НОУ "Эдир эрдэмтэн"
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Тункинское управление образования
МБОУ «Хужирская основная общеобразовательная школа»
Программа
школьного научного общества учащихся
"Эдир эрдэмтэн"
2018год
Пояснительная записка
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся “Эдир эрдэмтэн”. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ “Эдир эрдэмтэн”.
Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Сегодня модернизация образования направлена на то, чтобы система научных знаний, умений и навыков, приобретенный опыт творческой деятельности соответствовали уровню развития, способности ребенка, помогали успешной его реализации в обществе. Хорошее начало этого – занятия в научном обществе учащихся (НОУ), участие в конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня.Освоение знаний учащимися по индивидуальной программе, работа в научных объединениях учреждений дополнительного образования, пользование международной информационной сетью (Internet) – это первая ступенька, «стартовая площадка» к вершинам науки, собственной карьере. Навыки, необходимые для исследования, поиска, четкого формирования своих мыслей останутся у человека на всю жизнь, помогут в годы студенчества, пригодятся работнику любой отрасли.
Программа учит получать знания, которые соотнесены с конкретной деятельностью, которые способствуют формированию не только общего образовательного уровня выпускника, но и конкретных качеств: предприимчивости, деловитости, высокой степени адаптивности к изменяющимся требованиям общества, гражданской позиции, умению ставить цель, искать способы ее достижения.
Цель этой программы – создание условий, способствующих выявлению, расширению и стимулированию интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности.
Программа рассчитана на два года обучения (первый – 40 часов, второй – 84 часа), для учащихся 1-9 классов. Состоит из практической и теоретической частей. В программу включено ознакомление учащихся с новейшими достижениями науки, а также научной и научно-популярной литературой, организация консультаций различными специалистами по определенным темам, в том числе по методике организации, проведения и оформления научно-исследовательских работ, издание сборников лучших ученических докладов и выступлений на конференциях. Программа НОУ организует индивидуальную, секционную и массовую деятельность учащихся.
Секционная – постановка и проведение экспериментов, обсуждение реферативных работ, защита научно-исследовательских проектов.
Индивидуальная – самостоятельные занятия с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение заданий, самостоятельная работа над темой научного исследования.
Массовая – конференции, конкурсы, встречи и организации вечеров, выставок, экскурсий.
В процессе работы решаются следующие образовательные и воспитательные задачи:
Повышение культуры ученических исследований.
Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
Проведение исследований, имеющих практическое значение.
Профессиональное самоопределение.
Формирование у учащихся осознанного восприятия науки в качестве значимой ценности современной цивилизации.
Учащийся должен знать:
Задачи исследования
Сегодня модернизация образования направлена на то, чтобы система научных знаний, умений и навыков, приобретенный опыт творческой деятельности соответствовали уровню развития, способности ребенка, помогали успешной его реализации в обществе. Хорошее начало этого – занятия в научном обществе учащихся (НОУ), участие в конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня.
Освоение знаний учащимися по индивидуальной программе, работа в научных объединениях учреждений дополнительного образования, пользование международной информационной сетью (Internet) – это первая ступенька, «стартовая площадка» к вершинам науки, собственной карьере. Навыки, необходимые для исследования, поиска, четкого формирования своих мыслей останутся у человека на всю жизнь, помогут в годы студенчества, пригодятся работнику любой отрасли.
Программа учит получать знания, которые соотнесены с конкретной деятельностью, которые способствуют формированию не только общего образовательного уровня выпускника, но и конкретных качеств: предприимчивости, деловитости, высокой степени адаптивности к изменяющимся требованиям общества, гражданской позиции, умению ставить цель, искать способы ее достижения.
Цель этой программы – создание условий, способствующих выявлению, расширению и стимулированию интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности.
Программа рассчитана на два года обучения (первый – 40 часов, второй – 84 часа), для учащихся 1-9 классов. Состоит из практической и теоретической частей. В программу включено ознакомление учащихся с новейшими достижениями науки, а также научной и научно-популярной литературой, организация консультаций различными специалистами по определенным темам, в том числе по методике организации, проведения и оформления научно-исследовательских работ, издание сборников лучших ученических докладов и выступлений на конференциях. Программа НОУ организует индивидуальную, секционную и массовую деятельность учащихся.
Секционная – постановка и проведение экспериментов, обсуждение реферативных работ, защита научно-исследовательских проектов.
Индивидуальная – самостоятельные занятия с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение заданий, самостоятельная работа над темой научного исследования.
Массовая – конференции, конкурсы, встречи и организации вечеров, выставок, экскурсий.
В процессе работы решаются следующие образовательные и воспитательные задачи:
Повышение культуры ученических исследований.
Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
Проведение исследований, имеющих практическое значение.
Профессиональное самоопределение.
Формирование у учащихся осознанного восприятия науки в качестве значимой ценности современной цивилизации.
Учащийся должен знать:
-задачи исследования
-гипотезу
-объект исследования
-предмет исследования
-источники исследования
-методики исследования
-научную литературу по теме исследования
-современное состояние рассматриваемой прблемы
-структуру работы
-результат работы
Учащийся должен уметь:
-определять тему и цель исследования
-логически излагать, убедительно рассуждать, оригинально мыслить
-демонстрировать работу на секции и на выставке
-обрабатывать результаты исследования
-выполнять электронные презентации Microsoft Power Point
Планирование заседаний совета НОУ “Эдир эрдэмтэн”
месяц | тема | цель | ответственные | Результат работы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
сентябрь | Подготовка и проведение организационного собрания НОУ | Обсуждение и утверждение названия, эмблемы, девиза | Руководители секций, совет НОУ | Папка материалов |
октябрь | Обсуждение результатов диагностики учащихся | Анализ диагностических материалов участия в НОУ | руководители секций | Материалы диагностики |
ноябрь | Работы научных секций. Содержание тематики секций | Обсуждение тематики научных работ учащихся | Руководители секций, совет НОУ | Памятки по работе секций |
декабрь | Подготовка к участию членов НОУ в школьных и районных олимпиадах | Анализ результатов подготовки и участия членов НОУ в олимпиадах | Учителя-предметники, руководители методических объединений | Методический бюллетень |
январь | Подготовка и проведение Интеллектуального марафона в 5-9 классах | Подготовка материалов и заданий для интеллектуального марафона | Руководители секций и методических объединений | Сборник материалов |
февраль | Подготовка и проведение научно-исследовательской конференции “Мы – будущее XXI века” | Анализ готовности секций к проведению конференции | Совет НОУ, руководители секций | видеозапись |
март | Результаты школьной конференции, подготовка к раонной | Подведение итогов школьной конференции и подготовка учащихся к районной | Совет НОУ | Методический бюллетень |
апрель | Подготовка к итоговой районной конференции. | Отчет секций о работе за год | Руководители секций | Методический бюллетень |
май | Итоги работы за год | Анализ результатов работы за учебный год. Парад секций НОУ | Совет НОУ | Праздничные газеты |
№ п/п | Название темы | кол-во часов | дата |
1 2 3 4 5 6 7- 17 18 18 19 20 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 | Организационное собрание НОУ “Эдир эрдэмтэн”. Цели и задачи работы. Разработка устава НОУ “Эдир эрдэмтэн”. Выбор научного состава Основные направления работы НОУ “Эдир эрдэмтэн” Диагностика обучающихся по вопросам исследовательских умений. Анализ диагностических данных. Работа учащихся в научных секциях по интересам. Обсуждение тематики научно-исследовательских работ Работа с научными источниками литературы. Формирование культуры научного исследования. Встреча со школьным библиотекарем. Знакомство с научно-популярной и энциклопедической литературой. Подготовка к школьной и районной олимпиаде по предметам. Организация встреч-консультаций с учителями-предметниками.Участие в школьной, районной олимпиаде по предметам. Заседание НОУ “Эдир эрдэмтэн” по вопросам участия во всероссийских конкурсах исследовательских работ учащихся. Знакомство с положениями. Отбор участников. Подготовка и проведение школьного интеллектуального марафона по предметам. Критерии и требования к оформлению исследовательских работ. Разработка научного аппарата проблемы исследованПлан написания научно-исследовательских работ Организация работы с литературными источниками. Основное содержание исследовательской работы. Раскрытие темы. Методы научного исследования. Этапы работы над научным исследованием Заключение и выводы. Оформление библиографических данных. Приложение. Культура выступления. Ораторское искусство. Виды творческих, исследовательских работ. Проекты. Правила написания сообщения Правила написания реферата. Организация и проведение школьной научно-практической конференции “Мы – будущее 21 века” Участие в районной научно-практической конференции. Анализ работ. Интеллектуальная игра “Эрудит-шоу» Анализ деятельности НОУ. Отчет, анализ работы. | 1ч
1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 10ч 1ч 3ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч |
|
Устав НОУ «Эдир эрдэмтэн
В научное общество учащихся может вступить каждый ученик, имеющий интерес к научной деятельности и получивший рекомендацию учителя-предметника.
- Возраст вступления в НОУ – 8лет.
- Ученик, участвующий в работе НОУ, имеет право:
- Выбрать форму выполнения научной работы (реферат, доклад и т.д.);
- Получить необходимую консультацию у своего руководителя;
- Иметь индивидуальный график консультацию в процессе создания научной работы;
- Получить рецензию на научную работу у педагогов, компетентных в данной теме;
- Выступить с окончательным вариантом научной работы на научно-исследовательской конференции в школе;
- Представить свою работу, получившую высокую оценку, на конференции в городе;
- Опубликовать научную работу, получившую высокую оценку, в сборнике научных работ учащихся.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Ученик, участвующий в НОУ, обязан:
- регулярно и активно участвовать в заседаниях НОЛУ в своей секции;
- периодически сообщать о промежуточных результатах своих исследований на заседании своей секции;
- обращаться в школьную библиотеку для заказа необходимой для исследования литературы;
- активно участвовать во внутришкольных и внешкольных научных конференциях;
- строго соблюдать сроки выполнения научной работы;
- строго выполнять требования к оформлению научной работы.
Запись в НОУ
Запись в НОУ определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций педагогов-предметников.
Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций, в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей.
Определившись с тематикой научной работы и секцией, составляется расписание занятий и консультаций по каждой секции НОУ, определяется место и время их проведения.
Совет НОУ рассматривает и утверждает тематику работы каждой секции, определяет педагогов, проводящих занятия и консультации. В каждой секции для учащихся п
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
1. Целью научно-исследовательской работы учеников является углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение разносторонними методами познания, современной методикой научных исследований. Основными задачами ученического научного общества являются:
2. а) широкое привлечение учеников к участию в научно-исследовательской работе;
3. б) развитие всех форм научно-исследовательской работы, распространение положительного опыта организации этой работы;
4. в) активное участие в интеллектуальной жизни школы, достойное представление ее в конференциях, смотрах и конкурсах научно-исследовательских работ;
5. г) установление научных и творческих связей с ученическими научными обществами других школ.
ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
1. Научно-исследовательская работа школьников организуется в таких формах, как:
а) работа в школьных кружках и группах по интересам;
б) выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством преподавателей;
в) участие в предметных олимпиадах;
г) участие в ежегодной научной конференции школы;
д) участие в районных и республиканских конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ.
2. Научно-исследовательская работа школьников организуется в направлениях, определённых в рамках секций:
· Филология (русский язык и литература)
· Иностранные языки
· История и культура Тунки, краеведение.
· Обществознание (история, обществознание, география, экономика)
· Математика, информатика
· Естественные науки (физика, химия, биология, природоведение)
· Прикладное и художественное творчество
· Секция здорового образа жизни
ЧЛЕНСТВО В УЧЕНИЧЕСКОМ НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
Членом ученического научного общества может быть каждый ученик, успешно справляющийся с обучением и активно участвующий в научно-исследовательской работе. Каждому активному члену научного общества вручается членский билет, вкотором отмечается вся его научная деятельность. Возрастные ограничения не вводятся, поскольку противоречат открытому характеру общества. Решение о принятии в члены научного общества принимается на собрании действующих членов научного общества по рекомендации научного руководителя или администрации школы общим голосованием. Член ученического научного общества обязан:
а) систематически вести научно-исследовательскую работу в одном из кружков или в индивидуальном порядке под руководством преподавателя;
б) периодически выступать на заседаниях научного кружка с докладами, сообщениями;
в) принимать участие в ежегодной научной конференции школы;
г) участвовать в окружных и областных конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ, предметных олимпиадах;
д) вести работу по вовлечению в научное общество других учеников. Член ученического научного общества имеет право:
а) представлять свои научные работы на школьные, районные, республиканские, конкурсы и конференции;
б) участвовать в экскурсиях и экспедициях ученического научного общества;
в) быть направленным в командировки в другие школы, лагеря ученического актива и т.д.
Член ученического научного общества, нарушивший Устав, может быть исключен из общества решением собрания научного общества.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УЧЕНИЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА
1. Основной организационной формой ученического научного общества является научный кружок или группа по интересам.
2. В школе действует собрание членов ученического научного общества, которое, собираясь не реже двух раз в год, выбирает Совет НОУ, обсуждает планы на будущее и анализирует проделанную работу.
3. Общее руководство работой ученического научного общества возложено на орган ученического самоуправления – Совет НОУ. Вопросы НОУ курирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе, который также осуществляет учет результатов научно-исследовательской работы школьников и поощрение активистов.
4. Базовым результатом работы общества является ежегодная научная конференция, на которую представляются лучшие работы школьников в текущем, учебном году по разным направлениям. Конференция проводится в мае; в результате которой подводятся общие итоги работы в этом направлении, проводится награждение.
ВИДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:
· проблемно-реферативный : аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
· аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
· диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
· изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
· экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;
· проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта- особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
.