4.4 Работа с детьми-сиротами и (или) детьми, оставшимися без попечения родителей
Разработана и реализована программа «Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Ученик 4г класса Филяков Константин воспитывался в опекаемой семье и по состоянию здоровья является ребёнком- инвалидом, поэтому для него специально была составлена программа индивидуальная развития (ИПР) и план индивидуального сопровождения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации МО г. Салехард
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено» протокол № 1 от 28.08.2016 г. заседания НМС | «Согласовано» 29.08.2016 г. | «Утверждено» приказ № 303-о от 29 августа 2016 г |
Председатель НМС | Зам.директора по УВР | Директор школы |
Алдакаева Н.Г. | ______________Омельченко А. В.. | Ямполец Н.И. |
_______________ | _______________ |
Программа
социально – психологического и педагогического сопровождения
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разработчик: классный руководитель 4 г Таланцева Светлана Борисовна
Ступень: I
Класс: 4г
Срок реализации: 1год
Салехард 2016
Пояснительная записка
Может ли быть положение более горькое, более неправедное?
Ведь в основе
основ человеческого общежития, в первооснове мироздания - любовь родительская к детям, забота старших о младших.
И все-таки, дети - без родителей. Да, они остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к нам приходят беды, не щадящие и малых сил...
Альберт Лиханов
Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.
В любом государстве и в любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без родителей.
Согласно закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" опека и попечительство – норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет.
Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. Существует феномен социального сиротства - так называется сиротство при живых родителях.
Подросток, проживающий в приемной семье наиболее уязвим для неблагополучного влияния окружающей среды, ведущих в первую очередь к нарушению процесса социализации.
Психотравмирующие события могут вызвать напряжение и срыв адаптивных механизмов. Возникает необходимость создания системы оказания комплексной социально – психологической и педагогической помощи детям данной категории.
Цель программы
Обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации ребенка, пережившего смерть родителей, ребенка, оставшегося без попечения родителей в силу той или иной семейной ситуации.
Задачи программы
- Выявление группы детей, нуждающихся в сопровождении.
- Проведение комплекса мероприятий для выявления и устранения ряда проблем, возникающих в приемных семьях.
- Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления.
- Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения, на этапе выбора профиля обучения и профессионального самоопределения.
- Осуществление информационной поддержки учащихся, учителей, и родителей по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах; а также правовое консультирование.
- Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка.
- Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлений и устранение причин и условий, способствующих этому.
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
- Социально-педагогическая реабилитация опекаемых детей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками от 7 до 18 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на учебный год (сентябрь – май)
Ожидаемые результаты и способы оценки
- адекватное реагирование на прошлое ребёнка и другие проблемы, включая вопросы расовой принадлежности, религию, культуру и язык;
- выработка стратегии распознавания и эффективного реагирования на стрессовые ситуации;
- налаживание эффективного взаимодействия с детьми и молодыми людьми с учетом их возрастных особенностей;
- помощь детям при потере или разлуки с родителями;
- увеличение участия в мероприятиях детей, обеспечив их поощрением и поддержкой;
- развитие у детей увлечений, интересов, дружеских отношений с людьми, проживающими в одной семье через участие в общешкольных мероприятиях;
- развитие умения выражения привязанности к приемной семье, опекуну;
- ведение совместных записей памятных событий через фотографии и работу с историей жизни в приемной семье;
- установление границ и управление поведением ребёнка, не прибегая к физическому или другому неприемлемому способу наказания;
- уважительное отношение к детям и их семьям, не осуждая и не дискриминируя;
- реальное оценивание своих способностей и возможностей в оказании помощи детям и семьям данной категории.
Этапы реализации программы
Первый этап – диагностический, формирование банка данных
1.Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них.
2. Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи:
- изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;
- изучение личности подопечного;
- установление открытых доверительных отношений с членами семьи;
3.Контроль:
- за включением на дотацию бесплатного питания опекаемых;
- за обеспечением детей имеющимися в библиотеке учебниками;
- за оказанием материальной помощи семьям опекаемых детей через фонд всеобуча;
- за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий, внешний вид);
- за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);
- за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития, предоставление путевок в санатории и ДОЛ через ЦСЗН города;
- за исполнением обязанностей опекунами.
4. Организация педагогической помощи подопечному:
- помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);
- помощь в решении конфликтных ситуаций;
- помощь в выборе (записи) кружка или секции;
5.Защита прав и законных интересов подопечных;
Второй этап - деятельностно-консультативный
Работа с обучающимися:
1. Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
2.Сопровождение учащихся с социально-эмоциональными проблемами. Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем; выявление и сопровождение учащихся «группы риска». Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся.
3.«Здоровье и здоровый образ жизни». Пропаганда ЗОЖ (проекты).
Сопровождение учащихся с проблемами в развитии.
4.Правовое просвещение подопечных.
Работа с семьей:
1.Изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным.
2.Установление открытых доверительных отношений с членами семьи подопечного.
3.Правовое просвещение опекуна.
4.Педагогическое просвещение опекуна.
5.Привлечение специалистов.
Третий этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование работы с подростком с учетом выработанных рекомендаций.
План мероприятий по реализации программы.
