4.4 Работа с детьми-сиротами и (или) детьми, оставшимися без попечения родителей

Таланцева Светлана Борисовна

Разработана и реализована программа «Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

Ученик 4г класса Филяков Константин  воспитывался в опекаемой семье и по состоянию здоровья является ребёнком- инвалидом, поэтому для него специально была составлена  программа индивидуальная  развития (ИПР) и план индивидуального сопровождения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации МО г. Салехард

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрено»

протокол № 1 от 28.08.2016 г.

заседания НМС  

«Согласовано»

29.08.2016 г.

«Утверждено»

приказ № 303-о от 29 августа 2016 г

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

Алдакаева Н.Г.

______________Омельченко А. В..

Ямполец Н.И.

_______________

_______________

Программа

социально – психологического и педагогического сопровождения

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Разработчик: классный руководитель 4 г Таланцева Светлана Борисовна

 

Ступень: I                                                                                   

Класс:

Срок реализации: 1год

Салехард 2016

                                         Пояснительная записка

                                     Может ли быть положение более горькое, более неправедное?

 Ведь в основе                      

  основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.

И все-таки, дети - без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не щадящие и малых сил...

Альберт Лиханов

 

         Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

        В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.

        Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.

      Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях.

      Подросток, проживающий в приемной семье наиболее уязвим для неблагополучного влияния окружающей среды, ведущих в первую очередь к нарушению процесса социализации.

      Психотравмирующие события могут вызвать напряжение и срыв адаптивных механизмов. Возникает необходимость создания системы оказания комплексной социально – психологической и педагогической помощи детям данной категории.

Цель программы

          Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.

Задачи программы

  • Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
  • Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
  • Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин  их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
  • Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка,  направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения,  общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
  • Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
  • Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
  • Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
  • Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.

Сроки реализации

Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – май)

Ожидаемые результаты и способы оценки

  • адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
  • выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
  • налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми  с учетом их возрастных особенностей;
  • помощь детям при потере или разлуки с родителями;
  • увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;
  • развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;
  • развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
  • ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
  • установление границ и управление поведением ребёнка, не прибегая к физическому или другому неприемлемому способу наказания;
  •  уважительное отношение к детям и их семьям, не осуждая и не дискриминируя;
  • реальное оценивание своих способностей и возможностей в оказании помощи детям и семьям данной категории.

Этапы реализации программы

Первый этап – диагностический, формирование банка данных

1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:

  - изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

  - изучение личности подопечного;

  - установление открытых доверительных отношений с членами семьи;

3.Контроль:

    - за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых;

   - за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;

   - за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через фонд всеобуча;

   - за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);

   - за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);

   - за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через ЦСЗН города;

   -  за исполнением обязанностей опекунами.

4. Организация педагогической помощи подопечному:

   - помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

   -  помощь в решении конфликтных ситуаций;

   -  помощь в выборе (записи) кружка или секции;

5.Защита прав и законных интересов подопечных;

Второй этап -  деятельностно-консультативный

Работа с обучающимися:

     1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.

2.Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами.     Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.

3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).

        Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.

      4.Правовое просвещение подопечных.

Работа с семьей:

      1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.

      2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного.

      3.Правовое просвещение опекуна.

      4.Педагогическое просвещение опекуна.

      5.Привлечение специалистов.

Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком  с учетом выработанных рекомендаций.

План мероприятий по реализации программы.

п/п

Мероприятие

Срок выполнения

Ответственные

I этап

1.

Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.

Август, сентябрь

классный руководитель, социальный педагог, специалисты отдела опеки и попечительства города

2.

Сбор информации, документации для социального паспорта школы о детях данной категории

сентябрь

социальный педагог, классный руководитель

3.

Составление и корректировка банка данных обучающихся и семей, сопровождаемых специалистами службы

сентябрь, январь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

4.

Сверка банка данных со специалистами отдела опеки и попечительства города. Контроль за предоставлением бесплатного питания, учебников, материальной помощи из фонда всеобуча.

сентябрь, январь

социальный педагог

5.

Диагностические мероприятия на начало учебного года: анкетирование, тестирование, опрос.

Динамическая диагностика

сентябрь-октябрь,

январь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

педагог-психолог

6.

Формирование пакета документов по сопровождению обучающегося, состоящего на учете

сентябрь-октябрь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

7.

Координационный совет  по определению и  корректировке индивидуального маршрута  обучающихся проживающих под опекой и попечительством.

октябрь, январь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

8.

Планирование индивидуального сопровождения несовершеннолетнего данной категории

сентябрь-октябрь

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

                                                                            II этап

9.

Семинары для классных руководителей  по сопровождению обучающихся данной категории

октябрь-апрель

социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

10.

Индивидуальные беседы с обучающимися  на профилактические темы

сентябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

11.

Правовое просвещение опекуна по воспитанию и содержанию подопечного.

сентябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, специалисты отдела опеки и попечительства города

12.

Привлечение опекунов к участию в школьной жизни детей через родительский клуб, совет отцов, школьные  и классные  мероприятия

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

13.

Анкетирование обучающихся и родителей по вопросам ЗОЖ и детско-родительских отношений

октябрь, декабрь, апрель

социальный педагог, педагог-психолог

14.

Анализ степени готовности детей данной категории к учебному году (внешний вид, наличие учебников, тетрадей, учебных принадлежностей)

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог

15.

