Анализ работы РМО

Анализ работы РМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы

РМО учителей истории, обществознания  Кашарского района

за 2018-2019 учебный год.

В 2018-2019 учебном году преподавание истории и обществознания в общеобразовательных организациях Кашарского района  Ростовской области осуществлялось  в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства Просвещения  РФ, а также - с нормативными документами министерства образования  Ростовской области.

Районное методическое объединение учителей истории и обществознания работало над темой : Повышение качества знаний посредством формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках истории и обществознания.

Цели работы: 

  1. Развитие школьного социально-гуманитарного образования по обеспечению качественного образования в связи с новыми подходами к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС и концепции нового УМК по отечественной истории.
  2. Повышения профессионального мастерства педагогов.
  3. Развитие школьного социально-гуманитарного образования по обеспечению качественного образования в связи с новыми подходами к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин в условиях ФГОС.
  4. Совершенствование преподавания с учетом итоговой аттестации (детальный анализ ЕГЭ по истории и обществознанию, знакомство с нормтивно- правовой базой ОГЭ по истории и обществознанию.)

Задачи работы МО:

  1. Обсудить актуальные вопросы теории и методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и концепции нового УМК по отечественной истории .
  2. Развитие патриотических качеств личности обучающихся
  3. Выявить, изучить и внедрить современные педагогические технологии в обучении истории и обществознанию, методическая поддержка педагогов .
  4. Способствовать демонстрации опыта по обновлению подходов к преподаванию социально-гуманитарных предметов в форме мастер-классов открытых уроков и мастер-классов..
  5. Продолжать работу с талантливыми детьми через участие в конкурсах и олимпиадах.
  6. Реализация проекта «Современная школа»
  7. Продолжить работу повышению качества знаний обучающихся и профессионального уровня педагогов в преподавании гуманитарных дисциплин через апробацию и внедрение современных подходов к применению информационных ,введение метода проекта в образовательную деятельность.
  8. Продолжить работу по созданию банка программно-методических материалов для использования компьютерной техники в учебном процессе ( электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам гуманитарного цикла, справочники, энциклопедии и т.д)
  9. Продолжить работу по совершенствованию форм внеклассной деятельности по предметам гуманитарного цикла .

В РМО   постоянно ходит 21 – 25 человек. Посещаемость заседаний со-

ставляет 84-100%.

Направлениями  методической работы в 2018-2019 г были :

1. Заседания ШМО.

2. Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях,

мастер-классах)

3. Участие учителей в конкурсах педагогического мастерства.

4. Проведение мониторинговых мероприятий.

5. Внеурочная деятельность по предмету.

6. Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, мастер-классы, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.

7. Обеспечение преемственности при организации образовательного процесса.

8. Организация работы с одаренными детьми.

Формы методической работы:

1. Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.

2. Организация и проведение предметной олимпиады кольного и муниципального уровней.

3. Изучение передового педагогического опыта. Ознакомление с методическими разработками по уроку.

4. Участие в семинарах и конференциях.

5. Организация предметных олимпиад.

6. Работа с одаренными детьми.

7. Работа со слабоуспевающими детьми.

8. Повышение квалификации педагогов на курсах.

В течение 2018-2019 учебного года проведено:

  • 4 заседания РМО

Тема:     Организационное заседание .Об основных мерах по обеспечению  повышения качества образования  

Тема Современное содержание образования по истории и обществознанию ,формы и методы его реализации

Тема:     Образовательные инновации в преподавании предметов гуманитарного цикла.

Тема:     Системно-деятельностный подход в обучении истории и обществознанию

Обсуждены вопросы

Анализ работы РМО учителей истории  и обществознания за 2017-2018 учебный год.

  1. Об основных мерах по обеспечению  повышения качества образования   в 2018-2019 учебном году.(Анализ структуры и содержание ФГОС ООО  по истории и обществознанию).
  2. Система формирования финансовой грамотности обучающихся .

  1. Профилактика  и выявление суицидального поведения  у детей и подростков.

  1. Об утверждении состава творческой и экспертной группы РМО учителей истории и обществознания

  1. Историко-культурный стандарт — основа для создания учебников по истории. УМК по Всеобщей истории с учётом ФГОС ООО .