п/п № | Мероприятие | Срок выполнения | Ответственные |
I этап | |||
1. | Проведение сверки списка опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимого пакета документов на них. | Август, сентябрь | классный руководитель, социальный педагог, специалисты отдела опеки и попечительства города |
2. | Сбор информации, документации для социального паспорта школы о детях данной категории | сентябрь | социальный педагог, классный руководитель |
3. | Составление и корректировка банка данных обучающихся и семей, сопровождаемых специалистами службы | сентябрь, январь | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог |
4. | Сверка банка данных со специалистами отдела опеки и попечительства города. Контроль за предоставлением бесплатного питания, учебников, материальной помощи из фонда всеобуча. | сентябрь, январь | социальный педагог |
5. | Диагностические мероприятия на начало учебного года: анкетирование, тестирование, опрос. Динамическая диагностика | сентябрь-октябрь, январь | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог педагог-психолог |
6. | Формирование пакета документов по сопровождению обучающегося, состоящего на учете | сентябрь-октябрь | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог |
7. | Координационный совет по определению и корректировке индивидуального маршрута обучающихся проживающих под опекой и попечительством. | октябрь, январь | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы |
8. | Планирование индивидуального сопровождения несовершеннолетнего данной категории | сентябрь-октябрь | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы |
II этап | |||
9. | Семинары для классных руководителей по сопровождению обучающихся данной категории | октябрь-апрель | социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы |
10. | Индивидуальные беседы с обучающимися на профилактические темы | сентябрь-май | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог |
11. | Правовое просвещение опекуна по воспитанию и содержанию подопечного. | сентябрь-май | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, специалисты отдела опеки и попечительства города |
12. | Привлечение опекунов к участию в школьной жизни детей через родительский клуб, совет отцов, школьные и классные мероприятия | октябрь-май | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы |
13. | Анкетирование обучающихся и родителей по вопросам ЗОЖ и детско-родительских отношений | октябрь, декабрь, апрель | социальный педагог, педагог-психолог |
14. | Анализ степени готовности детей данной категории к учебному году (внешний вид, наличие учебников, тетрадей, учебных принадлежностей) | октябрь-май | классный руководитель, социальный педагог |
15. | Групповые профилактические беседы специалистов СПС, классные часы и беседы с приглашением специалистов профилактических структур города | 2 раза в месяц по отдельному плану | классный руководитель, социальный педагог |
16. | Разработка материалов профилактической направленности для родительских собрании и классных часов | октябрь-май | социальный педагог, педагог-психолог |
17. | Обследование условий проживания и воспитания семей опекаемых детей с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи. | Сентябрь,май | классный руководитель, социальный педагог |
18. | Правовое просвещение опекунов через брошюры, журналы, СМИ | октябрь-май | социальный педагог, педагог-психолог |
19. | Вовлечение подростков в общественную жизнь школы и класса через ученическое самоуправление и волонтерское движение | октябрь-май | классный руководитель, социальный педагог, координатор профилактической работы |
20. | Вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых, трудоустройство | октябрь-май | классный руководитель, социальный педагог |
21. | Контроль за занятостью обучающихся во внеурочное время | октябрь, январь, апрель | классный руководитель, социальный педагог |
22. | Активные формы профилактической работы: проектная деятельность, круглые столы по пропаганде ЗОЖ, игры-викторины, выставки плакатов и рисунков обучающихся и т.д. | ежемесячно | социальный педагог |
23. | Анализ успеваемости и посещаемости обучающихся | 1 раз в четверть | классный руководитель, социальный педагог |
24. | Совместная работа СПС с классными руководителями по отчету о проведенной работе проведенной с обучающимися | январь, май | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог |
25. | Взаимодействие с городским ЦСЗН по вопросу летнего отдыха и трудоустройства обучающихся | апрель, май | классный руководитель, социальный педагог |
III этап | |||
26. | Координационный совет по результатам индивидуального сопровождения обучающихся и приемной семьи в течение учебного года | май | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы |
27. | Диагностические мероприятия на конец учебного года: анкетирование, тестирование, опрос. | май | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог |
28. | Планирование работы на следующий учебный год | май | классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, координатор профилактической работы |
Список литературы:
- Центр «Педагогический поиск», методический журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне», №4,№6. Москва 2012г
- Ю.В.Корчагина «Девиантность и социальная дезадаптация детей и подростков: основные понятия, факторы риска, профилактика». Москва 2011
- Н.И.Еременко,С.В.Коледова«Копилкаклассного руководителя».Изд.Панорама 2007г
Приложения
(1)
Перечень документации для формирования личных дел
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Наличие документов, подтверждающих статус опекуна.
2. Наличие документов, подтверждающих статус детей.
3. Наличие информации об успеваемости.
4. Наличие информации о состоянии здоровья.
5. Наличие информации о летнем оздоровлении.
6. Наличие информации о занятости во внеурочное время.
7. Выделение материальной помощи.
8. Акты контрольного обследования условий проживания и воспитания учащихся.
9. Документы, отражающие работу по защите прав и законных интересов детей данной категории.
(2)
Информация о детях проживающих под опекой и попечительством
в 20__ - 20__ учебном году
№ п\п | Ф.И.О. учащегося | Класс | Год рождения | Сведения о родителях | Место работы | Домашний адрес | За что поставлен | Занятость (кружки, секции) |
(3)
Индивидуальный маршрут сопровождения
обучающегося ___ класса, проживающиго под опекой
Ф.И.О._________________________________________________
Дата рождения__________________________________________
Домашний адрес, телефон________________________________________________
Характеристика приемной семьи__________________________________________
________________________________________________________
Опекун _________________________________________________
Место работы_______________________________________________________
Возраст________________Образование_________________________________
Другие члены приемной семьи________________________________________________________________
Состояние здоровья обучающегося_______________________________________
Поставлен на учет с ___________________________________________________
Статус_________________________
Рекомендации психолога:
Учебн. год | На начало учебного года | На конец учебного года |
Сфера успеха, занятость:
Учебн. год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Сфера общения:
Учебн. год | 1 полугодие | 2 полугодие |
Летний отдых:
Год (лето) | Июнь | Июль | Август |
(4)
Индивидуальный маршрут сопровождения
обучающегося ___ класса, проживающиго под опекой
Ф.И.О._________________________________________________
Дата рождения__________________________________________
Домашний адрес, телефон________________________________________________
Характеристика приемной семьи__________________________________________
________________________________________________________
Опекун _________________________________________________
Место работы_______________________________________________________
Возраст________________Образование_________________________________
Другие члены приемной семьи________________________________________________________________
Состояние здоровья обучающегося_______________________________________
Поставлен на учет с ___________________________________________________
Статус_________________________
Рекомендации психолога:
Учебн. год | На начало учебного года | На конец учебного года |
Сфера успеха, занятость:
Учебн. год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Сфера общения:
Учебн. год | 1 полугодие | 2 полугодие |
Летний отдых:
Год (лето) | Июнь | Июль | Август |
(5)
Индивидуальный маршрут сопровождения
обучающегося ___ класса, проживающиго под опекой
Ф.И.О._________________________________________________
Дата рождения__________________________________________
Домашний адрес, телефон________________________________________________
Характеристика приемной семьи__________________________________________
________________________________________________________
Опекун _________________________________________________
Место работы_______________________________________________________
Возраст________________Образование_________________________________
Другие члены приемной семьи________________________________________________________________
Состояние здоровья обучающегося_______________________________________
Поставлен на учет с ___________________________________________________
Статус_________________________
Рекомендации психолога:
Учебн. год | На начало учебного года | На конец учебного года |
Сфера успеха, занятость:
Учебн. год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Сфера общения:
Учебн. год | 1 полугодие | 2 полугодие |
Летний отдых:
Год (лето) | Июнь | Июль | Август |
Информация по обучающемуся, приглашения на административные комиссии:
Дата | Информация(кому), адм. комиссия (название) | Причина |
Анкетирование:
Дата | Тема анкетирования: |
(6)
Рекомендации по составлению характеристики учащегося ОУ.
