Внеурочная деятельность

Егорова Ирина Валерьевна

На странице представлены разработки занятий внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Нарышкинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.И.Зубилина

Урицкого района Орловской области

Праздник

 в 4 «Б» КЛАССЕ

«ГОРОД ВЕСЁЛЫХ МАСТЕРОВ»

C:\Users\User\Desktop\фото я и дети\152___05\IMG_3605.JPG

Провела:

Егорова Ирина Валерьевна

2018-2019 учебный  год

Праздник  «Город веселых мастеров»

Цель : способствовать проявлению творческих способностей.

Задачи:

1. Дать возможность  познакомиться с интересами и увлечениями, показать свои возможности.

2. Воспитывать трудолюбие, навыки культурного поведения.

3. Развивать и обогащать эмоционально - эстетическое восприятие детей.

Действующие лица

Двое ведущих.

Незнайка.

Игра.

Звучат детские песни. Ребята проходят в зал и рассаживаются по местам.

Фанфары. Выходят ведущие.

1-й ведущий.

Веселый город мастеров

На планете есть.

И этих чудо-мастеров

Увидите вы здесь.

2-й ведущий.

Они здесь лепят и кроят,

Рисуют, вяжут, шьют

И кружева из ниток

И бисера плетут!

1-й ведущий.

Ах, сколько за год сделано

Руками тех ребят.

Наверное, немало

Получено наград?

2-й ведущий.

Целый год они учились,

Мастерили и трудились!

Оглянись скорей вокруг,

Вот дела их добрых рук.

1-й ведущий.

Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!

Тут хитрости вовсе не нужно особой:

Понять и исполнить желанье любое

Одно удовольствие дорогое!

2-й ведущий.

Вот ты совершаешь веселое чудо -

Из бисера деревце появилось откуда?

А модное платье откуда взялось?

Вместе. Наверное, чудо уже началось!

1-й ведущий.

Но чудо, ребята, вы сделали сами,

Своими умелыми чудо-руками!

2-й ведущий.

Запомните, дети, ничто никогда

Само не получится без труда!

1-й ведущий.

Ребята, вы только взгляните вокруг.

Вся наша жизнь - дела наших рук.

2-й ведущий. Умелые руки - основа успеха.

1-й ведущий. Руки - это лицо человека.

2- й ведущий.

Руки о многом нам говорят:

Глаз только видит, а руки творят!

3-й ведущий. Ой, ребята, к нам в Город мастеров, кажется, первый гость пожаловал. Отгадайте: кто это?

2-й ведущий.

Словно маленький Кузнечик

Сей веселый человечек.

В Солнечном городе живет,

В гости к нам, друзья, идет

1-й ведущий.

Многого еще не знает,

Но так много знать желает.

Что? Откуда? Где? Когда?

Он не знает никогда.

Дети. Незнайка!

2-й ведущий. Верно. Встречайте его аплодисментами!

Выбегает Незнайка.

Незнайка. Я попал в Город веселых мастеров?

1-й ведущий. Да! Здравствуй, Незнайка!

Незнайка. Здравствуйте! О, я слышал о вашем городе много интересных рассказов. Говорят, что здесь могут научить любому интересному делу.

2-й ведущий. Конечно, могут. Нужно только записаться  кружок.

Незнайка. Не знаю. А во все можно? Мне хочется всему сразу научиться.

1-й ведущий. Э нет, дружок! Сразу всему ты уже учился в Солнечном городе и сам знаешь, что из этого получилось.

Незнайка. Ну ладно, тогда подскажите, с какого начать?

2-й ведущий. Подскажем. Только будь внимателен, хорошенько смотри и слушай. И вы, ребята, тоже будьте внимательны!

1-й ведущий.

Чтоб научиться вязанью и лепке,

Чтоб из соломки панно смастерить,

Чтобы сшить себе модное платье,

И научиться быстро кроить,

2-й ведущий.

Чтобы освоить кружевное плетенье,

Чтоб показать в вязанье уменье,

Чтоб научиться, дружок, рисовать,

Бисер освоить, узор создавать,

Нужно целый год кружок посещать.

В выставках, конкурсах участье принимать.

1-й ведущий. А конкурсов и выставок в прошедшем учебном году было много. Эти ребята любимое дело с душой изучили.

Звучит веселая музыка.

2-й ведущий. К нам в город веселых мастеров идет еще одна гостья. Встречайте ее аплодисментами.

Входит Игра.

Игра.

Меня в лицо вы знаете,

С восторгом принимаете,

Играю с вами я,

Встречаю у двора.

Забавная, веселая

И шумная...

Дети: Игра!

Игра.

Когда вы нос повесили, над вами я шучу!

И быстро я, и весело от скуки вас лечу!

Ребята, я принесла сегодня вам много интересных конкурсов, и игр, затей. Но прежде всего я хочу вас порадовать выступлением «Театра моды».

Выходят участницы детского «Театра моды», одетые в костюмы, которые сами сшили.

Игра.

Что за чудо? Что за диво?

Кто наряжен так красиво?

Это мастерицы - красные девицы.

Игра. А сейчас проведем игры. В играх принимают участие 2 команды с красными и синими карточками.

За победу в конкурсе команда получает жетон.

Конкурс «Радуга».

7 нот могут сочинить песенку, а 7 цветов - сделать радугу.

Нарисуем радугу, радугу-дугу.

И по этой радуге попадем в игру.

Оборудование: 2 конверта (в каждом 7 карточек всех цветов радуги).

Команды по сигналу строятся по цветам радуги: красный - оранжевый - желтый - зелёный - голубой - синий - фиолетовый.

Игра. Молодцы, ребята! А теперь отгадайте загадку!

Тонконогая Ненила

Всех одела, нарядила.

На самой бедняжке

Нет даже рубашки.

Дети. Иголка.

Конкурс «Иголочка».

Верно, конкурс второй - «Иголочка».

У каждого участника большая иголка и толстая нитка, ткань. Надо вставить нитку в иголку и  изготовить оберег-украшение для дома.

Игра. Молодцы! И с этим заданием справились. Следующая загадка.

Они растут на ели,

Их очень любят мишки!

И в Новый год украсят

Любую елку...

Дети. Шишки.

Игра. Верно, ребята, это шишки! Незнайка, а ты видел когда-нибудь шишки?

Незнайка. Еще как видел! Я их часто набивал, когда лез туда, куда меня никто не просил.

