Здороьесберигающие технологии
Здоровьесберегающие технологии это из видов современных инновационных технологий, которая направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Существует много эффективных современных технологий: физминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, игротерапия, релаксация, подвижные и спортивные игры, гимнастика пробуждения, утренняя гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "В здоровом теле - здоровый дух" | 959.19 КБ |
proekt_malenkie_chistyuli.docx | 776.36 КБ |
kartoteka_palchikovyh_igr_dlya_detey_2-3_let.pdf | 581.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «В здоровом теле, здоровый дух»
Подготовительная группа
Подготовила и провела: Ионинская Ирина Владимировна
Вид проекта: краткосрочный, познавательный, оздоровительный творческий.
Срок реализации: 1 неделя (07.10 – 11.10. 2019) , но может быть продлен по инициативе детей.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физ.воспитанию, родители
Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно. |
Л. Н. Толстой
Актуальность проблемы:
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей отсутствует ценностное отношение к собственному здоровью. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые годы жизни ребенка, в годы дошкольного детства. От здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать развитие ребенка с самого раннего возраста.
Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста важную значимость здорового образа жизни,
Задачи:
- формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
- развивать активность, подвижность, гибкость, ловкость через различные виды деятельности.
- повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребёнка через вовлечение их в совместную деятельность.
Работа с родителями:
- Организовать родителей для выезда на природу с детьми «Осеннее спортивное развлечение» (выезд на природу)
Привлечь родителей к изготовлению спортивного инвентаря из подручных материалов
Прогулка: № 3, 4 картотека октябрь
Планируемые результаты:
- Появление интереса детей к здоровому образу жизни;
- Сохранение и укрепление здоровья детей (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт)
- Активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
Обр обл | ООД | Организация совместной деятельности взрослого и детей в режиме дня | Организация развивающей среды |
Соц-комразв | Спортивное мероприятие с родителями «День здоровья» | Беседы «Я и моё здоровье», «Что такое личная гигиена?», «Правила поведения во время еды», «Режим дня» Игровая ситуация «Как защититься от микробов» Сюжетно ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Магазин (Продукты. Спорттовары)» Просмотр мультфильма «Ох и Ах» | Атрибуты для с/р игр |
Позразв | ФЦКМ: «Здоровье – что это такое» Ц: выяснить с детьми для чего нам нужно здоровье и как его можно сберечь ФЭМП: занятие 3,4 октябрь И.А. Помараева, ФЭМП подготовительная группа | Презентация «В здоровом теле, здоровый дух», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» Викторина «Заморочки из бочки» Д/и «Витамины на тарелке», «Что лишнее?», «Вредно- полезно» Опытно-экспериментальная деятельность: «Узнай по запаху» Конструирование: «Спортивный инвентарь» Настольные игры для развития мелкой моторики «Мазайка», «Бусинки» | Подбор презентаций Подбор дидактического материала: разрезные картинки, иллюстрации по теме Наборы для конструирования: геометрические фигуры, деревянные кубики |
Реч разв |
Обучение дошкольников грамоте, Н.С. Варенцова, стр. 77
| Чтение худ литературы сказки: Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки»; К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Зарядка», «Девочка чумазая», «Физкультура всем нужна»; А. Кутафин «Вовкина победа»;С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Как Саша сама себя вылечила», Беседы: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Здоровые зубы- здоровью любы», «Скелет наша опора», «Глаза- главные помощники», «Чтобы уши слышали» Отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок о спорте и здоровье
| Подбор художественных произведений, загадок, пословиц, поговорок |
Худ-эст разв | Рисование: «Виды спорта» рисунки для конкурса «Мы играем в подвижные игры» Ц: учить передавать в рисунке тело человека в движении Лепка: «Я занимаюсь спортом» Ц: продолжаем учить детей лепить человека в движении Музыка по плану муз. Руководителя | Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека». Раскраски о здоровье, спорте Коллективная аппликация с элементами рисования «Полезное и вредное» | Иллюстрации по теме Пластилин, доски для лепки Материал для художественного творчества Материал для аппликации Выставка детских работ: «Все о спорте». |
Физ разв | По плану руководителя по физ воспитанию | Динамический час . Ходьба по ребристой поверхности. Самомассаж ушей, рук, ног Дыхательная гимнастика: «Часики» Гимнастика для глаз | Атрибуты для п/и |
Приложение 1
Консультация для родителей на тему
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ»
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания ЗОЖ, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета - все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации - с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений - как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации».