Примерная структура характеристики учащегося ОУ может иметь следующие составляющие:
- Заголовок. Общие сведения об ученике:
/Характеристика учащегося_____класса МОУ СОШ №______ ___________года рождения, проживающего по адресу_______________, телефон/.
- Состав семьи.
Опекун – Ф.И.О.
Другие члены семьи, проживающие с несовершеннолетним – Ф.И.О., возраст
- Указать в течение, какого времени учится ученик в данной школе и откуда прибыл, статус.
- Физическое развитие, состояние здоровья, группа здоровья учащегося.
- Учебная деятельность ученика.
- Охарактеризовать учебную успеваемость;
- Успеваемость по четвертям;
- Каково отношение ученика к учению: мотивы учения (познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказание, отношение к успехам и неудачам, стремление выполнять все требования и рекомендации учителей, осознание общественной и личной значимости учения, настойчивость в преодолении трудностей, способности к различным предметам, отношение к учению (положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное);
- Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности ученика: умение планировать учебную работу, навыки планирования учебной и трудовой деятельности, умение выделять главное в учебном материале, делать обобщение, выводы, умение осуществлять самоконтроль в учении, указать уровень организованности к учебной деятельности, уровень внимания (устойчивость и концентрация), может ли ученик внимательно работать на уроке в темпе класса.
6. Направленность личности ученика.
- Охарактеризовать ведущие интересы и склонности: увлеченность учащегося каким-либо предметом, видом внеурочной деятельности, интерес к предполагаемой профессии, занятия в кружках, секциях, факультативах, участие в олимпиадах, конкурсах, указать имеющиеся награды за успехи в урочной и внеурочной деятельности, интерес к различным видам деятельности (физической, умственной, организаторской, художественной).
- Охарактеризовать культурный кругозор: начитанность школьника (книг не читает, эпизодически, систематически), широту культурных интересов, уровень гражданской и нравственной воспитанности (развитие чувства долга и ответственности, сознательной дисциплины, при необходимости отметить уровень дисциплинированности и имеющиеся дисциплинарные нарушения), честности и порядочности.
- Охарактеризовать общественную и трудовую активность школьника: выполняемое общественное поручение, уровень добросовестности, проявляемых при их выполнение, инициативность, заинтересованность в общественных делах коллектива; отношение к труду (интерес, желание, умение трудиться, включение в труд по самообслуживанию в школе).
7. Отношение к окружающим и черты характера ученика.
- Отношение к людям – коммуникативные черты характера; положительные черты (гуманность, доброта, терпимость, справедливость, проявление дружбы и товарищества), отрицательные черты (жестокость, завистливость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость).
- Качества личности: агрессивность, аккуратность, активность, альтруизм, артистичность, безволие, беззаботность, безразличие, бережливость, бескорыстие, безответственность, безнравственность, безрассудство, безынициативность, беспечность, беспринципность, бестактность, благоразумие, благородство, болтливость, боязливость, вежливость, великодушие, верность, веселость, властность, властолюбие, внимательность, возбудимость, ворчливость, воспитанность, впечатлительность, вспыльчивость, выносливость, высокомерие, гордость, горячность, грубость, гуманность, двуличие, деликатность, дерзость, деспотичность, дисциплинированность, добродушие, доброжелательность, доброта, доверчивость, дружелюбие, душевность, жадность, жестокость, женственность, жизнерадостность, заботливость, завистливость, замкнутость, заносчивость, застенчивость, злопамятность, идейность, избалованность, инициативность, интеллигентность, искренность, исполнительность, истеричность, капризность, коллективизм, контактность, конфликтность, красноречивость, критичность, кротость, ласковость, легковерие, легкомысленность, леность, лживость, лидерство, лицемерие, льстивость, любознательность, любопытство, медлительность, мечтательность, мнительность, молчаливость, мягкость, надежность, наивность, насмешливость, настойчивость, находчивость, небрежность, невнимательность, невозмутимость, независимость, некритичность, нелюдимость, непрактичность, неприступность, неприхотливость, нерешительность, неряшливость, несдержанность, неуверенность в себе, неуживчивость, обидчивость, общительность, объективность, одаренность, оптимизм, организованность, осторожность, остроумие, ответственность, отзывчивость, откровенность, открытость, отчужденность, пассивность, пессимизм, подвижность, подозрительность, понятливость, постоянство, практичность, приветливость, придирчивость, принципиальность, пунктуальность, разговорчивость, развязность, разносторонность, рассеянность, рассудительность, расчетливость, рациональность, резкость, религиозность, решительность, самокритичность, самолюбие, самонадеянность, самостоятельность, самоуверенность, своенравность, сдержанность, скромность, скрытность, слабоволие, слабохарактерность, смелость, собранность, сообразительность, спокойствие, справедливость, старательность, тактичность, толерантность, трудолюбие, торопливость, тщеславие, уживчивость, упрямство, упорство, уравновешенность, усидчивость, усердие, уступчивость, фантазерство, хамство, хвастливость, хитрость, хладнокровие, хозяйственность, храбрость, целеустремленность, честность, чистоплотность, чувствительность, чувство юмора, щедрость, шутливость, эгоизм, экстравагантность, эмоциональность, эрудированность.