Групповые профилактические беседы специалистов СПС, классные часы и беседы с приглашением  специалистов профилактических структур города

2 раза в месяц по отдельному плану

классный руководитель, социальный педагог

16.

Разработка материалов  профилактической направленности для родительских собрании и классных часов

октябрь-май

социальный педагог, педагог-психолог

17.

Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи.

Сентябрь,май

классный руководитель, социальный педагог

18.

Правовое просвещение опекунов через брошюры, журналы, СМИ

октябрь-май

социальный педагог, педагог-психолог

19.

Вовлечение подростков в общественную жизнь школы и класса через ученическое самоуправление и волонтерское движение

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог, координатор профилактической работы

20.

Вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых, трудоустройство

октябрь-май

классный руководитель, социальный педагог

21.

Контроль  за занятостью обучающихся во внеурочное время

октябрь, январь,

апрель

классный руководитель, социальный педагог

22.

Активные формы профилактической работы: проектная деятельность,  круглые столы по пропаганде ЗОЖ, игры-викторины, выставки плакатов и рисунков обучающихся и т.д.

ежемесячно

социальный педагог

23.

Анализ успеваемости и посещаемости обучающихся

1 раз в четверть

классный руководитель, социальный педагог

24.

Совместная работа СПС с классными руководителями по отчету о проведенной работе  проведенной с обучающимися

январь, май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

25.

Взаимодействие  с городским ЦСЗН по вопросу летнего отдыха и трудоустройства обучающихся

апрель, май

классный руководитель, социальный педагог

                                                                          III этап

26.

Координационный совет  по результатам  индивидуального сопровождения обучающихся и приемной семьи в течение учебного года

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

27.

Диагностические мероприятия на конец учебного года: анкетирование, тестирование, опрос.

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог

28.

Планирование работы на следующий учебный год

май

классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы

Список литературы:

  1. Центр «Педагогический поиск», методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №4,№6. Москва 2012г
  2. Ю.В.Корчагина «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика». Москва 2011
  3. Н.И.Еременко,С.В.Коледова«Копилкаклассного руководителя».Изд.Панорама 2007г


Приложения

(1)

Перечень документации для формирования личных дел

детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Наличие документов, подтверждающих статус опекуна.

2. Наличие документов, подтверждающих статус детей.

3. Наличие информации об успеваемости.

4.  Наличие информации о состоянии здоровья.

5. Наличие информации о летнем оздоровлении.

6. Наличие информации о занятости во внеурочное время.

7. Выделение материальной помощи.

8. Акты контрольного обследования условий проживания и воспитания учащихся.

9. Документы, отражающие работу по защите прав и законных интересов детей данной категории.


(2)

Информация о детях проживающих под опекой и попечительством

                                                        в 20__ -  20__ учебном году

№ п\п

  Ф.И.О.

учащегося

Класс

Год

рождения

Сведения о

родителях

Место

работы

Домашний

адрес

За что поставлен

Занятость

(кружки, секции)

    


(3)

Индивидуальный маршрут сопровождения

обучающегося ___  класса, проживающиго под опекой

Ф.И.О._________________________________________________

Дата рождения__________________________________________

Домашний адрес, телефон________________________________________________

Характеристика приемной семьи__________________________________________

________________________________________________________

Опекун _________________________________________________

Место работы_______________________________________________________

Возраст________________Образование_________________________________

Другие члены приемной семьи________________________________________________________________

Состояние здоровья обучающегося_______________________________________

Поставлен на учет с ___________________________________________________

Статус_________________________

Рекомендации психолога:

Учебн. год

На  начало учебного года

На конец  учебного года

Сфера успеха, занятость:

Учебн. год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

                                                             Сфера общения:

Учебн. год

1 полугодие

2 полугодие

Летний отдых:

Год (лето)

Июнь

Июль

Август


(4)

Индивидуальный маршрут сопровождения

обучающегося ___  класса, проживающиго под опекой

Ф.И.О._________________________________________________

Дата рождения__________________________________________

Домашний адрес, телефон________________________________________________

Характеристика приемной семьи__________________________________________

________________________________________________________

Опекун _________________________________________________

Место работы_______________________________________________________

Возраст________________Образование_________________________________

Другие члены приемной семьи________________________________________________________________

Состояние здоровья обучающегося_______________________________________

Поставлен на учет с ___________________________________________________

Статус_________________________

Рекомендации психолога:

Учебн. год

На  начало учебного года

На конец  учебного года

Сфера успеха, занятость:

Учебн. год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

                                                             Сфера общения:

Учебн. год

1 полугодие

2 полугодие

Летний отдых:

Год (лето)

Июнь

Июль

Август


(5)

Индивидуальный маршрут сопровождения

обучающегося ___  класса, проживающиго под опекой

Ф.И.О._________________________________________________

Дата рождения__________________________________________

Домашний адрес, телефон________________________________________________

Характеристика приемной семьи__________________________________________

________________________________________________________

Опекун _________________________________________________

Место работы_______________________________________________________

Возраст________________Образование_________________________________

Другие члены приемной семьи________________________________________________________________

Состояние здоровья обучающегося_______________________________________

Поставлен на учет с ___________________________________________________

Статус_________________________

Рекомендации психолога:

Учебн. год

На  начало учебного года

На конец  учебного года

Сфера успеха, занятость:

Учебн. год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

                                                             Сфера общения:

Учебн. год

1 полугодие

2 полугодие

Летний отдых:

Год (лето)

Июнь

Июль

Август

Информация по обучающемуся, приглашения на административные комиссии:

Дата

Информация(кому), адм. комиссия (название)

Причина

Анкетирование:

Дата

Тема анкетирования:

(6)

Рекомендации по составлению характеристики учащегося ОУ.