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
** Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
** Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
** Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
В-третьих, культура питания.
Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
- Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
- Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
- Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
- Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
В-четвертых, это гимнастика, физкультурные занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
** В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
** Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
** Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
** Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.
** Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.
** Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.
** Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
- знание основных правил правильного питания;
- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.
** Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
** Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры - предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века - гиподинамия, т.е. малоподвижность.
** Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.
** Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение - основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время - вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
** Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.
Такие занятия приносят положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.
Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
** Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
**Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. Мы желаем Вам быть здоровыми!
Нестандартный инвентарь для подвижных игр своими руками
Организовать с детьми интересные игры и соревнования, поддерживать хорошую физическую форму, можно всегда, надо только захотеть! Подвижные игры, физкультура, ОРУ (обще-развивающие упражнения) – все способствует мышечному развитию, хорошему настроению, дружескому общению.
Мы – педагоги – работаем с детьми и знаем, чтобы вовлечь ребенка в игру, необходимо какое-то оборудование, которое стоит определенных денег. Что же мешает сделать инвентарь вместе с детьми своими руками? Плюсов от такой деятельности множество. Во-первых, свободное время детей будет заполнено полезным увлекательным трудом; во-вторых, коллективная деятельность сплачивает как никакая другая; в-третьих, в результате мы получаем атрибуты для совместных игр.
Вот некоторые атрибуты которые можно изготовить.
1. «Мешочки с крупой». Кладем их на голову и ходим, вырабатывая красивую осанку. А также их можно использовать как антистресс, как мешочки для метания идр.
2. «Шарик с кольцом» Игра на развитие ловкости. Необходимо попасть шариком в кольцо. Можно устроить соревнование.
3. «Игральный кубик» Может быть использован как для подвижных, так и для интеллектуальных игр. Прост в исполнении: на кубик от конструктора приклеены кружочки из бумаги.
4. «Бильбоке» Игрушка изготовлена из пластиковой бутылки, шнурка и пластмассового контейнера от киндер-сюрприза. Задача игрока состоит в том, чтобы попасть шариком в воронку.
5. «Кегли» - очень просты в исполнении. Бутылки из-под кефира, или какие либо другие наклеить на них узоры из «липкой» бумаги.
Приложение 2
Наш фотоотчет
Мы лепим и рисуем
спортом занимаемся
День здоровья с родителями
Предварительный просмотр:
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков
в первой младшей группе
«Маленькие чистюли»
Подготовила и провела : Ионинская И,В Срок реализации: краткосрочный (02.09.2020-30.09.2020).
Вид проекта: практический.
Тип проекта: игровой.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность проблемы:
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель: Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи:
- приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем;
- содействовать стремлению к ЗОЖ;
- развивать произносительную и диалогическую стороны речи;
-развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- развивать понимание и осмысливание произведений искусства.
Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
Предполагаемый результат.
- Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры,
- Владеют доступными возрасту навыками самообслуживания (дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания полотенцем).
- Привлечь родителей в реализации проекта.
Мотивация детей: быть здоровыми, чистыми, не похожими на «Грязнулю» из стихотворения Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая».
Научиться держать мыло в руках, чтобы оно «не выскальзывало, не злилось».
Формы работы с детьми:
Пальчиковые игры, дидактические игры, нетрадиционные формы рисования, чтение художественной литературы, потешек.
Формы работы с родителями:
1. Беседа-консультация с родителями «Алгоритм мытья рук», «Как привлечь ребенка к усвоению КГН».
Цель: создание необходимых условий в домашних стенах, для успешного формирования КГН (порезать кусочек мыла пополам, повесить полотенце на доступном для ребенка уровне, напоминание родителями ежедневно алгоритм мытья рук).