- Манера, стиль общения с окружающими:
– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).
- Отношение к самому себе, к близким людям, к учителям:
самооценка и уровень притязаний школьника, уверенность и неуверенность в себе;
на чем строит свое самоуважение: на интеллекте, на организаторских способностях, на способностях к науке, искусству, спорту, технике и др., на повышенной взрослости; на физической силе и др.? Самокритичность и требовательность к себе, взаимоотношения с учителями.
- Умение владеть своими эмоциями; какие эмоции преобладают: радость, гнев, страх, печаль? Особенности эмоциональных состояний (настроение, аффекты и др.); волевые черты: целеустремленность, самостоятельность, активность, инициативность, устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других, выдержка и самообладание, сила воли или недостатки ее (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение довести дело до конца и др.)
8. Положение ученика в системе межличностных отношений в классном коллективе и со сверстниками.
- Отношение к коллективу, к сверстникам: социометрический статус ученика, положение его в группировке: лидер, ведомый, неформальный лидер, отвергаемый; на каких интересах и какой деятельности строится групповая общность? Проявление организаторских способностей (инициативен, пассивен, исполнитель); уровень общительности, круг друзей ученика.
9. Социально-культурный уровень семьи ученика: информация о родителях: социальный статус семьи, психологический климат, стиль воспитания в семье, забота о ребенке каждым из родителей, отношение ученика с родителями (уважение, любовь, равнодушие, отчужденность). Выявить те стороны семейного воспитания и быта, которые повлияли на некоторые особенности личности ученика. Взаимосвязь родителей и школы.
Тип семьи по различным основаниям классификации.
По структуре:
- полные (с 1 ребенком; с 2 однополыми, разнополыми; многодетная с ___ детьми; со старшими членами семьи: бабушкой, дедушкой; дети сводные, неродные, усыновленные)
- неполные (муж или жена; одинокая мама; родители разведены; воспитывает один отец; воспитывает опекун).
По материальной обеспеченности:
- с очень высоким материальным достатком;
- с высоким материальным достатком;
- со средним материальным достатком (обеспеченная);
- с низким материальным достатком (малоимущая);
- нуждающиеся (за чертой бедности).
По воспитательному потенциалу:
Социально здоровая, благополучная в воспитательном отношении:
- воспитательно сильная;
- воспитательно устойчивая;
Социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении:
- воспитательно неустойчивая;
- воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
Социально нездоровая, неблагополучная в воспитательном отношении:
- воспитательно слабая с постоянной конфликтной атмосферой;
Социально нездоровая, негативная в воспитательном отношении:
- воспитательно слабая с агрессивно-негативной атмосферой;
- маргинальная (с алкогольной и наркотической зависимостью, сексуальной деморализацией);
- правонарушительная;
- преступная;
- психически отягощенная.
По взаимоотношениям:
- гармоничная;
- компромиссная;
- неустойчивая;
- мнимая;
- конфликтная;
- резко конфликтная;
- потребительская.
По направленности семьи ориентированы:
- на деятельность;
- на общение;
- на самоудовлетворение (эгоистическая).
По социально-правовой устойчивости:
- социально устойчивая;
- социально неустойчивая;
- асоциальная;
- криминогенная.
10. Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи, пути их решения. Рекомендации и результаты выполнения предыдущих рекомендаций.
(7)
Социально-психолого-педагогическая карта
Ф.И. обучающегося ___________________________класс_____________
1. Общие сведения о ребенке:
Дата рождения _________________________________________________________________________
Домашний адрес _________________________________________________________________________
Год поступления в школу ________________________________________________
Откуда прибыл__________________________________________________________
Характеристика семьи__________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Состояние здоровья и развития обучающегося.
2.1. Общая оценка здоровья (по данным медицинской карты)
_______________________________________________________________________
2.2 Признаки повышенной нервозности:
-отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная
-работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева,
-агрессивность по отношению к сверстникам и учителям, отказ от контактов, общих дел,
-склонность к разрушительным действиям, другие признаки
2.3 Отношение к курению
-закрепившаяся привычка к курению
-эпизодическое курение
-воздержание от курения благодаря запретам родителей
-осознанный самостоятельный отказ от курения
_________________________________________________________________________
2.4 Отношение к ПАВ:
-злоупотребление алкоголем, либо регулярное употребление наркотиков, токсических веществ
-эпизодическое употребление алкоголя либо наркотиков
-нейтральное, терпимое отношение к алкоголю, непонимание вреда
-сознательный отказ от употребления алкоголя либо наркотиков, связанный с пониманием социальной опасности и вреда здоровья
_________________________________________________________________________
3. Социальная среда обучающегося:
3.1 Сведения о родителях
Мать:
Ф.И.О. ________________________________________________________________
Отец:
Ф.И.О._________________________________________________________________
3.2 Другие члены семьи _________________________________________________________________________
3.3 Условия жизни в семье:
3.3.1 Тип семьи :
– благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительная);
– неблагополучная, в том числе:
а) педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания, признаки: отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, жестокое обращение, систематические наказания, низкая осведомленность об интересах, о поведении ребенка вне школы);
б) нравственно неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, нигде не работают, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
в) конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера: между родителями постоянные конфликты, родители постоянно раздражительны, жестоки, нетерпимы).
______________________________________________________________________
3.3.2 Характер взаимоотношений родителей с ребенком (нужное подчеркнуть):
– семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот и усилий);
– попустительство (уклонение от активного участия и пассивность в воспитании ребенка, признание полной автономности ребенка);
– сотрудничество (отношения взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т. д.)
_______________________________________________________________________
3.3.3 Стиль отношений в семье
– попустительски-снисходительный;
– позиция круговой обороны;
– демонстративный;
– педантично-подозрительный;
– увещевательный;
– отстраненно-равнодушный;
– воспитание по типу «кумир в семье»;
– непоследовательный
_______________________________________________________________________
3.3.4 Организация режима труда и отдыха.
