Методические материалы


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на Выступление на заседании районного методического объединения учителей истории и обществознания по теме: «Новая программа воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, использование её на уроках истории и обществознания» Докладчик: Радченко Наталья Евгеньевна , учитель высшей квалификационной категории МБОУ Фомино - Свечниковской СОШ 2020 г.

Слайд 2

На заседании Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) по общему образованию 2 июня 2020 года был принят проект примерной программы воспитания. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования была разработана научным коллективом Института стратегии развития образования РАО по заданию Минпросвещения России для российских школ, и в 2019 году прошла широкое обсуждение в профессиональном сообществе, а также апробацию в 730 школах России . С 1 сентября этого года начнётся масштабное внедрение программы в общеобразовательных организациях нашей страны. Она станет ориентиром в разработке и реализации собственных программ в каждой школе. В основу положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества . Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

Слайд 3

Нормативно-правовая и документальная основа программы воспитания и социализации обучающихся: 1 . Закон РФ «Об образовании »; 2 . ФГОС ООО; 3 . Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Слайд 4

В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Слайд 5

Достижению поставленных целей будет способствовать реализация воспитательного потенциала на уроках истории и обществознания. Для этого в образовательной организации могут использоваться следующие формы работы: На внешкольном уровне: социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны.

Слайд 6

На школьном уровне: общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы . На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

Слайд 7

Можно использовать направления работы, представленные в следующих модулях: «Курсы внеурочной деятельности» «Школьный урок» « Детские общественные объединения » « Экскурсии, экспедиции, походы»

Слайд 8

Модуль «Курсы внеурочной деятельности » Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; Туристско-краеведческая деятельность . Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.

Слайд 9

Модуль «Школьный урок» - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

Слайд 10

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Слайд 11

Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» Экскурсии , экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества . - литературные , исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны; - поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным поисковым отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и захоронения останков погибших советских воинов;

Слайд 12

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дистанционное обучение в современных условиях Дистанционное обучение в современных условиях Учитель истории МБОУ Индустриальной СОШ Резникова Н.В. Выступление на заседании районного методического объединения учителей истории , обществознания Август 2020

Слайд 2

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь” Степень востребованности дистанционного обучения на современном этапе достаточно высока, т.к. внедрение ФГОС требует системно-деятельностного подхода в обучении.

Слайд 3

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников .

Слайд 4

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Слайд 5

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды , включающей в себя: электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, совокупность телекоммуникационных технологий, совокупность соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Слайд 6

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность , или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Слайд 7

В 1969 г. в Великобритании был открыт первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет Великобритании 30 мая 1997 года вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.

Слайд 8

Цели дистанционного обучения Предоставление различным социальным группам в любых районах страны равных образовательных возможностей; Повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих образовательных учреждений; Позволяет получить дополнительное образование; Направлено на расширение образовательной среды, на полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования.

Слайд 9

С развитием дистанционного обучения связывается надежда на решение ряда социально-экономических проблем: повышение общеобразовательного уровня населения; расширение доступа к высшим уровням образования; удовлетворение потребностей в высшем образовании; организация регулярного повышения квалификации специалистов различных направлений. Дистанционное обучение в современных условиях

Слайд 10

Что представляет собой дистанционное обучение? Это взаимодействие преподавателя и учащегося на расстоянии, которое реализуется с помощью средств сети Интернет или других интерактивных технологий. Дистанционное обучение в современных условиях

Слайд 11

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников». ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

Слайд 12

Основные особенности 1. Гибкость: обучающиеся не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет прекратить свой обычный уклад жизни. 2. Модульность: основой дистанционного образования является модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний, позволяет из выбора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям. 3. Экономическая эффективность: заключается в эффективном использовании учебных площадей, технических средств благодаря привлечению новейших информационных и телекоммуникационных технологий. Концентрированное и унифицированное представление учебной информации на современных носителях и мультидоступ к ней снижают затраты на подготовку специалиста .

Слайд 13

Ключевые компетентности Готовность к разрешению проблем Готовность к самообразованию Готовность к использованию информационных ресурсов Готовность к социальному взаимодействию Коммуникативная компетентность

Слайд 14

Формы взаимодействия Электронная конференция Вебинар Электронная консультация Электронная переписка Форум Чат Обмен файлами Интерактивные опросы

Слайд 15

Сегодня применяются различные формы (методы) организации дистанционных занятий. К примеру: чат-занятия - с использованием чат-технологий; веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций; телеконференция; теле присутствие (обеспечивается с помощью робота R.Bot 100); почтовая рассылка учебно-методических материалов, видео- и аудиофайлов и т.д.