  1. Трудные вопросы истории и методика их изучения, в том числе вопросы фальсификации истории.

  1. Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя  истории и обществознания.
  2. Инновации в  системе образования.
  3. УМК элективного курса по экономике : основы финансовой грамотности, основы потребительских знаний  и основы предпринимательства.
  4. Современные технологии подготовки к   ГИА ОГЭ и ЕГЭ 2019 по истории и обществознанию.
  5. Обобщение опыта педагога дополнительного образования по теме :Особенности работы по воспитанию любви к родному краю
  6. Результаты муниципального тура ВсОШ 2018-2019 уч.года   по истории ,обществознанию , экономике
  7. Работа с одарёнными детьми. Дистанционное и очное конкурсное движение.
  8. Музейные технологии в обучении истории и обществознанию.
  9. Виды мониторинга качества  освоения ФГОС по истории и обществознанию. ВПР 2019.

перспективные изменения в ОГЭ по истории и обществознанию в 2019,2020 годах. Критерии оценивания .

  1. Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания.
  2. Вопросы антикоррупционного воспитания на уроках истории  и обществознания.

  • Семинары – практикумы «Трудные вопросы истории», «Актуальные проблемы модернизации историко-обществоведческого образования в условиях принятия и обсуждения новых предметных Концепций».
  •  Помощь в аттестации.

Аттестацию прошли

Кузнецова Н.Н- МБОУ Вяжинская СОШ -1 категория

Верба Н.А.- МБОУ Индустриальная СОШ- высшая категория

Резникова Н.В. .- МБОУ Индустриальная СОШ- высшая категория

  • Работа творческой  группы,  по проведению школьного и муниципального тура ВШО  работа экспертной группы по проверке ОГЭ.
  •  Предметная олимпиада для школьников  поистории,экономике,праву, обществознанию  школьный и муниципальный тур.

Работа с учащимися

Подготовлены и проведены муниципальный и школьный тур ВсОШ по истории , обществознанию, праву, экономике.

Призёры

МБОУ Кашарская СОШ- обществознание-Кисиль  А-9 класс-учитель Саламахина М.Н.

МБОУ Россошанская СОШ-обществознание-Трофименко О.   11 класс –учитель Васильева О.И

МБОУ Индустриальная СОШ- право –Некрасова Е.11 класс –учитель Резникова Н.В.

МБОУ Талловеровская СОШ- история -Казакова Л -9 класс- учитель Переверзева Н.Н.

  • Особое внимание уделяется учителями истории и обществознания к сдаче выпускного экзамена по истории и обществознанию в форме ОГЭ и ЕГЭ. На заседаниях МО было рекомендовано пересмотреть систему подготовки обучающихся к итоговой аттестации, разрабатывать и применять на практике итоговые тесты, задания, контрольно-проверочные работы достаточной трудности по изучению основного программного материала, позволяющие дифференцировать уровень знаний и умений обучающихся по предмету, вести целенаправленную работу среди выпускников в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ через изучение типовых конструкций тестов, формируя, таким образом, навыки саморегуляции и самоконтроля обучащихся, развивая навыки мыслительной деятельности.

(Анализ ОГЭ прилагается)

  • Создан сайт учителей истории обществознания Кашарского района

Презентация позитивного опыта работы:

Презентация  педагогического опыта учителей истории, обществознания проходила на разных уровнях:

Резникова Н.В.-учитель истории МБОУ Индустриальной СОШ –муниципальный конкурс ПНПО

Жукова Н.М. - РМО учителей истории обществознания

Злобина Т.А.-РМО учителей истории обществознания

Сухина И.С.- Формы и методы подготовки к ГИА.

Методическое объединение работало, стремясь обеспечить более высокий уровень профессиональной компетентности учителей, в целях удовлетворения потребностей и запросов общества в решении важнейших вопросов обучения обучающихся.

Форма проведения заседаний на 100% удовлетворяла требования педагогов, особенно понравились  интерактивные формы работы. Система оповещения через сайт и смс тоже обеспечивает доступностьи своевременность информации, особенно для сельских школ. Удовлетворённость работой в объединении 100%.

Цели и задачи работы на 2018 – 2019 учебный год достигнуты, признать работу РМО удовлетворительной

Выводы:

Следует отметить положительные моменты в работе МО:

- Проведение учителями уроков с использованием ИКТ.