Какие обязанности ребенок выполняет в семье? _________________________________________________________________________
Соблюдается ли режим дня? _________________________________________________________________________
Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания?
_______________________________________________________________________
Чем занимается в свободное время _________________________________________________________________________
4. Особенности учебной деятельности:
4.1 Успеваемость учащегося _________________________________________________________________________
4.2 Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности:
-отношение негативное, к урокам не готовится, пропускает занятия
-к урокам готовится не регулярно, под контролем взрослых
-отношение добросовестное, но без увлечения не ради знаний, а ради оценок
-отношение сознательное, добросовестное,
-интерес проявляется избирательно не ко всем предметам
_______________________________________________________________________
4.3 Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление получить оценку, заслужить одобрение взрослых и избежать наказания, стремление к самоуважению в группе сверстников
______________________________________________________________________
5. Положение в классном коллективе, отношение к нему:
5.1 Позиция обучающегося в коллективе:
-авторитетом не пользуется, в классе его не любят
-пользуется авторитетом у отдельных учащихся
-пользуется авторитетом у большинства учащихся
-пользуется безусловным авторитетом среди учащихся, любимец класса
_________________________________________________________________________
5.2 С кем из класса наиболее близок _________________________________________________________________________
5.3 Взаимоотношения с другими одноклассниками: дружеские, деловые, конфликтные, ни с кем не общается_________________________________________
5.4 Манера, стиль общения с окружающими:
– доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, легко перебивает, но не дает перебить себя, нелегко признает свою неправоту);
– недоминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);
–экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);
– интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен)
_______________________________________________________________________
5.5 Отношение к общественному мнению:
– активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);
– пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
– безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
– негативное (спорит, не соглашается с замечаниями, поведения не меняет).
_______________________________________________________________________
6. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:
6.1 Выполнение общественных поручений: добросовестное, с инициативой, по настроению, недобросовестное, под нажимом_______________________________
6.2 Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается_________________________________
6.3 Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно-пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества
____________________________________________________________________
7. Направленность интересов:
7.1Проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, организаторской,
художественной (артистической, литературной, музыкальной, хореографической), спортивной, _____________________________________________________________
7.2 Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, эпизодически, систематически)_________________________
7.3 В каких кружках (секциях) состоит (состоял)?____________________________
_______________________________________________________________________
8. Психологические особенности личности:
8.1 Развитие познавательных процессов:
–внимание (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное)__________________________
–память (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический)_________________________________________
–мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированы мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления)________________________________________
– речь (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас)___________________________________________________
– воображение (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито)
_______________________________________________________________________
8.2 Сформированность волевых качеств:
– самостоятельность (познавательная, социально-бытовая)____________________
– настойчивость (способность доводить начатое дело до конца, прикладывать волевые усилия для достижения цели, отказывается от дела, не доводит до конца)_______________________________
– дисциплинированность (присутствует, не принимает или не выполняет правила поведения, неадекватно реагирует на ситуацию и замечания)_________________________________________
- использование сильных волевых качеств на негативное влияние на окружающих
- подвержен негативному влиянию, импульсивность, слабая волевая регуляция поведения (стремление уходить от ситуаций требующей преодоления трудностей, принятия решений),
- хорошо выраженная волевая саморегуляция позволяющая противостоять чужому влиянию, преодолевать трудности
8.3 Самооценка обучающегося:
– адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);
– завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
– заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
8.4 Наличие навыков самоанализа, самокритичности
-не способен к самоанализу и самокритике
-самоанализ может иногда проявиться под влиянием осуждения окружающих
-самоанализ отсутствует либо слабо выражено критическое отношение к себе
-самоанализ и самокритичность проявляются, но не всегда выражаются в
активных усилиях по самовоспитанию
9. Особенности поведения:
9.1 Положительные поступки обучающегося:
_______________________________________________________________________
9.2 Отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодические, систематические) и характер: грубость, прогулы, опоздания на уроки, нарушение дисциплины в классе, отказ от требований и поручений, не реагирует на замечания, отвлекает других от работы, обижает младших и слабых, дерется
_______________________________________________________________________
9.3 Проявление агрессии
-часто/иногда использует физическую силу против сверстников и других лиц
-часто/иногда характеризуется взрывами ярости, что проявляется в крике, кидании каких-либо предметов
-часто/иногда при малейшем возбуждении проявляется грубость
-проявления агрессии незначительны
-не агрессивен
9.3 Отношение к своим проступкам: равнодушен, оправдывает, переживает, осуждает __________________________
9.4 Как относится к педагогическим воздействиям:
-резкая, грубая форма неприятия любого педагогического воздействия
-неприятие педагогического воздействия в форме пассивного сопротивления, игнорирования, упрямства
-избирательное отношение к педагогическому воздействию в зависимости от характера взаимоотношений с учителями
-к замечаниям учителей склонен прислушиваться, наказание и поощрения воспринимает правильно_______________________________________________
9.5. Состоит на учете:
Внутришкольном___________________________________________________
ОДН ОМВД_______________________________________________________
КДНиЗП__________________________________________________________
«___»_______20__г Классный руководитель______________
Педагог-психолог________ Социальный педагог_________________
(8)
Индивидуальное сопровождение обучающегося.
проживающего под опекой
Ф.И.О.(статус)_________________________Класс ___________
Дата | Краткое содержание беседы |
Социальный педагог_______________________________________
(9)
Акт
текущего обследования условий проживания несовершеннолетнего.