Игра. Я надеюсь, наши ребята не набьют себе шишек, если поучаствуют в этом конкурсе. Внимание, третий конкурс.

Конкурс «Шишки».

Каждому участнику дается природный материал. Команда изготавливает поделку, аппликацию из природного материала..

Игра. Молодцы!  Внимание! Конкурс 4-й!

А ну-ка прояви сноровку.

Скорей, дружок, освой шнуровку.

Конкурс «Кружева».

Оборудование: длинный шнурок и лист картона, клей. Участники команд должны по очереди приклеить шнурок, чтобы получились кружева или узор.

Игра. Молодцы! И с этим заданием здорово справились. Приготовились к 5-му заданию.

Незнайка. Игра, а можно я загадаю следующую загадку?

Игра. Можно, Незнайка, загадывай!

Незнайка.

Слушайте внимательно!

Пишет он, когда диктуют.

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мой альбом!

Что это?

Дети. Карандаш!

Игра. Верно! Наш друг карандаш! И в следующем конкурсе он очень необходим. А конкурс называется «Нарисуй-ка».

Конкурс «Нарисуй-ка».

Выставляются два мольберта, к которым прикреплены листы ватмана. Участникам выдаются конверты, из которых они вытягивают карточки с названием цветов, которые надо  нарисовать. Детям завязываются глаза, они выстраиваются в колонну и по сигналу начинают рисовать..

Игра. Молодцы! Отлично потрудились!

Незнайка. После такой работы что-то есть захотелось. А нет ли у вас такого конкурса, чтобы червячка заморить?

Игра. Конечно, есть! Наш 6-й конкурс называется «Как вкусно!».

Незнайка. Кулинары, выходите, мастерство свое покажите.

Конкурс «Как вкусно!».

Перед командами выставляются стенды. На каждом из них прикреплены 14 карточек с названием блюд. Нужно снять 7 карточек с названием блюд, где используется тесто.

Игра. Показали вы свое умение всем на удивление.

Незнайка. Как вкусно!

Игра. Пусть жюри подведет итоги игры. А мы посмотрим следующее выступление «Танцевальный номер»

2-й ведущий. А теперь пришла пора наградить самых активных, самых умелых жителей нашего Города мастеров.

Награждение.

1-й ведущий.

Мы вам, ребята, желаем успеха,

Побольше веселого, звонкого смеха,

Побольше хороших друзей и подруг,

Поделок отличных, здоровья сундук!

2-й ведущий.

Вот и праздник завершен,

С вами мы прощаемся.

Но, конечно, в сентябре

Снова повстречаемся!

В завершение праздника все дети получают сладкие подарки и приглашаются на чаепитие. Звучит песня о детстве.



Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа №

 п. НарышкиноУрицкого района Орловской области

Открытое занятие по внеурочной деятельности

 «Город мастеров»

«Умелые руки не знают скуки!»

C:\Users\User\Desktop\фото я и дети\152___05\IMG_3587.JPG

Провела:

Егорова Ирина Валерьевна

2016-2017 учебный год

Праздник

"Умелые руки не знают скуки!"

Цель: развитие повышенного интереса к вязанию,

закрепление и проверка знаний, умений и навыков, полученных на занятиях.

Задачи:  праздника "Умелые руки не знают скуки":

образовательные - закреплять знания детей условных обозначений петель, знания правил безопасного обращения с инструментами, умения создавать компьютерные презентации своих работ.

развивающие - развивать умение определять способы вязания крючком по образцам, совершенствовать умение вязать по схеме, развивать смекалку, аккуратность, активность, творческий подход к выполнению заданий.

воспитательные - способствовать воспитанию чувства сопереживания, взаимопомощи, чувства гордости и радости от результатов коллективного труда, прививать любовь к труду и желание в будущем заниматься рукоделием.

Оборудование. 

Для педагога: 

конверт с «осколками»,

мольберт,

компьютер,

проектор,

экран.

Для детей:

иголки,

игольницы,

катушки ниток,

ножницы,

пуговицы,

мордочки поросят,

жетончики для загадок,

схемы вязания цветка,

крючки,

клубки пряжи,

образцы вязания крючком,

карточки с названиями способов вязания крючком,

ручки,

машинки с привязанными нитями,

сувениры.

План праздника:

Письмо Марьи-искусницы.

Приветствие команд.

Пришивание пятачка.

3агадки.

Вязание по схеме.

Определение способа вязки.

Игра «Собери клубочки».

Условные обозначения.

Игра «Смотай нить».

Умелые руки. Презентация работ.

Возвращение Марьи- искусницы.

Подведение итогов и чаепитие.

- Дорогие ребята! Сегодня я пригласила вас в зал на конкурс «Умелые руки не знают скуки!». Вы уже многому научились в нашем объединении «Природа и фантазия» и ...(раздаётся стук и в зал заходит почтальон и вручает ведущему письмо). Что это за конверт? Давайте откроем его. (Из конверта высыпаются разноцветные «осколки» и SD-диск). Ой, какие-то фигурки выпали, а ещё SD-диск? Сейчас всё узнаем.

Звучит музыка и раздаётся голос Марьи-искусницы.

«Вам здоровья всем, люди добрые!

Меня Марьей звать свет искусницей.

Посылаю Вам свою весточку

В град Заволжье тот, что на Волге есть.

И с надеждою, и с мольбой своей

К Вам за помощью обращаюсь я!

Заточил меня старый, злой колдун

В башню страшную, тёмну комнату,

Превратил меня он в берёзоньку,

И так жить всегда приказал теперь!

И не видеть мне свету вольного,

Пока чары те не рассыплются.

Заклинанье же, что свободу даст,

Начертал он здесь, на «осколочках»,

А сложить их смогут лишь дети добрые,

Духом сильные, дружбой славные,

Да весёлые, рукодельные.

Ну, а слухами земля полнится,

И шепнули мне ветры буйные,

Что в том граде есть

Терем дивнейший-

Центром люди кличут его «Ровесником».

А в том тереме есть светёлочка,

На окошечках кружева висят.

В той светёлочке - красны девицы.

Быстро вяжут они вещи дивные.

И добры они и находчивы!

К вам я, девицы, обращаюсь:

Посылаю я вам осколочки,

Где задания все предначертаны.

Если славно задания те выполнить,

Заклинанье там сразу покажется,

Его нужно прочесть троекратно всем,

И злодеевы чары рассыплются.