- Работу с одаренными детьми (победы в олимпиадах и конкурсах).

Однако некоторые направления требуют доработки. Следует обратить внимание педагогов на то, что необходимо:

 вовлекать обучающихся в более активное участие в мероприятиях регионального и всероссийского уровня;

 развивать систему взаимопосещения уроков;

 активизировать участие учителей в конкурсах.

Основные трудности, с которыми сегодня сталкиваются учителя истории и обществознания в осуществлении своей педагогической деятельности, следующие:

несоответствие объема содержания учебного материала при базовом изучении курсов истории и обществознания количеству учебного времени;

Проблемы, необходимые к решению в 2018 – 2019 учебном году:

1. Активизировать обобщение опыта работы педагогами.

2. Продолжить работу над повышением качества знаний, терминологией, подготовкой к итоговой

аттестации.

3. Продолжить работу с одарёнными, увеличить % проектной и исследовательской деятельности.

4. Продолжить внедрять в учебную и внеурочную деятельность дистанционное обучение, Интер-

нет-технологии.



Предварительный просмотр:

Анализ работы

районного методического объединения учителей истории и обществознания

Кашарского района

за 2021-2022 учебный год.

Работа методического объединения в 2021 – 2022 учебном году проводилась в соответствии с планом.

Цель работы: развитие школьного социально-гуманитарного образования по обеспечению качественного образования в связи с новыми подходами к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС.

РМО работало над задачами:

  1. Обсудить актуальные вопросы теории и методики преподавания социально-гуманитарных дисциплин в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
  2. Выявить, изучить и распространить инновационные подходы в обучении истории и обществознанию.
  3. Способствовать демонстрации опыта по обновлению подходов к преподаванию социально-гуманитарных предметов в форме мастер-классов.
  4. Осуществлять гражданско-правовое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся через урочную и внеурочную деятельность
  5. Развивать педагогический потенциал учителя через внедрение и развитие современных информационных технологий в школе.
  6. Повышатьуровень  информационной активности педагогов .
  7. Систематизировать опыт работы педагогов РМО в целях его популяризации и распространения; развивать накопительную систему методической работы, способствующей развитию непрерывного образования педагогов.
  8. Развитие практики участия педагогов РМО в сетевом взаимодействии, направленном на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.
  9. Развитие обобщённых творческих способностей  школьников, приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный результат: исследовательские работы, поисковую деятельность, творческие проекты и творческие работы.
  10. Расширение использования нового поколения программ, учебников и учебных пособий (УМК) в связи с реформированием образования.

Формы организации работы: дистанционные  доклады, презентации, представление опыта работы, повышение квалификации.

Приоритетными направлениями работы РМО учителей истории и обществознания  были:

1. Изучение и апробация цифрового методического и дидактического обеспечения по истории и обществознанию (учителями РМО апробированы учебники и используются учителями в практике).

2. Обобщался и распространялся опыт по использованию цифровых образовательных ресурсов.

3. Направление на использование ИКТ, которое является интенсификатором образовательного процесса. В процессе работы РМО выделились два направления:

- внедрение ИКТ в образовательный

воспитательный процесс.

4.Работа с нормативными документами

5. Работа над единой методической темой

В течение 2021-2022 учебного года было проведено 4 заседания методического объединения, которые были проведены в дистанционном формате на достаточном рабочем уровне,.

РМО работало над темой: «Реализация федеральных государственных стандартов: от качества условий к качеству результатов».

На первом заседании рассматривались вопросы

Государственная политика в сфере общего образования Российской Федерации.

Цифровая трансформация

Специфика истории как учебного предмета

Педагоги  поделились своим опытом работы, были обсуждены трудности , возникающие у педагогов в работе и ближайшие перспективы.

На втором заседании обсуждались вопросы: Трудные вопросы предметного содержания истории , обществознания 

Каждый учитель поделился своим опытом по организации работы над трудными вопросами истории

  1. «Образование Древнерусского государства» Национально-региональй компонент исторического образования: основные тенденции и проблемы преподавания.
  2. Роль Ивана IV Грозного в российской истории. Реформы и их цена. Метапредметный подход в процессе обучения истории в общеобразовательной школе.
  3. История России в 19 веке. Современные педагогические технологии на уроках истории
  4. История России начала ХХ века. Революционные процессы. Из опыта организации работы с источником на уроках истории.