Ф.И.О.учащегося
Дата рождения Класс
Основание
Составлен:__________________________________________________________________________
Состав комиссии: _______________________________
В результате обследования
Установлено:
В жилом помещении по адресу:___________________________________________________________
В квартире зарегистрировано и проживают:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________
Характеристика жилого помещения:________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Санитарно-гигиенические условия проживания:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия проживания несовершеннолетнего:__________________________________________________
__________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Условия воспитания несовершеннолетнего:__________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации, данные опекуну: __________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состав комиссии:_______________________________________________________________________
(10)
Педагогическое сопровождение несовершеннолетнего,
проживающего под опекой
Ф.И.О. ___________________________Класс ________________
Даты | Формы работы | Краткое содержание |
Индивидуальные беседы с ребенком | ||
Индивидуальная работа с родителями, консультации |
| |
Беседы с учителями – предметниками, профилактические классные часы | ||
Посещение семьи | ||
Прочее |
Классный руководитель____________________ Подпись _______________
(11)
Сводная ведомость
учета успеваемости и посещаемости
за 2012-2013 учебный год
ученика\цы\ _____________ МАОУ СОШ №3
Ф.И.О.________________________________________
№ | Предмет | 1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | год |
Русский язык | ||||||
Литература | ||||||
Иностранный язык | ||||||
Алгебра | ||||||
Геометрия | ||||||
История России | ||||||
Всеобщая история | ||||||
Обществознание | ||||||
География | ||||||
География ЯНАО | ||||||
Биология | ||||||
Физика | ||||||
Химия | ||||||
ИЗО | ||||||
Черчение | ||||||
МХК | ||||||
Технология | ||||||
Информатика | ||||||
КНЯ | ||||||
Физкультура | ||||||
ОБЖ | ||||||
Музыка | ||||||
Самосовершенствование личности | ||||||
Количество пропущенных уроков:
| 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
Всего | |||||
Ув.причина | |||||
Неув.прич. | |||||
Болезнь |
Классный руководитель __________________/_______________________/
подпись расшифровка подписи
(12)
План индивидуальной работы на 20_/20_ учебный год с обучающимся,
проживающим под опекой
Ф.И.О.(статус)___________________ Класс __________ Дата рождения _______________
Специалист | Направление деятельности | Дата |
Педагог – психолог _________________ |
| Сентябрь-октябрь; В течение года В течение года В течение года |
Классный руководитель ___________________ | 1. Изучение соц – экономического статуса семьи 2. Обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетнего Руслана. 3. Информирование опекуна об успеваемости и посещаемости. 4. Контроль за успеваемостью и посещаемостью. 5. Индивидуальная работа с опекуном. 6. Индивидуальные беседы с учащимся. | Сентябрь 2 раза в год По итогам четверти В течение года В течение года В течение года |
Социальный педагог ___________________ | 1.Обследование условий проживания и воспитания несовершеннолетнего с целью выявления необходимой моральной и материальной помощи. 2.Обеспечение обучающегося имеющимися в библиотеке учебниками в первую очередь. Летняя занятость. 3.Организация бесплатного горячего питания в школьной столовой. 4.Предоставление материальной помощи из средств фонда Всеобуча. 5.Проведение индивидуальных бесед с опекаемым уч-ся и опекуном с целью моральной поддержки, консультации по вопросам воспитания. 6. Привлечение к занятиям в кружках, секциях, внеклассным мероприятиям, участию в конкурсах и олимпиадах. 7. Взаимодействие с классным руководителем по оценке качества успеваемости и посещаемости. 8. Информирование опекуна о наличии бесплатных путевок на оздоровление в санатории и пансионаты через ЦСЗН, клуб «Олимп» и пр.учреждения. 9.Контроль за сохранением здоровья учащегося и оказание помощи в организации отдыха в летних оздоровительных лагерях, санаториях. | 2 раза в год Сентябрь В течение года 2 раза в год В течение года Сентябрь, январь По итогам четв. и по необходимости Апрель, май, сент. |
Взаимодействие со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | 1.Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них. 2.Совместное посещение семьи с инспектором отдела опеки и попечительства. 3. Консультации родителей по вопросам воспитания несовершеннолетнего совместно со специалистами отдела опеки и попечительства. 4. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства. по вопросам оформления документации (сверка списков, обмен информацией, консультации соц.педагога по правовым вопросам.) 5. Взаимодействие со специалистами Центра занятости населения по вопросам трудоустройства обучающихся, находящихся под опекой на летний период и в течение года, оформления соответствующей документации 6. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства и Управления соц.защиты населения по организации летнего отдыха учащихся находящихся под опекой. | 2 раза в год 1 раз в год и по необходимости По необходимости В течение года В течение года Апрель, май |
Взаимодействие со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | 1.Проведение сверки опекаемых детей, учет вновь прибывших и оформление необходимых документов на них. 2.Совместное посещение семьи с инспектором отдела опеки и попечительства. 3. Консультации родителей по вопросам воспитания несовершеннолетнего совместно со специалистами отдела опеки и попечительства. 4. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства. по вопросам оформления документации (сверка списков, обмен информацией, консультации соц.педагога по правовым вопросам.) 5. Взаимодействие со специалистами Центра занятости населения по вопросам трудоустройства обучающихся, находящихся под опекой на летний период и в течение года, оформления соответствующей документации 6. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства и Управления соц.защиты населения по организации летнего отдыха учащихся находящихся под опекой. 7. Взаимодействие со специалистами отдела опеки и попечительства по оформлению справок для предоставления бесплатного питания в школьной столовой и материальной помощи из фонда Всеобуча. | 2 раза в год 1 раз в год и по необходимости По необходимости В течение года В течение года Апрель, май |
Педагог – психолог ________________
Социальный педагог _______________
Классный руководитель ____________
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
«Рассмотрено» протокол № ___ от ______2016 г. заседания НМС | «Согласовано» «___» __________ 2016 г. | «Утверждено» приказ № ___от «___» 2016 г. |
Председатель НМС | Зам.директора по УВР | Директор школы |
_______________ И. Г. Чернецкая | ______________А. В. Омельченко | _______________________Н. И.Ямполец |
Программа
индивидуальная развития ребенка-инвалида учащегося 4 «Г» класса
Филякова Константина
Классный руководитель:
Таланцева С.Б.
Салехард – 2016
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
- активностью,
- самостоятельностью,
- креативностью,
- уверенностью в себе,
- коммуникабельностью,
- способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель:
Формирование благоприятных условий для социализации Филякова Константина, обеспечение психологической поддержки ребенка-инвалида и его семьи, создание условий для его самопознания, самовоспитания и самореализации.
