кого кукла? (у девочки) ________ Где стоит коза? (за забором) ______Где едет машина? (по дороге) _____
5. Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
Две розы________ два мяча –______________ два окна - ______________
6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Забор - заборчик ________ лента - ленточка______ Носок - носочек________ Окно - окошечко____________
7. Образование детенышей животных:
У зайчихи___________ У белки___________ У волчицы______________ У козы______________
10. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Составление описательного рассказа об игрушке по данному образцу.
План рассказа
Как называется?
Это овощ или фрукт?
Где он растет?
Какой он? (цвет, форма, размер, на ощупь, на вкус)
Что из него можно приготовить?
Помидор
Это помидор. Помидор – это овощ. Он растет в огороде на грядке или в теплице. Он красный, круглый, мягкий, гладкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить томат, томатный сок, салат, добавить его в щи или борщ.
- Составление сравнительного рассказа о двух предметах или объектах по предложенной схеме.
Репка и груша.
Это репка и груша. Репка – это овощ, а груша – это фрукт. Репка растет в огороде наг рядке, а груша – на дереве в саду. Репка большая, а груша маленькая. Репа круглая, а груша овальная. Репа желтая, а груша светло-зеленая. Репа крепкая, шершавая. Груша мягкая, гладкая. Репка не пахнет, а груша ароматная. Репка горьковатая, а груша сладкая. Репку можно потушить, а из груши готовят варенье, ждем, сок, ее можно есть просто так.
- Составление рассказа по серии картинок
Рассмотри картинки, ответь на вопросы, составь рассказ.
1. Кого ты видишь на первой картинке? Что они делают? (На картинке нарисованы бабушка и котенок. Бабушка вяжет носок. Котенок спит в корзине с клубками).
2. Рассмотри вторую картинку. Что случилось дальше? (Бабушка уснула. Котенок вылез из корзинки и стал катать клубки).
3. Что произошло потом? (бабушка проснулась и увидела большой клубок. Из клубка торчали хвост и ушки котенка). _____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Пересказ текста из нескольких предложений
«Рыбалка»
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
- Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):
Самолет__________ Скворец __________ Фотограф ___________ Микстура ____________
Мотоциклист ________ Погремушка_________ Сестренка развешивает простыни. _________
В универмаге продают продукты. ___________ Мотоциклист мчится на мотоцикле. ___________
- Состояние звукопроизношения
Фонема | Изолир. | В начале | В середине | В конце | Предложение |
[с] | Киска ест «вискас». | ||||
[с'] | Сёма и Сеня тянут сети. | ||||
[з] | За забором коза и козлята. | ||||
[з'] | У обезьяны зеленый бантик. | ||||
[ц] | У курицы цыплята. | ||||
[ш] | Лягушка в мышином горошке. | ||||
[ж] | У Жаны и жени желуди. | ||||
[ч] | У Ванечки булочки с черемухой. | ||||
[щ] | В ящике три щенка. | ||||
[р] | В траве корзина. | ||||
[р'] | У Риммы репа и редиска. | ||||
[л] | Володя и Мила в лодке. | ||||
[л'] | Лебеди летят над полями. | ||||
[к] | У кошки котенок. | ||||
[к'] | Никита надевает носки. | ||||
[г] | Галя и Гоша гусей стерегут. | ||||
[г'] | У Гены гитара. | ||||
[х] | Под дубом мох. | ||||
[х'] | Петухи боятся хитрой лисы. | ||||
[й] | Яша играет на балалайке. | ||||
гласные |
- Состояние дыхательной и голосовой функции (состояние просодии)
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___________________________________________________________
Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ______________________________
Продолжительность речевого выдоха (достаточный, укороченный, речь на выдох)
______________________________________________________________________
Сила голоса _____________________________________________________________
Модуляция голоса ______________________________________________________
- Особенности динамической стороны речи
- Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) _______________________________________________
- Ритм (правильный, дисритмия)_____________________________________________________________
- Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) __________________________________
- Употребление основных видов интонации______________________________________________________
12. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
- Повторение с оппозиционными звуками:
ба-па-ба______ па-ба-па________ га-ка-га______ ка-га-ка________
да-та-да_____ та-да-та________ за-са-за _______ са-за-са________
та-тя-та_____ тя-та-тя________
- Выделение начального ударного из слов:
Астра________ арка_____ осень_________озеро________улей________уши_______иглы_____искры____