На третьем заседании

Современные педагогические технологии  преподавания  и методов оценивания на уроках истории, обществознания

  1. Мастер-класс «Облачные технологии в работе учителя истории и обществознания»
  2. Интервью как вид творческой деятельности учащихся на уроках обществознания

На четвёртом заседании

Методические аспекты подготовки     учащихся к итоговой аттестации

  1. Особенности заданий и требования к их выполнению

ЕГЭ по истории

обществознанию

ОГЭ по истории

обществознание

  1. Мастер-класс «Аналитика и практика: нестандартный подход к написанию сочинения по обществознанию»
  2. Социальное проектирование: общий подход и ценностные основания

В течение года учителя  постоянно повышают свои профессиональный уровень.  Пройдены курсы по функциональной грамотности , ФГОС, Школа Современного учителя.

Многие учителя РМО владеют необходимыми теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками для обучения, воспитания и развития школьников. Умеют формулировать цели и задачи на учебных занятиях и доводить их до конца. Владеют содержанием образования. Самостоятельно отрабатывает методику преподавания своего предмета. Планируют учебный материал, добиваются выполнения учебных программ. Использует активные формы и методы обучения школьников.  Умеют анализировать уроки, воспитательные мероприятия, педагогические ситуации своих коллег.  Применяют индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.  Знают передовой педагогический опыт, новые технологии, используют их с учетом возможностей учащихся и школы.  Систематически повышает профессиональную квалификацию.  Систематически участвуют в работе МО. Используют эффективные методики обучения.

Анализируя работу методического объединения, хочется отметить следующее: деятельность методического объединения не ограничивается заседания методического объединения. В течение учебного года педагоги нашего района традиционно проводят предметные олимпиады, готовят фрагменты образовательной деятельности для обсуждения и анализа, делятся опытом и перенимают его у коллег.

В целом, задачи, поставленные перед педагогами в 2021-2022 учебном году, были выполнены полностью.

В следующем учебном году необходимо продолжить работу по решению данной проблемы, а также:

·         по повышению мотивации профессиональной деятельности педагогов,

·         по совершенствованию умения педагогов проводить самоанализ и самооценку

 

Известно, что содержание методической работы районного методического объединения во многом определяется особенностями образовательной ситуации, в которой разворачивается профессиональная деятельность педагогов по уровням их квалификации. Педагоги истории и обществознания повышали свою квалификацию. Наблюдается изменяемость состава РМО учителей истории и обществознания в связи с возрастом, особенностями деятельности ОУ и др.

В условиях модернизации перехода на новые ФГОС происходит качественная перестройка работы РМО учителей истории  и обществознания. Учителя разнообразят формы и методы проведения занятий, применяя разнообразные образовательные технологии.

В РМО сложились хорошие, доброжелательные отношения, способствующие плодотворной, творческой работе, помогающие решать различные вопросы и проблемы.

Положительное:

Учителя разнообразят формы и методы проведения занятий, применяя разнообразные образовательные технологии.

В РМО сложились хорошие, доброжелательные отношения, способствующие плодотворной, творческой работе, помогающие решать различные вопросы и проблемы.

 Изучены стандарты  образования и нормативные документы.
  Изучены теоретические основы, разработки актуальных направлений модернизации.
  Разработаны пути реализации актуальных направлений, модернизации  образования применены на практике, обобщены и выслушаны на заседании РМО.
Даны общие рекомендации по решению обнаруженных проблем.

Своевременное знакомство учителей с ФГОС НОО и ФГОС ООО второго поколения и обмен опытом работы согласно требований ФГОС;

- оперативность в решении актуальных вопросов преподавания предмета, аттестации учителей;

- практическая направленность работы (мастер-классы, открытые уроки);

- обмен опытом по подготовке к экзаменам;

- широкое использование мультимедийных средств на уроках и во время проведения заседаний РМО;

Однако, наряду с этим, следует отметить:

Рекомендации, теоретический и практический материал зачастую не используется учителями в своей деятельности.
Много времени тратится на монологические формы обучения, которые требуют активного присутствия учителя на уроке. Необходимо ещё активнее применять современные методики и технологии на уроках.