Задачи программы:
- Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей;
- Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающегося;
- Расширять социализирующее пространство;
- Оказывать психолого-логопедическую помощь и поддержку ребенку и родителям.
Срок реализации программа: 2016-2017 гг.
Участник программы – ученик МБОУ СОШ №3 г.Салехард.
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка - инвалида и комплексной помощи его родителям.
Методы работы при реализации программы:
- индивидуальные беседы
- наблюдение
- тестирование
- анкетирование родителей и учащихся
- портфолио учащегося
- анализ участия учащегося в мероприятиях
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, логопед, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Индивидуальная программа развития:
Компоненты реабилитационного воздействия | Задачи | Формы | Ответственный |
Социальная реабилитация | Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. | Интеграция в совместную деятельность ребенка-инвалида, и детей, не имеющих проблем со здоровьем | Классный руководитель Учителя |
Психолого-педагогическая реабилитация | Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. | а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и родителей. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой обучения и воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, консультации с помощью электронной почты, сетевого города); б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | Педагог-психолог |
Образовательная реабилитация | 1) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 2) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; |
| Логопед Учителя доп.образования |
Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. | Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. | Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. | Классный руководитель Учителя Родители |
Мероприятия по реализации программы:
Работа с родителями
№ | Содержание работы. Показатели | Технологии | Ответственные |
1 | Организация встречи родителей с учителем (изучение рекомендаций по индивидуальной программе реабилитации ребёнка) | Встречи Консультации Собеседование | Учитель Классный руководитель Педагог-психолог |
2 | Подготовка и проведение встреч с приглашением родителей ребенка-инвалида по мере необходимости | Собеседование Консультации | Классный руководитель Педагог-психолог |
3 | Отработка вектора действий по преодолению проблем и проблемных ситуаций в обучении и воспитании ребенка-инвалида в беседе с их родителями | Собеседование Консультации | Классный руководитель |
Приложение 1
План индивидуального сопровождения
обучающегося 4 класса «Г»
Филякова Константина
по социально-психологической адаптации и реабилитации ребенка-инвалида.
Задачи:
- Изучение социальной среды.
- Содействие во взаимодействии с организациями культуры.
- Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.
- Стимулирование учебной мотивации.
- Развитие навыков эффективного общения, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
- Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации, активизация творческого потенциала при общении.
№ | направление работы | сроки | ответственный |
1 | Обследование жилищно-бытовых условий | в течение учебного года | Корсукова А.А. |
2 | Вовлечение обучающегося в объединения дополнительного образования | в течение учебного года | Корсукова А.А. |
3 | Индивидуальные консультации по запросу | в течение учебного года | Цебекова Б.Б-Н. Таланцева С.Б.
|
4 | Диагностика | сентябрь-октябрь | Кукурова Л.Р. |
Диагностика социально-психологической адаптации | |||
Изучение характера межличностных отношений с одноклассниками | в течение учебного года | ||
5 | Коррекционно-развивающие занятия | в течение учебного года | Кукурова Л.Р. |
Развитие эмоционально-волевой сферы | октябрь-ноябрь | ||
Мысли и настроение | |||
Как стать уверенным в себе | |||
Как разрешить конфликты мирным путем? | |||
Трудное слово «нет» | |||
Мой внутренний мир | |||
Развитие коммуникативных способностей, формирование активной социальной позиции | декабрь-январь | ||
Понятие и виды общения. Техники и приемы общения | |||
Дружба. О дружбе и друзьях | |||
Вражда или толерантность? | |||
Я в ответе за свой выбор | |||
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | |||
Развитие познавательных способностей | февраль-март | ||
Знакомься: твоя память | |||
Внимание и интерес | |||
Знакомься: твое восприятие | |||
Слушатель, зритель, деятель – кто Я? | |||
Мышление | |||
Развитие творческих способностей, креативности мышления | март-апрель | ||
Творческое мышление | |||
Что произойдет, если… | |||
Тайные шифры | |||
Письмо руками | |||
Необычная сказка | |||
6 | Занятия в сенсорной комнате | в течение учебного года | Кукурова Л.Р. |
Упражнения на релаксацию «Ленивая кошечка», «Задуй свечу», «Снежная баба», «Птички» | |||
7 | Консультации родителей | октябрь | Кукурова Л.Р. |
Консультация по результатам диагностики | |||
«Внимание и внимательность » | январь | ||
«Формирование учебной мотивации или как не отбить у детей желание учиться» | апрель |
Приложение 2
План индивидуального сопровождения
обучающегося 4 класса «Г»
Филякова Константина
по логопедической коррекции
№п/п | Раздел | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Кор-ка |
I | Словоизме- нение имен существительных | ||||
1 | Именительный падеж единственного числа | 2 | 19.09 22.09 | ||
2 | Родительный падеж единственного числа | 2 | 26.09 29.09 | ||
3 | Дательный падеж единственного числа | 2 | 03.10 06.10 | ||
4 | Винительный падеж единственного числа | 2 | 10.10 13.10 | ||
5 | Творительный падеж единственного числа | 2 | 17.10 | ||
6 | Предложный падеж единственного числа | 2 | 20.10 24.10 | ||
7 | Проверочная работа | 1 | 27.10 | ||
8 | Именительный падеж множественного числа | 1 | 10.11 | ||
9 | Родительный падеж множественного числа | 1 | 14.11 | ||
10 | Дательный падеж множественного числа | 1 | 17.11 | ||
11 | Винительный падеж множественного числа | 1 | 21.11 | ||
12 | Творительный падеж множественного числа | 1 | 24.11 | ||
13 | Предложный падеж множественного числа | 1 | 28.11 | ||