Примерная структура характеристики учащегося ОУ может иметь следующие составляющие:

  1. Заголовок. Общие сведения об ученике:

/Характеристика учащегося_____класса МОУ СОШ №______   ___________года рождения, проживающего по адресу_______________, телефон/.

  1. Состав семьи.

      Опекун – Ф.И.О.

Другие члены семьи, проживающие с несовершеннолетним – Ф.И.О., возраст

  1. Указать в течение, какого времени учится ученик в данной школе и откуда прибыл, статус.

  1. Физическое развитие, состояние здоровья, группа здоровья учащегося.

  1. Учебная деятельность  ученика.

- Охарактеризовать учебную успеваемость;

- Успеваемость по четвертям;

- Каково отношение ученика к учению: мотивы учения (познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказание, отношение к успехам и неудачам, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, осознание общественной и личной значимости учения, настойчивость в преодолении трудностей, способности к различным предметам, отношение к учению (положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное);

- Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика: умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности, умение выделять главное в учебном материале, делать обобщение, выводы, умение осуществлять самоконтроль в учении, указать уровень организованности к учебной деятельности, уровень внимания (устойчивость и концентрация), может ли ученик внимательно работать на уроке в темпе класса.

6. Направленность личности ученика.

- Охарактеризовать ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким-либо предметом, видом внеурочной деятельности, интерес к предполагаемой профессии, занятия в кружках, секциях, факультативах, участие в олимпиадах, конкурсах, указать имеющиеся награды за успехи в урочной и внеурочной деятельности, интерес к различным видам деятельности (физической, умственной, организаторской, художественной).

- Охарактеризовать культурный кругозор: начитанность школьника (книг не читает, эпизодически, систематически), широту культурных интересов, уровень гражданской и нравственной воспитанности (развитие чувства долга и ответственности, сознательной дисциплины, при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), честности и порядочности.

- Охарактеризовать общественную и трудовую активность школьника: выполняемое общественное поручение, уровень добросовестности, проявляемых при их выполнение, инициативность, заинтересованность в общественных делах коллектива; отношение к труду (интерес, желание, умение трудиться, включение в труд по самообслуживанию в школе).

7. Отношение к окружающим и черты характера ученика.

- Отношение к людям – коммуникативные черты характера; положительные черты (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявление дружбы и товарищества), отрицательные черты (жестокость, завистливость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость).

- Качества личности: агрессивность, аккуратность, активность, альтруизм, артистичность, безволие, беззаботность, безразличие, бережливость, бескорыстие, безответственность, безнравственность, безрассудство, безынициативность, беспечность, беспринципность, бестактность, благоразумие, благородство, болтливость, боязливость, вежливость, великодушие, верность, веселость, властность, властолюбие, внимательность, возбудимость, ворчливость, воспитанность, впечатлительность,  вспыльчивость, выносливость, высокомерие, гордость, горячность, грубость, гуманность, двуличие, деликатность, дерзость, деспотичность, дисциплинированность, добродушие, доброжелательность, доброта, доверчивость, дружелюбие, душевность, жадность, жестокость, женственность, жизнерадостность, заботливость, завистливость, замкнутость, заносчивость, застенчивость, злопамятность, идейность, избалованность, инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность, истеричность, капризность, коллективизм, контактность, конфликтность, красноречивость, критичность, кротость, ласковость, легковерие, легкомысленность, леность, лживость, лидерство, лицемерие, льстивость, любознательность, любопытство, медлительность, мечтательность, мнительность, молчаливость, мягкость, надежность, наивность, насмешливость, настойчивость, находчивость, небрежность, невнимательность, невозмутимость, независимость, некритичность, нелюдимость, непрактичность, неприступность, неприхотливость, нерешительность, неряшливость, несдержанность, неуверенность в себе, неуживчивость, обидчивость, общительность, объективность, одаренность, оптимизм, организованность, осторожность, остроумие, ответственность, отзывчивость, откровенность, открытость, отчужденность, пассивность, пессимизм, подвижность, подозрительность, понятливость, постоянство, практичность, приветливость, придирчивость, принципиальность, пунктуальность, разговорчивость, развязность, разносторонность, рассеянность, рассудительность, расчетливость, рациональность, резкость, религиозность, решительность, самокритичность, самолюбие, самонадеянность, самостоятельность, самоуверенность, своенравность, сдержанность, скромность, скрытность, слабоволие, слабохарактерность, смелость, собранность, сообразительность, спокойствие, справедливость, старательность, тактичность, толерантность, трудолюбие, торопливость, тщеславие, уживчивость, упрямство, упорство, уравновешенность, усидчивость, усердие, уступчивость, фантазерство, хамство, хвастливость, хитрость, хладнокровие, хозяйственность, храбрость, целеустремленность, честность, чистоплотность, чувствительность, чувство юмора, щедрость, шутливость, эгоизм, экстравагантность, эмоциональность, эрудированность.