Необходимо отметить недостаточную работу районного методического объединения по вопросу организации включения учителей в процесс овладения современными информационно-коммуникативными технологиями. Здесь педагогам необходимо преодолеть барьер, который держит многих на значительном расстоянии от электронных средств обучения. Задача методической службы РМО - помочь учителям овладеть техникой получения информации и на этой основе переходить к методической помощи по широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Существуют и проблемы, которые требуют решения и как их избежать в дальнейшем:

1. Недостаточная работа по темам самообразования, мало учителей обобщают свой опыт на районном и региональном уровне. Некоторые не обобщали его никогда.

2. Необходимо продолжить работу по созданию банка данных учителей.

3. Продолжить работу с одарёнными детьми, которые могут участвовать в конкурсах различного уровня.

4. Больше проводить работы по формированию теоретических основ педагогики и психологии, повышению педагогического мастерства.

5. Начать работу по образовательной подготовке учащихся выпускных классов к ГИА, ЕГЭ.

6.Недостаточно активное участие педагогов в районных семинарах в различных конкурсах профессионального мастерства, областных семинаров, конференций.

7. Некоторые педагогики систематически не посещают заседания РМО.

Рекомендации: в 2022-2023 учебном году продолжить работу по повышению профессионального мастерства преподавательского состава через систему повышения квалификации в соответствии с перспективным планом повышения квалификации учителей РМО, через участие в работе семинаров, единых методических дней, круглых столов различных уровней, создание условий для положительной мотивации обобщения актуального педагогического опыта. Активизировать работу по укреплению материально - технической и методической базы учебных кабинетов, привести в соответствие с современными требованиями.

Проблема: по-прежнему проблемой остаётся обеспечение общеобразовательных учреждений района молодыми высоко - профессиональными кадрами, способными работать в условиях обновления содержания образования.

Вывод: В целом, качественный состав педагогических кадров позволяет совершенствовать систему географического образования в школах района и качественно организовывать образовательный процесс.

Руководитель РМО :                          Резникова Н.В.



Предварительный просмотр:

Анализ работы

районного методического объединения учителей истории и обществознания

Кашарского района

за 2023-2024 учебный год.

Работа методического объединения в 2023 – 2024 учебном году проводилась в соответствии с планом.

Методическая тема РМО: ««Профессиональное развитие педагога в условиях перехода на ФГОС третьего поколения и ФООП»

Цель: Совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, компетентности в области истории и обществознания в условиях реализации ФГОС и модернизации системы образования путем проектирования учебных занятий в связи с введением нового ФГОС.

Основные задачи:

1. Развивать педагогический потенциал учителя через внедрение и развитие современныхинформационных технологий в школе.

2.Повышать уровень информационной активности обучающихся, развивать их интеллектуальные и творческие способности. 3.Систематизировать опыт работы педагогов МО в целях его популяризации и распространения; развивать накопительную систему методической работы, способствующей развитию непрерывного образования педагогов.

 4.Развивать практику участия педагогов МО в сетевом взаимодействии, направленном на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.

5.Развивать обобщённые творческие способности школьников, приобщать их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный результат: исследовательские работы, поисковую деятельность, творческие проекты и творческие работы.

6.Расширять использование нового поколения программ, учебников и учебных пособий  УМК) всвязи с реформированием образования. 7.Использование результатов оценочных процедур  ВПР,ГИА) организации методической работы;

8.Внедрение педагогических технологий, обеспечивающих формирование предметных, метапредметных, личностных результатов школьников с разным уровнем подготовки и мотивации.

Приоритетными направлениями работы РМО учителей истории и обществознания  были:

1. Изучение и апробация цифрового методического и дидактического обеспечения по истории и обществознанию  учителями РМО апробированы учебники и используются учителями в практике).

2. Обобщался и распространялся опыт по использованию цифровых образовательных ресурсов.

3. Направление на использование ИКТ, которое является интенсификатором образовательного процесса. В процессе работы РМО выделились два направления:

- внедрение ИКТ в образовательный - воспитательный процесс.