Слайд 16

В мире накоплен обширный опыт реализации систем дистанционного обучения.

Слайд 17

Обучение в индивидуальном темпе Свобода и гибкость Доступность Мобильность Технологичность Социальное равноправие Творчество . достоинства дистанционного обучения:

Слайд 18

К минусам дистанционного обучения можно отнести : Не до конца разработаны стандарты качества и методики осуществления дистанционного образования. Не прояснены моменты с авторскими правами и записью дистанционных материалов. Не решена проблема идентификации личности обучаемого. Отсутствует реальное общение между студентами и преподавателями. Не привита пока жесткая самодисциплина студента нужна хорошая техническая оснащенность в домашних условиях. Не достает во многих случаях учебно-методического обеспечения самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям . Не все дисциплины могут быть представлены дистанционно.

Слайд 19

Наш вывод - выход в сложившейся ситуации в умелом сочетании традиционной и дистанционной форм обучения (гибридное образование).

Слайд 20

Дистанционное образование отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и, вбирая в себя лучшие черты других форм, оно войдет в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.

Слайд 21

Таким образом, необходимо, чтобы традиционные и дистанционные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать и развиваться на одном уровне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Переверзева Наталья Николаевна – учитель истории МБОУ Талловеровской СОШ 2022 год

Слайд 2

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 3

1) Формирование нового стиля мышления 2) Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность 3) Развитие аналитического, критического мышления. 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Слайд 4

Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.

Слайд 5

1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка обучающимися собственных целей обучения. Реализация смысла: – получение новой информации; – обучающиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – постановка обучающимся новых целей обучения.

Слайд 8

«  » – уже знал « + » – новое « – » – думал иначе « ? » – есть вопросы

Слайд 9

Значки Ключевые слова  Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость – Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Слайд 10

Проблема : Выводы: Причина: Причина: факты: факты:

Слайд 11

Причины распада Древней Руси Междоусобные войны и борьба за киевский престол Усиление экономической мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Не был определен порядок наследования киевского престола Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Раздробленность на Руси была неизбежна

Слайд 12

1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме , чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).

Слайд 13

Россия в 1900-1917 гг Россия царская, самодержавная воюет, подавляет, свергает эпоха мировой войны, революции, гражданской смуты сдвиг в российском обществе

Слайд 14

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию; анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации



Предварительный просмотр:

Интервью как вид творческой деятельности на уроках истории и обществознания.

           

 Подготовила

Жилина О.Н.

учитель истории и

обществознания

МБОУ Каменской ООШ

     

Многие из нас с грустью замечают, что современные дети с катастрофической скоростью утрачивают навыки общения. Чтобы хотя бы отчасти исправить сложившуюся ситуацию, предпринимаются попытки вернуть устную речь в школу. Например, появилось итоговое собеседование в 9 классе, которое, впрочем, только вскрыло масштабы проблемы. Интервью — один из способов приступить к ее решению, причем в той или иной форме этот прием может использоваться на любом уроке в любом классе.

Суть и виды приема интервью

По своему основному смыслу интервью — это беседа, в ходе которой один человек (интервьюер) задает вопросы, а второй (респондент) отвечает на них. Обычно интервью берут у известных людей, и это уже само по себе диктует приему некоторые элементы игры, ведь знаменитостей обычно среди учеников и учителей нет, да и научить коммуникациям нужно всех, а не только знаменитых.

Прием интервью на уроке предполагает примерно то же самое: вопросы и ответы.

Задумка состоит в том, что ученик из нашего 21 века берет интервью у какого-то исторического деятеля, либо исторические персонажи берут интервью друг у друга.

При подготовке интервью необходима, разумеется, кропотливая работа. Прежде всего надо поставить цель, которую необходимо достигнуть. Например, это может быть детальное изучение биографии и вклада данной исторической личности в историю.

           Основная же задача в интервью, на мой взгляд, оценить деятельность того или иного человека с высоты 21 века, подготовиться так, чтобы это интервью было интересным, познавательным для класса. Ученики здесь выступают как журналисты, пишущие на исторические темы. Класс, как правило, воспринимает этот метод работы очень хорошо, учащиеся часто начинают задавать вопросы, причем весьма интересные, необычные. Впечатлений после урока хватает.