Но осколки лишь тогда вместе сложатся,

Если дружно игру вы затеете,

Да такую, чтоб злодею понравилась,

А иначе ничего не получится!

- Ребята, вы готовы помочь Марье-искуснице? Давайте посмотрим на осколки. На каждом есть задание и фрагмент волшебного заклинания. Чтобы злодею понравилась наша игра, давайте поделимся на команды. А осколки будут прикреплять ребята той команды, которая быстро и правильно справится с заданием.

ПЕРВЫЙ ОСКОЛОК.

Расскажите о себе.

Как вас звать-величать?

Да постарайтесь своё званье оправдать!

- С этим заданием, ребята, вы легко справитесь. Назовите свои имена, название вашей команды и скажите громко ваш девиз.

- Наша команда называется «Рукодельница»! Мы очень любим заниматься в «Природа и фантазия» и делать разные игрушки, сувениры, а потом дарить их своим друзьям и близким. Наш девиз: «Не учись безделью, а учись - рукоделью!»

- Теперь послушаем других ребят.

- Мы команда «Мастерица»! Мы очень любим мастерить своими руками разные поделки. Наш девиз: «Дело мастера боится!»

- Молодцы, вы все дружно и громко представились. Я думаю, что первый осколок прикрепят капитаны команд.

ВТОРОЙ ОСКОЛОК.

Поросятам помоги-

Пришей им срочно пятачки!

- Кто из вас хочет пришить пятачки? Выходите к столу. Вот вам пуговицы и поросятки. Не забывайте правила безопасного обращения с инструментами.

ТРЕТИЙ ОСКОЛОК.

Задам вопросы посложней,

Ответ прошу я дать скорей!

- Ребята, здесь нужно отгадать загадки. За правильный ответ я буду раздавать вам жетоны.

  Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы. 
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы 
В серебристо-бурых шубах 
Из деревьев, веток, глины 
Строят прочные плотины. (Бобры).

10. Скачет зверюшка: 

Не рот, а ловушка. 

Попадут в ловушку 

И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте, 
Этот чудо-самолётик. 
Над водой парит он гладкой, 
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу, 
Но гостей не приглашу: 
В костяном моём дому 
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно – 
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).

- Молодцы! Очень хорошо отгадывали!

ЧЕТВЕРТЫЙ ОСКОЛОК.

Множество знаков начертано здесь,

Кто разберется? Смелые есть?

- Девочки, нам прислали схемы, кто хочет сделать  по схеме цветочек

ПЯТЫЙ ОСКОЛОК.

Посылаю образцы с номерами дивными,

Разберись, поди же ты, с узорами старинными.

- Я думаю, девочки, это задание не вызовет у вас трудностей, потому что все способы бисероплетения нам хорошо знакомы. Кто желает выполнить это задание?

ШЕСТОЙ ОСКОЛОК. 

Будь ты ловким, умным, смелым,

Докажи-ка это делом.

Подвижная игра «Собери клубочки».

- Давайте встанем в круг, а наши клубочки положим перед ногами на пол. Под музыку мы будем с вами двигаться по кругу, как только музыка закончится, вы должны взять любой клубочек. Кому клубочка не хватило, тот называет пословицу о труде и садится на стул. 

- Молодцы! Вы очень весело играли. Много назвали пословиц и поговорок. Настя оказалась самой ловкой в нашей игре, и она получает право поместить осколок на место.

- Посмотрите, ребята, у нас уже появляются какие-то буквы... Значит, Злодею игра нравится.

СЕДЬМОЙ ОСКОЛОК.

Список длинных умных фраз,

Он давно знаком для вас.

Прочитай, не спеши,

Знак условный здесь впиши.

- Кто хочет выполнить это задание, ребята?

Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

1 команда

1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
2 команда
5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

- Чтобы побыстрее вызволить Марью-искусницу из плена, мы перейдем к следующему осколку.

ВОСЬМОЙ ОСКОЛОК.

Чьи тут пальчики проворней?

Установим мы сейчас.

Быстро ниточку скрутите,

Будем мы «болеть» за вас. 

«Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе. 

ДЕВЯТЫЙ ОСКОЛОК.

Вы ведь все здесь мастерицы,

Значит, есть чем похвалиться.

 -Ребята, мы очень много мастерили поделок своими руками. Давайте, покажем их и расскажем о них. Выходите, команда «Мастерицы».

Исполнение частушек:

Симпатичные девчонки,

Мы на Орловщине живем,

Если надо - шапки свяжем,

Если надо - так споем.

Не привыкли мы хвалиться,

Но зовут нас мастерицы,

Любим мы ходить в кружок,

И при роду тоже.

- Можем мы сделать в кружке

Разные игрушки,

Мамам дарим мы прихватки,

Бабушкам - подушки.

Праздники в кружке справляем,

Дружно, весело живем.

Никогда мы не скучаем

И играть не отстаем!

Ребята показывают свои работы. 

Наши «Рукодельницы» от «Мастериц» не отстают. Они тоже приготовили презентацию о своих сувенирах.

Рукодельницы-девчонки

Очень любим мы вязать.

Своими сувенирами

Умеем удивлять.

Сказки сочинять умеем,

Выпускаем книжки.

И героев делаем сами:

И лису, и мишку.

Надеваем их на пальчик,

И в своем театре

Роли разные играем,

Делаем спектакли.

Инсценировка пальчиковым театром русской народной сказки «Репка» на новый лад.

 - Я думаю, что обе команды отлично справились с заданием представления своих поделок. Капитаны команд, прикрепите последний осколок. 

- Молодцы! Вот и сложили мы все осколки. Теперь мы сможем прочитать заклинание. Давайте дружно и громко 3 раза произнесем его: «Сноровка и уменье в беде – спасенье!»

Звучит музыка и появляется Марья-искусница.

- Здравствуйте, дорогие ребята да гости именитые! Благодарна всем за спасение! Вам поклон земной, дети добрые, дружбой славные, рукодельные! Со всеми заданиями злодея вы отлично справились. Получите на память по клубочку волшебному. В каждом секрет есть. Когда свяжите все нитки, он вам и покажется. Теперь всех вас пригласить хочу к нам чайку попить, чаю крепкого с угощеньями.

На этом  праздник "Умелые руки не знают скуки" завершается.

сценарий конкурсной программы. Умелые руки не знают скуки



Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа №

 п. НарышкиноУрицкого района Орловской области

Открытое занятие по внеурочной деятельности

 «Город мастеров»

В 3 «Б» КЛАССЕ

«Цветы в нашей жизни»

C:\Users\User\Desktop\личные фото\тю.jpg

Провела:

Егорова Ирина Валерьевна

2017 г.

Цветы в нашей жизни.

Цель: раскрытие творческих способностей  детей.

Задачи:

  1. Показать, какую роль играют цветы в жизни человека.
  2. Развивать эстетические чувства детей, учить понимать красоту.
  3. Воспитывать любовь  к цветам,  доброту, дать понятие красоты души.

Оборудование.

  1. Слайд – программа. Серия слайдов с изображением             различных цветов.
  2. Слайды – репродукции картин художников:
  • Г.Флегель «Натюрморт с цветами и кактусами»
  • Ван Гог «Ирисы»
  • Ван Гог «Подсолнухи»
  • Мартирос Сарьян «Осенние цветы и фрукты»
  • М. Сарьян «Цветы».
  1. Схема «Чему нас учат цветы».
  2. Слова карточки.
  3. Цитаты.
  4. Музыка для релаксации.
  5. П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.

- Здравствуйте,  дорогие друзья. Я хочу вас спросить: что же является в мире самым замечательным?

- Эти создания природы никого не оставляют равнодушными.

- Их дарят друг другу по любому поводу.  (Ответы детей)

- Сегодня на занятии мы будем говорить о самом прекрасном, нежном и красивом, что есть на земле – о цветах. Тема сегодняшнего занятия: Цветы в нашей  жизни. Они дарят нам радость, красоту и свою нежность. «Тот, кто любит цветы и охраняет их, увеличивает свое счастье и получает блаженство»  (Слайд 2)

- Я приглашаю всех на бал цветов.

  1. Слайд-программа с изображением различных цветов и чтение о них стихов.  Музыка. Чайковский «Бал цветов».

1) И главная гостья на этом балу – роза. (Слайды 3 – 5)

Роза – царица цветов. Её любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен.

                                        Розы – сестры зари.

                                        Цвет их цвету зари равнозначен.

Раскрываются розы

Лишь в первых рассветных лучах,

А раскрывшись на диво,

Они то смеются, то плачут,

Грусть и радость качая

В глубоких атласных цветах.        

           По преданию, Лакшми, самая красивая женщина в мире, родилась из раскрывшегося бутона розы. Прародитель вселенной Вишну, поцеловав девушку, разбудил ее, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов. Есть и другая легенда - индуистская, согласно которой божества поспорили, какой цветок лучше, роза или лотос. И конечно, победу одержала роза, что привело к создании прекрасной женщины, из лепестков этого цветка.

         Другая легенда, греческая, рассказывает нам о том, как появилась роза - ее создала богиня Хлорис. Однажды богиня обнаружила мертвую нимфу - и решила попробовать оживить ее. Правда, оживить не удалось, и тогда Хлорис взяла у Афродиты привлекательности, у Диониса - пьянящего аромата, у граций - радость и яркий колер, у прочих божеств все остальное, что так притягивает нас в розах. Так появился самый прекрасный цветок, правящий среди всех остальных - роза.

         В греческой мифологии, как символ любви и страсти, роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты (римской Венеры), а также символизировала любовь и желание. В эпоху Ренессанса роза ассоциировалась с Венерой из-за красоты и аромата этого цветка, а колкость ее шипов - с ранами любви. По одной легенде, роза впервые расцвела, когда из волн моря появилась на свет богиня любви Афродита. Едва она вышла на берег, как хлопья пены, сверкающие на ее теле, стали превращаться в ярко - красные розы.

      Еще одна история, почему роза стала красной - она зарделась от удовольствия, когда ее поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева. Роза - цветок, наиболее чтимый христианством. Ее так и называют - цветок Богородицы. Живописцы изображали Богородицу с тремя венками. Венок из белых роз означал ее радость, из красных - страдания, а из желтых - ее славу. Красная моховая роза возникла из капель крови Христовой, струившейся по кресту. Ангелы собирали ее в золотые чаши, но несколько капель упали на мох, из них выросла роза, ярко - красный цвет которой должен напоминать о пролитой за наши грехи крови.

           Поэтов и писателей вдохновляла легенда о соловье и розе. Соловей увидел белую розу и был пленен ее красотой, что в восторге прижал ее к своей груди. Острый шип, словно кинжал, вонзился ему в сердце, и алая кровь окрасила лепестки дивного цветка.

2) А теперь другой цветок.  (Слайд 6 – 8)

АСТРА - ЗВЕЗДА ОСЕННЕГО САДА 

Aster - астра на языке древних римлян значит "звезда". В сумерки, когда колышется в небе тонкий и острый свет ярких созвездий, астра словно посылает с земли привет своим далеким сестрам, так на нее похожим.
В начале 17в. одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить различные, новые сорта Королевы маргариток всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел

 невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: "Астер!", что значит по - гречески "звезда". С тех пор этот цветок и стали называть астрой.

   3) «Слезы Богородицы» (о ландышах).  (Слайд 9 – 10)

         Тихо рыдала Пресвятая Богородица, стоя у креста распятого Сына. Горючие слезы ее капали крупными каплями на землю, и на месте их падения возникали чистые белые ландыши. Что может быть проще и в то же время прелестнее ландыша? Несколько беленьких, как из фарфора колокольчиков на длинном стебельке и пара зеленых листьев – вот и все. Эти прелестные белые колокольчики соединили в себе чистоту и святость слез Пресвятой Богородицы. Аромат его освежает и исцеляет душу. А когда беленькие цветочки ландыша опали, на месте их, из самого сердца, вылились огненно-красные капли слез Богородицы.

4) Лотос.  (Слайды 11 – 14)

Цветок лотоса служит символом чистоты духа, возвысившегося над миром, так как он сохраняет свой незапятнанно чистый  цветок, появляясь из илистой воды. 

Гейне говорит о лотосе:

Опустясь головкой сонной

Под огнем дневных лучей,

Ждет мерцающих ночей,

И лишь только выплывает

В небо красная луна,

Он головку поднимает,

Пробуждаяся от сна.

На листах душистых блещет 

Чистых слез его роса,

И любовно он трепещет,

Грустно глядя в небеса...