4.Работа с нормативными документами

5. Работа над единой методической темой

В течение учебного года осуждены  актуальные проблемы преподавания истории, обществознания и права: 

- новые требования к аттестации педагогов;

- новые подходы к повышению квалификации педагогов;

- анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ-2023 по истории, изучение рекомендаций;

 - анализ результатов ОГЭ,  ЕГЭ-2023 по обществознанию, изучение рекомендаций;

- преемственность в подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации;

- анализ результатов диагностических работ по обществознанию в 9 кл;

-подготовка и проведение мероприятий, связанных с 79-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне;

- изучение рекомендаций МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ по духовно-нравственному воспитанию.

Проведены заседания РМО по следующим темам:

заседание №1, август  2023

Тема: «Внедрение   обновленных образовательных стандартов по истории и обществознанию в основной школе с  01.09.2023 года

Анализ работы РМО за 2022-2023 учебный год

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СВЯЗИ В ПЕРЕХОДОМ С 1 СЕНТЯБРЯ 2023 Г. НА ФОП   В 2023-2024 уч. году

Преподавание истории, обществознания и права в свете введения обновленного ФГОС  соответствие УМК обновленному ФГОС)

Составление рабочих программ в конструкторе

Создание экспертных группы по проверке ОГЭ по истории и обществознанию.

Утверждение плана работы РМО на 2023-2024 учебный год.

заседание №2 , ноябрь,2023

Практико- ориентированный семинар

Тема: «Воспитательный аспект на уроках истории в условиях реализации ФГОС».  

Всероссийская олимпиада школьников. Создание комиссии по  разработке заданий  к олимпиадам  муниципального  этапа.

Современный урок ,как условие выхода на новые образовательные результаты в ходе реализации стандартов третьего поколения.

Формирование гражданской идентичности и патриотизма  как воспитательная и

познавательная цель ИКС

Новые ресурсы для формирования  и развития функциональной грамотности школьников. Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.  Работа учителей на сайте «Учи.ру», «РЭШ»)

заседание №3, январь 2023

Семинар по теме:

 «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания как одно из условиий формирования компетенций учащихся»

Функциональная грамотность учителя - основа развития функциональной грамотности ученика. Приемы и методы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания. Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания.

 «Изменение содержания ОГЭ и ЕГЭ в 2024 году. Оценка метапредметных результатов»

Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся

Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока

Анализ результатов Всероссийской олимпиады школьников школьного и муниципального уровня

заседание №4, март  2023

Практико- ориентированный семинар

Тема «Оценочная деятельность как фактор повышения качества образования  в условиях введения новых ФГОС»

Контрольно-оценочная деятельность учителя истории и обществознания

Организация обобщающего повторения в процессе подготовки к ОГЭ и

ЕГЭ по истории и обществознанию.

Организация подготовки к Всероссийским проверочным работам учащихся

«Изучение истории России в урочной и внеурочной деятельности. Реализация ФОП в работе с детьми ОВЗ» из опыта работы)

Федеральный проект «Разговор о важном»: основные цели и задачи, структура и способы реализации. Роль учителя

Выступили учителя:

Резникова Н.В., Переверзева Н.Н., Лысенко Н.М., Жилина О.Н., Резникова Н.В., Саламахина М.Н., Усачёва Е.И., Клищенко С.П., Гриценко В.Н., Фролова С.В., Васильева О.И., Золотых Л.Г. Кузнецова Н.Н., Радченко Н.Е. , Сердюкова Т.И., Попова И.В., Опрышко В.В., Верба Н.А. , Кузнецова О.Ю.

Организовано внедрение обновлённого ФГОС по истории, обществознанию:

- в тематическое планирование введён дополнительный материал по новейшей истории в 9 классе,

- апробируются новые учебники по истории России в 10,11 классе,

- рабочие программы составлены при помощи конструктора edsoo.rukonstruktor-rabochih-programm/

По данному вопросу проведены индивидуальные и групповые онлайн-консультации.

Активизированы дистанционные формы методической работы.

Учителя Кашарского района стали слушателями

мастер-класса «Загадки истории во фразеологизмах.» Тарасовский район

вебинара: «Спрс и предложение» Изд.  Легион

Методические активности: « Славен Дон своими героями: Зимовниковский район.