14 | Проверочная работа | 1 | 01.12 | ||
15 | Слуховой диктант. | 1 | 05.12 | ||
II | Словоизме- нение имен прилагательных | ||||
16 | Род имен существительных | 1 | 08.12 | ||
17 | Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде | 2 | 12.12 15.12 | ||
18 | Образование имен прилагательных по заданным признакам | 2 | 19.12 22.12 | ||
19 | Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам | 1 | 26.12 | ||
20 | Развитие связной речи. Рассказ по опорным словосочетаниям. | 1 | 12.01 | ||
21 | Проверочная работа | 1 | 16.01 | ||
22 | Слуховой диктант | 1 | 19.01 | ||
III | Словоизме- нение глаголов | ||||
23 | Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе | 1 | 23.01 | ||
24 | Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам | 1 | 26.01 | ||
25 | Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде | 2 | 30.01 02.02 | ||
26 | Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок | 1 | 06.02 | ||
27 | Повторение пройденного | 1 | 09.02 | ||
28 | Проверочная работа | 1 | 13.02 | ||
29 | Слуховой диктант | 1 | 16.02 | ||
IV | Словообра- зование. Однокоренные слова | 9 | |||
30 | Понятия об однокоренных словах | 1 | 20.02 | ||
31 | Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | 1 | 23.02 | ||
32 | Однокоренные слова и омонимы | 1 | 27.02 | ||
33 | Однокоренные слова и паронимы | 1 | 02.03 | ||
34 | Происхождение слов | 1 | 06.03 | ||
35 | Развитие связной речи. Рассказ по опорным словам | 1 | 09.03 | ||
36 | Проверочная работа | 1 | 13.03 | ||
37 | Повторение пройденного | 1 | 16.03 | ||
38 | Слуховой диктант | 1 | 30.03 | ||
V | Суффикс- альное словообразование | ||||
39 | Уменьшительно-ласкательные суффиксы | 2 | 03.04 06.04 | ||
40 | Суффиксы профессий | 1 | 10.04 | ||
41 | Развитие связной речи. Рассказ по серии картинок. | 1 | 13.04 | ||
42 | Суффиксы прилагательных | 1 | 17.04 | ||
43 | Проверочная работа | 1 | 20.04 | ||
44 | Предупредительный диктант | 1 | 24.04 | ||
VI | Приставо- чное словообразование | 9 | |||
45 | Приставки пространственного значения | 1 | 27.04 | ||
46 | Приставки временного значения | 1 | 01.05 | ||
47 | Многозначные приставки | 1 | 04.05 | ||
48 | Развитие связной речи. Составление деформированного текста | 1 | 08.05 | ||
49 | Приставки и предлоги | 2 | 11.05 | ||
50 | Проверочная работа | ||||
51 | Слуховой диктант | ||||
VII | Состав слова. Закрепле- ние | ||||
52 | Разбор слов по составу | 1 | 15.05 | ||
53 | Составление слов из морфем | 1 | 18.05 | ||
54 | Проверочная работа | 1 | 22.05 | ||
VIII | Однознач- ные и многозначные слова | ||||
55 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 25.05 |
Расписание занятий
по социально-психологической адаптации
и логопедической коррекции ребенка-инвалида
Вторник 10:05 - 10:45 | Педагог-психолог Кукорова Л.Р. Каб.59 | |
Понедельник 8:15 - 8:55 Четверг 8:15 - 8:35 | Логопед Терентьева Н.А. Каб.32 |
Ознакомлен _____________________________________________________________
Индивидуальный паспорт ребенка-инвалида
ФИО ребенка: Филяков Константин Николаевич
Дата рождения: 05.01.2006г
Место учебы, класс МБОУ СОШ №3 г.Салехард
Данные паспорта или свидетельства о рождении: I ПК 671919
№ пенсионного удостоверения_________________________
№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования
Диагноз: ВПС (при рождении)
Какие кружки посещает: Мини-футбол __________________________________
Где участвовал, результаты __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая помощь была оказана: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» |
Директор школы ____________________ (Ямполец Н. И.) |
« 1» сентября 2016 года |
План индивидуального сопровождения
обучающегося 4 класса «Г»
Филякова Константина
Цель. Социально-психологическая адаптация и реабилитация ребенка-инвалида.
Задачи:
- Изучение социальной среды.
- Содействие во взаимодействии с организациями культуры.
- Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.
- Стимулирование учебной мотивации.
- Развитие навыков эффективного общения, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
- Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации, активизация творческого потенциала при общении.
№ | направление работы | сроки | ответственный |
1 | Обследование жилищно-бытовых условий | в течение учебного года | Корсукова А.А. |
2 | Вовлечение обучающегося в объединения дополнительного образования | в течение учебного года | Корсукова А.А. |
3 | Индивидуальные консультации по запросу | в течение учебного года | Цебекова Б.Б-Н. Таланцева С.Б.
|
4 | Диагностика | сентябрь-октябрь | Кукурова Л.Р. |
Диагностика социально-психологической адаптации | |||
Изучение характера межличностных отношений с одноклассниками | в течение учебного года | ||
5 | Коррекционно-развивающие занятия | в течение учебного года | Кукурова Л.Р. |
Развитие эмоционально-волевой сферы | октябрь-ноябрь | ||
Мысли и настроение | |||
Как стать уверенным в себе | |||
Как разрешить конфликты мирным путем? | |||
Трудное слово «нет» | |||
Мой внутренний мир | |||
Развитие коммуникативных способностей, формирование активной социальной позиции | декабрь-январь | ||
Понятие и виды общения. Техники и приемы общения | |||
Дружба. О дружбе и друзьях | |||
Вражда или толерантность? | |||
Я в ответе за свой выбор | |||
Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | |||
Развитие познавательных способностей | февраль-март | ||
Знакомься: твоя память | |||
Внимание и интерес | |||
Знакомься: твое восприятие | |||
Слушатель, зритель, деятель – кто Я? | |||
Мышление | |||
Развитие творческих способностей, креативности мышления | март-апрель | ||
Творческое мышление | |||
Что произойдет, если… | |||
Тайные шифры | |||
Письмо руками | |||
Необычная сказка | |||
6 | Занятия в сенсорной комнате | в течение учебного года | Кукурова Л.Р. |
Упражнения на релаксацию «Ленивая кошечка», «Задуй свечу», «Снежная баба», «Птички» | |||
7 | Консультации родителей | октябрь | Кукурова Л.Р. |
Консультация по результатам диагностики | |||
«Внимание и внимательность » | январь | ||
«Формирование учебной мотивации или как не отбить у детей желание учиться» | апрель |