      Этот метод можно использовать, начиная с 5 класса, попробовать задать вопросы из 21 века нашей эры, например, кому-то из египетских фараонов, царю Дарию, Спартаку, можно попробовать даже задать вопросы рабу или рабыне, предварительно проработав и их ответы. На уроках истории России в 6 классе историческое интервью можно применить при изучении монголо-татарского нашествия, Невской битвы и битвы на Чудском озере. В более старших классах этот метод можно применять шире. Важно иметь ввиду, что в 5-6 классах учитель активно участвует в подготовке как интервьюера, так и того, у кого берут интервью, а в более старших классах можно дать свободу творчества самим детям.

Формы приема интервью могут быть разные:

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, учащегося и учащегося, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умения не только слушать,  но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

 Работа в парах – составление диалога.

Например, при изучении темы «Образование Древнерусского государства» составить диалог между князем Игорем и князем Малом. При изучении темы «Католическая церковь в XI – XIII веках» составить диалог папы римского и императора о том, кто из них должен обладать высшей властью на Земле. Продумайте аргументы обоих собеседников. При изучении темы «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» составить диалог коренного горожанина и крестьянина, желающего перебраться в город, о преимуществах и трудностях жизни в городе.

Беседа с историческим лицом. Тема «Куликовская битва». Происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными журналистами, в основе,  которой лежит текст. Учащимся предлагается инсценировать интервью с исторической личностью, это могут быть Иван Грозный, Петр I, А. В. Суворов, Степан Разин и другие. Задание выполняют два человека, из которых один – исторический герой, а другой – журналист. Необходимо выстроить схему беседы, вопросы, продумать ответы.

Чаще всего используются три формы приёма интервью (на любом уроке, не только истории)

  • интервьюирование учителя по теме урока;
  • интервьюирование учителя в роли персонажа;
  • интервьюирование учениками друг друга в ходе ролевой игры.

Рассмотрим все эти формы.

Урок—интервью

Это одна из форм урока-конференции. Замысел создателей этого вида урока основан на том, что обычно ученики не чувствуют себя включенными в урок, так как учитель отвечает на вопросы, которых они не задавали (и которые их, возможно, не интересуют). А на таком уроке учитель отвечает именно на заданные вопросы.

В начале урока-интервью после этапа вызова учитель кратко излагает тему, умышленно не раскрывая ее полностью, а лишь намекая на некоторые сведения. Он может изложить тему очень конспективно или упустить несколько важных сведений. К примеру, рассказывая о каком-либо химическом элементе, не сообщить о том, в какие реакции он вступает.

Затем ребята индивидуально или в составе малых групп придумывают вопросы по теме. Можно регламентировать количество разных типов вопросов (например, 5 уточняющих и 2 открытых). Помощники учителя из числа сильных учеников (интервьюеры) собирают листы с вопросами и зачитывают их учителю, не повторяя одинаковые, или выводят изображение на интерактивную доску. Интервьюеры должны быть готовы исключить из списка бессмысленные вопросы и – главное – дополнить список другими важными вопросами, чтобы все аспекты темы были освещены. Если и интервьюеры забыли о чем-то спросить, указать нужный вопрос придется самому учителю.

Учитель помечает те вопросы, на которые он даст ответ (и затем отвечает на них). Указывает, на какие вопросы наука пока ответить не может или ответ пока не будет понятен школьникам (к этому можно будет вернуться позже). Остальные вопросы остаются детям на домашнюю самостоятельную работу. На следующем уроке принимаются ответы на них у самих школьников.

Еще значительнее эффект от такого урока будет в том случае, если была использована технология "Перевернутый класс" и дети получили на дом презентации учителя с кратким изложением темы, ссылки на интернет—ресурсы по теме или печатные материалы. Тогда у каждого ученика есть время осмыслить информацию и подготовить более глубокие вопросы, которые он может задать на уроке-интервью учителю. Виды вопросов и в этом случае можно регламентировать.

Учитель в роли

Второй способ применения интервью требует от учителя еще более тщательной подготовки. Ему предстоит сыграть роль какого-либо литературного героя, ученого, исторического деятеля, а может быть даже явления, понятия или вещества. Все зависит от фантазии учителя. Может, он готов дать интервью в образе фосфора, паука или цунами?

Желательно придумать какие-то детали костюма или реквизит, дополняющие образ. Хотя бы бейджик, если совсем ничего больше в голову не приходит.