Организована музейная работа по созданию реестра школьных музеев с сайтом https://детскийотдых.рф/museums 

РМО приняло участие в организации и проведении школьного этапа ВсОШ по истории , обществознанию  и праву. На муниципальном уровне победителей и призёров нет.

По результатам принято решение : следует активизировать работу с одарёнными детьми. Разнообразить формы работы . Изучать опыт по работе с одарёнными детьми.

Подготовка к государственной итоговой аттестации по истории и обществознанию в 9-х классах и в форме ЕГЭ в 11-х классах в 2022-2023 учебном году .

Учителя истории и обществознания уделяли большое внимание подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию в 2022-2023 учебном году: изучили демоверсии, спецификации и кодификаторы экзаменационной работы по истории и обществознанию единого государственного экзамена 2023 г., подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений; проводили отработку выполнения тестовых заданий и заданий повышенного и высокого уровня сложности по типу ЕГЭ на уроках, развивали навыки написания эссе по обществознанию и исторического сочинения по истории.

При подготовке к ЕГЭ использовались новые педагогические технологии- проблемное обучение , дифференцированное обучение, модульно – блочное обучение , коллективная система обучения , современные информационные технологии. Во многих школах учителями истории и обществознания создана и уже неоднократно апробирована система подготовки к ЕГЭ:  Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ являлась работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.

В процессе этой работы учителя использовали различные упражнения, сутью которых являлся анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.  Большое внимание уделялось разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учителя анализировали все работы, написанные обучающимися, выделяли наиболее трудные задания, разбирали их на уроках вместе с учениками, находили аналогичные задания  по теме и типу) и отрабатывали с выпускниками их решение.  

В рамках изучения тем в каждом из блоков обучающимся предлагались тематические задания в формате ОГЭ и ЕГЭ. Разрабатывались алгоритмы выполнения отдельных заданий.  Памятки «Как работать с текстом», «Как составить развѐрнутый план ответа на вопрос», «Как работать с историческим источником»и т.д.)  После завершения каждого тематического блока обучающиеся писали тематический тест, соответствующий структуре ЕГЭ, в условиях приближенных к экзамену.  Учителя вели мониторинг уровня подготовки обучающихся 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации. С этой целью проводились тренировочные и диагностический работы в формате ЕГЭ . Материал для проведения данных работ учителя использовали из Открытого банка заданий ЕГЭ.  

Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru), МИОО Статград и др.  Во время выполнения домашнего задания использовались онлайн тематические или тесты в формате ЕГЭ, тесты  ФИПИ ЕГЭ) на печатной основе, которые сразу давали обучающимся возможность оценить уровень своей подготовленности.  Кроме уроков, учителями проводили консультации по подготовке к ЕГЭ.

Организована и  проведена внеурочная  работа по предметам в очной и дистанционной форме .

Конкурс: «30 лет Конституции России-проверь себя»- всероссийский

Всероссийский правовой диктант. Всероссийский

Просветительская акция»Президент РФ – гарант прав и свобод человека и гражданина. Проект уполномоченного по правам человека РО. Региональный

Всероссийская историческая интеллектуальная  игра «1418». Всероссийский

Дни правового просвещения в Ростовской области. Региональный.

Видеомарафон «О правах речь». Муниципальный.

Онлайн  диктант . Диктант Победы. Всероссийский.

Музейное онлайн-занятие «Героический полуостров» Самбекские высоты.

Музейный онлайн-урок. «Топографы в годы ВОв.» Всероссийский.

Онлайн мероприятия «Без срока давности»

Акции « Свеча Памяти», «Красная гвоздика», «Уроки Победы», «Нюрнбергский набат. Без срока давности», «Бессмертный полк», «Поздравь ветерана», «Гергиевская ленточка», «Окна Победы», «Письмо солдату», «Журавли нашей памяти»

Все школы района приняли участие в патриотическом марафоне , который включал в себя внеклассные мероприятия: «Герои Курской битвы», «Сталинградская битва – перелом войны», «Русский характер», «Есть слово такое – выстоять!», «Наш край в годы войны» и др., в конкурсе на знание Государственной символики Российской Федерации «Овеянные славою флаг наш и герб». , «День окончания Второй мировой войны»; «День солидарности в борьбе с терроризмом», посвященный годовщине трагических событий в г.Беслане; «День Воинской славы - Куликовская битва.» сентябрь- октябрь 2023г.); «День народного единства»  ноябрь 2023г.); «День героев Отечества»  битве под Москвой) , «День неизвестного солдата»  декабрь 2023 г.); «прорыв блокады советскими войсками города Ленинграда»  январь 2024 г.). В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвящѐнного Дню защитника Отечества, учителя участвовали в акции «Афганистан- незаживающая рана», в конкурсе социальных проектов школьников «Я –гражданин России», фестивале военно-патриотической песни «России-жить!» февраль-март 2024 г.).