Обр обл | НОД | Организация совместной деятельности взрослого и детей | Организация развивающей среды |
Соц-комразв | Итоговое занятие «В гостях у «Мойдодыра». Цель: учить соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, воспитывать желание быть чистым и аккуратным. | Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?» Цель: продолжать учить детей мыть тщательно руки Показ алгоритма «Мытье рук». Цель: учить детей последовательно мыть руки. 1.Практич.упр.: «Моем чисто руки и лицо», «Как мы моем ручки и вытираем их», «Аккуратные зайчата». Цель: научить детей последовательно умываться, мыть руки и вытираться насухо. Дид. упр. «Мыльные перчатки» Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны. С/р игра:«Научим куклу Машу умываться». Цель: Формирование к.г.н. ; организовать применение детьми знаний о необходимости содержаний в чистоте лица, рук, о назначении предметов | Атрибуты к с-р играм |
Позразв | ФЦКМ: «Водичка, водичка». Ц: учить детей КГН «Кукла Ляля умывается». Ц: уточнять названия предметов туалета и их свойств. ФЭМП: «Покатаем мячик», «Большой и маленький» Ц: Формировать знания детей о мячике (большой, маленький, круглый,катется) | Д/И «Подбери предметы личной гигиены». Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. д/и: «Приключение мыльного пузыря». Ц: доставить радость детям от пускания мыльных пузырей. | Подбор дидактического материала |
Реч разв | Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки…» Цель: прививать стремление к ЗОЖ, развивать КГН, развитие памяти,речи. | Беседа по картинкам «Дети умываются» с использованием потешки «Водичка — водичка». Цель: Продолжать учить правильно мыть руки. Учить мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями. Закреплять умение правильно пользоваться своим полотенцем, вытирать сначала лицо, затем руки. Чтение потешек: «В ручейке вода», «Мойся мыло не ленись». Ц: закрепление КГН, развитие памяти, речи К. Чуковского «Мойдодыр» строки из рассказа: «Надо, надо умываться…». Чтение стихотворений: А.Барто «Девочка чумазая…», Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата». Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, развивать речь. | Подбор художественных произведений |
Худ-эст разв | Рисование: «Мыльные пузырьки».Ц: закрепление КГН, продолжать учить рисовать пальчиком. Муз. По плану руковод | Прослушивание потешки «Водичка, водичка». Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания. Мультфильм «Смешарики. Руки» | Материал для художественного творчества Подбор музыкальных призведений |
Физ разв | Физ. По плану руковод | Пальчиковая гимнастика «Водичка, водичка», «Чистая водичка» Физ. Минутка «Моем Руки». |
Приложение.
Алгоритм мытья рук.
Закатываем рукава, открываем кран, смачиваем руки намыливаем их до густой пены, смываем мыл, закрываем кран, вытираем на сухо полотенцем.
Занятие «Кукла Ляля умывается»
Цель. Запомнить названия предметов гигиены (мыло, мыльница, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа) и их свойства (величина, цвет, фактура) и назначение. Изучить характеристики воды (холодная, горячая, прозрачная, течет). Словесно обозначать характер действий: намылить, тереть, смыть, вытереть и т.п. Использовать знакомую ребенку потешку «Водичка-водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Предложить повторить за воспитателем знакомые строчки, называя куклу по имени. Вызвать ребенка на диалог с ней (за куклу говорит взрослый). Материал. Кукла среднего размера (45 – 50 см). Игровые аксессуары для умывания куклы (мыло-кубик, мочалка, полотенце и пр.), широкая миска (тазик), игрушечная детская лейка, наполненная водой. Ход занятия. Воспитатель показывает иллюстрации к потешке «Водичка-водичка», напоминает ребенку ее содержание, читает. Предлагает малышу поиграть с куклой Лялей. Во второй части занятия мама просит ребенка принести все необходимое для умывания куклы и располагает Лялю около тазика. Предлагает малышу посмотреть, как льется из лейки вода, послушать, как она журчит, отметить ее прозрачность, просит опустить в лейку пальчик: узнать, какая она по температуре (холодная, теплая, горячая). В третьей части занятия игра разворачивается ситуативно. и малыш намыливают куколке ручки, ребенок льет водичку на них, затем мама поливает, а ребенок моет кукле личико. Мама читает потешку, просит малыша повторять за ней слова. Ребенок вытирает кукле полотенцем лицо и ручки. Взрослый предлагает ему «поговорить» с куклой. В конце занятия малыш играет произвольно, по своему замыслу. Примечание. По аналогии проводятся занятия: сборы на прогулку, кормление, укладывание спать, купание и т.п. В отличие от более раннего возраста, малышу предоставляется большая самостоятельность, взрослый «идет за ребенком», давая ему возможность проявить инициативу, творческий поиск.