В таком виде учитель отвечает на вопросы ребят о себе самом (Онегине, фразеологизме, экспоненте, Наполеоне...) Обычно игра вызывает воодушевление даже у старшеклассников, а дети с 1 по 7 класс бывают просто в восторге. Хотя это почти такой же урок (по своей сути), как и предыдущий.

Разница между ними с точки зрения подготовки невелика. По сути, она заключается только в том, что вопросы ребята должны готовить заранее. Если тема совершенно новая и незнакомая, на дом даются материалы для ознакомления. Старшеклассникам можно предложить найти информацию самим, если тема хотя бы отчасти понятна или уже частично изучена в более младших классах. Например, тема «Глюкоза». Да, пока не проходили, но все же понимают, о чем речь.

Решиться на такой урок-интервью может только учитель, блестяще знакомый с материалом, изучивший его доскональнейше. Но даже в этом случае можно услышать от детей вопрос, который взрослому просто в голову не придет. И окажется, что этого учитель не знает или не помнит. Или история об этом умалчивает. Или науке пока неизвестно. На этот случай в образе надо дать какой-то заготовленный ответ ("Это моя маленькая тайна", "Не лезьте в мою личную жизнь!", "Тссс, это только для посвященных" и т.п.), а потом объяснить ребятам, почему на вопрос невозможно было ответить.

Например, урок астрономии, тема «Солнце». Школьники заранее получили задание найти вопросы по этой теме (хотя не знали, что будет урок-интервью). Материалы не выдавались, информацию надо было найти самостоятельно в учебнике и сети интернет. Учительница пришла на урок в желтой мантии и короне в виде солнечных лучей, сообщила, что она Солнце, а у класса есть уникальная возможность задать вопросы светилу. Естественно, кто-то подготовил интересные вопросы, а кто-то схалтурил. Но тем, кто не потрудился, было обидно, что им не о чем спросить. В следующий раз они тоже постараются найти вопросы поинтереснее. Такой урок почти всегда дает мощный мотивирующий эффект.

В качестве домашнего задания можно предложить написать что-то вроде статьи с интервью (если забыли, что интервьюируемый отвечал, всегда можно заглянуть в учебник).

Главное при применении такой технологии — организовать непринужденный диалог. Если поначалу это не получается, учитель может сам начать рассказывать о себе, вовлекая детей: "Вот ты умеешь гореть в воде? Вот то-то же! А я умею!"

Ролевая игра

В этом случае формируется необходимое количество пар герой + корреспондент. Можно подбирать пары по желанию, а можно тянуть жребий. Использовать, допустим, разрезные картинки. Можно сразу сказать, кто герой, а кто интервьюер, а можно предложить паре самой распределить роли; можно дать подготовку на дом, а можно предложить подготовиться за 10 минут. Все зависит от возраста и уровня знаний детей, их конфликтности и т.п.

Что касается ролей для интервьюера и интервьюируемого, то здесь тоже полная свобода творчества. Интервьюировать можно Обломова, Штольца и Ольгу, а можно щелочноземельные металлы или, например, фрукты и овощи, которые могут рассказать, где они растут, когда поспевают и с чем их едят.

Оставшиеся без роли ребята — зрители и критики. Но не возбраняется дать одинаковые роли нескольким парам. 

Можно провести групповую игру. Класс делится на четыре части: герои, две соревнующиеся команды интервьюеров и жюри. Или группу жюри не устраивать, а пригласить старшеклассников судить игру. Соревнующиеся команды могут знать или не знать, кому им придется задавать вопросы. Один из «героев» выходит, и ему по очереди задают вопросы то от одной, то от другой команды. Выигрывает команда, придумавшая больше интересных вопросов.

Перед началом игры стоит напомнить, какие бывают вопросы, младшим детям можно написать на доске вопросительные слова. Оценить следует не только ответы, но и вопросы: насколько они "умные" — затрагивающие суть явления или персонажа. Желательно (а на уроке русского языка — обязательно) оценивать также речь, ее грамотность и выразительность.

Прием интервью в любой из этих форм повышает интерес к предмету (а значит — мотивацию) и помогает отточить умение ставить правильные вопросы и работать с информацией.

          Сейчас дети, к сожалению, мало читают, мало интересуются многими предметами. Именно поэтому считаю метод исторического интервью уместным и способным привлечь внимание, заинтересовать учащихся при изучении разных предметов, в том числе и истории.



Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: