Учитель года
Рабочие моменты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 430.91 КБ |
smyslovoe_chtenie_na_urokah_literatury.pdf | 1.07 МБ |
seminar_dorogu_osilit_idushchiy.ppt | 2.54 МБ |
seminar_smyslovoe_chtenie.pdf | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рассмотрите картину Писсаро (1830-1903гг)
Дорогу осилит ведущий… Индийское изречение
Брейнсторминг - метод мозгового штурма Метод мозгового штурма, или так называемый брейнсторминг, заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени. Этот способ позволяет оптимизировать креативное мышление коллектива и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь.
Стерео картинки
Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга как средство активизации и интенсификации мыслительной деятельности обучающихся Выполнила: Иринцеева С.Ф Учитель русского языка и литературы МБОУ «Хужирская ООШ»
Помочь в значительном усилении технологической и инструментальной оснащённости деятельности учителя и процесса более качественного усвоения знаний учащихся, в решении поставленных задач может использование многомерной дидактической технологии (МДТ) или технологии дидактических многомерных инструментов (ДМИ), разработанная доктором педагогических наук, профессором Штейнбергом Валерием Эммануиловичем.
Это технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления учебной информации, её восприятия, усвоения, запоминания, воспроизведения. Это технология развития интеллекта, внимания, памяти, системного мышления.
В основе лежит новый способ подачи материала, теория дидактического моделирования педагогических объектов, учебного материала. Инструментами дидактической многомерной технологии являются логико-смысловые модели (ЛСМ) и интеллектуальные карты, которые включаются в образовательный процесс
Технология «ДМИ» Так, например, при изучении творчества можно использовать технологию ДМИ (дидактические многомерные инструменты) – образовательную технологию, посредством которой учебный материал трансформируется в ЛСМ (логико-смысловую модель) с целью развития системного мышления и самостоятельности у учащихся. При этом достигается трехсторонняя цель: учебное сотрудничество ученика с учителем, учеников между собой и ученика с самим собой. В основу такого урока ложатся метод проектов и презентация творческих минигрупп (биографы, «тематики», стилисты, психологи, сатирики, актеры). А «орудием» являются 8 осей ЛСМ. «Обрастание» осей идет в соответствии с ориентировочными вопросами, которые предлагаются минигруппам для презентации.
Ориентировочные вопросы Биографы 1. Сыграло ли определенную роль в жизни Булгакова его увлечение театром в детстве? 2. Какие исторические события составили исторический фон, на котором протекала жизнь писателя? 3. Какие человеческие качества Булгакова помогли ему выстоять перед лавиной невзгод и неудач? 4. Что заставило Булгакова написать письмо Сталину? «Тематики» 1. Какие темы раскрываются в творчестве ? 2. Какие темы можно называть «вечными» темами? 3. В творчестве каких писателей и поэтов ставятся те же темы, что и в творчестве Булгакова? 4. А в наше время эти темы не утратили свое значение? Актуальны ли они?
Стилисты 1.Своеобразен ли стиль булгаковской прозы? Если «да», то в чем его своебразие? 2. На стиль каких писателей похож творческий почерк Булгакова? 3. Расскажите о телеграфном стиле писателя. 4. Легко ли, интересно ли читать Булгакова? Психологи 1. Каждый писатель отдает предпочтение какому-то определенному цвету. Какой цвет (цвета) чаще всего встречаются в прозе Булгакова? Почему? Как вы думаете? 2. Как бы вы ответили на вопрос: «Булгаков и музыка» ? 3. Живописны ли произведения Булгакова? Зримы ли? 4. Как вы считаете, чувства, ощущения, настроение, психологическое состояние отражаются в творчестве писателя?
Сатирики 1. Что значит жанр «сатиры»? 2. Какие произведения в творчестве Булгакова можно считать сатирическими? 3. Как вы думаете, почему в творчестве Булгакова так много иронии и особенно сатиры? 4.Нужна ли нам сегодня (в наше время) сатира (и сатирики) ? Итогом урока должна быть «упакованная» ЛСМ
Логико-смысловое моделирование (ЛСМ)
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает: 1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»; 2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
История кейс метода Метод начал использоваться в Harvard Business School в 1924 году. В основе появления и развития кейс-метода (case study) лежит принцип «прецедента» или «случая». Кейс-метод наиболее широко используется за рубежом в обучении экономике и бизнес-наукам. На ранней стадии своего возникновения этот метод широко применялся в курсах обучения по программе MBA. В западных бизнес-школах разбору кейсов уделяется 30–40 % учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25 % времени, в бизнес-школе Колумбийского университета — 30 %, а в знаменитом Уортоне — 40 %. Лидер по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу, — Гарвард: рядовой студент HBS за время учебы разбирает до 700 кейсов.
Сущность кейс-метода ПРОБЛЕМА Формулируется задача, соответствующая описанным ситуациям СИТУАЦИИ Одна ситуация группа ситуаций Решение Проблема должна быть решаема!
Кейс – стадии: 1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее. 2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»). 1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс». 3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 4 шаг: Причины становятся задачами. 5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий. 6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия 7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя: вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления); информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности); стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами); исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения); тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.). На своих уроках кейс-технологии мы применяем при изучении новых тем, на повторительно-обобщающих уроках. Например, урок литературы в 5 классе на примере «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях . Урок литературы в 8 классе с элементами кейс-технологии М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
Кейс-задача: - представьте, вы-редакторы издательства конца XVIII столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении? Прем кейса на уроке русского языка. Самое гордое слово в русском языке. Русский язык, как и все другие языки, устроен расчетливо и экономно.
Задание: 1. Угадайте что это за слово. 2 Дайте определение этого суффикса, что за смысл он дает слову? 3. Создайте несколько новых еще не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказик.
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своих мыслей, а не одной памятью.» Л.Толстой
«Кто постигает новые, лелея старые, тот может быть учителем» Конфуций
Зарисовка Зимнее чудо Чародейкою – зимою Околдован лес стоит. И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. Ф.И.Тютчев. Зимний день короток и морозен. Птицы, все живое спрятались от свежего мороза. Все вокруг притихло, как будто в ожидании чуда. Но вот солнце заиграло лучами на снегу, на душе становится легко. Снег переливается мириадами бриллиантов. Лишь в тени снег серо-хмурый. Иду в рощу. Красив, чудесен зимний лес. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесной тропинкой кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых елей и берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Высокие вершины унизаны и ожерельями еловых шишек. Девочки-елочки нарядились в белые платьица, белоснежные рукавички. Они словно тянут ко мне ручки: «Ну посмотри на нас, полюбуйся, какие мы нарядные!» А вот сверкающая алмазами сверху донизу королева - сосна. Настоящая лесная леди. Как она хороша! А вот хмурится огромный лесной великан- ель. Он стоит, нахлобучив шапку из чистого серебра, в темном кафтане, отороченном широким поясом с алмазными нитями. Рядом выстроились, как на подбор, молодые, статные красавцы-ели. С веселым свистом перелетают с ели на ели, качаются на шишках красногрудые клесты. Разве это не чудо? Хартаева Баярма, ученица 9 класса «Хужирская ООШ» Тункинского района Миниатюра. Зимний день короче, чем ночь, и, наверное, поэтому в зимний день так светло. Снег, покрывающий все вокруг, поблескивает, словно тысячи зеркальных осколков, отражает лучи солнца. Но, а если войдешь в лес, то увидишь более прекрасные явления природы. Крепкие ели стоят, окутанные снегом и покачиваются, как будто смеясь над холодом зима. По тропинке, которой почти не видно, идет лыжня. Наверное, это охотник проехал. Чуть дальше лежат расколотые орехи, а над ними проворная белка – труженица леса. И, наверное, это был бы самый лучший день, если бы не этот пронизывающий, холодный ветер. Хартаева Баярма, ученица 9 класса МБОУ «Хужирская ООШ» Тункинского района
Путевые заметки. Противный мелкий дождь шел с самого утра. Ненадолго прекратившись, он начался опять и моросил, моросил и, казалось, конца не будет этому дождю. Он монотонно барабанил по крыше автобуса, быстрыми струйками сбегал по стеклам. За окнами в серой пелене тумана медленно уплывали назад, куда-то вдаль, знакомые улицы. Итак, сегодня двадцать восьмое июня. Мы едем в лагерь. Есть на свете такой уголок – Мойготы, что в переводе с бурятского языка означает «черемушки». Маленький, но удивительный: несколько домиков на берегу реки Иркут. И кругом черемуховое царство! Выходим из автобуса и запах… Такого ароматного воздуха нет больше нигде! Пахнет свежестью, чистотой и черемухой. Я представляю, как красиво здесь весной, когда буйный цветом зацветает белая черемуха! Здесь меня ждали отдых, радость и огорчение и, вообще, целых две недели жизни. Впрочем, все это было впереди, а пока мы обживались, устраивались на ночлег. Устали, потом играли в волейбол и футбол. Утро двадцать девятого июня. Просыпаюсь от звука горна. Бегу со всеми на зарядку на берег Иркута. С ходу окунаемся в холодную воду. Брр! Холодно! Мурашки пробегают по телу. Но ничего, зато освежает моментально. Бодрые, окончательно проснувшиеся бежим обратно в лагерь. После завтрака на автобусе отправляемся в Нилова-Пустынь. За окном мелькают леса, зелень луга, реки. Вид завораживающий … Невольно думаю, как же красива Тунка! Нилова-Пустынь встречает нас солнечной погодой. Шумит, грохочет Ехэ-Угун. Легенда гласит, что именно здесь спускается с небес Хан Шаргай Нойон, покровитель Земли и Вселенной, в своих боевых доспехах на крылатом соловом скакуне, чтобы помочь людям жить в мире и согласии… Каждый день был днем открытий: бывали в живописных местах, купались, играли, читали книги, проводили концерты, занимались в кружках. Наступал вечер. Все были заняты своими делами. Я выходила в лесок, что находился рядом с нашей палаткой. Теперь он всецело мой. Ночь раскинула свой роскошный шатер, расшитый, как жемчугом, созвездиями, сверкающими в недоступной вышине немого купола. Я садилась под черемуху, и все кругом оживало. Оживали деревья и звезды, оживали травы и запахи, оживала вся Вселенная. О чем только они говорили! Старые березы вспоминали свою молодость. «Ах, когда-то все было не так…» - шептали они. И когда из палаток слышались шумные голоса, звучала музыка, старые березы укоризненно качали ветвями. А потом наступило утро, которое дарило новые незабываемые впечатления. На пятый день пребывания в лагере мы с отрядом ездили на озеро Ильчир. Окрестности озера- это настоящее каменное царство. Необычные, причудливой формы камни разбросаны повсюду. Озеро со всех сторон окружено отвесными скалами. Изумрудная гладь воды искрится и переливается в полдень. Ещё мгновенье, и кажется, вдруг вынырнет диковинная рыба, или русалка, или сам водяной царь. Подножия гор заросли кустарниками. Идешь, словно по мягкому ковру: под ногами стелется олений мох. Пахнет терпким багульником. А через несколько дней появляется желание еще раз все это увидеть. В конце лагерного сезона мы съездили в Монды. Поселок находится в широкой долине Иркута, откуда видны снежные вершины Мунко-Саридак. Гора Трехтысячник… В течение пяти часов мы поднимались на неё, покоряя метр за метром. Испытание не из легких. Зато ощущение было удивительное, почти сказочное: словно идешь по небу, по облакам. Кажется, можно раствориться, спрятаться в них. Последние метры. Ура! Победа! С вершины созерцаем окрестности, все видно как на ладони. Так мы жили, работали, отдыхали. Незаметно подкрался конец сезона. И вот мы едем в том же автобусе домой. Впереди Хужиры, каникулы, а все – таки грустно. Вот и знакомые улицы. Чей-то голос громко произнес: «А, может, повернем обратно?» Но обратно мы не повернули. Мы приехали домой. Но навсегда остались воспоминания о ярком солнце и зеленых трав, о душистых вечерах и росистых утрах – о нашем лагере. Хартаева Баярма, ученица 9 класса МБОУ «Хужирская ООШ» Тункинского рвйона
Все прекрасное на земле от любви к женщине. Среди всех чудес света величайшее чудо - это любовь между мужчиной и женщиной. Счастлив тот человек, который испытал на себе ее негу, еще счастливее тот, кто живет, освещенный нежными лучами взаимной любви. Но какой бы ни была любовь, ушедшей, разделенной, безответной, она обладает волшебной силой – преображать душу человека. Любящий человек становится чище, лучше, добрее. Любовь - это и великая сила, и вдохновение, которая движет таланты, пробуждает способности. С приходом любви жизнь обретает смысл, полноту, с человеком происходят метаморфозы: он поет, хочет слушать поэзию, начинает рисовать, писать, сочинять музыку, начинает по-другому видеть небо, цветы, зелень. Так, все прекрасное на земле: поэзия, музыка, шедевры художников и многое другое - рождаются от любви и всегда - от любви к женщине… Женщина, любовь для А.С.Пушкина всегда были предметами высокой поэзии. В стихах Пушкина запечатлена не только правда психологических переживаний поэта, но и выражены философские представления поэта о женщине. Женщина для поэта – источник красоты, гармонии. Пушкин любил Женщин, он воспел Женщину. И эта любовь подарила миру столько поэтических шедевров! В июне 1825 года встреча с А.П. Керн оставила в сердце Пушкина глубокое яркое чувство. 21 июля он писал в Ригу А.Н. Вульф: “Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь – камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа, я пишу много стихов – всё это, если хотите, очень похоже на любовь» Поэт не мог не думать о ней, и последующие его письма А.П. Керн были наполнены тем же сильным, мучительным чувством. Так родился шедевр Пушкина - “Я помню чудное мгновенье…”, в котором поэт рисует небесный образ женщины. Бесконечно восхищает отношение поэта к женщине, она для него – «гений чистой красоты”, “божество» Для Пушкина любить - значит жить и творить, любовь к женщине — великий источник вдохновения. Так родилось и другое замечательное стихотворение: «На холмах Грузии лежит ночная мгла...” , написанное после первой встречи поэта с будущей женой, Н.Н. Гончаровой. Влюбленный поэт, не получив согласия на предложение, уезжает на Кавказ. Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью “светлой”. Любовь разгорелась в сердце героя - его сердце “вновь горит и любит”, любит “оттого, что не любить оно не может”. Любовь, по мысли Пушкина, — это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это чувство, без которого человек не может жить. Неразделенная любовь не гнетет героя, он умиротворен и счастлив тем, что любит. Восхищает внутренняя красота лирического героя и в стихотворении «Я вас любил…» Какое благородство, какая высота души! Я думаю, именно под влиянием любви человек может стать так высок душой. Даже для той, с которой герой расстается навсегда, судьба которой становится для него чужой, даже для нее он находит необыкновенное напутствие: Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Я думаю, именно любовь, женское обаяние и красота вдохновляют человека на творчество, но самое главное, делают его внутренне прекрасным. Так и рождается красота в человеке, в мире – от любви, от любви к женщине… Иринцеев Мунко 9 класс
Спасибо за внимание