Лотос в Египте был посвящен богу солнца Озирису. Озирис изображался с цветком лотоса на голове.  И египетские фараоны в знак своего божественного происхождения надевали на голову эти цветы, и сама эмблема их власти  — царский скипетр  — изображалась в виде цветка лотоса со стеблем. Лотос изображался, то в бутоне, то распустившимся, и на государственной монете! Лотос стал эмблемой Верхнего Египта, тогда как папирус — Нижнего Египта. В государственном гербе Египта  красовались  пять цветов лотоса.

4) Незабудки. (Слайды 15 – 16)

         О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память.

        Еще одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок, уже уходя, она услышала. как этот цветок тихо произнес "Не забудь обо мне!" Флора разглядела и нарекла незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.

      Согласно другому варианту, цветок, которому забыли дать имя, пришел к Богу и попросил дать ему название. "Я тебя не забуду, не забудь и ты меня. Отныне твое имя будет незабудка".

5)  Анютины глазки. (Слайды 17 – 20)

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Вот что рассказывает еще одна легенда. Однажды в жаркий день Венера решила искупаться в самом отдаленном гроте, чтобы никто не смог подсмотреть. Богиня Венера долго и с удовольствием купалась и вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Венера обратилась к Зевсу с просьбой наказать виновных. Зевс, конечно, откликнулся на просьбу прекрасной богини и решил покарать их, но потом смягчился и превратил их в анютины глазки, выражающие любопытство и удивление.
      В Германии называют этот цветок мачехой, объясняя название следующим образом. Нижний, самый крупный и красивый лепесток - это разодетая мачеха. Два, находящихся повыше, не менее красиво окрашенных лепестка - это ее, не менее красиво разодетые дочери. А два самых верхних беленьких лепестка, как бы полинявших, с лиловатым оттенком лепестка - это ее бедноодетые падчерицы. Предание гласит, что прежде мачеха находилась наверху, а бедные падчерицы внизу, но Бог сжалился над бедными, забитыми и заброшенными девочками и повернул цветок, при этом злой мачехе достался беспокоящий ее шпорец, а ее родным дочерям - ненавистные им усики.

В римской мифологии фиалку трехцветную называют цветком Юпитера. Фиалка - любимый цветок императрицы Жозефины и эмблема Наполеонидов.

6)  Подснежник. (Слайды 21 – 23)

        В Европе подснежник - символ надежды. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев подснежник - снегосверлитель. Чехи зовут его снежинкой, а немцы — снежным колокольчиком. Болгары растению, которое бросает вызов зиме, дали прозвище «задира».

         Легенда говорит, что однажды богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала и подарила Подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник укрыл его своим хитоном. С тех пор они неразлучны, а в благодарность за тот вечер снег никогда не оставит хрупкий цветок в беде и укроет его от холода. 
       По русской легенде однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило бесстрашный цветок, согрело землю и открыло дорогу Весне. 

Выглянул подснежник

В полутьме лесной –

Маленький разведчик,

Посланный весной.

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга,

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед –

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

- Какой цветок вам нравится больше всего? И за что?

IV. Беседа о цветах.

- Что испытываете вы, когда смотрите на цветы?

- Назовите разные эпитеты к слову цветы.

Яркие

Душистые        прекрасные

Красивые        светолюбивые

Нежные        ароматные

Чудесные        любимые

волшебные        великолепные

- Какие цветы и к каким из этих эпитетов соответствуют больше всего?

- Могут ли быть цветы некрасивые?

- Что дарят нам цветы?

- У меня на доске  написаны качества души человека. Перечислите, пожалуйста, те качества, которым учат нас цветы?

Чему нас учат цветы?

мечтать     благородству

доброте

нежности

красоте

любви

- Цветы приносят людям не только радость и красоту. Цветы приносят человеку счастье. Любовь к цветам одно из самых лучших человеческих качеств.

- Как вы думаете, что в человеке больше всего похоже на цветок? (душа). Объясните свой ответ.   Душу человека сравнивают с цветком. Душа человека – это тот же цветок, тянущейся к свету и теплу.

- Что происходит с цветком, если за ним не ухаживать?

- Что, происходит с душой человека, если за ней не ухаживать?

- Как вы понимаете слова «ухаживать за душой»? (Стремиться делать только то, что доставит радость и счастье людям, совершенствовать свои духовные качества, стараться осознать свою цель и предназначение)

«Любовь  друг к другу, стремление сделать счастливыми других людей, умение дарить радость – вот необходимые условия для счастливой жизни любого человека»

-Что нужно делать для того, чтобы быть счастливым? (любить)

- У растений тоже есть душа, своя живая и неповторимая жизнь.

- А еще у цветов есть язык, с которым они с нами общаются.

- Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы понять  язык цветов  и разговаривать с ними?

- Поэты, писатели, художники, композиторы хорошо знали этот  язык  и написали много прекрасных произведений, которые посвятили цветам, природе.

V. Слайд- программа репродукций картин художников под музыку Чайковского «Бал цветов»

- Глядя на эти репродукции, мы как - будто бы оказываемся на волшебном лугу солнечным, летним днем. (Слайды 27 – 40) Мартирос Сарьян.

  • Г.Флегель «Натюрморт с цветами и кактусами»
  • Г. Флегель «Натюрморт с цветами и закуской»
  • Ван Гог «Ирисы»
  • Ван Гог «Подсолнухи»
  • Александр Куприн «Настурции»
  • А. Куприн «Натюрморт. Искусственные цветы и фрукты на желтом фоне.
  • А. Куприн «Цветы на фоне набойки»
  • Мартирос Сарьян «Осенние цветы и фрукты»
  • М. Сарьян «Цветы».

- Как вы думаете, знали ли художники язык цветов?

-  Как вы думаете, какими качествами нужно обладать человеку,  чтобы понять  язык цветов  и разговаривать с ними? (постараться быть трудолюбивыми и ответственными, и никогда не забывать ухаживать за своими растениями)

VI. Беседа. Обобщение.

- Как вы думаете, какою бы стала жизнь на земле, если бы не было цветов?

- Какую роль они играют в жизни человека, насекомых, природы?

Все луговые цветы, полевые, лесные, многие садовые имеют очень приятный запах.

Запах цветов имеет огромное значение в природе. Ученые наблюдали за цветением  трав, цветов и поведением насекомых.

У каждого насекомого (бабочки, жучка, пчелы, шмеля) есть свои цветы, которые они отличают по запаху.

По запаху можно определить состояние цветка – здоров ли цветок, хорошо ли ему в этой почве, радуется или грустит цветок.

От страдания цветы теряют запах.

В древности говорили, что запах – это Душа цветка.

Поэтому, когда вам придется срезать цветы для букета, попросите у цветов прощение, не срезайте и не рвите лишних и не рвите совсем, если знаете, что скоро выбросите их.

- В священных писаниях религий часто употребляется символ цветка. Как вы думаете, что он означат?

(Цветок – символ душевной частоты человека.)

О цветах, травах, сложено много мифов, легенд, сказок, в которых жизнь человека связана с цветами.

VII. Релаксация. Музыка.

А теперь представьте солнечный летний день. Вы лежите на лугу покрытым густым ковром из трав и цветов. Вы не можете удержаться от желания собрать букет своих любимых цветов.

Чтение стихотворения В. Солоухина «Букет».

Букет

Я их как собирал?

Колокольчик чтоб был к колокольчику,

Василек к васильку

И ромашка к ромашке была.

Мне казалось, что будет красивей букет,

Если только одни васильки,

Или только одни колокольчики,

Или только ромашки одни

Соберутся головка к головке.

Можно стебли подрезать и в воду поставить в стакан.

Постепенно я понял,

Что разных цветов сочетанье

(Ярко-желтого с белым,

Василькового с белым и желтым,

Голубого с лиловым,

Лилового с чуть розоватым)

Может сделаться праздником летних полуденных красок,

Может сделаться радостью. Надо немного условий:

Просто капельку вкуса

Или, может быть, капельку зренья —

И букет обеспечен. Хватает в июне цветов!

Так я их собирал. Но

(Во всем виновата незрелость)

Я наивно считал,

Что простые, невзрачные травы

(Это кажется нам, будто травы бывают невзрачны)

Недостойны приблизиться

К чистым, отборным и ясным,

Собираемым мною в букет, удостоенным чести цветам.

Обходил я пырей,

Обходил я глухую крапиву,

«Лисий хвост» обходил, и овсюг, и осот полевой,

И пушицу,

И колючий,

Полыхающий пламенем ярым,

Безобразный, бездарный татарник.

Им, конечно, хотелось. А я говорил с укоризной:

«Ну, куда вы?

Вот ты, щавеля лопоухого стебель,

Полюбуйсь на себя, ну куда ты годишься?

Разве сор подметать?

Ну, допустим, тебя я сорву...»

И затем,

Чтоб совсем уж растение это унизить,

Я сорвал

И приставил метельчатый стебель к букету,

Чтобы вместе со мной все цветы на лугу посмеялись

Сочетанью ужасному розовой «раковой шейки»

И нелепой метелки.

Но...

Не смеялся никто.

Даже больше того (что цветы!), я и сам не смеялся.

Я увидел, как ожил, как вдруг засветился букет,

Как ему не хватало

Некрасивого, в сущности, длинного, грубого стебля.

Я крапиву сорвал,

Я приставил к букету крапиву!

И — о чудо!— зеленая, мощная сочность крапивы

Озарила цветы.

А ее грубоватая сила

Оттенила всю нежность соседки ее незабудки,

Показала всю слабость малиновой тихой гвоздички,

Подчеркнула всю тонкость, всю розовость «раковой шейки».

Стебли ржи я срывал, чтоб торчали они из букета!

И татарник срывал, чтоб симметрию к черту разрушить!

И былинник срывал, чтобы мощи косматой добавить!

И поставил в кувшин,

И водой окатил из колодца,

Чтобы влага дрожала, как после дождя проливного,

Так впервые я создал

Настоящий,

Правдивый букет.

1963

- Чему букет из разных трав и цветов научил поэта?

Нет ничего ненужного и безобразного в созданном мире. Каждое созданное творение прекрасно и красиво по-своему. В этом удивительном разнообразии и заключается самая большая красота. Эту красоту мы можем создать и своими руками. Посмотрите на цветы, которые выращиваются у нас в садах. (Слайды 41 – 58)

VIII. Практическая работа.

- А теперь волшебные краски и карандаши пусть помогут вам рассказать всему миру, как вы понимаете язык цветов и трав в следующих заданиях.

  • Нарисуйте свой любимый букет.
  • Нарисуйте цветок своей души.
  • Любимый цветок своими руками.

IX. Выставка работ. Обсуждение.

-Друзья, если бы вам пришлось увидеть сад в котором все растения в точности одинаковы по форме, цвету и запаху, он показался бы вам красивым? Конечно, нет. Скорее – унылым и однообразным. Сад прекрасный для глаз и радующий сердце, это такой сад, где друг с другом рядом растут цветы всех оттенков, форм и запахов.

- А теперь давайте полюбуемся нашей выставкой. Одинаковы ли на ней цветы?

- Обратите внимание на красоту в многообразии.

 X. Итог.

Так должно быть  и среди детей человеческих! Если вы встретите людей другой национальности или с другим цветом кожи, не проявляйте к ним недоверие, будьте им рады, пусть они почувствуют вашу доброту.

Думайте о них, как о разноцветных розах в прекрасном саду человечества, и радуйтесь своей принадлежности к ним.

XI. Рефлексия.

- Что вам запомнилось больше всего?

- Какие чувства вы испытывали на сегодняшнем занятии?

Использованные WEB-источники:

http://www.rupoem.ru/solouxin/ya-ix-kak.aspx

http://img-fotki.yandex.ru/get/5804/igorsamusenko.7d/0_52b72_c9df7c46_L

http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWF

http://yablor.ru/blogs/legendi-o-podsnejnike/1289280

http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/nezabudka.html

http://www.4goodluck.org/blogs/zvetivelikidarprirodi/viewpost/2929

http://www.slova.lact.ru/legendyi/o-tsvetah

http://orhidei.org/forum/85-2216-

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=21&text

http://yandex.ru/yandsearch?text



Предварительный просмотр:

МБОУ средняя общеобразовательная школа №1

 п. НарышкиноУрицкого района Орловской области

Экологическая игра-конкурс

 во 2 «Б»классе

 «Загадки природы».

C:\Users\User\Desktop\Мои любимые ученики\IMG_4153.JPG

Провела:

Егорова Ирина Валерьевна

2016-2017 учебный год

Экологическая игра «Загадки природы».

Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся.                      Задачи:

учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;

учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;

учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

Оборудование: плакаты на экологическую тематику; карточки с изображением следов животных и лекарственных растений.

«Ты открой мне, природа, объятья,

Чтоб я слился с красою твоей».    И. Бунин

Форма проведения: экологическая игра-конкурс.

Ход мероприятия.

I.  Приветствие.

II. Ведущий. Здравствуйте, дорогие учащиеся! Сегодня мы с вами собрались для проведения экологической игры «Загадки природы»                                                      1-й  ч т е ц .

Я слушал, как поёт тропа лесная,

И всё гадал: о ком она? О чём?

Который век бежит, не зарастая,

Как будто ей столетья нипочём.

 2- й чтец.

                В её напеве слышу отголоски

Шагов прошедших некогда людей.

Смотрю на тропку, стоя у березки,

И сердце бьётся чётче и нежней.

3-й  чтец.

                И верится, не стало тленом, пылью

Минувшее, поныне живо тут.

Все люди, что по тропке проходили,

Идут по ней, незримые идут.

4-й  чтец.

И мы пройдем, а через годы - внуки,

И каждый сердцем у лесной тропы

Услышит те же песенные звуки

Одной для нас единственной судьбы.

Ведущий. Дорогие знатоки природы! Давайте подумаем над смыслом этого стихотворения.        

Природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности.  Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.

Ведь:                                                                                                                                  

природа нас окружила дивной своей красотой,

природа нам подарила воздух степной и лесной,

берег крутой с быстрой рекой,

чистое небо над головой.

Наша задача – хранить природу, не убивать, не мучить никого. Люди сами выбирают, как им жить. Действия наши могут быть созидательными, а могут стать и разрушительными, можно учиться строить, а можно научиться ломать.

Всем и всему на Земле есть место. Природа – наш дом. Как жить в таком многонаселенном мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь.

Экология, это слово происходит от двух греческих слов “ойкос” - дом и “ логос” - учение. Экология наука о месте обитания, об окружающей среде.

Только «дом» здесь понимается в более широком смысле слова. Как же вести себя в нашем большом доме – природе, чтобы не нанести вред ни цветочку, ни роднику, чтобы Земля оставалась прекрасной всегда?

-   Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

Мы посадим липы и клены,
Будет город нарядный, зеленый.
Тополя мы посадим рядами, 
Станут площади наши садами.
Окружим мы деревьями школу-
Пусть звенит над ней гомон веселый.
Любят зелень счастливые дети.
Любят видеть деревья в расцвете.
Пусть цветет с каждым годом все краше
Молодая планета наша.

Начнём нашу игру с разминки.  

I.Разминка. Отгадайте загадки. За каждый правильный ответ даётся жетон.

Бел, как снег, 
Надут, как мех, 
На лопатах ходит. 
                 (Гусь) 
Хоть я не молоток — 
По дереву стучу: 
В нем каждый уголок 
Обследовать хочу. 
Хожу я в шапке красной                                                                                                                                       И акробат прекрасный. 
                          (Дятел) 

Боится зверь ветвей моих, 
Гнёзд не построят птицы в них. 
В ветвях краса и мощь моя, 
Скажите быстро, кто же я? 
                              (Олень) 
В тесной избушке 
Ткут холст старушки. 
                            (Пчёлы) 
Кто в лесу без топоров 
Строит избу без углов? 
                           (Муравьи) 
Летит — воет, 
Сядет — землю роет. 
                                 (Жук)

Кто может выйти в открытое поле, 
Не покидая своего дома? 
                              (Улитка) 
В болоте плачет, 
А из болота не идёт. 
                             (Кулик) 
Не ёлка, а колка. 
Не кот, а мыши боятся. 
                             (Ёж) 
Летом гуляет, 
А зимой отдыхает. 
                              (Медведь) 
Огромная кошка мелькнет за стволами, 
Глаза золотые и уши с кистями, 
Но это не кошка, смотри, берегись, 
Идёт на охоту коварная… 
                           (Рысь) 
И в лесу мы, и в болоте, 
Нас всегда везде найдете: 
На поляне, на опушке, 
Мы — зелёные… 
                          (Лягушки) 
Нору день и ночь копаю, 
Вовсе солнышка не знаю, 
Кто найдет мой длинный ход, 
Сразу скажет — это… 
                             (Крот) 
Летом много их бывает, 
А зимой все вымирают, 
Прыгают, жужжат над ухом. 
Как они зовутся? 
                                (Мухи) 

 Под корой сосны и ели 
Точит сложные тоннели. 
Только к дятлу на обед 
Попадает… 
                                 (Короед)                                                                                                                       

III. Конкурсная программа.
Этап 1. Лесная тропа. 

Ребята  выходят к столу ведущего и вытаскивают поочерёдно карточки с изображением следов лесных животных, семенами растений. За каждый правильный ответ команде присваивается жетон.

1). В лесу леснику встретились следы  собаки, волка, лося, рыси, белки, зайца, кабана и медведя. Определи, чьи это следы.

2).Нашли семена растений: дуба, клёна, берёзы, ели, кедровой сосны, ольхи и каштана. Определи, чьи это семена.

3). Собери лукошко. Каждой команде даётся по набору муляжей грибов. Нужно отобрать съедобные грибы и назвать их.

Этап 2.

  • У какой птицы съедобные гнёзда? (ласточка саланган)
  • Почему плачут крокодилы? (выведение излишков солей из организма)
  • Какого цвета шкура у белого медведя? (тёмная)
  • Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое растение)
  • Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, жёлчный гриб, ложные опята, сатанинский гриб)
  • Коралл – это растение  или животное? (животное)
  • Сколько ног у паука? (восемь)
  • Скат манта по - другому называется… (морской дьявол)
  • Какая птица, гнездящаяся на наших водоёмах, считается символом верности? (лебедь)

Ситуации

1.     В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?

2.     Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с  маленькими птицами?

3.     Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а  тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?

“Это делают любители природы?”

 (Да – хлопаем, нет - топаем)

 Разоряют птичьи гнезда. (Нет.)

Уничтожают несъедобные грибы. (Нет.)

Вывешивают скворечники и кормушки. (Да.)

Рвут цветы охапками. (Нет.)

Сажают деревья. (Да.)

Оберегают родники. (Да.)

Ставят капканы. (Нет.)

Собирают березовый сок. (Нет.)

Ломают ветки деревьев”. (Нет.)

Разоряют муравейники. (Нет.)

Мусорят в лесу. (Нет)

Жгут прошлогоднюю траву. (Нет.)

Участвуют в очистке водоемов от мусора. (Да.)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да)

Этап 3. Водоёмы.