Конспект Занятия: «Научим куклу Машу умываться».
Задача: Учить детей процессу умываться, соблюдению последовательности действий (закатать рукава, открыть кран, намочить руки, затем намылить, встряхнуть воду с рук, сухо вытереть полотенцем, повесить его на крючок).
Формировать у детей потребность мыть руки перед дой и при загрязнении.
Формировать навыки самообслуживания, самостоятельности.
Развивать ощущение детей при ознакомлении с качествами предметов
(мылом, полотенцем).
Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения.
Вызвать у детей радостное настроение, активность, используя игры, потешки, внесение неожиданного персонажа, поощрение.
Учить детей понимать обращенную к ним речь. Обогатить словарь детей
(душистое, ароматное мыло, мягкое, пушистое полотенце).
Ход занятия. Стук в дверь.
Воспитатель; - Дети, вы слышите, кто-то к нам стучится! Кто там? Входите пожалуйста! Внести куклу с корзинкой. Кукла здоровается. Плачет.
Воспитатель; - Маша, почему ты плачешь?
Кукла Маша: - Меня пригласила подружка на день рождения, а моя сестренка надо мной смеется. А я не знаю, почему она смеется.
Воспитатель; - Дети, посмотрите на Машу, может вы догадались, почему над ней сестра смеется?
Ответы детей: Дети говорят, что у Маши грязные щечки и ручки.
Воспитатель; -Да, Маша, ты же грязная, неумытая, а в гости надо ходить чистой.
Воспитатель; - Дети, вы хотите, чтобы Маша пошла на день рождения? Ответы детей: - Да!
Воспитатель; - Давайте поможем Маше умыться, стать чистой и тогда ей не стыдно будет пойти на день рождения.
Обратить внимание детей на корзинку.
Воспитатель; - Дети, давайте посмотрим, что у Маши в корзинке.
Воспитатель; - Что это? Правильно, мыло. Понюхайте его, какое оно душистое, ароматное.
Воспитатель; - Что делают мылом?
Дети: - Моют руки.
Воспитатель; - Правильно, чтобы мыть руки и лицо.
Воспитатель; - Дети, а это что? Правильно, полотенце пушистое, мягкое.
Воспитатель; - Полотенце для чего нужно? Правильно, чтоб вытирать руки и лицо.
Давайте с Вами поиграем.
Физминутка:
Игра «Моем Руки».
Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги - вправо, брызги - влево, Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым Вытираем ручки очень быстро.
Воспитатель; - Молодцы, вы хорошо поиграли. Ну, посмотрите на Машу, она до сих пор грязная. Она не может пойти в гости. Давайте мы её научим!
Воспитатель; - Сегодня мы дети, покажем кукле Маше, как правильно нужно умываться.
Воспитатель; - Что нам для этого надо? Вода нужна? Нужна! Мыло нужно? Нужно! Полотенце нужно? Нужно!
Воспитатель; - Где это у нас находится? В умывальной комнате.
Воспитатель; - Дети, а теперь покажем кукле Маше, как правильно умываться.
Воспитатель; - Дети, закатываем рукава, чтоб их не намочить.
Воспитатель; - Дети, как мы открываем кран?
Дети; - Потихоньку.
Воспитатель; - А почему?
Дети; - Брызги летят на пол, на детей.
Воспитатель; - Правильно, надо кран открывать так, чтоб вода текла маленькой струйкой. Открой, Роксана, кран, чтоб текла вода маленькой струйкой.
Воспитатель; - Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой. Теперь покажем кукле Маше, как надо мыть руки.
