Консультация для родителей "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста".
Тема: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно – гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – самообслуживания. Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми навыками вводить новые, более сложные составляющие навыки. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения.
По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия с взрослым, а потом самостоятельно.
Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным, ими можно сопровождать любые действия малыша.
При умывании. При кормлении.
Зайка начал умываться, Каша вкусная дымится,
Видно в гости он собрался. Леша кашу есть садится
Вымыл ротик, вымыл носик, Очень каша хороша,
Вымыл ухо, вот и сухо! Ел он кашу не спеша.
При расчесывании. Ложка за ложкой,
Петушок – петушок, Ел понемножку.
Расчеши мне гребешок. При засыпании
Ну, пожалуйста, прошу, Вот лежат в кроватке розовые пятки.
Я кудряшки расчешу! Чьи это пятки, мягки да сладки?
игиенических навыков.Прибегут гусятки, ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай
Навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.
Следующее условие – единство требований со стороны взрослых.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Малыш за столом.
Прием пищи – сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось. Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом. Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (ребенок должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки в салфетницах (ребенок будет сам вытирать лицо), красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит.
Критерии опрятной еды.
- Правильно держать ложку (правой или левой рукой).
- Не крошить хлеб.
- Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
- Не разговаривать с полным ртом.
- Пользоваться салфеткой.
- Пользоваться только своим прибором.
- Тихо выходить по окончании еды из–за стола.
- Благодарить.
Малыш умывается.
Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).
При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки: учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.
Перед гигиеническими процедурами нужно:
- Завернуть рукава одежды ребенка.
- Проверить температуру воды.
- Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга.
- Смывает мыло под струей воды.
- Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки.
Все действия сопровождаются разговором.
Малыш одевается и раздевается.
В процессе одевания и раздевания, детей необходимо научить самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Учим оказывать помощь друг другу.
Учим пользоваться расческой.
- Знать свою расческу и место, где она лежит.
- Показать назначение расчески и формировать навык ее использования.
- Учить ребёнка спокойно относиться к процедуре причесывания.
- Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам).
- Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию.
- Исключить возможность пользования чужой расческой.
Малыш перед зеркалом.
- Знать, что такое зеркало и его назначение.
- Учить малыша спокойно рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
Учим пользоваться носовым платком.
- Знать назначение носового платка.
- Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию (по необходимости обращаться за помощью).
- Постепенно формировать умение разворачивать платок.