  1. Каких промысловых рыб считают одомашненными? (Осётр, толстолобик, судак, зеркальный карп, карась.)
  2. Определи моллюсков. (Коллекции: беззубка, перловица, прудовик, катушка, жемчужница и т.д..)
  3.    Назови как можно больше рыб наших водоемов. (Толстолобик, судак, сазан,  линь, краснопёрка, сом, карп, ёрш, карась, белуга, осетр, стерлядь, севрюга  т. д.)
  4. Какое членистоногое путешествует под водой в воздушном колоколе? (Паук-серебрянка.)
  5. Какая рыба чемпион по взметыванию икры? (треска – до 300 млн. икринок)
  6. Из какой рыбы можно делать напильники? (акула – из её кожи делают напильники, которыми можно полировать дерево и мрамор)
  7. Какая польза от лягушки? (лягушка съедает за сутки в среднем 6 вредных беспозвоночных)
  8. Почему лягушка при заглатывании пищи закрывает глаза? (у неё нет зубов, поэтому пищу заглатывает целиком, проталкивая её глазными яблоками)

Этап 4.  Экологический.  “Редкие и исчезающие животные”                                                         Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.

– Какие вы знаете растения, занесенные в Красную книгу?

– Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.

У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.  

Я в к я с у л а с н в ц ц

П д ж ф е ч й р п а н ф ч

Ж м в ы м р х у ж х о р л ь

Г с в е в о п б в а с р о д

М б е к д ь о в е д б к в

К ф п о ы б з р а ы ф п з

В г е м г е л о в р д ж д д

Ц с э я у ф т ц я о э р а ф  

Ответы: кулан, джейран, выхухоль, гепард, медоед, кобра, морж, сутора.

Викторина “Эрудит”. 

Вопросы.

  1. Какие птицы не умеют летать? (Страус, пингвин.)
  2. Какое из этих животных живет только в Африке: слон, зебра, верблюд, носорог? (Зебра.)
  3. Какие животные носят своих детенышей в сумке? (Кенгуру, коала.)
  4. Какое из этих животных расселилось по всему миру: носорог, собака, енот? (Собака.)
  5. Какое из этих животных является рыбой: дельфин, морская звезда, щука? (Щука.)
  6. Как пингвины высиживают свои яйца, они стоят, сидят или лежат? (Стоят.)
  7. Какие птицы и животные охотятся ночью? (Сова, филин, летучая мышь.)
  8. Каких птиц называют “санитарами леса”? (Дятла, синицу.)
  9. Какое из животных не впадает в зимнюю спячку: медведь, ёж, заяц, лесной сурок? (Заяц.)

Этап 5КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ» А: ХОРОШАЯ ПОГОДА;  В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

Рыба не клюет – она сыта;

пчелы сидят в улье и громко гудят;

ласточки и стрижи летают высоко;

птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

Божья коровка,  взятая на руку быстро слетает;

раскрыты цветы кувшинки;

одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

поздно вечером сильно трещат кузнечики;

крот нагребает высокие холмики;

паук усиленно плетет паутину;

голуби разворковались.      ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12;    B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

Этап 6. Зелёная аптека.

К столу ведущего выходят по одному участнику от каждой команды. Они вытаскивают  по очереди карточки с изображением лекарственных растений. Учащиеся называют растение и области его применения в медицине. За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон.

Этап 7. «Из книги рекордов Гиннеса»

1.     Самое большое животное на Земле (Синий кит: длина = 33 м)

2.     Самые страшные рыбы, или самые древние рыбы на земле. (Акулы)

3.     Самый быстрый зверь (Гепард -  скорость = 120 км/ч)

4.     Самая крупная кошка  (Тигр – длина – 3,5 м, т = 300 кг)

5.     Самая большая земля (Анаконда  длина = 11 м)

6.     Самая крупная птица (страус, длина =2,5 м, т = 100 кг,  скорость  = 50 км/ч)

7.     Самая маленькая птица (колибри – величиной со шмеля)

8.     Самый лучший прыгун (Кенгуру).

 Этап 8. Собери пословицу. 

МНОГО, МАЛО, ЛЕСА, НЕ, ЛЕСА, ГУБИ, БЕРЕГИ.

(МНОГО ЛЕСА – НЕ ГУБИ, МАЛО ЛЕСА – БЕРЕГИ)

Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен? Кто скажет?

- Лес - это наше богатство!

- Лес - это зеленый наряд нашей Земли!

- Там, где лес, всегда чистый воздух!

- Лес - это дом для зверей и птиц!

- Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы

IV. Подведение итогов игры.  Жюри подсчитывает результаты игры. Поощрение и награждение участников.

Заключение

   Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не  ломайте деревья, не разоряйте гнезда!

Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними.

 Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!

                        Давайте будем

      Беречь планету!

      Во всей Вселенной

      Похожей  нету,

      Во все Вселенной

      Совсем одна,

      Что будет делать

                             Без нас она?

Ты, человек! Любя природу, хоть иногда ее жалей!
В уничижительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши.
Она твой старый добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна.
И помни истину простую: нас много, а она одна!

Бюджетное образовательное учреждение

Орловской области дополнительного образования детей

«Орловская  станция юных натуралистов»

Промежуточная аттестация обучающихся

объединения «Юные друзья природы»

2 год объединения

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗАГАДКИ ПРИРОДЫ»

Педагог дополнительного образования:

Егорова Ирина Валерьевна

2015 г.

Использованная литература

1. “Я познаю мир. Животные”: Дет. энциклопедия/ авт. сост. П.Р. Ляхов – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2003 г.

2. “Я познаю мир. Растения”: Дет. энциклопедия/ авт. сост. Л.А. Багрова – М.: АСТ: Хранитель, 2008 г.

3. Дет. энциклопедия: “Мир моря”/ Валери Ле Дю, М: “Махаон”, 2004 г.

4. “Мир животных”. – М: Издательство “ЭКСМО”, издательство “Лик Пресс”, 2005 г. (Серия “Энциклопедии”)

5. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. “Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы”. – М. “ВАКО”, 2007 г. (Педагогика. Психология. Управление.), С. 94–100.

Интернет-ресурсы:

1. http://www.saitzemli.ru/marks/plants/oldtrees/

2. http://www.youtube.com/watch?v=L0qI8P1rw5c

3. http://www.youtube.com/watch?v=XkWv9a_xSfU

4. http://www.youtube.com/watch?v=x0Fw2wj2ciU&feature=youtu.be