- Манера, стиль общения с окружающими:

– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

- Отношение к самому себе, к близким людям, к учителям:

самооценка и уровень притязаний школьника, уверенность и неуверенность в себе;

на чем строит свое самоуважение: на интеллекте, на организаторских способностях, на   способностях к науке, искусству, спорту, технике и др., на повышенной взрослости; на физической силе и др.? Самокритичность и требовательность к себе, взаимоотношения с учителями.

- Умение владеть своими эмоциями; какие эмоции преобладают: радость, гнев, страх, печаль? Особенности эмоциональных состояний (настроение, аффекты и др.); волевые черты: целеустремленность, самостоятельность, активность, инициативность, устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других, выдержка и самообладание, сила воли или недостатки ее (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение довести дело до конца и др.)

8. Положение ученика в системе межличностных отношений в классном коллективе и со сверстниками.

 - Отношение к коллективу, к сверстникам: социометрический статус ученика, положение его в группировке: лидер, ведомый, неформальный лидер, отвергаемый; на каких интересах и какой деятельности строится групповая общность? Проявление организаторских способностей (инициативен, пассивен, исполнитель); уровень общительности, круг друзей ученика.

9. Социально-культурный уровень семьи ученика: информация о родителях: социальный статус семьи, психологический климат, стиль воспитания в семье, забота о ребенке каждым из родителей, отношение ученика с родителями (уважение, любовь, равнодушие, отчужденность). Выявить те стороны семейного воспитания и быта, которые повлияли на некоторые особенности личности ученика. Взаимосвязь родителей и школы.

Тип семьи по различным основаниям классификации.

По структуре:

- полные (с 1 ребенком; с 2 однополыми, разнополыми; многодетная с ___ детьми; со старшими членами семьи: бабушкой, дедушкой; дети сводные, неродные, усыновленные)

- неполные (муж или жена; одинокая мама; родители разведены; воспитывает один отец; воспитывает опекун).

По материальной обеспеченности:

- с очень высоким материальным достатком;

- с высоким материальным достатком;

- со средним материальным достатком (обеспеченная);

- с низким материальным достатком (малоимущая);

- нуждающиеся (за чертой бедности).

По воспитательному потенциалу:

Социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении:

- воспитательно сильная;

- воспитательно устойчивая;

Социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении:

- воспитательно неустойчивая;

- воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними;

Социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении:

- воспитательно слабая с постоянной конфликтной атмосферой;

Социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении:

- воспитательно слабая с агрессивно-негативной атмосферой;

- маргинальная (с алкогольной и наркотической зависимостью, сексуальной деморализацией);

- правонарушительная;

- преступная;

- психически отягощенная.

По взаимоотношениям:

- гармоничная;

- компромиссная;

- неустойчивая;

- мнимая;

- конфликтная;

- резко конфликтная;

- потребительская.

По направленности семьи ориентированы:

- на деятельность;

- на общение;

- на самоудовлетворение (эгоистическая).

По социально-правовой устойчивости:

- социально устойчивая;

- социально неустойчивая;

- асоциальная;

- криминогенная.

10. Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи, пути их решения. Рекомендации и результаты выполнения предыдущих рекомендаций.

(7)

                            Социально-психолого-педагогическая карта

Ф.И. обучающегося ___________________________класс_____________

     1. Общие сведения о ребенке:

Дата рождения _________________________________________________________________________

Домашний адрес _________________________________________________________________________

Год поступления в школу ________________________________________________

Откуда прибыл__________________________________________________________

Характеристика семьи__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Состояние здоровья и развития обучающегося.

2.1. Общая оценка здоровья (по данным медицинской карты)  

_______________________________________________________________________

2.2 Признаки повышенной нервозности:

-отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная    

-работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева,  

-агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел,

-склонность к разрушительным действиям, другие признаки

      2.3 Отношение к курению

      -закрепившаяся привычка к курению

      -эпизодическое курение

      -воздержание от курения благодаря запретам родителей

      -осознанный самостоятельный отказ от курения

_________________________________________________________________________

      2.4 Отношение к ПАВ:

      -злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ

      -эпизодическое употребление алкоголя либо наркотиков

      -нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда

      -сознательный отказ от употребления алкоголя либо наркотиков, связанный с пониманием    социальной опасности и вреда здоровья

_________________________________________________________________________

3. Социальная среда обучающегося:

3.1 Сведения о родителях

Мать:

Ф.И.О. ________________________________________________________________

Отец:

Ф.И.О._________________________________________________________________

3.2 Другие члены семьи _________________________________________________________________________

3.3 Условия жизни в семье:

3.3.1 Тип семьи :

– благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная   атмосфера семьи положительная);

– неблагополучная, в том числе:

а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки:     отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические      наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);

б) нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не  работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями     постоянные конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).

______________________________________________________________________

3.3.2 Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):

– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного  достоинства ребенка);

– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот  и усилий);

– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);

– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.)

_______________________________________________________________________

3.3.3 Стиль отношений в семье

– попустительски-снисходительный;

– позиция круговой обороны;

– демонстративный;

– педантично-подозрительный;

– увещевательный;

– отстраненно-равнодушный;

– воспитание по типу «кумир в семье»;

– непоследовательный

_______________________________________________________________________

3.3.4 Организация режима труда и отдыха.

Какие обязанности ребенок выполняет в семье? _________________________________________________________________________

Соблюдается ли режим дня? _________________________________________________________________________

Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания?    

_______________________________________________________________________

Чем занимается в свободное время _________________________________________________________________________

4. Особенности учебной деятельности:

4.1 Успеваемость учащегося _________________________________________________________________________

4.2 Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:

      -отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия

      -к урокам готовится не регулярно, под контролем взрослых

      -отношение добросовестное, но без увлечения не ради знаний, а ради оценок

      -отношение сознательное, добросовестное,

      -интерес проявляется избирательно не ко всем предметам

_______________________________________________________________________

4.3 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в  школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников

______________________________________________________________________

5. Положение в классном коллективе, отношение к нему:

      5.1 Позиция обучающегося в коллективе:

      -авторитетом не пользуется, в классе его не любят

      -пользуется авторитетом у отдельных учащихся

      -пользуется авторитетом у большинства учащихся

      -пользуется безусловным авторитетом среди учащихся, любимец класса

_________________________________________________________________________

5.2 С кем из класса наиболее близок _________________________________________________________________________

5.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками: дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем    не общается_________________________________________

5.4 Манера, стиль общения с окружающими:

– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);

– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен)

_______________________________________________________________________

5.5 Отношение к общественному мнению:

– активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);

– пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

– безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

– негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет).

_______________________________________________________________________

6. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:

6.1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом_______________________________

6.2 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается_________________________________

6.3 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества

____________________________________________________________________

7. Направленность интересов:

7.1Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской,

художественной (артистической, литературной, музыкальной, хореографической), спортивной, _____________________________________________________________

7.2 Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, эпизодически, систематически)_________________________

7.3 В каких кружках (секциях) состоит (состоял)?____________________________

_______________________________________________________________________

8. Психологические особенности личности:

8.1 Развитие познавательных процессов:

–внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное)__________________________

–память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический)_________________________________________

–мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированы мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления)________________________________________

– речь (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас)___________________________________________________

– воображение (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито)  

_______________________________________________________________________

8.2 Сформированность волевых качеств:

    –    самостоятельность (познавательная, социально-бытовая)____________________

– настойчивость (способность доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели, отказывается от дела, не доводит до конца)_______________________________

– дисциплинированность (присутствует, не принимает или не выполняет правила поведения, неадекватно реагирует на ситуацию и замечания)_________________________________________

      - использование сильных волевых качеств на негативное влияние  на окружающих

      - подвержен негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения            (стремление уходить от ситуаций требующей преодоления трудностей, принятия решений),                            

     - хорошо выраженная волевая саморегуляция позволяющая противостоять чужому влиянию,  преодолевать трудности

     8.3 Самооценка обучающегося:

– адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные    возможности, достижения и поражения);

– завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

– заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные          достижения).

      8.4 Наличие навыков самоанализа, самокритичности

      -не способен к самоанализу и самокритике

      -самоанализ может иногда проявиться под влиянием осуждения окружающих

      -самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе

      -самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются  в    

активных усилиях по       самовоспитанию

9. Особенности поведения:

9.1 Положительные поступки обучающегося:

_______________________________________________________________________

9.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и   характер: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется  

_______________________________________________________________________

     

9.3 Проявление агрессии

      -часто/иногда использует физическую силу против сверстников и других лиц

      -часто/иногда характеризуется взрывами ярости, что проявляется в крике, кидании каких-либо    предметов

      -часто/иногда при малейшем возбуждении проявляется грубость

      -проявления агрессии незначительны

      -не агрессивен

 

9.3 Отношение к своим проступкам: равнодушен, оправдывает, переживает, осуждает __________________________

      9.4 Как относится к педагогическим воздействиям:

      -резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия

      -неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования,    упрямства    

      -избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера       взаимоотношений   с учителями

     -к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказание и поощрения воспринимает правильно_______________________________________________

9.5. Состоит на учете:

Внутришкольном___________________________________________________

ОДН ОМВД_______________________________________________________

КДНиЗП__________________________________________________________

«___»_______20__г                       Классный руководитель______________

    Педагог-психолог________      Социальный педагог_________________

(8)

Индивидуальное  сопровождение обучающегося.

проживающего под опекой

              Ф.И.О.(статус)_________________________Класс ___________

Дата

Краткое содержание беседы

Социальный педагог_______________________________________

       

(9)                                                        

Акт

текущего обследования условий проживания несовершеннолетнего.

Ф.И.О.учащегося        

Дата рождения        Класс        

Основание        

Составлен:__________________________________________________________________________

Состав комиссии:        _______________________________

В результате обследования

Установлено:

В жилом помещении по адресу:___________________________________________________________

В квартире зарегистрировано и проживают:__________________________________________________        _____________________________________________________________________________________________________________

Характеристика жилого помещения:________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Санитарно-гигиенические условия проживания:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия проживания несовершеннолетнего:__________________________________________________
__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Условия воспитания несовершеннолетнего:__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации, данные опекуну: __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав комиссии:_______________________________________________________________________
                           

(10)

Педагогическое сопровождение несовершеннолетнего,

проживающего под опекой

Ф.И.О. ___________________________Класс ________________

Даты

Формы работы

Краткое содержание

Индивидуальные беседы

 с ребенком

Индивидуальная работа

с родителями,

 консультации

                                                             

Беседы с учителями –

 предметниками, профилактические классные часы

Посещение семьи

Прочее

Классный руководитель____________________       Подпись _______________

(11)

Сводная ведомость

учета успеваемости и посещаемости

за  2012-2013 учебный год

ученика\цы\ _____________ МАОУ СОШ №3

Ф.И.О.________________________________________

Предмет

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

год

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Алгебра

Геометрия

История России

Всеобщая история

Обществознание

География

География ЯНАО

Биология

Физика

Химия

ИЗО

Черчение

МХК

Технология

Информатика

КНЯ

Физкультура

ОБЖ

Музыка

Самосовершенствование личности

Количество пропущенных уроков:

                           

 1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Всего

Ув.причина

Неув.прич.

 Болезнь

Классный руководитель __________________/_______________________/

                                                                                 подпись                                      расшифровка подписи                 

(12)

План индивидуальной работы на 20_/20_ учебный год с обучающимся,

проживающим под опекой

Ф.И.О.(статус)___________________ Класс __________ Дата рождения _______________

Специалист

Направление деятельности

Дата

Педагог – психолог

_________________

  • Изучение личности учащегося. Составление характеристики
  • Разработка индивидуальных коррекционных программ
  • Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
  • Групповые консультации для родителей:  «Особенности воспитания в опекаемых семьях»
  • Индивидуальные беседы – консультации

Сентябрь-октябрь;

ноябрь

В течение года

В течение года

В течение года

Классный руководитель

___________________

1. Изучение соц – экономического статуса семьи

2. Обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетнего  Руслана.

3. Информирование опекуна об успеваемости и посещаемости.

4. Контроль за успеваемостью и посещаемостью.

5. Индивидуальная работа с опекуном.

6. Индивидуальные беседы с учащимся.

Сентябрь

2 раза в год

По итогам четверти

В течение года

В течение года

В течение года

Социальный педагог

___________________

1.Обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетнего с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи.

2.Обеспечение обучающегося имеющимися в библиотеке учебниками в первую очередь. Летняя занятость.

3.Организация бесплатного горячего питания в школьной столовой.

4.Предоставление материальной помощи из средств фонда Всеобуча.

5.Проведение индивидуальных бесед с опекаемым уч-ся и опекуном с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания.

6. Привлечение к занятиям в кружках, секциях, внеклассным мероприятиям, участию в конкурсах и олимпиадах.

7. Взаимодействие с классным руководителем по оценке качества успеваемости и посещаемости.

8. Информирование опекуна о наличии бесплатных путевок на оздоровление в санатории и пансионаты через ЦСЗН, клуб «Олимп» и пр.учреждения.

9.Контроль за сохранением здоровья учащегося и оказание помощи в организации  отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях.

2 раза в год

Сентябрь

В течение года

2 раза в год

В течение года

Сентябрь, январь

По итогам четв. и по необходимости

Апрель, май, сент.

Взаимодействие со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1.Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.

2.Совместное посещение семьи с инспектором отдела опеки и попечительства.

3. Консультации родителей по вопросам воспитания несовершеннолетнего совместно со специалистами отдела опеки и попечительства.

4. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства. по вопросам оформления документации (сверка списков, обмен информацией, консультации соц.педагога по правовым вопросам.)

5. Взаимодействие со специалистами Центра занятости населения по вопросам трудоустройства обучающихся, находящихся под опекой на летний период и в течение года, оформления соответствующей документации

6. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства и Управления соц.защиты населения по организации летнего отдыха учащихся находящихся под опекой.

2 раза в год

1 раз в год и по

необходимости

По необходимости

В течение года

В течение года

Апрель, май

Взаимодействие со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1.Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них.

2.Совместное посещение семьи с инспектором отдела опеки и попечительства.

3. Консультации родителей по вопросам воспитания несовершеннолетнего совместно со специалистами отдела опеки и попечительства.

4. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства. по вопросам оформления документации (сверка списков, обмен информацией, консультации соц.педагога по правовым вопросам.)

5. Взаимодействие со специалистами Центра занятости населения по вопросам трудоустройства обучающихся, находящихся под опекой на летний период и в течение года, оформления соответствующей документации

6. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства и Управления соц.защиты населения по организации летнего отдыха учащихся находящихся под опекой.

7. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства по оформлению справок для предоставления бесплатного питания в школьной столовой и материальной помощи из фонда Всеобуча.

2 раза в год

1 раз в год и по

необходимости

По необходимости

В течение года

В течение года

Апрель, май

Педагог – психолог ________________

Социальный педагог _______________

Классный руководитель ____________



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

протокол № ___ от ______2016 г.

заседания НМС  

«Согласовано»

«___» __________   2016 г.

«Утверждено»

приказ № ___от «___» 2016 г.

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

_______________

И. Г. Чернецкая    

______________А. В. Омельченко  

_______________________Н. И.Ямполец  

Программа

индивидуальная развития ребенка-инвалида учащегося 4 «Г» класса

Филякова Константина

Классный руководитель:

 Таланцева С.Б.

Салехард – 2016

Пояснительная записка

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее  уязвимых категорий детей.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ  «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач  нашей школы.

         Роль системы  образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе  существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности.  Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

 В современных условиях  учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:

  • активностью,
  • самостоятельностью,
  • креативностью,
  • уверенностью в себе,
  • коммуникабельностью,
  • способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.

Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель: 

Формирование благоприятных условий для социализации  Филякова Константина, обеспечение психологической поддержки ребенка-инвалида и его семьи, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации.

Задачи программы:

  1. Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей;
  2. Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающегося;
  3. Расширять социализирующее пространство;
  4. Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Срок реализации программа: 2016-2017 гг.

Участник программы – ученик МБОУ СОШ №3 г.Салехард.

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка - инвалида и комплексной помощи его родителям.

Методы работы при реализации программы:

- индивидуальные беседы

- наблюдение

- тестирование

- анкетирование родителей и учащихся

- портфолио учащегося

- анализ участия учащегося в  мероприятиях

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.

Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, логопед, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.

Индивидуальная программа развития:

Компоненты реабилитационного воздействия

Задачи

Формы

Ответственный

Социальная реабилитация

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения.

Интеграция в совместную деятельность ребенка-инвалида, и детей, не имеющих проблем со здоровьем

Классный руководитель

Учителя

Психолого-педагогическая реабилитация

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и родителей.

Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой обучения и воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, консультации с помощью электронной почты, сетевого города);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

Педагог-психолог

Образовательная реабилитация

1) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

2) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

  1. Психолого-логопедическая коррекция;

  1. Вовлечение в дополнительное образование;

Логопед

Учителя доп.образования

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Преодолевать одиночество.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.

Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира.

Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

Классный руководитель

Учителя Родители

Мероприятия по реализации  программы:

Работа с родителями

Содержание работы. Показатели

Технологии

Ответственные

1

Организация встречи родителей с учителем (изучение рекомендаций по индивидуальной программе реабилитации ребёнка)

Встречи

Консультации

Собеседование

Учитель

Классный руководитель

Педагог-психолог

2

Подготовка и проведение встреч с приглашением родителей ребенка-инвалида по мере необходимости

Собеседование

Консультации

Классный руководитель

Педагог-психолог

3

Отработка вектора действий  по преодолению проблем и проблемных ситуаций в обучении и воспитании ребенка-инвалида в беседе с их родителями

Собеседование

Консультации

Классный руководитель

Приложение 1

План индивидуального сопровождения

обучающегося 4 класса «Г»

Филякова Константина

по социально-психологической адаптации и реабилитации ребенка-инвалида.

Задачи:

  1. Изучение социальной среды.
  2. Содействие во взаимодействии с организациями культуры.
  3. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.
  4. Стимулирование учебной мотивации.
  5. Развитие навыков эффективного общения, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
  6. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации, активизация творческого потенциала при общении.

направление работы

сроки

ответственный

1

Обследование жилищно-бытовых условий

в течение учебного года

Корсукова А.А.

2

Вовлечение обучающегося в объединения дополнительного образования

в течение учебного года

    Корсукова А.А.

3

Индивидуальные консультации по запросу

в течение учебного года

 Цебекова Б.Б-Н.  

 Таланцева С.Б.

 

4

Диагностика

сентябрь-октябрь

Кукурова Л.Р.

Диагностика социально-психологической адаптации

Изучение характера межличностных отношений с одноклассниками

в течение учебного года

5

Коррекционно-развивающие занятия

в течение учебного года

Кукурова Л.Р.

Развитие эмоционально-волевой сферы

октябрь-ноябрь

Мысли и настроение

Как стать уверенным в себе

Как разрешить конфликты мирным путем?

Трудное слово «нет»

Мой внутренний мир

Развитие коммуникативных способностей, формирование активной социальной позиции

декабрь-январь

Понятие и виды общения. Техники и приемы общения

Дружба. О дружбе и друзьях

Вражда или толерантность?

Я в ответе за свой выбор

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Развитие познавательных способностей

февраль-март

Знакомься: твоя память

Внимание и интерес

Знакомься: твое восприятие

Слушатель, зритель, деятель – кто Я?

Мышление

Развитие творческих способностей, креативности мышления

март-апрель

Творческое мышление

Что произойдет, если…

Тайные шифры

Письмо руками

Необычная сказка

6

Занятия в сенсорной комнате

в течение учебного года

Кукурова Л.Р.

Упражнения на релаксацию

«Ленивая кошечка», «Задуй свечу», «Снежная баба», «Птички»

7

Консультации родителей

октябрь

Кукурова Л.Р.

Консультация по результатам диагностики

«Внимание и внимательность »

январь

 «Формирование учебной мотивации или как не отбить у детей желание учиться»

апрель

Приложение 2

План индивидуального сопровождения

обучающегося 4 класса «Г»

Филякова Константина

по логопедической коррекции

№п/п

Раздел

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Кор-ка

I

Словоизме-

нение имен существительных

1

Именительный падеж единственного числа

2

19.09

22.09

2

Родительный падеж единственного числа

2

26.09

29.09

3

Дательный падеж единственного числа

2

03.10

06.10

4

Винительный падеж единственного числа

2

10.10

13.10

5

Творительный падеж единственного числа

2

17.10

6

Предложный падеж единственного числа

2

20.10

24.10

7

Проверочная работа

1

27.10

8

Именительный падеж множественного числа

1

10.11

9

Родительный падеж множественного числа

1

14.11

10

Дательный падеж множественного числа

1

17.11

11

Винительный падеж множественного числа

1

21.11

12

Творительный падеж множественного числа

1

24.11

13

Предложный падеж множественного числа

1

28.11

14

Проверочная работа

1

01.12

15

Слуховой диктант.

1

05.12

II

Словоизме-

нение имен прилагательных

16

Род имен существительных

1

08.12

17

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде

2

12.12

15.12

18

Образование имен прилагательных по заданным признакам

2

19.12

22.12

19

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам

1

26.12

20

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словосочетаниям.

1

12.01

21

Проверочная работа

1

16.01

22

Слуховой диктант

1

19.01

III

Словоизме-

нение глаголов

23

Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе

1

23.01

24

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам

1

26.01

25

Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде

2

30.01

02.02

26

Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок

1

06.02

27

Повторение пройденного

1

09.02

28

Проверочная работа

1

13.02

29

Слуховой диктант

1

16.02

IV

Словообра-

зование. Однокоренные слова

9

30

Понятия об однокоренных словах

1

20.02

31

Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями

1

23.02

32

Однокоренные слова и омонимы

1

27.02

33

Однокоренные слова и паронимы

1

02.03

34

Происхождение слов

1

06.03

35

Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам

1

09.03

36

Проверочная работа

1

13.03

37

Повторение пройденного

1

16.03

38

Слуховой диктант

1

30.03

V

Суффикс-

альное словообразование

39

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

2

03.04

06.04

40

Суффиксы профессий

1

10.04

41

Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок.

1

13.04

42

Суффиксы прилагательных

1

17.04

43

Проверочная работа

1

20.04

44

Предупредительный диктант

1

24.04

VI

Приставо-

чное словообразование

9

45

Приставки пространственного значения

1

27.04

46

Приставки временного значения

1

01.05

47

Многозначные приставки

1

04.05

48

Развитие связной речи. Составление деформированного текста

1

08.05

49

Приставки и предлоги

2

11.05

50

Проверочная работа

51

Слуховой диктант

VII

Состав слова. Закрепле-

ние

52

Разбор слов по составу

1

15.05

53

Составление слов из морфем

1

18.05

54

Проверочная работа

1

22.05

VIII

Однознач-

ные и многозначные слова

55

Однозначные и многозначные слова

1

25.05

Расписание занятий

 по социально-психологической адаптации

 и логопедической коррекции ребенка-инвалида

Вторник 10:05 - 10:45

Педагог-психолог

Кукорова Л.Р.

Каб.59

Понедельник 8:15 - 8:55

Четверг 8:15 - 8:35

Логопед

Терентьева Н.А.

Каб.32

Ознакомлен _____________________________________________________________

Индивидуальный паспорт ребенка-инвалида

ФИО ребенка: Филяков Константин Николаевич

Дата рождения: 05.01.2006г

Место учебы, класс МБОУ СОШ №3 г.Салехард

Данные паспорта или свидетельства о рождении: I ПК 671919

№ пенсионного удостоверения_________________________

№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования

Диагноз: ВПС (при рождении)

Какие кружки посещает: Мини-футбол __________________________________

Где участвовал, результаты __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какая помощь была оказана: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор школы ____________________

(Ямполец Н. И.)

« 1»  сентября 2016 года

План индивидуального сопровождения

обучающегося 4 класса «Г»

Филякова Константина

Цель. Социально-психологическая адаптация и реабилитация ребенка-инвалида.

Задачи:

  1. Изучение социальной среды.
  2. Содействие во взаимодействии с организациями культуры.
  3. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.
  4. Стимулирование учебной мотивации.
  5. Развитие навыков эффективного общения, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
  6. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации, активизация творческого потенциала при общении.

направление работы

сроки

ответственный

1

Обследование жилищно-бытовых условий

в течение учебного года

Корсукова А.А.

2

Вовлечение обучающегося в объединения дополнительного образования

в течение учебного года

    Корсукова А.А.

3

Индивидуальные консультации по запросу

в течение учебного года

 Цебекова Б.Б-Н.  

 Таланцева С.Б.

 

4

Диагностика

сентябрь-октябрь

Кукурова Л.Р.

Диагностика социально-психологической адаптации

Изучение характера межличностных отношений с одноклассниками

в течение учебного года

5

Коррекционно-развивающие занятия

в течение учебного года

Кукурова Л.Р.

Развитие эмоционально-волевой сферы

октябрь-ноябрь

Мысли и настроение

Как стать уверенным в себе

Как разрешить конфликты мирным путем?

Трудное слово «нет»

Мой внутренний мир

Развитие коммуникативных способностей, формирование активной социальной позиции

декабрь-январь

Понятие и виды общения. Техники и приемы общения

Дружба. О дружбе и друзьях

Вражда или толерантность?

Я в ответе за свой выбор

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Развитие познавательных способностей

февраль-март

Знакомься: твоя память

Внимание и интерес

Знакомься: твое восприятие

Слушатель, зритель, деятель – кто Я?

Мышление

Развитие творческих способностей, креативности мышления

март-апрель

Творческое мышление

Что произойдет, если…

Тайные шифры

Письмо руками

Необычная сказка

6

Занятия в сенсорной комнате

в течение учебного года

Кукурова Л.Р.

Упражнения на релаксацию

«Ленивая кошечка», «Задуй свечу», «Снежная баба», «Птички»

7

Консультации родителей

октябрь

Кукурова Л.Р.

Консультация по результатам диагностики

«Внимание и внимательность »

январь

 «Формирование учебной мотивации или как не отбить у детей желание учиться»

апрель