Воспитатель; - Давайте и мы помоем руки с мылом, а сделаем это все по порядку.
Деты умываются.
Воспитатель; - А воспитатель помогает им и рассказывает потешку:
Ой, лады, лады, лады
Не боимся мы воды
Чисто умываемся,
Маше улыбаемся!
Воспитатель: - молодцы, дети, теперь у всех руки чистые. А теперь пойдёмте в группу и сядем на стульчики, и подождём Машу, посмотрим, как она чисто умоется.
Воспитатель: - Ребята посмотрите на Машу! Она умылась, стала чистая. И теперь она может пойти на день рождения. Давайте скажем Маше до свидания!
Воспитатель; - Дети, мы сегодня, с вами, учили куклу Машу умываться. Все помогали кукле Маше, сами чисто вымыли руки. Молодцы дети!
«У Мойдодыра в гостях». Конспект НОД для детей первой младшей группы
Цель: формировать у детей основы здорового образа жизни;
закрепить привычки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению;
Задачи.
- Усвоение элементарных знаний о навыках здорового образа жизни.
- Активизация в речи детей слов, обозначающих предметы гигиены, их качества и действия с ними.
- Закрепление понимания необходимости выполнения культурно – гигиенических правил, постоянное их соблюдение.
- Объяснение алгоритма выполнения культурно –гигиенических действий.
- Воспитывать чувство потребности в чистоте и опрятности.
- Развивать чувство ритма движения в соответствии с текстом.
Дидактический материал: картинка Мойдодыра, голубые ленточки для игры «Собери ручейки в речку», схема алгоритма процесса мытья рук, сундучок, предметы гигиены, дидактическая кукла.
Ход НОД.
Организационный момент. Воспитатель привлекает внимание детей:
Воспитатель.
Утром солнце просыпалось,
Улыбалось из-за туч,
Значит, нам с тобой осталось
Улыбнуться, встретив луч…
Улыбнемся солнцу, лугу
И травиночке любой,
Улыбнемся мы друг другу
Просто так сейчас с тобой.
Воспитатель.
Что же, давайте, ребята, улыбнемся, друг другу и пойдем в гости к Мойдодыру.
Воспитатель загадывает детям загадку и просит ее отгадать.
- Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама.
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без (воды)
Воспитатель:Ребята, а вы, дружите с водой?
- Для чего нужна вода?
Дети. Вода нужна, чтобы умываться, пить, мыть, поливать, готовить и стирать.
Воспитатель. Вот мы и на месте. Ребята, куда мы пришли?
Правильно к Мойдодыру.
Мойдодыр. Добрый день, ребята. Я люблю опрятных, чистых деток! Вижу, что нерях среди вас нет. Все ухоженные, красивые, причесанные, чистые - приятно смотреть. Приглашаю вас к себе в гости.
Воспитатель. Мойдодыр приглашает нас в гости. Проходите, присаживайтесь.
Воспитатель достает сундучок.
Мойдодыр принес нам Волшебный сундучок. Что там может быть? Воспитатель заглядывает в сундучок.
Здесь красивые голубые ленточки, а что еще здесь лежит, попробуйте догадаться сами.
Воспитатель. У Мойдодыра есть хороший друг – это вода. Мы с вами учили потешку о воде, давайте расскажем ее Мойдодыру и покажем, как мы умываемся.
Потешка «Водичка, водичка!»
Водичка, водичка! (подставить ладони «под струю воды»)
Умой мое личико, («помыть водой» лицо)
Чтобы глазки блестели, (потереть глаза кулачком)
Чтобы щечки горели, (слегка потереть щечки ладонями)
Чтоб смеялся роток, (улыбнуться)
Чтоб кусался зубок. (сомкнуть губы: «ам»)
Игра «Умывание» со словами потешки «Знаем, знаем мы, да-да-да».
Знаем, знаем мы, да-да-да.
Где ты прячешься, вода.
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошки по-нем-нож-ку.
Нет, не понемножку, посмелей,
Будем умываться веселей!
Воспитатель. Ребята, где еще живет вода?
Дети. Вода живет в реке, в океане, в озере, ручье и ванне.