В течение года учителя  постоянно повышали свой профессиональный уровень.  Пройдены курсы по функциональной грамотности, обновлённый ФГОС  третьего поколения).

Полученные результаты работы РМО:

1. В процессе обучения сформировались различные способы деятельности и ключевые компетенции учащихся.

2. В образовательной практике стали активно использовать опыт по обновлению подходов к преподаванию социально-гуманитарных предметов, полученный на мастер-классах.

3. Педагоги активно стали участвовать в методической работе, конференциях, олимпиадах и конкурсах.

4. Оформление портфолио учителей на основе современных требований к профессионализму учителя.

5. В методической работе педагоги освоили новейшие дистанционные формы. 6. Повысилась значимость самообразования учителей

Выводы:

Общий анализ методической работы РМО показал, что методическая тема РМО учителей истории и обществознания соответствует основным задачам РМО. Тематика заседаний РМО отражает основные проблемные вопросы, которые решались учителями истории и обществознания.

Многие учителя РМО владеют необходимыми теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками для обучения, воспитания и развития школьников. Умеют формулировать цели и задачи на учебных занятиях и доводить их до конца. Владеют содержанием образования. Самостоятельно отрабатывает методику преподавания своего предмета. Планируют учебный материал, добиваются выполнения учебных программ. Использует активные формы и методы обучения школьников.  Умеют анализировать уроки, воспитательные мероприятия, педагогические ситуации своих коллег.  Применяют индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.  Знают передовой педагогический опыт, новые технологии, используют их с учетом возможностей учащихся и школы.  Систематически повышает профессиональную квалификацию.  Систематически участвуют в работе МО. Используют эффективные методики обучения.

Анализируя работу методического объединения, хочется отметить следующее: деятельность методического объединения не ограничивается заседания методического объединения. В течение учебного года педагоги нашего района традиционно проводят предметные олимпиады, готовят фрагменты образовательной деятельности для обсуждения и анализа, делятся опытом и перенимают его у коллег.

В целом, задачи, поставленные перед педагогами в 2023-2024 учебном году, были выполнены полностью.

В следующем учебном году необходимо продолжить работу по решению данной проблемы, а также:

·         по повышению мотивации профессиональной деятельности педагогов,

·         по совершенствованию умения педагогов проводить самоанализ и самооценку

В условиях модернизации перехода на новые ФГОС происходит качественная перестройка работы РМО учителей истории  и обществознания. Учителя разнообразят формы и методы проведения занятий, применяя разнообразные образовательные технологии.

В РМО сложились хорошие, доброжелательные отношения, способствующие плодотворной, творческой работе, помогающие решать различные вопросы и проблемы.

 При определении уровня профессиональной компетентности учителей истории на основе проведѐнного опроса видно, что члены РМО - это учителя, свободно владеющие содержанием программ, методикой преподавания. Инновационные педагогические технологии, реализующие ФГОС, используют в своей работе все педагоги. Преподаватели занимаются разработкой учебных программ, элективных курсов. Поставленные задачи были выполнены.

Исходя из анализа методической работы за 2023-2024 учебный год, учитывая положительный опыт и имеющиеся проблемы, необходимо в новом учебном году работу РМО направить на решение следующих задач:

1. Продолжить повышение квалификации учителей через постоянно действующие формы обучения: курсы повышения квалификации, единый методический день, самообразование, аттестация, участие в профессиональных конкурсах.

2. Продолжить изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, обеспечивающих формирование предметных, метапредметных, личностных результатов школьников с разным уровнем подготовки и мотивации.

3. Продолжить работу по обобщению опыта по подготовке учащихся к ГИА, работе с одаренными детьми.

Руководитель РМО:                                                 Резникова Н.В.