Воспитатель. Давайте соберем маленькие ручейки в большую речку.
Игра «Собери ручейки в речку».
Воспитатель раздает детям голубые ленточки. Дети с ленточками бегают врассыпную под музыку, а затем собираются в речку все вместе, размахивая ленточкой.
Воспитатель. Какая большая получилась речка!
Ой, а что это по речке приплыло? Да это волшебный сундучок Мойдодыра. А что в нем еще лежит, вы узнаете, если отгадаете загадки.
1. Полотенца давний друг
Враг немытых, грязных рук.
(Мыло.)
Воспитатель: правильно, это мыло! Какое оно?
Дети: душистое, белое, круглое.
Воспитатель: для чего нужно мыло?
Дети. Мыло нужно, чтобы мыть руки, лицо, чтобы быть чистым, здоровым, не болеть, смывать грязь, уничтожать микробы.
2. Мягкое, пушистое
Беленькое, чистое.
В душ его возьму с собой
Буду чистый и сухой.
(Полотенце)
3. Перед сном и после сна
Гигиена всем нужна!
Промыв глазки, ушки, губы.
Очень важно чистить. ЗУБЫ
Всех микробов, точно плеткой,
Выгонит зубная. ЩЕТКА
4. Мы ею пользуемся часто,
Хоть она, как волк, зубаста.
Ей не хочется кусать,
Ей бы зубки почесать. (Расческа)
Воспитатель. Ребята, назовите, пожалуйста, что еще нужно, чтобы быть чистыми и красивыми?
Дети называют предметы их назначение.
Воспитатель. Все эти предметы называются предметами личной гигиены. Повторите всевместе: «предметы личной гигиены»
Посмотрите еще раз на эти предметы и запомните их. Дети смотрят на предметы гигиены.
Воспитатель. А теперь, давайте поиграем в игру «Чего не стало?»
На столе лежат предметы личной гигиены: расческа, зубная паста, щетка, мыло, шампунь, мочалка, полотенце. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один предмет. На слова:«Раз, два, три – посмотри», дети открывают глаза, называют какого предмета не стало.
Раздается стук в дверь. Появляется мальчик Грязнуля.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем мальчику Грязнуле умыться,
привести себя в порядок.
Дети имитируют умывание.
Надо, надо нам помыться.
Где тут чистая водица?
Кран откроем: «ш-ш-ш»,
Руки моем: «ш-ш-ш».
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
Воспитатель. Ой, руки мокрые! Что нам нужно, чтобы вытереть руки
насухо? (ответы детей)
Дети берут в руки воображаемое полотенце и вытирают руки.
Воспитатель. Посмотрите, каким Грязнуля стал красивым, чистым, как вы, ребята. Теперь мы будем называть его по-другому. Как?
(Чистюля)
Мойдодыр. Ребята, запомните мои советы. Воспитатель выставляет перед детьми карточки – запоминайки.
- Умывайтесь по утрам и вечерам. Чистите зубы.
- Мойте руки с мылом перед едой, после игры, прогулки и туалета.
- Мойте ноги перед сном каждый день.
Воспитатель. Ребята, постарайтесь запомнить и выполнять все советы Мойдодыра. Теперь давайте попрощаемся с Мойдодыром, нам пора возвращаться в группу.
Водичка, водичка!
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
ПОТЕШКИ.
1. Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
2. Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
3. Каждый день Я мыло мою Под горячею водою И в ладонях поутру Очень сильно тру. Мойся, мыло, Не ленись! Не выскальзывай, Не злись! Ты зачем опять упало? Буду мыть тебя сначала. Р.Куликова 4. Чистая водичка Умоет Саше личико, Анечке - ладошки, А пальчики - Антошке. |
Стихи:
Аккуратные зайчата
Лапки? Мыли.
Уши? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли!
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые. (Лагдынь Г.).
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Пальчиковая гимнастика
Водичка
Водичка, водичка, (делаем движения, как будто умываем лицо)
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели, (движения умывание глазок)
Чтобы щечки краснели, (движения умывания щечек)
Чтоб смеялся роток, (помогаем ротику умываться)
Чтоб кусался зубок.
Наш фотоотчет